7652

Культурология как наука

Контрольная

Культурология и искусствоведение

Культурология как наука Введение. Культурология (название происходит от лат cultura и греческого logos) является важнейшей составной частью современного гуманитарного знания, интегральным элементом полноценного высшего образования. Хотя челове...

Русский

2013-01-27

55 KB

29 чел.

Культурология как наука

Введение. Культурология (название происходит от лат cultura и греческого logos) является важнейшей составной частью современного гуманитарного знания, интегральным элементом полноценного высшего образования.  Хотя человек давно осознал особенность своего существования, выделившую его из природного мира в специфическую, им самим созданную среду, он долго не мог найти точные средства описания и познания этой специфичности. Необходим был целый ряд предпосылок объективного и субъективного характера, чтобы постижение особой сферы человеческого бытия и деятельности по ее созданию и развитию привело к появлению культурологии. Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие наук о человеке и обществе и накопление фактов и наблюдений над его духовной жизнью. В отличие от других областей знания культурология возникла совсем недавно – около ста лет назад. В системе образования нашей страны она утвердилась еще позже – в течение двух последних десятилетий. Современная культурология – это  фундаментальная наука, базовая гуманитарная дисциплина, изучающая общие закономерности развития культуры как системы. Культурология – система знаний о сущности, принципах, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры.

§1.  Предпосылки возникновения культурологии. Историческое развитие знаний о культуре. Начиная еще с античных времен, философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры, но только начиная с  XVIII в. слово культура становится философским понятием. Идея культуры как обобщенного (тогда, прежде всего, духовно-деятельностного) отличия человека от всего остального мира.  Однако, большинством философских систем в это время понятие культуры схватывается достаточно абстрактно, а в в большинстве философских систем (Гегель, Маркс) концептуально-сущностная картина человеческого бытия в мире строится через особые системы понятий, обходясь, фактически, без понятия «культура». Исключение – И. Г. Гердер. Он был одним из первых ученых, кто ввел в научный оборот термин «культура». В его понимании культура содержит в качестве своих частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство.

§2. Естественные и гуманитарные науки. Специфика гуманитарного знания: обоснование Г. Риккертом гуманитарных наук как наук о культуре. В XIX в европейской философии сложились 2 типа знаний: 1) естественные науки – науки о природе (естествознание, медицина, технические науки, статистика, экономика) – относились собственно к науке (science). Они опирались на опыт и точные факты, устанавливали объективные законы. 2) т. н. «науки о духе» –  занимающиеся исследованием творений человеческого духа. В. Дильтей науками о духе он считал те, предметом исследования которых является общественно-историческая действительность.

Однако, как полагает виднейший представитель Баденской (или Фрайбургской, Юго-западной) школы неокантианства Генрих Риккерт, «термин "науки о духе" очень недостаточно характеризует неестественно-научные дисциплин», т. к. базируется на понятии «психического», при помощи которого невозможно понять «различия двух отдельных родов научного интереса». Понятие «науки о духе» не отграничивает ни объекты, ни методы этих наук от объектов и методов естествознания, поэтому самое лучшее – отказаться от этого термина».  Поэтому Риккерт предлагает «заменить традиционное деление на естественные науки и науки о духе»на «на науки о природе и науки о культуре лучше всего выражает противоположность интересов, разделяющую ученых на два лагеря». В своей знаменитой работе  «Науки о природе и науки о культуре» (1910) Риккерт систематизирует учение неокантианцев, возводит ценность в ранг универсальной системообразующей категории. Согласно Риккерту, «культура – совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями». Риккерт делит науки по методу познания на:-генерализирующие (конструируют общие законы, изучают повторяющиеся события) – естествознание; – индивидуализирующие (дают понимание индивидуального, неповторимого) – науки о культуре. Если естествознание устанавливает закономерные, повторяющиеся, типические связи, то науки о духе должны изучать уникальные неповторимые исторические явления. На деле Риккерт развивает идеи своего предшественника Вильгельма Виндельбанда (1848-1915), которыйввел разделение наук на основе метода познания 1) Одни науки стремятся переходить от частных фактов к общим законам (номотетические = закон, законопологающие), естествознание; 2) другие описывают отдельные неповторимые события (идеографические). Вслед за Виндельбандом, Г. Риккерт выступает против чрезмерной экспансии "науки" во все сферы жизни, против провозглашения естественнонаучных методов единственно правомерными. Он также утверждает общезначимость интуитивных форм в гуманитарном познании. Однако если история должна изображать единичное, особенное, индивидуальное, то как вообще возможна история как наука? Именно «понятие культуры делает возможной историю как науку», – отвечает Г. Риккерт. Философия, по Риккерту, представляет собой науку о ценностях, которые образуют «... совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта». Цель философии Риккерт видит в том чтобы «исследовать эти ценности как ценности, подвергнуть вопросу их значимость». Какие это ценности? «Прежде всего, это ценности, на которых зиждутся формы и нормы эмпирического исторического познания; во-вторых, это ценности, которые в качестве принципов исторически существенного материала конституируют саму историю; в-третьих, наконец, это ценности, которые постепенно реализуются в процессе истории». Важное значение баденской школы неокантианства состоит в том она не только способствовала обоснованию гуманитарных наук как наук о культуре, но также и в том, что внесла  в гуманитарные науки смысловой «стержень» в виде ценностей.

