76513

Методическое наследие и его роль в развитии методики русского языка

Доклад

Педагогика и дидактика

Методическое наследие и его роль в развитии методики русского языка Возникновение методики преподавания русского языка датируют 1844 годом годом выхода в свет книги Федора Ивановича Буслаева О преподавании отечественного языка но еще задолго до этого исследования появлялись работы которые сейчас мы могли бы называть методическими пособиями. Срезневского 1812-–1870 больше известного как автора словаря древнерусского языка но ему принадлежат и методические работы. Автор рекомендует не ограничиваться в школе изучением литературного...

Русский

2015-01-30

33 KB

4 чел.

36. Методическое  наследие и его  роль в развитии методики русского языка

Возникновение методики преподавания русского языка датируют 1844 годом — годом выхода в свет книги Федора Ивановича Буслаева «О преподавании отечественного языка», но еще задолго до этого исследования появлялись работы, которые сейчас мы могли бы называть методическими пособиями.

В своей работе Буслаев впервые в истории русской педагогики дает научно обоснованную методическую систему. На первый план Ф. И. Буслаев ставит осознанное усвоение учащимися материала, умение учащихся правильно использовать полученные знания в собственной речи, соединение «знаний и умений, учения и упражнения». Говоря о методах обучения, он выделяет два способа преподавания: ученик с помощью учителя сам доискивается до истины (эвристический метод) или же получает сведения о языке в готовом виде (догматический метод); при этом первому методу отдается предпочтение. Большое место Ф. И. Буслаев отводит развитию речи учащихся, чтобы ученики научались «выражаться легко, благозвучно, ясно, определенно, с толком и со смыслом».

Среди последователей Ф. И. Буслаева наиболее известным является К. Д. Ушинский (1824–1870). К. Д. Ушинский исследовал психофизиологическую природу обучения, много писал о воспитательных задачах педагогики, поставил перед учителем задачу научить учеников учиться.

К этому же периоду относится деятельность И. И. Срезневского (1812–1870), больше известного как автора словаря древнерусского языка, но ему принадлежат и методические работы.

Конец XIX — начало XX века — период особенного расцвета методики. В это время работают В. И. Водовозов, С. Я. Стоюнин, Л. И. Поливанов, Н. Ф. Бунаков и многие другие. Этот период завершает обобщающий труд А. Д. Алферова (1862–1919) «Родной язык в средней школе. Опыт методики» (1911). Автор рекомендует не ограничиваться в школе изучением литературного языка, а изучать язык народа, фольклор и диалекты.

В начале XX века усилилась научно-лингвистическая направленность в методике русского языка. К этому времени относится деятельность Ф. Ф. Фортунатова, выступившего в 1903 году перед работниками народного образования с докладом «О преподавании грамматики русского языка в средней школе»; А. А. Шахматова, принявшего участие в организации съездов преподавателей русского языка в 1904–1917 гг.; Д. Н. Овсяннико-Куликовского, автора учебников русского языка в 1907–1917 гг.

В это же время, а также после революции, активно занимается методикой А. М. Пешковский (1878–1933. В работе «Школьная и научная грамматика» (1914) А. М. Пешковский писал о разрыве между наукой о языке и его школьным изучением, критиковал сложившееся в школе положение, при котором грамматика стала «служанкой орфографии». Изучение грамматики имеет, по мнению А. М. Пешковского, особую ценность. А. М. Пешковский боролся за эксперимент в школе, против консерватизма и шаблона в преподавании.

Вопросами школьного преподавания русского языка занимался и Л. В. Щерба (1880–1944). Важнейшими направлениями работы по обучению русскому языку Л. В. Щерба считал обучение владению письменным и устным литературным языком, что достигается изучением грамматики, чтением образцов литературной речи, систематических упражнений в продуцировании устных текстов. Большое внимание Л. В. Щерба отводит обучению орфографии, в основу которого должен быть положен принцип сознательности усвоения в связи с изучением грамматики, а не простое зазубривание. Большую роль при обучении русскому языку Л. В. Щерба отводил грамматике.

