76559

Методика развития устной речи

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика развития устной речи. Закономерности усвоения речи. Федоренко открыла и сформулировала основные закономерности усвоения речи: от натренированности мускулатуры органов речи; от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц; от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи; от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц s речи; усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной; темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования...

Русский

2015-01-30

34 KB

1 чел.

30. Методика развития устной речи.

Закономерности усвоения речи.

Ученый-методист Л.П. Федоренко открыла и сформулировала основные закономерности усвоения речи:
от натренированности мускулатуры органов речи;

от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц;

от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи;

от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц s речи;
усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;

темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ребенка.

Принципы речевого развития.

Среди важных дидактических принципов следует назвать принцип преемственности и перспективности, принцип непрерывности,
системности.

Важнейшие функции языка — функция общения, познания и мышления, функция передачи знаний и культуры из поколения в,
поколение.

Совокупность частнометодических принципов речевого развития составляют: принцип градуальности, принцип опоры на
алгоритмы речи, принцип единства изучения языка и обучения речи, принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического строя.

Коммуникативный принцип обучения языку

Коммуникативность как одно из личностных качеств называется среди важнейших в структуре личности, а формирование и развитие этого качества — одной из проблем обучения русскому языку.

Не случайно в государственных стандартах по русскому языку уделено значительное место задаче формирования коммуникативной компетенции учащихся. Решение этой задачи предполагает не только усвоение знаний о речи, ее функциях, но и развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Разрабатывая средства формирования речевых умений и навыков школьников, следует помнить о двух сторонах работы над развитием речи.

-формирование у учащихся правильной речи;

-формирование хорошей, коммуникативной речи.

2.2.2. Когнитивный принцип

Связь языка и мышления является важнейшей закономерностью, из которой вытекает когнитивный принцип развития речи. Отсюда следует, что процесс речевого развития, должен быть неразрывно связан с развитием мышления, с обучением таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщения. Следует так организовать процесс обучения родному языку, чтобы для ребенка он был связан с познанием окружающего мира, культуры и самого себя.

2.2.3. Принцип градуальности

Этот принцип — важнейший принцип развивающего обучения родному языку и речи.

Градуальность — это расчлененность системы обучения на несколько комплексов (средств, методов, форм, приемов одного типа}, ориентированных на разные этапы обучения, с постепенным нарастанием объема сообщаемых знаний, с усложнением их характера и форм подачи в зависимости от ступени обучения, от степени развития речи учащихся.

Градуальность — это точная «дозировка» учебной информации и точный отбор оптимальных методов обучения.

Принцип градуальности лежит в основе отбора дидактического материала для уроков развития речи. Принцип  градуальности определяет:

-соответствие приемов и методов возрастным особенностям детей;

-соответствие средств обучения этапу обучения;

-степень доступности используемых средств для конкретной группы учащихся в соответствие с уровнем развития их речи.

2.2.4 Принцип единства изучения языка и обучения речи.

Этот принцип предполагает обучение единицам языка в единстве значения, формы и функции. Развивающий эффект речевой среды значительно выше там, где изучение языка и обучения речи представляют собою единый учебный процесс на уроках русского языка.

2.2.5. Принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического строя речи.

Данный принцип определяет необходимость формирования лексического запаса и грамматического строя речи в единстве и взаимосвязи. Одним из этапов порождения высказывания является процесс отбора лексики для выражения мысли и одновременное грамматическое связывание слов. Методически важно вести изучение слова в единстве его значения и его функции в речи.

2.2.6. Принцип сопоставления и дифференциации единиц языка в процессе речевого выбора.

Лингвистической закономерностью является наличие в языке парных (бинарных) явлений и понятий. Из этой закономерности вытекает методический принцип сопоставления и дифференциации единиц языка.  Так, бинарными являются понятия: .'устная/ письменная речь;

гласные/согласный звуки;

ударный/безударный гласный;

простое/сложное

одушевленное/неодушевленное

Усвоение таких понятий по принципу сопоставления и дифференциации обеспечивает  формирование лингвистической компетенции  учащихся. На этом принципе основано изучение синонимии, антонимии.

Этот принцип необходим на всех уровнях языковой способности:

-на лексическом (выбор слова)

-на грамматическом

-на уровне текста (выбор типов текста, стиля).

В методической системе речевого развития школьников выделяют 3 типа методов:

-рецептивный метод- используется при формировании речеведческих понятий, знаний о речи и способах речевой деятельности;

-репродуктивный- направлен на овладение алгоритмами восприятия речи, испольуется при формировании речевых умений и навыков.

-продуктивный- обеспечивает развитие умений в речевой деятельности и творческих речевых способностях учащихся.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18803. Назначение и особ-ти архитектур цифровых сигнальных процессоров 34.91 KB
  Назначение и особти архитектур цифровых сигнальных процессоров. Цифровой сигнальный процессор ЦСП – это специализированный процессор предназначенный для обработки в реальном масштабе времени сигналов непрерывного вида с использованием математического аппарата ц
18804. Однослойная нейронная сеть, решающая задачу распознавания 269 KB
  Изучение алгоритмов обучения нейронных сетей, получение практических навыков работы с простейшими нейронными сетями, для обучения которых используется алгоритм Хебба и алгоритм Розенблатта.
18805. Влияние помех на работоспособность МПУСУ и пути повышения помехоустойчивости 163.23 KB
  Влияние помех на работоспособность МПУСУ и пути повышения помехоустойчивости. На рисунке приведена условная схема МПУСУ с указанием трех вредных факторов. ЭМИ влияют на работоспособность входных каскадов измерительного контура и контура управления а также порта
18806. Экологическое образование 30.5 KB
  Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философскосоциологических исследований рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие Э.В. Гирусов Ю.Г. Марков Д.Ж. Маркович Н.И. Моисеев и др.. Первостепенную ва...
18807. Развитие биосферы Земли 49.5 KB
  Развитие биосферы Земли. На ранней Земле предполагают активный вулканизм: за счет лав выплавляющихся из верхней мантии постепенно сформировалась земная кора а дегазация лав привела к возникновению первичной атмосферы и жидкой воды на поверхности планеты. В первый м...
18808. Круговороты основных биогенных элементов 697.5 KB
  Круговороты основных биогенных элементов Глобальный круговорот воды Круговороты воды и СО2 в глобальном масштабе представляют собой вероятно самые важные для человечества биогеохимические круговороты. Для обоих характерны небольшие но весьма подвижные фонды в а...
18809. Биогеохимические циклы 49 KB
  Ввиду того что растения и животные могут использовать только те биогенные элементы которые находятся на поверхности Земли или вблизи нее для сохранения жизни необходимо чтобы материалы ассимилированные какимилибо организмами в конечном счете становились доступным...
18810. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «Экология» 625.62 KB
  Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС Экология План лекции Экология как наука об основных законах и принципах функционирования системы общество – природа. Современная структура и основные направления развития экологии. Цели задачи и общее содержание курса
18811. Взаимодействие организма и среды 121.5 KB
  Лекция 2. Взаимодействие организма и среды План лекции: Понятие о среде обитания и средах жизни Основные представления об адаптациях организмов. Факторы среды. Классификация факторов Общие закономерности воздействия факторов на живые организмы ...