76540

Языковой разбор и его роль в формировании знаний, навыков и умений обучающихся

Доклад

Педагогика и дидактика

Языковой разбор и его роль в формировании знаний навыков и умений обучающихся. Языковый разбор представляет собою лингвистический анализ и толкование предложенного учителем дидактического материала: это могут быть отдельные слова предложения небольшие тексты. Языковый разбор основывается на рецептивной деятельности учащихся так как проводится на готовом языковом материале восприятие которого сквозь призму изученных понятий и правил и составляет суть метода. В зависимости от того какое умение отрабатывается различаются следующие виды...

Русский

2015-01-30

30 KB

3 чел.

12. Языковой разбор и его роль в формировании знаний, навыков и умений обучающихся.

Языковый разбор представляет собою лингвистический анализ и толкование предложенного учителем дидактического материала: это могут быть отдельные слова, предложения, небольшие тексты. «При толковании учащиеся выделяют, определяют к характеризуют знакомые им факты, явления (звуки, типы и формы слов, составные части слов, типы предложений, типы соединения предложений). При этом частные факты, явления языка подводятся под известные общие понятия».

Языковый разбор основывается на рецептивной деятельности учащихся, так как проводится на готовом языковом материале, восприятие которого сквозь призму изученных понятий и правил и составляет суть метода. В зависимости от того, какое умение отрабатывается,, различаются следующие виды языкового разбора: фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический и пунктуационный. Все виды разбора имеют методические варианты: разбор может быть полным и частичным; общим и выборочным; разбором-рассуждением, суждением, указанием на факты языка. Он может быть устным и письменным, самостоятельным и по вопросам учителя, сопровождаться условными подчеркиваниями, вычерчиванием схем и другими графическими приемами. Методические модификации разбора представляют собой приемы реализации метода.

Полные схемы всех видов разбора, так же как и образцы проведения разбора, имеются в действующих учебниках русского языка.

Этот вид работы содействует развитию логического мышления вообще и аналитических способностей учащихся в особенности, дисциплинирует внимание и волю школьников, воспитывает навыки самостоятельной работы и является прекрасным средством повторения, закрепления и проверки знаний по грамматике.

    Языковой разбор является одним из эффективных способов доведения до сознания учащихся новых для них грамматических сведений, правил и определений. Он дает возможность иметь дело одновременно с большим количеством однородных фактов, при частой повторяемости которых надежно закрепляются знания по проходимому разделу курса; позволяет по мере надобности включать в текст, предназначенный для разбора, самые разнообразные факты из ранее пройденных разделов курса; дает возможность экономить время, так как в ряде случаев значительная часть работы по закреплению может быть перенесена на дом.

    В качестве домашнего задания грамматический разбор может быть дан столько раз и в таком объеме, в каком это требуется в каждом данном случае в зависимости от характера изучаемого материала, возрастных возможностей и способностей учащихся, подготовленности их по языку и т. п.

    По содержанию следует различать: разбор морфологический с двумя основными его разновидностями — разбором по составу слова и разбором по частям речи; и разбор синтаксический тоже с двумя его разновидностями — разбором по членам предложения и разбором по частям предложения.

    К этим видам разбора примыкает разбор фонетический.

    По  объему грамматический разбор может быть более или менее развернутым: полным, когда производится всесторонний разбор предлагаемого текста, и частичным, когда сказывается лишь на часть известных учащимся явлений или их признаков.

    По способу выполнения он может быть устным (чаще в классе) и письменным (чаще в качестве домашнего здания).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47528. Методичні рекомендації. Банківська справа 411 KB
  Укладачі: Пшик Богдан Іванович кандидат економічних наук доцент Рисін Віталій Васильович кандидат економічних наук доцент Рецензенти: Славюк Ростислав Анатолійович доктор економічних наук професор заступник директора з наукової роботи Вербицька Тетяна Петрівна заступник директора Львівської філії АТ Укрінбанкâ кандидат економічних наук Відповідальна за випуск: Табачук Галина Прокопівна кандидат економічних наук...
47532. Методические указания. Менеджмент организации 311.5 KB
  В них содержаться основные требования предъявляемые к организации и проведению преддипломной практики к содержанию дипломных работ порядку их выполнения и защиты приведены формы основных документов используемых при оформлении дипломных работ дана примерная тематика дипломных работ по кафедре экономики предприятия и производственного менеджмента. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Преддипломная практика студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных...
47533. Методические указания. Экономика и бухгалтерский учет 171.5 KB
  Наумова СОДЕРЖАНИЕ 1 Общие вопросы организации дипломного проектирования.4 2 Содержание дипломного проекта .1 Требования к структуре дипломного проекта .4 Требования к содержанию пояснительной записки дипломного проекта.
47534. Осложнения послеоперационного периода – роль сестринского процесса и их профилактика 2.06 MB
  Послеоперационный период - это время от момента операции до выздоровления или перевода пациента на инвалидность. В этот период пациент находится в определенном состоянии, которое обусловлено предшествующей болезнью, оперативным вмешательством по ее устранению и наркотическими средствами, применяемыми во время операции.
47536. Методические указания. Безопасность технологических процессов и производств 305 KB
  Карауш Томск 2005 Дипломное проектирование: методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 280102 Безопасность технологических процессов и производств Сост. Володина Методические указания предназначены для студентов специальности 280102 Безопасность технологических процессов и производств всех форм обучения и слушателей Института ПК ТГАСУ при написании ими выпускной квалификационной работы. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ .