76538

Диктант как метод обучения и форма контроля

Доклад

Педагогика и дидактика

Диктант как метод обучения и форма контроля. Среди упражнений с помощью которых происходит формирование умений и навыков используется списывание простое и осложненное обучающие диктанты а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора. В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Диктант с карточками удобен на первых этапах закрепления: дети записывают слова поднимая карточку с изучаемой орфограммой что позволяет...

Русский

2015-01-30

32 KB

1 чел.

10. Диктант как метод обучения и форма контроля.

Среди упражнений, с помощью которых происходит формирование умений и навыков,  используется списывание (простое и осложненное), обучающие диктанты, а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений, изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора.  В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Рассмотрим  их виды и приемы проведения.

Комментированное письмо. Учитель назначает комментатора и его помощника. Первый объясняет написание продиктованного и одновременно записывает слово или предложение. Помощник дополняет объяснение, если что-то было пропущено. Главная цель этого вида работы – предупреждение ошибок, поэтому класс должен писать одновременно с комментатором, не опережая его. Попутно развивается орфографическая и пунктуационная зоркость учащихся.

Диктант с карточками удобен на первых этапах закрепления: дети записывают слова, поднимая карточку с изучаемой орфограммой, что позволяет учителю видеть, у кого есть затруднения. Так, при изучении правила о чередовании гласных А-О в корне ГАР-ГОР- будут использованы карточки с буквами А и О.

Диктант с обоснованием используется в тех случаях, когда к слову можно подобрать проверочное. С помощью такой работы вырабатывается орфографическая зоркость и навык самоконтроля.

Зрительный диктант.  2-3 предложения записываются заранее на доске. Учащиеся поочередно смотрят на предложение, запоминают его и пишут в тетрадях. При этом учитель строго дозирует время предъявления примера. Ценность этого вида работы в том, что развивается внимание и зрительная память детей. Текстом для диктанта могут служить отрывки из любых школьных учебников. Ученики по команде учителя читают пример, запоминают его, затем закрывают книгу и записывают предложение. Затем так же переходят к следующей фразе и т.д.

Выборочный диктант способствует развитию мышления учащихся. Из диктуемых примеров или текста выписываются слова или конструкции по заданию учителя (например, только слова с чередующимися гласными в корне слова; или только предложения с деепричастными оборотами.

Понятийный диктант (его еще называют «Замени одним словом»). Учитель читает логическое определение слова, а записать надо само понятие.

Объяснительный диктант требует уже почти сформированного навыка и носит полуобучающий, полуконтрольный характер.

Самодиктант. Ученики поочередно диктуют классу или отвечающему у доски слова на заданное правило, что расширяет их словарный запас, учит видеть и удерживать в памяти такие примеры.

Цифровой диктант позволяет быстро проверить знания детей. Учитель называет слово, дети в числителе пишут его порядковый номер, а в знаменателе нужную орфограмму.

Графический диктант можно применять при работе с составом слова или  для обозначения структуры предложений при изучении синтаксиса и пунктуации. Сами примеры не записываются, а рисуются соответствующие схемы.

Диктант «Проверяю себя» является контрольно-обучающим. Это обычно репетиция перед контрольной работой. Дети сначала записывают текст под диктовку учителя, отмечая знаком вопроса на полях все затруднения в написании слов или постановке знаков препинания. Затем учитель читает текст по предложениям и вместе с учениками выясняет все их вопросы.

Творческий диктант – это запись текста с изменениями, обусловленными заданием. Так, в исходном тексте могут быть одни формы заменены другими (например, глаголы в форме 3-го л. ед. числа глаголами во 2-м лице ед. числа), или примеры дополнены, например, причастными оборотами или соответствующими придаточными предложениями и т.д.

Свободный диктант особенно полезно проводить в классах, где дети не умеют писать изложения, так как не в состоянии  подробно запомнить  текст. Для этого вида работы нужно использовать связный текст, который легко членится на  2-3 небольших абзаца. Сначала учитель знакомит детей со всем отрывком, а затем диктует его по абзацам. Послушав первый абзац, дети записывают его, стараясь как можно подробнее воспроизвести услышанное, а также употребить изучаемое языковое явление. Так записываются все части диктанта.

