76526

Виды речевых ошибок: методика работы по их предупреждению и исправлению

Доклад

Педагогика и дидактика

Употребление слов в несвойственных им значениях. Повторение однокоренных слов в одном предложении тавтология: Писатель ярко описывает события того дня. Речевая недостаточность возникает в случае когда пропущено нужное слово. Употребление лишних слов.

Русский

2015-01-30

29 KB

4 чел.

49. Виды речевых ошибок: методика работы по их предупреждению и исправлению.

Виды и примеры речевых ошибок

Речевые ошибки это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи.

  1. Употребление слов в несвойственных им значениях. Пример:  Мы были шокированы прекрасной игрой футболистов.
  2. Повторение однокоренных слов в одном предложении (тавтология):  Писатель ярко описывает события того дня.
  3. Речевая недостаточность (возникает в случае, когда пропущено нужное слово). У машины спустило оба.
  4. Смешение лексики разных исторических эпох. Анна Сергеевна и князь поехали венчаться в загс.
  5. Плеоназм (скрытая тавтология). Пример: коллеги по работе.
  6. Употребление лишних слов. Молодая девушка, очень прекрасна.
  7. Неудачное употребление местоимений. Данный текст написал К. Иванов. Он относится к художественному стилю.
  8. Неоправданное повторение слов. Мария любит цветы. Мария знает о них все.

Причины речевых ошибок

«В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи»  Николай Иванович Жинкин.

Основными причинами речевых ошибок являются:

  • Недопонимание значения слова (когда слово употребляет в несвойственном ему значении). Костер все больше и больше распалялся, пылал.
  • Употребление синонимов (каждое такое слово может иметь свою функционально-стилистическую окраску, это и приводит к речевым ошибкам). Например: «ляп» – профессиональный жаргон, а вот «проруха» — просторечное слово.
  • Употребление многозначных слов (используя их, обязательно следите, чтобы они были понятны собеседнику).
  • Лексическая неполнота высказывания (пропущено важное слово).
  • Употребление устаревших слов. (Пример: ныне в магазине все со скидкой).
  • Слова-паразиты» (ну, вот, это и т.д.).
  • Слова иноязычного происхождения (имея пристрастие к заимствованным словам, обязательно выясняйте точное их значение).
  • Ошибки в образовании слов (например: они хочут; собакина конура; на лбе и т.д.)
  • Неправильное употребление паронимов (слов, сходных по звучанию, как правило, одной части речи, но разные по значению и строению). Например: адресат – адресант.
  • Отсутствие лексической сочетаемости в предложении. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчинённым. (Слово «образец» неуместно использовано, его необходимо заменить словом «пример»).
  • Неуместное употребление диалектизмов (выражения или способы речи, употребляемые людьми той или иной местности). Например: Пришла ко мне шаберка, и просидела до утра. (Шаберка – соседка).
  • Смешение прямой и косвенной речи (Автор сказал, что я не согласна со словами Анатолия).

Выбирая слова, необходимо обращать внимание на их значение, употребительность, стилистическую окраску, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Зачастую в речи людей (в особенности совсем молодых) встречаются лексико-стилистические ошибки, т.е. употребление слов в неточном или несвойственном им значении (и вина тому, незнание значения слова). Вкниге «Речевые секреты» под редакцией Т. А. Ладыженской представлены варианты работы над предупреждением и устранением  этих ошибок.

А пока, мы предлагаем вам нашу подборку, призванную предупредить речевые ошибки:

  1. Старайтесь как можно больше читать художественной литературы.
  2. Общаться с грамотными и образованными людьми.
  3. Посещать театры, музеи, тренинги.
  4. Постоянно следите за своей речью (правильно произносить слова).
  5. Хорошими речевыми упражнениями признаны – сочинения и изложения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55152. Категорійно-понятійний апарат з БЖД, таксономія небезпек 949 KB
  Мета: Усвідомити концепцію допустимого ризику та визначити небезпечні й шкідливі чинники для життя людини що найчастіше трапляються шляхом соціального опитування студентів.
55153. План рахунків бухгалтерського обліку. Структура та основи побудови балансу 127 KB
  Принцип повного висвітлення передбачає: а) фінансова звітність повинна містити всю інформацію потенційні наслідки госп-ських операцій; б) фінансова звітність повинна містити всю інформацію про фактичні та потенційні наслідки господарських операцій...
55154. Українська товарна номенклатура ЗЕД: поняття, структура, особливості застосування 122.5 KB
  Законом України Про Митний тариф України що використовується для цілей тарифного та інших видів регулювання зовнішньоекономічної діяльності ведення статистики зовнішньої торгівлі та здійснення митного оформлення товарів. УКТ ЗЕД складається на основі Гармонізованої системи...
55155. Форми колективного обговорення професійних проблем 34 KB
  Які існують підходи до перемовин Як класифікують перемовини Які розрізняють стратегії ведення перемовин З яких стадій складаються перемовини Що таке збори Які є види зборів З яких етапів складаються збори Як треба виступати на зборах аби привернути увагу присутніх до змісту виступу та переконати їх...
55156. Поняття господарського обліку. Мета, завдання, та види обліку. Користувачі облікової інформації. Об’єкти обліку 118.5 KB
  Закон визначає право на його ведення, однак не визначає жодних правил його організації. Інформація є доступною для зовнішніх користувачів
55157. Основи роботи з Windows 1.01 MB
  Постановка загальної проблеми: Як знайти потрібну інформацію по роботі з операційною системою Windows використовуючи довідкову систему І. Знайти та ознайомитись з можливістю пошуку...
55158. Педагогічне спілкування як провідна складова професійно-педагогічної комунікації 57.5 KB
  МЕТА: Схарактеризувати педагогічне спілкування за функціями; з’ясувати що є запорукою продуктивного педагогічного спілкування; визначити бар’єри спілкування та оптимальні способи їх подолання.