76558

Методика развития речи учащихся. Основные направления работы

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика развития речи учащихся. Учебник: Важнейшим аспектом уроков по развитию речи является обучение учащихся созданию собственных высказываний отвечающих требованиям правильности стилевой адекватности точности богатства и выразительности. Этот аспект работы называется развитием связной речи. Вся работа по развитию речи в конечном счете подчинена главной цели работе над развитием связной речи учащихся.

Русский

2015-01-30

31 KB

4 чел.

29. Методика развития речи учащихся. Основные направления работы.

Учебник:

Важнейшим аспектом уроков по развитию речи является обучение учащихся созданию собственных высказываний, отвечающих требованиям правильности, стилевой адекватности, точности, богатства и выразительности. Этот аспект работы называется развитием связной речи. В методике связная речь, высказывание — это и речевая деятельность, и продукт этой деятельности — текст, речевое произведение. Вся работа по развитию речи в конечном счете подчинена главной цели — работе над развитием связной речи учащихся.

1. Процесс порождения речи

Процесс порождения речи многоступенчатый (то есть проходит несколько ступеней, или стадий) и включает доязыковую и языковую стадии. Существует множество моделей порождения речи, причем модели последовательной переработки (переход к каждой последующей ступени после завершения предыдущей) дополнились моделями параллельной переработки (одновременное прохождение стадий порождения речи).

В самом общем виде в процессе порождения речи можно выделить следующие стадии1. Доязыковая стадия:

1) мотив: на этой ступени происходит формирование мотива и исходного замысла; продукт этой ступени — замысел;

2) мысль: формирование мысли (актуального значения); продукт — первичная пропозитивная структура в смысловых сгустках;

2. Языковая стадия:

1) внутренняя речь: опосредование мысли языковыми моделями; продукт — уточненная и объективизированная языковыми значениями пропозитивная структура;

2) подбор языковых средств, оптимальных по значению и означающему; продукт — типовой способ описания;

3) внешняя речь: реализация, воспроизведение означающего; продукт — озвученное или записанное означающее (устная или письменная речь).

Ступень внутренней речи

Внутренняя речь — подготовка внешней речи, где наряду с языковыми моделями используются образы, представления, схемы. Образные компоненты оказывают большое влияние на продуктивность мышления в процессе обучения.

Ступень подбора языковых средств

На этой ступени говорящий отбирает лексику, наиболее точно отражающую сформировавшийся замысел, грамматические структуры, интонацию, а также риторические фигуры, мимику, жесты и другие составляющие речи.

Именно на этой ступени человек обращается к языку как материалу, из которого будет выстроено высказывание. И в процессе отбора языковых средств важную роль играет владение им орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами литературного языка, нормами речевого этикета и синонимичными языковыми средствами.

Специфика обучения русскому языку в русской школе заключается в том, что в целом учащиеся владеют русским языком, они носители языка, это их родной язык. Приходя в школу, ученики уже понимают и порождают тексты на родном языке. В этой ситуации овладение нормами предполагает следующее: ученики в первую очередь должны научиться разграничению нормативного и ненормативного, неправильного употребления языковых средств. Овладение нормами начинается с осознания того, что понятия национального и литературного языка не тождественны, что литературный язык — нормированная и кодифицированная разновидность национального языка, которой следует обучаться, которой необходимо владеть для нормальной жизни в обществе и коллективе. Одна из важнейших воспитательных задач курса русского языка — формирование потребности к речевому самосовершенствованию, формирование идеи престижности хорошего владения литературным языком.

В школьном курсе изучаются основные нормы русского литературного языка. При этом специального внимания требуют такие нормы, которые, с одной стороны, наиболее часто нарушаются, с другой — являются коммуникативно значимыми и частотными.

