76559

Методика развития устной речи

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика развития устной речи. Закономерности усвоения речи. Федоренко открыла и сформулировала основные закономерности усвоения речи: от натренированности мускулатуры органов речи; от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц; от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи; от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц s речи; усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной; темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования...

Русский

2015-01-30

34 KB

1 чел.

30. Методика развития устной речи.

Закономерности усвоения речи.

Ученый-методист Л.П. Федоренко открыла и сформулировала основные закономерности усвоения речи:
от натренированности мускулатуры органов речи;

от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц;

от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи;

от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц s речи;
усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;

темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ребенка.

Принципы речевого развития.

Среди важных дидактических принципов следует назвать принцип преемственности и перспективности, принцип непрерывности,
системности.

Важнейшие функции языка — функция общения, познания и мышления, функция передачи знаний и культуры из поколения в,
поколение.

Совокупность частнометодических принципов речевого развития составляют: принцип градуальности, принцип опоры на
алгоритмы речи, принцип единства изучения языка и обучения речи, принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического строя.

Коммуникативный принцип обучения языку

Коммуникативность как одно из личностных качеств называется среди важнейших в структуре личности, а формирование и развитие этого качества — одной из проблем обучения русскому языку.

Не случайно в государственных стандартах по русскому языку уделено значительное место задаче формирования коммуникативной компетенции учащихся. Решение этой задачи предполагает не только усвоение знаний о речи, ее функциях, но и развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Разрабатывая средства формирования речевых умений и навыков школьников, следует помнить о двух сторонах работы над развитием речи.

-формирование у учащихся правильной речи;

-формирование хорошей, коммуникативной речи.

2.2.2. Когнитивный принцип

Связь языка и мышления является важнейшей закономерностью, из которой вытекает когнитивный принцип развития речи. Отсюда следует, что процесс речевого развития, должен быть неразрывно связан с развитием мышления, с обучением таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщения. Следует так организовать процесс обучения родному языку, чтобы для ребенка он был связан с познанием окружающего мира, культуры и самого себя.

2.2.3. Принцип градуальности

Этот принцип — важнейший принцип развивающего обучения родному языку и речи.

Градуальность — это расчлененность системы обучения на несколько комплексов (средств, методов, форм, приемов одного типа}, ориентированных на разные этапы обучения, с постепенным нарастанием объема сообщаемых знаний, с усложнением их характера и форм подачи в зависимости от ступени обучения, от степени развития речи учащихся.

Градуальность — это точная «дозировка» учебной информации и точный отбор оптимальных методов обучения.

Принцип градуальности лежит в основе отбора дидактического материала для уроков развития речи. Принцип  градуальности определяет:

-соответствие приемов и методов возрастным особенностям детей;

-соответствие средств обучения этапу обучения;

-степень доступности используемых средств для конкретной группы учащихся в соответствие с уровнем развития их речи.

2.2.4 Принцип единства изучения языка и обучения речи.

Этот принцип предполагает обучение единицам языка в единстве значения, формы и функции. Развивающий эффект речевой среды значительно выше там, где изучение языка и обучения речи представляют собою единый учебный процесс на уроках русского языка.

2.2.5. Принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического строя речи.

Данный принцип определяет необходимость формирования лексического запаса и грамматического строя речи в единстве и взаимосвязи. Одним из этапов порождения высказывания является процесс отбора лексики для выражения мысли и одновременное грамматическое связывание слов. Методически важно вести изучение слова в единстве его значения и его функции в речи.

2.2.6. Принцип сопоставления и дифференциации единиц языка в процессе речевого выбора.

Лингвистической закономерностью является наличие в языке парных (бинарных) явлений и понятий. Из этой закономерности вытекает методический принцип сопоставления и дифференциации единиц языка.  Так, бинарными являются понятия: .'устная/ письменная речь;

гласные/согласный звуки;

ударный/безударный гласный;

простое/сложное

одушевленное/неодушевленное

Усвоение таких понятий по принципу сопоставления и дифференциации обеспечивает  формирование лингвистической компетенции  учащихся. На этом принципе основано изучение синонимии, антонимии.

Этот принцип необходим на всех уровнях языковой способности:

-на лексическом (выбор слова)

-на грамматическом

-на уровне текста (выбор типов текста, стиля).

