76559

Методика развития устной речи

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика развития устной речи. Закономерности усвоения речи. Федоренко открыла и сформулировала основные закономерности усвоения речи: от натренированности мускулатуры органов речи; от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц; от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи; от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц s речи; усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной; темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования...

Русский

2015-01-30

34 KB

1 чел.

30. Методика развития устной речи.

Закономерности усвоения речи.

Ученый-методист Л.П. Федоренко открыла и сформулировала основные закономерности усвоения речи:
от натренированности мускулатуры органов речи;

от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц;

от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи;

от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц s речи;
усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;

темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ребенка.

Принципы речевого развития.

Среди важных дидактических принципов следует назвать принцип преемственности и перспективности, принцип непрерывности,
системности.

Важнейшие функции языка — функция общения, познания и мышления, функция передачи знаний и культуры из поколения в,
поколение.

Совокупность частнометодических принципов речевого развития составляют: принцип градуальности, принцип опоры на
алгоритмы речи, принцип единства изучения языка и обучения речи, принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического строя.

Коммуникативный принцип обучения языку

Коммуникативность как одно из личностных качеств называется среди важнейших в структуре личности, а формирование и развитие этого качества — одной из проблем обучения русскому языку.

Не случайно в государственных стандартах по русскому языку уделено значительное место задаче формирования коммуникативной компетенции учащихся. Решение этой задачи предполагает не только усвоение знаний о речи, ее функциях, но и развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Разрабатывая средства формирования речевых умений и навыков школьников, следует помнить о двух сторонах работы над развитием речи.

-формирование у учащихся правильной речи;

-формирование хорошей, коммуникативной речи.

2.2.2. Когнитивный принцип

Связь языка и мышления является важнейшей закономерностью, из которой вытекает когнитивный принцип развития речи. Отсюда следует, что процесс речевого развития, должен быть неразрывно связан с развитием мышления, с обучением таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщения. Следует так организовать процесс обучения родному языку, чтобы для ребенка он был связан с познанием окружающего мира, культуры и самого себя.

2.2.3. Принцип градуальности

Этот принцип — важнейший принцип развивающего обучения родному языку и речи.

Градуальность — это расчлененность системы обучения на несколько комплексов (средств, методов, форм, приемов одного типа}, ориентированных на разные этапы обучения, с постепенным нарастанием объема сообщаемых знаний, с усложнением их характера и форм подачи в зависимости от ступени обучения, от степени развития речи учащихся.

Градуальность — это точная «дозировка» учебной информации и точный отбор оптимальных методов обучения.

Принцип градуальности лежит в основе отбора дидактического материала для уроков развития речи. Принцип  градуальности определяет:

-соответствие приемов и методов возрастным особенностям детей;

-соответствие средств обучения этапу обучения;

-степень доступности используемых средств для конкретной группы учащихся в соответствие с уровнем развития их речи.

2.2.4 Принцип единства изучения языка и обучения речи.

Этот принцип предполагает обучение единицам языка в единстве значения, формы и функции. Развивающий эффект речевой среды значительно выше там, где изучение языка и обучения речи представляют собою единый учебный процесс на уроках русского языка.

2.2.5. Принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического строя речи.

Данный принцип определяет необходимость формирования лексического запаса и грамматического строя речи в единстве и взаимосвязи. Одним из этапов порождения высказывания является процесс отбора лексики для выражения мысли и одновременное грамматическое связывание слов. Методически важно вести изучение слова в единстве его значения и его функции в речи.

2.2.6. Принцип сопоставления и дифференциации единиц языка в процессе речевого выбора.

Лингвистической закономерностью является наличие в языке парных (бинарных) явлений и понятий. Из этой закономерности вытекает методический принцип сопоставления и дифференциации единиц языка.  Так, бинарными являются понятия: .'устная/ письменная речь;

гласные/согласный звуки;

ударный/безударный гласный;

простое/сложное

одушевленное/неодушевленное

Усвоение таких понятий по принципу сопоставления и дифференциации обеспечивает  формирование лингвистической компетенции  учащихся. На этом принципе основано изучение синонимии, антонимии.

Этот принцип необходим на всех уровнях языковой способности:

-на лексическом (выбор слова)

-на грамматическом

-на уровне текста (выбор типов текста, стиля).

В методической системе речевого развития школьников выделяют 3 типа методов:

-рецептивный метод- используется при формировании речеведческих понятий, знаний о речи и способах речевой деятельности;

-репродуктивный- направлен на овладение алгоритмами восприятия речи, испольуется при формировании речевых умений и навыков.

-продуктивный- обеспечивает развитие умений в речевой деятельности и творческих речевых способностях учащихся.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18586. Инструментальные средства концептуального проектирования автоматизированных систем 41.5 KB
  Инструментальные средства концептуального проектирования автоматизированных систем В современных информационных технологиях важное место отводится инструментальным средствам и средам разработки АС в частности системам разработки и сопровождения их ПО. Эти технол
18587. Функции в языке ANSI C 2.74 MB
  Задача лабораторной работы состоит в практическом освоении основ создания собственных функций, написание приложения по индивидуальному варианту.
18588. Спецификации проектов программных систем 42 KB
  Спецификации проектов программных систем Важное значение в процессе разработки ПО имеют средства спецификации проектов ПО. Средства спецификации в значительной мере определяют суть методов CASE. Способы и средства спецификации классифицируют по базовой методологии
18589. Среды быстрой разработки приложений 36 KB
  Среды быстрой разработки приложений CASEсистемы часто отождествляют с инструментальными средами разработки ПО называемыми средами быстрой разработки приложений RAD Rapid Application Development. Примерами широко известных инструментальных сред RAD являются Visual Basic Delphi PowerBuilder фи
18590. Компонентно-ориентированные технологии 53.5 KB
  Компонентноориентированные технологии Появление компонентноориентированных технологий вызвано необходимостью повышения эффективности разработки сложных программных систем являющихся в условиях использования корпоративных и глобальных вычислительных сетей рас...
18591. Пример реализации компонентно-ориентированной технологии в САПР 36 KB
  Пример реализации компонентноориентированной технологии в САПР Основные идеи компонентноориентированной объектной технологии с созданием расширенных специализированных библиотек компонентов реализованы в системе CAS.CADE Computer Aided Software / Computer Aided Design Engineering фирмы Ma...
18592. Системные среды автоматизированных систем. Назначение системных сред автоматизированных систем 30.5 KB
  Системные среды автоматизированных систем Назначение системных сред автоматизированных систем Системы автоматизированного проектирования относятся к числу наиболее сложных и наукоемких АС. Наряду с выполнением собственно проектных процедур необходимо автоматизи...
18593. Системы управления базами данных 37.5 KB
  Системы управления базами данных В большинстве автоматизированных информационных систем применяют СУБД поддерживающие реляционные модели данных. Среди общих требований к СУБД можно отметить: 1 обеспечение целостности данных их полноты и достоверности; 2 защита дан
18594. Распределенные базы данных 35 KB
  Распределенные базы данных В крупных АС построенных на основе корпоративных сетей не всегда удается организовать централизованное размещение всех баз данных и СУБД на одном узле сети. Поэтому появляются распределенные базы данных РБД. При построении РБД приходитс