76554

Методика обучения стилистике

Доклад

Педагогика и дидактика

Содержание: Функциональный стиль: теория: класс; закрепление углубление жанры:; обобщение и систематизация. Основные теоретические понятия: Стиль способ использования единиц языка в процессе общения. Функциональный стиль разновидность литературной речи которая выполняет функцию определяемую условиями речевого общения. Каждый функциональный стиль имеет определенную сферу употребления конкретные функции и характеризуется специальными языковыми средствами.

Русский

2015-01-30

35.5 KB

23 чел.

25. Методика обучения стилистике. Цели, задачи, методы.

Стилистика - раздел науки о языке, в котором рассматриваются функциональные стили языка, а также использование единиц языка в различных условиях речевого общения.

Наука о словесном мастерство и языковых средствах, поэтому в школах выведен отдельным разделом.

Цели:

1. Познакомить школьников с функциональными стилями речи;

2. Научить их пользоваться речью в соответствии с речевой ситуацией;

3. На основе анализа языковых средств устанавливать принадлежность текста к тому или иному стилю.

Задачи:

1. Сформировать понятие функционального стиля, речевой ситуации;

2. Проанализировать основные языковые свойства функциональных стилей;

3. Научить школьников производить Стилистический анализ текста; на этой основе определять каким стилем написан текст.

Содержание:

Функциональный стиль: теория:5-7 класс; закрепление,углубление+жанры:8-9; обобщение и систематизация:10-11.

Основные теоретические понятия:

Стиль - способ использования единиц языка в процессе общения.

Направления:

1. Практическая стилистика занимается вопросами Стилистический окраски языковых единиц; использование Стилистических синонимов.

2. Функциональная стилистика занимается изучением различных видов речи в соответствии с речевой ситуацией.

Функциональный стиль - разновидность литературной речи, которая выполняет функцию определяемую условиями речевого общения.

Условия речевого общения связаны с ответом на вопросы "в какой сфере происходит общение?какова тема речи?какова личность адресата?взаимоотношения между коммуникантами". В соответствии с этим выходи понятие речевая ситуация.

РС связана с вопросами "какова цель общения?(информирование,побуждение,просто общение)где происходит общение?(неофициальная/официальная обстановка)с кем говорить?(1-1/1-много)" - совокупность условий, при которых происходит общение.

Группы стилей: разговорный и книжный.

Книжный: научный, официально-деловой, художественный. Не забывать про нейтральную лексику.

Каждый функциональный стиль имеет определенную сферу употребления, конкретные функции и характеризуется специальными языковыми средствами.

Разговорный: чаще устная форма, но письменная тоже есть(частные письма, художественные тексты).

Поделиться информацией в неофициальной обстановке; общение со знакомыми людьми. Особенности: неподготовленность к речи, выразительность, эмоциональность (невербальные средства).

Знакомство со стилем через наблюдение и анализ текста. Взаимодействие с книжными стилями.

Книжный, научный стиль: точное изложение научных сведений.

Особенности: доказательность, абстрактность, обобщенность изложения, точность.

Входит нейтральную лексика, книжная, общенаучная, термины; используются чаще сложные предложения с однородными (объективность подчеркивают). Не допускается образная лексика, использование слов в переносном значении.

Разновидности:

1. учебно-научный стиль-(научность+доступность): употребляется меньше терминов, их замена на более простые номинации,

2. научно-популярный-статья, тв передача(доступность): рассчитан на широкий круг читателей; минимум терминов, много наглядных средств.

Книжный, Официально-деловой стиль: точно передавать деловую информацию. Не допускается образная лексика, использование слов в переносном значении. Главное - наличие стандартной формы документов, бумаг.

Публицистический стиль(7 класс): стиль периодической печати, выступлений; цель побудить, привлечь. Сначала информация, потом побуждение.

Все понятия вводить через анализ текста.

Работа над эссе.

Художественный стиль (5 класс): воздействовать на читателя, сообщая информацию. Побуждение через слово.

Жанр.

Стилистическая норма - правила отбора языковых средств в зависимости от характера и цели общения. Это вид речевой ошибки, приводящей к нарушению Стилистической целостности текста.

Виды:

1. Лексико-стилистические;

2. Морфолого-стилистические;

3. Синтаксико-стилистические(не правильное построение синтаксических конструкций);

4. Логические ошибки.

Стилистическая ошибка - неумение пользоваться языковыми средствами с точки зрения стилистики.

