7654

Культура и природа. Пространственно-временные координаты бытия культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Культура и природа. Пространственно-временные координаты бытия культуры Природой в широком смысле слова называют все объективно существующее, т.е. понятие природа предельным образом приближено к понятию материальный мир. Словом культура в само...

Русский

2013-01-27

45 KB

7 чел.

Культура и природа. Пространственно-временные координаты бытия культуры

Природой в широком смысле слова называют все объективно существующее, т.е. понятие «природа» предельным образом приближено к понятию «материальный мир». Словом «культура» в самом общем виде обозначают границу, которая отделяет природное бытие от социального бытия. В данном контексте культура объемлет всю полноту собственно человеческого, а не природного существования.

В эпоху Нового времени оппозиция «культура/природа» осознается как теоретическая проблема. В рамках этой оппозиции природа характеризуется как возникающее само собой, естественное, врожденное в отличие от культуры, предстающей как созданное человеком, искусственное, приобретенное. Именно в механизме накопления, обогащения и трансляции жизненного опыта и проходит основная грань между природой и культурой. Знание о культуре не наследуется генетическим путем, социокультурный опыт осваивается через обучение и подражание.

Однако, в осознании оппозиции «cultura/natura» состоит лишь первый шаг. Второй же шаг заключается в признании того, что между миром природы и миром культуры нет непроходимой пропасти и связующим звеном в этих отношениях выступает человек. Человеческая личность – это произведение, сотворенное культурой из природного материала.

Говоря о взаимодействии природы и культуры, следует выделить несколько основных аспектов данного взаимодействия: хозяйственно-практический, медико-гигиенический, эстетический. Не только природа выступает как материал и основание культуры, но и культура предстает как процесс и результат освоения природы. Яркий пример такого рода – культурный ландшафт, как сочетание природных процессов и творческой деятельности людей.

В разных исторических условиях доминировали разные установки в системе взаимоотношений «природа-человек-культура». Можно выделить четыре основных этапа этих взаимоотношений. На первом этапе, в первобытную эпоху, человек ощущал себя органической частью природы. Второй этап, аграрный, также характеризуется бережным отношением к природе и глубоким пониманием процессов, в ней происходящих. Однако попытка пойти путем гармонического развития в единстве с природой не имела продолжения в дальнейшей европейской истории и культуре, чему немало способствовала христианская религия, утверждавшая идею вторичности природы по отношению к Богу. Третий, техногенный или промышленный, этап характеризуется все большим дистанцированием человека от природы и усилением прагматически-утилитарной установки в отношении к ней. Сегодня мы можем говорить о наступлении четвертого этапа, связанного с преодолением угрозы глобального экологического кризиса, вызванной антропогенным воздействием на природу Земли.

Современная культура характеризуется становлением планетарной этики с принципом личной ответственности за все живое и отказом от идеи антропоцентризма. Человечество переходит к новому сознанию, к новой культуре, которую мы называем экологической культурой. Этим понятием обозначают систему ценностных ориентаций, утверждающую идею гармоничного взаимодействия человека и природы, осознание ответственности людей за сохранение биосферы.

Единство и противоречие природы и культуры происходит из внутренней двойственности и единства самого человека, который принадлежит одновременно и миру природы, и миру культуры. И эту двойственность в первую очередь обнаруживает его Тело.

Аксиомой является тот факт, что включение «человека телесного» в социокультурное пространство влечет за собой существенные последствия для его тела, которое из биологического феномена превращается в социокультурное явление и приобретает, в дополнение к своим природно-заданным атрибутам, свойства и характеристики, порожденные социальными и культурными воздействиями. Так, болезнь и здоровье в истории культуры предстают как значимые  культурные метафоры, в которых язык биологии и медицины вторичен по отношению к языку культуры.

Одной из важнейших проблем современности выступает мера допустимости искусственного (культурного) вмешательства в биологическую природу самого человека. Аборты, эвтаназия, смертная казнь, стерилизация, трансплантация органов или замена их искусственными, генная инженерия, опыты клонирования, смена пола – все это вопросы не только социальные, но и прямо связанные с соотнесенностью природы и культуры в самом человеке.

Агрессивные соматические украшения также являются знаковым атрибутом нашей эпохи. И если мы сегодня говорим об актуальности формирования экологического сознания, о необходимости формирования экологической культуры, то это заставляет обсуждать и проблему экологии человеческого тела.

