76562

Методика анализа письменных работ учащихся. Работа над ошибками

Доклад

Педагогика и дидактика

Текущие контрольные работы являются одновременно и обучающими так как предполагают работу над ошибками. По возможности учитель после работы над ошибками должен провести небольшую самостоятельную работу с целью повторного контроля. Текущие контрольно-обучающие работы оцениваются более строго чем итоговые. При их оценке учитываются: 1 степень самостоятельности учащегося 2 этап обучения 3 объем работы 4 четкость аккуратность каллиграфическая правильность.

Русский

2015-01-30

34 KB

2 чел.

33. Методика анализа письменных работ учащихся. Работа над ошибками.

Методы контроля делятся на две группы: 1) методы контроля за усвоением знаний, 2) методы контроля за сформированностью умений и навыков.

Существуют два вида контроля: текущий и итоговый. Оба вида контроля имеют устную и письменную форму проведения.

Письменные формы контроля направлены в первую очередь на контроль за сформированностью умений и навыков. Письменный контроль может быть коллективным и индивидуальным. Коллективный контроль осуществляется в ходе проведения и проверки письменных работ промежуточного характера (в процессе изучения темы) и при массовой проверке выполнения домашнего задания (при собирании тетрадей).

Письменная работа может быть специально направлена на проверку умений и навыков определенного рода. Учащимся могут быть предложены проверочные задания двух типов.

Во-первых, это задания, контролирующие сформированность  опознавательных умений — распознавание языковых единиц с определенными признаками в тексте или в ряду единиц (например, найти слова определенной части речи).

Во-вторых, это задания, контролирующие сформированность классификационных умений — умения группировать слова по разным объединяющим признакам (например, выписать из текста слова определенной морфемной структуры).

Текущие контрольные работы являются одновременно и обучающими, так как предполагают работу над ошибками. Работа над ошибками включает не только разбор допущенных ошибок, но и тренировку в выполнении аналогичных заданий. По возможности учитель после работы над ошибками должен провести небольшую самостоятельную работу с целью повторного контроля.

Текущие контрольно-обучающие работы оцениваются более строго, чем итоговые. При их оценке учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося, 2) этап обучения, 3) объем работы, 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность. Оценка «5» выставляется только при безупречном качестве работы. Оценка «4» ставится, если ученик допустил, но исправил ошибку или при небрежном оформлении, наличии помарок. Оценка «2» ставится, если более половины заданий выполнено неверно. Оценка «1» ставится, если не выполнено ни одно задание. В остальных случаях ставится оценка «3».

На протяжении всего школьного курса при выработке навыков правильного письма проводится работа над ошибками. Регулярная проверка учителем письменных работ (о способах проверки см. выше) автоматически подразумевает последующее исправление отмеченных ошибок самим учащимся. Собственно типовая форма, по которой исправляются допущенные ошибки, выглядит следующим образом:

Работа над ошибками

Правильное написание

Объяснение или проверка

Примеры на правило

В случае ошибочного написания словарного слова, которое усваивается преимущественно путем запоминания его графического облика, допустимо дать задание просто выписать это слово несколько раз.  При планировании каждой темы учитель после очередной контрольной работы (диктанта, изложения или сочинения), как правило, отводит урок, посвященный анализу ошибок, допущенных учащимися. Запланировать такой урок можно и в рамках повторения какой-то орфографической темы.

Если разбор ошибок следует за контрольной работой, то в задачу учителя входит

а) анализ результатов: общее количество допущенных учащимися ошибок, сравнительный аспект .

б) собственно анализ сделанных ошибок.

Методически неверным надо признать стремление учителя разобрать на таком уроке все встретившиеся ошибки, что неминуемо приводит к поверхностному и бессистемному перечислению разных правил и сделает работу неэффективной.

Поэтому в задачу учителя входит предварительная работа по определению того, какие ошибки являются важными (с точки зрения изучаемого материала), типичными, устойчивыми (то есть повторяющимися из работы в работу). Затем учитель должен подобрать материал для упражнений на правила, выявленные в ходе такой предварительной работы, наметить учащихся, с которыми непосредственно будет вестись работа на уроке, определить виды заданий, которые будут предложены в качестве домашней работы с целью предотвращения подобных ошибок. Помимо уже указанной формы работы над ошибками (выписывание в исправленном виде слов, словосочетаний, предложений с подчеркиванием орфограммы или пунктограммы, указания проверочного слова или формулировки правила с приведением двух-трех примеров на него), учитель обычно использует специальные упражнения, направленные на осознание ими правил и формирование навыкав их применении.

Для того чтобы не возникал рецидив неграмотности, суть которого в том, что во время прохождения какого-либо раздела учащиеся показывают успешное усвоение материала, а через некоторое время снова начинают допускать ошибки на изученное правило, учитель должен включать в последующие упражнения или диктанты по новым темам примеры на ранее пройденные правила, причем делать это систематически и многократно, чтобы полностью устранить саму возможность ошибки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69699. СТИЛІ 127 KB
  Стиль HTML - це набір характеристик шрифту, символів і абзацу, застосовуваних до певної частини документа. Застосування стилів дозволяє уникнути необхідності додавання до HTML нових тегів форматування, оскільки нові команди форматування можуть включатись у стиль, а не у HTML-файл.
69700. Групування записів 25 KB
  Оператор SELECT дозволяє групувати значення, що повертаються. Наприклад, клієнт Іванов (C_NO=l) кілька разів замовляв у нас якийсь товар. Означає його номер зустрічається в таблиці ORDERS кілька разів. Інший клієнт також міг зробити декілька замовлень.
69701. КЛЮЧІ 27.5 KB
  В той же час, до цього номер 1 був закріплений за Івановим. У нас вийшло, що один і той же номер зіставлений різним клієнтам. Тепер уявимо, що про це нічого не знає оператор, що знаходиться в магазині. Сидоров замовляє монітор LG, але не оплачує його вчасно...
69702. Функції для роботи з окремими символами 74 KB
  При зміні регістра російських букв можуть виникнути проблеми, уникнути яких допоможе правильна установка локали. Локалью називатимемо сукупність локальних настройок системи, таких як формат дати і часу, мова, кодування.
69703. Спеціальні функції 35 KB
  Ми вже знайомі з технологією Cookies тому знаємо як зберегти поточний номер питання починаючи з якого тест буде продовжений. А як запам’ятати номери питань масив які згенерували для студента Зберегти масив в Cookies ми не можемо зате можна зберегти рядок.
69704. Математичні функції 47.5 KB
  Функція mах() повертає максимальний з переданих їй п аргументів. Наприклад, echo max(7,10, 3,1 $а, $b) виведе 10, якщо значення $а і $Ь менше або рівні 10. Якщо функції переданий один параметр, то він повинен бути масивом, в якому буде вироблений пошук максимального елементу.
69705. Читання і запис в бінарному режимі 53.5 KB
  Для кожного відкритого файлу система зберігає величину яка називається покажчиком поточної позиції файлу. При відкритті файлу цей покажчик встановлюється на початок файлу. З кожним викликом функції читання файлу покажчик поточної позиції зрушується...
69706. Функції для роботи з файлами 102 KB
  Всі функції можна розділити на такі групи: Функції маніпулювання файлами. Функції для роботи з іменами файлів. Функції визначення типа і параметрів файлу.