76537

Методы и приемы обучения русскому языку

Доклад

Педагогика и дидактика

Метод - способы взаимодействия учителя и ученика, направленные на достижение положительных результатов обучения. Положительные результаты - достижение цели. Действия: учение и обучение. Классификация Дубникова (основа: характеристика способов мышления - индукция(от частного к общему) и дедукция)

Русский

2015-01-30

40 KB

5 чел.

9. Методы и приемы обучения русскому языку.

ЛЕКЦИИ:
Метод - способы взаимодействия учителя и ученика, направленные на достижение положительных результатов обучения. Положительные результаты - достижение цели. 
Действия: учение и обучение.
Классификация Дубникова (основа: характеристика способов мышления - индукция(от частного к общему) и дедукция): 
Индуктивный метод (от конкретных примеров к общим выводам и правил);
Дедуктивный метод (от общих правил к конкретным примерам);
Индуктивно-дедуктивный;
Дедуктивно-индуктивный.

Классификация Текучева (основа: использование разных источников знаний):
Рассказ или слово учителя;
Беседа;
Разбор;
Наблюдение.

Классификация Лидия Прокофьевна Федоренко (основа: использование разных источников знаний) - 3 группы методов обучения:
1. Теоретические методы: введение нового материала
* сообщение учителя (начало - наблюдение как прием над языковым материалом: микротексты -> собственно слово учителя, который подводит итог, обобщая данные наблюдения, сделанные учащимися, приводит образец данного явления в речи~перифраза) не более 7-9 минут;
* беседа ( начало - наблюдение над языковым материалом, учитель задает вопросы недвусмысленные,четкие, может в качестве подсказки -> ученики сами делают вывод -> чтение учебника -> закрепление материала) 15 минут;
* чтение учебника (если материал легкий и известный учащимся).
2. Теоретико-практические методы: закрепление нового материала
*наблюдение над языковым материалом - метод обучения, заключающийся в организации планомерного, целенаправленного восприятия учащимся языковых явлений (приемы: анализ/наблюдения языковых форм, наблюдение над смыслом предложения, наблюдение за текстообразующей роли языковых единиц);
*языковой разбор - метод, который заключается в анализе определенных языковых явлений по заданию учителя (по объему -частичный  и полный, по способу - письменный(разбор-суждение без аргументов) и устный( разбор-рассуждение), виды - 1.фонетический,2.морфемный/словообразовательный, 3. - 4.синтаксический,5.лексический,6.орфографический, 7. пунтакционный
*диктант - контрольный=контроль знаний и обучающие=обучение (комментированный-писать и комментировать, объяснительный-комментарий после написания, предупредительный-сначала комментарий, потом письмо и др. виды: выборочный, творческий, графический-запись схем, цифровой-цифра=понятие, игровой)
* реконструирование - метод, основа которого заключается в анализе языковых единиц(приемы: редактирование, восстановление/преобразование, 
*конструирование - метод, основа которого заключается в самостоятельной работе учащегося по составлению текстов по теме, схеме, ключевым словам и т.д.
3. Практические методы (в основном развитие речи)
-работа по обогащению словарного запаса
- формирование навыка изложения своих мыслей в устной и письменной формах 

Проблемное обучение- обучение в основе которого стоит проблема, которую необходимо решить 
3 составляющих:
-Проблемная ситуация( условия при которых появляется проблема в результате проблемного вопроса)
-Проблемный вопрос( 
-Проблемная задача

Метод проблемного обучения имеет в основе проблемный диалог, который заменяет объяснение темы учителя. В основе проблемного малого лежит постановка проблемы учителем или учениками и самостоятельное открытие новых знаний учениками. Одним из составляющих компонентов проблемного диалога является продуктивное чтение. То есть вместо быстрого и скорого чтения предлагается ученику вникнуть и понять, вычитать все виды информации. ( фактуальная информация, концептуальная информация - помогает определить осн мысль текста, подтекстовая информация- не проявляется прямо в тексте)

Оценивание учебных успехов при проблемном методе учащихся состоит не просто во внешнем контроле за учениками с помощью отметок, а обучение детей адекватному самооцениванию своих достижений. 
Построение урока отличается:
Цель- обучить самостоятельному решению проблемы с помощью открытия знаний учащимися при поддержке и помощи учителя. 
Вместо проверки дз- актуализация учениками своих знаний(Беседа, выполнение аналогичных примеров и заданий) 
Вместо объявления темы создается проблемная ситуация учителем, но проблему формулирует сами ученики. 
Поиск решения проблемной задачи. Далее закрепление знаний, которое сводится к выражению решения задачи учениками и применение знаний учениками на практике. 

