76524

Отбор теоретических понятий при изучении синтаксиса

Доклад

Педагогика и дидактика

ИНТЕРНЕТ Рассмотрение синтаксической единицы предложения начинается в 1 классе Обеспечить усвоение учащимися знаний о строе русского языка на основе сознательного восприятия ими системы синтаксических понятий и правил ; Разграничение в научном синтаксисе словосочетания и предложения способствовало выделению существенных признаков качественно различных единиц языка более глубокому постижению специфики каждой из них. Синтаксис предложения рассматривает коммуникативную единицу языка служащую средством формирования выражения и сообщения...

Русский

2015-01-30

30.5 KB

0 чел.

47. Отбор теоретических понятий при изучении синтаксиса.
ИНТЕРНЕТ
Рассмотрение синтаксической единицы – предложения- начинается в 1 классе…

Обеспечить усвоение учащимися знаний о строе русского языка на основе сознательного восприятия ими системы синтаксических понятий и правил ; 
Разграничение в научном синтаксисе словосочетания и предложения способствовало выделению существенных признаков качественно различных единиц языка, более глубокому постижению специфики каждой из них. Синтаксис предложения рассматривает коммуникативную единицу языка, служащую «средством формирования, выражения и сообщения мысли»(В.В.Виноградов).Объектом синтаксиса словосочетания является некоммуникативная единица языка…
Методическая задача- показать учащимся различие словосочетания и предложения.. 
В учебниках сначала рассматриваются признаки предложения как такового(любое предложение характеризуется интонацией конца; наличием грамматической основы, которая выражает значение синтаксического наклонения и времени; синтаксическими связями между компонентами предложения и определенным порядком расположения последних). 
Каждый из этих признаков становится основой для рассмотрения разновидностей предложения. Так, в зависимости от цели высказывания (коммуникативная направленность) различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные, а интонация конца при этом реализуется в одной из специфических интонаций спокойного или эмоционально окрашенного сообщения, вопроса, побуждения. По характеру грамматической основы предложения делятся на двусоставные и односоставные, по наличию главных или главных и второстепенных членов -на нераспространенные и распространенные и распространенные, по числу грамматических основ - простые и сложные. 
Различение лексического и грамматического значения сказуемого, важное для понимания учащимися ряда теоретических и практических вопросов при освоении предложения и его разновидностей (в частности, для осмысленного восприятия типов сказуемого),достигается путем противопоставления категорий синтаксиса и лексики. 

Приемы и средства обучения синтаксису в школе общеизвестны: специально организуемые учителем (путем постановки вопросов и познавательных задач) наблюдения над языковым материалом; лингвистический эксперимент ,опирающийся в свою очередь на такие приемы ,как сопоставление, противопоставление, сопоставительный анализ, синтаксический разбор, наглядные пособия (схемы, таблицы, картины). Каждый из названных приемов и средств может быть использован при объяснении нового материала ,и при его закреплении в системе упражнений ,и при проверке знаний ,умений и навыков учащихся.Графические средства (различного рода схемы, отражающие структуру синтаксической единицы ,связь ее компонентов ,функции ее членов, интонационный рисунок конструкции и др.) применяются при изучении синтаксиса ( в разных формах и видах, с разной степенью полноты охвата отражаемого явления . 

УЧЕБНИК:

Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью (этот подход реализован в комплексах 1 и 3). Существует и другое понимание словосочетания — как соединения слов, связанных любым типом связи. При таком понимании говорят о подчинительных и сочинительных словосочетаниях (трудный, но интересный). Этот подход отражен в комплексе 2.

Подчинительная связь слов в словосочетании бывает трех видов: согласование, управление, примыкание. Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое

слово уподобляется главному в его морфологических признаках (хорошая книга).

Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него (читать книгу). Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному

слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или неизменяемая форма слова.

Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу (громко читать). Предложение — это совокупность слов или слово, грамматически

оформленная с точки зрения реальности и времени, интонационно завершенная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию. Если словосочетанию во всех трех комплексах дано четкое определение, то предложению такого определения не дается: предложение описывается в нескольких предложениях, характеризующих его функцию и признаки. Изучение всех единиц, в том числе словосочетания и предложения,

целесообразно проводить через их сопоставление. Так, соотношения между словосочетанием и предложением можно установить путем их сравнения.

Основная функция предложения — коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикатив-

ностью). Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании

реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик — деревянный домик).

От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71042. Дослідження напівпровідникових діодів 917 KB
  Зі збільшенням прямої напруги прямий струм швидко зростає так як концентрація основних носіїв велика і може перевершити максимально допустиме значення. У відкритому стані спад напруги на pn переході невеликий і складає. При зростанні зворотної напруги зворотний струм швидко досягає насичення і майже не змінюється.
71043. Дослідження напівпровідникового стабілітрона 174 KB
  Дослідним шляхом зняти вольтамперну характеристику стабілітрона визначити його параметри порівняти з довідковими даними і дослідити вплив навантаження на точність стабілізації напруги стабілітроном. Короткі теоретичні відомості Стабілітронами називають напівпровідникові діоди призначені для стабілізації напруги.
71044. Дослідження характеристик біполярного транзистора 608.5 KB
  Експериментальним шляхом зняти статичні вольтамперні характеристики біполярного транзистора увімкненого з загальним емітером; визначити за цими характеристиками його h параметри та освоїти методику вимірювання параметрів транзисторів за допомогою тестера.
71045. Дослідження тиристорного регулятора напруги 496 KB
  Вивчити роботу тиристора в схемі регулювання напруги. Прослідкувати за зміною форми напруги при зміні кута керування. При підвищенні прикладеної напруги струм через динистор спочатку майже не змінюється аж поки напруга не досягне критичного значення рівного напрузі вмикання.
71046. Назначение IP-адресов. Маски подсети 852 KB
  Одной из наиболее важных тем при обсуждении стека TCP/IP является IP-адресация. IP-адрес представляет собой числовой идентификатор, присваиваемый каждому компьютеру сети IP. Он отражает расположение устройства в сети. IP-адрес является программным, а не аппаратным адресом — последний \"зашит\" в компьютере или плате сетевого интерфейса.
71047. Технология приготовления блюда Тефтели рыбные с гарниром и соусом и кондитерского изделия Рулет бисквитный фруктовый 790.59 KB
  Организация рабочих мест при приготовлении кондитерского изделия. Организация рабочих мест при приготовлении блюда. Подбор необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря, используемого для приготовления блюда. Характеристика рабочих мест для приготовления кондитерского изделия.
71048. Изучение методов измерения: прямого преобразования и замещения 159 KB
  Целью работы является изучение методов измерения: дифференциального, прямого преобразования, замещения и их экспериментальное сравнение. При выполнении лабораторной работы студент должен: Знать: цель и содержание предстоящей работы, порядок ее выполнения и основные теоретические положения по данной теме.
71049. Изучение методов измерения: компенсационного, прямого преобразования и замещения 471 KB
  На панели лабораторного стенда установлена монтажная плата с сопротивлениями измерительного моста которые намотаны манганиновой проволокой что обеспечивает независимость их значений от влияния окружающей температуры. На лицевой панели стенда также установлен микроамперметр...