76559

Методика развития устной речи

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика развития устной речи. Закономерности усвоения речи. Федоренко открыла и сформулировала основные закономерности усвоения речи: от натренированности мускулатуры органов речи; от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц; от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи; от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц s речи; усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной; темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования...

Русский

2015-01-30

34 KB

1 чел.

30. Методика развития устной речи.

Закономерности усвоения речи.

Ученый-методист Л.П. Федоренко открыла и сформулировала основные закономерности усвоения речи:
от натренированности мускулатуры органов речи;

от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц;

от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи;

от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц s речи;
усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;

темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ребенка.

Принципы речевого развития.

Среди важных дидактических принципов следует назвать принцип преемственности и перспективности, принцип непрерывности,
системности.

Важнейшие функции языка — функция общения, познания и мышления, функция передачи знаний и культуры из поколения в,
поколение.

Совокупность частнометодических принципов речевого развития составляют: принцип градуальности, принцип опоры на
алгоритмы речи, принцип единства изучения языка и обучения речи, принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического строя.

Коммуникативный принцип обучения языку

Коммуникативность как одно из личностных качеств называется среди важнейших в структуре личности, а формирование и развитие этого качества — одной из проблем обучения русскому языку.

Не случайно в государственных стандартах по русскому языку уделено значительное место задаче формирования коммуникативной компетенции учащихся. Решение этой задачи предполагает не только усвоение знаний о речи, ее функциях, но и развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Разрабатывая средства формирования речевых умений и навыков школьников, следует помнить о двух сторонах работы над развитием речи.

-формирование у учащихся правильной речи;

-формирование хорошей, коммуникативной речи.

2.2.2. Когнитивный принцип

Связь языка и мышления является важнейшей закономерностью, из которой вытекает когнитивный принцип развития речи. Отсюда следует, что процесс речевого развития, должен быть неразрывно связан с развитием мышления, с обучением таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщения. Следует так организовать процесс обучения родному языку, чтобы для ребенка он был связан с познанием окружающего мира, культуры и самого себя.

2.2.3. Принцип градуальности

Этот принцип — важнейший принцип развивающего обучения родному языку и речи.

Градуальность — это расчлененность системы обучения на несколько комплексов (средств, методов, форм, приемов одного типа}, ориентированных на разные этапы обучения, с постепенным нарастанием объема сообщаемых знаний, с усложнением их характера и форм подачи в зависимости от ступени обучения, от степени развития речи учащихся.

Градуальность — это точная «дозировка» учебной информации и точный отбор оптимальных методов обучения.

Принцип градуальности лежит в основе отбора дидактического материала для уроков развития речи. Принцип  градуальности определяет:

-соответствие приемов и методов возрастным особенностям детей;

-соответствие средств обучения этапу обучения;

-степень доступности используемых средств для конкретной группы учащихся в соответствие с уровнем развития их речи.

2.2.4 Принцип единства изучения языка и обучения речи.

Этот принцип предполагает обучение единицам языка в единстве значения, формы и функции. Развивающий эффект речевой среды значительно выше там, где изучение языка и обучения речи представляют собою единый учебный процесс на уроках русского языка.

2.2.5. Принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического строя речи.

Данный принцип определяет необходимость формирования лексического запаса и грамматического строя речи в единстве и взаимосвязи. Одним из этапов порождения высказывания является процесс отбора лексики для выражения мысли и одновременное грамматическое связывание слов. Методически важно вести изучение слова в единстве его значения и его функции в речи.

2.2.6. Принцип сопоставления и дифференциации единиц языка в процессе речевого выбора.

Лингвистической закономерностью является наличие в языке парных (бинарных) явлений и понятий. Из этой закономерности вытекает методический принцип сопоставления и дифференциации единиц языка.  Так, бинарными являются понятия: .'устная/ письменная речь;

гласные/согласный звуки;

ударный/безударный гласный;

простое/сложное

одушевленное/неодушевленное

Усвоение таких понятий по принципу сопоставления и дифференциации обеспечивает  формирование лингвистической компетенции  учащихся. На этом принципе основано изучение синонимии, антонимии.

Этот принцип необходим на всех уровнях языковой способности:

-на лексическом (выбор слова)

-на грамматическом

-на уровне текста (выбор типов текста, стиля).

В методической системе речевого развития школьников выделяют 3 типа методов:

-рецептивный метод- используется при формировании речеведческих понятий, знаний о речи и способах речевой деятельности;

-репродуктивный- направлен на овладение алгоритмами восприятия речи, испольуется при формировании речевых умений и навыков.

-продуктивный- обеспечивает развитие умений в речевой деятельности и творческих речевых способностях учащихся.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68441. МЕТОДИКА ВИКОНАННЯ КУРСОВИХ РОБІТ З КУРСУ «РОЗМІЩЕННЯ ПРОДУКТИВНИХ СИЛ» 174.5 KB
  При підготовці до написання курсової роботи вони оволодівають навичками самостійного аналізу територіальної організації продуктивних сил засвоюють основні методи цього аналізу вчаться добирати необхідний матеріал з літературних статистичних та інших джерел систематизувати...
68443. Аналіз грошових потоків. Сутність грошового потоку, необхідність аналізу грошових коштів та їх руху 164.5 KB
  Успішне функціонування підприємства в ринкових умовах можливе лише за умов здійснення безперервного руху грошових коштів їх надходження приплив і витрачання від вибуття забезпечення наявності певного вільного залишку на рахунках банку. Згідно з ПСБО 4 Звіт про рух грошових коштів грошові...
68444. Аналіз фінансового ризику та шляхи його зниження 267.5 KB
  Під фінансовим ризиком підприємства розуміється ймовірність виникнення несприятливих фінансових наслідків у формі втрачання доходів або капіталу в ситуації невизначеності умов проведення його фінансової діяльності. Фінансовий ризик є об’єктивним явищем функціонування будь-якого підприємства...
68445. Аналіз фінансового стану неплатоспроможних підприємств і запобігання їх банкрутству 125.5 KB
  Нині діє Закон України «Про поновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом», яким встановлюються умови та порядок поновлення платоспроможності суб’єкта підприємницької діяльності або визнання його банкрутом і застосування ліквідаційної процедури.
68446. Особливості фізичного виховання дітей із ослабленим здоров’ям 62.36 KB
  Дітям рекомендують додаткові оздоровчі фізичні вправи для підвищення рівня фізичної підготовленості. Тимчасово протипоказані плавання ходьба на лижах біг на ковзанах Дихальні вправи особлива увага приділяється диханню носом і подовженому видиху; вестибулярне тренування; ходьба; вправи на координацію...
68447. Особенности социально-политического и экономического развития России в начале ХХ вв. Первая мировая война. Февральская революция 1917 год 103.5 KB
  ХХ век в мировой истории Особенности социально-политического и экономического развития России в начале ХХ вв. Экономическое развитие России Российская империя оставалась самым крупным государством мира многонациональным около 100 народов и народностей и многоконфессиональным.
68448. Специфические особенности психологии как естественной и социальной науки 802.5 KB
  Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Задачи психологии наблюдение за поведением поступками реакциями человека. Психология это наука об отражательной деятельности мозга регулирующей поведение и деятельность наука об общих психических закономерностях...
68449. Русская литература начала XIX века 688.5 KB
  Цель данного пособия представить основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXв. Герои выбирались из простых людей идеалы извлекались из обыденной жизни. Важно высказать свое отношение к ней создать свой вымышленный образ мира часто по принципу контраста к окружающей жизни.