76559

Методика развития устной речи

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика развития устной речи. Закономерности усвоения речи. Федоренко открыла и сформулировала основные закономерности усвоения речи: от натренированности мускулатуры органов речи; от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц; от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи; от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц s речи; усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной; темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования...

Русский

2015-01-30

34 KB

1 чел.

30. Методика развития устной речи.

Закономерности усвоения речи.

Ученый-методист Л.П. Федоренко открыла и сформулировала основные закономерности усвоения речи:
от натренированности мускулатуры органов речи;

от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц;

от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи;

от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц s речи;
усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;

темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ребенка.

Принципы речевого развития.

Среди важных дидактических принципов следует назвать принцип преемственности и перспективности, принцип непрерывности,
системности.

Важнейшие функции языка — функция общения, познания и мышления, функция передачи знаний и культуры из поколения в,
поколение.

Совокупность частнометодических принципов речевого развития составляют: принцип градуальности, принцип опоры на
алгоритмы речи, принцип единства изучения языка и обучения речи, принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического строя.

Коммуникативный принцип обучения языку

Коммуникативность как одно из личностных качеств называется среди важнейших в структуре личности, а формирование и развитие этого качества — одной из проблем обучения русскому языку.

Не случайно в государственных стандартах по русскому языку уделено значительное место задаче формирования коммуникативной компетенции учащихся. Решение этой задачи предполагает не только усвоение знаний о речи, ее функциях, но и развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Разрабатывая средства формирования речевых умений и навыков школьников, следует помнить о двух сторонах работы над развитием речи.

-формирование у учащихся правильной речи;

-формирование хорошей, коммуникативной речи.

2.2.2. Когнитивный принцип

Связь языка и мышления является важнейшей закономерностью, из которой вытекает когнитивный принцип развития речи. Отсюда следует, что процесс речевого развития, должен быть неразрывно связан с развитием мышления, с обучением таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщения. Следует так организовать процесс обучения родному языку, чтобы для ребенка он был связан с познанием окружающего мира, культуры и самого себя.

2.2.3. Принцип градуальности

Этот принцип — важнейший принцип развивающего обучения родному языку и речи.

Градуальность — это расчлененность системы обучения на несколько комплексов (средств, методов, форм, приемов одного типа}, ориентированных на разные этапы обучения, с постепенным нарастанием объема сообщаемых знаний, с усложнением их характера и форм подачи в зависимости от ступени обучения, от степени развития речи учащихся.

Градуальность — это точная «дозировка» учебной информации и точный отбор оптимальных методов обучения.

Принцип градуальности лежит в основе отбора дидактического материала для уроков развития речи. Принцип  градуальности определяет:

-соответствие приемов и методов возрастным особенностям детей;

-соответствие средств обучения этапу обучения;

-степень доступности используемых средств для конкретной группы учащихся в соответствие с уровнем развития их речи.

2.2.4 Принцип единства изучения языка и обучения речи.

Этот принцип предполагает обучение единицам языка в единстве значения, формы и функции. Развивающий эффект речевой среды значительно выше там, где изучение языка и обучения речи представляют собою единый учебный процесс на уроках русского языка.

2.2.5. Принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического строя речи.

Данный принцип определяет необходимость формирования лексического запаса и грамматического строя речи в единстве и взаимосвязи. Одним из этапов порождения высказывания является процесс отбора лексики для выражения мысли и одновременное грамматическое связывание слов. Методически важно вести изучение слова в единстве его значения и его функции в речи.

2.2.6. Принцип сопоставления и дифференциации единиц языка в процессе речевого выбора.

Лингвистической закономерностью является наличие в языке парных (бинарных) явлений и понятий. Из этой закономерности вытекает методический принцип сопоставления и дифференциации единиц языка.  Так, бинарными являются понятия: .'устная/ письменная речь;

гласные/согласный звуки;

ударный/безударный гласный;

простое/сложное

одушевленное/неодушевленное

Усвоение таких понятий по принципу сопоставления и дифференциации обеспечивает  формирование лингвистической компетенции  учащихся. На этом принципе основано изучение синонимии, антонимии.

Этот принцип необходим на всех уровнях языковой способности:

-на лексическом (выбор слова)

-на грамматическом

-на уровне текста (выбор типов текста, стиля).

В методической системе речевого развития школьников выделяют 3 типа методов:

-рецептивный метод- используется при формировании речеведческих понятий, знаний о речи и способах речевой деятельности;

-репродуктивный- направлен на овладение алгоритмами восприятия речи, испольуется при формировании речевых умений и навыков.

