7656

Человек в мире культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Человек в мире культуры Взаимоотношения культура - человек можно рассматривать сквозь призму трех уровней: практического, практически-духовного и теоретического. Первый уровень - реальное созидание человеком второй природы (предметов...

Русский

2013-01-27

39.5 KB

71 чел.

Человек в мире культуры

Взаимоотношения «культура – человек» можно рассматривать сквозь призму трех уровней: практического, практически-духовного и теоретического. Первый уровень – реальное созидание человеком «второй природы» (предметов, явлений), а также созидание культурой человека (воспитание, образование). Второй – мифологическое, религиозное, художественное осмысление культурой человека. Третий – изучение культурой человека и человеком культуры (в обыденном сознании, науке, философии и пр.) На всех уровнях обязательно присутствует двусторонняя связь: человек творит культуру, а культура – человека. Человек – прямой культурогенный субъект, который воплощает себя в культуре и формируется ею же.

В отличие от отношений культуры с природой и обществом в самом понятии «человек» присутствуют разные масштабные планы: общий, особенный и единичный. Общий – это человек вообще, человеческий род. Особенный – определенный тип человека, локализованный во времени и пространстве (первобытный человек, русский человек и пр.) Единичный – это конкретная личность.

Культура производна от деятельности человека. Человеческий опыт, в отличие от опыта животных, не передается генетически, поэтому каждое поколение заново вырабатывает программу своего бытия и облекает ее в объективированные, отделенные от своих творцов и обретшие самостоятельное бытие продукты своей деятельности. Каждое последующее поколение получает эту информацию и расшифровывает ее, тем самым приобщаясь к опыту своих предков. Таким образом, уже созданная культура формирует новое поколение людей. Эти люди, в свою очередь, добавляют собственный опыт к уже обретенному, становясь творцами новой культуры и так до бесконечности.

Каждый человек принадлежит определенной культуре, живет в конкретном обществе. Процесс приобщения его к ценностям уже существующего, созданного другими мира принято называть социализацией и инкультурацией. Социализация предполагает постепенное вовлечение человека в жизнь общества, усвоение норм и ценностей этого общества, овладение необходимыми навыками существования в нем (такими как коммуникация, умение «играть по правилам», соотносить свои желания и возможности с условиями и требованиями общества и т.п.) Инкультурация – это вхождение человека в мир созданной предшественниками культуры, приобщение к ее ценностям и идеалам, обычаям, традициям, наследию, а также овладение механизмами культурного творчества. Социализация и инкультурация осуществляются в процессе воспитания и образования. Огромную роль в этом играет общение с другими людьми – как непосредственное, так и опосредованное (через произведения человеческого труда и творчества с их создателями).   

Особое значение в формировании человека имеет процесс идентификации себя с миром той культуры, в которой происходит его становление и развитие. Он отражает построение способов взаимосвязи человека и культуры с внешним и бесконечным миром. Роль его возрастает в связи со сменой картины мира, по мере знакомства человека с разнообразием культур, в связи с влиянием на нашу жизнь средств массовой коммуникации, с распространением самых различных стилей и норм поведения. Актуальной становится задача осознания системы собственных ценностей и целей. Эта система воплощается в понятии идентичности, которое характеризует принадлежность человека некоему целому: истории, обществу, культуре. Культурная идентичность как проблема для каждого человека возникает в ситуации свободы выбора. Когда человек или народ теряет чувство осознания своего "Я", собственного пути развития, своих идеалов, ценностей, целей и стремлений, происходит кризис идентичности, то есть неспособность человека или народа справиться с внешним социокультурным разнообразием, отсутствие жизненной модели, целей и идеалов жизнедеятельности.

