76546

Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Цель формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением научить пользоваться разными видами словарей В начальной школе...

Русский

2015-01-30

34 KB

10 чел.

18. Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения.
ЛЕКЦИИ:
Методика изучения лексики и фразеологии 

Фразеология- учение об устойчивых словосочетаниях. 
Цель- формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; 
Задачи:
- формирование основных лексических понятий
- знакомство с разными способами пополнения словарного запаса 
- научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи 
- сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением 
- научить пользоваться разными видами словарей 

В начальной школе ученики получают представление о слове как о носителе смысла предмета признака состояния и тд. 
Способы разъяснения: 
-описательный способ 
- подбор синонимов антгнимов и однокоренных слов 
- подбор родового или видового слова 
- соотношение слова с предметом - наглядный способ 
- контекстуальный способ 
- обращение к толковому словарю 
Грамматическое значение слова- отнесенность слова к опр части речи, знание грам значения ведет к точности и выразительности речи. В процессе работы над лексич и грам значение слова реализуется принцип понимания языковых значений( лексич и грам) опора на этот принцип помогает формированию умения безошибочно употреблять в речи грам формы слов 
Лексич значение слова- способность слова отображать явления окр действительности( предметы признаки свойства и тд). 

Понятие однозначные измногозначные слова. 
Многозначные- несколько лексич значений. Различие с понятием омонимии. 
Синонимия- близость лексического значения у слов одной части речи. Главное- стилистическими функция синонимов. 
Работа над лексическими понятиями строится на основе восприятия и анализа текста, так как именно контекст дает возможность рассмотреть лексич единицу во всех ее связях и отношениях 
Употребление слова. Активный и пассивный словарный запас, устаревшие словак, слова ограниченного употребления, худ тропы 

Текстоцентрический принцип- анализ слова в тексте. 

ИНТЕРНЕТ:

Цель - формирование представлений о лексико-фразеологической системе русского языка; знакомство с лексическими нормами русского языка; обогащение словарного запаса учащегося.

Задачи - формирование основных лексических понятий; познакомить учащихся с разными способами пополнения словарного запаса; научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц в речи; сформировать умение школьников использовать лексические и фразеологические единицы в соответствии лексическим значением и коммуникативной целесообразностью; пользоваться разными видами словарей.

Началка:

Слово - носитель смысла, обозначающие предмет, признак, состояние и тд. Знакомство с синонимами, Антонимами и многозначными словами.

Основная:

Изучается - понятия сВ с семантикой слова, понятия анализ рубящие употребление слова, анализ происхождения слов лексики русского. Общее понятие - лз слова.

Способы различение лз:

Методы обучения:

1. Наблюдение. Работа со словарем. Приемы: определение лексического значения слова; наглядно показать; наблюдение над употреблением слова

2. Метод лексического разбора или лекс анализа состоит во переселения главных св основной или иной языковой единицы. В полном и частичном разбора с суждением и рассуждением.

Порядок лекс разбора

Слово - многозн/однозн

Если много значной - прямое или Переносное значения. В каком значении в данном контексте

Общеупотребительное(к какому типу лексики относится-диалект, проф, жарг, интернац, экзотизм)/нет

Актив/пассив словарь

Имеет ли омонимы, к какому типу относится

Имеет ли синонимы, примеры

Имеет ли антонимы, примеры

Преимущественно в каком стиле употребляется

Странный случай произошел со мной в пошлом году.

Случай - многознач, имеет три значения: то, что произошло; подходящее время, обстоятельство; тоже, что случайность.

Употреблено в 1, прямом.

Общеупотребительноеэ

Активный словарь

Исконно Русское

Омонимов не имеет

Синонимы: происшествие, приключения.

Антонимов нет.

Используется как в книжном, так и в разговорный стилях.

3. Реконструирование: подбор синонимов, замена; антонимы, работа со словарями. Исправления текста с лексическими ошибками.