§3. Ложные представления о культуре (мифологемы идеологического и обыденного сознания) (по Л. А. Заксу). Пространство абстрактно-философской работы с концептом «культура»  законсервировало ложные предметные и ценностные представления о культуре, превратив их в мифологемы идеологического и обыденного сознания. Эти «ложные уверенности» реально преодолеваются только опытом научных исследований культуры: 1) европо- и/или этноцентризм: ценностно-нормативное отождествление культуры (представлений о ней) с кругом привычных, «родных» для данного субъекта культурных феноменов; 2) толкование культуры как категории оценочной, т. е. отказывающий феномену культуры в объективном онтологическом статусе и переводящий его в статус идеально-должного; 3) идеализация культуры: отнесение к сфере культуры только позитивных сторон жизни; 4) сведение культуры исключительно к духовным видам и результатам деятельности людей (Л. А. Закс).

§4. Научные исследования культуры. Основные общенаучные результаты конкретных исследований культуры (не только этнографии) – представления, ставшие основополагающими в научном видении культуры, в том числе и для культурологии (Л. А. Закс): 1) объективность культуры; 2) ее социальный генезис и атрибутивность для любого общества и общности; 3) множественность и аксиологическое равноправие конкретных культур (этнических, социально-групповых, исторических); 4) универсальный, или всеохватный характер культуры любого общества; 5) органическая слияние культуры с общественной жизнью, социальным и антропологическим субстратом общества; 6) полифункциональность культуры, соотносимая с потребностями социума и человека; 7) внутренняя сложность: феноменальное, структурное, морфологическое и функциональное многообразие и «многоликость» культуры, ее внутренняя противоречивость, динамизм и развитие (эволюция).

§5. Необходимость культурологии как специфической науки о культуре. Культура как система. Объект и предмет культурологии (по Л. А. Заксу). Важно понять логику становления культурологии –  соединившей некогда разные и до поры автономные исследовательские линии-потоки-тенденции «во имя решения качественно новой, специфической познавательной задачи, до того неизвестной, но «вдруг» явившейся и ставшей необходимой». Важным шагом к появлению культурологии, к осознанию необходимости культурологии как науки явились «эмпирические наблюдения и интуиции о целостности, внутренней интегрированности культуры (культур) – стали  знанием-идеей ее онтологической системности. Сама культурная реальность минувшего века, при всем ее разнообразии и мозаичности, помогала обретению такого видения-понимания. Унификация коллективной и личной жизни, ее технико-технологического, организационного, информационного оснащения. Соположенность и согласованность (единство) пространственно-временного функционирования различных «сил» и подсистем культуры.

Эмпирические наблюдения и интуиции о целостности, внутренней интегрированности культуры (культур) – стали  знанием-идеей ее онтологической системности. Если культура – онтологическая система, сложноорганизованное бытийное целое, не сводимое к составляющим ее элементам (компонентам) и даже их совокупности («сумме»), то и ее познаниеотдельная и особая познавательная задача. (Л. А. Закс). Процесс познания «мира культуры» открыл в нем (создал) принципиально новые объект и предмет: культуру (ее типологические модификации) как систему и ее (их) законы и свойства, постижение которых и стало (возможностью) целью культурологии. К 20 в наука пришла к выводу о сущностной связи культуры и человека, о фундаментальной роли первой для возникновения, сохранения (воспроизводства) и развития специфики (специфической сущности и существования) второго. Когда конкретная наука о культуре это поняла и выразила в своих мировоззренческих и методологических установках, она из этнологии стала культурной (социальной) антропологией – наукой не просто о каких-то конкретных (исторически ранних) народах (обществах) и их культурах, что, собственно, и было наукой этнологией. Она стала наукой о культурно-исторических основаниях специфики человека (человеческого рода), ее происхождения и эволюции, о самой этой специфике, выявляемой, прежде всего, на материале «ранних» народов (обществ), о безусловно культурной природе и сущности человека и человеческих сообществ. В результате взгляд на культуру как систему дополнился во всех отношениях существенным пониманием ее основополагающей, универсально-фундаментальной социальной и антропной роли. Столь значимой и так понятой в своем значении культурой, к тому же далеко выходящей за пределы ранних обществ, непременно, абсолютно необходимо заниматься специально, целенаправленно и системно-всесторонне». Как утверждает Л. А. Закс, «так окончательно и навсегда, я уверен, культурология – во всей масштабности, всеохватности и обобщенности своего видения культуры и своих познавательных задач –  стала  социально-научной необходимостью».

