76546

Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Цель формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением научить пользоваться разными видами словарей В начальной школе...

Русский

2015-01-30

34 KB

9 чел.

18. Методика обучения лексике и фразеологии. Цели, содержание, методы обучения.
ЛЕКЦИИ:
Методика изучения лексики и фразеологии 

Фразеология- учение об устойчивых словосочетаниях. 
Цель- формирование представлений о лексико фразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; 
Задачи:
- формирование основных лексических понятий
- знакомство с разными способами пополнения словарного запаса 
- научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи 
- сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением 
- научить пользоваться разными видами словарей 

В начальной школе ученики получают представление о слове как о носителе смысла предмета признака состояния и тд. 
Способы разъяснения: 
-описательный способ 
- подбор синонимов антгнимов и однокоренных слов 
- подбор родового или видового слова 
- соотношение слова с предметом - наглядный способ 
- контекстуальный способ 
- обращение к толковому словарю 
Грамматическое значение слова- отнесенность слова к опр части речи, знание грам значения ведет к точности и выразительности речи. В процессе работы над лексич и грам значение слова реализуется принцип понимания языковых значений( лексич и грам) опора на этот принцип помогает формированию умения безошибочно употреблять в речи грам формы слов 
Лексич значение слова- способность слова отображать явления окр действительности( предметы признаки свойства и тд). 

Понятие однозначные измногозначные слова. 
Многозначные- несколько лексич значений. Различие с понятием омонимии. 
Синонимия- близость лексического значения у слов одной части речи. Главное- стилистическими функция синонимов. 
Работа над лексическими понятиями строится на основе восприятия и анализа текста, так как именно контекст дает возможность рассмотреть лексич единицу во всех ее связях и отношениях 
Употребление слова. Активный и пассивный словарный запас, устаревшие словак, слова ограниченного употребления, худ тропы 

Текстоцентрический принцип- анализ слова в тексте. 

ИНТЕРНЕТ:

Цель - формирование представлений о лексико-фразеологической системе русского языка; знакомство с лексическими нормами русского языка; обогащение словарного запаса учащегося.

Задачи - формирование основных лексических понятий; познакомить учащихся с разными способами пополнения словарного запаса; научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц в речи; сформировать умение школьников использовать лексические и фразеологические единицы в соответствии лексическим значением и коммуникативной целесообразностью; пользоваться разными видами словарей.

Началка:

Слово - носитель смысла, обозначающие предмет, признак, состояние и тд. Знакомство с синонимами, Антонимами и многозначными словами.

Основная:

Изучается - понятия сВ с семантикой слова, понятия анализ рубящие употребление слова, анализ происхождения слов лексики русского. Общее понятие - лз слова.

Способы различение лз:

Методы обучения:

1. Наблюдение. Работа со словарем. Приемы: определение лексического значения слова; наглядно показать; наблюдение над употреблением слова

2. Метод лексического разбора или лекс анализа состоит во переселения главных св основной или иной языковой единицы. В полном и частичном разбора с суждением и рассуждением.

Порядок лекс разбора

Слово - многозн/однозн

Если много значной - прямое или Переносное значения. В каком значении в данном контексте

Общеупотребительное(к какому типу лексики относится-диалект, проф, жарг, интернац, экзотизм)/нет

Актив/пассив словарь

Имеет ли омонимы, к какому типу относится

Имеет ли синонимы, примеры

Имеет ли антонимы, примеры

Преимущественно в каком стиле употребляется

Странный случай произошел со мной в пошлом году.

Случай - многознач, имеет три значения: то, что произошло; подходящее время, обстоятельство; тоже, что случайность.

Употреблено в 1, прямом.

Общеупотребительноеэ

Активный словарь

Исконно Русское

Омонимов не имеет

Синонимы: происшествие, приключения.

Антонимов нет.

Используется как в книжном, так и в разговорный стилях.

