7654

Культура и природа. Пространственно-временные координаты бытия культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Культура и природа. Пространственно-временные координаты бытия культуры Природой в широком смысле слова называют все объективно существующее, т.е. понятие природа предельным образом приближено к понятию материальный мир. Словом культура в само...

Русский

2013-01-27

45 KB

8 чел.

Культура и природа. Пространственно-временные координаты бытия культуры

Природой в широком смысле слова называют все объективно существующее, т.е. понятие «природа» предельным образом приближено к понятию «материальный мир». Словом «культура» в самом общем виде обозначают границу, которая отделяет природное бытие от социального бытия. В данном контексте культура объемлет всю полноту собственно человеческого, а не природного существования.

В эпоху Нового времени оппозиция «культура/природа» осознается как теоретическая проблема. В рамках этой оппозиции природа характеризуется как возникающее само собой, естественное, врожденное в отличие от культуры, предстающей как созданное человеком, искусственное, приобретенное. Именно в механизме накопления, обогащения и трансляции жизненного опыта и проходит основная грань между природой и культурой. Знание о культуре не наследуется генетическим путем, социокультурный опыт осваивается через обучение и подражание.

Однако, в осознании оппозиции «cultura/natura» состоит лишь первый шаг. Второй же шаг заключается в признании того, что между миром природы и миром культуры нет непроходимой пропасти и связующим звеном в этих отношениях выступает человек. Человеческая личность – это произведение, сотворенное культурой из природного материала.

Говоря о взаимодействии природы и культуры, следует выделить несколько основных аспектов данного взаимодействия: хозяйственно-практический, медико-гигиенический, эстетический. Не только природа выступает как материал и основание культуры, но и культура предстает как процесс и результат освоения природы. Яркий пример такого рода – культурный ландшафт, как сочетание природных процессов и творческой деятельности людей.

В разных исторических условиях доминировали разные установки в системе взаимоотношений «природа-человек-культура». Можно выделить четыре основных этапа этих взаимоотношений. На первом этапе, в первобытную эпоху, человек ощущал себя органической частью природы. Второй этап, аграрный, также характеризуется бережным отношением к природе и глубоким пониманием процессов, в ней происходящих. Однако попытка пойти путем гармонического развития в единстве с природой не имела продолжения в дальнейшей европейской истории и культуре, чему немало способствовала христианская религия, утверждавшая идею вторичности природы по отношению к Богу. Третий, техногенный или промышленный, этап характеризуется все большим дистанцированием человека от природы и усилением прагматически-утилитарной установки в отношении к ней. Сегодня мы можем говорить о наступлении четвертого этапа, связанного с преодолением угрозы глобального экологического кризиса, вызванной антропогенным воздействием на природу Земли.

Современная культура характеризуется становлением планетарной этики с принципом личной ответственности за все живое и отказом от идеи антропоцентризма. Человечество переходит к новому сознанию, к новой культуре, которую мы называем экологической культурой. Этим понятием обозначают систему ценностных ориентаций, утверждающую идею гармоничного взаимодействия человека и природы, осознание ответственности людей за сохранение биосферы.

Единство и противоречие природы и культуры происходит из внутренней двойственности и единства самого человека, который принадлежит одновременно и миру природы, и миру культуры. И эту двойственность в первую очередь обнаруживает его Тело.

Аксиомой является тот факт, что включение «человека телесного» в социокультурное пространство влечет за собой существенные последствия для его тела, которое из биологического феномена превращается в социокультурное явление и приобретает, в дополнение к своим природно-заданным атрибутам, свойства и характеристики, порожденные социальными и культурными воздействиями. Так, болезнь и здоровье в истории культуры предстают как значимые  культурные метафоры, в которых язык биологии и медицины вторичен по отношению к языку культуры.

Одной из важнейших проблем современности выступает мера допустимости искусственного (культурного) вмешательства в биологическую природу самого человека. Аборты, эвтаназия, смертная казнь, стерилизация, трансплантация органов или замена их искусственными, генная инженерия, опыты клонирования, смена пола – все это вопросы не только социальные, но и прямо связанные с соотнесенностью природы и культуры в самом человеке.

