76549

Методика изучения раздела «Состав слова и словообразование». Цели, задачи, методы обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика изучения раздела Состав слова и словообразование. ЛЕКЦИИ: В процессе изучения морфемики и словообразования формируются след уменияученик научится: делить слова на морфемы на основе смыслового грам и словообр анализа слова различать способы словообразования анализировать и самостоятельно составлять словообр пары и словообр цепочки применять знания и умения по морфемики и словообр в практике правописания Чему сможет научиться: характеризовать словообр цепочки и словообр гнезда устанавливать смысловой и структурной связи...

Русский

2015-01-30

31 KB

10 чел.

20. Методика изучения раздела «Состав слова и словообразование». Цели, задачи, методы обучения.

ЛЕКЦИИ:

В процессе изучения морфемики и словообразования формируются след умения(ученик научится): 
- делить слова на морфемы на основе смыслового грам и словообр анализа слова 
- различать способы словообразования
- анализировать и самостоятельно составлять словообр пары и словообр цепочки
- применять знания и умения по морфемики и словообр в практике правописания 
Чему сможет научиться:
- характеризовать словообр цепочки и словообр гнезда
- устанавливать смысловой и структурной связи однокоренных слов 
- опознавать выразительные средства словообразования и оценивать их 
- обратить внимание на аффиксы субъективной оценки 
- извлекать необходимую инфу из словарей и справочник ов 
- использовать этимологическую справку для правописания 

Принципы:
1- структорно-словообразовательный принцип- сопоставление структуры слова и способа его образования 
2- лексико-словообр принцип- соотношение лексического и грам значений слов а
3- исторический принцип- слияние исторического и современного аспектов в анализе структуры слова 

Методы: 
- сообщение учителя
- беседа 
- чтение учебника
- наблюдение над фактами языка 
- метод языкового разбора 
- метод реконструирования (видоизменения)
- мод группировки слов по опр признакам 
- метод констрирования(приемы: образование слов по опр модели по ее значение- например построение словообр цепочки; восстановление словообр цепочки
- обучающий диктант

Приемы наблюдения над фактами языка: 
- прием определения значения морфем и их функции (определить значение однокоренных слов, укажите морфему благодаря которой меняется значение всего слова)
- наблюдение над морфемами омонимами ( шиповник шипит) 

ШПОРЫ:

Значение и задачи:

1)база для усвоения орфографии;

2)способствует творческому применению яз, те созданию окказионализмов

3)база для стилистической дифференциации;

4)развитие у детей представлений о яз картине, об иерархии и взаимосвязи уровней;

5)для разграничения лексич и словообразоват семантике, развитие чувства языка, ОСЗ.

Этапы изучения:

1) нач кл-знакомство с морфемами. Узнают морфемы в лицо, это приводит к ошидкам. Нужно сравнивать с мотивирующей базой.

2) 5кл-по Бабайцевой, 5-6кл-по Шанскому. У бабайцевой и разумовской словообразование изучается в связи с ЧР. Словообр как система плохо восприимается. У Шанского в 5 Кл-морфемика, 6кл-словообр.

3)7-9 кл – повторение.

Принципы методики:

1)ед-во анализа и синтеза, те изуч словообр и морфемики взаимосвязано.

2) Опора на мотивированность производного слова-обязат-ое толкование производного слова через ближайшие производящие;

3) Синхронный подход. На начальном этапе обуч и в слабых классах беруться слова с высокой степенью членимости. При изучении морф и словообр максим использ текст.

Знания и умения:

1) знать морфемы, уметь выполнять морф анализ, уметь отличать формообраз от словообр;

2)знать способы словообр, уметь опред способ и выделять словообр формант

3) должны уметь строить деревац. Цепочку, уметь восстанавливать пропуш деревац шаг.

Виды упражн:

1) морф и словообр разбор;

2)собери слово;

3)подбор слов по схеме;

4) восстанов пропущ деревц шаг;

5)построение прямой и обратной деревац цепочки;

6) составление и решение кроссвордов;

7)определение семантико-стилистич ф-ии морфем в тексте;

8)3, 4 лишний;

9) дана приставка и суффикс, вставить корень;

10) конструиров слов из перемеш морфем (морфем мб больше).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24083. Реакция трансаминирования 36.5 KB
  R R1 R R1 HCNH2 C=O C=O HCNH2 COOH COOH COOH COOH Реакция трансаминирования обратима она катализируется ферментами – аминотрансферазами. Наиболее часто акцептором NH2групп служит 2оксоглутарат кетоглутарат реакция приводит к образованию глутаминовой кислоты: СН3 COOH CH3 COOH АЛТ НСNH2 CH2 C=O CH22 COOH CH2 COOH CHNH2 ...
24084. Декарбоксилирование аминокислот 57 KB
  Серотонин обладает сосудосуживающим действием участвует в регуляции артериального давления t тела дыхания медиатор нервных процессов. Он образуется в области воспаления участвует в развитии аллергических реакций.
24085. Пути обезвреживания аммиака 64 KB
  Уровень аммиака в норме в крови не превышает 60 мкМоль литр. Для кроликов концентрация аммиака 3 мМоль литр является летальной. В организме существует 4 пути обезвреживания аммиака.
24086. Биосинтез мочевины 108.5 KB
  Биосинтез мочевины. С мочой за сутки выводится 2530 г мочевины. Синтез мочевины идет в печени. Цикл мочевины открыли Ганс Кребс и Курт Хенселайт 1932г.
24087. Обмен глицина и серина 203 KB
  Глутатион Сер Тканевые белки Глюкоза Муравьиная кислота Гли Липиды Гиппуровая кислота Гем Креатин Тре Пурины ДНК РНК Желчные кислоты Глицин участвует в образовании гема: СООН СН2NH2 HSKoA COOH B6 СН2 COOH CH2 CO2 аминолевули СН2 натсинтаза CH2 COSKoA C=O CH2NH2 аминолевулиновая кислота В качестве кофермента аминолевулинансинтаза содержит витамин В6. В почках образуются гуанидинуксусная кислота: NH2...
24088. Обмен цистеина и метионина 173.5 KB
  Обмен цистеина и метионина. В молекулах белка обнаружены 3 серосодержащие аминокислоты: метионин цистеин цистин. Цистеин в организме синтезируется из метионина. Функции цистеина: Цистеин участвует в образовании цистина: При образовании цистина возникает дисульфидная связь SS между двумя полипептидными цепями что способствует стабилизации третичной структуры белка.
24089. Обмен фенилаланина и тирозина 80 KB
  Обмен фенилаланина и тирозина. Тирозин может синтезироваться из фенилаланина.
24090. Синтез катехоламинов (адреналина, норадреналина) 59.5 KB
  Синтез катехоламинов адреналина норадреналина Синтез тироксина .
24091. Обмен дикарбоновых аминокислот 164 KB
  Глутаминовая кислота – моноаминодикарбоновая заменимая глюкогенная. Аргинин – диаминомонокарбоновая кислота заменимая гликогенная. Аспарагиновая кислота – моноаминодикарбоновая кислота заменимая гликогенная. Триптофан – незаменимая кислота.