Примерные алгоритм проблемно-идеологического урока. Задачи перед учителем:
- отобрать минимум новых знаний для данного урока 
- поставить цель урока, а именно каким действиям по работе с новым знаниям мы будем обучать, в результате происходит формирование умений школьников
- спроектировать постановку проблемы и решить какие версии решения мы используем 
- актуализация знаний учащимися, которые необходимы для решения проблемы и планирование поиска решения 
- обозначение этапов поиска решения проблемы. Выяснение возможности открыть новые знания без помощи. 
- спланировать выражение решения проблемы 
- подготовить задание для применения новых знаний 
Сначала задания с минимумом для всех учеников, на последующих этапах модно дифференцировать задания исходя из способностей школьников. 
РефлексИя- способность ребенка в своем сознании пробегать все шаги по освоению новых знаний. То есть вернуться к началу урока и еще раз пропустить через себя все вынесенные с урока сведения. 
Общеучебные умения которые формируются в процессе проблемного диалога:
- организационные умения ( метапредметные умения- умение организовать свою деятельность и умение решать проблемы)
- коммуникативных умения( умение вести диалог, формирование умения ввязано строить высказывание , то есть стоить монологическую речь в том числе и на лингвистическую тему в любой форме)
- интеллектуальные умения- умение извлекать необходимую информацию из источника знаний и строить умозаключение. 
- оценочные умения


Метод проектов 

Этот метод в современном процессе образования рассматривается как одна из эффективных педагогических технологий. То есть каждый ученик должен выполнить индивидуальный проект. Работа над проектом становится основными видом деятельности ученика. Именно такая деятельность позволяет определить способности и готовности, которые ученики приобрели в процессе изучения той пли иной темы или раздела по русскому языку. Проект может быть по нескольким предметам сразу по ФГОСу. 
Суть проекте ого метода- школьник открывает новые для себя знания самостоятельно, не получая их в готовым виде. В стандарте раскрывается планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, а так же приведены универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у школьников концу обучения в том числе и в результате проектной деятельности. 
Умения приобретенные от преткновения деятельности:
1- аргументация своей точки зрения и отстаивать ее
2- адекватно использовать речь для планирования своей деятельности и для выполнения учебных действий 
3- адекватно использовать речевые средства для того чтобы довести до сведения своих товарищей то есть знания , которые он приобрел. 
Возможные умения:
- рефлексия как осознание собственных действий , а так же действий партнера во время работы над проектом. 

Классификация проектов:
1. по методу доминирующему в проекте:
- творческие
- исследовательские
- игровые 
- приключенческие 
- информационные
- практико-ориентированные 
2. по характеру координирования 
- проекты с явной координацией 
- проекты со скрытой координацией 
3. По характеру контактов 
- внутренние 
- международные 
4. По количеству участников 
- индивидуальные
- парные
- групповые
5. По продолжительности проведения проекта 
- краткосрочный проект 
- проект средней продолжительности 
- долгосрочной проект 


