7656

Человек в мире культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Человек в мире культуры Взаимоотношения культура - человек можно рассматривать сквозь призму трех уровней: практического, практически-духовного и теоретического. Первый уровень - реальное созидание человеком второй природы (предметов...

Русский

2013-01-27

39.5 KB

74 чел.

Человек в мире культуры

Взаимоотношения «культура – человек» можно рассматривать сквозь призму трех уровней: практического, практически-духовного и теоретического. Первый уровень – реальное созидание человеком «второй природы» (предметов, явлений), а также созидание культурой человека (воспитание, образование). Второй – мифологическое, религиозное, художественное осмысление культурой человека. Третий – изучение культурой человека и человеком культуры (в обыденном сознании, науке, философии и пр.) На всех уровнях обязательно присутствует двусторонняя связь: человек творит культуру, а культура – человека. Человек – прямой культурогенный субъект, который воплощает себя в культуре и формируется ею же.

В отличие от отношений культуры с природой и обществом в самом понятии «человек» присутствуют разные масштабные планы: общий, особенный и единичный. Общий – это человек вообще, человеческий род. Особенный – определенный тип человека, локализованный во времени и пространстве (первобытный человек, русский человек и пр.) Единичный – это конкретная личность.

Культура производна от деятельности человека. Человеческий опыт, в отличие от опыта животных, не передается генетически, поэтому каждое поколение заново вырабатывает программу своего бытия и облекает ее в объективированные, отделенные от своих творцов и обретшие самостоятельное бытие продукты своей деятельности. Каждое последующее поколение получает эту информацию и расшифровывает ее, тем самым приобщаясь к опыту своих предков. Таким образом, уже созданная культура формирует новое поколение людей. Эти люди, в свою очередь, добавляют собственный опыт к уже обретенному, становясь творцами новой культуры и так до бесконечности.

Каждый человек принадлежит определенной культуре, живет в конкретном обществе. Процесс приобщения его к ценностям уже существующего, созданного другими мира принято называть социализацией и инкультурацией. Социализация предполагает постепенное вовлечение человека в жизнь общества, усвоение норм и ценностей этого общества, овладение необходимыми навыками существования в нем (такими как коммуникация, умение «играть по правилам», соотносить свои желания и возможности с условиями и требованиями общества и т.п.) Инкультурация – это вхождение человека в мир созданной предшественниками культуры, приобщение к ее ценностям и идеалам, обычаям, традициям, наследию, а также овладение механизмами культурного творчества. Социализация и инкультурация осуществляются в процессе воспитания и образования. Огромную роль в этом играет общение с другими людьми – как непосредственное, так и опосредованное (через произведения человеческого труда и творчества с их создателями).   

Особое значение в формировании человека имеет процесс идентификации себя с миром той культуры, в которой происходит его становление и развитие. Он отражает построение способов взаимосвязи человека и культуры с внешним и бесконечным миром. Роль его возрастает в связи со сменой картины мира, по мере знакомства человека с разнообразием культур, в связи с влиянием на нашу жизнь средств массовой коммуникации, с распространением самых различных стилей и норм поведения. Актуальной становится задача осознания системы собственных ценностей и целей. Эта система воплощается в понятии идентичности, которое характеризует принадлежность человека некоему целому: истории, обществу, культуре. Культурная идентичность как проблема для каждого человека возникает в ситуации свободы выбора. Когда человек или народ теряет чувство осознания своего "Я", собственного пути развития, своих идеалов, ценностей, целей и стремлений, происходит кризис идентичности, то есть неспособность человека или народа справиться с внешним социокультурным разнообразием, отсутствие жизненной модели, целей и идеалов жизнедеятельности.

