76524

Отбор теоретических понятий при изучении синтаксиса

Доклад

Педагогика и дидактика

ИНТЕРНЕТ Рассмотрение синтаксической единицы – предложения начинается в 1 классе Обеспечить усвоение учащимися знаний о строе русского языка на основе сознательного восприятия ими системы синтаксических понятий и правил ; Разграничение в научном синтаксисе словосочетания и предложения способствовало выделению существенных признаков качественно различных единиц языка более глубокому постижению специфики каждой из них. Синтаксис предложения рассматривает коммуникативную единицу языка служащую средством формирования выражения и сообщения...

Русский

2015-01-30

30.5 KB

0 чел.

47. Отбор теоретических понятий при изучении синтаксиса.
ИНТЕРНЕТ
Рассмотрение синтаксической единицы – предложения- начинается в 1 классе…

Обеспечить усвоение учащимися знаний о строе русского языка на основе сознательного восприятия ими системы синтаксических понятий и правил ; 
Разграничение в научном синтаксисе словосочетания и предложения способствовало выделению существенных признаков качественно различных единиц языка, более глубокому постижению специфики каждой из них. Синтаксис предложения рассматривает коммуникативную единицу языка, служащую «средством формирования, выражения и сообщения мысли»(В.В.Виноградов).Объектом синтаксиса словосочетания является некоммуникативная единица языка…
Методическая задача- показать учащимся различие словосочетания и предложения.. 
В учебниках сначала рассматриваются признаки предложения как такового(любое предложение характеризуется интонацией конца; наличием грамматической основы, которая выражает значение синтаксического наклонения и времени; синтаксическими связями между компонентами предложения и определенным порядком расположения последних). 
Каждый из этих признаков становится основой для рассмотрения разновидностей предложения. Так, в зависимости от цели высказывания (коммуникативная направленность) различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные, а интонация конца при этом реализуется в одной из специфических интонаций спокойного или эмоционально окрашенного сообщения, вопроса, побуждения. По характеру грамматической основы предложения делятся на двусоставные и односоставные, по наличию главных или главных и второстепенных членов -на нераспространенные и распространенные и распространенные, по числу грамматических основ - простые и сложные. 
Различение лексического и грамматического значения сказуемого, важное для понимания учащимися ряда теоретических и практических вопросов при освоении предложения и его разновидностей (в частности, для осмысленного восприятия типов сказуемого),достигается путем противопоставления категорий синтаксиса и лексики. 

Приемы и средства обучения синтаксису в школе общеизвестны: специально организуемые учителем (путем постановки вопросов и познавательных задач) наблюдения над языковым материалом; лингвистический эксперимент ,опирающийся в свою очередь на такие приемы ,как сопоставление, противопоставление, сопоставительный анализ, синтаксический разбор, наглядные пособия (схемы, таблицы, картины). Каждый из названных приемов и средств может быть использован при объяснении нового материала ,и при его закреплении в системе упражнений ,и при проверке знаний ,умений и навыков учащихся.Графические средства (различного рода схемы, отражающие структуру синтаксической единицы ,связь ее компонентов ,функции ее членов, интонационный рисунок конструкции и др.) применяются при изучении синтаксиса ( в разных формах и видах, с разной степенью полноты охвата отражаемого явления . 

УЧЕБНИК:

Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью (этот подход реализован в комплексах 1 и 3). Существует и другое понимание словосочетания — как соединения слов, связанных любым типом связи. При таком понимании говорят о подчинительных и сочинительных словосочетаниях (трудный, но интересный). Этот подход отражен в комплексе 2.

Подчинительная связь слов в словосочетании бывает трех видов: согласование, управление, примыкание. Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое

слово уподобляется главному в его морфологических признаках (хорошая книга).

Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него (читать книгу). Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному

слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или неизменяемая форма слова.

Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу (громко читать). Предложение — это совокупность слов или слово, грамматически

оформленная с точки зрения реальности и времени, интонационно завершенная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию. Если словосочетанию во всех трех комплексах дано четкое определение, то предложению такого определения не дается: предложение описывается в нескольких предложениях, характеризующих его функцию и признаки. Изучение всех единиц, в том числе словосочетания и предложения,

целесообразно проводить через их сопоставление. Так, соотношения между словосочетанием и предложением можно установить путем их сравнения.