Этапы выполнения проекта:
1ый этап - подготовительный- на этом этапе определяется тема проекта и выбирается предполагаемых продукт, то есть результат. Форма презентации предполагают в виде докладов сообщений презентация. Если групповой проект- определяет каждый свое место 
2ой этап- технологический. Учащиеся должны описать предполагаемый продукт или результат, подобрать материалы, определяет критерии оценки деятельности каждого и коллектива в целом 
3ий практический этап- все активно занимаются своей работой 
4ый этап- корректировочный- сравниваем результат реальный с желаемым. Презентация результатов и рассказ о ходе достижения цели. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39422. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛИНИИ ПЕРЕДАЧИ МНОГОКАНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 401.5 KB
  В состав аппаратуры ИКМ120У входят: оборудование вторичного временного группообразования ВВГ оконечное оборудование линейного тракта ОЛТ необслуживаемые регенерационные пункты НРП а также комплект контрольноизмерительных приборов КИП. Сформированный в оборудовании ВВГ цифровой сигнал в коде МЧПИ или ЧПИ поступает в оконечное оборудование линейного тракта которое осуществляет согласование выхода оборудования ВВГ с линейным трактом дистанционное питание НРП телеконтроль и сигнализацию о состоянии оборудования линейного тракта...
39423. Будова та принцип роботи комп’ютера 146 KB
  Компю’тер — це електронна система, яка призначена для опрацювання різних видів інформації, що подається в цифрових кодах за наперед складеними програмами (алгоритмами).
39425. Перечень и структура производственных подразделений энергохозяйства 1007 KB
  1 Характеристика и назначение энергохозяйства на промышленном предприятии Энергохозяйство предприятия включает в себя главную понизительную подстанцию ГПП центральный распределительный пункт ЦРП распределительную кабельную сеть 10 кВ и цеховые трансформаторные подстанции ТП. От ГПП по двум КЛ питается ЦРП имеющий две секции шин которые могут соединяться при помощи секционного выключателя. Питание цеховых ТП Осуществляется КЛ 10 кВ от ЦРП через комплектные ячейки КРУ с выключателями и от соседних ТП.2 Длины КЛ км Линия Вариант 1...
39426. Разработать программное обеспечение для работы со структурными типами данных с реализацией премирования по факультетам 371 KB
  Функции. Она работает с определенной конкретной базой данных; в ней в основном используются сложные типы данных структуры и функции то есть структура программы не требует много ресурсов. Они создаются из базовых: Массивы объектов заданного типа; Функции с параметрами заданных типов возвращающие значение заданного типа; Указатели на объекты или функции заданного типа; Ссылки на объекты или функции заданного типа; Константы которые являются значениями заданного типа; Классы содержащие последовательности объектов...
39427. Разработка линии связи между ОП1 (Гомель) и ОП2 (Мозырь) через ПВ (Наровля) 281 KB
  В состав оборудования ИКМ120 входят: оборудование вторичного временного группообразования ВВГ конечное оборудование линейного тракта ОЛТ необслуживаемые регенерационные пункты НРП а также комплект контрольноизмерительных приборов КИП. Сформированный в оборудовании ВВГ цифровой сигнал в коде МЧПИ или ЧПИ HDB3 или MI поступает в оконечное оборудование линейного тракта которое осуществляет согласование выхода оборудование ВВГ с линейным трактом дистанционное питание НРП телеконтроль и сигнализацию о состоянии оборудования линейного...
39429. МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ (цифровые) 1.6 MB
  Таблица 2 Основные параметры системы передачи Параметр Значение параметра Число организуемых каналов Скорость передачи информации кбит с Тип линейного кода Амплитуда импульсов в линии В Расчетная частота кГц Номинальное затухание участка регенерации дБ Номинальное значение тока ДП мА Допустимые значения напряжения ДП В Максимальное расстояние ОРПОРП Максимальное число НРП между ОРП Максимальное число НРП в полу секции ДП 1. Для размещения НРП необходимо определить номинальную длину участка регенерации lном. Число НРП между...
39430. Цифровые системы передачи (ЦСП) 322.5 KB
  Целью данного курсового проекта является формирование у студентов твердых теоретических знаний в области современных систем телекоммуникаций а также приобретение ими практических навыков и умений по технической эксплуатации и техническому обслуживанию цифровых систем передачи работающих на сети связи Республики Беларусь. Задачи курсового проектирования: изучение основ теории цифровых систем передачи и принципов построения образованных на их базе каналов передачи для видов первичных электрических сигналов телефонных телеграфных звукового...