7656

Человек в мире культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Человек в мире культуры Взаимоотношения культура - человек можно рассматривать сквозь призму трех уровней: практического, практически-духовного и теоретического. Первый уровень - реальное созидание человеком второй природы (предметов...

Русский

2013-01-27

39.5 KB

75 чел.

Человек в мире культуры

Взаимоотношения «культура – человек» можно рассматривать сквозь призму трех уровней: практического, практически-духовного и теоретического. Первый уровень – реальное созидание человеком «второй природы» (предметов, явлений), а также созидание культурой человека (воспитание, образование). Второй – мифологическое, религиозное, художественное осмысление культурой человека. Третий – изучение культурой человека и человеком культуры (в обыденном сознании, науке, философии и пр.) На всех уровнях обязательно присутствует двусторонняя связь: человек творит культуру, а культура – человека. Человек – прямой культурогенный субъект, который воплощает себя в культуре и формируется ею же.

В отличие от отношений культуры с природой и обществом в самом понятии «человек» присутствуют разные масштабные планы: общий, особенный и единичный. Общий – это человек вообще, человеческий род. Особенный – определенный тип человека, локализованный во времени и пространстве (первобытный человек, русский человек и пр.) Единичный – это конкретная личность.

Культура производна от деятельности человека. Человеческий опыт, в отличие от опыта животных, не передается генетически, поэтому каждое поколение заново вырабатывает программу своего бытия и облекает ее в объективированные, отделенные от своих творцов и обретшие самостоятельное бытие продукты своей деятельности. Каждое последующее поколение получает эту информацию и расшифровывает ее, тем самым приобщаясь к опыту своих предков. Таким образом, уже созданная культура формирует новое поколение людей. Эти люди, в свою очередь, добавляют собственный опыт к уже обретенному, становясь творцами новой культуры и так до бесконечности.

Каждый человек принадлежит определенной культуре, живет в конкретном обществе. Процесс приобщения его к ценностям уже существующего, созданного другими мира принято называть социализацией и инкультурацией. Социализация предполагает постепенное вовлечение человека в жизнь общества, усвоение норм и ценностей этого общества, овладение необходимыми навыками существования в нем (такими как коммуникация, умение «играть по правилам», соотносить свои желания и возможности с условиями и требованиями общества и т.п.) Инкультурация – это вхождение человека в мир созданной предшественниками культуры, приобщение к ее ценностям и идеалам, обычаям, традициям, наследию, а также овладение механизмами культурного творчества. Социализация и инкультурация осуществляются в процессе воспитания и образования. Огромную роль в этом играет общение с другими людьми – как непосредственное, так и опосредованное (через произведения человеческого труда и творчества с их создателями).   

Особое значение в формировании человека имеет процесс идентификации себя с миром той культуры, в которой происходит его становление и развитие. Он отражает построение способов взаимосвязи человека и культуры с внешним и бесконечным миром. Роль его возрастает в связи со сменой картины мира, по мере знакомства человека с разнообразием культур, в связи с влиянием на нашу жизнь средств массовой коммуникации, с распространением самых различных стилей и норм поведения. Актуальной становится задача осознания системы собственных ценностей и целей. Эта система воплощается в понятии идентичности, которое характеризует принадлежность человека некоему целому: истории, обществу, культуре. Культурная идентичность как проблема для каждого человека возникает в ситуации свободы выбора. Когда человек или народ теряет чувство осознания своего "Я", собственного пути развития, своих идеалов, ценностей, целей и стремлений, происходит кризис идентичности, то есть неспособность человека или народа справиться с внешним социокультурным разнообразием, отсутствие жизненной модели, целей и идеалов жизнедеятельности.

