76546

Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Цель формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением научить пользоваться разными видами словарей В начальной школе...

Русский

2015-01-30

34 KB

10 чел.

18. Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения.
ЛЕКЦИИ:
Методика изучения лексики и фразеологии 

Фразеология- учение об устойчивых словосочетаниях. 
Цель- формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; 
Задачи:
- формирование основных лексических понятий
- знакомство с разными способами пополнения словарного запаса 
- научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи 
- сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением 
- научить пользоваться разными видами словарей 

В начальной школе ученики получают представление о слове как о носителе смысла предмета признака состояния и тд. 
Способы разъяснения: 
-описательный способ 
- подбор синонимов антгнимов и однокоренных слов 
- подбор родового или видового слова 
- соотношение слова с предметом - наглядный способ 
- контекстуальный способ 
- обращение к толковому словарю 
Грамматическое значение слова- отнесенность слова к опр части речи, знание грам значения ведет к точности и выразительности речи. В процессе работы над лексич и грам значение слова реализуется принцип понимания языковых значений( лексич и грам) опора на этот принцип помогает формированию умения безошибочно употреблять в речи грам формы слов 
Лексич значение слова- способность слова отображать явления окр действительности( предметы признаки свойства и тд). 

Понятие однозначные измногозначные слова. 
Многозначные- несколько лексич значений. Различие с понятием омонимии. 
Синонимия- близость лексического значения у слов одной части речи. Главное- стилистическими функция синонимов. 
Работа над лексическими понятиями строится на основе восприятия и анализа текста, так как именно контекст дает возможность рассмотреть лексич единицу во всех ее связях и отношениях 
Употребление слова. Активный и пассивный словарный запас, устаревшие словак, слова ограниченного употребления, худ тропы 

Текстоцентрический принцип- анализ слова в тексте. 

ИНТЕРНЕТ:

Цель - формирование представлений о лексико-фразеологической системе русского языка; знакомство с лексическими нормами русского языка; обогащение словарного запаса учащегося.

Задачи - формирование основных лексических понятий; познакомить учащихся с разными способами пополнения словарного запаса; научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц в речи; сформировать умение школьников использовать лексические и фразеологические единицы в соответствии лексическим значением и коммуникативной целесообразностью; пользоваться разными видами словарей.

Началка:

Слово - носитель смысла, обозначающие предмет, признак, состояние и тд. Знакомство с синонимами, Антонимами и многозначными словами.

Основная:

Изучается - понятия сВ с семантикой слова, понятия анализ рубящие употребление слова, анализ происхождения слов лексики русского. Общее понятие - лз слова.

Способы различение лз:

Методы обучения:

1. Наблюдение. Работа со словарем. Приемы: определение лексического значения слова; наглядно показать; наблюдение над употреблением слова

2. Метод лексического разбора или лекс анализа состоит во переселения главных св основной или иной языковой единицы. В полном и частичном разбора с суждением и рассуждением.

Порядок лекс разбора

Слово - многозн/однозн

Если много значной - прямое или Переносное значения. В каком значении в данном контексте

Общеупотребительное(к какому типу лексики относится-диалект, проф, жарг, интернац, экзотизм)/нет

Актив/пассив словарь

Имеет ли омонимы, к какому типу относится

Имеет ли синонимы, примеры

Имеет ли антонимы, примеры

Преимущественно в каком стиле употребляется

Странный случай произошел со мной в пошлом году.

Случай - многознач, имеет три значения: то, что произошло; подходящее время, обстоятельство; тоже, что случайность.

Употреблено в 1, прямом.

Общеупотребительноеэ

Активный словарь

Исконно Русское

Омонимов не имеет

Синонимы: происшествие, приключения.

Антонимов нет.

Используется как в книжном, так и в разговорный стилях.

3. Реконструирование: подбор синонимов, замена; антонимы, работа со словарями. Исправления текста с лексическими ошибками.

