76549

Методика изучения раздела «Состав слова и словообразование». Цели, задачи, методы обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика изучения раздела Состав слова и словообразование. ЛЕКЦИИ: В процессе изучения морфемики и словообразования формируются след уменияученик научится: делить слова на морфемы на основе смыслового грам и словообр анализа слова различать способы словообразования анализировать и самостоятельно составлять словообр пары и словообр цепочки применять знания и умения по морфемики и словообр в практике правописания Чему сможет научиться: характеризовать словообр цепочки и словообр гнезда устанавливать смысловой и структурной связи...

Русский

2015-01-30

31 KB

10 чел.

20. Методика изучения раздела «Состав слова и словообразование». Цели, задачи, методы обучения.

ЛЕКЦИИ:

В процессе изучения морфемики и словообразования формируются след умения(ученик научится): 
- делить слова на морфемы на основе смыслового грам и словообр анализа слова 
- различать способы словообразования
- анализировать и самостоятельно составлять словообр пары и словообр цепочки
- применять знания и умения по морфемики и словообр в практике правописания 
Чему сможет научиться:
- характеризовать словообр цепочки и словообр гнезда
- устанавливать смысловой и структурной связи однокоренных слов 
- опознавать выразительные средства словообразования и оценивать их 
- обратить внимание на аффиксы субъективной оценки 
- извлекать необходимую инфу из словарей и справочник ов 
- использовать этимологическую справку для правописания 

Принципы:
1- структорно-словообразовательный принцип- сопоставление структуры слова и способа его образования 
2- лексико-словообр принцип- соотношение лексического и грам значений слов а
3- исторический принцип- слияние исторического и современного аспектов в анализе структуры слова 

Методы: 
- сообщение учителя
- беседа 
- чтение учебника
- наблюдение над фактами языка 
- метод языкового разбора 
- метод реконструирования (видоизменения)
- мод группировки слов по опр признакам 
- метод констрирования(приемы: образование слов по опр модели по ее значение- например построение словообр цепочки; восстановление словообр цепочки
- обучающий диктант

Приемы наблюдения над фактами языка: 
- прием определения значения морфем и их функции (определить значение однокоренных слов, укажите морфему благодаря которой меняется значение всего слова)
- наблюдение над морфемами омонимами ( шиповник шипит) 

ШПОРЫ:

Значение и задачи:

1)база для усвоения орфографии;

2)способствует творческому применению яз, те созданию окказионализмов

3)база для стилистической дифференциации;

4)развитие у детей представлений о яз картине, об иерархии и взаимосвязи уровней;

5)для разграничения лексич и словообразоват семантике, развитие чувства языка, ОСЗ.

Этапы изучения:

1) нач кл-знакомство с морфемами. Узнают морфемы в лицо, это приводит к ошидкам. Нужно сравнивать с мотивирующей базой.

2) 5кл-по Бабайцевой, 5-6кл-по Шанскому. У бабайцевой и разумовской словообразование изучается в связи с ЧР. Словообр как система плохо восприимается. У Шанского в 5 Кл-морфемика, 6кл-словообр.

3)7-9 кл – повторение.

Принципы методики:

1)ед-во анализа и синтеза, те изуч словообр и морфемики взаимосвязано.

2) Опора на мотивированность производного слова-обязат-ое толкование производного слова через ближайшие производящие;

3) Синхронный подход. На начальном этапе обуч и в слабых классах беруться слова с высокой степенью членимости. При изучении морф и словообр максим использ текст.

Знания и умения:

1) знать морфемы, уметь выполнять морф анализ, уметь отличать формообраз от словообр;

2)знать способы словообр, уметь опред способ и выделять словообр формант

3) должны уметь строить деревац. Цепочку, уметь восстанавливать пропуш деревац шаг.

Виды упражн:

1) морф и словообр разбор;

2)собери слово;

3)подбор слов по схеме;

4) восстанов пропущ деревц шаг;

5)построение прямой и обратной деревац цепочки;

6) составление и решение кроссвордов;

7)определение семантико-стилистич ф-ии морфем в тексте;

8)3, 4 лишний;

9) дана приставка и суффикс, вставить корень;

10) конструиров слов из перемеш морфем (морфем мб больше).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70752. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗМЕРЕНИИ 790 KB
  Физический эксперимент, проводимый с целью получения информации о количественной характеристике интересующего нас объекта или процесса; полученная информация содержит результат сравнения полученной величины с однородной величиной, принятой за единицу меры...
70753. Изучение зависимости момента инерции точечных тел от их расстояния до оси вращения с помощью крестообразного маятника Обербека 147.5 KB
  Цель работы: Изучить основной закон динамики вращательного движения тел определить момент инерции ненагруженного маховика и проверить зависимость момент инерции нагруженного маховика от распределения его массы в пространстве относительно оси.
70754. Изучение гармонических колебаний 170 KB
  Цель работы: Изучить гармоническое колебательное движение на примерах колебаний математического физического и оборотного маятников. Свойства гармонических колебаний: Частота колебаний не зависит от амплитуды.
70756. Изучение прецессии гироскопа 495.5 KB
  Момент инерции тела относительно оси не проходящей через центр масс равен моменту инерции для параллельной оси проходящей через центр масс плюс произведение массы тела на квадрат расстояния между параллельными осями...
70759. Определение отношений воздуха методом Клемана–Дезорма 59 KB
  Цель работы: изучить адиабатический процесс в газах; определить отношение теплоемкостей газа методом адиабатического расширения. Приборы и принадлежности: стеклянный баллон, манометр, насос.
70760. Изучение статистических закономерностей на механических моделях 258.5 KB
  Движение каждой молекулы определяется законами классической механики поэтому в принципе можно написать уравнение движения каждой молекулы. Однако поскольку число молекул огромно то не только решить но даже написать такое громадное число дифференциальных уравнений практически невозможно.