76546

Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Цель формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением научить пользоваться разными видами словарей В начальной школе...

Русский

2015-01-30

34 KB

8 чел.

18. Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения.
ЛЕКЦИИ:
Методика изучения лексики и фразеологии 

Фразеология- учение об устойчивых словосочетаниях. 
Цель- формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; 
Задачи:
- формирование основных лексических понятий
- знакомство с разными способами пополнения словарного запаса 
- научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи 
- сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением 
- научить пользоваться разными видами словарей 

В начальной школе ученики получают представление о слове как о носителе смысла предмета признака состояния и тд. 
Способы разъяснения: 
-описательный способ 
- подбор синонимов антгнимов и однокоренных слов 
- подбор родового или видового слова 
- соотношение слова с предметом - наглядный способ 
- контекстуальный способ 
- обращение к толковому словарю 
Грамматическое значение слова- отнесенность слова к опр части речи, знание грам значения ведет к точности и выразительности речи. В процессе работы над лексич и грам значение слова реализуется принцип понимания языковых значений( лексич и грам) опора на этот принцип помогает формированию умения безошибочно употреблять в речи грам формы слов 
Лексич значение слова- способность слова отображать явления окр действительности( предметы признаки свойства и тд). 

Понятие однозначные измногозначные слова. 
Многозначные- несколько лексич значений. Различие с понятием омонимии. 
Синонимия- близость лексического значения у слов одной части речи. Главное- стилистическими функция синонимов. 
Работа над лексическими понятиями строится на основе восприятия и анализа текста, так как именно контекст дает возможность рассмотреть лексич единицу во всех ее связях и отношениях 
Употребление слова. Активный и пассивный словарный запас, устаревшие словак, слова ограниченного употребления, худ тропы 

Текстоцентрический принцип- анализ слова в тексте. 

ИНТЕРНЕТ:

Цель - формирование представлений о лексико-фразеологической системе русского языка; знакомство с лексическими нормами русского языка; обогащение словарного запаса учащегося.

Задачи - формирование основных лексических понятий; познакомить учащихся с разными способами пополнения словарного запаса; научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц в речи; сформировать умение школьников использовать лексические и фразеологические единицы в соответствии лексическим значением и коммуникативной целесообразностью; пользоваться разными видами словарей.

Началка:

Слово - носитель смысла, обозначающие предмет, признак, состояние и тд. Знакомство с синонимами, Антонимами и многозначными словами.

Основная:

Изучается - понятия сВ с семантикой слова, понятия анализ рубящие употребление слова, анализ происхождения слов лексики русского. Общее понятие - лз слова.

Способы различение лз:

Методы обучения:

1. Наблюдение. Работа со словарем. Приемы: определение лексического значения слова; наглядно показать; наблюдение над употреблением слова

2. Метод лексического разбора или лекс анализа состоит во переселения главных св основной или иной языковой единицы. В полном и частичном разбора с суждением и рассуждением.

Порядок лекс разбора

Слово - многозн/однозн

Если много значной - прямое или Переносное значения. В каком значении в данном контексте

Общеупотребительное(к какому типу лексики относится-диалект, проф, жарг, интернац, экзотизм)/нет

Актив/пассив словарь

Имеет ли омонимы, к какому типу относится

Имеет ли синонимы, примеры

Имеет ли антонимы, примеры

Преимущественно в каком стиле употребляется

Странный случай произошел со мной в пошлом году.

Случай - многознач, имеет три значения: то, что произошло; подходящее время, обстоятельство; тоже, что случайность.

Употреблено в 1, прямом.

Общеупотребительноеэ

Активный словарь

Исконно Русское

Омонимов не имеет

Синонимы: происшествие, приключения.

Антонимов нет.

Используется как в книжном, так и в разговорный стилях.

3. Реконструирование: подбор синонимов, замена; антонимы, работа со словарями. Исправления текста с лексическими ошибками.

Послушаем текст и попробуем найти слова употребленные в переносном значении и тд.

Грибоедов умело составил свою комедию.

Он становится писателем и пишет книги.

Благодаря противному дождю мы не смогу выйти на прогулку.

4. Метод конструирования с использованием скудеющих приемов: расположение лексем по семантическим рядам; составление текста избранной лексемой для передачи понимания лз; чтение отрыва произведения из уроков литературы и написания сочинения по этому отрывки с использованием определенных лексических средств(подбор синонимов, замена родовых понятий видовыми, наоборот и тд); преобразование фразеологизмов в текстах общеупотребительной лексикой.

Средства обучения: учебники, методические пособия по конкретной данной теме. Введенская и Баранов "Методика изучения лексики и фразеологии", рабочие тетради.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15261. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КООРДИНАТ ИЗ ОДНОЙ ЗОНЫ В ДРУГУЮ С УЧЕТОМ ПОПРАВКИ ПОВОРОТА ОСЕЙ 594.67 KB
  Лабораторная работа № 9 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КООРДИНАТ ИЗ ОДНОЙ ЗОНЫ В ДРУГУЮ С УЧЕТОМ ПОПРАВКИ ПОВОРОТА ОСЕЙ. Необходимость преобразования координат. Способы преобразования координат. На практике нередко возникает задача перевычисления преобразования координат из од
15262. Преобразование координат из одной зоны в другую через геодезические координаты 19.21 KB
  Лабораторная работа № 1011 Преобразование координат из одной зоны в другую через геодезические координаты. Если даны координаты x1 и y1 пункта в 1 зоне и требуется определить координаты этого пункта в зоне 2 то преобразование координат через геодезические координаты пр...
15263. Вычисление и вычерчивание элементов математической основы топографической карты 574.14 KB
  Расчетнографическая работа № 1. Вычисление и вычерчивание элементов математической основы топографической карты. Содержание работы: 1По заданной номенклатуре топографической карты вычислить геодезические координаты углов ее рамки. 2Рассчитать длины сторон р
15265. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИНЕЙНОЙ СИСТЕМЫ НА ПЛОСКОСТИ ДВУХ ПАРАМЕТРОВ. МЕТОДИЧКА 84.95 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИНЕЙНОЙ СИСТЕМЫ НА ПЛОСКОСТИ ДВУХ ПАРАМЕТРОВ Цель работы. Ознакомление с экспериментальными методами построения областей устойчивости линейных динамических систем и изучение влияния на...
15266. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИНЕЙНОЙ СИСТЕМЫ НА ПЛОСКОСТИ ДВУХ ПАРАМЕТРОВ 69.47 KB
  Лабораторная работа №8 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИНЕЙНОЙ СИСТЕМЫ НА ПЛОСКОСТИ ДВУХ ПАРАМЕТРОВ Вариант №1 1. Цель работы. Ознакомление с экспериментальными методами построения областей устойчивости линейных динамических систем и изуче...
15267. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТИПОВЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ 1.98 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТИПОВЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ Цель работы. Изучение частотных характеристик типовых динамических звеньев и способов их построения. Методические рекомендации. До начала работы студенты д
15268. Экспериментальное построение частотных характеристик типовых динамических звеньев 160.34 KB
  Лабораторная работа №9 Экспериментальное построение частотных характеристик типовых динамических звеньев Вариант 1 Цель работы. Изучение частотных характеристик типовых динамических звеньев и способов их построения. Исследуемые звенья: 1. Апериодическ...
15269. ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ 2.5 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10 ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ Цель работы. Изучение математических моделей и исследование характеристик электромеханического объекта управления построенного на основе электродвигателя пос...