7653

Проблема сущности культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Проблема сущности культуры. Сущность культуры как философская проблема. Выявить сущность и значение культуры как особого социального феномена, зафиксировать ее всеобщее определение возможно только средствами философского анализа. Достаточно очеви...

Русский

2013-01-27

40.5 KB

34 чел.

Проблема сущности культуры

§1. Сущность культуры как философская проблема. Выявить сущность и значение культуры как особого социального феномена, зафиксировать ее всеобщее определение возможно только средствами философского анализа. Достаточно очевидно, что мир культуры эволюционирует исторически, модифицируется регионально, локально-географически, национально-этнически и т. д. Также очевидно, что культура содержит инвариантные характеристики, задающие ей всеобщие свойства, которые обнаруживаются даже при исследовании данного феномена с позиций различных мировоззренческих принципов и методологических установок. Зафиксировать эти инвариантные характеристики, выявить природу культурных универсалий, механизмы трансформации их содержательного ядра и тем самым подняться от интуитивного ощущения целостности культуры к ее теоретическому осмыслению – задача философии культуры как относительно самостоятельной области философского знания. Понятие культуры – достаточно сложная проблема. Несмотря на то, что становление  философии культуры как самостоятельной области знания началось в ХIХ в., исследование сущности, природы и функций культуры – традиционная философская проблема (она осознается уже софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного). В ходе философского осмысления феномена культуры сформировались следующие ее концептуальные модели: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская.

§2. Основные подходы к определению культуры: Антропологический (культура – мир человека; культура представляет собой все, что создано человеком. Акцент на целостное познание человека в контексте определенной культуры. Объяснение сходства материальной и духовной культуры (в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях) общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры. Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер); Аксиологический (в качестве основы культуры здесь берется система ценностей (название подхода происходит от философской науки о ценностях – аксиологии). Аксиологические определения достоверно фиксируют одну из предельных духовных основ культуры (область высших идеалов и устремлений), но, как правило, чрезвычайно сужают сферу функционирования культуры, включая в нее одни позитивно-значимые ценности); Структурно-функциональный (Признание существования устойчивых, неизменяемых, неразвивающихся явлений, "структур" – они одинаковы для всех обществ, народов, культур. Отказ от принципа историзма, эволюционизма. Существование общих функций во всех культурах. Они образуют "функциональное единство" культур. Культура есть целое, интегрированное из множества частей (элементов), каждый элемент отвечает определенной потребности, функции. Эта функция задана целым, культурой (или ее компонентами) А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Эванс-Причард, Б. К. Малиновский, А. Радклиф-Браун и др.); Информационно-семиотический (культура — социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств; культура как мир артефактов, мир смыслов (знания, ценности, регулятивы), мир знаков); Деятельностный (культура как способ деятельности, как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Э.С. Маркарян); Системный (культура как система, сложноорганизованное бытийное целое. М.С. Каган, Л.А. Закс. Системный подход – общенаучный, направленный на познание механизма интеграции систем как целостных образований - единств, состоящих из взаимосвязанных и взаимодействующих, нередко разнородных элементов. При этом учитывается, что каждая система выступает как элемент более высокой системы. Культура представляет собой одну из самых сложных систем, сверхсистему, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные сферы (материальная, духовная культура). Каждая из них может также рассматриваться как самостоятельная система. Системный подход характеризует культуру с точки зрения ее организации и устойчивости, фиксирует внимание на функциональном взаимодействии ее элементов).

§3. Проблема строения культуры. Культура и человеческая деятельность.  По-мнению М. С. Кагана, культура предстает перед нами как форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью. Деятельность человека, созидающего культуру, имеет три общие цели, достижение которых и породило саму культуру в процессе антропогенеза: 1) удовлетворение потребностей реального бытия человека; 2) передача определенного опыта внебиологическими средствами; 3) сближение человека с человеком в расширяющихся пределах объединяющих их коллективов, от родоплеменного через нации, сословия, религиозные и политические общности к человечеству как единому целому. Достижение данных целей привело к расслоению деятельности человека на следующие виды: а) предметную деятельность, способную и опредмечиваться в своих продуктах, и распредмечивать их, извлекая заключенную в них информацию; б) деятельность общения, не создающую никаких предметов и способную выходить далеко за пределы обслуживания предметной деятельности, становясь игровой, самоцельной в широком смысле этого слова; в) –синкретически-синтетическую художественную деятельность. Таким образом, люди как субъекты деятельности оказываются вовлеченными в некий сложный многоуровневый деятельностный процесс, в котором каждое его звено функционирует особым образом.

Понятие материальной культуры. Строение материальной культуры (Каган М.С.): техническая культура (появляющаяся в процессе преобразования человеком природной материи), физическая культура (способы преобразования человеческого тела), социально-организационная культура (как форма опредмеченного бытия общественных отношений). Природопреобразующая и социальноорганизующая подсистемы материальной культуры. Их состав и специфика.

