76554

Методика обучения стилистике

Доклад

Педагогика и дидактика

Содержание: Функциональный стиль: теория: класс; закрепление углубление жанры:; обобщение и систематизация. Основные теоретические понятия: Стиль способ использования единиц языка в процессе общения. Функциональный стиль разновидность литературной речи которая выполняет функцию определяемую условиями речевого общения. Каждый функциональный стиль имеет определенную сферу употребления конкретные функции и характеризуется специальными языковыми средствами.

Русский

2015-01-30

35.5 KB

14 чел.

25. Методика обучения стилистике. Цели, задачи, методы.

Стилистика - раздел науки о языке, в котором рассматриваются функциональные стили языка, а также использование единиц языка в различных условиях речевого общения.

Наука о словесном мастерство и языковых средствах, поэтому в школах выведен отдельным разделом.

Цели:

1. Познакомить школьников с функциональными стилями речи;

2. Научить их пользоваться речью в соответствии с речевой ситуацией;

3. На основе анализа языковых средств устанавливать принадлежность текста к тому или иному стилю.

Задачи:

1. Сформировать понятие функционального стиля, речевой ситуации;

2. Проанализировать основные языковые свойства функциональных стилей;

3. Научить школьников производить Стилистический анализ текста; на этой основе определять каким стилем написан текст.

Содержание:

Функциональный стиль: теория:5-7 класс; закрепление,углубление+жанры:8-9; обобщение и систематизация:10-11.

Основные теоретические понятия:

Стиль - способ использования единиц языка в процессе общения.

Направления:

1. Практическая стилистика занимается вопросами Стилистический окраски языковых единиц; использование Стилистических синонимов.

2. Функциональная стилистика занимается изучением различных видов речи в соответствии с речевой ситуацией.

Функциональный стиль - разновидность литературной речи, которая выполняет функцию определяемую условиями речевого общения.

Условия речевого общения связаны с ответом на вопросы "в какой сфере происходит общение?какова тема речи?какова личность адресата?взаимоотношения между коммуникантами". В соответствии с этим выходи понятие речевая ситуация.

РС связана с вопросами "какова цель общения?(информирование,побуждение,просто общение)где происходит общение?(неофициальная/официальная обстановка)с кем говорить?(1-1/1-много)" - совокупность условий, при которых происходит общение.

Группы стилей: разговорный и книжный.

Книжный: научный, официально-деловой, художественный. Не забывать про нейтральную лексику.

Каждый функциональный стиль имеет определенную сферу употребления, конкретные функции и характеризуется специальными языковыми средствами.

Разговорный: чаще устная форма, но письменная тоже есть(частные письма, художественные тексты).

Поделиться информацией в неофициальной обстановке; общение со знакомыми людьми. Особенности: неподготовленность к речи, выразительность, эмоциональность (невербальные средства).

Знакомство со стилем через наблюдение и анализ текста. Взаимодействие с книжными стилями.

Книжный, научный стиль: точное изложение научных сведений.

Особенности: доказательность, абстрактность, обобщенность изложения, точность.

Входит нейтральную лексика, книжная, общенаучная, термины; используются чаще сложные предложения с однородными (объективность подчеркивают). Не допускается образная лексика, использование слов в переносном значении.

Разновидности:

1. учебно-научный стиль-(научность+доступность): употребляется меньше терминов, их замена на более простые номинации,

2. научно-популярный-статья, тв передача(доступность): рассчитан на широкий круг читателей; минимум терминов, много наглядных средств.

Книжный, Официально-деловой стиль: точно передавать деловую информацию. Не допускается образная лексика, использование слов в переносном значении. Главное - наличие стандартной формы документов, бумаг.

Публицистический стиль(7 класс): стиль периодической печати, выступлений; цель побудить, привлечь. Сначала информация, потом побуждение.

Все понятия вводить через анализ текста.

Работа над эссе.

Художественный стиль (5 класс): воздействовать на читателя, сообщая информацию. Побуждение через слово.

Жанр.

Стилистическая норма - правила отбора языковых средств в зависимости от характера и цели общения. Это вид речевой ошибки, приводящей к нарушению Стилистической целостности текста.

Виды:

1. Лексико-стилистические;

2. Морфолого-стилистические;

3. Синтаксико-стилистические(не правильное построение синтаксических конструкций);

4. Логические ошибки.

