76546

Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Цель формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением научить пользоваться разными видами словарей В начальной школе...

Русский

2015-01-30

34 KB

8 чел.

18. Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения.
ЛЕКЦИИ:
Методика изучения лексики и фразеологии 

Фразеология- учение об устойчивых словосочетаниях. 
Цель- формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; 
Задачи:
- формирование основных лексических понятий
- знакомство с разными способами пополнения словарного запаса 
- научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи 
- сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением 
- научить пользоваться разными видами словарей 

В начальной школе ученики получают представление о слове как о носителе смысла предмета признака состояния и тд. 
Способы разъяснения: 
-описательный способ 
- подбор синонимов антгнимов и однокоренных слов 
- подбор родового или видового слова 
- соотношение слова с предметом - наглядный способ 
- контекстуальный способ 
- обращение к толковому словарю 
Грамматическое значение слова- отнесенность слова к опр части речи, знание грам значения ведет к точности и выразительности речи. В процессе работы над лексич и грам значение слова реализуется принцип понимания языковых значений( лексич и грам) опора на этот принцип помогает формированию умения безошибочно употреблять в речи грам формы слов 
Лексич значение слова- способность слова отображать явления окр действительности( предметы признаки свойства и тд). 

Понятие однозначные измногозначные слова. 
Многозначные- несколько лексич значений. Различие с понятием омонимии. 
Синонимия- близость лексического значения у слов одной части речи. Главное- стилистическими функция синонимов. 
Работа над лексическими понятиями строится на основе восприятия и анализа текста, так как именно контекст дает возможность рассмотреть лексич единицу во всех ее связях и отношениях 
Употребление слова. Активный и пассивный словарный запас, устаревшие словак, слова ограниченного употребления, худ тропы 

Текстоцентрический принцип- анализ слова в тексте. 

ИНТЕРНЕТ:

Цель - формирование представлений о лексико-фразеологической системе русского языка; знакомство с лексическими нормами русского языка; обогащение словарного запаса учащегося.

Задачи - формирование основных лексических понятий; познакомить учащихся с разными способами пополнения словарного запаса; научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц в речи; сформировать умение школьников использовать лексические и фразеологические единицы в соответствии лексическим значением и коммуникативной целесообразностью; пользоваться разными видами словарей.

Началка:

Слово - носитель смысла, обозначающие предмет, признак, состояние и тд. Знакомство с синонимами, Антонимами и многозначными словами.

Основная:

Изучается - понятия сВ с семантикой слова, понятия анализ рубящие употребление слова, анализ происхождения слов лексики русского. Общее понятие - лз слова.

Способы различение лз:

Методы обучения:

1. Наблюдение. Работа со словарем. Приемы: определение лексического значения слова; наглядно показать; наблюдение над употреблением слова

2. Метод лексического разбора или лекс анализа состоит во переселения главных св основной или иной языковой единицы. В полном и частичном разбора с суждением и рассуждением.

Порядок лекс разбора

Слово - многозн/однозн

Если много значной - прямое или Переносное значения. В каком значении в данном контексте

Общеупотребительное(к какому типу лексики относится-диалект, проф, жарг, интернац, экзотизм)/нет

Актив/пассив словарь

Имеет ли омонимы, к какому типу относится

Имеет ли синонимы, примеры

Имеет ли антонимы, примеры

Преимущественно в каком стиле употребляется

Странный случай произошел со мной в пошлом году.

Случай - многознач, имеет три значения: то, что произошло; подходящее время, обстоятельство; тоже, что случайность.

Употреблено в 1, прямом.

Общеупотребительноеэ

Активный словарь

Исконно Русское

Омонимов не имеет

Синонимы: происшествие, приключения.

Антонимов нет.

Используется как в книжном, так и в разговорный стилях.

3. Реконструирование: подбор синонимов, замена; антонимы, работа со словарями. Исправления текста с лексическими ошибками.

Послушаем текст и попробуем найти слова употребленные в переносном значении и тд.

Грибоедов умело составил свою комедию.

Он становится писателем и пишет книги.

Благодаря противному дождю мы не смогу выйти на прогулку.

4. Метод конструирования с использованием скудеющих приемов: расположение лексем по семантическим рядам; составление текста избранной лексемой для передачи понимания лз; чтение отрыва произведения из уроков литературы и написания сочинения по этому отрывки с использованием определенных лексических средств(подбор синонимов, замена родовых понятий видовыми, наоборот и тд); преобразование фразеологизмов в текстах общеупотребительной лексикой.

Средства обучения: учебники, методические пособия по конкретной данной теме. Введенская и Баранов "Методика изучения лексики и фразеологии", рабочие тетради.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48800. Будівництво міжміської волокно-оптичної лінії Тернопіль -- Новоград-Волинський 515.5 KB
  Використовуючи коефіцієнти заломлення розраховуємо відношення коефіцієнтів заломлення по формулі: Згасання розсіювання розраховується по формулі дБ км: Згасання на поглинання розраховується по формулі дБ км: Згасання на поглинання в інфрачервоному спектрі...
48803. Расчет тепловой схемы комбинированных парогазовых установок 1.88 MB
  Указанные особенности позволяют существенно повысить КПД производства электроэнергии путем объединения в одной парогазовой установке (ПГУ) высокотемпературного подвода в ГТУ и низкотемпературного отвода тепла в конденсаторе паровой турбины
48808. Система автоматического регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока 12.08 MB
  Значительное изменение температуры может привести к существенному изменению сопротивлений обмоток возбуждения и якорных обмоток электрических машин (изменятся статические характеристики машин).