Агрессивные соматические украшения также являются знаковым атрибутом нашей эпохи. И если мы сегодня говорим об актуальности формирования экологического сознания, о необходимости формирования экологической культуры, то это заставляет обсуждать и проблему экологии человеческого тела.

Одним из значимых аспектов темы «культура и природа» являются гендерные отношения. Если понятием «пол» определяются биологические характеристики человека, морфологические и функциональные различия между мужчинами и женщинами, изначально заданные природой. То словом «гендер» обозначается «социокультурный пол» человека, определяющий его поведение в обществе и то, как это поведение воспринимается. Основное содержание данного понятия заключается в том, что видимые различия в поведении мужчин и женщин не связаны напрямую с действием биологических факторов, они определяются социокультурными требованиями.

В разных культурно-исторических условиях мужское и женское начало могут трактоваться как взаимодополняющие, конфликтные, иерархически соподчиненные. С развитием общества постепенно развиваются различные приемы, обеспечивающие взаимную привлекательность (украшение тела, макияж, гигиена и т.п.); обогащаются ритуалы ухаживания (через танец, кокетство и т.п.); формируются языковые формы и символы, имеющие сексуальное значение; складывается сексуальная культура. На сексуальную культуру человека оказывают влияние традиции национальной культуры, субкультурные общности, религиозные представления. Содержание сексуальной культуры различно у разных социальных и возрастных групп.

В современных условиях нарушается привычная иерархия мужского и женского в культуре, в рамках которой мужское начало связывалось с главенством и властью, а женское характеризовалось как второстепенное и подчиненное. Сегодня мужчины и женщины нередко меняются ролями. Женщина может доминировать в отношениях, ее интересы и активность устремляются во внешний мир, одновременно происходит процесс «доместикации» мужчин. Одним из немногих факторов гендерной идентичности в современной культуре является именно сексуальность.

Последний, немаловажный аспект темы «Культура и природа», который мы должны с вами обсудить состоит в следующем. И природное бытие, и бытие культуры разворачивается в определенных пространственно-временных координатах. Разные уровни бытия вступают между собой в сложное взаимодействие. Выделяют три основных уровня пространственно-временных параметров: физическое пространство и время, социальное пространство и время, и пространство и время культуры.

Физическое пространство выступает как одна из основных форм бытия, выражающая протяженность и порядок сосуществования вещей, структуру устойчивости. Категория времени выражает длительность событий, порядок их смены, аспект изменчивости. Время и пространство задают исходные ориентации, на которых строится любая известная картина мира.

Отличие социальных пространства и времени от физических определяется тем, что их возникновение и развитие всецело связаны с деятельностью человека. Понятием «социальное пространство» обозначают порядок размещения социальных объектов в поле социальной деятельности, их взаимодействие и иерархическое соположение. Категория «социальное время» («историческое время») фиксирует длительность и последовательность социальных процессов.

Когда говорят о пространстве и времени культуры, нередко имеют в виду два разных аспекта, в которых представлены эти категории.

1) Первый аспект связан с объективным развитием культуры в ее пространственно-временных характеристиках.

2) Второй аспект предполагает восприятие пространства и времени в культуре, особенности формирования пространственно-временных координат в границах отдельных феноменов культуры.

Пространство культуры представляет собой специфическую форму бытия социального пространства. Оно характеризуется осуществлением культурной деятельности, объектом и субъектом которой выступает человек.

Основополагающим механизмом, определяющим границы социального пространства и пространства культуры, на наш взгляд, выступают процессы социализации и инкультурации. Под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющей ему успешно функционировать в качестве его члена. В отличие от социализации понятие инкультурация предполагает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Инкультурация подразумевает овладение символическими смыслами культуры, поскольку именно процесс смыслообразования отличает деятельность как феномен культуры.

Важнейшей характеристикой пространства культуры является его четкая структурированность. Взаимосвязи, как отдельных людей, так и разных субкультур в едином поле культуры могут находиться либо на одном горизонтальном уровне, либо стоять на разных ступенях по вертикали. Одна культура по разным признакам может быть включена в разные системы координат: в одном случае, находясь в горизонтальной плоскости, в другом – в вертикальной.