Одним из значимых аспектов темы «культура и природа» являются гендерные отношения. Если понятием «пол» определяются биологические характеристики человека, морфологические и функциональные различия между мужчинами и женщинами, изначально заданные природой. То словом «гендер» обозначается «социокультурный пол» человека, определяющий его поведение в обществе и то, как это поведение воспринимается. Основное содержание данного понятия заключается в том, что видимые различия в поведении мужчин и женщин не связаны напрямую с действием биологических факторов, они определяются социокультурными требованиями.

В разных культурно-исторических условиях мужское и женское начало могут трактоваться как взаимодополняющие, конфликтные, иерархически соподчиненные. С развитием общества постепенно развиваются различные приемы, обеспечивающие взаимную привлекательность (украшение тела, макияж, гигиена и т.п.); обогащаются ритуалы ухаживания (через танец, кокетство и т.п.); формируются языковые формы и символы, имеющие сексуальное значение; складывается сексуальная культура. На сексуальную культуру человека оказывают влияние традиции национальной культуры, субкультурные общности, религиозные представления. Содержание сексуальной культуры различно у разных социальных и возрастных групп.

В современных условиях нарушается привычная иерархия мужского и женского в культуре, в рамках которой мужское начало связывалось с главенством и властью, а женское характеризовалось как второстепенное и подчиненное. Сегодня мужчины и женщины нередко меняются ролями. Женщина может доминировать в отношениях, ее интересы и активность устремляются во внешний мир, одновременно происходит процесс «доместикации» мужчин. Одним из немногих факторов гендерной идентичности в современной культуре является именно сексуальность.

Последний, немаловажный аспект темы «Культура и природа», который мы должны с вами обсудить состоит в следующем. И природное бытие, и бытие культуры разворачивается в определенных пространственно-временных координатах. Разные уровни бытия вступают между собой в сложное взаимодействие. Выделяют три основных уровня пространственно-временных параметров: физическое пространство и время, социальное пространство и время, и пространство и время культуры.

Физическое пространство выступает как одна из основных форм бытия, выражающая протяженность и порядок сосуществования вещей, структуру устойчивости. Категория времени выражает длительность событий, порядок их смены, аспект изменчивости. Время и пространство задают исходные ориентации, на которых строится любая известная картина мира.

Отличие социальных пространства и времени от физических определяется тем, что их возникновение и развитие всецело связаны с деятельностью человека. Понятием «социальное пространство» обозначают порядок размещения социальных объектов в поле социальной деятельности, их взаимодействие и иерархическое соположение. Категория «социальное время» («историческое время») фиксирует длительность и последовательность социальных процессов.

Когда говорят о пространстве и времени культуры, нередко имеют в виду два разных аспекта, в которых представлены эти категории.

1) Первый аспект связан с объективным развитием культуры в ее пространственно-временных характеристиках.

2) Второй аспект предполагает восприятие пространства и времени в культуре, особенности формирования пространственно-временных координат в границах отдельных феноменов культуры.

Пространство культуры представляет собой специфическую форму бытия социального пространства. Оно характеризуется осуществлением культурной деятельности, объектом и субъектом которой выступает человек.

Основополагающим механизмом, определяющим границы социального пространства и пространства культуры, на наш взгляд, выступают процессы социализации и инкультурации. Под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющей ему успешно функционировать в качестве его члена. В отличие от социализации понятие инкультурация предполагает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Инкультурация подразумевает овладение символическими смыслами культуры, поскольку именно процесс смыслообразования отличает деятельность как феномен культуры.

Важнейшей характеристикой пространства культуры является его четкая структурированность. Взаимосвязи, как отдельных людей, так и разных субкультур в едином поле культуры могут находиться либо на одном горизонтальном уровне, либо стоять на разных ступенях по вертикали. Одна культура по разным признакам может быть включена в разные системы координат: в одном случае, находясь в горизонтальной плоскости, в другом – в вертикальной.

Понятием «время культуры» обозначают «объективное развитие культуры в его временных параметрах» (Л. Н. Коган), предполагающее течение культуры из прошлого, через настоящее в будущее. Это чрезвычайно сложная в определении категория во многом метафоричная. Вопрос о соотношении модусов времени в культуре является для исследователей основным.