«Немой диктант» представляет собой репортаж с места события. Учитель намечает порядок действий, которые он или кто-то из подготовленных учеников продемонстрирует классу, а зрители должны будут описать эти действия, употребив слова на изучаемое правило.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30877. Биологическое значение боли 44 KB
  Болевые рецепторы ноцицепторы представляют собой свободные нервные окончания немиелинизированых волокон образующих сплетения в тканях кожи мышц некоторых органах. Ноцицепторы делятся на первый механоноцицепторы и второй хемоноцицепторы типы. Механоноцицепторы деполяризация происходит за счет механического смещения мембраны. Ноцицепторы кожи с афферентами Адельта волокон возбуждаются на механические стимулы почти не реагируют на термические раздражители и совсем не реагируют на химические раздражители.
30878. Условные рефлексы 44.5 KB
  Биологический смысл условного рефлекса Все условные рефлексы представляют одну из форм приспособительных реакций организма к изменяющимся условиям внешней среда это индивидуальная форма адаптации которая является более точной формой приспособления живых организмов к изменяющемуся окружающему миру. В процессе формирования условного рефлекса условный раздражитель приобретает СИГНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС помогает организму лучше приспосабливаться к действию БЕЗУСЛОВНОГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ. Структурнофункциональной базой условного рефлекса...
30879. Корковое торможение 33.5 KB
  Сон и бодрствование Проявлением сна является понижение активности нервной системы выключение сознания понижение мышечного тонуса и всех чувств. Существует несколько видов сна: ежесуточный сезонный наркотический гипнотический патологический. Общая продолжительность суточного сна в среднем 7 8 часов в сутки. Активный сон по типу запредельного торможения В возникновении сна важную роль играют гипногенные структуры ствола мозга ретикулярная формация гипоталамус таламус.
30880. I и II сигнальные системы 48 KB
  система – это система связей и ассоциаций в коре больших полушарий ответственная за восприятие натуральных раздражителей. система –это система связей и ассоциаций в коре больших полушарий которая ответственна за восприятия смысла слова как раздражителя. Эта система сигнализации состоит в восприятии смысла слов слышимых произносимых и видимых. Эта система присуща только человеку.
30881. Потребности и мотивации 29.5 KB
  Потребности и мотивации Потребности это специфическая необходимость организма обеспечивающая его связь с внешней средой самосохранение и саморазвитие это форма проявления жизнедеятельности. Потребности делятся: на биологические и социальные. Биологические потребности делятся на: 1.Потребности сохранения вида Потребности самосохранения особи делятся на: 1.
30882. Эмоции 39 KB
  Эмоции ЭМОЦИИ чувства с лат. ЭМОЦИИ – проявление подсознательной деятельности. Эмоции выполняют две функции : сигнальную и регуляторную. Сигнальная функция – эмоции сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия об успешности или не успешности выполняемого действия.
30883. Память 36 KB
  Память ПАМЯТЬ – это свойство ЦНС воспринимать фиксировать сохранять и воспроизводить полученную информацию А Наследуемая генетическая врожденная память 1. Другие наследуемые процессы Б Ненаследуемая индивидуальная приобретенная приобретенная память можно разделить по времени формирования: Мгновенная иконическая сенсорная Краткосрочная оперативная Долгосрочная долговременная МГНОВЕННАЯ иконическая сенсорная – объем ее большой срок хранения информации до 010050 секунд формируемый образ сенсорного происхождения представлен...
30884. Функциональная система 130 KB
  Афферентный синтез Принятие решения Акцептор результата действия Эфферентный синтез Целенаправленное действие Полезный приспособительный результат Обратная афферентация В центральной архитектонике функциональной системы условно выделяют несколько стадий: 1. Формирование акцептора результата действия и программы действия. Роль памяти проявляется в извлечении из нее наших знаний врожденных наследуемых и приобретенных о данном факте и варианты действия и прогноза формы способы достижения цели на основе имеющегося опыта...
30885. Звуковые проявления сердечной деятельности 22 KB
  Тоны. Ухом как правило выслушиваются I и II тоны. I тон систолический протяжный 007013 сек низкий в начале фазы изометрического сокращения. Компоненты тона звук захлопывающихся а в клапанов вибрация стенок желудочков и папиллярных мышц.