76526

Виды речевых ошибок: методика работы по их предупреждению и исправлению

Доклад

Педагогика и дидактика

Употребление слов в несвойственных им значениях. Повторение однокоренных слов в одном предложении тавтология: Писатель ярко описывает события того дня. Речевая недостаточность возникает в случае когда пропущено нужное слово. Употребление лишних слов.

Русский

2015-01-30

29 KB

3 чел.

49. Виды речевых ошибок: методика работы по их предупреждению и исправлению.

Виды и примеры речевых ошибок

Речевые ошибки это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи.

  1. Употребление слов в несвойственных им значениях. Пример:  Мы были шокированы прекрасной игрой футболистов.
  2. Повторение однокоренных слов в одном предложении (тавтология):  Писатель ярко описывает события того дня.
  3. Речевая недостаточность (возникает в случае, когда пропущено нужное слово). У машины спустило оба.
  4. Смешение лексики разных исторических эпох. Анна Сергеевна и князь поехали венчаться в загс.
  5. Плеоназм (скрытая тавтология). Пример: коллеги по работе.
  6. Употребление лишних слов. Молодая девушка, очень прекрасна.
  7. Неудачное употребление местоимений. Данный текст написал К. Иванов. Он относится к художественному стилю.
  8. Неоправданное повторение слов. Мария любит цветы. Мария знает о них все.

Причины речевых ошибок

«В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи»  Николай Иванович Жинкин.

Основными причинами речевых ошибок являются:

  • Недопонимание значения слова (когда слово употребляет в несвойственном ему значении). Костер все больше и больше распалялся, пылал.
  • Употребление синонимов (каждое такое слово может иметь свою функционально-стилистическую окраску, это и приводит к речевым ошибкам). Например: «ляп» – профессиональный жаргон, а вот «проруха» — просторечное слово.
  • Употребление многозначных слов (используя их, обязательно следите, чтобы они были понятны собеседнику).
  • Лексическая неполнота высказывания (пропущено важное слово).
  • Употребление устаревших слов. (Пример: ныне в магазине все со скидкой).
  • Слова-паразиты» (ну, вот, это и т.д.).
  • Слова иноязычного происхождения (имея пристрастие к заимствованным словам, обязательно выясняйте точное их значение).
  • Ошибки в образовании слов (например: они хочут; собакина конура; на лбе и т.д.)
  • Неправильное употребление паронимов (слов, сходных по звучанию, как правило, одной части речи, но разные по значению и строению). Например: адресат – адресант.
  • Отсутствие лексической сочетаемости в предложении. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчинённым. (Слово «образец» неуместно использовано, его необходимо заменить словом «пример»).
  • Неуместное употребление диалектизмов (выражения или способы речи, употребляемые людьми той или иной местности). Например: Пришла ко мне шаберка, и просидела до утра. (Шаберка – соседка).
  • Смешение прямой и косвенной речи (Автор сказал, что я не согласна со словами Анатолия).

Выбирая слова, необходимо обращать внимание на их значение, употребительность, стилистическую окраску, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Зачастую в речи людей (в особенности совсем молодых) встречаются лексико-стилистические ошибки, т.е. употребление слов в неточном или несвойственном им значении (и вина тому, незнание значения слова). Вкниге «Речевые секреты» под редакцией Т. А. Ладыженской представлены варианты работы над предупреждением и устранением  этих ошибок.

А пока, мы предлагаем вам нашу подборку, призванную предупредить речевые ошибки:

  1. Старайтесь как можно больше читать художественной литературы.
  2. Общаться с грамотными и образованными людьми.
  3. Посещать театры, музеи, тренинги.
  4. Постоянно следите за своей речью (правильно произносить слова).
  5. Хорошими речевыми упражнениями признаны – сочинения и изложения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61205. Внутрішня будова Землі. Літосфера 71.5 KB
  Мета: Дати учням поняття земна кора і літосфера формувати систему знання про внутрішню будову Землі дати відомості про літосферні плити; розвивати просторову уяву уміння створювати образ обєкта; виховувати інтерес до пізнання природи Землі.
61206. Классно-урочная система обучения 35 KB
  Урок – это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся включающая содержание формы методы средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования развития воспитания в процессе обучения. История развития классноурочной формы обучения. Возникают формы массового обучения детей.
61207. Звуки [н], [н´]. Позначення їх буквою «ен». Написання імен з великої букви 237 KB
  Написання імен з великої букви. Написання імен з великої букви. Обладнання: картка з великою та малою буквою ен каса букв вирізані букви малюнки Незнайка синиця снігур часник виноград банан клена ножиці ніс нитки. Діти отримують букви які вирізані з цупкого картону.
61210. Г.С. Сковорода. «Сад Божественних пісень», «Всякому городу нрав і права», «De Libertate» 113 KB
  Охарактеризувати збірку його поетичних творів пісень; розкрити ідейнохудожній зміст програмових віршів митця; розвивати увагу пам’ять спостережливість уміння глибоко мислити надавати власну оцінку відповідний коментар...
61212. Структура ІС. Апаратна та програмна складові ІС 133.5 KB
  Учитель: С поняттям €œсистема ви багаторазово зустрічалися як в навчальних предметах так й в повсякденному житті: Сонячна система; періодична система хімічних елементів...
61213. Основні етапи розв’язання прикладної задачі з використанням комп’ютера. Поняття інформаційної моделі. Побудова моделі 264.5 KB
  Навчальні цілі: визначити поняття інформаційної моделі реального обєкта; розвинути вміння описувати інформаційні моделі шляхом виділення суттєвих (відповідно до мети моделювання) властивостей обєктів...