3. Реконструирование: подбор синонимов, замена; антонимы, работа со словарями. Исправления текста с лексическими ошибками.

Послушаем текст и попробуем найти слова употребленные в переносном значении и тд.

Грибоедов умело составил свою комедию.

Он становится писателем и пишет книги.

Благодаря противному дождю мы не смогу выйти на прогулку.

4. Метод конструирования с использованием скудеющих приемов: расположение лексем по семантическим рядам; составление текста избранной лексемой для передачи понимания лз; чтение отрыва произведения из уроков литературы и написания сочинения по этому отрывки с использованием определенных лексических средств(подбор синонимов, замена родовых понятий видовыми, наоборот и тд); преобразование фразеологизмов в текстах общеупотребительной лексикой.

Средства обучения: учебники, методические пособия по конкретной данной теме. Введенская и Баранов "Методика изучения лексики и фразеологии", рабочие тетради.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17704. ОСНОВИ КОНСТИТУЦІЙНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 554 KB
  ОСНОВИ КОНСТИТУЦІЙНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Поняття предмет і джерела конституційного права України Етимологія слова конституція походить від лат. constitutio устрій установлення. Але ще у Стародавній Греції Арістотелем було сформоване уявлення про конституці...
17705. ОСНОВИ АДМІНІСТРАТИВНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 544 KB
  ОСНОВИ АДМІНІСТРАТИВНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Управління як обєкт адміністративного права Адміністративне право обєктивно взаємоповязане з таким соціальним явищем як управління. Сам термін від лат. аdministratio управління став універсальним засобом для хар...
17706. ОСНОВИ ФІНАНСОВОГО ПРАВА УКРАЇНИ 354 KB
  ОСНОВИ ФІНАНСОВОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Фінансове право України: поняття предмет правового регулювання та система Самостійність та особливість фінансового права як галузі права зумовлена наявністю предмета та методу правового регулювання. Фінансове право Ук
17707. ОСНОВИ БАНКІВСЬКОГО ПРАВА УКРАЇНИ 354.5 KB
  ОСНОВИ БАНКІВСЬКОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Банківське право України: поняття та предмет правового регулювання Банківське право як і кожна інша галузь права має притаманний лише їй предмет і метод. Предметом банківського права є банківська діяльність. Що розумієт...
17708. ОСНОВИ ЦИВІЛЬНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 881.5 KB
  ОСНОВИ ЦИВІЛЬНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Цивільне право України: поняття предмет правового регулювання та система. Цивільне законодавство Цивільне право це одна з провідних галузей національного права України яка регулює певну групу правових відносин за уча...
17709. ОСНОВИ СІМЕЙНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 225.5 KB
  ОСНОВИ СІМЕЙНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Поняття сімейного права його принципи та джерела. Сімейне законодавство України Серед різноманітних суспільних відносин урегульованих правом виокремлюють сферу досить складних людських стосунків які засновані на родинн
17710. ОСНОВИ ГОСПОДАРСЬКОГО ПРАВА УКРАЇНИ 466 KB
  ОСНОВИ ГОСПОДАРСЬКОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Поняття предмет та методи правового регулювання господарського права Господарське право це сукупність правових норм що регулюють суспільні відносини у сфері організації та здійснення господарської діяльності між ...
17711. ОСНОВИ ТРУДОВОГО ПРАВА УКРАЇНИ 485.5 KB
  ОСНОВИ ТРУДОВОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Поняття предмет принципи та функції трудового права Протягом усього життя людина не може обійтися без використання результатів праці. Отже процес праці існує майже стільки скільки існує людство. Тількино дитина народилася
17712. ОСНОВИ ПРАВА СОЦІАЛЬНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ 276 KB
  ОСНОВИ ПРАВА СОЦІАЛЬНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ 1. Поняття предмет і джерела права соціального забезпечення Право на соціальне забезпечення одне з природжених прав людини яке визнане світовим співтовариством і одержало закріплення в міжнародноправових актах