Внешняя речь

Внешняя речь — последняя ступень процесса порождения речи — реализуется в устной и письменной форме и состоит их четырех попарно группирующихся видов:

говорение — аудирование (устная речь),

письмо — чтение (письменная речь).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44003. Розробка установки для зварювання прямолінійних швів товстостінної обичайки неплавким електродом у середовищі інертного газу 367 KB
  До того у звязку із значною вартістю і істотними складнощами робіт по виправленню дефектів швів особливо важливим є питання вибору оптимальних параметрів процесу зварювання і їх підтримки впродовж усього технологічного циклу. Слід зазначити що розширення технологічних можливостей і підвищення продуктивності дугового зварювання неплавким електродом також є вельми важливим. Спрощення технології складання деталей під зварювання зниження кутових деформацій звуження зони термічного впливу сприяють більш широкому застосуванню технологій...
44005. Вибір відповідників перекладу текстів науково-навчального жанру та визначення ступеня їх відповідності 287 KB
  У звязку з цим стало зрозумілим що основні труднощі перекладу і весь характер перекладацького процесу зумовлюються розбіжностями в структурах і правилах функціонування мов що беруть участь у цьому процесі. Розвитку лінгвістичної теорії перекладу сприяло і те що дослідження перекладацького процесу дало важливі результати для рішення багатьох інших мовознавчих проблем. Рецкер висловив переконання що вибір перекладачем того чи іншого варіанта перекладу часто аж ніяк не є довільним а є закономірним і визначається співвідношенням одиниць...
44006. Розрахунок верстату з ЧПУ 188 KB
  На базі верстатів з ЧПУ та обробляючих центрів буде створюватися гнучкий виробничий модуль який вимагає обмеженого втручання обслуговуючого персоналу який складається з верстата контрольновимірювального пристрою завантажувальнорозвантажувального пристрою автоматичного маніпулятора накопичувача для заготівок та оброблених деталей пристроїв управління та автоматизованого підтримування робочого процесу. Вже зараз при переході від верстатів з ручним управлінням к верстатам з ЧПУ продуктивність праці значно підвищується в результаті...
44007. Учёт и аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками в коммерческой организации 999.5 KB
  Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской и кредиторской задолженности ускорению оборачиваемости оборотных средств что влияет на финансовое состояние предприятия. Рассмотреть методику отражения хозяйственных операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками а так же интерпретировать способы бухгалтерской оценки величины дебиторской и кредиторской задолженности предприятия на каждой из стадий учётного процесса. Практическая значимость работы определяется тем что приведенные в дипломе данные по учёту расчётов с...
44008. ВДОСКОНАЛЕННЯ РУХОВИХ НАВИЧОК СКЕЛЕЛАЗІВ НА ЕТАПІ БАЗОВОЇ ПІДГОТОВКИ 1.29 MB
  Скелелазіння як спосіб подолання скельного рельєфу людиною в процесі освоєння і пристосування до життя в гірських районах виник дуже давно. Скелелазіння як подолання скельного рельєфу не з метою вирішення утилітарних життєвих завдань (полювання, пошук найкоротших шляхів в горах і т. п.), а для самоствердження, рішення спортивних завдань, тобто як різновид активного відпочинку та спорту, виникло в гірських районах в XIX столітті.
44009. Усовершенствование двигательных навыков скалолазов на этапе базовой подготовки 1.17 MB
  В 1986 принято решение придать международным соревнованиям в Ялте статус неофициального Кубка Европы. Международная Организация Ассоциаций Альпинизма (UIAA) направила на соревнования официального представителя — Густава Нардера из ФРГ. В соревнованиях приняли участие 10 команд из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, США, ФРГ, Чехословакии и Японии.
44011. Исследование возможности обнаружения движущихся объектов в телевизионных системах 795 KB
  Категория Характеристика значимости объекта Производственное или другое назначение объекта Обозначение Объекты А Особо важные Объекты зоны объектов здания помещения территории несанкционированное проникновение на которые может принести особо крупный или невосполнимый материальный и финансовый ущерб создать угрозу здоровью и жизни большого количества людей находящихся на...