7653

Проблема сущности культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Проблема сущности культуры. Сущность культуры как философская проблема. Выявить сущность и значение культуры как особого социального феномена, зафиксировать ее всеобщее определение возможно только средствами философского анализа. Достаточно очеви...

Русский

2013-01-27

40.5 KB

32 чел.

Проблема сущности культуры

§1. Сущность культуры как философская проблема. Выявить сущность и значение культуры как особого социального феномена, зафиксировать ее всеобщее определение возможно только средствами философского анализа. Достаточно очевидно, что мир культуры эволюционирует исторически, модифицируется регионально, локально-географически, национально-этнически и т. д. Также очевидно, что культура содержит инвариантные характеристики, задающие ей всеобщие свойства, которые обнаруживаются даже при исследовании данного феномена с позиций различных мировоззренческих принципов и методологических установок. Зафиксировать эти инвариантные характеристики, выявить природу культурных универсалий, механизмы трансформации их содержательного ядра и тем самым подняться от интуитивного ощущения целостности культуры к ее теоретическому осмыслению – задача философии культуры как относительно самостоятельной области философского знания. Понятие культуры – достаточно сложная проблема. Несмотря на то, что становление  философии культуры как самостоятельной области знания началось в ХIХ в., исследование сущности, природы и функций культуры – традиционная философская проблема (она осознается уже софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного). В ходе философского осмысления феномена культуры сформировались следующие ее концептуальные модели: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская.

§2. Основные подходы к определению культуры: Антропологический (культура – мир человека; культура представляет собой все, что создано человеком. Акцент на целостное познание человека в контексте определенной культуры. Объяснение сходства материальной и духовной культуры (в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях) общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры. Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер); Аксиологический (в качестве основы культуры здесь берется система ценностей (название подхода происходит от философской науки о ценностях – аксиологии). Аксиологические определения достоверно фиксируют одну из предельных духовных основ культуры (область высших идеалов и устремлений), но, как правило, чрезвычайно сужают сферу функционирования культуры, включая в нее одни позитивно-значимые ценности); Структурно-функциональный (Признание существования устойчивых, неизменяемых, неразвивающихся явлений, "структур" – они одинаковы для всех обществ, народов, культур. Отказ от принципа историзма, эволюционизма. Существование общих функций во всех культурах. Они образуют "функциональное единство" культур. Культура есть целое, интегрированное из множества частей (элементов), каждый элемент отвечает определенной потребности, функции. Эта функция задана целым, культурой (или ее компонентами) А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Эванс-Причард, Б. К. Малиновский, А. Радклиф-Браун и др.); Информационно-семиотический (культура — социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств; культура как мир артефактов, мир смыслов (знания, ценности, регулятивы), мир знаков); Деятельностный (культура как способ деятельности, как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Э.С. Маркарян); Системный (культура как система, сложноорганизованное бытийное целое. М.С. Каган, Л.А. Закс. Системный подход – общенаучный, направленный на познание механизма интеграции систем как целостных образований - единств, состоящих из взаимосвязанных и взаимодействующих, нередко разнородных элементов. При этом учитывается, что каждая система выступает как элемент более высокой системы. Культура представляет собой одну из самых сложных систем, сверхсистему, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные сферы (материальная, духовная культура). Каждая из них может также рассматриваться как самостоятельная система. Системный подход характеризует культуру с точки зрения ее организации и устойчивости, фиксирует внимание на функциональном взаимодействии ее элементов).

§3. Проблема строения культуры. Культура и человеческая деятельность.  По-мнению М. С. Кагана, культура предстает перед нами как форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью. Деятельность человека, созидающего культуру, имеет три общие цели, достижение которых и породило саму культуру в процессе антропогенеза: 1) удовлетворение потребностей реального бытия человека; 2) передача определенного опыта внебиологическими средствами; 3) сближение человека с человеком в расширяющихся пределах объединяющих их коллективов, от родоплеменного через нации, сословия, религиозные и политические общности к человечеству как единому целому. Достижение данных целей привело к расслоению деятельности человека на следующие виды: а) предметную деятельность, способную и опредмечиваться в своих продуктах, и распредмечивать их, извлекая заключенную в них информацию; б) деятельность общения, не создающую никаких предметов и способную выходить далеко за пределы обслуживания предметной деятельности, становясь игровой, самоцельной в широком смысле этого слова; в) –синкретически-синтетическую художественную деятельность. Таким образом, люди как субъекты деятельности оказываются вовлеченными в некий сложный многоуровневый деятельностный процесс, в котором каждое его звено функционирует особым образом.

