76549

Методика изучения раздела «Состав слова и словообразование». Цели, задачи, методы обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика изучения раздела Состав слова и словообразование. ЛЕКЦИИ: В процессе изучения морфемики и словообразования формируются след уменияученик научится: делить слова на морфемы на основе смыслового грам и словообр анализа слова различать способы словообразования анализировать и самостоятельно составлять словообр пары и словообр цепочки применять знания и умения по морфемики и словообр в практике правописания Чему сможет научиться: характеризовать словообр цепочки и словообр гнезда устанавливать смысловой и структурной связи...

Русский

2015-01-30

31 KB

7 чел.

20. Методика изучения раздела «Состав слова и словообразование». Цели, задачи, методы обучения.

ЛЕКЦИИ:

В процессе изучения морфемики и словообразования формируются след умения(ученик научится): 
- делить слова на морфемы на основе смыслового грам и словообр анализа слова 
- различать способы словообразования
- анализировать и самостоятельно составлять словообр пары и словообр цепочки
- применять знания и умения по морфемики и словообр в практике правописания 
Чему сможет научиться:
- характеризовать словообр цепочки и словообр гнезда
- устанавливать смысловой и структурной связи однокоренных слов 
- опознавать выразительные средства словообразования и оценивать их 
- обратить внимание на аффиксы субъективной оценки 
- извлекать необходимую инфу из словарей и справочник ов 
- использовать этимологическую справку для правописания 

Принципы:
1- структорно-словообразовательный принцип- сопоставление структуры слова и способа его образования 
2- лексико-словообр принцип- соотношение лексического и грам значений слов а
3- исторический принцип- слияние исторического и современного аспектов в анализе структуры слова 

Методы: 
- сообщение учителя
- беседа 
- чтение учебника
- наблюдение над фактами языка 
- метод языкового разбора 
- метод реконструирования (видоизменения)
- мод группировки слов по опр признакам 
- метод констрирования(приемы: образование слов по опр модели по ее значение- например построение словообр цепочки; восстановление словообр цепочки
- обучающий диктант

Приемы наблюдения над фактами языка: 
- прием определения значения морфем и их функции (определить значение однокоренных слов, укажите морфему благодаря которой меняется значение всего слова)
- наблюдение над морфемами омонимами ( шиповник шипит) 

ШПОРЫ:

Значение и задачи:

1)база для усвоения орфографии;

2)способствует творческому применению яз, те созданию окказионализмов

3)база для стилистической дифференциации;

4)развитие у детей представлений о яз картине, об иерархии и взаимосвязи уровней;

5)для разграничения лексич и словообразоват семантике, развитие чувства языка, ОСЗ.

Этапы изучения:

1) нач кл-знакомство с морфемами. Узнают морфемы в лицо, это приводит к ошидкам. Нужно сравнивать с мотивирующей базой.

2) 5кл-по Бабайцевой, 5-6кл-по Шанскому. У бабайцевой и разумовской словообразование изучается в связи с ЧР. Словообр как система плохо восприимается. У Шанского в 5 Кл-морфемика, 6кл-словообр.

3)7-9 кл – повторение.

Принципы методики:

1)ед-во анализа и синтеза, те изуч словообр и морфемики взаимосвязано.

2) Опора на мотивированность производного слова-обязат-ое толкование производного слова через ближайшие производящие;

3) Синхронный подход. На начальном этапе обуч и в слабых классах беруться слова с высокой степенью членимости. При изучении морф и словообр максим использ текст.

Знания и умения:

1) знать морфемы, уметь выполнять морф анализ, уметь отличать формообраз от словообр;

2)знать способы словообр, уметь опред способ и выделять словообр формант

3) должны уметь строить деревац. Цепочку, уметь восстанавливать пропуш деревац шаг.

Виды упражн:

1) морф и словообр разбор;

2)собери слово;

3)подбор слов по схеме;

4) восстанов пропущ деревц шаг;

5)построение прямой и обратной деревац цепочки;

6) составление и решение кроссвордов;

7)определение семантико-стилистич ф-ии морфем в тексте;

8)3, 4 лишний;

9) дана приставка и суффикс, вставить корень;

10) конструиров слов из перемеш морфем (морфем мб больше).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51775. Урок -основная форма занятий спортивным играм в школе 116.5 KB
  Длительность урока колеблется от 30 45 мин до трех и более часов. План урока предусматривает его деление на несколько взаимосвязанных частей в которых решают различные задачи. Длительность частей зависит от общей продолжительности урока подготовленности занимающихся условий проведения и т. Подготовительная часть имеет целью организовать и подготовить занимающихся к выполнению основной задачи урока.
51777. Розвиток української мови 59.5 KB
  Мета: ознайомити з історичними етапами розвитку української мови; з тенденціями розвитку української мови зокрема її лексичного складу в наші дні; виховувати повагу й любов до української мови як державної та материнської виховувати патріотизм; розвивати увагу логічне й образне мислення удосконалювати навички роботи з підручником збагачувати й уточнювати словниковий запас учнів. Науковці стверджують що протягом десятиріччя словниковий склад мови змінюється приблизно на 25. Із поверненням суспільства до національних традицій...
51780. Загальна характеристика розвитку культури та літератури XIX ст., стильове розмаїття літератури. Реалізм як напрям у світовій літературі 2.76 MB
  Тип уроку: комбінований. Гі де Мопассан ХІД УРОКУ I. Гі де Мопассан: Розрадьте мене; утіште мене; дайте мені помріяти; розчульте мене; дайте мені змогу здригнутися; дайте мені змогу поплакати; дайте мені привід для роздумів звернення до епіграфа уроку. Оголошення теми й мети уроку IV.
51781. ВИТОКИ ДЖАЗУ 530 KB
  Джексон переконатись яку важливу роль у житті людей відіграє естрадна музика; пояснити учням значення понять спірічуелс блюз джаз імпровізація;. розвивати вокально – хорові навички зокрема навички кантиленного співу відчуття ритму слухацьку уяву; розвивати інтерес до творчості зірок російської естради; виховувати естетичний смак учнів; розвивати інтерес учнів до легкої музики зокрема джазової ФОРМУВАННЯ КОМПЕТЕНЦІЙ: ТВОРЧОЇ МУЗИЧНОЇ ЖИТТЄВОЇ МУЗИЧНИЙ...
51782. Сучасний випускник школи – сформована особистість 36 KB
  Сучасний випускник школи – сформована особистість Учительська професія – це людинознавство постійне безперервне проникнення у складний духовний світ людини. Основні характерологічні орієнтири особистості випускника Вільна особистість. Особистість що має високий рівень самосвідомості громадянськості та самодисципліни. Така що поважає себе усвідомлює свою цінність та цінність іншої особистості здатна нести відповідальність перед собою та суспільством Гуманна особистість – проявляє милосердя доброту здатність до...