7654

Культура и природа. Пространственно-временные координаты бытия культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Культура и природа. Пространственно-временные координаты бытия культуры Природой в широком смысле слова называют все объективно существующее, т.е. понятие природа предельным образом приближено к понятию материальный мир. Словом культура в само...

Русский

2013-01-27

45 KB

7 чел.

Культура и природа. Пространственно-временные координаты бытия культуры

Природой в широком смысле слова называют все объективно существующее, т.е. понятие «природа» предельным образом приближено к понятию «материальный мир». Словом «культура» в самом общем виде обозначают границу, которая отделяет природное бытие от социального бытия. В данном контексте культура объемлет всю полноту собственно человеческого, а не природного существования.

В эпоху Нового времени оппозиция «культура/природа» осознается как теоретическая проблема. В рамках этой оппозиции природа характеризуется как возникающее само собой, естественное, врожденное в отличие от культуры, предстающей как созданное человеком, искусственное, приобретенное. Именно в механизме накопления, обогащения и трансляции жизненного опыта и проходит основная грань между природой и культурой. Знание о культуре не наследуется генетическим путем, социокультурный опыт осваивается через обучение и подражание.

Однако, в осознании оппозиции «cultura/natura» состоит лишь первый шаг. Второй же шаг заключается в признании того, что между миром природы и миром культуры нет непроходимой пропасти и связующим звеном в этих отношениях выступает человек. Человеческая личность – это произведение, сотворенное культурой из природного материала.

Говоря о взаимодействии природы и культуры, следует выделить несколько основных аспектов данного взаимодействия: хозяйственно-практический, медико-гигиенический, эстетический. Не только природа выступает как материал и основание культуры, но и культура предстает как процесс и результат освоения природы. Яркий пример такого рода – культурный ландшафт, как сочетание природных процессов и творческой деятельности людей.

В разных исторических условиях доминировали разные установки в системе взаимоотношений «природа-человек-культура». Можно выделить четыре основных этапа этих взаимоотношений. На первом этапе, в первобытную эпоху, человек ощущал себя органической частью природы. Второй этап, аграрный, также характеризуется бережным отношением к природе и глубоким пониманием процессов, в ней происходящих. Однако попытка пойти путем гармонического развития в единстве с природой не имела продолжения в дальнейшей европейской истории и культуре, чему немало способствовала христианская религия, утверждавшая идею вторичности природы по отношению к Богу. Третий, техногенный или промышленный, этап характеризуется все большим дистанцированием человека от природы и усилением прагматически-утилитарной установки в отношении к ней. Сегодня мы можем говорить о наступлении четвертого этапа, связанного с преодолением угрозы глобального экологического кризиса, вызванной антропогенным воздействием на природу Земли.

Современная культура характеризуется становлением планетарной этики с принципом личной ответственности за все живое и отказом от идеи антропоцентризма. Человечество переходит к новому сознанию, к новой культуре, которую мы называем экологической культурой. Этим понятием обозначают систему ценностных ориентаций, утверждающую идею гармоничного взаимодействия человека и природы, осознание ответственности людей за сохранение биосферы.

Единство и противоречие природы и культуры происходит из внутренней двойственности и единства самого человека, который принадлежит одновременно и миру природы, и миру культуры. И эту двойственность в первую очередь обнаруживает его Тело.

Аксиомой является тот факт, что включение «человека телесного» в социокультурное пространство влечет за собой существенные последствия для его тела, которое из биологического феномена превращается в социокультурное явление и приобретает, в дополнение к своим природно-заданным атрибутам, свойства и характеристики, порожденные социальными и культурными воздействиями. Так, болезнь и здоровье в истории культуры предстают как значимые  культурные метафоры, в которых язык биологии и медицины вторичен по отношению к языку культуры.

Одной из важнейших проблем современности выступает мера допустимости искусственного (культурного) вмешательства в биологическую природу самого человека. Аборты, эвтаназия, смертная казнь, стерилизация, трансплантация органов или замена их искусственными, генная инженерия, опыты клонирования, смена пола – все это вопросы не только социальные, но и прямо связанные с соотнесенностью природы и культуры в самом человеке.

Агрессивные соматические украшения также являются знаковым атрибутом нашей эпохи. И если мы сегодня говорим об актуальности формирования экологического сознания, о необходимости формирования экологической культуры, то это заставляет обсуждать и проблему экологии человеческого тела.