В методической системе речевого развития школьников выделяют 3 типа методов:

-рецептивный метод- используется при формировании речеведческих понятий, знаний о речи и способах речевой деятельности;

-репродуктивный- направлен на овладение алгоритмами восприятия речи, испольуется при формировании речевых умений и навыков.

-продуктивный- обеспечивает развитие умений в речевой деятельности и творческих речевых способностях учащихся.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35111. МЕХАНИКА 1.35 MB
  Кинематика вращательного движения 1 Виды движения твердого тела. Основные понятия по теме При описании вращательного движения в кинематике удобно пользоваться угловыми кинематическими величинами: и Если за время тело совершает поворот на малый угол то углу формально ставиться в соответствие вектор модуль которого равен углу поворота тела за время . Существуют такие системы отсчета в которых материальная точка тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор пока взаимодействие с другими...
35112. Психологическая и социальная работа с нароко и алгозависимыми детьми и людьми 451.5 KB
  Необходимость такого рода работы с семьей наркозависимого обусловлена следующими причинами: 1. Противонаркотические программы работы с подростками и школьниками старших классов включают в себя: 1. Занятия со школьниками особенно с младшими следует проводить преимущественно в игровой форме но при этом такие занятия должны содержать потенциал серьезной интеллектуальной и психологической работы. Необходимо придерживаться определенных правил групповой работы: а активное слушание б оказание взаимопомощи в доверительность и...
35113. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ 310.5 KB
  ТАРАШВИЛИ стажер международного прессклуба СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ Содержание: Роль PR в государственной системе. Модели связей с общественностью. Цели связей с общественностью. Связи с общественностью в государственных структурах.
35115. Електрика і магнетизм 12.26 MB
  Потенціал та робота електростатичного поля 17 3. Рух заряджених частинок у електричних та магнітних полях 47 8. ПОЗНАЧЕННЯ ФІЗИЧНИХ ВЕЛИЧИН Фізична величина Позначення Розмірність СІ Валентність Z Маса m M Молярна маса M MN1 Сила F LMT2 Швидкість LT1 Температура T Θ Теплоємність C L2MT2Θ1 Орбітальний момент імпульсу спін повний момент імпульсу l s j L2MT1 Концентрація N L3 Дипольний момент TIL Напруженість електричного поля LMT3I1 Індукція електричного поля L2TI Намагніченість M L1I Поляризованість діелектрика P L2TI...
35116. Информационные технологии. ИТ 391 KB
  Коммуникации: ПК с широким средством периферийных устройств прикладное ПО глобальные и локальные сети. Передача данных традиционным способом или по компьютерной сети. Модель обмена включает в себя формальное описание процедур выполняемых в компьютерной сети. Аппаратные компоненты устройства и узлы для реализации компьютерной сети модемы коммутаторы маршрутизаторы.
35117. Программирование в Turbo Pascal 794 KB
  Вводите внимательно if Summa=stoim then writeln‘Спасибо за покупку else if Summa stoim then writeln‘Возьмите сдачу summastoim else Writeln‘Доплатите stoim summa End. Program имя программы ; Раздел описания: Раздел подключения модулей ; Раздел описания типов ; Раздел описания меток ; Раздел описания постоянных ; Раздел описания переменных ; Раздел описания процедур и функций ; begin Раздел операторов ; end. End.; Var; Const ; Begin раздел операторов ; End; Function имя функции список формальных параметров: тип...
35118. ПОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ КОТЛОВ-УТИЛИЗАТОРОВ 1.25 MB
  Котёл Г420 предназначен для охлаждения технологических газов с целью конденсации паров серы и получения насыщенного пара в процессе обезвреживания сероводородных газов. Котлыутилизаторы горизонтальные газотрубные с естественной циркуляцией состоят из входной и выходной газовых камер и газотрубного барабана. По ходу газов испарительная поверхность разделена на две отдельные равные ступени. Технологические газы проходят параллельно в каждой ступени входную газовую камеру испарительный пучок и выходную газовую камеру.
35119. Ректификационная колонна непрерывного действия 577.5 KB
  Как правило ректификационные колонны действуют по принципу противотока в целом по всему аппарату в то время как на каждом отдельном участке формирования поверхности контакта фаз схемы взаимодействия фаз могут быть самыми разнообразными. Для обеспечения неравновесных состояний пара и жидкости в нижнюю часть колонны куб подводится теплота а в верхней части колонны теплота отбирается дефлегматор. Жидкая фаза стекает с питающей тарелки вниз и поступает в куб колонны где происходит интенсивное испарение. Образующийся пар подается вниз...