76537

Методы и приемы обучения русскому языку

Доклад

Педагогика и дидактика

Метод - способы взаимодействия учителя и ученика, направленные на достижение положительных результатов обучения. Положительные результаты - достижение цели. Действия: учение и обучение. Классификация Дубникова (основа: характеристика способов мышления - индукция(от частного к общему) и дедукция)

Русский

2015-01-30

40 KB

3 чел.

9. Методы и приемы обучения русскому языку.

ЛЕКЦИИ:
Метод - способы взаимодействия учителя и ученика, направленные на достижение положительных результатов обучения. Положительные результаты - достижение цели. 
Действия: учение и обучение.
Классификация Дубникова (основа: характеристика способов мышления - индукция(от частного к общему) и дедукция): 
Индуктивный метод (от конкретных примеров к общим выводам и правил);
Дедуктивный метод (от общих правил к конкретным примерам);
Индуктивно-дедуктивный;
Дедуктивно-индуктивный.

Классификация Текучева (основа: использование разных источников знаний):
Рассказ или слово учителя;
Беседа;
Разбор;
Наблюдение.

Классификация Лидия Прокофьевна Федоренко (основа: использование разных источников знаний) - 3 группы методов обучения:
1. Теоретические методы: введение нового материала
* сообщение учителя (начало - наблюдение как прием над языковым материалом: микротексты -> собственно слово учителя, который подводит итог, обобщая данные наблюдения, сделанные учащимися, приводит образец данного явления в речи~перифраза) не более 7-9 минут;
* беседа ( начало - наблюдение над языковым материалом, учитель задает вопросы недвусмысленные,четкие, может в качестве подсказки -> ученики сами делают вывод -> чтение учебника -> закрепление материала) 15 минут;
* чтение учебника (если материал легкий и известный учащимся).
2. Теоретико-практические методы: закрепление нового материала
*наблюдение над языковым материалом - метод обучения, заключающийся в организации планомерного, целенаправленного восприятия учащимся языковых явлений (приемы: анализ/наблюдения языковых форм, наблюдение над смыслом предложения, наблюдение за текстообразующей роли языковых единиц);
*языковой разбор - метод, который заключается в анализе определенных языковых явлений по заданию учителя (по объему -частичный  и полный, по способу - письменный(разбор-суждение без аргументов) и устный( разбор-рассуждение), виды - 1.фонетический,2.морфемный/словообразовательный, 3. - 4.синтаксический,5.лексический,6.орфографический, 7. пунтакционный
*диктант - контрольный=контроль знаний и обучающие=обучение (комментированный-писать и комментировать, объяснительный-комментарий после написания, предупредительный-сначала комментарий, потом письмо и др. виды: выборочный, творческий, графический-запись схем, цифровой-цифра=понятие, игровой)
* реконструирование - метод, основа которого заключается в анализе языковых единиц(приемы: редактирование, восстановление/преобразование, 
*конструирование - метод, основа которого заключается в самостоятельной работе учащегося по составлению текстов по теме, схеме, ключевым словам и т.д.
3. Практические методы (в основном развитие речи)
-работа по обогащению словарного запаса
- формирование навыка изложения своих мыслей в устной и письменной формах 

Проблемное обучение- обучение в основе которого стоит проблема, которую необходимо решить 
3 составляющих:
-Проблемная ситуация( условия при которых появляется проблема в результате проблемного вопроса)
-Проблемный вопрос( 
-Проблемная задача

Метод проблемного обучения имеет в основе проблемный диалог, который заменяет объяснение темы учителя. В основе проблемного малого лежит постановка проблемы учителем или учениками и самостоятельное открытие новых знаний учениками. Одним из составляющих компонентов проблемного диалога является продуктивное чтение. То есть вместо быстрого и скорого чтения предлагается ученику вникнуть и понять, вычитать все виды информации. ( фактуальная информация, концептуальная информация - помогает определить осн мысль текста, подтекстовая информация- не проявляется прямо в тексте)

Оценивание учебных успехов при проблемном методе учащихся состоит не просто во внешнем контроле за учениками с помощью отметок, а обучение детей адекватному самооцениванию своих достижений. 
Построение урока отличается:
Цель- обучить самостоятельному решению проблемы с помощью открытия знаний учащимися при поддержке и помощи учителя. 
Вместо проверки дз- актуализация учениками своих знаний(Беседа, выполнение аналогичных примеров и заданий) 
Вместо объявления темы создается проблемная ситуация учителем, но проблему формулирует сами ученики. 
Поиск решения проблемной задачи. Далее закрепление знаний, которое сводится к выражению решения задачи учениками и применение знаний учениками на практике. 

