76537

Методы и приемы обучения русскому языку

Доклад

Педагогика и дидактика

Метод - способы взаимодействия учителя и ученика, направленные на достижение положительных результатов обучения. Положительные результаты - достижение цели. Действия: учение и обучение. Классификация Дубникова (основа: характеристика способов мышления - индукция(от частного к общему) и дедукция)

Русский

2015-01-30

40 KB

5 чел.

9. Методы и приемы обучения русскому языку.

ЛЕКЦИИ:
Метод - способы взаимодействия учителя и ученика, направленные на достижение положительных результатов обучения. Положительные результаты - достижение цели. 
Действия: учение и обучение.
Классификация Дубникова (основа: характеристика способов мышления - индукция(от частного к общему) и дедукция): 
Индуктивный метод (от конкретных примеров к общим выводам и правил);
Дедуктивный метод (от общих правил к конкретным примерам);
Индуктивно-дедуктивный;
Дедуктивно-индуктивный.

Классификация Текучева (основа: использование разных источников знаний):
Рассказ или слово учителя;
Беседа;
Разбор;
Наблюдение.

Классификация Лидия Прокофьевна Федоренко (основа: использование разных источников знаний) - 3 группы методов обучения:
1. Теоретические методы: введение нового материала
* сообщение учителя (начало - наблюдение как прием над языковым материалом: микротексты -> собственно слово учителя, который подводит итог, обобщая данные наблюдения, сделанные учащимися, приводит образец данного явления в речи~перифраза) не более 7-9 минут;
* беседа ( начало - наблюдение над языковым материалом, учитель задает вопросы недвусмысленные,четкие, может в качестве подсказки -> ученики сами делают вывод -> чтение учебника -> закрепление материала) 15 минут;
* чтение учебника (если материал легкий и известный учащимся).
2. Теоретико-практические методы: закрепление нового материала
*наблюдение над языковым материалом - метод обучения, заключающийся в организации планомерного, целенаправленного восприятия учащимся языковых явлений (приемы: анализ/наблюдения языковых форм, наблюдение над смыслом предложения, наблюдение за текстообразующей роли языковых единиц);
*языковой разбор - метод, который заключается в анализе определенных языковых явлений по заданию учителя (по объему -частичный  и полный, по способу - письменный(разбор-суждение без аргументов) и устный( разбор-рассуждение), виды - 1.фонетический,2.морфемный/словообразовательный, 3. - 4.синтаксический,5.лексический,6.орфографический, 7. пунтакционный
*диктант - контрольный=контроль знаний и обучающие=обучение (комментированный-писать и комментировать, объяснительный-комментарий после написания, предупредительный-сначала комментарий, потом письмо и др. виды: выборочный, творческий, графический-запись схем, цифровой-цифра=понятие, игровой)
* реконструирование - метод, основа которого заключается в анализе языковых единиц(приемы: редактирование, восстановление/преобразование, 
*конструирование - метод, основа которого заключается в самостоятельной работе учащегося по составлению текстов по теме, схеме, ключевым словам и т.д.
3. Практические методы (в основном развитие речи)
-работа по обогащению словарного запаса
- формирование навыка изложения своих мыслей в устной и письменной формах 

Проблемное обучение- обучение в основе которого стоит проблема, которую необходимо решить 
3 составляющих:
-Проблемная ситуация( условия при которых появляется проблема в результате проблемного вопроса)
-Проблемный вопрос( 
-Проблемная задача

Метод проблемного обучения имеет в основе проблемный диалог, который заменяет объяснение темы учителя. В основе проблемного малого лежит постановка проблемы учителем или учениками и самостоятельное открытие новых знаний учениками. Одним из составляющих компонентов проблемного диалога является продуктивное чтение. То есть вместо быстрого и скорого чтения предлагается ученику вникнуть и понять, вычитать все виды информации. ( фактуальная информация, концептуальная информация - помогает определить осн мысль текста, подтекстовая информация- не проявляется прямо в тексте)

Оценивание учебных успехов при проблемном методе учащихся состоит не просто во внешнем контроле за учениками с помощью отметок, а обучение детей адекватному самооцениванию своих достижений. 
Построение урока отличается:
Цель- обучить самостоятельному решению проблемы с помощью открытия знаний учащимися при поддержке и помощи учителя. 
Вместо проверки дз- актуализация учениками своих знаний(Беседа, выполнение аналогичных примеров и заданий) 
Вместо объявления темы создается проблемная ситуация учителем, но проблему формулирует сами ученики. 
Поиск решения проблемной задачи. Далее закрепление знаний, которое сводится к выражению решения задачи учениками и применение знаний учениками на практике. 