Послушаем текст и попробуем найти слова употребленные в переносном значении и тд.

Грибоедов умело составил свою комедию.

Он становится писателем и пишет книги.

Благодаря противному дождю мы не смогу выйти на прогулку.

4. Метод конструирования с использованием скудеющих приемов: расположение лексем по семантическим рядам; составление текста избранной лексемой для передачи понимания лз; чтение отрыва произведения из уроков литературы и написания сочинения по этому отрывки с использованием определенных лексических средств(подбор синонимов, замена родовых понятий видовыми, наоборот и тд); преобразование фразеологизмов в текстах общеупотребительной лексикой.

Средства обучения: учебники, методические пособия по конкретной данной теме. Введенская и Баранов "Методика изучения лексики и фразеологии", рабочие тетради.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84753. КУЛЬТУРА РЕЧИ 508.5 KB
  Современная речевая ситуация значительно обусловлена технологизацией всех сфер жизни, ускорением темпов общественного сознания. В традиционных формах публичной речи (выступление, сообщение, беседа, лекция, консультация и др.) фактор устности приобретает новые черты, когда появляется возможность...
84754. Землеведение: курс лекций 789.5 KB
  У биологии это органическая жизнь у геохимии химические состав Земли у геологии её недра у геофизики физические свойства планеты а у географии земная поверхность как неразрывный комплекс естественного и социального происхождения.
84755. Характерные особенности и топологии ЛВС 954.68 KB
  Сравнительно небольшие затраты на построение сети. Перечисленные особенности обусловливают основные достоинства ЛВС заключающиеся в простоте сетевого оборудования и организации кабельной системы и как следствие в простоте эксплуатации сети.
84756. Высокоскоростные технологии Etherne. Fast Ethernet 533.34 KB
  Структура сети - иерархическая древовидная, построенная на концентраторах, как 10Base-T и 10Base-F. Диаметр сети Fast Ethernet составляет немногим более 200 метров, что объясняется уменьшением времени передачи кадра минимальной длины в 10 раз в результате увеличения пропускной способности канала...
84757. FDDI (Fiber Distributed Data Interface – оптоволоконный интерфейс распределения данных) 748.35 KB
  Стандарт FDDI, разработанный Американским национальным институтом стандартов (ANSI - American National Standards Institute), реализован с максимальным соответствием стандарту IEEE 802.5 — Token Ring. Небольшие отличия от этого стандарта определяются необходимостью обеспечения большей скорости передачи данных на большие расстояния.
84758. ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ 687.52 KB
  Совокупность различных сетей подсетей ЛВС расположенных на значительных расстояниях друг от друга и объединенных в единую сеть с помощью телекоммуникационных средств представляет собой территориально-распределенную сеть которую можно рассматривать как совокупность различных сред передачи...
84759. Методы и протоколы маршрутизации 791.79 KB
  Ее достоинства следующие: низкие требования к маршрутизатору; повышенная безопасность сети. Недостатки статической маршрутизации существенно ограничивающие её применение следующие: высокая трудоемкость эксплуатации сетевые администраторы должны задавать и модифицировать маршруты вручную...
84760. Сети с установлением соединений. Принцип передачи пакетов на основе виртуальных каналов 388.16 KB
  При создании коммутируемого виртуального канала маршрутизация пакетов в узлах сети выполняется с использованием маршрутных таблиц только один раз на этапе установления соединения. При этом каждому виртуальному каналу присваивается идентификатор (номер) виртуального канала...
84761. Глобальная сеть Internet. Краткая история создания и архитектурная концепция Internet 916.28 KB
  Появлению сети Internet и стека протоколов TCP/IP предшествовала в середине 1960-х годов разработка сети, получившей название ARPANET. Разработчики - Стэндфордский исследовательский институт, Калифорнийский университет (Лос-Анжелес), университеты штатов Юта и Калифорния.