-продуктивный- обеспечивает развитие умений в речевой деятельности и творческих речевых способностях учащихся.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35004. Необходимость, государственного регулирования экономики 26 KB
  Государство выправляя известное несовершенство рыночной системы берет на себя организацию предложения центральных денег и в обозримом будущем без государственной помощи не обойтись. Взаимодействия участников системы свободного предпринимательства многообразны по формам и социальным последствиям. Здесь основной задачей государства является создание правовой базы и общественной атмосферы для поддержания и облегчения функционирования рыночной системы перераспределение дохода н богатства и стабилизация экономики.
35005. Экономические функции, государства 31 KB
  Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базою и некоторых важнейших услуг являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Государство устанавливает также законные правила игры регулирующие отношения между предприятиями поставщиками ресурсов и потребителями. Основные услуги обеспечиваемые государством включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка введение стандартов измерения веса и качества продуктов создание денежной системы облегчающей Обмен товаров и услуг....
35006. Методы воздействия государства на экономику 29.5 KB
  Государственное регулирование это форма целенаправленного воздействия государства на функционирующую экономическую систему с целью обеспечения пли поддержания определенных процессов изменений экономических явлений или их связей. В развитых странах есть два пути сокращения государственных расходов: уменьшение расточительства государственных органов и сужение сферы деятельности государства. Другая форма денежнокредитных отношений активное участие государства в операциях на рынке ценных бумаг с целью регулирования количества обращающихся...
35007. Роль, макроэкономических показателей 33.5 KB
  В мире успешно функционирует система национальных счетов СНС приспособленная к условиям рыночной экономики. В тот период она была связана прежде всего с обслуживанием интересов органов государственного уиравления а сегодня СНС проникла во все сферы экономической и общественнополитической жизни общества. В феврале 1993 года на очередной сессии Статистической комиссии ООН в НьюЙорке была принята новая усовершенствованная СНС. В конце 1992 года Верховный Совет Российской Федерации одобрил государственную программу перехода...
35008. ВНП и его расчет по доходам и расходам 35.5 KB
  При расчете ВНП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов и исключается промежуточная продукция. Поскольку в стоимость конечных продуктов входят все уже имевшие место промежуточные сделки покупка покрышек ткани производителями конечной продукции то отдельный учет промежуточной продукции означал бы двойной счет и завышенную оценку ВНП. Следует подчеркнуть одну из особенностей ВНП: он измеряет стоимость продукции произведенной факторами производства находящимися в собственности граждан данной страны даже если они живут...
35009. ВНП 31.5 KB
  Различают индекс потребительских цен ИПЦ и индекс цен ВНП или дефлятор ВНП который отражает не только цены потребительских товаров и услуг но и инвестиционных товаров. Дефлятор ВНП помогает проводить корректировку объема ВНП за определенное время измерять рост его реального объема по сравнению с номинальным. Номинальный ВНП измеряется в текущих ценах реальный в постоянных базовых ценах.
35010. Экономический цикл 26.5 KB
  Развитие экономики в режиме циклических колебаний прослеживается уже более 170 лет. Период движения экономики от одного кризиса к другому называется экономическим циклом. Вместе с тем подъем выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии заканчивается новой бездной краха Для сглаживания пиков экономической конъюнктуры государство использует разнообразные экономические инструментарии от льгот по налогообложению доходов до прямых вложений государственных средств в развитие экономики. Несмотря на определенные успехи...
35011. Безработица как макроэкономическая проблема 25.5 KB
  Отметим следующие виды безработицы: Фрикционная безработица порождена постоянным движением населения из одного региона в другой от профессии к профессии сменой этапов жизни учеба работа рождение ребенка и т. Технологическая безработица связана с внедрением в массовое производство достижений НТР. Структурная безработица вызвана масштабными структурными преобразованиями в экономике и невозможностью трудоустроиться изза несовпадения структуры спроса и предложения рабочей силы различной квалификации.
35012. Экономические издержки безработицы 28.5 KB
  По свидетельству американских специалистов потеря работы связана с психической травмой уступающей по уровню стресса только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Это нормально если часть людей не работает потому что вынуждены поменять профессию или место работы. Меры государственной поддержки безработных сводятся к двум основным направлениям: социальной защите людей оставшихся без работы и содействие трудоустройству. Как правило его получают лица зарегистрированные на бирже труда имеющие стаж работы и вносившие...