76554

Методика обучения стилистике

Доклад

Педагогика и дидактика

Содержание: Функциональный стиль: теория: класс; закрепление углубление жанры:; обобщение и систематизация. Основные теоретические понятия: Стиль способ использования единиц языка в процессе общения. Функциональный стиль разновидность литературной речи которая выполняет функцию определяемую условиями речевого общения. Каждый функциональный стиль имеет определенную сферу употребления конкретные функции и характеризуется специальными языковыми средствами.

Русский

2015-01-30

35.5 KB

12 чел.

25. Методика обучения стилистике. Цели, задачи, методы.

Стилистика - раздел науки о языке, в котором рассматриваются функциональные стили языка, а также использование единиц языка в различных условиях речевого общения.

Наука о словесном мастерство и языковых средствах, поэтому в школах выведен отдельным разделом.

Цели:

1. Познакомить школьников с функциональными стилями речи;

2. Научить их пользоваться речью в соответствии с речевой ситуацией;

3. На основе анализа языковых средств устанавливать принадлежность текста к тому или иному стилю.

Задачи:

1. Сформировать понятие функционального стиля, речевой ситуации;

2. Проанализировать основные языковые свойства функциональных стилей;

3. Научить школьников производить Стилистический анализ текста; на этой основе определять каким стилем написан текст.

Содержание:

Функциональный стиль: теория:5-7 класс; закрепление,углубление+жанры:8-9; обобщение и систематизация:10-11.

Основные теоретические понятия:

Стиль - способ использования единиц языка в процессе общения.

Направления:

1. Практическая стилистика занимается вопросами Стилистический окраски языковых единиц; использование Стилистических синонимов.

2. Функциональная стилистика занимается изучением различных видов речи в соответствии с речевой ситуацией.

Функциональный стиль - разновидность литературной речи, которая выполняет функцию определяемую условиями речевого общения.

Условия речевого общения связаны с ответом на вопросы "в какой сфере происходит общение?какова тема речи?какова личность адресата?взаимоотношения между коммуникантами". В соответствии с этим выходи понятие речевая ситуация.

РС связана с вопросами "какова цель общения?(информирование,побуждение,просто общение)где происходит общение?(неофициальная/официальная обстановка)с кем говорить?(1-1/1-много)" - совокупность условий, при которых происходит общение.

Группы стилей: разговорный и книжный.

Книжный: научный, официально-деловой, художественный. Не забывать про нейтральную лексику.

Каждый функциональный стиль имеет определенную сферу употребления, конкретные функции и характеризуется специальными языковыми средствами.

Разговорный: чаще устная форма, но письменная тоже есть(частные письма, художественные тексты).

Поделиться информацией в неофициальной обстановке; общение со знакомыми людьми. Особенности: неподготовленность к речи, выразительность, эмоциональность (невербальные средства).

Знакомство со стилем через наблюдение и анализ текста. Взаимодействие с книжными стилями.

Книжный, научный стиль: точное изложение научных сведений.

Особенности: доказательность, абстрактность, обобщенность изложения, точность.

Входит нейтральную лексика, книжная, общенаучная, термины; используются чаще сложные предложения с однородными (объективность подчеркивают). Не допускается образная лексика, использование слов в переносном значении.

Разновидности:

1. учебно-научный стиль-(научность+доступность): употребляется меньше терминов, их замена на более простые номинации,

2. научно-популярный-статья, тв передача(доступность): рассчитан на широкий круг читателей; минимум терминов, много наглядных средств.

Книжный, Официально-деловой стиль: точно передавать деловую информацию. Не допускается образная лексика, использование слов в переносном значении. Главное - наличие стандартной формы документов, бумаг.

Публицистический стиль(7 класс): стиль периодической печати, выступлений; цель побудить, привлечь. Сначала информация, потом побуждение.

Все понятия вводить через анализ текста.

Работа над эссе.

Художественный стиль (5 класс): воздействовать на читателя, сообщая информацию. Побуждение через слово.

Жанр.

Стилистическая норма - правила отбора языковых средств в зависимости от характера и цели общения. Это вид речевой ошибки, приводящей к нарушению Стилистической целостности текста.

