76562

Методика анализа письменных работ учащихся. Работа над ошибками

Доклад

Педагогика и дидактика

Текущие контрольные работы являются одновременно и обучающими так как предполагают работу над ошибками. По возможности учитель после работы над ошибками должен провести небольшую самостоятельную работу с целью повторного контроля. Текущие контрольно-обучающие работы оцениваются более строго чем итоговые. При их оценке учитываются: 1 степень самостоятельности учащегося 2 этап обучения 3 объем работы 4 четкость аккуратность каллиграфическая правильность.

Русский

2015-01-30

34 KB

1 чел.

33. Методика анализа письменных работ учащихся. Работа над ошибками.

Методы контроля делятся на две группы: 1) методы контроля за усвоением знаний, 2) методы контроля за сформированностью умений и навыков.

Существуют два вида контроля: текущий и итоговый. Оба вида контроля имеют устную и письменную форму проведения.

Письменные формы контроля направлены в первую очередь на контроль за сформированностью умений и навыков. Письменный контроль может быть коллективным и индивидуальным. Коллективный контроль осуществляется в ходе проведения и проверки письменных работ промежуточного характера (в процессе изучения темы) и при массовой проверке выполнения домашнего задания (при собирании тетрадей).

Письменная работа может быть специально направлена на проверку умений и навыков определенного рода. Учащимся могут быть предложены проверочные задания двух типов.

Во-первых, это задания, контролирующие сформированность  опознавательных умений — распознавание языковых единиц с определенными признаками в тексте или в ряду единиц (например, найти слова определенной части речи).

Во-вторых, это задания, контролирующие сформированность классификационных умений — умения группировать слова по разным объединяющим признакам (например, выписать из текста слова определенной морфемной структуры).

Текущие контрольные работы являются одновременно и обучающими, так как предполагают работу над ошибками. Работа над ошибками включает не только разбор допущенных ошибок, но и тренировку в выполнении аналогичных заданий. По возможности учитель после работы над ошибками должен провести небольшую самостоятельную работу с целью повторного контроля.

Текущие контрольно-обучающие работы оцениваются более строго, чем итоговые. При их оценке учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося, 2) этап обучения, 3) объем работы, 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность. Оценка «5» выставляется только при безупречном качестве работы. Оценка «4» ставится, если ученик допустил, но исправил ошибку или при небрежном оформлении, наличии помарок. Оценка «2» ставится, если более половины заданий выполнено неверно. Оценка «1» ставится, если не выполнено ни одно задание. В остальных случаях ставится оценка «3».

На протяжении всего школьного курса при выработке навыков правильного письма проводится работа над ошибками. Регулярная проверка учителем письменных работ (о способах проверки см. выше) автоматически подразумевает последующее исправление отмеченных ошибок самим учащимся. Собственно типовая форма, по которой исправляются допущенные ошибки, выглядит следующим образом:

Работа над ошибками

Правильное написание

Объяснение или проверка

Примеры на правило

В случае ошибочного написания словарного слова, которое усваивается преимущественно путем запоминания его графического облика, допустимо дать задание просто выписать это слово несколько раз.  При планировании каждой темы учитель после очередной контрольной работы (диктанта, изложения или сочинения), как правило, отводит урок, посвященный анализу ошибок, допущенных учащимися. Запланировать такой урок можно и в рамках повторения какой-то орфографической темы.

Если разбор ошибок следует за контрольной работой, то в задачу учителя входит

а) анализ результатов: общее количество допущенных учащимися ошибок, сравнительный аспект .

б) собственно анализ сделанных ошибок.

Методически неверным надо признать стремление учителя разобрать на таком уроке все встретившиеся ошибки, что неминуемо приводит к поверхностному и бессистемному перечислению разных правил и сделает работу неэффективной.

Поэтому в задачу учителя входит предварительная работа по определению того, какие ошибки являются важными (с точки зрения изучаемого материала), типичными, устойчивыми (то есть повторяющимися из работы в работу). Затем учитель должен подобрать материал для упражнений на правила, выявленные в ходе такой предварительной работы, наметить учащихся, с которыми непосредственно будет вестись работа на уроке, определить виды заданий, которые будут предложены в качестве домашней работы с целью предотвращения подобных ошибок. Помимо уже указанной формы работы над ошибками (выписывание в исправленном виде слов, словосочетаний, предложений с подчеркиванием орфограммы или пунктограммы, указания проверочного слова или формулировки правила с приведением двух-трех примеров на него), учитель обычно использует специальные упражнения, направленные на осознание ими правил и формирование навыкав их применении.

Для того чтобы не возникал рецидив неграмотности, суть которого в том, что во время прохождения какого-либо раздела учащиеся показывают успешное усвоение материала, а через некоторое время снова начинают допускать ошибки на изученное правило, учитель должен включать в последующие упражнения или диктанты по новым темам примеры на ранее пройденные правила, причем делать это систематически и многократно, чтобы полностью устранить саму возможность ошибки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75662. Операції над стрічками 170.05 KB
  Визначення позиції початку в стрічці s слова з номером n. Потім вводиться ціле число номер слова у рядку що буде перевірятись. Далі у циклі шукається позиція слова під введеним номером. За умовами необхідно врахувати усі символироздільники що розташовані між словами наприклад кома і пробіл крапка і пробіл два пробіли тощо.
75663. Інтегровані структури даних запису 562.11 KB
  Використовуючи процедури і описи модуля типу даних, розробити програму, що забезпечує введення початкових даних з першого файлу даних в память і зберігання їх в масиві, сортування масиву по алфавітному і по числовому параметру.
75664. Стек і черга. Хеш таблиця 209.96 KB
  Розробити підпрограми, які забезпечують запити на запис або читання даних з черги, стека або дека. Для організації вказаних структур використовувати масиви або списки. Перевірити працездатність розроблених підпрограм. Послідовність виконання операцій запису або читання вибираються випадково. Порівняти результати роботи, зробити висновки.
75665. Робота з динамічними структурами 543.75 KB
  Програму для роботи з двонапрваленими зв’язними списками. Кожен елемент списку містить зсилки на наступний і попередній елемент в списку. Програма повинна забезпечувати ввід і побудову списку. Програму для роботи для роботи з деревами. Кожен елемент дерева містить зсилку на батьківський елемент і зсилки на елементи-нащадки (необмежена кількість). Програма повинна забезпечувати ввід і побудову дерева.
75666. Рекурсивні алгоритми обробки структур даних 201.22 KB
  Розробити програму згідно алгоритму з використанням рекурсивної функції та без використання рекурсивної функції. Оцінити час виконання та складність алгоритму.
75667. Дерева. Бінарні дерева. Пошук 338.97 KB
  В основі метода для пошуку листів лежить звичайний обхід бінарного дерева, виконаний за допомогою рекурсії. Функція викликає саму себе двічі: для правого і лівого піддерев. При цьому кожен з цих викликів також містить рекурсію для вже своїх піддерев.
75668. Лінійні динамічні структури. Списки 365.01 KB
  На початку програми виводиться список, створений у програмі. Список записується у файл output.txt. Після натиснення клавіші відбувається сортування списку за значенням числового поля-ключа (тут поле вік (age)) за допомогою функції
75670. Динамічні структури, що розгалужуються (дерева) 455.83 KB
  На початку програми зявляється розбита на елементи формула-зразок у вигляді дерева. Вершина цього дерева містись саму формулу. У листах дерева містяться змінні. Користувач може ввести свою формулу натиснувши клавішу Insert. Після того можна змінити значення змінних, які за замовчуванням дорівнюють