76538

Диктант как метод обучения и форма контроля

Доклад

Педагогика и дидактика

Диктант как метод обучения и форма контроля. Среди упражнений с помощью которых происходит формирование умений и навыков используется списывание простое и осложненное обучающие диктанты а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора. В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Диктант с карточками удобен на первых этапах закрепления: дети записывают слова поднимая карточку с изучаемой орфограммой что позволяет...

Русский

2015-01-30

32 KB

2 чел.

10. Диктант как метод обучения и форма контроля.

Среди упражнений, с помощью которых происходит формирование умений и навыков,  используется списывание (простое и осложненное), обучающие диктанты, а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений, изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора.  В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Рассмотрим  их виды и приемы проведения.

Комментированное письмо. Учитель назначает комментатора и его помощника. Первый объясняет написание продиктованного и одновременно записывает слово или предложение. Помощник дополняет объяснение, если что-то было пропущено. Главная цель этого вида работы – предупреждение ошибок, поэтому класс должен писать одновременно с комментатором, не опережая его. Попутно развивается орфографическая и пунктуационная зоркость учащихся.

Диктант с карточками удобен на первых этапах закрепления: дети записывают слова, поднимая карточку с изучаемой орфограммой, что позволяет учителю видеть, у кого есть затруднения. Так, при изучении правила о чередовании гласных А-О в корне ГАР-ГОР- будут использованы карточки с буквами А и О.

Диктант с обоснованием используется в тех случаях, когда к слову можно подобрать проверочное. С помощью такой работы вырабатывается орфографическая зоркость и навык самоконтроля.

Зрительный диктант.  2-3 предложения записываются заранее на доске. Учащиеся поочередно смотрят на предложение, запоминают его и пишут в тетрадях. При этом учитель строго дозирует время предъявления примера. Ценность этого вида работы в том, что развивается внимание и зрительная память детей. Текстом для диктанта могут служить отрывки из любых школьных учебников. Ученики по команде учителя читают пример, запоминают его, затем закрывают книгу и записывают предложение. Затем так же переходят к следующей фразе и т.д.

Выборочный диктант способствует развитию мышления учащихся. Из диктуемых примеров или текста выписываются слова или конструкции по заданию учителя (например, только слова с чередующимися гласными в корне слова; или только предложения с деепричастными оборотами.

Понятийный диктант (его еще называют «Замени одним словом»). Учитель читает логическое определение слова, а записать надо само понятие.

Объяснительный диктант требует уже почти сформированного навыка и носит полуобучающий, полуконтрольный характер.

Самодиктант. Ученики поочередно диктуют классу или отвечающему у доски слова на заданное правило, что расширяет их словарный запас, учит видеть и удерживать в памяти такие примеры.

Цифровой диктант позволяет быстро проверить знания детей. Учитель называет слово, дети в числителе пишут его порядковый номер, а в знаменателе нужную орфограмму.

Графический диктант можно применять при работе с составом слова или  для обозначения структуры предложений при изучении синтаксиса и пунктуации. Сами примеры не записываются, а рисуются соответствующие схемы.

Диктант «Проверяю себя» является контрольно-обучающим. Это обычно репетиция перед контрольной работой. Дети сначала записывают текст под диктовку учителя, отмечая знаком вопроса на полях все затруднения в написании слов или постановке знаков препинания. Затем учитель читает текст по предложениям и вместе с учениками выясняет все их вопросы.

Творческий диктант – это запись текста с изменениями, обусловленными заданием. Так, в исходном тексте могут быть одни формы заменены другими (например, глаголы в форме 3-го л. ед. числа глаголами во 2-м лице ед. числа), или примеры дополнены, например, причастными оборотами или соответствующими придаточными предложениями и т.д.

Свободный диктант особенно полезно проводить в классах, где дети не умеют писать изложения, так как не в состоянии  подробно запомнить  текст. Для этого вида работы нужно использовать связный текст, который легко членится на  2-3 небольших абзаца. Сначала учитель знакомит детей со всем отрывком, а затем диктует его по абзацам. Послушав первый абзац, дети записывают его, стараясь как можно подробнее воспроизвести услышанное, а также употребить изучаемое языковое явление. Так записываются все части диктанта.

«Немой диктант» представляет собой репортаж с места события. Учитель намечает порядок действий, которые он или кто-то из подготовленных учеников продемонстрирует классу, а зрители должны будут описать эти действия, употребив слова на изучаемое правило.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37929. Изучение электрических свойств твердых диэлектриков 259.5 KB
  Типы диэлектриков Диэлектриками называются вещества которые при обычных условиях практически не проводят электрический ток. Согласно представлениям классической физики в диэлектриках в отличие от проводников нет свободных носителей заряда заряженных частиц которые могли бы под действием электрического поля прийти в упорядоченное движение и образовать электрический ток проводимости. К диэлектрикам относятся все газы если они не подвергались ионизации некоторые жидкости дистиллированная вода бензол и др. Все молекулы диэлектрика...
37930. Определение электродвижущей силы 377 KB
  Эти частицы называют носителями тока. За положительное направление тока выбрано направление движения положительно заряженных частиц. Если бы в электрической цепи действовали только электростатические силы то положительные носители тока под действием этих сил перемещались бы от большего потенциала к меньшему и таким образом снижали больший и повышали меньший потенциал. Это привело бы к выравниванию потенциала во всех точках проводника и прекращению тока.
37931. ИЗУЧЕНИЕ ГАЗОВОГО РАЗРЯДА 946 KB
  Цель работы Изучение газового разряда измерение вольтамперной характеристики газонаполненной лампы изучение релаксационных колебаний.2 Газонаполненные лампы часто используют для получения релаксационных колебаний. Принципиальная схема генератора релаксационных колебаний полказана на рисунке 2. При нажатой кнопке режим получается схема генератора релаксационных колебаний смотри рисунок 2.
37932. ИЗУЧЕНИЕ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СЕГНЕТОЭЛЕКТРИКОВ 1.1 MB
  Цель работы Изучение поляризации сегнетоэлектриков в зависимости от напряженности электрического поля E получение кривой E = fE изучение диэлектрического гистерезиса определение диэлектрических потерь в сегнетоэлектриках. Это связано с тем что они не содержат зарядов способных направленно перемещаться под действием электрического поля. Внешнее электрическое поле либо упорядочивает ориентацию жестких диполей ориентационная поляризация в диэлектриках с полярными молекулами либо приводит к появлению полностью упорядоченных...
37933. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭДС ИСТОЧНИКА ТОКА С ПОМОЩЬЮ ЗАКОНА ОМА 199 KB
  Контрольные вопросы 11 Список литературы 11 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 45 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭДС ИСТОЧНИКА ТОКА С ПОМОЩЬЮ ЗАКОНА ОМА Цель работы.1 Закон Ома Количественной мерой электрического тока служит сила тока скалярная величина определяемая электрическим зарядом проходящим через поперечное сечение проводника в единицу времени: . Для постоянного тока . Единица силы тока ампер 1 А = Кл с.
37934. Движения заряженных частиц в магнитном поле. Определение удельного заряда электрона методом магнетрона 365 KB
  Действие магнитного поля на движущийся заряд. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Процесс взаимодействия магнитных полей исследовался Лоренцем который вывел формулу для расчета силы действующей со стороны магнитного поля на движущуюся заряженную частицу.2 Тогда на n движущихся зарядов со стороны магнитного поля действует сила равная .
37935. Определение горизонтальной составляющей магнитного поля земли. Методические указания 160.64 KB
  Методические указания предназначены для студентов, изучающих раздел курса общей физики «Электричество и магнетизм». Приведены основные положения геомагнетизма и методика экспериментального определения горизонтальной составляющей магнитного поля Земли с помощью тангенс гальванометра.
37936. Исследование затухающих колебаний в колебательном контуре 223.5 KB
  14 Лабораторная работа № 48 Исследование затухающих колебаний в колебательном контуре 1. Получим уравнение колебаний в контуре без активного сопротивления рисунок 2.3 получаем дифференциальное уравнение свободных колебаний в контуре без активного сопротивления 2.5 где φ начальная фаза колебаний.
37937. Изучение вынужденных колебаний в электрическом контуре 438.5 KB
  В теоретической части методических указаний изложены условия возникновения вынужденных колебаний в электрическом контуре выведено дифференциальное уравнение этого вида колебаний рассмотрены явления резонансных тока и напряжения. Для осуществления вынужденных колебаний в контур включают источник тока обладающий периодически изменяющейся ЭДС рис. в каждый момент времени сила тока во всех сечениях цепи одинакова. Перейдя от тока I к заряду q и введя обозначения: ω02=1 LС ...