76554

Методика обучения стилистике

Доклад

Педагогика и дидактика

Содержание: Функциональный стиль: теория: класс; закрепление углубление жанры:; обобщение и систематизация. Основные теоретические понятия: Стиль способ использования единиц языка в процессе общения. Функциональный стиль разновидность литературной речи которая выполняет функцию определяемую условиями речевого общения. Каждый функциональный стиль имеет определенную сферу употребления конкретные функции и характеризуется специальными языковыми средствами.

Русский

2015-01-30

35.5 KB

6 чел.

25. Методика обучения стилистике. Цели, задачи, методы.

Стилистика - раздел науки о языке, в котором рассматриваются функциональные стили языка, а также использование единиц языка в различных условиях речевого общения.

Наука о словесном мастерство и языковых средствах, поэтому в школах выведен отдельным разделом.

Цели:

1. Познакомить школьников с функциональными стилями речи;

2. Научить их пользоваться речью в соответствии с речевой ситуацией;

3. На основе анализа языковых средств устанавливать принадлежность текста к тому или иному стилю.

Задачи:

1. Сформировать понятие функционального стиля, речевой ситуации;

2. Проанализировать основные языковые свойства функциональных стилей;

3. Научить школьников производить Стилистический анализ текста; на этой основе определять каким стилем написан текст.

Содержание:

Функциональный стиль: теория:5-7 класс; закрепление,углубление+жанры:8-9; обобщение и систематизация:10-11.

Основные теоретические понятия:

Стиль - способ использования единиц языка в процессе общения.

Направления:

1. Практическая стилистика занимается вопросами Стилистический окраски языковых единиц; использование Стилистических синонимов.

2. Функциональная стилистика занимается изучением различных видов речи в соответствии с речевой ситуацией.

Функциональный стиль - разновидность литературной речи, которая выполняет функцию определяемую условиями речевого общения.

Условия речевого общения связаны с ответом на вопросы "в какой сфере происходит общение?какова тема речи?какова личность адресата?взаимоотношения между коммуникантами". В соответствии с этим выходи понятие речевая ситуация.

РС связана с вопросами "какова цель общения?(информирование,побуждение,просто общение)где происходит общение?(неофициальная/официальная обстановка)с кем говорить?(1-1/1-много)" - совокупность условий, при которых происходит общение.

Группы стилей: разговорный и книжный.

Книжный: научный, официально-деловой, художественный. Не забывать про нейтральную лексику.

Каждый функциональный стиль имеет определенную сферу употребления, конкретные функции и характеризуется специальными языковыми средствами.

Разговорный: чаще устная форма, но письменная тоже есть(частные письма, художественные тексты).

Поделиться информацией в неофициальной обстановке; общение со знакомыми людьми. Особенности: неподготовленность к речи, выразительность, эмоциональность (невербальные средства).

Знакомство со стилем через наблюдение и анализ текста. Взаимодействие с книжными стилями.

Книжный, научный стиль: точное изложение научных сведений.

Особенности: доказательность, абстрактность, обобщенность изложения, точность.

Входит нейтральную лексика, книжная, общенаучная, термины; используются чаще сложные предложения с однородными (объективность подчеркивают). Не допускается образная лексика, использование слов в переносном значении.

Разновидности:

1. учебно-научный стиль-(научность+доступность): употребляется меньше терминов, их замена на более простые номинации,

2. научно-популярный-статья, тв передача(доступность): рассчитан на широкий круг читателей; минимум терминов, много наглядных средств.

Книжный, Официально-деловой стиль: точно передавать деловую информацию. Не допускается образная лексика, использование слов в переносном значении. Главное - наличие стандартной формы документов, бумаг.

Публицистический стиль(7 класс): стиль периодической печати, выступлений; цель побудить, привлечь. Сначала информация, потом побуждение.

Все понятия вводить через анализ текста.

Работа над эссе.

Художественный стиль (5 класс): воздействовать на читателя, сообщая информацию. Побуждение через слово.

Жанр.

Стилистическая норма - правила отбора языковых средств в зависимости от характера и цели общения. Это вид речевой ошибки, приводящей к нарушению Стилистической целостности текста.

Виды:

1. Лексико-стилистические;

2. Морфолого-стилистические;

3. Синтаксико-стилистические(не правильное построение синтаксических конструкций);

4. Логические ошибки.