Конечно, наше стремление выделять модусы времени, в определенной степени является упрощением, поскольку течение времени непрерывно. Но такой подход имеет смысл. История человечества разворачивается в сочетании традиции и новации. Каждый миг времени содержит в себе следы прошлого и намек на будущее. В непрерывном потоке времени можно различить границы, точки перехода, в которых прошлое «борется» с будущим, – «временные экотоны».

Представления о пространстве и времени (и физических, и социальных, и культурных) напрямую зависят от определенного историко-культурного контекста. За каждым способом организации пространства/времени стоит определенное миропонимание, находящее в этих координатах свое символическое выражение. В границах мифологии, религии, искусства формируется своя система пространственно-временных координат. Каждая культурно-историческая эпоха создает собственные представления о пространстве и времени.

Доминирующим в современной картине мира считается образ «сжатого» пространства и утекающего «утраченного» времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11451. КВАНТОВА ФІЗИКА 194.5 KB
  КВАНТОВА ФІЗИКА 1. ВСТУП Закони квантової фізики квантової механіки складають фундамент вивчення будови речовини. Вони дозволили з’ясувати будову атомів встановити природу хімічного зв’язку властивості напівпровідників та ін. Квантова фізика – наука про будов
11452. Исследование скважин методом последовательной смены установившихся притоков 750 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Исследование скважин методом последовательной смены установившихся притоков. Целью данного исследования скважин является определение коэффициента продуктивности скважин гидропроводности и проницаемости призабойной части пласта. В з
11453. ИНФОРМАТИКА В 6 КЛАССЕ. ВСЕ КОНСПЕКТЫ УРОКОВ 2.74 MB
  Учебное методическое пособие для учителя предполагает наличие в школьном кабинете информатики IBM-совместимых компьютеров, организованных в локальную сеть, а также программного обеспечения: операционной системы Windows 2000 (Windows NT, XP и т.д.), графического редактора Paint, текстового редактора Microsoft Word (или WordPad), системы программирования Pascal ABC с исполнителем Чертежник. Допустимое время работы школьников за компьютером – 20 минут.
11454. УЧАСТИЕ АФК В ОТКРЫТИИ СЛЕДОВ КРОВИ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ В РЕАКЦИИ С АЗОПИРАМОМ 32 KB
  Участие АФК в Открытии следов крови на стоматологическом инструментарии в реакции с азопирамом ПРИНЦИП МЕТОДА. При взаимодействии азопирама с гемоглобином в присутствии пероксида водорода как окислителя образуются цветные продукты с хара
11455. Определение йодного числа жира для общей оценки ненасыщенных связей 31 KB
  Лабораторная работа Определение йодного числа жира для общей оценки ненасыщенных связей Принцип. Определение основано на способности ненасыщенных жирных кислот присоединять йод по месту двойных связей. Йодное число – это количество йода в граммах присоединяемое ...
11456. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕТАБОЛИТОВ МОНООКСИДА АЗОТА (НИТРИТОВ) В СЛЮНЕ 28.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Определение содержания метаболитов монооксида азота нитритов в слюне НитрогенIIоксид NO это свободный радикал который образуется в организме из аргинина и выполняет роль мессенджера в ряде биологических процессов. Аргинин цитрулин NO ...
11457. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ХОЛИНСОДЕРЖАЩИХ ФОСФОЛИПИДОВ В СМЕСИ ЛИПИДОВ 30 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1 Определение наличия холинсодержащих фосфолипидов в смеси липидов ПРИНЦИП МЕТОДА. Холинсодержащие фосфолипиды имеющие четвертичный атом азота проявляют свойства сильных органических оснований поэтому способны связывать красители бром...
11458. Определение содержания ТБК-реактивных продуктов перекисного окисления липидов в сыворотке крови 90.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Определение содержания ТБКреактивных продуктов перекисного окисления липидов в сыворотке крови метод А. Кона и В. Ливерсейджа в модификации Ю. Владимирова и А. Арчакова Вследствие индукции перекисного окисления липидов ПОЛ клеточных мембран и ...
11459. РЕАКЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ГИСТАМИНА СОЛЯМИ КОБАЛЬТА 25 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Реакция идентификации гистамина солями кобальта ПРИНЦИП МЕТОДА. Гистамин реагирует с солями кобальта с образованием окрашенных комплексных солей. Реактивы: 1 раствор гистамина; 2 раствор кобальта нитрата или кобальта хлорида; 3 раствор натри...