Осознание человеком своей особой сущности, осмысление им своего места в мире происходило в несколько этапов. Сначала человек не выделял себя из природы, представляя мир и себя в нем единым целым. Для этого этапа характерны тотемизм – вера в родство человека с животными и растениями, и анимизм – одушевление всех сил природы. Эти представления сохраняются в некоторых родоплеменных культурах, а также восточных верованиях (даосизм, синтоизм, тантризм) и на современном этапе. Следующим шагом стало отделение живого от неживого. Третьим – осознание человеком своего отличия от животных. Это отличие выразилось в христианском понимании души (образа Божьего). Здесь же появилось противопоставление биологического (греховного) и духовного (божественного) в человеке, которое осмыслялось как конфликт. Дуализм в понимании человека (материя//дух) был унаследован также наукой и философией Нового времени. Во второй половине XIX века была осознана необходимость преодолеть пропасть между природным и духовным началом в человеке, в результате чего появились концепции Ч. Дарвина и З. Фрейда, в которых устанавливалась генетическая связь человека с биологическими процессами. В наши дни поиск гармонии между духовным и природным как в самом человеке, так и в его отношениях с внешним миром продолжается.

Важное место в подсистеме «культура – человек» занимает проблема индивидуации – утверждение и развитие самостоятельности отдельной личности. В человеке принято выделять три составляющих, из которых складывается его целостный и неповторимый облик: индивид, личность, индивидуальность. Индивид – это биологический человек. Природа создает необходимые предпосылки для индивидуации в биологической структуре индивида (телесные, нейродинамические, психологические, способности, склонности, патологии и пр.) Понятие индивида не предполагает исторического развития.

Личность – социальное начало в человеке. Общество создает условия для широкого развития биологических задатков человека либо препятствует ему. Личность представляет собой результат взаимодействия человека с обществом, выражающийся как в воздействии общественных условий на человека, так и человека на общество, в котором он живет. Понятие личности всегда предполагает определенную степень активности человека, проблему выбора и социальной ответственности. В отличие от индивида личность – исторический феномен. Впервые модели личностного сознания, поведения, творчества были реализованы в античной культуре. Христианство признало личностью каждого человека, а Возрождение провозгласило ценность личности как фундаментальную. Буржуазные отношения, основанные на свободной активности индивида, окончательно утвердили в западной культуре веру в возможность созидания личностью самой себя (selfmademan – человек, сделавший себя сам) и ее воздействия на окружающий мир (роль личности в истории).   

Наконец, индивидуальность – результат сложного и не всегда предсказуемого скрещивания факторов природных и культурных, который делает каждого человека уникальным. Впервые в истории философии проблема ценности индивидуальности была поставлена Ф. Шлейермахером, а в широком культурном контексте обнаружена и развита романтиками начала XIX века. Романтизм провозгласил исключительную ценность духовной жизни человека и безграничность возможностей самоутверждения не только благодаря, но и вопреки обществу, вне общества, в сфере исключительно духовной культуры. Индивидуальность, как и личность, предполагает активность своего проявления, но в отличие от личности, которая реализует себя, прежде всего, вовне, обращаясь к обществу напрямую, индивидуальность предполагает наличие внутренней активности и воздействие на мир самим фактом своего существования.

Разумеется, все три начала соединяются в одном человеке в сложный комплекс, и отделить их друг от друга практически невозможно. Однако вероятно, что какое-то из них окажется в человеке преобладающим, давлеющим над остальными. И, наоборот, в том или ином обществе в те или иные моменты истории могут быть востребованы люди с более ярко проявленными свойствами индивида, личности либо индивидуальности.

Историческая изменчивость отношений «культура – человек» образно моделируется в мифологии, религии, искусстве как способах практически-духовного освоения мира. Мифология представляет человека в его всеобщих, родовых началах. Искусство – образное самопознание реального человека. Оно помогает моделировать индивидуально-неповторимое, уникальное в человеческом бытии. Причем это осуществляется не только в изображении личности, но и благодаря выражению духовного мира художника. Начиная с эпохи Романтизма, эстетическая мысль провозгласила искусство самовыражением художника или хотя бы считала это необходимым аспектом художественного творчества.

