7653

Проблема сущности культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Проблема сущности культуры. Сущность культуры как философская проблема. Выявить сущность и значение культуры как особого социального феномена, зафиксировать ее всеобщее определение возможно только средствами философского анализа. Достаточно очеви...

Русский

2013-01-27

40.5 KB

33 чел.

Проблема сущности культуры

§1. Сущность культуры как философская проблема. Выявить сущность и значение культуры как особого социального феномена, зафиксировать ее всеобщее определение возможно только средствами философского анализа. Достаточно очевидно, что мир культуры эволюционирует исторически, модифицируется регионально, локально-географически, национально-этнически и т. д. Также очевидно, что культура содержит инвариантные характеристики, задающие ей всеобщие свойства, которые обнаруживаются даже при исследовании данного феномена с позиций различных мировоззренческих принципов и методологических установок. Зафиксировать эти инвариантные характеристики, выявить природу культурных универсалий, механизмы трансформации их содержательного ядра и тем самым подняться от интуитивного ощущения целостности культуры к ее теоретическому осмыслению – задача философии культуры как относительно самостоятельной области философского знания. Понятие культуры – достаточно сложная проблема. Несмотря на то, что становление  философии культуры как самостоятельной области знания началось в ХIХ в., исследование сущности, природы и функций культуры – традиционная философская проблема (она осознается уже софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного). В ходе философского осмысления феномена культуры сформировались следующие ее концептуальные модели: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская.

§2. Основные подходы к определению культуры: Антропологический (культура – мир человека; культура представляет собой все, что создано человеком. Акцент на целостное познание человека в контексте определенной культуры. Объяснение сходства материальной и духовной культуры (в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях) общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры. Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер); Аксиологический (в качестве основы культуры здесь берется система ценностей (название подхода происходит от философской науки о ценностях – аксиологии). Аксиологические определения достоверно фиксируют одну из предельных духовных основ культуры (область высших идеалов и устремлений), но, как правило, чрезвычайно сужают сферу функционирования культуры, включая в нее одни позитивно-значимые ценности); Структурно-функциональный (Признание существования устойчивых, неизменяемых, неразвивающихся явлений, "структур" – они одинаковы для всех обществ, народов, культур. Отказ от принципа историзма, эволюционизма. Существование общих функций во всех культурах. Они образуют "функциональное единство" культур. Культура есть целое, интегрированное из множества частей (элементов), каждый элемент отвечает определенной потребности, функции. Эта функция задана целым, культурой (или ее компонентами) А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Эванс-Причард, Б. К. Малиновский, А. Радклиф-Браун и др.); Информационно-семиотический (культура — социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств; культура как мир артефактов, мир смыслов (знания, ценности, регулятивы), мир знаков); Деятельностный (культура как способ деятельности, как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Э.С. Маркарян); Системный (культура как система, сложноорганизованное бытийное целое. М.С. Каган, Л.А. Закс. Системный подход – общенаучный, направленный на познание механизма интеграции систем как целостных образований - единств, состоящих из взаимосвязанных и взаимодействующих, нередко разнородных элементов. При этом учитывается, что каждая система выступает как элемент более высокой системы. Культура представляет собой одну из самых сложных систем, сверхсистему, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные сферы (материальная, духовная культура). Каждая из них может также рассматриваться как самостоятельная система. Системный подход характеризует культуру с точки зрения ее организации и устойчивости, фиксирует внимание на функциональном взаимодействии ее элементов).

§3. Проблема строения культуры. Культура и человеческая деятельность.  По-мнению М. С. Кагана, культура предстает перед нами как форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью. Деятельность человека, созидающего культуру, имеет три общие цели, достижение которых и породило саму культуру в процессе антропогенеза: 1) удовлетворение потребностей реального бытия человека; 2) передача определенного опыта внебиологическими средствами; 3) сближение человека с человеком в расширяющихся пределах объединяющих их коллективов, от родоплеменного через нации, сословия, религиозные и политические общности к человечеству как единому целому. Достижение данных целей привело к расслоению деятельности человека на следующие виды: а) предметную деятельность, способную и опредмечиваться в своих продуктах, и распредмечивать их, извлекая заключенную в них информацию; б) деятельность общения, не создающую никаких предметов и способную выходить далеко за пределы обслуживания предметной деятельности, становясь игровой, самоцельной в широком смысле этого слова; в) –синкретически-синтетическую художественную деятельность. Таким образом, люди как субъекты деятельности оказываются вовлеченными в некий сложный многоуровневый деятельностный процесс, в котором каждое его звено функционирует особым образом.

Понятие материальной культуры. Строение материальной культуры (Каган М.С.): техническая культура (появляющаяся в процессе преобразования человеком природной материи), физическая культура (способы преобразования человеческого тела), социально-организационная культура (как форма опредмеченного бытия общественных отношений). Природопреобразующая и социальноорганизующая подсистемы материальной культуры. Их состав и специфика.

