76538

Диктант как метод обучения и форма контроля

Доклад

Педагогика и дидактика

Диктант как метод обучения и форма контроля. Среди упражнений с помощью которых происходит формирование умений и навыков используется списывание простое и осложненное обучающие диктанты а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора. В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Диктант с карточками удобен на первых этапах закрепления: дети записывают слова поднимая карточку с изучаемой орфограммой что позволяет...

Русский

2015-01-30

32 KB

1 чел.

10. Диктант как метод обучения и форма контроля.

Среди упражнений, с помощью которых происходит формирование умений и навыков,  используется списывание (простое и осложненное), обучающие диктанты, а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений, изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора.  В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Рассмотрим  их виды и приемы проведения.

Комментированное письмо. Учитель назначает комментатора и его помощника. Первый объясняет написание продиктованного и одновременно записывает слово или предложение. Помощник дополняет объяснение, если что-то было пропущено. Главная цель этого вида работы – предупреждение ошибок, поэтому класс должен писать одновременно с комментатором, не опережая его. Попутно развивается орфографическая и пунктуационная зоркость учащихся.

Диктант с карточками удобен на первых этапах закрепления: дети записывают слова, поднимая карточку с изучаемой орфограммой, что позволяет учителю видеть, у кого есть затруднения. Так, при изучении правила о чередовании гласных А-О в корне ГАР-ГОР- будут использованы карточки с буквами А и О.

Диктант с обоснованием используется в тех случаях, когда к слову можно подобрать проверочное. С помощью такой работы вырабатывается орфографическая зоркость и навык самоконтроля.

Зрительный диктант.  2-3 предложения записываются заранее на доске. Учащиеся поочередно смотрят на предложение, запоминают его и пишут в тетрадях. При этом учитель строго дозирует время предъявления примера. Ценность этого вида работы в том, что развивается внимание и зрительная память детей. Текстом для диктанта могут служить отрывки из любых школьных учебников. Ученики по команде учителя читают пример, запоминают его, затем закрывают книгу и записывают предложение. Затем так же переходят к следующей фразе и т.д.

Выборочный диктант способствует развитию мышления учащихся. Из диктуемых примеров или текста выписываются слова или конструкции по заданию учителя (например, только слова с чередующимися гласными в корне слова; или только предложения с деепричастными оборотами.

Понятийный диктант (его еще называют «Замени одним словом»). Учитель читает логическое определение слова, а записать надо само понятие.

Объяснительный диктант требует уже почти сформированного навыка и носит полуобучающий, полуконтрольный характер.

Самодиктант. Ученики поочередно диктуют классу или отвечающему у доски слова на заданное правило, что расширяет их словарный запас, учит видеть и удерживать в памяти такие примеры.

Цифровой диктант позволяет быстро проверить знания детей. Учитель называет слово, дети в числителе пишут его порядковый номер, а в знаменателе нужную орфограмму.

Графический диктант можно применять при работе с составом слова или  для обозначения структуры предложений при изучении синтаксиса и пунктуации. Сами примеры не записываются, а рисуются соответствующие схемы.

Диктант «Проверяю себя» является контрольно-обучающим. Это обычно репетиция перед контрольной работой. Дети сначала записывают текст под диктовку учителя, отмечая знаком вопроса на полях все затруднения в написании слов или постановке знаков препинания. Затем учитель читает текст по предложениям и вместе с учениками выясняет все их вопросы.

Творческий диктант – это запись текста с изменениями, обусловленными заданием. Так, в исходном тексте могут быть одни формы заменены другими (например, глаголы в форме 3-го л. ед. числа глаголами во 2-м лице ед. числа), или примеры дополнены, например, причастными оборотами или соответствующими придаточными предложениями и т.д.

Свободный диктант особенно полезно проводить в классах, где дети не умеют писать изложения, так как не в состоянии  подробно запомнить  текст. Для этого вида работы нужно использовать связный текст, который легко членится на  2-3 небольших абзаца. Сначала учитель знакомит детей со всем отрывком, а затем диктует его по абзацам. Послушав первый абзац, дети записывают его, стараясь как можно подробнее воспроизвести услышанное, а также употребить изучаемое языковое явление. Так записываются все части диктанта.

«Немой диктант» представляет собой репортаж с места события. Учитель намечает порядок действий, которые он или кто-то из подготовленных учеников продемонстрирует классу, а зрители должны будут описать эти действия, употребив слова на изучаемое правило.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70418. УПРАВЛІННЯ РОЗВИТКОМ НАВАЧЛЬНОГО ЗАКЛАДУ 303.5 KB
  Основними проблемами функціонування навчального закладу за результатами самоекспертизи є: Недостатня мотивація учнів незацікавленість учнів навчанням. Зниження соціальної активності учнів. Зниження базового рівня вихованості значної кількості учнів.
70420. Модель технологии образования педагогов в школе 436.5 KB
  Личностно-ориентированный подход к повышению профессионализма педагогов осуществляется через следующие принципы. Реализация данного принципа предусматривает: изучение профессиональных проблем интересов потребностей педагогов их классификацию и определение наиболее распространенных...
70421. СИСТЕМНИЙ ПІДХІД ДО ОРГАНІЗАЦІЇ МЕТОДИЧНОЇ РОБОТИ У ВНЗ І-ІІ РІВНЯ АКРЕДИТАЦІЇ 441 KB
  У роботі розкрита стратегічна система методичної роботи в ВНЗ ІІІ рівнів акредитації представлені основні складові методичної роботи при системному підході в її організації в межах конкретного навального закладу Методична розробка рекомендована для роботи керівникам методичних кабінетів...
70423. Буржуазное (капиталистическое) государство 33.5 KB
  Этот тип государства оказался самым жизнестойким способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов. Государство здесь не вмешивается в экономику. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических...
70424. Менеджмент: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: Учебное пособие 454.5 KB
  Дипломная работа является заключительным и обязательным этапом подготовки студента в Уральском гуманитарном институте. Процедура подготовки и защиты дипломной работы организуется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения...
70425. ПОУЧЕНИЯ ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ КАК РУКОВОДСТВО К НРАВСТВЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ХРИСТИАНИНА 981 KB
  Согласно учению Святой Православной Церкви, нравственное совершенствование христианина – необходимая и важная задача, от которой зависит наше спасение. Как говорит святитель Григорий Богослов: «Душа наша подобна кораблю, плывущему вверх по реке.