В этом же направлении двигались и научно-теоретические способы познания индивидуально-личностного уровня человеческого бытия. Психология, история, искусствознание изучают уникальные мотивы поведения субъектов истории или искусства, человека вообще. Герменевтика – способ познания индивидуального в пределах культуры через понимание, диалог, проникновение во внутренний мир познаваемого субъекта; по сути это синтез научного и образного постижения человека. Науке доступны общее и особенное, искусству – единичное. Они изучают человека на разных уровнях его бытия и тем самым дополняют друг друга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52539. Всі ми родом із дитинства 97 KB
  Евеліна Хромченко Дитинство Дитинствоказка мов чарівна мить Там завжди сонячно і світло. Надія Красоткіна Дитинство це коли день починається з першим променем сонця звуком тихих маминих кроків запахом теплого хліба співом птахів і триває довгодовго це коли дерева великі а ти внизу і помічаєш так багато: і мурашки і бджолу на квітці і пухнасту гусеницю і чуєш як росте трава і можеш залізти на найвище дерево і переплести саму широку річку і все можеш зробити сам. Варто подумати про дитинство і пам’ять підкине дивні...
52540. Свято здоровя 43 KB
  Підвищувати відповідальність за особисте здоровя, здоровя родини; пропагувати і заохочувати до співпраці дітей та батьків; розвивати і зміцнювати в учнів почуття прекрасного в побуті, працьовитість, повагу до звичаїв і традицій рідного народу; виховувати повагу в особистих стосунках, почуття колективізму та взаємодопомоги.
52541. Сценарій свята для учнів 2-х класів «Різдвяне диво» 81 KB
  Заходять колядники звіздар ангел зірка коза дохтур Звіздар. Де коза ходить там жито родить Де коза ногою там жито копою Де коза рогом там жито стогом. Коза скаче а потім падає Пуць Коза впала нежива стала Ой Ой Яка добра тваринка була Що ж то робити Усі. Де тут хто тут пацієнт Виліковую в момент Робить козі укол коза оживає встає танцює танець всі плескають у долоні Усі.
52542. Ти наше диво калинове, кохана українська мово 61 KB
  Ведуча Мова А що таке мова Народ говорить слово до слова зложиться мова а Т . Ведучий Найбільше і найдорожче добро кожного народу – це його мова ота жива схованка людського духу його багата скарбниця в яку народ складає і своє давнє життя і свої сподіванки розум досвід почуття. Добута з надр далеких поколінь Ти – скарб наш вічний українська мова. Мова ...
52543. ДИВОСВІТ. Методичні рекомендації 8.27 MB
  Методичні рекомендації «Дивосвіт» вихователя Менського дошкільного закладу «Сонечко» Шевель Наталії Володимирівни допоможуть педагогічним працівникам дошкільних закладів у створенні та облаштуванні розвивального простору в групах дошкільних навчальних закладів.
52544. Методичний проект «Центр дитячої творчості Дивосвіт як заклад життєвої компетентності» 58.5 KB
  Підвищити рівень орієнтованності навчально виховного процесу закладу на розвиток життєвої компетентності особистості учня. Націлити педагогів закладу до розробки та впровадження авторських програм навчальних посібників нового покоління 3. Переорієтнувати виховну систему закладу відповідно до вимог часуформування через освіту здорового способу життя дітей та молоді інтеграцію освіти до європейського та світового освітнього простору 5.
52545. Україно! Мій духмяний дивоцвіт 53 KB
  Разом: Збулося Хлопчик: 24 серпня 1991 року Верховна Рада України урочисто прийняла Акт проголошення України незалежною самостійною демократичною державою. На цьому шляху загинула незліченна кількість кращих синів і дочок України які відстоювали її незалежність. Шлях України позначений високими степовими могилами руїнами та прекрасними безіменними невідомо коли і ким складеними піснями. Хлопчик: Народе України Твоєю силою волею.
52546. Внутрішні гіперпосилання на веб-сторінках 107.5 KB
  Ввести поняття внутрішнього посилання, ознайомити з правилом запису внутрішнього посилання, навчити учнів створювати внутрішні гіперпосилання на веб-сторінці, розвивати пізнавальну активність, вміння індивідуально працювати за комп’ютером, виховувати інтерес до інформатики і біології, формувати інтерес учнів до природи рідного краю і питань збереження рослин.
52547. Усі уроки української літератури в 5 класі 25.52 MB
  Навчальний посібник містить конспекти усіх уроків української літератури для 5 класу 12-річної школи. Серед них уроки текстуального вивчення творів, уроки позакласного читання, розвитку звязного мовлення, виразного читання, літератури рідного краю, тематичного оцінювання. Запропоновані розробки містять елементи нестандартних підходів, інтерактивних методик. Даний посібник розрахований на вчителів української літератури шкіл різних типів, керівників методичних, викладачів та студентів вищих навчальних закладів.