Понятие духовной культуры. Автономия сознания (его внутренняя жизнь, свобода, отношения с миром, потребности) как исток и основа духовной культуры. Понятие духа и духовности. Духовная культура —  система способов и результатов духовного освоения мира. Общечеловеческий, ценностный, неутилитарный и гармонизирующий характер духовной культуры. Духовные ценности как основа духовной культуры. Строение духовной деятельности человека. Способы освоения субъектом объективной реальности – виды субъект-объектного отношения: 1) познание мира; 2) его ценностное осмысление; 3) идеальное преобразование; 4) необходимое для всего этого межсубъектное взаимодействие людей – их духовное общение (Каган М.С.). Основные подсистемы духовной культуры: фундаментальное познание, эстетическое и нравственное освоение, мировоззрение, религия и искусство, их социально-гуманистическая роль. Целостность духовной культуры. Картина мира и система ценностей как интегральные элементы духовной культуры. Культурные ценности. Виды ценностей. Система ценностных ориентаций. Социально-историческое единство материальной и духовной культуры. Взаимное опосредование духовной и материальной жизни человека.  Обусловленность эволюции духовной культуры изменениями технико-технологического и социально-организационного базиса общества. В конечном счете, как полагает М. С. Каган, культура в целостном ее существовании как система всех доступных человеку форм духовной, материальной и художественной деятельности должна рассматриваться как взаимосвязанное единство этих ее основных подсистем; каждая обладает своим местом и своими функциями в целостном пространстве культуры, обусловленными необходимым для ее существования и развития «разделением труда» между ее различными «органами», которые в то же время взаимодействуют, подчас накладываются друг на друга, синтезируются.

Функции культуры (адаптивная, информационная, познавательная, коммуникативная, нормативная, семиотическая, аксиологическая).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79026. Философские проблемы социально-гуманитарных наук 36.5 KB
  В то же время его деятельность в том числе познавательная обусловлена объектом познания – идеей. Субъект оценивается как познающий ум субъект познания и как субъект действия ответственный за него. Отсюда следует специфика человеческого познания социального познания. Таким образом с одной стороны имеются общие закономерности познания а с другой – его специфика хотя каждый вид познания имеет социальный характер.
79027. Наука и лженаука 32.5 KB
  Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются: игнорирование или искажение фактов известных автору теории но противоречащих его построениям; нефальсифицируемость несоответствие критерию Поппера то есть невозможность поставить эксперимент хотя бы мысленный один из принципиально возможных результатов которого противоречил бы данной теории; отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности замена проверок апелляциями к интуиции здравому смыслу или...
79029. Знания и познание (преднаука) в архаических культурах и ранних цивилизациях 34 KB
  Знания и познание преднаука в архаических культурах и ранних цивилизациях Науке как таковой предшествует преднаука доклассический этап где зарождаются элементы предпосылки науки. Именно этот период чаще всего считают началом исходным пунктом естествознания и науки в целом как систематического исследования реальной действительности. Знания существовали в религиозномистической форме и поэтому были доступны только жрецам которые могут читать священные книги и как носители практических знаний иметь власть над людьми. Жрецы накапливают...
79030. Отопление и вентиляция жилого дома 821.84 KB
  Исходные данные для проектирования систем приведены в задании на проектирование. Район постройки  г. Гомель. Ориентация главного фасада здания – на Север. Чердак –холодный. Нагревательные приборы – радиаторы типа MС - 90 - 108
79031. Ррозробка корпоративного стилю та бренд-буку для кавової корпорації «Кому ні кава» за допомогою комп’ютерних графічних програм 6.1 MB
  Ескізне проектування і розробка основних графічних констант корпорації: знак, логотип, корпоративні кольори, шрифтові блоки. Пошук вдалого вирішення форми і кольору. Розробка ділової документації та рекламно-іміджевих елементів, з використанням основних графічних констант.
79032. Держава Павла Скоропадського 118.5 KB
  Незадоволення бідняцьких верств селянства, становище яких в умовах окупації різко погіршилося, виявлялося в партизанському русі, що поширювався. Послаблення державних інститутів, які Центральна Рада прагнула будувати демократичним шляхом, призводило до повсюдного хаосу і безладдя. Чим далі, тим більше центральний уряд не міг контролювати становище на місцях.
79033. Преднаука и философия познания в Средние века 34 KB
  Интерес для нас представляет личность Мухаммеда ибнМусы алХорезми 780850 автора нескольких сочинений по математике которые в XII в. Через его Арифметику европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами алгоритмами от имени алХорезми выполнения четырех действий над числами записанными по этой системе. АлХорезми была написана Книга об алджебр и алмукабала целью которой было обучить искусству решений уравнений необходимых в случаях наследования раздела имущества торговли при измерении земель проведении...
79034. Эпоха Возрождения как канун становления классической науки 40 KB
  В городах стали возникать светские центры науки и искусства деятельность которых находилась вне контроля церкви. В формировании мышления этой эпохи огромное влияние сыграло наследие античной науки. Особенности науки эпохи Возрождения: антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени; 2 создание новой пантеистичекой картины мира отождествляющей Бога и природу; 3 антропоцентризм то есть интерес в первую очередь к человеку и его деятельности философии.