76552

Методика обучения орфографии

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика обучения орфографии. Принципы обучения орфографии: Морфологический принцип – во всех словах морфемы пишутся одинаково независимо от их произношения. Целью обучения орфографии в школе является формирование относительной грамотности учащихся т. Содержание обучения орфографии составляет орфографическая теория или орфографические понятия и орфографические умения.

Русский

2015-01-30

34.5 KB

21 чел.

23. Методика обучения орфографии. Цели, содержание, методы.
Орфография – раздел языкознания, который изучает и разрабатывает систему правил, обеспечивает единообразное написание.

Содержание раздела:

Когда в 70 е годы попытались систематизировать, то выяснилось что в рус.яз 78 оофограмм.

- Правило правописания гл. и согл. В составе морфем от частей речи в окончаниях и суффиксах, не зависимо от приставки и корня.

- Правописание Ъ, Ь знаков.

- Слитные, дефисные, раздельные написания.

- Прописные, строчные буквы.

- Перенос слова.

Принципы обучения орфографии:

1) Морфологический принцип – во всех словах морфемы пишутся одинаково, независимо от их произношения. ПР: куб <П> - куба <б>.

2) Фонетический принцип – как произносится, так и пишется (слова или их части). ПР: возразить – воскликнуть.

3) Исторический (традиционный) принцип – слова пишутся так как они писались, в старину (как сложилось, так и осталось). ПР: замуж, лишь, уж.

Целью обучения орфографии в школе является формирование относительной грамотности учащихся, т.е. умение писать слова, в соответствии с орфографическими правилами, изучаемыми в школе и некоторые слова с непроверяемыми орфограммами, в соответствии с орфографическим минимумом. Познавательные цели: - знакомство с основными орфографическими понятиями. Практические цели: - формирование орфографических умений.  Содержание обучения орфографии составляет орфографическая теория или орфографические понятия и орфографические умения. К орфографическим понятиям относятся: орфограмма, орфографическое правило, орфографический  факт, опознавательные признаки орфограмм, условия выбора орфограмм, актуальная и неактуальная орфограмма, орфографический словарь.

Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом. Различают несколько типов орфограмм: буква, пробел, слитное написание, дефис, черточка или перенос.

Орфографическое правило – это инструкция, позволяющая знать норму письма и условия, определяющие данную норму.

Орфографический факт – это написание, которое запоминается в лицо: слова с непроверяемыми орфограммами, отдельные морфемы, отдельные служебные слова. Знакомство с понятием орфограмма целесообразно начать с противопоставления слов, которые различаются написанием и произношением и которые не различаются.

Принципы методики орфографии целесообразно рассмотреть с принципами русской орфографии: 1. Морфологический (фонематический), который предполагает единообразие написания морфем в школе, 2. Фонетический, написание в соответствии с произношением, 3. Исторический (традиционный), написание по традиции. Принципы методики обучения орфографии: - принцип опоры на фонетический или грамматический материал, - сопоставление произношения и написания, - принцип опоры на орфографическую теорию (понятие «орфограмма, опознавательные признаки орфограмм»). Эти принципы обеспечивают сознательное усвоение орфографии и поэтапность работы по формированию орфографических умений. Орфографическое правило изучается с опорой на понятие орфограмма и опознавательные признаки орфограмм. Путь от орфограммы к орфографическому правилу через анализ языкового материала наиболее эффективен. Формулировка орфографических правил указывается смысловые, фонетические, грамматические признаки орфограммы. Перед изучением орфографического правила нужно убедиться, что ученики знают фонетические явления. При выборе формы работы над ОП нужно учитывать и общие дидактические требования (сознательности, активности, самостоятельности учащихся) и особенности орфографического явления. Работа по изучению ОП может быть проверена в форме беседы, а может в форме объяснения самим учителем. После изучения ОП, нужно дать учащимся 2-3 минуты для чтения этого правила. Далее воспроизведение этого правила. Важным этапом в работе является составление учениками алгоритма действий: как применять это правило на практике. Общий алгоритм: 1. Опознавательные признаки орфограммы, 2. Часть речи, 3. Часть слова, 4. Применение правила.

Орфографические умения – это аналитические способности ученика увидеть орфограмму, соотнести ее с отдельным правилом, действовать в соответствии с алгоритмом или инструкцией и определить норму письма. Орфографические умения: - обнаружить в слове орфограмму (орфографическая зоркость), - обосновать выбор орфограммы,  - писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, - пользоваться орфографическим словарем.

Орфографический навык – это орфографическое умение, доведенное до автоматизации, в котором все действия протекают быстро во внутреннем плане ученика. Практические методы формирования орфографических умений представляют собой специальные и неспециальные орфографические упражнения. К специальным относятся различного рода списывания и диктанты (кроме творческого и свободного). Списывание предполагает развитие орфографической зоркости учащихся. Списывание бывает: осложненное, неосложненное. Диктанты: Обучающие (предупредительные, комментируемые, объяснительные, «Проверяю себя!»).