Примерные алгоритм проблемно-идеологического урока. Задачи перед учителем:
- отобрать минимум новых знаний для данного урока 
- поставить цель урока, а именно каким действиям по работе с новым знаниям мы будем обучать, в результате происходит формирование умений школьников
- спроектировать постановку проблемы и решить какие версии решения мы используем 
- актуализация знаний учащимися, которые необходимы для решения проблемы и планирование поиска решения 
- обозначение этапов поиска решения проблемы. Выяснение возможности открыть новые знания без помощи. 
- спланировать выражение решения проблемы 
- подготовить задание для применения новых знаний 
Сначала задания с минимумом для всех учеников, на последующих этапах модно дифференцировать задания исходя из способностей школьников. 
РефлексИя- способность ребенка в своем сознании пробегать все шаги по освоению новых знаний. То есть вернуться к началу урока и еще раз пропустить через себя все вынесенные с урока сведения. 
Общеучебные умения которые формируются в процессе проблемного диалога:
- организационные умения ( метапредметные умения- умение организовать свою деятельность и умение решать проблемы)
- коммуникативных умения( умение вести диалог, формирование умения ввязано строить высказывание , то есть стоить монологическую речь в том числе и на лингвистическую тему в любой форме)
- интеллектуальные умения- умение извлекать необходимую информацию из источника знаний и строить умозаключение. 
- оценочные умения


Метод проектов 

Этот метод в современном процессе образования рассматривается как одна из эффективных педагогических технологий. То есть каждый ученик должен выполнить индивидуальный проект. Работа над проектом становится основными видом деятельности ученика. Именно такая деятельность позволяет определить способности и готовности, которые ученики приобрели в процессе изучения той пли иной темы или раздела по русскому языку. Проект может быть по нескольким предметам сразу по ФГОСу. 
Суть проекте ого метода- школьник открывает новые для себя знания самостоятельно, не получая их в готовым виде. В стандарте раскрывается планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, а так же приведены универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у школьников концу обучения в том числе и в результате проектной деятельности. 
Умения приобретенные от преткновения деятельности:
1- аргументация своей точки зрения и отстаивать ее
2- адекватно использовать речь для планирования своей деятельности и для выполнения учебных действий 
3- адекватно использовать речевые средства для того чтобы довести до сведения своих товарищей то есть знания , которые он приобрел. 
Возможные умения:
- рефлексия как осознание собственных действий , а так же действий партнера во время работы над проектом. 

Классификация проектов:
1. по методу доминирующему в проекте:
- творческие
- исследовательские
- игровые 
- приключенческие 
- информационные
- практико-ориентированные 
2. по характеру координирования 
- проекты с явной координацией 
- проекты со скрытой координацией 
3. По характеру контактов 
- внутренние 
- международные 
4. По количеству участников 
- индивидуальные
- парные
- групповые
5. По продолжительности проведения проекта 
- краткосрочный проект 
- проект средней продолжительности 
- долгосрочной проект 


Этапы выполнения проекта:
1ый этап - подготовительный- на этом этапе определяется тема проекта и выбирается предполагаемых продукт, то есть результат. Форма презентации предполагают в виде докладов сообщений презентация. Если групповой проект- определяет каждый свое место 
2ой этап- технологический. Учащиеся должны описать предполагаемый продукт или результат, подобрать материалы, определяет критерии оценки деятельности каждого и коллектива в целом 
3ий практический этап- все активно занимаются своей работой 
4ый этап- корректировочный- сравниваем результат реальный с желаемым. Презентация результатов и рассказ о ходе достижения цели. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27703. Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью (ст. 115 УК). Признаки легкого вреда здоровью. Отличие этого преступления от нанесения побоев (ст. 116 УК) и истязания (ст. 117УК) 31 KB
  Отличие этого преступления от нанесения побоев ст. 116состоит из следующих элементов: нанесение побоев или причинение иных действий повлекших физ. Для квалификации необходимо установить причинную связь между фактом нанесения побоев и причинением физ. Побои нанесение побоев или совершение иных насильственных действий причинивших физ.
27705. Умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. ст. 111, 112 УК). Признаки тяжкого и средней тяжести вреда здоровью. Отличие преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК, от убийства 37 KB
  Признаки тяжкого и средней тяжести вреда здоровью. Кроме того причинение тяжкого вреда здоровью приносит длительные физические страдания инвалидность и прочие негативные для потерпевшего последствия. 2 Объективная сторона: выражается в противоправном причинении тяжкого вреда здоровью человека.
27707. Условное осуждение. Основания, условия и порядок его применения. Условия продления испытательного срок и отмены условного осуждения 32 KB
  Условия продления испытательного срок и отмены условного осуждения. Применение условного осуждения возможно только при назначении наказания в виде: исправительных работ; ограничения по военной службе; ограничения свободы; содержания в дисциплинарной воинской части; лишения свободы на срок до восьми лет. Законодатель ограничивает возможность применения условного осуждения не только определенными видами наказания но и максимальным сроком. Закон предусматривает возможность применения условного осуждения при назначении лишения свободы...
27710. Хулиганство (ст. 213 УК). Отличие этого преступления от вандализма (ст. 214 УК) 55 KB
  При квалификации действий лица по пункту а части 1 статьи 213 УК РФ судам следует при необходимости на основании заключения эксперта устанавливать является ли примененный при хулиганстве предмет оружием предназначенным для поражения живой или иной цели. В случаях когда в процессе совершения хулиганства лицо использует животных представляющих опасность для жизни или здоровья человека содеянное с учетом конкретных обстоятельств дела может быть квалифицировано по пункту а части 1 статьи 213 УК РФ. дает основание для квалификации содеянного...