76569

Виды ответственности за жизнь и здоровье детей

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Однако виды основания и меры пределы указанной ответственности в Законе РФ Об образовании не определяются: в ст. 32 содержится лишь отсылка в установленном законом порядке что надо понимать как установление ответственности другими законами. Следовательно во всех случаях повреждения здоровья или смерти учащихся ОУ несчастных случаях как учреждение так и его руководитель могут быть привлечены к тем видам ответственности которые предусмотрены действующим законодательством при условии что несчастный случай наступил во время...

Русский

2015-01-30

30.37 KB

2 чел.

Виды ответственности за жизнь и здоровье детей

Дисциплинарная ответственность

Согласно подп. 3 п. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об обра­зовании" (ред. от 17.07.2009; далее - Закон РФ "Об образовании"), об­разовательное учреждение (далее - ОУ) несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников ОУ во время об­разовательного процесса.

Однако виды, основания и меры (пределы) указанной ответственности в Законе РФ "Об образовании" не определяются: в ст. 32 содержится лишь отсылка - "в установленном законом порядке", что надо понимать как установление ответственности другими законами.

Следовательно, во всех случаях повреждения здоровья или смерти учащихся ОУ (несчастных случаях) как учреждение, так и его руководитель могут быть привлечены к тем видам ответственности, которые предусмо­трены действующим законодательством, при условии, что несчастный случай наступил во время образовательного процесса.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Закона РФ "Об образовании" руководитель является единоличным исполнительным органом общеобразовательного учреждения, осуществляющим непосредственное управление данным учреждением. В силу этого любой руководитель рассматривается законом в качестве должностного лица, дополнительная ответственность для ко­торого предусмотрена действующим уголовным законодательством и за­конодательством об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно Трудовому кодексу РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 17.07.2009; далее - ТК РФ), руководитель по отношению к обще­образовательному учреждению обладает также статусом работника, кото­рый наравне со всеми подлежит дисциплинарной и материальной ответ­ственности по правилам, предусмотренным ТК РФ. Остановимся на указан­ных видах ответственности подробнее.

За виновные действия (бездействия), приведшие к несчастному случаю с учащимся общеобразовательного учреждения, руководитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности путем наложения на него одно­го из дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 192 ТК РФ, а именно: - замечание;

Административная ответственность

- выговор;

- увольнение по соответствующим основаниям, предусмотренным ТК РФ (например по п. 10 части первой ст. 81 ТК РФ за однократное грубое нарушение руководителем своих трудовых обязанностей).

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен за­требовать от руководителя письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение руководителем не предоставлено, то составляется акт об отказе дать письменное объяснение (непредостав­лении письменного объяснения). Акт подписывается представителем рабо­тодателя в присутствии не менее двух свидетелей, которые также ставят свои подписи в акте, и руководителем. Отказ или непредоставление руко­водителем объяснения не является препятствием для применения к нему дисциплинарного взыскания, при наличии надлежаще оформленного акта.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, совершенного руководителем по его вине и приведшего к несчастному случаю с учащимися, не считая времени болез­ни руководителя, пребывания его в отпуске, и не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения руководителем указанного проступка.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется руководителю под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия руководителя на работе. Если руководитель отказы­вается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то об этом составляется акт либо делается запись под приказом (распоря­жением) в присутствии свидетелей.

Виды административной ответственности определены Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.07.2009; далее - КоАП РФ), при этом кодекс не предусматривает на­казаний за непосредственное причинение руководителем вреда жизни или здоровью учащихся. Однако если в ходе расследования несчастного случая будут установлены нарушения, предусмотренные КоАП РФ, напри­мер, нарушения правил охраны труда, санитарных норм и др., то руково­дитель может понести административное наказание.

Так, если по вине руководителя в школе своевременно не были при­няты меры по ремонту электрооборудования и в результате учащийся получил травму от воздействия электричества, руководитель, как долж­ностное лицо, может быть дополнительно привлечен к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ (Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энер­гопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержа­ния, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки) в виде штрафа в размере от 1000 до 2000 руб.

Уголовная ответственность

Административная ответственность наступает перед государством и никаким образом не касается возмещения имущественного или мораль­ного вреда пострадавшему ученику или его родителям (законным пред­ставителям). От привлечения руководителя к административной ответ­ственности указанные лица могут получить лишь моральное удовлетворе­ние, поскольку эта ответственность предполагает меры государственного принуждения, что позволяет говорить о том, что виновное лицо наказано государством в лице уполномоченных органов.

Руководитель может нести уголовную ответственность, предусмотрен­ную Уголовным кодексом РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009; далее - УК РФ) как за непосредственное причинение вреда жизни и здо­ровью учащегося неправомерными действиями (бездействиями), так и за то, что в результате нарушений им трудовых обязанностей были созданы условия, приведшие впоследствии к несчастному случаю с учащимся.

Примером уголовной ответственности за непосредственное причинение вреда может являться применение руководителем физической силы в от­ношении учащегося, в результате которого здоровью последнего был причинен вред различной степени тяжести. В этом случае руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 111, 112, 115, 116 УК РФ (в зависимости от тяжести телесных повреждений).