Виды:

1. Лексико-стилистические;

2. Морфолого-стилистические;

3. Синтаксико-стилистические(не правильное построение синтаксических конструкций);

4. Логические ошибки.

Стилистическая ошибка - неумение пользоваться языковыми средствами с точки зрения стилистики.

Умения:

1. Определять стилистическую окраску слов;

2. Выявлять стилистические функции грамматических конструкций;

3. Определять целесообразность использования единиц языка в той или иной РС;

4. Производить стилистический анализ готового текста, определять принадлежность текста к тому или иному стилю, составлять текст или высказывания в определенном стиле и жанре.

5. Находить и исправлять ошибки.

Принципы:

1. Текстоцентрический принцип: надо анализировать стиль только в целом тексте.

2. Системно-функциональный принцип: изучение Стилистических категорий РЯ в системе языка с учетом особенностей языковых единиц.

3. Принцип учета Стилистических норм: реализуется в процессе использования языковых средств в соответствии с языковой ситуацией и коммуникативной целесообразностью.

Методы и приемы:

1. Наблюдение и анализ - прием сопоставление черновых и беловых вариантов текста

2. Сопоставление текстов разных функциональных стилей на одну и ту же тему.

3. Стилистический эксперимент - подбор синонимов к слову, выражений с целью выявления преимущества авторского текста.

4. Реконструирование - редактирование, прием синонимической замены, написание изложений со стилистические заданием.

5. Стилистический анализ текста - тема, мысль, принадлежность, средства

6. Конструирования текста со стилистическим заданием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72644. Последовательность выполнения операторов в программной единице 12 KB
  Главная программа является ведущей программной единицей, и обработка всей программы всегда начинается с первого исполняемого оператора главной программы. Обычно главную программу располагают в начале всей программы, т.к. этого требуют некоторые компиляторы; за главной программой следуют подпрограммы.
72645. Последовательность выполнения операторов в программной единице 12.99 KB
  Любая программная единица представляет собой последовательность операторов и комментариев. Комментарии могут располагаться в любом месте программной единицы. Они не влияют на ход выполнения программы. Порядок следования операторов в программе существен.
72646. Логические выражения 14.67 KB
  Результатом логического выражения является величина типа LOGICAL. Простейшие формы логических выражений следующие: Логические константы. Ссылки на логические переменные. Ссылки на элементы логических массивов. Ссылки на логические функции. Выражения отношения.
72647. Арифметические выражения 13.77 KB
  Используемые величины переменных или элементов массивов должны быть определены до того, как они появятся в арифметическом выражении. Также, величины целых переменных должны быть арифметическими, а не величинами меток операторов, установленными оператором ASSIGN.
72648. Размещение элементов массива в памяти ЭВМ 11.81 KB
  Если массив одномерный то его элементы хранятся в памяти друг за другом например А1 А2 А3 А4 Во многих языках программирования например в СИ элементы двумерного массива располагаются в памяти ЭВМ по строкам в Фортране по столбцам.
72649. Понятие массива 18.25 KB
  Каждый массив должен быть описан в начале программы с помощью оператора размерности DIMENSION с указанием предельных значений каждого индекса, которые задаются целыми константами. Это необходимо для того, чтобы зарезервировать соответствующий объем памяти для хранения элементов массива.
72650. Формы представления данных в памяти ЭВМ 12.71 KB
  Под кодированием понимается переход от исходного представления информации, удобного для восприятия информации человеком, к представлению, удобному для хранения, передачи и обработки. Информация в памяти ЭВМ записывается в виде цифрового двоичного кода.
72651. Запись операторов в свободном и фиксированном форматах 12.37 KB
  Для записи комментариев ставится символ С в первой позиции строки далее до конца строки любой текст считается комментарием и игнорируется компилятором. Допускается запись нескольких операторов на одной строке разделителем является символ...
72652. Константы. Типы констант 13.61 KB
  Константа — это величина, которая не изменяется в программе в процессе программирования, то есть её значение не изменяется. Типы констант Существуют константы следующих типов: Целые — это простые целые числа любого знака. Например: 3; 157.