Осознание человеком своей особой сущности, осмысление им своего места в мире происходило в несколько этапов. Сначала человек не выделял себя из природы, представляя мир и себя в нем единым целым. Для этого этапа характерны тотемизм – вера в родство человека с животными и растениями, и анимизм – одушевление всех сил природы. Эти представления сохраняются в некоторых родоплеменных культурах, а также восточных верованиях (даосизм, синтоизм, тантризм) и на современном этапе. Следующим шагом стало отделение живого от неживого. Третьим – осознание человеком своего отличия от животных. Это отличие выразилось в христианском понимании души (образа Божьего). Здесь же появилось противопоставление биологического (греховного) и духовного (божественного) в человеке, которое осмыслялось как конфликт. Дуализм в понимании человека (материя//дух) был унаследован также наукой и философией Нового времени. Во второй половине XIX века была осознана необходимость преодолеть пропасть между природным и духовным началом в человеке, в результате чего появились концепции Ч. Дарвина и З. Фрейда, в которых устанавливалась генетическая связь человека с биологическими процессами. В наши дни поиск гармонии между духовным и природным как в самом человеке, так и в его отношениях с внешним миром продолжается.

Важное место в подсистеме «культура – человек» занимает проблема индивидуации – утверждение и развитие самостоятельности отдельной личности. В человеке принято выделять три составляющих, из которых складывается его целостный и неповторимый облик: индивид, личность, индивидуальность. Индивид – это биологический человек. Природа создает необходимые предпосылки для индивидуации в биологической структуре индивида (телесные, нейродинамические, психологические, способности, склонности, патологии и пр.) Понятие индивида не предполагает исторического развития.

Личность – социальное начало в человеке. Общество создает условия для широкого развития биологических задатков человека либо препятствует ему. Личность представляет собой результат взаимодействия человека с обществом, выражающийся как в воздействии общественных условий на человека, так и человека на общество, в котором он живет. Понятие личности всегда предполагает определенную степень активности человека, проблему выбора и социальной ответственности. В отличие от индивида личность – исторический феномен. Впервые модели личностного сознания, поведения, творчества были реализованы в античной культуре. Христианство признало личностью каждого человека, а Возрождение провозгласило ценность личности как фундаментальную. Буржуазные отношения, основанные на свободной активности индивида, окончательно утвердили в западной культуре веру в возможность созидания личностью самой себя (selfmademan – человек, сделавший себя сам) и ее воздействия на окружающий мир (роль личности в истории).   

Наконец, индивидуальность – результат сложного и не всегда предсказуемого скрещивания факторов природных и культурных, который делает каждого человека уникальным. Впервые в истории философии проблема ценности индивидуальности была поставлена Ф. Шлейермахером, а в широком культурном контексте обнаружена и развита романтиками начала XIX века. Романтизм провозгласил исключительную ценность духовной жизни человека и безграничность возможностей самоутверждения не только благодаря, но и вопреки обществу, вне общества, в сфере исключительно духовной культуры. Индивидуальность, как и личность, предполагает активность своего проявления, но в отличие от личности, которая реализует себя, прежде всего, вовне, обращаясь к обществу напрямую, индивидуальность предполагает наличие внутренней активности и воздействие на мир самим фактом своего существования.

Разумеется, все три начала соединяются в одном человеке в сложный комплекс, и отделить их друг от друга практически невозможно. Однако вероятно, что какое-то из них окажется в человеке преобладающим, давлеющим над остальными. И, наоборот, в том или ином обществе в те или иные моменты истории могут быть востребованы люди с более ярко проявленными свойствами индивида, личности либо индивидуальности.

Историческая изменчивость отношений «культура – человек» образно моделируется в мифологии, религии, искусстве как способах практически-духовного освоения мира. Мифология представляет человека в его всеобщих, родовых началах. Искусство – образное самопознание реального человека. Оно помогает моделировать индивидуально-неповторимое, уникальное в человеческом бытии. Причем это осуществляется не только в изображении личности, но и благодаря выражению духовного мира художника. Начиная с эпохи Романтизма, эстетическая мысль провозгласила искусство самовыражением художника или хотя бы считала это необходимым аспектом художественного творчества.