Понятие духовной культуры. Автономия сознания (его внутренняя жизнь, свобода, отношения с миром, потребности) как исток и основа духовной культуры. Понятие духа и духовности. Духовная культура —  система способов и результатов духовного освоения мира. Общечеловеческий, ценностный, неутилитарный и гармонизирующий характер духовной культуры. Духовные ценности как основа духовной культуры. Строение духовной деятельности человека. Способы освоения субъектом объективной реальности – виды субъект-объектного отношения: 1) познание мира; 2) его ценностное осмысление; 3) идеальное преобразование; 4) необходимое для всего этого межсубъектное взаимодействие людей – их духовное общение (Каган М.С.). Основные подсистемы духовной культуры: фундаментальное познание, эстетическое и нравственное освоение, мировоззрение, религия и искусство, их социально-гуманистическая роль. Целостность духовной культуры. Картина мира и система ценностей как интегральные элементы духовной культуры. Культурные ценности. Виды ценностей. Система ценностных ориентаций. Социально-историческое единство материальной и духовной культуры. Взаимное опосредование духовной и материальной жизни человека.  Обусловленность эволюции духовной культуры изменениями технико-технологического и социально-организационного базиса общества. В конечном счете, как полагает М. С. Каган, культура в целостном ее существовании как система всех доступных человеку форм духовной, материальной и художественной деятельности должна рассматриваться как взаимосвязанное единство этих ее основных подсистем; каждая обладает своим местом и своими функциями в целостном пространстве культуры, обусловленными необходимым для ее существования и развития «разделением труда» между ее различными «органами», которые в то же время взаимодействуют, подчас накладываются друг на друга, синтезируются.

Функции культуры (адаптивная, информационная, познавательная, коммуникативная, нормативная, семиотическая, аксиологическая).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68033. Розробка бібліотечного уроку для учнів 3-х класів вчителя початкових класів 98 KB
  Мета: Ознайомити учнів з історією виникнення книги з першодрукарями; розвивати звязне мовлення школярів спостережливість допитливість; прищеплювати бажання поповнювати свій словниковий запас; виховувати дбайливе ставлення до книги. Без слова немає людської мови а без мови книги.
68034. Інтелектуально-розважальна гра „Що ми знаємо про Кобзаря?” 41 KB
  Оскільки підлітковий вік це час самоутвердження формування особистості то зважаючи на це пропонуємо в ненавязливій формі гри вивчати Шевченка позмагатися хто краще знає долю і творчість поета. Клас або актова зала прибрані відповідно до відзначення дня народження Тараса Григоровича Шевченка...
68035. Вшановуємо Великого Кобзаря 153.5 KB
  Мета уроку: розширити знання учнів про творчість та життєвий шлях Т.Г.Шевченка; виробити вміння осмислити та зрозуміти тяжку долю поету, прищепити повагу та любов до нього, до України, до її чудової природи, до співучої солов’їної мови; поповнювати словник дітей образними виразами...
68036. Ми чуємо тебе, Кобзарю, крізь століття... 312 KB
  Музичне оформлення: пісня Ми йдемо до Тараса В.Шевченко Відеоролик лунає уривок пісні Ми йдемо до Тараса В. Немає з нами великого Кобзаря та слова його бентежать і тривожать душу Тарас Шевченко був одним із тих кого ми називаємо провісником нового життя народним пророком титаном духу.
68037. Літературна подорож «У гості до Кобзаря» (Т.Г. Шевченко і Донеччина) 823.5 KB
  Шевченка прикрашений рушником. На дошці висить карта Донецької області чи України на якій прапорцями позначені місця з якими пов’язане ім’я Тараса Шевченка. Шевченка наші земляки М. Звучить українська народна пісня Заповіт вірші Тараса Шевченка.
68038. Сценарій виховного заходу «Кохання моє неприховане…» 97 KB
  Майнової Виховний захід на тему €œКохання моє неприховане покликаний навчати пізнавати поважати себе та інших розвивати культуру моральних почуттів культуру відносин духовність виховувати почуття людської гідності. Кохання любов одна з проблем що хвилюють кожну людину протягом усього життя.
68039. Колектив - велика сила: всі за одного, один за всіх - будь яка справа має успіх 310.5 KB
  Уточнити уявлення дітей про життя, працю в колективі; ознайомити з правилами чемності для хлопчиків і дівчат. Розвивати вміння оцінювати свої вчинки, визначати свою роль у колективі, авторитет колективу. Виховувати почуття колективізму, дружби, товаришування, прищеплювати бажання удосконалювати себе.
68040. Колективізм – як риса особистості 86 KB
  Створення учнівського самоврядування в гуртожитку не є засобом звільнення вихователів від педагогічних обовязків і завантаження ними учнів. Завдання органів учнівського самоврядування в гуртожитку Працюючи з молоддю в гуртожитку ВПУ25 не один рік дійшла висновку...
68041. СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ КОЛОБКИ 65.5 KB
  На сцене появляются дети. Выходят на сцену дети. Колобки директору: Ой подождите Еще отличники опоздали Первоклассники дети: Мы не отличники. Дети: Думать писать и читать Научил нас любимый учитель Учил нас буквы складывать считать Цветы растить и бабочек ловить.