76556

Обогащение грамматического строя речи учащихся

Доклад

Педагогика и дидактика

Такое синтаксическое перестроение предложения приводит к большей морфологической вариативности: растет употребление форм косвенных падежей непредикативных форм глагола союзов и других показателей логических связей между частями предложения. Во-первых изучаются смысловые выразительные и стилистические возможности употребления грамматических форм слов: 1 переносное употребление грамматических форм время наклонение глагола в несвойственных им значениях 2 нереферентное Употребления запрещающие использовать отличия одного объекта от...

Русский

2015-01-30

28.5 KB

1 чел.

27. Обогащение грамматического строя речи учащихся.

Учебник:

Наибольшему усложнению подвергается в процессе школьного обучения синтаксис. От начальной школы к старшей значительно увеличивается объем предложений (в среднем от 7 слов у ребенка 10 лет до 12–19 у старшеклассника); к моменту окончания школы число крупных предложений (более 10 слов) составляет 60% от общего числа предложений. Увеличение объема предложений происходит за счет усложнения их синтаксической структуры. Такое синтаксическое перестроение предложения приводит к большей морфологической вариативности: растет употребление форм косвенных падежей, непредикативных форм глагола, союзов и других показателей логических связей между частями предложения.

Работа над обогащением грамматического строя речи учащихся введется в следующих направлениях.

Во-первых, изучаются смысловые, выразительные и стилистические возможности употребления грамматических форм слов:

1) переносное употребление грамматических форм (время, наклонение глагола в несвойственных им значениях),

2) нереферентное(Употребления, запрещающие использовать отличия одного объекта от другого) использование форм единственного и множественного числа,

3) использование форм со сдвигом в значении: форма множественного числа от вещественных и абстрактных существительных (пески, радости), краткая форма со значением временного или чрезмерно проявляющегося признака (болен, узок),

4) синонимичное использование форм степеней сравнения (простая и составная),

5) вариативность некоторых форм (существенен — существен),

Во-вторых, изучаются смысловые, выразительные и стилистические возможности различных синтаксических конструкций, в первую очередь синонимия синтаксических конструкций (члены простого предложения и части сложного предложения и т. д.), например: Мы не пошли в лес из-за дождя. — Мы не пошли в лес, потому что пошел дождь. — Пошел дождь, и поэтому мы не пошли в лес — Мы не пошли в лес: пошел дождь.

Для обогащения грамматического строя речи учащихся используются следующие типы упражнений:

1) определить переносное употребление грамматических форм и стилистическую окрашенность конструкций с ними;

2) определить смысловые различия между употребленными форма-ми слов;

3) использовать другое морфологическое выражение члена предло-жения (определение, выраженное относительным прилагательным, за-менить определением, выраженным существительным в косвенном па-деже, и т. д.);

4) определить смысловую и функциональную нагрузку синтаксиче-ской конструкции в тексте;

5) трансформировать предложение (несколько простых в сложное, предложение с обособленным членом в предложение с придаточным предложением, бессоюзное в союзное и т. д.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68710. Философия эпохи Возрождения (пантеизм, натурфилософия) 97 KB
  Основная идея Возрождения человек создан по образу и подобию Бога. Подобно Богу он создаёт собственный мир продолжая акт творения. Креационизм уступает место пантеизму: Бог во всём. Если утверждать что мир создан Богом то для того чтобы познать Бога надо познать мир.
68711. Общие понятия о конституциях 50.5 KB
  В настоящее время продолжает развиваться прогрессивное учение о высшей нервной деятельности у детей. Таким образом считают наиболее правильным оценивать конституцию у детей с учетом возрастных особенностей нервной системы и типа высшей нервной деятельности.
68712. Государственный кредит: понятие, виды, формы и роль в рыночной экономике 30.79 KB
  Основной признак этой формы кредита непременное участие государства в лице органов исполнительной власти различных уровней. Роль кредита в различных фазах экономического цикла не одинакова. Новые платежные средств входящие посредством кредита в оборот увеличивают и без того избыточную массу денег необходимых для обращения.
68713. Диагностика хирургических заболеваний 189.05 KB
  Объективное обследование проводится с помощью Клинических методов Дополнительных методов В современной медицине существуют доскональные академические методики обследования каждого органа каждой системы. Субъективное обследование см лекция...
68714. Дипломатия имперского Рима 34 KB
  Дипломатия превращалась в ведомственную функцию и утрачивала демократический характер который она имела при Республике. Самостоятельный раздел античной дипломатии представляет внутренняя дипломатия. Своего высшего развития внутренняя дипломатия достигает в период Римской империи.
68715. Организация обучения работающих безопасности труда 32 KB
  Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверки знаний работников в целом по предприятию учреждению возлагается на директора главного инженера а в структурных подразделениях на их руководителей.
68716. Система управления охраной труда на предприятии (организации) 793 KB
  Проблема исследования относится к стратегическому менеджменту и может быть сформулирована как неопределенность, связанная с разработкой инвестиционной стратегии покупки действующего бизнеса и повышения его конкурентоспособности в интересах формирования сети.
68717. Системы счисления 87.49 KB
  Большинство кодов основано на системах счисления причем использующих позиционный принцип образования числа при котором значение каждой цифры зависит от ее положения в числе. Тогда полное число получается по формуле: где l количество разрядов числа уменьшенное на 1 i порядок разряда m...
68718. Специфика СсО в политике, коммерческом секторе, общественных объединениях, государственных учреждениях 26.5 KB
  ПР подразделения создаются в министерствах других органах управления. В региональных и муниципальных органах практикуется постоянное общение с гражданами в федеральных органах власти больший упор делают на взаимодействие с прессой на аналитическую и прогностическую деятельность.