Примерные алгоритм проблемно-идеологического урока. Задачи перед учителем:
- отобрать минимум новых знаний для данного урока 
- поставить цель урока, а именно каким действиям по работе с новым знаниям мы будем обучать, в результате происходит формирование умений школьников
- спроектировать постановку проблемы и решить какие версии решения мы используем 
- актуализация знаний учащимися, которые необходимы для решения проблемы и планирование поиска решения 
- обозначение этапов поиска решения проблемы. Выяснение возможности открыть новые знания без помощи. 
- спланировать выражение решения проблемы 
- подготовить задание для применения новых знаний 
Сначала задания с минимумом для всех учеников, на последующих этапах модно дифференцировать задания исходя из способностей школьников. 
РефлексИя- способность ребенка в своем сознании пробегать все шаги по освоению новых знаний. То есть вернуться к началу урока и еще раз пропустить через себя все вынесенные с урока сведения. 
Общеучебные умения которые формируются в процессе проблемного диалога:
- организационные умения ( метапредметные умения- умение организовать свою деятельность и умение решать проблемы)
- коммуникативных умения( умение вести диалог, формирование умения ввязано строить высказывание , то есть стоить монологическую речь в том числе и на лингвистическую тему в любой форме)
- интеллектуальные умения- умение извлекать необходимую информацию из источника знаний и строить умозаключение. 
- оценочные умения


Метод проектов 

Этот метод в современном процессе образования рассматривается как одна из эффективных педагогических технологий. То есть каждый ученик должен выполнить индивидуальный проект. Работа над проектом становится основными видом деятельности ученика. Именно такая деятельность позволяет определить способности и готовности, которые ученики приобрели в процессе изучения той пли иной темы или раздела по русскому языку. Проект может быть по нескольким предметам сразу по ФГОСу. 
Суть проекте ого метода- школьник открывает новые для себя знания самостоятельно, не получая их в готовым виде. В стандарте раскрывается планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, а так же приведены универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у школьников концу обучения в том числе и в результате проектной деятельности. 
Умения приобретенные от преткновения деятельности:
1- аргументация своей точки зрения и отстаивать ее
2- адекватно использовать речь для планирования своей деятельности и для выполнения учебных действий 
3- адекватно использовать речевые средства для того чтобы довести до сведения своих товарищей то есть знания , которые он приобрел. 
Возможные умения:
- рефлексия как осознание собственных действий , а так же действий партнера во время работы над проектом. 

Классификация проектов:
1. по методу доминирующему в проекте:
- творческие
- исследовательские
- игровые 
- приключенческие 
- информационные
- практико-ориентированные 
2. по характеру координирования 
- проекты с явной координацией 
- проекты со скрытой координацией 
3. По характеру контактов 
- внутренние 
- международные 
4. По количеству участников 
- индивидуальные
- парные
- групповые
5. По продолжительности проведения проекта 
- краткосрочный проект 
- проект средней продолжительности 
- долгосрочной проект 


