76549

Методика изучения раздела «Состав слова и словообразование». Цели, задачи, методы обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика изучения раздела Состав слова и словообразование. ЛЕКЦИИ: В процессе изучения морфемики и словообразования формируются след уменияученик научится: делить слова на морфемы на основе смыслового грам и словообр анализа слова различать способы словообразования анализировать и самостоятельно составлять словообр пары и словообр цепочки применять знания и умения по морфемики и словообр в практике правописания Чему сможет научиться: характеризовать словообр цепочки и словообр гнезда устанавливать смысловой и структурной связи...

Русский

2015-01-30

31 KB

10 чел.

20. Методика изучения раздела «Состав слова и словообразование». Цели, задачи, методы обучения.

ЛЕКЦИИ:

В процессе изучения морфемики и словообразования формируются след умения(ученик научится): 
- делить слова на морфемы на основе смыслового грам и словообр анализа слова 
- различать способы словообразования
- анализировать и самостоятельно составлять словообр пары и словообр цепочки
- применять знания и умения по морфемики и словообр в практике правописания 
Чему сможет научиться:
- характеризовать словообр цепочки и словообр гнезда
- устанавливать смысловой и структурной связи однокоренных слов 
- опознавать выразительные средства словообразования и оценивать их 
- обратить внимание на аффиксы субъективной оценки 
- извлекать необходимую инфу из словарей и справочник ов 
- использовать этимологическую справку для правописания 

Принципы:
1- структорно-словообразовательный принцип- сопоставление структуры слова и способа его образования 
2- лексико-словообр принцип- соотношение лексического и грам значений слов а
3- исторический принцип- слияние исторического и современного аспектов в анализе структуры слова 

Методы: 
- сообщение учителя
- беседа 
- чтение учебника
- наблюдение над фактами языка 
- метод языкового разбора 
- метод реконструирования (видоизменения)
- мод группировки слов по опр признакам 
- метод констрирования(приемы: образование слов по опр модели по ее значение- например построение словообр цепочки; восстановление словообр цепочки
- обучающий диктант

Приемы наблюдения над фактами языка: 
- прием определения значения морфем и их функции (определить значение однокоренных слов, укажите морфему благодаря которой меняется значение всего слова)
- наблюдение над морфемами омонимами ( шиповник шипит) 

ШПОРЫ:

Значение и задачи:

1)база для усвоения орфографии;

2)способствует творческому применению яз, те созданию окказионализмов

3)база для стилистической дифференциации;

4)развитие у детей представлений о яз картине, об иерархии и взаимосвязи уровней;

5)для разграничения лексич и словообразоват семантике, развитие чувства языка, ОСЗ.

Этапы изучения:

1) нач кл-знакомство с морфемами. Узнают морфемы в лицо, это приводит к ошидкам. Нужно сравнивать с мотивирующей базой.

2) 5кл-по Бабайцевой, 5-6кл-по Шанскому. У бабайцевой и разумовской словообразование изучается в связи с ЧР. Словообр как система плохо восприимается. У Шанского в 5 Кл-морфемика, 6кл-словообр.

3)7-9 кл – повторение.

Принципы методики:

1)ед-во анализа и синтеза, те изуч словообр и морфемики взаимосвязано.

2) Опора на мотивированность производного слова-обязат-ое толкование производного слова через ближайшие производящие;

3) Синхронный подход. На начальном этапе обуч и в слабых классах беруться слова с высокой степенью членимости. При изучении морф и словообр максим использ текст.

Знания и умения:

1) знать морфемы, уметь выполнять морф анализ, уметь отличать формообраз от словообр;

2)знать способы словообр, уметь опред способ и выделять словообр формант

3) должны уметь строить деревац. Цепочку, уметь восстанавливать пропуш деревац шаг.

Виды упражн:

1) морф и словообр разбор;

2)собери слово;

3)подбор слов по схеме;

4) восстанов пропущ деревц шаг;

5)построение прямой и обратной деревац цепочки;

6) составление и решение кроссвордов;

7)определение семантико-стилистич ф-ии морфем в тексте;

8)3, 4 лишний;

9) дана приставка и суффикс, вставить корень;

10) конструиров слов из перемеш морфем (морфем мб больше).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28381. Понятие и виды товарного знака и знака обслуживания, срок их действия 14.33 KB
  В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные изобразительные объемные и другие обозначения или их комбинации. В качестве словесных товарных знаков могут регистрироваться существующие слова Camel верблюд сочетания слов Веселый молочник искусственные слова CocaCola сочетания букв аббревиатуры ВАЗ BMW ицифр газета 777. В качестве изобразительных товарных знаков выступают разнообразные рисунки и символы фирма Pringles использует в качестве товарного знака изображение усатого мексиканца компания...
28382. Оформление и использование права на товарный знак 14.49 KB
  Товарный знак подлежит обязательной регистрации в патентном ведомстве. Заявка должна содержать: заявление о регистрации товарного знака; заявляемое обозначение; перечень товаров в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков; описание заявленного обозначения; документ подтверждающий уплату пошлины; устав коллективного знака если заявка подается на его регистрацию. При регистрации товарного знака производятся две экспертизы ...
28383. Гражданско-правовая защита прав владельцев товарных знаков и знаков обслуживания 15.01 KB
  Каждое лиц вступающее в гражданскоправовые отношения может защищать свои нарушенные или оспариваемые права охраняемые законом интересы. Поскольку права на объекты интеллектуальной собственности являются гражданскими правами вопрос о применении мер защиты решает владелец этих прав а не какойлибо государственный орган: гражданские права есть частные права. Выбирая юрисдикционную форму защиты лицо чьи права нарушены или оспариваются прибегает к помощи правоохранительных органов. Административноправовая защита может быть осуществлена...
28384. Понятие дипломатических средств передвижения и их иммунитеты 147.81 KB
  Под дипломатическими средствами передвижения понимаются любые транспортные средства как правило автомобильные воздушные и водные которые принадлежат арендуются или предоставляются для регулярного пользования дипломатическим представительствам сотрудникам представительства и членам их семей. В данном определении отражено то обстоятельство что в международном праве и дипломатической практике не проводится различий между средствами передвижения принадлежащими непосредственно представительству и средствами передвижения находящимися в...
28388. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА 121.2 KB
  предусматривает возможность назначения членов обслуживающего персонала из числа граждан государства пребывания. Министерство иностранных дел государства пребывания или другое министерство в отношении которого имеется договоренность уведомляется о назначении членов 0. которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно пользуются иммунитетом в отношении действий совершенных ими при исполнении своих обязанностей и освобождаются от налогов сборов и пошлин на заработок получаемый по службе. которые...
28389. Агреман 144.96 KB
  испрашивается дипломатическим путём как правило через отзываемого из данного государства главу дипломатического представительства. сопровождается приложением краткой справки содержащей основные биографические данные предполагаемого дипломатического представителя. обусловливает возможность назначения данного лица главой дипломатического представительства и помещения публикации об этом в официальном органе государства.