Основная функция предложения — коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикатив-

ностью). Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании

реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик — деревянный домик).

От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28831. Бихевиоризм. Предпосылки бихевиоризма, критика традиционной психологии, влияние ассоциативной психологии. Философские основы бихевиоризма (прагматизм, позитивизм), понятие о предмете и методе психологии в бихевиоризме 34 KB
  4 Функциональная психология оказала определенное влияние на бихевиоризм психология должна стремиться быть более объективной и поэтому изучать поведение а не сознание душу или разум. Торндайк: психология должна исследовать поведение а не психические элементы или опыт сознания. псих изучать формирование поведенческих реакций и на этой основе изучать человеческое поведение как результат научения. предсказывать поведение человека в каждой конкретной ситуации и в последующем управлять этим поведением.
28832. Развитие необихевиоризма. Изменение представлений о структуре поведенческого акта 56.5 KB
  принципы поведения организмов стоящих на более низких ступенях развития аналогичны таковым принципам поведения организмов стоящих на более высоких ступенях развития. особое значение анализу поведения единичных организмов психологи должны научиться предсказывать влияние отдельных переменных на компоненты поведения отдельного организма. концепция оперантного поведения: Люди да и животные в реальной жизни редко действуют согласно классической схеме S – R – респондентное поведение или обусловливанием типа С стимульным. Последствия...
28833. Гештальтпсихология 82.38 KB
  Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В исследованиях ученых были открыты свойства воображения восприятия и др. Принципы гештальта Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: Близость. Работы посвящены исследованию зрительного восприятия.
28834. Французская социологическая школа 46.5 KB
  Говорил о существовании коллективного сознания – совокупность общих у членов одного и того же общества интересов верований убеждений чувств ценностей. исследовал структуру сознания и личности Изучая структуру сознания Жане подчеркивал что все высшие проявления духа строятся на основе низших где действие чувство и разум слиты воедино. Трехуровневая структура сознания: элементарные ощущения затем память а на ней базируется Я или личность. Ввёл в психологию понятие – поле сознания это наибольшее число простых или относительно...
28835. Генетическая психология 54.5 KB
  Генетическая психология Швейцарский психолог Жан Пиаже 18961980 – один из наиболее известных ученых чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Научные интересы Пиаже еще с юности были сосредоточены на биологии и математике. Пиаже начинает читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. В середине 20 в Пиаже создает свой основной труд Введение в генетическую эпистемологию возглавляет Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета.
28836. Гуманистическая психология 47.5 KB
  Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека экзистенциальная философия предмет и методы исследований Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии: а человек целостен и должен изучаться в его целостности; б каждый человек уникален поэтому анализ отдельных случаев case study лучше чем статистические обобщения; в человек открыт миру переживание человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность; г человеческая жизнь должна...
28837. Когнитивная психология 54 KB
  психологии порождено скорее общим направлением и логикой развития психологии чем открытиями конкретных ученых тем не менее деятельность двух психологов в наибольшей степени способствовала её возникновению. Миллер создал первый научный Центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов восприятия памяти мышления речи и проводили анализ их генезиса. Положительное в метафоре компьютера то что интеллект не рассматривается как набор последовательных малосвязанных этапов переработки информации...
28838. Естественно-научная парадигма в русской психологии 74 KB
  Роль психологии вооружить общество знаниями о психических явлениях и о законах деятельности души направить развитие нравственности морального поведения человека. Когда рефлекс обрывается не перейдя в движение не получив внешнего выражения завершающая часть рефлекса а она несет в качестве движения познавательную нагрузку уходит вовнутрь превращается в мысль хотя и незримую но продолжающую служить организатором поведения. Поэтому в механизме поведения реализуемом по типу рефлекса действует рефлекторное кольцо. Павлова: предмет и...
28839. Русская философская психология 74 KB
  Предмет психологии это наука о явлениях духа а не о его сущности – сущность человек понять не может давалось обоснование исследовательского метода интроспективный анализ и индуктивное – из частного общее обобщение описывались основные психологические законы законы ассоциаций по сходству смежности и причинности предлагалась классификация разделов психологии и давался очерк истории психологии. В лекциях Троицкого по психологии обнаруживается сочетание разнообразных подходов к психическому: вопреки эмпирической установке которая в...