76569

Виды ответственности за жизнь и здоровье детей

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Однако виды основания и меры пределы указанной ответственности в Законе РФ Об образовании не определяются: в ст. 32 содержится лишь отсылка в установленном законом порядке что надо понимать как установление ответственности другими законами. Следовательно во всех случаях повреждения здоровья или смерти учащихся ОУ несчастных случаях как учреждение так и его руководитель могут быть привлечены к тем видам ответственности которые предусмотрены действующим законодательством при условии что несчастный случай наступил во время...

Русский

2015-01-30

30.37 KB

2 чел.

Виды ответственности за жизнь и здоровье детей

Дисциплинарная ответственность

Согласно подп. 3 п. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об обра­зовании" (ред. от 17.07.2009; далее - Закон РФ "Об образовании"), об­разовательное учреждение (далее - ОУ) несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников ОУ во время об­разовательного процесса.

Однако виды, основания и меры (пределы) указанной ответственности в Законе РФ "Об образовании" не определяются: в ст. 32 содержится лишь отсылка - "в установленном законом порядке", что надо понимать как установление ответственности другими законами.

Следовательно, во всех случаях повреждения здоровья или смерти учащихся ОУ (несчастных случаях) как учреждение, так и его руководитель могут быть привлечены к тем видам ответственности, которые предусмо­трены действующим законодательством, при условии, что несчастный случай наступил во время образовательного процесса.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Закона РФ "Об образовании" руководитель является единоличным исполнительным органом общеобразовательного учреждения, осуществляющим непосредственное управление данным учреждением. В силу этого любой руководитель рассматривается законом в качестве должностного лица, дополнительная ответственность для ко­торого предусмотрена действующим уголовным законодательством и за­конодательством об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно Трудовому кодексу РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 17.07.2009; далее - ТК РФ), руководитель по отношению к обще­образовательному учреждению обладает также статусом работника, кото­рый наравне со всеми подлежит дисциплинарной и материальной ответ­ственности по правилам, предусмотренным ТК РФ. Остановимся на указан­ных видах ответственности подробнее.

За виновные действия (бездействия), приведшие к несчастному случаю с учащимся общеобразовательного учреждения, руководитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности путем наложения на него одно­го из дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 192 ТК РФ, а именно: - замечание;

Административная ответственность

- выговор;

- увольнение по соответствующим основаниям, предусмотренным ТК РФ (например по п. 10 части первой ст. 81 ТК РФ за однократное грубое нарушение руководителем своих трудовых обязанностей).

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен за­требовать от руководителя письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение руководителем не предоставлено, то составляется акт об отказе дать письменное объяснение (непредостав­лении письменного объяснения). Акт подписывается представителем рабо­тодателя в присутствии не менее двух свидетелей, которые также ставят свои подписи в акте, и руководителем. Отказ или непредоставление руко­водителем объяснения не является препятствием для применения к нему дисциплинарного взыскания, при наличии надлежаще оформленного акта.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, совершенного руководителем по его вине и приведшего к несчастному случаю с учащимися, не считая времени болез­ни руководителя, пребывания его в отпуске, и не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения руководителем указанного проступка.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется руководителю под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия руководителя на работе. Если руководитель отказы­вается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то об этом составляется акт либо делается запись под приказом (распоря­жением) в присутствии свидетелей.

Виды административной ответственности определены Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.07.2009; далее - КоАП РФ), при этом кодекс не предусматривает на­казаний за непосредственное причинение руководителем вреда жизни или здоровью учащихся. Однако если в ходе расследования несчастного случая будут установлены нарушения, предусмотренные КоАП РФ, напри­мер, нарушения правил охраны труда, санитарных норм и др., то руково­дитель может понести административное наказание.

Так, если по вине руководителя в школе своевременно не были при­няты меры по ремонту электрооборудования и в результате учащийся получил травму от воздействия электричества, руководитель, как долж­ностное лицо, может быть дополнительно привлечен к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ (Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энер­гопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержа­ния, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки) в виде штрафа в размере от 1000 до 2000 руб.

Уголовная ответственность

Административная ответственность наступает перед государством и никаким образом не касается возмещения имущественного или мораль­ного вреда пострадавшему ученику или его родителям (законным пред­ставителям). От привлечения руководителя к административной ответ­ственности указанные лица могут получить лишь моральное удовлетворе­ние, поскольку эта ответственность предполагает меры государственного принуждения, что позволяет говорить о том, что виновное лицо наказано государством в лице уполномоченных органов.

Руководитель может нести уголовную ответственность, предусмотрен­ную Уголовным кодексом РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009; далее - УК РФ) как за непосредственное причинение вреда жизни и здо­ровью учащегося неправомерными действиями (бездействиями), так и за то, что в результате нарушений им трудовых обязанностей были созданы условия, приведшие впоследствии к несчастному случаю с учащимся.

Примером уголовной ответственности за непосредственное причинение вреда может являться применение руководителем физической силы в от­ношении учащегося, в результате которого здоровью последнего был причинен вред различной степени тяжести. В этом случае руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 111, 112, 115, 116 УК РФ (в зависимости от тяжести телесных повреждений).

Примером опосредованной ответственности может служить ситуация, при которой по вине руководителя (являющегося по должностным обязан­ностям ответственным за пожарную безопасность учреждения) в школе были грубо нарушены правила пожарной безопасности и при возникно­вении пожара из-за данных нарушений здоровью учащихся был причинен тяжкий вред (не был открыт доступ к эвакуационному выходу, поэтому не все учащиеся смогли своевременно эвакуироваться из горящего здания). Тогда руководитель, помимо прочих видов ответственности, будет при­влечен к уголовной ответственности по ст. 219 УК РФ.