Осознание человеком своей особой сущности, осмысление им своего места в мире происходило в несколько этапов. Сначала человек не выделял себя из природы, представляя мир и себя в нем единым целым. Для этого этапа характерны тотемизм – вера в родство человека с животными и растениями, и анимизм – одушевление всех сил природы. Эти представления сохраняются в некоторых родоплеменных культурах, а также восточных верованиях (даосизм, синтоизм, тантризм) и на современном этапе. Следующим шагом стало отделение живого от неживого. Третьим – осознание человеком своего отличия от животных. Это отличие выразилось в христианском понимании души (образа Божьего). Здесь же появилось противопоставление биологического (греховного) и духовного (божественного) в человеке, которое осмыслялось как конфликт. Дуализм в понимании человека (материя//дух) был унаследован также наукой и философией Нового времени. Во второй половине XIX века была осознана необходимость преодолеть пропасть между природным и духовным началом в человеке, в результате чего появились концепции Ч. Дарвина и З. Фрейда, в которых устанавливалась генетическая связь человека с биологическими процессами. В наши дни поиск гармонии между духовным и природным как в самом человеке, так и в его отношениях с внешним миром продолжается.

Важное место в подсистеме «культура – человек» занимает проблема индивидуации – утверждение и развитие самостоятельности отдельной личности. В человеке принято выделять три составляющих, из которых складывается его целостный и неповторимый облик: индивид, личность, индивидуальность. Индивид – это биологический человек. Природа создает необходимые предпосылки для индивидуации в биологической структуре индивида (телесные, нейродинамические, психологические, способности, склонности, патологии и пр.) Понятие индивида не предполагает исторического развития.

Личность – социальное начало в человеке. Общество создает условия для широкого развития биологических задатков человека либо препятствует ему. Личность представляет собой результат взаимодействия человека с обществом, выражающийся как в воздействии общественных условий на человека, так и человека на общество, в котором он живет. Понятие личности всегда предполагает определенную степень активности человека, проблему выбора и социальной ответственности. В отличие от индивида личность – исторический феномен. Впервые модели личностного сознания, поведения, творчества были реализованы в античной культуре. Христианство признало личностью каждого человека, а Возрождение провозгласило ценность личности как фундаментальную. Буржуазные отношения, основанные на свободной активности индивида, окончательно утвердили в западной культуре веру в возможность созидания личностью самой себя (selfmademan – человек, сделавший себя сам) и ее воздействия на окружающий мир (роль личности в истории).   

Наконец, индивидуальность – результат сложного и не всегда предсказуемого скрещивания факторов природных и культурных, который делает каждого человека уникальным. Впервые в истории философии проблема ценности индивидуальности была поставлена Ф. Шлейермахером, а в широком культурном контексте обнаружена и развита романтиками начала XIX века. Романтизм провозгласил исключительную ценность духовной жизни человека и безграничность возможностей самоутверждения не только благодаря, но и вопреки обществу, вне общества, в сфере исключительно духовной культуры. Индивидуальность, как и личность, предполагает активность своего проявления, но в отличие от личности, которая реализует себя, прежде всего, вовне, обращаясь к обществу напрямую, индивидуальность предполагает наличие внутренней активности и воздействие на мир самим фактом своего существования.

Разумеется, все три начала соединяются в одном человеке в сложный комплекс, и отделить их друг от друга практически невозможно. Однако вероятно, что какое-то из них окажется в человеке преобладающим, давлеющим над остальными. И, наоборот, в том или ином обществе в те или иные моменты истории могут быть востребованы люди с более ярко проявленными свойствами индивида, личности либо индивидуальности.

Историческая изменчивость отношений «культура – человек» образно моделируется в мифологии, религии, искусстве как способах практически-духовного освоения мира. Мифология представляет человека в его всеобщих, родовых началах. Искусство – образное самопознание реального человека. Оно помогает моделировать индивидуально-неповторимое, уникальное в человеческом бытии. Причем это осуществляется не только в изображении личности, но и благодаря выражению духовного мира художника. Начиная с эпохи Романтизма, эстетическая мысль провозгласила искусство самовыражением художника или хотя бы считала это необходимым аспектом художественного творчества.

