76561

Сочинение на уроках русского. Виды сочинений и методика их проведения

Доклад

Педагогика и дидактика

Этапы работы над созданием текстов соответствующие разным этапам порождения речи: Начальный доязыковой этап создания текста это определение темы и основной мысли высказывания. Обозначение темы выражается заголовком и или начальными предложениями текста. Слова обозначающие тему являются стержневыми обеспечивают тематическое единство текста. Тема идея коммуникативная установка и сфера применения предопределяет тип речи стиль и жанр текста.

Русский

2015-01-30

33 KB

13 чел.

32. Сочинение на уроках русского. Виды сочинений и методика их проведения.

Конечной задачей уроков по развитию речи является создание учащимися собственных устных и письменных высказываний — текстов. Самостоятельные высказывания в письменной форме в школе называют сочинениями.

К самостоятельным высказываниям учащихся предъявляются требования тематического единства, стилевой адекватности и цельности, наличия взаимообусловленных и связанных компонентов (частей), правильности и выразительности исполнения. Иными словами, особые требования предъявляются и к замыслу, и к исполнению высказывания.

Для описания видов самостоятельных высказываний учащихся в методике существует понятие жанров и композиционных форм сочинений.

Под жанрами сочинений традиционно понимают типы текстов — повествование, рассуждение и описание. Так, выделяют сочинение-по-вествование, сочинение-рассуждение и сочинение-описание. «Чистые» жанры дополняются смешанными: сочинение-повествование с элемен-тами описания и т. д.

Внутри этих жанров сочинений говорят о композиционных формах сочинений, соответствующих понятию жанра в стилистике. Это, напри-мер, рецензия на прочитанную книгу как композиционная форма сочи-нения-рассуждения с элементами описания.

Для методических целей различают более конкретизированные виды сочинений в зависимости от темы, например сочинение-описание по-мещения, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему и т. д., каждый из  которых имеет композиционное своеобразие и свой уровень сложности.

Этапы работы над созданием текстов, соответствующие разным этапам порождения речи:

Начальный, доязыковой этап создания текста — это определение темы и основной мысли высказывания.

Тема — это предмет речи, то, что раскрывается в высказывании. Основная мысль — это ответ на поставленный темой вопрос. Обозначение темы выражается заголовком и/или начальными предложениями текста. Слова, обозначающие тему, являются стержневыми, обеспечивают тематическое единство текста.

Тема, идея, коммуникативная установка и сфера применения предопределяет тип речи, стиль и жанр текста. Выражение основной мысли происходит через раскрытие темы.

К предварительным этапам создания текста относится отбор материала к высказыванию, который предполагает умение фиксировать свои наблюдения и мысли, делать выписки (в том числе для их использования в качестве цитат), выбирать относящийся к теме материал из разных источников.

Сочинения пишутся на материале личных наблюдений учащихся и на материале предложенных для анализа готовых материалов — художественных произведений, картин, фотографий.

Материалы собираются и по книжным источникам, в основном художественным текстам. В художественных произведениях такими материалами служат цитаты, которые следует уместно включать в сочинение.

Большую трудность для учащихся представляют сочинения по картине, что связано с объективным несовпадением образного и понятийного уровней мышления.

Собранный материал подлежит систематизации — отбору и группировке значимого для раскрытия данной темы.

Следующий этап — составление плана и композиционной схемы, фиксирующей основные композиционные элементы высказывания данного типа речи.

Составление плана, то есть отражение главных моментов высказывания, предваряется работой по конспектированию, составлению тезисов  и работой над планом чужого текста, в частности художественного произведения.

После этого приступают к созданию высказывания в устной или письменной форме. Письменное высказывание создается на черновике, устное — проговаривается вслух в подходящих для тренировки условиях.

Далее текст подлежит совершенствованию. Для письменного текста его совершенствование носит название редактирования.

Целью этого звена работы над созданием текста является самостоятельное совершенствование созданного текста учащимся до исполнения высказывания и проверки ее учителем, однако в процессе обучения этому виду работы большое значение имеет работа над ошибками в уже проверенном учителем изложении или сочинении.

