7653

Проблема сущности культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Проблема сущности культуры. Сущность культуры как философская проблема. Выявить сущность и значение культуры как особого социального феномена, зафиксировать ее всеобщее определение возможно только средствами философского анализа. Достаточно очеви...

Русский

2013-01-27

40.5 KB

34 чел.

Проблема сущности культуры

§1. Сущность культуры как философская проблема. Выявить сущность и значение культуры как особого социального феномена, зафиксировать ее всеобщее определение возможно только средствами философского анализа. Достаточно очевидно, что мир культуры эволюционирует исторически, модифицируется регионально, локально-географически, национально-этнически и т. д. Также очевидно, что культура содержит инвариантные характеристики, задающие ей всеобщие свойства, которые обнаруживаются даже при исследовании данного феномена с позиций различных мировоззренческих принципов и методологических установок. Зафиксировать эти инвариантные характеристики, выявить природу культурных универсалий, механизмы трансформации их содержательного ядра и тем самым подняться от интуитивного ощущения целостности культуры к ее теоретическому осмыслению – задача философии культуры как относительно самостоятельной области философского знания. Понятие культуры – достаточно сложная проблема. Несмотря на то, что становление  философии культуры как самостоятельной области знания началось в ХIХ в., исследование сущности, природы и функций культуры – традиционная философская проблема (она осознается уже софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного). В ходе философского осмысления феномена культуры сформировались следующие ее концептуальные модели: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская.

§2. Основные подходы к определению культуры: Антропологический (культура – мир человека; культура представляет собой все, что создано человеком. Акцент на целостное познание человека в контексте определенной культуры. Объяснение сходства материальной и духовной культуры (в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях) общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры. Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер); Аксиологический (в качестве основы культуры здесь берется система ценностей (название подхода происходит от философской науки о ценностях – аксиологии). Аксиологические определения достоверно фиксируют одну из предельных духовных основ культуры (область высших идеалов и устремлений), но, как правило, чрезвычайно сужают сферу функционирования культуры, включая в нее одни позитивно-значимые ценности); Структурно-функциональный (Признание существования устойчивых, неизменяемых, неразвивающихся явлений, "структур" – они одинаковы для всех обществ, народов, культур. Отказ от принципа историзма, эволюционизма. Существование общих функций во всех культурах. Они образуют "функциональное единство" культур. Культура есть целое, интегрированное из множества частей (элементов), каждый элемент отвечает определенной потребности, функции. Эта функция задана целым, культурой (или ее компонентами) А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Эванс-Причард, Б. К. Малиновский, А. Радклиф-Браун и др.); Информационно-семиотический (культура — социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств; культура как мир артефактов, мир смыслов (знания, ценности, регулятивы), мир знаков); Деятельностный (культура как способ деятельности, как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Э.С. Маркарян); Системный (культура как система, сложноорганизованное бытийное целое. М.С. Каган, Л.А. Закс. Системный подход – общенаучный, направленный на познание механизма интеграции систем как целостных образований - единств, состоящих из взаимосвязанных и взаимодействующих, нередко разнородных элементов. При этом учитывается, что каждая система выступает как элемент более высокой системы. Культура представляет собой одну из самых сложных систем, сверхсистему, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные сферы (материальная, духовная культура). Каждая из них может также рассматриваться как самостоятельная система. Системный подход характеризует культуру с точки зрения ее организации и устойчивости, фиксирует внимание на функциональном взаимодействии ее элементов).

§3. Проблема строения культуры. Культура и человеческая деятельность.  По-мнению М. С. Кагана, культура предстает перед нами как форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью. Деятельность человека, созидающего культуру, имеет три общие цели, достижение которых и породило саму культуру в процессе антропогенеза: 1) удовлетворение потребностей реального бытия человека; 2) передача определенного опыта внебиологическими средствами; 3) сближение человека с человеком в расширяющихся пределах объединяющих их коллективов, от родоплеменного через нации, сословия, религиозные и политические общности к человечеству как единому целому. Достижение данных целей привело к расслоению деятельности человека на следующие виды: а) предметную деятельность, способную и опредмечиваться в своих продуктах, и распредмечивать их, извлекая заключенную в них информацию; б) деятельность общения, не создающую никаких предметов и способную выходить далеко за пределы обслуживания предметной деятельности, становясь игровой, самоцельной в широком смысле этого слова; в) –синкретически-синтетическую художественную деятельность. Таким образом, люди как субъекты деятельности оказываются вовлеченными в некий сложный многоуровневый деятельностный процесс, в котором каждое его звено функционирует особым образом.