§6. Название «Культурология»: происхождение, проблема эквивалентного перевода. Само название – «Культурология» появилось сравнительно недавно – в конце XIX – начале XX в. Эдуард Тайлор (1832-1917) в книге «Первобытная культура» (1871) назвал одну из глав «Science of Culture» – наука о культуре. Немецкий химик, лауреат нобелевской премии В. Оставльд в труде «Система наук» (1915) предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией». Но самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит американскому антропологу Лесли Уайту (1900-1975). В 1939  он использовал понятие культурологии для обозначения класса явлений, имеющих наряду с функциональным еще и ценностное, символическое значение. Символизация как особая способность человека. Использование названия «Культурология» по Уайту должно ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры.

§7. Место и роль философии (общей теории культуры).  Философская «общая теория культуры» как мировоззренческое и теоретико-методологическое основание субдисциплин культурологии. «Общекультурная» размерность лежащих в основе конкретных культурологических дисциплин параметров культуры: историзм (историческая изменчивость); социальность (отношение к общественным отношениям и группам); связь с психической реальностью; знаковая опосредованность и воплощенность; укорененность и основополагающая роль естественного языка; этничность; антропность и реализуемость в образе жизни человека; технологичность, или конструктивность. Осознание роли других универсальных параметров (свойств) культуры, могущих привести к появлению новых культурологических субдисциплин.

§8. Основные разделы культурологии. Культурология – комплекс наук, который охватывает всю совокупность знаний о культуре: 1) история культуры (изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира; в центре ее внимания – реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов.); история культурологических учений (изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях; 3) социология культуры (исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни социальных групп); 4) культурная антропология (рассматривает жизнь человека в определенной культурной среде и исследует ее воздействие на формирование и развитие личности); 5) психология культуры (направление на стыке психологии и культурологии, ставящее проблему единства человеческой психики и культуры); 6) семиотика культуры (изучает культуру как знаковую систему; 7)  прикладная культурология (целевая установка — вовлечение человека в мир культуры). Другое разделение: фундаментальная культурология (изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, разрабатывает категориальный аппарат, методы исследования) и  прикладная культурология (ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48. Вирішення проблеми паління, вчивання алкоголю та наркотичних речовин серед сучасної молоді засобами морального виховання 205.5 KB
  Створення технології, спрямованої на подолання та запобігання шкідливих звичок (ШЗ) (алкоголізм, тютюнопаління, наркоманія). активне використання методів стимулювання з метою регулювання, коригування та стимулювання діяльності та поведінки вихованців.
49. Оформлення каталогу творчих робіт на тему: Моделювання та макетування 287.5 KB
  Технології виготовлення аплікації, історичні відомості, система орієнтування, оздоблення акцидентними шрифтами. використання каталогів для рекламних та ознайомчих, інформаційних цілей, підготовка та вибір матеріалів до друку.
50. Securities exchange. Most common and most unrestricted type of bank 304 KB
  Most common and most unrestricted type of bank, allowed the most latitude in its services and investments are called, despite the measures taken last year to cut their risky investments and the overall size of their portfolios.
51. История создания и специфика работы пистолета-пулемета Томпсона 533.92 KB
  Томми-ган, автомат Томпсона, пистолет-пулемет Томпсона, чикагское пианино, траншейная метла, дьявольская машина смерти и даже двигатель торговли – все это названия самого гангстерского в мире оружия, которое стало символом американских гангстерских воин и хорошо зарекомендовало себя на полях сражений.
52. Технический уровень производства алюминия с использованием электролиза 218 KB
  Плотность тока зависит от футеровки электролизера и площади поверхностей теплоотдачи корки электролита. Непрерывность процесса электролиза, определение производительности и удельного расхода сырья. Материальный баланс электролизера на силу тока 165 кА.
53. Оцінка навчальної гігієни Технічного коледжа ТНТУ ім. І. Пулюя 121.5 KB
  Опитування студентів групи ОКС-406 з використанням хронометражного листа, ознайомлення з планом виховної роботи куратора групи. Аналіз розміщення меблів в навчальних приміщеннях та дослідження освітленості класів.
54. Методичні вказівки до виконання лабораторних робіт в редакторі КОМПАС-ГРАФІК для Windows 996 KB
  Робота з панелями графічного креслярсько-конструкторського редактора КОМПАС-ГРАФІК для Windows, Ввід даних і виразів в поля Стічки параметрів об’єктів. Використання допоміжних побудов. Проставлення розмірів в КОМПАС-ГРАФІК для Windows.
55. Харьковский украинский драматический театр имени Т.Г. Шевченко 381.5 KB
  Блестящий исполнитель комических ролей в пьесах русских и зарубежных классиков - Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, Ж.Б. Мольера, — М. Щепкин стоял у истоков украинского национального театра. В историю харьковского театра Л.Ю. Млотковский вошел как организатор строительства первого каменного здания театра.
56. Устройство подземной части здания. Проектирование фундамента 456 KB
  Выбор комплекта машин для производства земляных работ. Технико-экономическое сравнение вариантов. Сводная ведомость объема земляных работ, подсчет объемов по устройству монолитных фундаментов. Расчет технико-экономических показателей комплексного процесса.