Еще один этап этой работы — рецензирование чужого текста, в том числе намеренно необразцового: чужие ошибки видно лучше, чем свои.

При обучении совершенствованию текста необходимо учить делать это в несколько этапов. Первый этап самопроверки должен быть посвящен поиску ошибок замысла — соответствия теме, плану и выраженности основной мысли, а также логичности и последовательности изложения. Затем текст прочитывается снова на предмет выявления ошибок исполнения.

Для совершенствования текста его создатель должен знать требования, предъявляемые к тексту, критически подойти к своему тексту и оценить раскрытие темы, выраженность основной мысли, правильность, уместность, точность и выразительность использования его элементов. Важным для совершенствования текста является самокритичность, развитие языкового и стилистического чутья и знание типичных ошибок и способов их преодоления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1025. Построение защищенной информационной системы для учреждения 225.5 KB
  Технико-экономическое обоснование разработки вычислительной сети. Выбор конфигурации вычислительной сети. Проектирование структурной схемы вычислительной сети. Калькуляция затрат на построение сети.
1026. Общие вопросы практической философии 524.5 KB
  Проблема рождения философии. Космоцентризм и основные понятия античной философии. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Система и метод философии Гегеля. П.Я. Чаадаев о российской истории и историософии.
1027. Исследование системы биометрической аутентификации пользователя ПК по клавиатурному почерку 422 KB
  Теоретические принципы построения биометрических систем динамической аутентификации личности по рукописному и клавиатурному почеркам. Получение вектора биометрических параметров при анализе рукописного почерка. Аутентификация пользователя на основе измерения близости образа к биометрическому эталону мерой Хэмминга. Биометрическая аутентификация на основе аддитивной модели сравнения биометрических характеристик пользователей.
1028. Создание и обработка изображений для печатной рекламы средствами программы Corel Draw 573.5 KB
  Краткое описание продукта Corel Draw. Особенности разработки элементов наружной рекламы в пакетах Corel Draw. Состав изображений. Графические объекты. Использование пиксельных изображений в Corel Draw и функция импорт. Перспектива, тени и экструзия. Цветовые палитры и модели цвета.
1029. Методика викладання математики та її зв'язок з іншими науками 453.5 KB
  Огляд програмного забезпечення навчального процесу у вищій школі. Математичні методи наукових досліджень і сучасне природознавство. Сучасні тенденції розвитку математичної освіти у середній і вищій школі. Філософські проблеми математики в історичному контексті. Формування наукового світогляду при вивченні математики. Методика формування математичних понять. Організація, зміст і перспективи дистанційної освіти.
1030. Технологический процесс при производстве ударопрочного полистирола 469.64 KB
  Разработка системы управления технологическими процессами. Описание алгоритмов сбора, первичной обработки информации и циклического опроса датчиков. Спецификация на приборы и средства автоматизации. Контроллер РСУ и ПАЗ.
1031. Теории организации и управление предприятием и персоналом 706 KB
  Виды социальных систем их особенности. Схемы отношений индивидов в организации. Особенности их применения. Отличия форм собственности хозяйственных операций. Особенности национальных моделей менеджмента (японская, американская, европейская, российская). Функции в организации. Их классификация и состав. Управление противоречиями в организации. Пути формирования организационной культуры.
1032. Учет в производственных подразделениях, учет денежных средств, расчетов и кредитных операций 477 KB
  Организационно-экономическая и правовая характеристика ООО Хлебозавод №5. Организация учета в производственных подразделениях ООО Хлебозавод №5. Учет на складах и других местах хранения готовой продукции и материальных производственных запасов. Учет кредитных операций
1033. Системы принятия решения и оптимизация в электронных таблицах, конструирование баз данных 469 KB
  Краткие сведения о системах принятия решения. Системы искусственного интеллекта, имитирующие на компьютере мышление человека при решении различных задач. Разработка системы принятия решения для аттестации знаний студентов по курсу Финансовая математика.