76552

Методика обучения орфографии

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика обучения орфографии. Принципы обучения орфографии: Морфологический принцип – во всех словах морфемы пишутся одинаково независимо от их произношения. Целью обучения орфографии в школе является формирование относительной грамотности учащихся т. Содержание обучения орфографии составляет орфографическая теория или орфографические понятия и орфографические умения.

Русский

2015-01-30

34.5 KB

21 чел.

23. Методика обучения орфографии. Цели, содержание, методы.
Орфография – раздел языкознания, который изучает и разрабатывает систему правил, обеспечивает единообразное написание.

Содержание раздела:

Когда в 70 е годы попытались систематизировать, то выяснилось что в рус.яз 78 оофограмм.

- Правило правописания гл. и согл. В составе морфем от частей речи в окончаниях и суффиксах, не зависимо от приставки и корня.

- Правописание Ъ, Ь знаков.

- Слитные, дефисные, раздельные написания.

- Прописные, строчные буквы.

- Перенос слова.

Принципы обучения орфографии:

1) Морфологический принцип – во всех словах морфемы пишутся одинаково, независимо от их произношения. ПР: куб <П> - куба <б>.

2) Фонетический принцип – как произносится, так и пишется (слова или их части). ПР: возразить – воскликнуть.

3) Исторический (традиционный) принцип – слова пишутся так как они писались, в старину (как сложилось, так и осталось). ПР: замуж, лишь, уж.

Целью обучения орфографии в школе является формирование относительной грамотности учащихся, т.е. умение писать слова, в соответствии с орфографическими правилами, изучаемыми в школе и некоторые слова с непроверяемыми орфограммами, в соответствии с орфографическим минимумом. Познавательные цели: - знакомство с основными орфографическими понятиями. Практические цели: - формирование орфографических умений.  Содержание обучения орфографии составляет орфографическая теория или орфографические понятия и орфографические умения. К орфографическим понятиям относятся: орфограмма, орфографическое правило, орфографический  факт, опознавательные признаки орфограмм, условия выбора орфограмм, актуальная и неактуальная орфограмма, орфографический словарь.

Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом. Различают несколько типов орфограмм: буква, пробел, слитное написание, дефис, черточка или перенос.

Орфографическое правило – это инструкция, позволяющая знать норму письма и условия, определяющие данную норму.

Орфографический факт – это написание, которое запоминается в лицо: слова с непроверяемыми орфограммами, отдельные морфемы, отдельные служебные слова. Знакомство с понятием орфограмма целесообразно начать с противопоставления слов, которые различаются написанием и произношением и которые не различаются.

Принципы методики орфографии целесообразно рассмотреть с принципами русской орфографии: 1. Морфологический (фонематический), который предполагает единообразие написания морфем в школе, 2. Фонетический, написание в соответствии с произношением, 3. Исторический (традиционный), написание по традиции. Принципы методики обучения орфографии: - принцип опоры на фонетический или грамматический материал, - сопоставление произношения и написания, - принцип опоры на орфографическую теорию (понятие «орфограмма, опознавательные признаки орфограмм»). Эти принципы обеспечивают сознательное усвоение орфографии и поэтапность работы по формированию орфографических умений. Орфографическое правило изучается с опорой на понятие орфограмма и опознавательные признаки орфограмм. Путь от орфограммы к орфографическому правилу через анализ языкового материала наиболее эффективен. Формулировка орфографических правил указывается смысловые, фонетические, грамматические признаки орфограммы. Перед изучением орфографического правила нужно убедиться, что ученики знают фонетические явления. При выборе формы работы над ОП нужно учитывать и общие дидактические требования (сознательности, активности, самостоятельности учащихся) и особенности орфографического явления. Работа по изучению ОП может быть проверена в форме беседы, а может в форме объяснения самим учителем. После изучения ОП, нужно дать учащимся 2-3 минуты для чтения этого правила. Далее воспроизведение этого правила. Важным этапом в работе является составление учениками алгоритма действий: как применять это правило на практике. Общий алгоритм: 1. Опознавательные признаки орфограммы, 2. Часть речи, 3. Часть слова, 4. Применение правила.

Орфографические умения – это аналитические способности ученика увидеть орфограмму, соотнести ее с отдельным правилом, действовать в соответствии с алгоритмом или инструкцией и определить норму письма. Орфографические умения: - обнаружить в слове орфограмму (орфографическая зоркость), - обосновать выбор орфограммы,  - писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, - пользоваться орфографическим словарем.

Орфографический навык – это орфографическое умение, доведенное до автоматизации, в котором все действия протекают быстро во внутреннем плане ученика. Практические методы формирования орфографических умений представляют собой специальные и неспециальные орфографические упражнения. К специальным относятся различного рода списывания и диктанты (кроме творческого и свободного). Списывание предполагает развитие орфографической зоркости учащихся. Списывание бывает: осложненное, неосложненное. Диктанты: Обучающие (предупредительные, комментируемые, объяснительные, «Проверяю себя!»).

Система упражнений  по орфографии в современной методике строится на основе того или иного вида памяти. 4 вида памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная («память руки»). Слуховую память развивают диктанты. Зрительную – списывание, или диктант по памяти. Речедвигательную – послоговое орфографическое проговаривание. Моторную – многократная запись. Работа над ошибками – важный этап в деле формирования орфографических умений. Она складывается из специальной работы по предупреждению орфографических ошибок, фиксации учителем орфографических ошибок, учета слов с ошибками при подготовке урока работы над ошибками, работа над ошибками на уроке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25726. Сигналы в системах связи. Аналоговые и дискретные сигналы. Параметры сигнала 17 KB
  Аналоговые и дискретные сигналы. Параметры сигнала. Сигнал физический процесс отображающий несущий передаваемое сообщение.
25727. Частотное разделение сигналов 83.9 KB
  ФN спектры gK канальных сигналов занимают соответственно полосы частот 1 2 . Проследим основные этапы образования сигналов а также изменение этих сигналов в процессе передачи Рис. Преобразование спектров в системе с частотным разделением каналов Будем полагать что спектры индивидуальных сигналов конечны.
25728. Системы связи с временным разделением каналов 154.22 KB
  Временное разделение каналов Временное разделение каналов используется для передачи аналоговых и дискретных сообщений однако при этом требуется использовать методы импульсной модуляции. Схема системы передачи сообщений с временным разделением сигналов показана на рисунке 1. Тогда количество вырезанных из аналогового сигнала импульсов в секунду равно Для передачи речи амплитуда одного импульса может быть представлена 1 байтом т. Иными словами общая скорость передачи речи в виде двоичных сигналов 0 и 1 будет равна 8килобита.
25729. CDMA 52.13 KB
  В CDMA Code Division Multiple Access для каждого узла выделяется весь спектр частот и всё время. CDMA использует специальные коды для идентификации соединений. Телефоны CDMA имеют меньшую пиковую мощность излучения и потому возможно менее вредны. [править]Эволюция систем сотовой связи использующих технологию CDMA Технология множественного доступа с кодовым разделением каналов известна давно.
25730. Радиорелейные системы передачи информации. Классификация. Структурная схема РРЛ. Многоканальные РРЛ 2.6 MB
  Под радиосистемой передачи РСП понимают совокупность технических средств обеспечивающих образование типовых каналов передачи групповых трактов и линейного тракта по которому сигналы электросвязи передаются посредством распространения радиоволн в открытом пространстве. Существует множество различных классификаций РСП в зависимости от признаков положенных в их основу.По принадлежности к различным службам: РСП фиксированной службы радиосвязь между фиксированными пунктами; РСП радиовещательной службы передача сигнала для приема...