Понятием «время культуры» обозначают «объективное развитие культуры в его временных параметрах» (Л. Н. Коган), предполагающее течение культуры из прошлого, через настоящее в будущее. Это чрезвычайно сложная в определении категория во многом метафоричная. Вопрос о соотношении модусов времени в культуре является для исследователей основным.

Конечно, наше стремление выделять модусы времени, в определенной степени является упрощением, поскольку течение времени непрерывно. Но такой подход имеет смысл. История человечества разворачивается в сочетании традиции и новации. Каждый миг времени содержит в себе следы прошлого и намек на будущее. В непрерывном потоке времени можно различить границы, точки перехода, в которых прошлое «борется» с будущим, – «временные экотоны».

Представления о пространстве и времени (и физических, и социальных, и культурных) напрямую зависят от определенного историко-культурного контекста. За каждым способом организации пространства/времени стоит определенное миропонимание, находящее в этих координатах свое символическое выражение. В границах мифологии, религии, искусства формируется своя система пространственно-временных координат. Каждая культурно-историческая эпоха создает собственные представления о пространстве и времени.

Доминирующим в современной картине мира считается образ «сжатого» пространства и утекающего «утраченного» времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75207. Социолингвистика как раздел языкознания 28.5 KB
  Проблематика и базовые понятия социолингвистики: Языковое варьирование Языковые контакты Языковая ситуация Литературный язык Проблематику нередко подразделяют на : Микросоциолингвистику изучающую использование говорящими языковых единиц в рамках отдельных речевых актов в ходе межличностного общения Макросоциолингвистику объектом изучения которой выступают целые языки и их варианты выполняющие различные общественные функции Различают также Синхроническую социолингвистику изучающую социальное функционирование языка на определенном...
75208. Типы письма. Специфика иероглифического типа письма 24.94 KB
  Письмо условная семиотическая система; искусственное образование созданное человеком. Звуковой язык естественный письмо искусственная система. Существовали различные системы письма Начертательное письмо зарождается как пиктография. письмо рисунками.
75209. Билингвизм и диглоссия 27.5 KB
  Билингвизм и диглоссия Билингвизм явление встречается и описывается в плане синхронии и диахронии на территории одного народа функционируют 2 и более языков. Это достаточно редкое явление. В целом как явление очень распространено.
75211. Понятие субстрата, суперстрата и адстрата 41.5 KB
  Каждое из этих понятий явлений оказывается связанным с историческими событиями народа который владел этим языком. Результат это кардинальное изменение языков которые они затрагивают: изменяется грамматический строй словарный состав фонетический строй...
75212. КУЛЬТУРА США В КОНЦЕ XVIII – СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКОВ 16.1 KB
  Период развития американской культуры между Гражданской и первой мировой войной отличался напряженностью. Писатели архитекторы и художники XIX в. Одна из самых значительных фигур в американской литературе XIX века Марк Твен выдающийся сатирик мастер как реалистической прозы Приключения Тома Сойера Приключения Гекльберри Финна.
75213. Национальный язык. Формы его существования и образования 34 KB
  Национальный язык. Формы его существования и образования Национальный язык это важнейшая форма. Каждый национальный язык состоит из основной его части литературного языка и развитых диалектов. Диалекты: Территориальные на определенной территории могли стать национальными языками как провансальский язык на юге Франции.
75214. КУЛЬТУРА И НАУКА США ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И КУЛЬТУРА США 19.68 KB
  КУЛЬТУРА И НАУКА США ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И КУЛЬТУРА США После Второй мировой войны центр мирового искусства переместился из Парижа в НьюЙорк. Кино главный вид искусства и всей культуры США. Классическая музыка в США находится на высоком уровне.
75215. Образование английского национального языка 37.5 KB
  Fisk fisker рыба древне-английский Sun sunner сын К концу X века господство было преодолено образовались Уэссекские королевства. К концу средне-английского периода начало XV века грамматический строй сильно изменился. С конца XV века образование раннего ново-английского языка XVI конец XVII первые десятилетия XVIII. К концу XV века появляются первые типографии.