Понятие материальной культуры. Строение материальной культуры (Каган М.С.): техническая культура (появляющаяся в процессе преобразования человеком природной материи), физическая культура (способы преобразования человеческого тела), социально-организационная культура (как форма опредмеченного бытия общественных отношений). Природопреобразующая и социальноорганизующая подсистемы материальной культуры. Их состав и специфика.

Понятие духовной культуры. Автономия сознания (его внутренняя жизнь, свобода, отношения с миром, потребности) как исток и основа духовной культуры. Понятие духа и духовности. Духовная культура —  система способов и результатов духовного освоения мира. Общечеловеческий, ценностный, неутилитарный и гармонизирующий характер духовной культуры. Духовные ценности как основа духовной культуры. Строение духовной деятельности человека. Способы освоения субъектом объективной реальности – виды субъект-объектного отношения: 1) познание мира; 2) его ценностное осмысление; 3) идеальное преобразование; 4) необходимое для всего этого межсубъектное взаимодействие людей – их духовное общение (Каган М.С.). Основные подсистемы духовной культуры: фундаментальное познание, эстетическое и нравственное освоение, мировоззрение, религия и искусство, их социально-гуманистическая роль. Целостность духовной культуры. Картина мира и система ценностей как интегральные элементы духовной культуры. Культурные ценности. Виды ценностей. Система ценностных ориентаций. Социально-историческое единство материальной и духовной культуры. Взаимное опосредование духовной и материальной жизни человека.  Обусловленность эволюции духовной культуры изменениями технико-технологического и социально-организационного базиса общества. В конечном счете, как полагает М. С. Каган, культура в целостном ее существовании как система всех доступных человеку форм духовной, материальной и художественной деятельности должна рассматриваться как взаимосвязанное единство этих ее основных подсистем; каждая обладает своим местом и своими функциями в целостном пространстве культуры, обусловленными необходимым для ее существования и развития «разделением труда» между ее различными «органами», которые в то же время взаимодействуют, подчас накладываются друг на друга, синтезируются.

Функции культуры (адаптивная, информационная, познавательная, коммуникативная, нормативная, семиотическая, аксиологическая).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10352. Методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр, групповых дискуссий, учебных диспутов 57.5 KB
  Методы обучения активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр групповых дискуссий учебных диспутов. Психологопедагогические снования выбора учителем методов обучения. Под активизацией учебной деятельности понимае...
10353. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. Словесные, наглядные, практические методы, педагогические требования к ним 71 KB
  Методы организации и осуществления учебнопо-знавательной деятельности учащихся. Словесные наглядные практические методы педагогические требования к ним. Техника общения коммуникативные ошибки в деятельности учителя. Метод обучения способ совместной деятельност...
10354. Сущность, функции, методы и средства контроля и самоконтроля в обучении. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий 69.5 KB
  Сущность функции методы и средства контроля и самоконтроля в обучении. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Учет и оценка знаний умений и навыков школьников. Технология организации нетрадиционных форм контроля: педагогический мониторин
10355. Понятие о средствах обучения, типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения 36 KB
  Понятие о средствах обучения типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения. Средство обучения это материальный или идеальный объект который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Основ
10356. Индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения предмету, условия их оптимального сочетания 37.5 KB
  Индивидуальная групповая фронтальная формы организации обучения предмету условия их оптимального сочетания. Психологические основы создания гомогенных и гетерогенных групп. Технология организации групповой работы на уроках. Индивидуальная ФОО предполагает чт
10357. Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе 36.5 KB
  Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе. Проектирование урока по предмету как педагогическая задача. Технология подготовки и проведения урока. Существует несколько подходов к классификации уроков каждый из которых отличает...
10358. Дополнительное образование в условиях современной школы. Внеурочная деятельность учителя по предмету, ее цели, задачи, функции, основные формы и виды 39.5 KB
  Дополнительное образование в условиях современной школы. Внеурочная деятельность учителя по предмету ее цели задачи функции основные формы и виды. Учреждения дополнительного образования. Развитие интересов и способностей ученика в процессе дополнительного образова
10359. Младший школьник, его психологические особенности. Специфика познавательных процессов и формирования личности в младшем школьном возрасте 40 KB
  Младший школьник его психологические особенности. Специфика познавательных процессов и формирования личности в младшем школьном возрасте. Младший школьник от 6 - 7 до 10 - 11 лет. Главной чертой является то что дошкольник становится школьником: меняется его социально
10360. Психология подростка. Особенности организации учебно-воспитательной работы с подростками. Основные факторы зоны развития в подростковом возрасте 33.5 KB
  Психология подростка. Особенности организации учебновоспитательной работы с подростками. Основные факторы зоны развития в подростковом возрасте. Взаимоотношение подростков со сверстниками и взрослыми. Психология подростка. Особенности подросткового возраста: ин