Стилистическая ошибка - неумение пользоваться языковыми средствами с точки зрения стилистики.

Умения:

1. Определять стилистическую окраску слов;

2. Выявлять стилистические функции грамматических конструкций;

3. Определять целесообразность использования единиц языка в той или иной РС;

4. Производить стилистический анализ готового текста, определять принадлежность текста к тому или иному стилю, составлять текст или высказывания в определенном стиле и жанре.

5. Находить и исправлять ошибки.

Принципы:

1. Текстоцентрический принцип: надо анализировать стиль только в целом тексте.

2. Системно-функциональный принцип: изучение Стилистических категорий РЯ в системе языка с учетом особенностей языковых единиц.

3. Принцип учета Стилистических норм: реализуется в процессе использования языковых средств в соответствии с языковой ситуацией и коммуникативной целесообразностью.

Методы и приемы:

1. Наблюдение и анализ - прием сопоставление черновых и беловых вариантов текста

2. Сопоставление текстов разных функциональных стилей на одну и ту же тему.

3. Стилистический эксперимент - подбор синонимов к слову, выражений с целью выявления преимущества авторского текста.

4. Реконструирование - редактирование, прием синонимической замены, написание изложений со стилистические заданием.

5. Стилистический анализ текста - тема, мысль, принадлежность, средства

6. Конструирования текста со стилистическим заданием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27643. Понятие некорыстных преступлений против собственности, их виды и юридическая характеристика 32.5 KB
  167 УК РФ Объект преступления отношения собственности. Объективная сторона преступления характеризуется: уничтожением или повреждением чужого имущества; причинением значительного ущерба собственнику владельцу. Субъективная сторона – прямой мотивы и цель – могут быть разнообразными; могут выражаться например в стремлении скрыть следы совершенного ранее преступления или из мести из ревности за исключением тех которые превращают деяние в преступление иного рода терроризм организация и участие в массовых беспорядках диверсия...
27644. Понятие объекта преступления в уголовном праве. Классификация объектов преступления по вертикали и горизонтали. Многообъектные преступления 35 KB
  Классификация объектов преступления по вертикали и горизонтали. Многообъектные преступления. Соотношение объекта и предмета преступления.
27645. Электрическое торможение асинхронных двигателей 185.35 KB
  Основные сведения о способах торможения асинхронных двигателей Рекуперативное торможение при спуске тяжелого груза Рекуперативное торможение при переходе с большей скорости на меньшую
27646. Понятие оконченного преступления. Зависимости момента окончания преступления от конструкции его состава. Момент окончания длящихся и продолжаемых преступлений 25.5 KB
  Понятие оконченного преступления. Зависимости момента окончания преступления от конструкции его состава. деяние которое содержит все признаки состава того преступления на совершение которого был направлен умысел виновного. Наличие оконченного преступления определяется в первую очередь тем что его объективная и субъективная стороны получили полную реализацию.
27647. Понятие состава преступления и его значение в уголовном праве. Элементы, основные и факультативные признаки состава преступления. Соотношение преступления и его состава. Виды составов преступлений 34.5 KB
  Элементы основные и факультативные признаки состава преступления. Соотношение преступления и его состава. Состав преступления это совокупность объективных и субъективных признаков закрепленных в уголовном законе которые характеризуют общественно опасное деяние как конкретное преступление.
27648. Побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК), его отличие от уклонения от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК) 27 KB
  Побег из мест лишения свободы изпод ареста или изпод стражи ст. 313 УК его отличие от уклонения от отбывания лишения свободы ст. Побег из мест лишения свободы или из под ареста или из при стражи ст.313 его отличие от уклонения отбывания лишения свободы ст.
27650. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст.327 УК). Отличие данного преступления от служебного подлога (ст. 292 УК) 37 KB
  Бланк лист бумаги с оттиском углового или центрального штампа либо с напечатанным любым способом текстом штампа либо иным текстом текстом и рисунком используемый для составления документа бланк лицензии паспорта удостоверения анкеты заявления и т.1 имеет альтернативный характер: подделка удостоверения или иного официального документа предоставляющих права или освобождающих от обязанностей государственной награды штампа печати или бланка в целях использования указанных предметов; сбыт поддельного документа поддельных...