Одним из значимых аспектов темы «культура и природа» являются гендерные отношения. Если понятием «пол» определяются биологические характеристики человека, морфологические и функциональные различия между мужчинами и женщинами, изначально заданные природой. То словом «гендер» обозначается «социокультурный пол» человека, определяющий его поведение в обществе и то, как это поведение воспринимается. Основное содержание данного понятия заключается в том, что видимые различия в поведении мужчин и женщин не связаны напрямую с действием биологических факторов, они определяются социокультурными требованиями.

В разных культурно-исторических условиях мужское и женское начало могут трактоваться как взаимодополняющие, конфликтные, иерархически соподчиненные. С развитием общества постепенно развиваются различные приемы, обеспечивающие взаимную привлекательность (украшение тела, макияж, гигиена и т.п.); обогащаются ритуалы ухаживания (через танец, кокетство и т.п.); формируются языковые формы и символы, имеющие сексуальное значение; складывается сексуальная культура. На сексуальную культуру человека оказывают влияние традиции национальной культуры, субкультурные общности, религиозные представления. Содержание сексуальной культуры различно у разных социальных и возрастных групп.

В современных условиях нарушается привычная иерархия мужского и женского в культуре, в рамках которой мужское начало связывалось с главенством и властью, а женское характеризовалось как второстепенное и подчиненное. Сегодня мужчины и женщины нередко меняются ролями. Женщина может доминировать в отношениях, ее интересы и активность устремляются во внешний мир, одновременно происходит процесс «доместикации» мужчин. Одним из немногих факторов гендерной идентичности в современной культуре является именно сексуальность.

Последний, немаловажный аспект темы «Культура и природа», который мы должны с вами обсудить состоит в следующем. И природное бытие, и бытие культуры разворачивается в определенных пространственно-временных координатах. Разные уровни бытия вступают между собой в сложное взаимодействие. Выделяют три основных уровня пространственно-временных параметров: физическое пространство и время, социальное пространство и время, и пространство и время культуры.

Физическое пространство выступает как одна из основных форм бытия, выражающая протяженность и порядок сосуществования вещей, структуру устойчивости. Категория времени выражает длительность событий, порядок их смены, аспект изменчивости. Время и пространство задают исходные ориентации, на которых строится любая известная картина мира.

Отличие социальных пространства и времени от физических определяется тем, что их возникновение и развитие всецело связаны с деятельностью человека. Понятием «социальное пространство» обозначают порядок размещения социальных объектов в поле социальной деятельности, их взаимодействие и иерархическое соположение. Категория «социальное время» («историческое время») фиксирует длительность и последовательность социальных процессов.

Когда говорят о пространстве и времени культуры, нередко имеют в виду два разных аспекта, в которых представлены эти категории.

1) Первый аспект связан с объективным развитием культуры в ее пространственно-временных характеристиках.

2) Второй аспект предполагает восприятие пространства и времени в культуре, особенности формирования пространственно-временных координат в границах отдельных феноменов культуры.

Пространство культуры представляет собой специфическую форму бытия социального пространства. Оно характеризуется осуществлением культурной деятельности, объектом и субъектом которой выступает человек.

Основополагающим механизмом, определяющим границы социального пространства и пространства культуры, на наш взгляд, выступают процессы социализации и инкультурации. Под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющей ему успешно функционировать в качестве его члена. В отличие от социализации понятие инкультурация предполагает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Инкультурация подразумевает овладение символическими смыслами культуры, поскольку именно процесс смыслообразования отличает деятельность как феномен культуры.

Важнейшей характеристикой пространства культуры является его четкая структурированность. Взаимосвязи, как отдельных людей, так и разных субкультур в едином поле культуры могут находиться либо на одном горизонтальном уровне, либо стоять на разных ступенях по вертикали. Одна культура по разным признакам может быть включена в разные системы координат: в одном случае, находясь в горизонтальной плоскости, в другом – в вертикальной.

Понятием «время культуры» обозначают «объективное развитие культуры в его временных параметрах» (Л. Н. Коган), предполагающее течение культуры из прошлого, через настоящее в будущее. Это чрезвычайно сложная в определении категория во многом метафоричная. Вопрос о соотношении модусов времени в культуре является для исследователей основным.