Этапы выполнения проекта:
1ый этап - подготовительный- на этом этапе определяется тема проекта и выбирается предполагаемых продукт, то есть результат. Форма презентации предполагают в виде докладов сообщений презентация. Если групповой проект- определяет каждый свое место 
2ой этап- технологический. Учащиеся должны описать предполагаемый продукт или результат, подобрать материалы, определяет критерии оценки деятельности каждого и коллектива в целом 
3ий практический этап- все активно занимаются своей работой 
4ый этап- корректировочный- сравниваем результат реальный с желаемым. Презентация результатов и рассказ о ходе достижения цели. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47907. Економіко-правовий зміст інтелектуальної власності 494.5 KB
  Найбільш важливою характеристикою власності є те що власник може використовувати її на свій розсуд і ніхто не має права законним чином використовувати цю власність без його дозволу. Інша справа об'єкт інтелектуальної власності. Що ж розуміють під терміном інтелектуальна власність Інтелектуальна власність ІВ у широкому розумінні означає закріплені законом права на результати інтелектуальної діяльності у виробничій науковій літературній і художній сферах. Майнові особисті немайнові права на результат творчої діяльності...
47908. Інтелектуальна власність 465 KB
  Ці та інші результати розумової праці мають назву об'єкти права інтелектуальної власності або інтелектуальна власність . Після проголошення незалежності України суттєво змінилося відношення до інтелектуальної власності. Якщо за радянських часів виключне право розпоряджатися інтелектуальною власністю належало державі то відтепер воно належить насамперед творцю цієї власності. Одним із феноменальних явищ кінця XX століття є масова поява на ринку нового виду товару інтелектуальної власності.
47909. ПОЛЬЩА У 70 – 80-Х РОКАХ ХХ СТ 164 KB
  Для покриття боргів уряд удався до короткотермінових кредитів що лише відсунуло загрозу банкрутства але не ліквідувало його. Намагаючись послабити тиск на споживчий ринок уряд удався до випробуваної політики затягування поясів . під тиском громадськості уряд прийняв рішення про умовне звільнення учасників червневих подій. А почалося все з рішення уряду ввести комерційні ціни на м'ясо щоб у такий спосіб роздобути кошти для виплати боргів західним країнам.
47910. Соціологія рекламної та ПР-діяльності 458 KB
  СФЕРА ВИРОБНИЦТВА ЯК ФАКТОР ПОЯВИ РЕКЛАМИ План. Розглянемо соціологічні умови появи реклами. Реклама як масове явище не могла виникнути раніше ніж виникли ринок виробника товарів ринок інформаційних засобів розміщення реклами та ринок споживачів рекламованих товарів і послуг – три основних фактори появи реклами як масового явища. Тому зараз коли історія ринку як елемента соціального розвитку налічує вже тисячоліття така рекламна ситуація називається рекламою на місці продажу та визначається лише як специфічна частина масових рекламних...
47911. Біохімічне обгрунтування методики занять фізичною культурою і спортом з особами різного віку та статі 369 KB
  Перше дитинство 47 років 5. Друге дитинство 812 років хлопчики 811 років дівчинки. Підлітковий пубертатний 1316 років хлопчики вік 1215 років дівчатка. Зрілий вік: I період 2235 років чоловіки 2135 років жінки.
47912. ПОНЯТТЯ ТА ПОТЕНЦІЙНІ ЗАГРОЗИ БЕЗПЕЦІ ПІДПРИЄМНИЦЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 1.41 MB
  Провідні українські експерти визнають той факт що багаторівнева економіка потребує також різноманітних видів забезпечення економічної фізичної та інших видів безпеки та організації охорони. Це дає можливість вибору для клієнтів аналізу та порівняння різних форм охоронної діяльності і в кінцевому результаті сприяє в цілому підвищенню рівня безпеки підприємницької діяльності в Україні. В умовах збільшення частки приватного капіталу в економіці України розвитку малого та середнього бізнесу а також роздержавлення стратегічних об'єктів...
47913. Призначення випробувань, впливаючі фактори при експлуатації РЕМА і ЕОЗ 1.59 MB
  Призначення випробувань впливаючі фактори при експлуатації РЕМА і ЕОЗ. Слід виділити три групи завдань вирішуваних проведенням випробувань: здобуття емпіричних даних необхідних для проектування апаратури; встановлення відповідності виробу проектним вимогам; визначення граничного стану ЕА. Цілі випробувань не постійні: вони міняються на різних етапах проектування і виготовлення апаратури. Перерахуємо основні цілі випробувань ЕА : Експериментальне підтвердження теоретичних розрахунків прийнятих допущень і гіпотез заданих показників якості...
47914. Сучасний стан охорони праці в Україні. Мета та завдання дисципліни Основи охорони праці 19.12 MB
  Виявити мету та завдання дисципліни Основи охорони праціâ€œ. Визначити правові та організаційні питання охорони праці. Сучасний стан охорони праці в Україні.