Примером опосредованной ответственности может служить ситуация, при которой по вине руководителя (являющегося по должностным обязан­ностям ответственным за пожарную безопасность учреждения) в школе были грубо нарушены правила пожарной безопасности и при возникно­вении пожара из-за данных нарушений здоровью учащихся был причинен тяжкий вред (не был открыт доступ к эвакуационному выходу, поэтому не все учащиеся смогли своевременно эвакуироваться из горящего здания). Тогда руководитель, помимо прочих видов ответственности, будет при­влечен к уголовной ответственности по ст. 219 УК РФ.

При привлечении к уголовной ответственности, например, в виде на­ложения штрафа, деньги, которые заплатит руководитель, полностью пойдут в бюджет и пострадавшим из этих сумм ничего не достанется.

Здесь проявляется сходство этого вида ответственности с администра­тивной: она может служить для пострадавшего ученика и его родителей (законных представителей) лишь способом получения морального удо­влетворения от того, что виновное лицо наказано по всей строгости за­кона.

При назначении уголовного наказания за преступление (пусть даже не связанное с лишением свободы) к руководителю может быть дополни­тельно применена такая мера наказания, как запрет на занятие руководя­щих должностей в образовательных учреждениях сроком до трех лет (ст. 47 УК РФ), что автоматически повлечет за собой его увольнение.

П.В. Гулидов,

эксперт информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования"


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64287. РОЗВИТОК РЕГІОНАЛЬНОЇ ПРОМИСЛОВОЇ ПОЛІТИКИ ДЕРЖАВИ В РИНКОВИХ УМОВАХ 326.5 KB
  З цього приводу необхідні чітко відпрацьовані в теоретичному та практичному аспектах підходи до формування та реалізації регіональної промислової політики держави.
64288. ФУНКЦІОНАЛЬНИЙ ВЗАЄМОЗВ‘ЯЗОК МАСОГАБАРИТНИХ Й ЕНЕРГЕТИЧНИХ ПАРАМЕТРІВ ТРАНСФОРМАТОРІВ 247.5 KB
  Зокрема в Україні як під впливом сусідства з Росією так й у зв‘язку з розвитком співробітництва в області трансформаторобудування із країнами Євросоюзу і в країнах Близького Сходу через відсутність у них власної електромашинобудівної індустрії...
64289. ДОСЛІДЖЕННЯ МЕТОДІВ МАРШРУТИЗАЦІЇ З КОНВЕРСІЄЮ ДОВЖИНИ ХВИЛІ 850.5 KB
  Проте методи маршрутизації в повністю оптичних мережах з використанням конверсії довжини хвилі а також методи оптимального розташування конвертерів для мінімізації їх числа не зважаючи на величезне число робіт в даний час відсутні.
64290. ПСИХОЛОГІЧНІ ЧИННИКИ ДИНАМІКИ СУБ’ЄКТНОСТІ МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ У ПРОЦЕСІ НАВЧАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 188 KB
  Розвиток людини як суб'єкта діяльності стає метою сучасної освіти та важливою проблемою психології. Категорія суб'єкт має давню історію у вітчизняній психології.
64291. ДОГОВІР ПРО НАДАННЯ ПОСЛУГ У МЕРЕЖІ ІНТЕРНЕТ 146.5 KB
  Актуальність теми дослідження зумовлена стрімким поширенням новітніх комунікаційних та інформаційних технологій та потребою віднайти адекватні правові форми для регулювання відносин щодо набуття зміни та припинення цивільних прав...
64292. БЕЗКОНФЛІКТНЕ УПРАВЛІННЯ ЕКОНОМІЧНИМИ ВЗАЄМОДІЯМИ НА ПРОМИСЛОВОМУ ПІДПРИЄМСТВІ 514 KB
  Відомо, що машинобудівний комплекс є сполучною ланкою між металургійною, гірничою, хімічною та багатьма іншими галузями промисловості і визначає рівень загального розвитку економіки країни.
64293. ЗАХИСТ ПРАВА ЛЮДИНИ НА ОСОБИСТУ СВОБОДУ В КОНТЕКСТІ ПРОТИДІЇ ТОРГІВЛІ ЛЮДЬМИ: ФІЛОСОФСЬКО-ПРАВОВІ ЗАСАДИ 136.5 KB
  Можна відзначити що сутність цього соціального феномену полягає в запереченні свободи людини у зв’язку з чим головною засадою протидії таким порушенням слід вважати відповідний захист свободи.
64294. РОЗВИТОК Я-КОНЦЕПЦІЇ ОСОБИСТОСТІ МАЙБУТНЬОГО СОЦІАЛЬНОГО ПРАЦІВНИКА У ВИЩОМУ НАВЧАЛЬНОМУ ЗАКЛАДІ 231.5 KB
  Забезпечення ефективності вирішення складного комплексу цих проблем вимагає повноцінних теоретичних концепцій соціальної роботи як професійної діяльності насамперед розвитку адекватної і гармонійної Я-концепції самого працівника соціальної сфери наявність...
64295. СПЕКТРАЛЬНІ ПРОЯВИ ВЗАЄМОДІЇ ІЗОХІНОЛІНОВИХ АЛКАЛОЇДІВ З ДНК 249.5 KB
  Взаємодія низькомолекулярних лігандів з ДНК має широкий спектр застосувань: медичні препарати зокрема протипухлинні та імуномодулюючі флуоресцентні зонди тощо.