Конечно, наше стремление выделять модусы времени, в определенной степени является упрощением, поскольку течение времени непрерывно. Но такой подход имеет смысл. История человечества разворачивается в сочетании традиции и новации. Каждый миг времени содержит в себе следы прошлого и намек на будущее. В непрерывном потоке времени можно различить границы, точки перехода, в которых прошлое «борется» с будущим, – «временные экотоны».

Представления о пространстве и времени (и физических, и социальных, и культурных) напрямую зависят от определенного историко-культурного контекста. За каждым способом организации пространства/времени стоит определенное миропонимание, находящее в этих координатах свое символическое выражение. В границах мифологии, религии, искусства формируется своя система пространственно-временных координат. Каждая культурно-историческая эпоха создает собственные представления о пространстве и времени.

Доминирующим в современной картине мира считается образ «сжатого» пространства и утекающего «утраченного» времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21691. Расширение последовательной схемы нейронного управления 106 KB
  Простая процедура обучения для эмулятора выглядит так: {рис. 109} Целью обучения является минимизация ошибки предсказания . 109} Для ускорения сходимости процесса обучения можно использовать другую модель эмулятора: {рис.
21692. Нейронный контроллер 225 KB
  Сегодня мы посмотрим что внутри у нейроконтроллера а также займёмся повышением эффективности оперативного управления. Нейронный контроллер Предположим что объект управления описываемый уравнением является обратимым. Если выход близок к выходу при соответствующих входах то многослойная нейросеть может рассматриваться как контроллер в прямой цепи управления.
21693. Обучение контроллера: подход на основе прогнозируемой ошибки выхода 361.5 KB
  Шаг 1. read ; Шаг 2. {Обучение эмулятора} for := downto 0 do begin :=; ; end; Шаг 3. {Генерация управляющего входного сигнала} :=; или :=; :=; Шаг 4.
21694. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ 538.5 KB
  ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ В параллельной архитектуре нейронного управления нейронная сеть используется наравне с обычным ПИДрегулятором. Настройка выполняется таким образом чтобы выходной сигнал объекта управления как можно точнее соответствовал заданному опорному сигналу . Из этих примеров следует что даже если удастся разработать хорошую общую стратегию управления может возникнуть необходимость в её настройке с целью получения лучших практических результатов.
21695. ПРИЛОЖЕНИЯ НЕЙРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ 453.5 KB
  Далее мы будем изучать примеры практического применения некоторых методов нейроуправления и не только нейроуправления для реальных систем. ПРИЛОЖЕНИЯ НЕЙРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В качестве реальной системы будем рассматривать систему управления температурой водяной ванны инвертированный маятник систему управления генератором в электрическом транспортном средстве и печь как многомерный объект управления со многими входами и выходами. Система управления температурой водяной ванны Система управления представляет собой регулятор температуры для...
21696. МЕТОДЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 286 KB
  Вычисления соответствующие действиям нечёткого контроллера в системе управления температурой водяной ванны можно представить в виде следующего алгоритма: Шаг 1. Гн Омату рассматривает помимо нейросетевого и нечёткого управления ещё два способа управления водяной ванной. По результатам экспериментов из всех схем управления схема ПИД наиболее проста в реализации.
21697. Система стабилизации перевёрнутого маятника 668.5 KB
  Система стабилизации перевёрнутого маятника Перевёрнутый маятник представляет собой модель нестабильной системы управления сам маятник закреплён сверху на тележке которая может перемещаться вправо и влево в горизонтальной плоскости причём это перемещение является управляемым. Задача управления состоит в стабилизации маятника в вертикальном положении на возможно более продолжительное время. Цель управления состоит в том чтобы переместить тележку в позицию таким образом чтобы маятник оставался в вертикальном положении.
21698. Применение нейросетей для управления печью 145 KB
  В таких случаях целью управления является возможно более быстрое и плавное достижение требуемой температуры с последующим удерживанием её значения в заданных пределах. Система управления печью разработана японской фирмой Omron Inc. Структурная схема системы управления печью В состав системы управления входит модуль датчиков плата параллельного интерфейса вводавывода компьютер NEC PC9801F и исполнительное устройство.
21699. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 198.5 KB
  Более простое и пожалуй более понятное базовое определение интеллекта даёт доцент Днепропетровского национального университета Алексей Дубинский. Способность это мера интеллекта. Измеряется величиной интеллекта.