Система упражнений  по орфографии в современной методике строится на основе того или иного вида памяти. 4 вида памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная («память руки»). Слуховую память развивают диктанты. Зрительную – списывание, или диктант по памяти. Речедвигательную – послоговое орфографическое проговаривание. Моторную – многократная запись. Работа над ошибками – важный этап в деле формирования орфографических умений. Она складывается из специальной работы по предупреждению орфографических ошибок, фиксации учителем орфографических ошибок, учета слов с ошибками при подготовке урока работы над ошибками, работа над ошибками на уроке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33720. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ВЕРСИЙ 30.5 KB
  Различают следующие виды версий: 1по субъекту выдвижения: аследственные – возникают в процессе дознания и следствия; б оперативноразыскные – возникают в процессе оперативноразыскных мероприятий; в судебные – возникают в процессе судебного разбирательства; г экспертные – возникают в ходе экспертного исследования; 2 по объему: а общие – предположения охватывающие устанавливаемый объект в целом; б частные – объясняют его отдельные элементы обстоятельства; 3 по степени определенности: а типовые – наиболее характерны для данной...
33721. роверка криминалистических версий 29.5 KB
  Требования предъявляемые к версии: 1 реальная возможность принципиальная проверяемость; 2 обоснованность установленными фактами; 3 относительная простота имеющая четкую однозначную формулу; 4 приложимость к более широкому кругу явлений устанавливаемых в ходе расследования. Проверка криминалистических версий – деятельность направленная на установление фактических обстоятельств подтверждающих или опровергающих предположение составляющее содержание версии. Проверка версии включает: 1 выведение из версии всех возможных следствий т....
33722. ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 13 KB
  Планирования расследование преступлений преследует следующие цели: 1 полнота всесторонность и объективность расследования; 2 экономичность расследования; 3 согласование усилий следователя с усилиями других служб органов внутренних дел и других лиц работающих по данному делу. Должны быть четко определены задачи выясняемые вопросы комплекс определенных мероприятий точные сроки исполнения исполнители; 3 реальность – обоснованность выдвигаемых следственных версий практическая выполнимость намеченных мероприятий возможность соблюдения...
33723. Планирование расследования по уголовному делу 29.5 KB
  Планирование расследования по уголовному делу Оно включает в себя следующие этапы:1 Планирование первоначальных следственных действий и розыскных мероприятий. На данном этапе расследования следователь должен: уяснить характер и сущность противоправного деяния; установить лицо его совершившее и организовать розыск преступника и похищенного имущества. Для решения этих задач следователь изучает сообщение о преступлении материалы административного расследования строит общие версии и проводит неотложные следственные и розыскные действия...
33724. Планирование отдельного следственного действия 25.5 KB
  Планирование отдельного следственного действия Следователь планирует не только очередность и сроки производства всех следственных действий по уголовному делу но и проведение каждого в отдельности следственного действия. Чтобы тактически правильно провести следственное действие и полно зафиксировать его ход и результаты следователь на этапе подготовки этого действия планирует предстоящую работу и осуществляет организационные мероприятия необходимые для реализации намеченного плана. Планируя следственное действие следователь определяет: а...
33725. Виды ТО 12.52 KB
  способы программа действий Тактические операции классифицируются по различным основаниям: 1 по характеру следственных ситуаций в условиях которых проводятся тактические операции: а проводимые в простых ситуациях; б проводимые в условиях сложной ситуации; 2 по отношению к предмету доказывания: а способствующие установлению обстоятельств входящих в предмет доказывания; б способствующие установлению вспомогательных фактов; 3 похарактеру и содержанию действий: а состоящие только из следственных действий; б состоящие из различных...
33726. Следственная ситуация 11.77 KB
  Следственная ситуация – статикодинамическое состояние процесса раскрытия преступления на определённый момент отражающий своеобразие расследования. уровень и разработанность научных рекомендаций в области расследования. оценка расследуемого события существующая на момент расследования. место время расследования преступления наличие возможности использования в конкретный момент расследования сил средств времени оптимальным образом.
33727. Формы применения специальных знаний при расследовании преступлений 25 KB
  При раскрытии и расследовании преступлений, судебном разбирательстве у следователя или суда возникает необходимость в помощи лиц, обладающих специальными знаниями в различных областях науки, техники, искусства, ремесла. Специальными являются знания, основанные на теоретических познаниях в какой-либо области, а также приобретенные лицом в процессе практической профессиональной деятельности.
33728. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления 62.5 KB
  Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления Существуют следующие форму участия населения в осуществлении МСУ согласно закону № 131: 1. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какимилибо органами государственной власти их должностными лицами или органами местного самоуправления. Муниципальные выборы: Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов членов выборного органа местного самоуправления выборных...