Умения:

1. Определять стилистическую окраску слов;

2. Выявлять стилистические функции грамматических конструкций;

3. Определять целесообразность использования единиц языка в той или иной РС;

4. Производить стилистический анализ готового текста, определять принадлежность текста к тому или иному стилю, составлять текст или высказывания в определенном стиле и жанре.

5. Находить и исправлять ошибки.

Принципы:

1. Текстоцентрический принцип: надо анализировать стиль только в целом тексте.

2. Системно-функциональный принцип: изучение Стилистических категорий РЯ в системе языка с учетом особенностей языковых единиц.

3. Принцип учета Стилистических норм: реализуется в процессе использования языковых средств в соответствии с языковой ситуацией и коммуникативной целесообразностью.

Методы и приемы:

1. Наблюдение и анализ - прием сопоставление черновых и беловых вариантов текста

2. Сопоставление текстов разных функциональных стилей на одну и ту же тему.

3. Стилистический эксперимент - подбор синонимов к слову, выражений с целью выявления преимущества авторского текста.

4. Реконструирование - редактирование, прием синонимической замены, написание изложений со стилистические заданием.

5. Стилистический анализ текста - тема, мысль, принадлежность, средства

6. Конструирования текста со стилистическим заданием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82535. Особенности памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 33 KB
  При обследовании и лечении детей с ДЦП в возрасте от года до 15 лет выявлено что недостаточность ВПФ по типу психического недоразвития и ЗПР отмечена в среднем в 407 случаев. Анализ особенностей памяти у детей с диплегической формой ДЦП показал что ребята лучше запоминали смысловые структуры чем изолированные цифры и слова. При гиперкинетической форме ДЦП у детей выявлены трудности запоминания в слухоречевой модальности.
82536. Особенности памяти у детей с нарушениями интеллекта 28.5 KB
  Замский умственно отсталые дети усваивают новое очень медленно быстро забывают воспринятое не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике. Ослабление активного внутреннего торможения обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения делает воспроизведение учебного материала многими умственно отсталыми детьми крайне неточным. Чаще всего физиологической основой забывчивости умственно отсталых детей является не угасание условных связей как при обычном забывании а временное внешнее...
82537. Особенности памяти у детей с нарушениями речи 40 KB
  Наиболее специфична следовательно значима для развития речи слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи устной и письменной. Зрительная память необходима для освоения письменной речи а также для связи между первой и второй сигнальной системами.
82538. Мышление, его виды и мыслительные операции 35 KB
  В зависимости от характера деятельности и ее конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. Однако по степени своей сложности по требованиям которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека все виды мышления не уступают друг другу. Виды мышления: Нагляднодейственное мышление представляет собой совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами. Необходимые для мышления образы представлены в...
82539. Особенности мышления у детей с нарушениями речи 30 KB
  Одним из самых трудных является вопрос о первичности речи и мышления об оценке структуры мышления у лиц с речевыми расстройствами. Практика и экспериментальные исследования показывают что мышление страдает в наибольшей степени при системных нарушениях речи алалии препятствующей его развитию и афазии затрудняющей его проявление. Важное практическое значение имеют достаточно часто встречающиеся особенно в последнее время сочетания расстройств речи и мышления.
82540. Особенности мышления у детей с ДЦП 32.5 KB
  Зачастую нагляднообразное и словеснологическое мышление начинает развиваться практически без фундамента нагляднодейственного мышления. Недостаточность нагляднодейственного мышления приводит к недостаточности в формировании других более сложных форм мыслительной деятельности. Нагляднообразное мышление обычно формируется на основе нагляднодейственного мышления и чувственного опыта ощущения и восприятие.
82541. Особенности мышления у детей с нарушениями интеллекта 29 KB
  Современные исследования показали что у умственно отсталых имеются довольно грубые нарушения в условно рефлекторной деятельности нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов которое выражается в том что они меньше чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. Все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
82542. Особенности мышления у детей с нарушениями слуха 33.5 KB
  У глухих детей обнаруживаются значительные индивидуальные различия в развитии их мышления. Около одной четвертой части всех глухих детей имеют уровень развития наглядного мышления соответствующий уровню развития этого вида мышления у слышащих сверстников. Кроме того небольшое число глухих детей около 15 каждой возрастной группе по уровню развития словесно логического мышления приближается к средним показателям слышащих сверстников.