Послушаем текст и попробуем найти слова употребленные в переносном значении и тд.

Грибоедов умело составил свою комедию.

Он становится писателем и пишет книги.

Благодаря противному дождю мы не смогу выйти на прогулку.

4. Метод конструирования с использованием скудеющих приемов: расположение лексем по семантическим рядам; составление текста избранной лексемой для передачи понимания лз; чтение отрыва произведения из уроков литературы и написания сочинения по этому отрывки с использованием определенных лексических средств(подбор синонимов, замена родовых понятий видовыми, наоборот и тд); преобразование фразеологизмов в текстах общеупотребительной лексикой.

Средства обучения: учебники, методические пособия по конкретной данной теме. Введенская и Баранов "Методика изучения лексики и фразеологии", рабочие тетради.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43852. Расчетов зарядов газогенераторов для запуска крылатой ракеты Пегас из космоса 1019.5 KB
  00 mm Толщина сгоревшего слоя в момент начала торможения 3.968 kg Масса сгоревшего топлива к моменту начала торможения исключая массу призм в моноблоке 2.00 mm Толщина сгоревшего слоя в момент начала торможения 5.168 kg Масса сгоревшего топлива к моменту начала торможения исключая массу призм в моноблоке 14.
43853. Расчет основных технико-экономических показателей 308.5 KB
  Расход сырья А т т 150 Цена сырья А за 1т руб.Расход сырья Б т т 280 Цена сырья Б за 1т руб. руб. Производственная зарплата Основная руб т 120 Дополнтельная от основной 10 6.
43856. РАЗРАБОТКА СТАНДАРТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО АХЧ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (на материале МДОУ, детский сад № 8 г. Томска) 829 KB
  Предлагаемый мною проект стандарта деятельности заместителя заведующего по АХЧ способствует повышению качества профессиональной деятельности специалиста, формирует и развивает ориентиры профессионального развития и стандарты оценки качества, регламентирует требования к уровню профессионального развития специалиста и формирует его социальную ответственность.
43857. Сайт г. Клизмовск 9.88 MB
  Запуск денвера. Для его запуска были созданы ярлыки, либо он должен стартовать автоматически при начале работы Windows(tm)(r). Набираем в строке браузера localhost - должна открыться страница, где будет отображена страница приветствия на русском. В середине этой страницы есть ссылка - Заведение новых БД и пользователей MySQL
43858. Электросварочная дуга, газосварочное пламя, сварные соединения и швы 1.7 MB
  Специалистыремесленники в совершенстве владели технологией изобретали новые приемы и методы соединения сложных деталей изготовляя орудия труда инструменты оружие. Такие заготовки получали из пакета мелких листов. При большом числе свариваемых заготовок появлялись дефекты непровары: в отдельных местах листы не сваривались друг с другом. Специалисты пытались усовершенствовать кузнечную сварку.
43859. Разработка программного обеспечения автоматизированного рабочего места заведующего предметно-цикловой комиссией колледжа педагогического образования 2.53 MB
  В данной работе представлен материал по разработке программного обеспечения автоматизированного рабочего места заведующего предметно-цикловой комиссией колледжа педагогического образования, информатики и права. Данный программный продукт автоматизирует деятельность заведующего ПЦК, позволяя увеличить производительность труда. Описаны основы проектирования, произведен анализ качества разработанной системы.
43860. Проектирование двухступенчатого редуктора 1.13 MB
  Диаграмма изменения суммарного коэффициента запасапрочности промежуточного вала. где σ H limb предел контактной выносливости при базовом числе циклов; [SH] коэффициент безопасности [SH] = 11 для колеса [SH]=12 для шестерни; KHL коэффициент долговечности. Значение коэффициента долговечности определяется по формуле где NHO базовое число циклов перемен напряжений; NHE эквивалентное число циклов перемен напряжений. где МН коэффициент приведения переменного режима нагружения передачи для среднего режима работы МН =...