76558

Методика развития речи учащихся. Основные направления работы

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика развития речи учащихся. Учебник: Важнейшим аспектом уроков по развитию речи является обучение учащихся созданию собственных высказываний отвечающих требованиям правильности стилевой адекватности точности богатства и выразительности. Этот аспект работы называется развитием связной речи. Вся работа по развитию речи в конечном счете подчинена главной цели работе над развитием связной речи учащихся.

Русский

2015-01-30

31 KB

2 чел.

29. Методика развития речи учащихся. Основные направления работы.

Учебник:

Важнейшим аспектом уроков по развитию речи является обучение учащихся созданию собственных высказываний, отвечающих требованиям правильности, стилевой адекватности, точности, богатства и выразительности. Этот аспект работы называется развитием связной речи. В методике связная речь, высказывание — это и речевая деятельность, и продукт этой деятельности — текст, речевое произведение. Вся работа по развитию речи в конечном счете подчинена главной цели — работе над развитием связной речи учащихся.

1. Процесс порождения речи

Процесс порождения речи многоступенчатый (то есть проходит несколько ступеней, или стадий) и включает доязыковую и языковую стадии. Существует множество моделей порождения речи, причем модели последовательной переработки (переход к каждой последующей ступени после завершения предыдущей) дополнились моделями параллельной переработки (одновременное прохождение стадий порождения речи).

В самом общем виде в процессе порождения речи можно выделить следующие стадии1. Доязыковая стадия:

1) мотив: на этой ступени происходит формирование мотива и исходного замысла; продукт этой ступени — замысел;

2) мысль: формирование мысли (актуального значения); продукт — первичная пропозитивная структура в смысловых сгустках;

2. Языковая стадия:

1) внутренняя речь: опосредование мысли языковыми моделями; продукт — уточненная и объективизированная языковыми значениями пропозитивная структура;

2) подбор языковых средств, оптимальных по значению и означающему; продукт — типовой способ описания;

3) внешняя речь: реализация, воспроизведение означающего; продукт — озвученное или записанное означающее (устная или письменная речь).

Ступень внутренней речи

Внутренняя речь — подготовка внешней речи, где наряду с языковыми моделями используются образы, представления, схемы. Образные компоненты оказывают большое влияние на продуктивность мышления в процессе обучения.

Ступень подбора языковых средств

На этой ступени говорящий отбирает лексику, наиболее точно отражающую сформировавшийся замысел, грамматические структуры, интонацию, а также риторические фигуры, мимику, жесты и другие составляющие речи.

Именно на этой ступени человек обращается к языку как материалу, из которого будет выстроено высказывание. И в процессе отбора языковых средств важную роль играет владение им орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами литературного языка, нормами речевого этикета и синонимичными языковыми средствами.

Специфика обучения русскому языку в русской школе заключается в том, что в целом учащиеся владеют русским языком, они носители языка, это их родной язык. Приходя в школу, ученики уже понимают и порождают тексты на родном языке. В этой ситуации овладение нормами предполагает следующее: ученики в первую очередь должны научиться разграничению нормативного и ненормативного, неправильного употребления языковых средств. Овладение нормами начинается с осознания того, что понятия национального и литературного языка не тождественны, что литературный язык — нормированная и кодифицированная разновидность национального языка, которой следует обучаться, которой необходимо владеть для нормальной жизни в обществе и коллективе. Одна из важнейших воспитательных задач курса русского языка — формирование потребности к речевому самосовершенствованию, формирование идеи престижности хорошего владения литературным языком.

В школьном курсе изучаются основные нормы русского литературного языка. При этом специального внимания требуют такие нормы, которые, с одной стороны, наиболее часто нарушаются, с другой — являются коммуникативно значимыми и частотными.

Внешняя речь

Внешняя речь — последняя ступень процесса порождения речи — реализуется в устной и письменной форме и состоит их четырех попарно группирующихся видов:

говорение — аудирование (устная речь),

письмо — чтение (письменная речь).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44722. Ing forms: Participle/Gerund/Verbal Noun 51 KB
  Trnsistors mde it possible to design compct smlldimensioned electronic devices which consume very little power. The trnsistors re successfully used for direct trnsformtion of het energy into electricl energy by mens of therml elements. In lter yers light sources nd lsers were built on the bsis of trnsistors.
44723. Participle (Passive and Perfect Forms) 33.83 KB
  Rdio supplies the communiction service which is so essentil to the modern world nd meeting these needs it hs become rpidly developing industry itself. It is from rdio tht the subject of electronics ws born which being pplied to utomtion brought such remrkble chnges to the technique of tody. The fstest most relible wy to detect n rtificil stellite nd to determine its orbit is by rdio.
44724. Nominative Absolute Participle Clause. Participle+Infinitive 54 KB
  PrticipleInfinitive TEXT 12 The Fundmentl Problems of Television. The word “television†by common cceptnce hs come to men the essentilly instntneous trnsmission either by wire or rdio of moving pictures or imges. Essentilly three steps re involved in television nmely: 1 the nlysis of the light imge into electricl signl; 2 the trnsmission of the electricl signl to the points of reception; nd 3 the synthesis of visible reproduction of the originl imge from the electricl signl. nswer the questions: Wht does the word “televisionâ€...
44725. Infinitive (Passive and Perfect Forms) 80.5 KB
  From the first electronic digital computers of the forties to to-day’s versatile computers and most up-to-date microcomputers, very little has changed as far as basic computer operation is concerned. In the last thirty years, vast improvements in the size, speed and capabilities of computers have taken place
44726. Complex Subject 76.71 KB
  The low temperture physics dels with vrious phenomen occurring tempertures in the region of bsolute zero 273єC. The lowest temperture on Erth is known to hve been registered in the ntrctic bout 80єC. Still lower tempertures re climed to be found on other plnets.
44727. Complex Object. For + Noun (Pronoun) + Infinitiv 83.69 KB
  On the one hnd light ws pictured s wve motion of some sort nd on the other s flight of fstmoving prticles. The wve theory of light seemed to hve defeted the prticle theory when it explined the pproximtely rectiliner propgtion. It ws found tht light could cuse toms tо emit electrons nd tht when light relesed n electron from n tom the energy possessed by the electron very gretly exceeded tht which the tom could ccording to electromgneticwve theory hve received.
44728. Gerund. Gerund clauses 63.5 KB
  Tsiolkovsky 18571935 Mnkind will not remin on erth forever. Tsiolkovsky ws selftught mn. The min problem Tsiolkovsky hd been working t for mny yers ws creting theory of interplnetry trvel. 1 It ws Tsiolkovsky who suggested the ide of multistge rocket nd of mnmde stellite which could serve s lbortory for studying the universe.
44729. Verbals 51.31 KB
  They do this with n efficiency pproching one hundred per cent s compred with mximum of bout one per cent of other lsers. Semiconductor lsers re sure to open up gret prospects for solving vrious scientific nd technicl problems. Clcultions nd experiments show tht lredy superhrd substnces dimonds rubies nd so on nd hrd lloys cn be worked profitbly by ruby lsers for exmple.
44730. Modals + Perfect Infinitives. Subjunctive Mood. Conditional Sentences 56.05 KB
  By closer observtion of the spectrum however we find tht the spectrum is crossed by n immense number of fine drk lines mounting to mny thousnds. When we investigte the drk lines in the spectrum of the Sun we find tht these correspond line by line to the spectr emitted in the lbortory by vrious elements iron clcium hydrogen etc. From this it follows tht the light from the Sun must hve gone through clouds of these toms somewhere nd in respect to such substnces s iron or clcium or most other elements this must hve hppened on the Sun...