76526

Виды речевых ошибок: методика работы по их предупреждению и исправлению

Доклад

Педагогика и дидактика

Употребление слов в несвойственных им значениях. Повторение однокоренных слов в одном предложении тавтология: Писатель ярко описывает события того дня. Речевая недостаточность возникает в случае когда пропущено нужное слово. Употребление лишних слов.

Русский

2015-01-30

29 KB

3 чел.

49. Виды речевых ошибок: методика работы по их предупреждению и исправлению.

Виды и примеры речевых ошибок

Речевые ошибки это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи.

  1. Употребление слов в несвойственных им значениях. Пример:  Мы были шокированы прекрасной игрой футболистов.
  2. Повторение однокоренных слов в одном предложении (тавтология):  Писатель ярко описывает события того дня.
  3. Речевая недостаточность (возникает в случае, когда пропущено нужное слово). У машины спустило оба.
  4. Смешение лексики разных исторических эпох. Анна Сергеевна и князь поехали венчаться в загс.
  5. Плеоназм (скрытая тавтология). Пример: коллеги по работе.
  6. Употребление лишних слов. Молодая девушка, очень прекрасна.
  7. Неудачное употребление местоимений. Данный текст написал К. Иванов. Он относится к художественному стилю.
  8. Неоправданное повторение слов. Мария любит цветы. Мария знает о них все.

Причины речевых ошибок

«В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи»  Николай Иванович Жинкин.

Основными причинами речевых ошибок являются:

  • Недопонимание значения слова (когда слово употребляет в несвойственном ему значении). Костер все больше и больше распалялся, пылал.
  • Употребление синонимов (каждое такое слово может иметь свою функционально-стилистическую окраску, это и приводит к речевым ошибкам). Например: «ляп» – профессиональный жаргон, а вот «проруха» — просторечное слово.
  • Употребление многозначных слов (используя их, обязательно следите, чтобы они были понятны собеседнику).
  • Лексическая неполнота высказывания (пропущено важное слово).
  • Употребление устаревших слов. (Пример: ныне в магазине все со скидкой).
  • Слова-паразиты» (ну, вот, это и т.д.).
  • Слова иноязычного происхождения (имея пристрастие к заимствованным словам, обязательно выясняйте точное их значение).
  • Ошибки в образовании слов (например: они хочут; собакина конура; на лбе и т.д.)
  • Неправильное употребление паронимов (слов, сходных по звучанию, как правило, одной части речи, но разные по значению и строению). Например: адресат – адресант.
  • Отсутствие лексической сочетаемости в предложении. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчинённым. (Слово «образец» неуместно использовано, его необходимо заменить словом «пример»).
  • Неуместное употребление диалектизмов (выражения или способы речи, употребляемые людьми той или иной местности). Например: Пришла ко мне шаберка, и просидела до утра. (Шаберка – соседка).
  • Смешение прямой и косвенной речи (Автор сказал, что я не согласна со словами Анатолия).

Выбирая слова, необходимо обращать внимание на их значение, употребительность, стилистическую окраску, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Зачастую в речи людей (в особенности совсем молодых) встречаются лексико-стилистические ошибки, т.е. употребление слов в неточном или несвойственном им значении (и вина тому, незнание значения слова). Вкниге «Речевые секреты» под редакцией Т. А. Ладыженской представлены варианты работы над предупреждением и устранением  этих ошибок.

А пока, мы предлагаем вам нашу подборку, призванную предупредить речевые ошибки:

  1. Старайтесь как можно больше читать художественной литературы.
  2. Общаться с грамотными и образованными людьми.
  3. Посещать театры, музеи, тренинги.
  4. Постоянно следите за своей речью (правильно произносить слова).
  5. Хорошими речевыми упражнениями признаны – сочинения и изложения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

436. Разработка иерархии классов 570.5 KB
  Разработка структуры иерархии классов Расписание студентов, которая содержит расписание занятий для студентов на семестр. В ходе работы было разработано тестирующее приложение для быстрого создания расписания занятий и удобного его просмотра.
437. Автоматизация учёта работы предприятия Анклав GSM 509 KB
  Разработка системы для учета клиентов, изделий, имеющихся в наличии. Таким образом использование ЭВМ на предприятиях является универсальным решением: повышается общая скорость работы, при более низких затратах, по сравнению с аналогичным трудом человека. Разработка системы ведения учёта проделываемых операций.
438. Інформаційна підтримка внутрішнього контролю на неприбутковому підприємстві 834 KB
  Cистема інформаційної підтримки внутрішнього контролю на конкретному неприбутковому підприємстві – в ЦБС Оболонського району м. Києва. Характеристика існуючого інформаційного забезпечення внутрішнього контролю господарської діяльності бюджетних установ. Розробка інформаційного забезпечення системи внутрішнього контролю для бібліотек на основі Access.
439. География 6-9 классы 587 KB
  Роль географической науки в решении важных проблем развития страны. Необходимость комплексного географического изучения страны. мосвязь природных условий, быта и традиционных занятий коренного населения. Сравнительная характеристика рельефа Центральной России и Западной Сибири.
440. Разработка гидравлического привода для металлорежущего станка 508 KB
  Недостатками гидравлического привода, которые ограничивают его применение в станках, являются нестабильность работы привода из-за неизбежных температурных колебаний рабочей жидкости в процессе работы станка и более низкий КПД.
441. Реконструкция цеха по производству колбасы и сосисок в больших объемах 951.5 KB
  реконструкция цеха по производству сосисок Молочные мощностью 700 кг в смену и колбасы Докторская мощностью 750 кг в смену на МУП Уярском мясокомбинате, г. Уяр. Разработан план цеха, обоснована аппаратурно-технологическая схема по производству сосисок с колбасы и технология их получения, выполнен сырьевой расчет.
442. История мировой философии 673.5 KB
  Предмет, структура и функции современной философии. Философия Древней Индии и Древнего Китая. Классический этап развития греческой философии. Философские школы поздней античности. Средневековая философия Запада и классическая арабо-мусульманская философия. Эмпиризм и рационализм после Бэкона и Декарта.
443. Методы нахождения условного и безусловного экстремума 782.5 KB
  Предварительно необходимо найти стационарную точку Х и определить характер экстремума из необходимых и достаточных условий. Найти минимум функции методами прямого поиска и градиентными методоми сопряжённых направлений Пауэлла.
444. Психология менеджмента организаций 548 KB
  Психологические аспекты профессиональной деятельности менеджера. Психология здоровья и стресс в профессиональной деятельности менеджера. Психологические особенности индивидуального и группового консультирования в организации.