В этом же направлении двигались и научно-теоретические способы познания индивидуально-личностного уровня человеческого бытия. Психология, история, искусствознание изучают уникальные мотивы поведения субъектов истории или искусства, человека вообще. Герменевтика – способ познания индивидуального в пределах культуры через понимание, диалог, проникновение во внутренний мир познаваемого субъекта; по сути это синтез научного и образного постижения человека. Науке доступны общее и особенное, искусству – единичное. Они изучают человека на разных уровнях его бытия и тем самым дополняют друг друга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31428. Дослiдження лiнiйного та нелiнiйного елементу 59.5 KB
  Перемикач S дозволяє змiнювати полярнiсть напруги. Перимикачом S виставити пряму полярнiсть напруги E вiдносно дiоду D ââ напруги у точцi 1 вiдносно точки 4. Вимiряти струм кола I напругу E на дiлянцi кола дiод D опiр R точки 14 падiння напруг на дiодi D UD точки 12 та на опорi R UR точки 34 для рiзних значень напруг E вiд мiнiмального до максимального значення приблизно по 10 вiдлiкiв для прямої i ще 10 для зворотньої напруги. Вимiряти напруги U мiж точками 12 34 i E мiж 14.
31429. Дослiдження дiпольної моделi серця людини 77.5 KB
  Дослiдження залежностi потенцiалiв вiд орiєнтацiї осi дiполю. В кардiографiї широко поширена дiпольна модель електричних потенцiалiв серця. Для вимiрiв потенцiалiв серця використовуються стандартнi пiдключення електродiв вiдведення до кiнцiвок людини.
31430. Дослiдження розголудженного кола з кількома джералами ЕРС 47 KB
  Занотувати значення опорiв R1 R2 R3 R4 R5 Перемички X1X5 дозволяють тимчасово розiрвати дiлянку кола для пiдєднання амперметру до мiсця розриву. Дослiдження розголудженного кола з кількома джералами ЕРС 1. Позначити на схемі умовні напрямки струмів для кожної гілки кола.
31431. Мировое хозяйтво 71.5 KB
  Мировым (всемирным) хозяйство – это совокупность национальных хозяйственных комплексов всех стран мира как сложно организованная наднациональная экономическая система.
31432. Дослiдження нелінійного опору лампи розжарення 149.5 KB
  Виміряти і порівняти опори холодної і розжареної лампи. Визначити залежність опору лампи розжарення від споживаємої потужності. Відомо що звичайні лампи розжарення найчастіше перегорають під час підєднання до джерела живлення.
31433. Дослiдження послiдовного резонансного LCR контуру з нелiнiйною iндуктивнiстю – феррорезонансного стабiлiзатора 72 KB
  Вимiряти напруги на iндуктивностi UL точки 12 конденсаторi UC точки 24 опорi UR точки 69 i на окремих дiлянках кола ULС точки 14 UСR точки 29 для рiзних значеннь напруги E джерела точки 19. Провести вимiри при змiнi E джерела точки 19 вiд мiнiмального до максимального значення E. Звернути увагу на стрибки напруги UL точки 12 i рiзну залежнiсть для прямого i зворотнього напрямку змiни E.
31434. Дослiдження коллекторного двигуна постiйного струму з постiйним магнiтом в якостi статора 103.5 KB
  Мета: Визначити спiввiдношення електричних та механiчних характеристик двигуна. Дослiдити вплив активного опору обмоток ротору на механiчнi залежностi двигуна. На малюнку наведено схему стенду для дослiдження двигуна.
31435. Схоластический период в философии средневековья. Фома Аквинский - основатель томизма 29 KB
  Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками либо преподавателями богословских школ. Он стремится упорядочить множество в единстве; вывести бытие бога из бытия вещей. Форма всех форм пус бог Субстанция абсолютная актуальность не допускающая какойлибо потенциальности это необходимость сущность блага. бог как источник всякого оформления Заявив что философия должна быть служанкой богословия он попытался поставить на службу религии и вере разум.
31436. Теория двойственной истины, ее автор и сторонники. Номиналисты и реалисты в средневековой философии. Роль их спора в развитии философского знания 32.5 KB
  Поскольку Бог по сравнению с природой рассматривался как сверхбытие или высшая реальность то основное внимание должно было сосредотачиваться прежде всего на Его познании. Это значит что абсурдно утверждать реальность человечности а не конкретных людей реальность сладкого а не конкретных предметов конфет сахара шоколада и т. В самом познании они выделили различные уровни эмпирический и теоретический пытались исследовать их специфику; впервые стали рассматривать познание как процесс а не как онтологическую реальность.1 1...