При привлечении к уголовной ответственности, например, в виде на­ложения штрафа, деньги, которые заплатит руководитель, полностью пойдут в бюджет и пострадавшим из этих сумм ничего не достанется.

Здесь проявляется сходство этого вида ответственности с администра­тивной: она может служить для пострадавшего ученика и его родителей (законных представителей) лишь способом получения морального удо­влетворения от того, что виновное лицо наказано по всей строгости за­кона.

При назначении уголовного наказания за преступление (пусть даже не связанное с лишением свободы) к руководителю может быть дополни­тельно применена такая мера наказания, как запрет на занятие руководя­щих должностей в образовательных учреждениях сроком до трех лет (ст. 47 УК РФ), что автоматически повлечет за собой его увольнение.

П.В. Гулидов,

эксперт информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования"


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22742. Етапи війни США у Кореї 82 KB
  Етапи війни США у Кореї. Поэтому сейчас взрывы в Японии рассматривались как начало атомного шантажа США. Эта ошибка в переоценке своих сил вынудили США заплатить за нее очень дорого сначала в Корее а затем во Вьетнаме. Дело состояло в следующем: СССР допустив США в Корею справедливо считала что американцы в свою очередь выделят СССР зону оккупации в Японии.
22743. Основні напрямки зовнішньої політики США на початку 70-х рр 31 KB
  Зайнявши Білий дім 37й американський президент уже в липні 1969 року проголосив нову стратегію США у в'єтнамській війні яка отримала назву доктрини Ніксона . Вже в червні 1969 року почалася евакуація півмільйонного американського контингенту з Південного В'єтнаму. На травень 1972 року тут залишалось 69 тисяч американців. на думку деяких істориків змусило Ханой підписати у Парижі 27 січня 1973 року угоду про припинення військових дій та відновлення миру у В'єтнамі .
22744. Посилення холодної війни США проти соціалістичних країн у період першого президентства Д. Ейзенхауера 31 KB
  Посилення холодної війни США проти соціалістичних країн у період першого президентства Д. Они пожинали плоды послевоенного экономического подъема когда материальное благополучие США еще больше возросло. В 60е годы политизированное студенчество выступило против международной роли США особенно в разрушительной войне во Вьетнаме. Сама жизнь подводила граждан США к поискам нового социального равновесия в стране.
22745. Африканська політика адміністрації Дж. Картера 26.5 KB
  Киссинджер пытались наладить отношения с будущими партнёрами национальноосвободительными силами на юге Африки которые стремились расширить круг своих сторонников на международной арене использовать противоречия международного сообщества с Южной Родезией ЮАР и с колониальными властями Португальской Африки. В частности во время поездки по странам Африки в апрелемае 1976г. Киссинджера в ходе его поездки по странам Африки как прямое указание к действиям. Весомым практическим результатом этой политики для Африки стали посреднические усилия...
22746. Умисел як форма вини 128.5 KB
  Вина - це завжди умисел або необережність. Лише за наявності вини особи щодо вчиненої нею дії (бездіяльності) можна говорити про склад злочину як підставу кримінальної відповідальності.
22747. Доктрина Ейзенхауера 22 KB
  €œДоктрина Ейзенхауера€. У боротьбі за крісло у Білому домі Дуайт Ейзенхауер використав нову зовнішньополітичну доктрину замінивши політику стримування політикою відкидання звільнення ' від комунізму її теоретиком був Дж.Кеннана що у зовнішніх справах Ейзенхауер був людиною гострого політичного розуму і передбачуваності. Президент зазнав нищівної критики військові вимагали збільшення фінансування на звичайні озброєння але Ейзенхауер вистояв.
22748. Політика США щодо СРСР у першій половині 80-х рр 27.5 KB
  Політика США щодо СРСР у першій половині 80х рр. У зовнішньополітичній діяльності президента Рейгана варто розрізнити два періоди відповідно до термінів президентства: 19811984 рокичас різкої конфронтації з СРСР курсу на військову перевагу США у світі домінування силових методів у розв'язанні міжнародних конфліктів дії доктрини Рейгана доктрини неоглобалізму тобто протистояння з СРСР у будьякому куточку планети; 19851989 рокиперіод пошуку шляхів для виходу із політики глобального протистояння з СРСР нормалізації...
22749. Зрив США Паризької наради у верхах у 1960 р 25 KB
  обследовав сверхсекретные объекты Советского Союза Семипалатинский ядерный полигон авиабазу стратегических бомбардировщиков Ту95 близ него полигон противоракетной обороны в СарыШагане ракетный полигон ТюраТам космодром Байконур U2 выскользнул из пределов СССР южнее города Мары. Отмолчались и продолжили планирование разведывательных полетов над СССР. Дело в том что в мае должно было состояться совещание большой четверки США СССР Великобритании и Франции в Париже где предстояла новая встреча главы американского государства с...
22750. Теоретичні основи зовнішньої політики адміністрації Р. Рейгана 30.5 KB
  У зовнішньополітичній діяльності президента Рейгана варто розрізнити два періоди відповідно до термінів президентства: 19811984 рокичас різкої конфронтації з СРСР курсу на військову перевагу США у світі домінування силових методів у розв'язанні міжнародних конфліктів дії доктрини Рейгана доктрини неоглобалізму тобто протистояння з СРСР у будьякому куточку планети; 19851989 рокиперіод пошуку шляхів для виходу із політики глобального протистояння з СРСР нормалізації стосунків з СРСР підписання кардинальних договорів щодо...