В 1952 г. Л. В. Щерба создает учебник «Русский язык» в 2 томах и кладет в основу своей методической системы различение языковой системы и речевой деятельности, которую следует развивать особыми приемами говорения, аудирования, чтения, письма.

Р. И. Аванесов и А. Н. Сидоров также не обошли своим вниманием школу: в 1933 г. они приняли участие в конкурсе учебников для школы, введя в свой учебник основы фонологии.  

Большой вклад в развитие методики преподавания русского языка в школе внес А. В. Текучев (1903–1987). Им написано более 200 научно-методических работ.

Выходит ряд базовых методических трудов — учебников по методике преподавания русского языка в школе. Это, в частности, учебники и учебные пособия К. Б. Бархина и Е. С. Истриной (1934), П. О. Афанасьева (1944), А. В. Текучева (1958), Л. А. Чешко (1977), учебник коллектива авторов «Методика преподавания русского языка в школе» под редакцией М. Т. Баранова (1991), учебное пособие для студентов педагогических вузов «Обучение русскому языку в школе» (2004).

Последние десятилетия ознаменованы как обобщающими, так и конкретными разработками по методике преподавания русского языка, связанными, в первую очередь, с диверсификацией образования, появлением альтернативных программ, учебных комплексов и пособий, разработкой нового стандарта образования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6264. Методы принятия управленческих решений в условиях определенности 133 KB
  Методы принятия управленческих решений в условиях определенности Введение. Принятие решений в менеджменте Принятие решений - особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего способа достижения поставленной цели. Другими сл...
6265. Оптимизационные методы принятия управленческого решения в условиях определенности 229.5 KB
  Оптимизационные методы принятия управленческого решения в условиях определенности Содержание Управленческие решения в однокритериальных задачах. Построение экономико-математической модели. Математическая модель задачи линейного про...
6266. Симплексный метод принятия оптимального управленческого решения 113 KB
  Симплексный метод принятия оптимального управленческого решения Содержание Виды математических моделей ЗЛП. Идея симплексного метода нахождения оптимального решения. Алгоритм симплексного метода. Нахождение оптимального решен...
6267. Управленческие решения в задачах распределительного типа 233.5 KB
  Управленческие решения в задачах распределительного типа Содержание Примеры распределительных задач: транспортная и задача о назначениях. Постановка транспортной задачи и ее математическая модель. Методы построения плана перевозок Метод ...
6268. Управленческие решения в задачах финансового менеджмента. Схема простых процентов 130.5 KB
  Управленческие решения в задачах финансового менеджмента. Схема простых процентов Содержание Математическое понятие процента. Основные понятия финансовой математики. Основные принципы финансового анализа Принятие решений в финансовых...
6269. Управленческие решения в финансовом менеджменте. Подсчет сложных процентов 229.5 KB
  Управленческие решения в финансовом менеджменте. Подсчет сложных процентов Содержание Начисление сложных годовых процентов Сравнение наращения по простым и сложным процентам Наращение по сложным процентам при нецелом числе лет...
6270. Управленческие решения в конфликтных ситуациях 219.5 KB
  Управленческие решения в конфликтных ситуациях Содержание Теория игр как основа моделирования конфликтных ситуаций. Антагонистические игры (принцип минимакса, седловой элемент, цена игры, решение игры). Доминирование стратегий игро...
6271. Принятие решений в условиях риска 161 KB
  Принятие решений в условиях риска Неопределенность и риск при разработке и принятии решений. Принятие управленческого решения в условиях риска. Статистические игры (игры с природой) Риск статистика в игре с природой К...
6272. Принятие решений в условиях неопределённости 138.5 KB
  Принятие решений в условиях неопределённости Максиминный критерий Вальда. Критерий Сэвиджа (минимаксного риска). Критерий Гурвица (пессимизма-оптимизма). Максиминный критерий Вальда (критерий крайнего пессимизма) (рассчитывай...