В этом же направлении двигались и научно-теоретические способы познания индивидуально-личностного уровня человеческого бытия. Психология, история, искусствознание изучают уникальные мотивы поведения субъектов истории или искусства, человека вообще. Герменевтика – способ познания индивидуального в пределах культуры через понимание, диалог, проникновение во внутренний мир познаваемого субъекта; по сути это синтез научного и образного постижения человека. Науке доступны общее и особенное, искусству – единичное. Они изучают человека на разных уровнях его бытия и тем самым дополняют друг друга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24528. Физическая организация устройств ввода-вывода 13.35 KB
  Устройства вводавывода УВВ делятся на два типа: блокориентированные устройства и байториентированные устройства. Блокориентированные устройства хранят информацию в блоках фиксированного размера каждый из которых имеет свой собственный адрес. Байториентированные устройства не адресуемы и не позволяют производить операцию поиска они генерируют или потребляют последовательность байтов. Однако некоторые внешние устройства не относятся ни к одному классу например часы которые с одной стороны не адресуемы а с другой стороны не...
24529. Принципы организации программного обеспечения ввода-вывода 70.42 KB
  Принципы организации программного обеспечения вводавывода.2 Организация программного обеспечения вводавывода. Программное обеспечение вводавывода состоит из нескольких иерархических уровней. Иерархическая структура программного обеспечения позволяет учесть все особенности каждого конкретного устройства вводавывода и при этом обеспечить единое логическое представление и унифицированный интерфейс для устройств всех типов.
24530. Физическая организация файловой системы. Структура жесткого диска 108.27 KB
  Логическая организация файла. Пользователи дают файлам символьные имена при этом учитываются ограничения ОС на используемые символы и на длину имени. Например в файловой системе NTFS имя файла может содержать до 255 символов не считая завершающего нулевого символа. Чтобы приложения могли обращаться к файлам в соответствии с принятыми ранее соглашениями файловая система должна уметь предоставлять эквивалентные короткие имена псевдонимы файлам имеющим длинные имена.
24531. Физическая организация файловой системы. Структура жесткого диска 33.35 KB
  Структура жесткого диска. Файл очень часто разбросан кусочками по всему диску причем это разбиение никак не связано с логической структурой файла например его отдельная логическая запись может быть расположена в несмежных секторах диска. Рассмотрим физическую структуру жесткого диска и физическую организацию файла т. Структура жесткого диска.
24532. Физическая организация и адресация файла. Права доступа к файлу 109.92 KB
  Физическая организация и адресация файла.Физическая организация и адресация файла. Важным компонентом физической организации файловой системы является физическая организация файла то есть способ размещения файла на диске. Основными критериями эффективности физической организации файлов являются: скорость доступа к данным; объем адресной информации файла; степень фрагментации дискового пространства; максимально возможный размер файла.
24533. Общая модель файловой системы 28.03 KB
  Общая модель файловой системы Задачей символьного уровня является определение по символьному имени файла его уникального имени. В других файловых системах в которых один и тот же файл может иметь несколько символьных имен на данном уровне просматривается цепочка каталогов для определения уникального имени файла. В файловой системе UNIX например уникальным именем является номер индексного дескриптора файла inode. На следующем базовом уровне по уникальному имени файла определяются его характеристики: права доступа адрес размер и другие.
24534. Современные архитектуры файловых систем 22.75 KB
  На верхнем уровне располагается так называемый переключатель файловых систем который обеспечивает интерфейс между запросами приложения и конкретной файловой системой к которой обращается это приложение. Архитектура современной файловой системы Каждый компонент уровня файловых систем выполнен в виде драйвера соответствующей файловой системы и поддерживает определенную организацию файловой системы. Переключатель является единственным модулем который может обращаться к драйверу файловой системы. Драйвер файловой системы может быть написан в...
24535. Физические организации файловой системы FAT 68.16 KB
  Физические организации файловой системы FAT.6 Физическая организация файловой системы FAT. Как уже отмечалось аббревиатура FAT file allocation table расшифровывается как таблица размещения файлов. Файловая система FAT поддерживает всего два типа файлов: обычный файл и каталог.
24536. Физические организации файловой системы NTFS 42.33 KB
  Физические организации файловой системы NTFS. Физические организации файловой системы NTFS. Аббревиатура NTFS означает New Technology File System новая технология файловой системы. NTFS содержит ряд значительных усовершенствований существенно отличающих ее от других файловых систем.