Стилистическая ошибка - неумение пользоваться языковыми средствами с точки зрения стилистики.

Умения:

1. Определять стилистическую окраску слов;

2. Выявлять стилистические функции грамматических конструкций;

3. Определять целесообразность использования единиц языка в той или иной РС;

4. Производить стилистический анализ готового текста, определять принадлежность текста к тому или иному стилю, составлять текст или высказывания в определенном стиле и жанре.

5. Находить и исправлять ошибки.

Принципы:

1. Текстоцентрический принцип: надо анализировать стиль только в целом тексте.

2. Системно-функциональный принцип: изучение Стилистических категорий РЯ в системе языка с учетом особенностей языковых единиц.

3. Принцип учета Стилистических норм: реализуется в процессе использования языковых средств в соответствии с языковой ситуацией и коммуникативной целесообразностью.

Методы и приемы:

1. Наблюдение и анализ - прием сопоставление черновых и беловых вариантов текста

2. Сопоставление текстов разных функциональных стилей на одну и ту же тему.

3. Стилистический эксперимент - подбор синонимов к слову, выражений с целью выявления преимущества авторского текста.

4. Реконструирование - редактирование, прием синонимической замены, написание изложений со стилистические заданием.

5. Стилистический анализ текста - тема, мысль, принадлежность, средства

6. Конструирования текста со стилистическим заданием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22402. CASE-средства анализа и синтеза проектных решений информационных систем 238 KB
  Взаимодействие блоков друг с другом описываются посредством интерфейсных дуг выражающих ограничения которые в свою очередь определяют когда и каким образом функции выполняются и управляются; строгость и точность. отделение организации от функции т. Методология SADT может использоваться для моделирования широкого круга систем и определения требований и функций а затем для разработки системы которая удовлетворяет этим требованиям и реализует эти функции. Диаграммы главные компоненты модели все функции ИС и интерфейсы на них...
22403. Основные понятия и методология проектирования сложных объектов и систем. Методология системного подхода к проблеме проектирования сложных систем 233 KB
  Сущность процесса проектирования Методология системного подхода к проблеме проектирования сложных систем 1. Сущность процесса проектирования Сущность процесса проектирования заключается в разработке конструкций и технологических процессов производства новых изделий которые должны с минимальными затратами и максимальной эффективностью выполнять предписанные им функции в требуемых условиях [70 71]. Результатом проектирования как правило служит полный комплект документации содержащий достаточные сведения для изготовления объекта в...
22404. Основные понятия и методология проектирования слож 171.5 KB
  План Понятия инженерного проектирования; 2. Цели проектирования; 3. Объекты проектирования; Процессы проектирования.
22405. Введение в математический анализ 1.32 MB
  Числовые множества 1. Числовые множества. Числовые функции Числовые множества. Числовая последовательность и ее предел Числовая последовательность и свойства последовательностей.
22406. Непрерывность функции в точке 383 KB
  Функция f называется непрерывной в точке a если она определена в точке a и ее некоторой окрестности и если существует предел этой функции f при x при x  a и он равен fa т. Функция f называется непрерывной слева в точке a если она определена в точке a и в левой половине некоторой окрестности точки a если левый предел этой функции f при x  a0 существует и равен fa т. Функция f называется непрерывной справа в точке a если она определена в точке a и в правой половине некоторой окрестности точки a если правый предел этой функции...
22407. Дифференцируемость и производные функции 291 KB
  Дифференцируемость и производные функции Приращение аргумента и приращение функции. Понятие функции дифференцируемой в точке. Дифференциал функции. Производная функции.
22408. Производные высших порядков. Формулы Тейлора. Применение производной. Производные и дифференциалы высших порядков 652 KB
  Линеаризация функции. Приближенное вычисление значений функции. Исследование функции с помощью производной. Возрастание и убывание функции на промежутке.
22409. Первообразная и неопределенный интеграл 454 KB
  Корни многочлена. Кратность корней многочлена. Разложение многочлена с действительными коэффициентами на множители. Если a0  0 то число n называется степенью многочлена fx.
22410. Определенный интеграл 635.5 KB
  Определенный интеграл План Определенный интеграл Определение определенного интеграла. Геометрический смысл и физический смысл определенного интеграла. Условия существования определенного интеграла. Свойства определенного интеграла.