Понятие материальной культуры. Строение материальной культуры (Каган М.С.): техническая культура (появляющаяся в процессе преобразования человеком природной материи), физическая культура (способы преобразования человеческого тела), социально-организационная культура (как форма опредмеченного бытия общественных отношений). Природопреобразующая и социальноорганизующая подсистемы материальной культуры. Их состав и специфика.

Понятие духовной культуры. Автономия сознания (его внутренняя жизнь, свобода, отношения с миром, потребности) как исток и основа духовной культуры. Понятие духа и духовности. Духовная культура —  система способов и результатов духовного освоения мира. Общечеловеческий, ценностный, неутилитарный и гармонизирующий характер духовной культуры. Духовные ценности как основа духовной культуры. Строение духовной деятельности человека. Способы освоения субъектом объективной реальности – виды субъект-объектного отношения: 1) познание мира; 2) его ценностное осмысление; 3) идеальное преобразование; 4) необходимое для всего этого межсубъектное взаимодействие людей – их духовное общение (Каган М.С.). Основные подсистемы духовной культуры: фундаментальное познание, эстетическое и нравственное освоение, мировоззрение, религия и искусство, их социально-гуманистическая роль. Целостность духовной культуры. Картина мира и система ценностей как интегральные элементы духовной культуры. Культурные ценности. Виды ценностей. Система ценностных ориентаций. Социально-историческое единство материальной и духовной культуры. Взаимное опосредование духовной и материальной жизни человека.  Обусловленность эволюции духовной культуры изменениями технико-технологического и социально-организационного базиса общества. В конечном счете, как полагает М. С. Каган, культура в целостном ее существовании как система всех доступных человеку форм духовной, материальной и художественной деятельности должна рассматриваться как взаимосвязанное единство этих ее основных подсистем; каждая обладает своим местом и своими функциями в целостном пространстве культуры, обусловленными необходимым для ее существования и развития «разделением труда» между ее различными «органами», которые в то же время взаимодействуют, подчас накладываются друг на друга, синтезируются.

Функции культуры (адаптивная, информационная, познавательная, коммуникативная, нормативная, семиотическая, аксиологическая).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54772. Общее недоразвитие речи 30.5 KB
  Познакомить учащихся с документацией, необходимой для обследования детей с ОНР. Развивать практические навыки и умения у учащихся при частичном обследовании детей с ОНР. Формировать интерес к профессии логопеда и воспитывать гуманное отношение к детям с тяжелыми нарушениями речи.
54773. ЖИЗНЬ В ОКЕАНЕ 178 KB
  Продолжить формирование представлений и знаний о Мировом океане. Познакомить учащихся с особенностями и условиями жизни в океане с разнообразием его обитателей и их распределением и распространением. Оборудование: карта полушарий или карта Мирового океана книги видеофильм Жизнь в Океане таблицы рисунки доклады учащихся.
54774. Безработица 52 KB
  Основные понятия: безработица рабочая сила рынок труда естественная безработица фрикционная институциональная добровольная вынужденная структурная региональная циклическая скрытая частичная уровень безработицы полная занятость.
54775. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей 94 KB
  Этот период называют Великой греческой колонизацией временем когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний. Нам предстоит сегодня выяснить: Что дала грекам колонизация т ответить навопросы слайд 2 Далее учитель обращается к учащимся с вопросом...
54776. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 126 KB
  Физкультурные минуты во время уроков; физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах; ежедневный час здоровья в группах продленного дня; занятия ритмикой.; группы общей физической подготовки; б общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия...