76545

Методика изучения раздела «фонетика, графика, орфоэпия». Цели, содержание, методы обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Необходимо при изучении словообразования: буквы имеющие два один звук. Цель изучения: осознаное усвоение звуковой системы языка; знакомство с орфоэпическими нормами СРЛЯ; формирование орфографических навыков.Задачи:Формирование основных фонетических понятий: звук слог ударение интонация; ать представление о русской графике как науке устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме; Развивать фонематический слух учащегося и на этой основе формировать орфографическую грамотность школьника; Закрепить умение обозначить звуки...

Русский

2015-01-30

31 KB

14 чел.

17. Методика изучения раздела «фонетика, графика, орфоэпия». Цели, содержание, методы обучения

Методика изучения фонетики, графики и орфоэпии. 

Фонетика - раздел языка, изучающий языковой строй, т.е. устную, звучащую речь.
Устная форма речи - способ выражения мыслей, способ общения. 

Практическое значение: 
фонетика -основа для усвоения многих орфографический правил: фонетический принцип; фонематический.
Необходимо при изучении словообразования: буквы, имеющие два/один звук. 
Интонация. 

Выразительная сторона: аллитерация и сторона. 

Цель изучения:
осознаное усвоение звуковой системы языка; 
знакомство с орфоэпическими нормами СРЛЯ; 
формирование орфографических навыков.

Задачи:
Формирование основных фонетических понятий: звук, слог, ударение, интонация;
Дать представление о русской графике как науке, устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме;
Развивать фонематический слух учащегося,  и на этой основе формировать орфографическую грамотность школьника;
Закрепить умение обозначить звуки буквами в соответствии с законами русской графики и орфографии;
Формировать произносительные навыки;
Познакомить школьника с выразительными средствами фонетики(звукопись). 

Содержание определяется программой и ФГОС. На основе стандарта создается примерная программа, после уже авторская программа:
Фонетика как раздел науки о языке: звук как единица языка; система гласных; система согласных; изменение звуков в потоке речи; элементы фонетической транскрипцией; слог; ударение; орфоэпия как раздел науки о языке; основные правила орфоэпии; орфоэпические словари. 
Совершенствования практических умений и навыков: различение ударных/неударных гласных, звонких/глухих, твердых/мягких; фонетический разбор слова; нормативно произношение слов. 
Графика как раздел лингвистики: соотношение звука и буквы; обозначение мягкости согласных звуков на письме; способы обозначения йота; совершенствования умений; сопоставление звукового и буквенного анализа.

Все это после повторения материала после начали и пропедевтического (подготовительного) курса синтаксиса.  

Основная единица фонетики - звук - кратчайшая единица звукового потока:
Акустическая сторона: согласные/гласные, звонкие/глухие; только звонкие, только глухие. 
Артикуляция: твёрдые/мягкие; только мягкие, только твёрдые. 
Функциональная: для чего нужны звуки(смыслоразличительная функция звука в сильной позиции. 
Транскрипция: скобки, знак мягкости

Слог - часть слова, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. Слогообразующим звуком является гласный звук.  

Ударение - выделение(длительно и звучно) голосом слога. Оно силовое, динамическое, подвижное, разноместное. 
Логическое ударение -  организующий центр высказывания. 

Орфоэпия - правильное произношение. Произношение гласные ударных и бездарных, сочетание согласных, иноязычных слов, особенно произношение Э/Е после согласных. 

Умения: 
Научится: 
производить фонетический анализ слов;
Соблюдать основные орфоэпические правила СРЛЯ;
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников, используя ее в разных видах деятельности.
Может научится:
Находить, опознавать выразительные средства фонетики, выявлять их значения;
Выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
Извлекать необходимую информацию из мутьтимединых орфоэпических словарей и справочников.  

Принципы:
Внимание к материи языка: тренировка речевого и мыслительного аппарата(дикция, сила голоса, высота тома по Федоеренко);
Опора на речевой слух учащихся;
Анализа звука речи в составе значимой части слова-  морфемы;
Принцип развития чувства языка, предполагающий использование дидактического материалам, который облегчал бы запоминание произносительные и орфографических норм(закономерность по Федоренко номер 4,5. 



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67176. Организация разработки требований к сложным программным средствам 139 KB
  Проекты программных средств различаются по уровню сложности масштабу и необходимому качеству. Чаще всего проблемами с которыми встретились не достигшие своих целей проекты программных продуктов являются: недостаток информации от пользователя...
67177. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО 138.5 KB
  Любое государство функционирует в определенной социальной среде зависит от экономики и культуры общества его структуры психологии и ценностных предпочтений граждан в свою очередь оказывая на них мощное воздействие.
67178. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ. ИНГАЛЯЦИОННЫЙ НАРКОЗ 278 KB
  Универсальной и общепризнанной теории действия анестетиков нет. Ранние теории наркоза в настоящее время представляются полностью несостоятельными: Коагуляционная теория Кьюн 1864 коагуляция белка под влиянием эфира и хлороформа обнаружилось что коагуляция происходит только при концентрациях значительно превышающих терапевтические.
67179. Проблеми державного відтворення української культури у 1917-1920 рр. та особливості національно-культурного розвитку українських земель у 1920-1930-х рр. XX століття 133 KB
  Відкриття Української Академії наук УАН. відбулося територіальне роз'єднання українських земель завершилося формування української нації ускладнилася соціальна структура та політизувалося суспільне життя. Ця орієнтація зумовила вивчення проблем етнографії фольклору мови а також стимулювала бажання...
67180. Повернення об’єктів функціями. Потенційні проблеми 74.5 KB
  Якщо об'єкти можна передавати функціям, то з таким самим успіхом функції можуть повертати об'єкти. Щоби функція могла повернути об'єкт, по-перше, необхідно оголосити об'єкт, який повертається нею, типом відповідного класу. По-друге, потрібно забезпечити повернення...
67181. Асиметричні криптоперетворення та їх застосування для забезпечення конфіденційності 240.65 KB
  Найбільшою особливістю асиметричних перетворень є використання асиметричної пари ключів, які містить відкритий ключ, що відомий всім, та особистого ключа, що пов’язаний з відкритим ключем за допомогою певного математичного перетворення.
67182. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 305.5 KB
  Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества. В них по-разному проявлялась роль права как посредника между человеком и государством. Ясно, что в обществах, где в выгоде находились правители, право в большей мере использовалось в качестве
67183. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЦНС 137 KB
  Командные двигательные центры расположены в стволе мозга и моторных областях коры которые связаны с локальными моторными аппаратами нисходящими путями. Так например нейроны моторной коры вызывающие сгибание руки контактируют посредством своих аксонов с управляющими именно...
67184. Лексика с точки зрения происхождения 119 KB
  Кальки лексические семантические фразеологические Причины заимствования внешние и внутренние Пути заимствования устный и письменный; непосредственно и через язык-посредник Внутренние заимствования Освоение заимствований Экзотизмы и варваризмы Отношение к заимствованиям...