76538

Диктант как метод обучения и форма контроля

Доклад

Педагогика и дидактика

Диктант как метод обучения и форма контроля. Среди упражнений с помощью которых происходит формирование умений и навыков используется списывание простое и осложненное обучающие диктанты а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора. В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Диктант с карточками удобен на первых этапах закрепления: дети записывают слова поднимая карточку с изучаемой орфограммой что позволяет...

Русский

2015-01-30

32 KB

1 чел.

10. Диктант как метод обучения и форма контроля.

Среди упражнений, с помощью которых происходит формирование умений и навыков,  используется списывание (простое и осложненное), обучающие диктанты, а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений, изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора.  В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Рассмотрим  их виды и приемы проведения.

Комментированное письмо. Учитель назначает комментатора и его помощника. Первый объясняет написание продиктованного и одновременно записывает слово или предложение. Помощник дополняет объяснение, если что-то было пропущено. Главная цель этого вида работы – предупреждение ошибок, поэтому класс должен писать одновременно с комментатором, не опережая его. Попутно развивается орфографическая и пунктуационная зоркость учащихся.

Диктант с карточками удобен на первых этапах закрепления: дети записывают слова, поднимая карточку с изучаемой орфограммой, что позволяет учителю видеть, у кого есть затруднения. Так, при изучении правила о чередовании гласных А-О в корне ГАР-ГОР- будут использованы карточки с буквами А и О.

Диктант с обоснованием используется в тех случаях, когда к слову можно подобрать проверочное. С помощью такой работы вырабатывается орфографическая зоркость и навык самоконтроля.

Зрительный диктант.  2-3 предложения записываются заранее на доске. Учащиеся поочередно смотрят на предложение, запоминают его и пишут в тетрадях. При этом учитель строго дозирует время предъявления примера. Ценность этого вида работы в том, что развивается внимание и зрительная память детей. Текстом для диктанта могут служить отрывки из любых школьных учебников. Ученики по команде учителя читают пример, запоминают его, затем закрывают книгу и записывают предложение. Затем так же переходят к следующей фразе и т.д.

Выборочный диктант способствует развитию мышления учащихся. Из диктуемых примеров или текста выписываются слова или конструкции по заданию учителя (например, только слова с чередующимися гласными в корне слова; или только предложения с деепричастными оборотами.

Понятийный диктант (его еще называют «Замени одним словом»). Учитель читает логическое определение слова, а записать надо само понятие.

Объяснительный диктант требует уже почти сформированного навыка и носит полуобучающий, полуконтрольный характер.

Самодиктант. Ученики поочередно диктуют классу или отвечающему у доски слова на заданное правило, что расширяет их словарный запас, учит видеть и удерживать в памяти такие примеры.

Цифровой диктант позволяет быстро проверить знания детей. Учитель называет слово, дети в числителе пишут его порядковый номер, а в знаменателе нужную орфограмму.

Графический диктант можно применять при работе с составом слова или  для обозначения структуры предложений при изучении синтаксиса и пунктуации. Сами примеры не записываются, а рисуются соответствующие схемы.

Диктант «Проверяю себя» является контрольно-обучающим. Это обычно репетиция перед контрольной работой. Дети сначала записывают текст под диктовку учителя, отмечая знаком вопроса на полях все затруднения в написании слов или постановке знаков препинания. Затем учитель читает текст по предложениям и вместе с учениками выясняет все их вопросы.

Творческий диктант – это запись текста с изменениями, обусловленными заданием. Так, в исходном тексте могут быть одни формы заменены другими (например, глаголы в форме 3-го л. ед. числа глаголами во 2-м лице ед. числа), или примеры дополнены, например, причастными оборотами или соответствующими придаточными предложениями и т.д.

Свободный диктант особенно полезно проводить в классах, где дети не умеют писать изложения, так как не в состоянии  подробно запомнить  текст. Для этого вида работы нужно использовать связный текст, который легко членится на  2-3 небольших абзаца. Сначала учитель знакомит детей со всем отрывком, а затем диктует его по абзацам. Послушав первый абзац, дети записывают его, стараясь как можно подробнее воспроизвести услышанное, а также употребить изучаемое языковое явление. Так записываются все части диктанта.

«Немой диктант» представляет собой репортаж с места события. Учитель намечает порядок действий, которые он или кто-то из подготовленных учеников продемонстрирует классу, а зрители должны будут описать эти действия, употребив слова на изучаемое правило.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85724. Разработка автоматизированной системы управления персоналом, на примере ГК Автоград 1.12 MB
  Целью данной дипломной работы является создание автоматизированной системы управления персоналом для группы компаний Автоград. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть общие теоретические аспекты, касающиеся структуры и функций автоматизированных систем управления персоналом.
85725. Кадровая политика горных предприятий 3.93 MB
  В программе реализована задача набора персонала для отдела кадров и предложен вариант оптимизации набора кадров. Используя полученные экспертные оценки, за основу были взяты три фактора оценки персонала: стаж работы, образование и спецификация. Для каждой специальности был выбран персональный критерий оценки кадров.
85726. Автоматизация учета и планирования производственно-сбытовой деятельности на предприятии ОАО «Семейкинское» 1.01 MB
  Представлена характеристика и основные производственно-экономические показатели предприятия ОАО Семейкинское; рассмотрены статьи затрат в сравнении с предыдущим годом составляющие себестоимость производимой продукции; сделан анализ реализации мяса птицы и яйца.
85727. ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В УКРАИНЕ 337.5 KB
  Целью данной дипломной работы является поиск мероприятий, направленных на решение проблем формирования местных бюджетов Украины, моделирование в процесс их создания и проектирование баз данных для обеспечения эффективного формирования местных бюджетов Украины.
85728. Оценка эффективности коммерческой деятельности ОАО «Тюмень-АВТОВАЗ» 5.61 MB
  Для достижения успеха необходимо уделять осуществлению коммерческой деятельности значительное внимание. Понятие коммерческой деятельности очень широкое и включает в себя множество направлений: ведение договорной работы, деятельность в области закупок, формирования ассортимента, управления товарными запасами...
85729. Изучение и улучшение процесса формирования бюджета за счет оценки земельного участка сдаваемого в аренду 837 KB
  Таким образом показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Объектом исследования данной дипломной работы является процесс оценки земли как один из источников формирования бюджета Муниципального унитарного предприятия Возрождение Нижнетавдинского...
85730. Исследование и оптимизация управления запасами 435.5 KB
  При управлении запасами возникает 2 вопроса: когда пополнять запасы и каков должен быть размер заказа на пополнение. Для решения задач управления запасами будем применять мат. В данной работе поставлена цель опираясь на достижения современной науки математические методы и возможности персональных вычислительных машин разработать практические методы исследования и оптимизации управления запасами на основе данного программного обеспечения.
85731. Создание базы данных об услугах, предоставляемых ТМО города Краснодона 293.5 KB
  Оно связано это с тем что в течение существования советского здравоохранения медицинские услуги не продавались а оказывались независимо от их стоимости. В условиях развития рынка медицинских услуг неотъемлемой частью работы любого медицинского учреждения является развитие маркетинговой деятельности. В поисках внебюджетных источников финансирования медицинские организации и учреждения осуществляющие предпринимательскую деятельность вынуждены постоянно отслеживать состояние рынка медицинских услуг контролировать динамику и выявлять...