7657

Проблемы типологии культуры. Концепции культурно-исторических типов и линейная (стадиальная) схема периодизации культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Проблемы типологии культуры. Концепции культурно-исторических типов и линейная (стадиальная) схема периодизации культуры При изучении культур встает проблема их типологизации. Необходимость типологизации культуры следует из сложности и многогр...

Русский

2013-01-27

88.5 KB

124 чел.

Проблемы типологии культуры.

Концепции культурно-исторических типов и линейная (стадиальная) схема периодизации культуры

При изучении культур  встает проблема их типологизации. Необходимость типологизации культуры следует из сложности и многогранности самого понятия культуры и ее разнообразных феноменов. Типология (от греческого τιπός – отпечаток, образ, λόγός – слово, понятие, учение) – упорядочение, классификация, систематизация сложных объектов, связанных между собой сходством черт или генетически. «Тип – это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщенном, схематизированном виде выражает некоторые существенные "типичные") черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей».

Существует много типологий культуры, каждая из них берет за основание тот или иной принцип типологизации. Типологизация – один из методов научного исследования, она способствует постижению сущности культуры в ее многообразных проявлениях, а еще она важна для решения задач, встающих перед обществом и человеком в сложном современном мире, где сосуществуют и тесно взаимодействуют различные культуры.

Понимание многообразия культур появляется уже в древности, в мифологии. Противопоставление своей культуры чужой характерно для древних греков и римлян. При этом, строго говоря, под цивилизацией и культурой они понимали только свою, все остальные – варвары, т.е. не владеющие этими языками образованности и культуры. Накопление материала для типологии культур началось в рамках исторической науки.

Описание истории первоначально дается как смена событий, следующих друг за другом, или смена царств, или смена династий. Уже в древности возникли два разных ощущения истории и культуры – вечного повторения, цикличности истории и ее поступательного движения.

Впервые вопрос о собственном содержании периодов истории и культуры ставится в эпоху Возрождения - в сочинениях итальянских гуманистов. Они рассматривают историю и культуру как результат деятельности самих людей и выстраивают ее  в схему уже собственно культурологической типологии: античность – средние века – возрождение античных идеалов, новое время.

Эта схема была воспринята и развита в эпоху Просвещения, когда одной из центральных в понимании истории и культуры становится идея прогресса.  

Особое место среди них принадлежит Дж.Вико. Во-первых, он впервые дает целостное и систематическое изложение культурной истории человечества. Во-вторых, он стремится   выявить законы ее развития. И наконец, он характеризует каждую эпоху как некую целостность.

Культура понимается им как последовательная смена эпох,  определенные  циклы, «круговорот» культур: «Век Богов», «Век Героев», «Век Человека».

Каждая культура, говорит Вико,  проходит три стадии развития: детство, юность и зрелость. Дж. Вико – сторонник циклической модели развития человеческой истории и культуры.

И.Г.Гердер выделяет идею особых и целостных культурных миров. Им впервые была отчетливо высказана идея национальных культур.

Главным средством  формирования культур Гердер называл язык. Национальная культура, по Гердеру, разделяется на «ученую» с ведущей ролью науки, искусства, образования и «народную», где главенствует религия. Религию он рассматривает в качестве первоэлемента любой культуры.    Гердер впервые выступает с научной критикой европоцентризма и ставит вопрос о преемственности в развитии культуры. Культура, по его мнению, возникла в Азии. Свидетельствами древности азиатских культур он называет язык и письменность.

Таким образом, в эпоху Просвещения разрабатывается циклическая модель истории и культуры. Однако у Просветителей она не исключает  признания возможностей передачи культурной традиции, более того, они подчеркивают связи идей своей эпохи с предшествующими. Просветители развивают линейную модель  времени в  концепции прогресса. Просвещение базируется на двух главных идеях – разума и прогресса.

В рамках линейной модели существуют два варианта исторического процесса. Первый состоит  в принятии  за точку отсчета некоторого идеального состояния человечества как начала его развития и одновременно движения к упадку, после которого наступает или крах, или возвращение к идеальному состоянию. Второй -   в отнесении  этого «золотого века» в будущее, ближайшее будущее благодаря прогрессу человечества в различных областях.

Ж.А.Кондорсе разрабатывает проект исторической таблицы прогресса человеческого разума, в которую он помещает десять периодов истории, рассматриваемых опять же с точки зрения прогресса.

Таким образом,  в эпоху Просвещения сложились и циклическая модель развития культуры, и линейная. Впрочем, они не особо противоречили друг другу, поскольку исходили из общих оснований – идеи прогресса и разума.

Влияние идей просветителей: «Соответственно, в качестве основных исторических типов культуры традиционно рассматриваются:

 • первобытная культура;

 • античная культура;

 • средневековая культура

 • культура эпохи Возрождения;

 • культура Нового времени

 • современная культура».

Конечно, сегодня типология культуры строится на гораздо более обширном материале, но исходное выделение этих исторических этапов идет от просветителей. Родилась она на почве европейской культуры.

В конце 19 века появляется теория культурно-исторических типов, которая исходит из признания многообразия культур и локального характера каждой из них. Эта теория разрабатывалась Н.Я.Данилевским, О.Шпенглером, А.Тойнби, П.А.Сорокиным.

Первым с этой идеей выступил в 1871 году Н.Я.Данилевский.

Культурно-исторические типы он определяет как самостоятельные, своеобразные планы «религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития». Перечисление их в хронологическом порядке выглядит следующим образом:

- египетский,

- китайский,

- ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический,

- индийский,

-иранский,

- еврейский,

- греческий,

- римский,

- ново-семитический, или аравийский,

- германо-романский, или европейский.  

К ним Данилевский добавляет  два американских типа, преждевременно остановленных в развитии – мексиканский и перуанский. Среди культурно-исторических типов он выделяет уединенные (Китай и Индия) и преемственные (все остальные). Он называет также народы, сыгравшие скорее отрицательную, разрушительную роль в истории человечества (гунны, монголы, турки) и так называемый этнографический материал, т.е. народы, по разным причинам не сыгравшие никакой роли.

Особое внимание он уделяет самому молодому, формирующемуся типу –  славянскому, за которым он видит большое будущее.

Н.Я.Данилевский называет основания для выделения тех или иных культурно-исторических типов. Это различное сочетание четырех основных видов деятельности:

- деятельность религиозная;

- деятельность культурная (теоретическое – научное, эстетическое –                      

   художественное и техническое – промышленное отношение к миру)

         - деятельность политическая,

         - деятельность общественно-экономическая.

На этой основе Данилевский выделяет несколько категорий культур: первичные, одноосновные, двуосновный тип, четырехосновный (универсальный)  тип – в зависимости от того, какие виды деятельности получили в них развитие.

К первичным он относит культуры египетскую, вавилонскую, иранскую, китайскую, индийскую.

Три цивилизации (Иудея, Древняя Греция и Рим) он определяет как одноосновные, имевшие в основании своей цивилизации один из видов деятельности.

Следующий тип – германо-романский – в значительной степени является наследником предшествующих, но он реализовал себя лишь в двух видах деятельности - как двуосновный политико-культурный тип.

Обращаясь к славянскому типу, Данилевскийн рассматривает его особенности и успехи в каждом из четырех видов деятельности. Вывод: «можем мы питать основательную надежду, что славянский культурно-исторический тип в первый раз представит синтезис всех сторон культурной деятельности…будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом».

О.Шпенглер в качестве основания типологии культур называет прасимвол.

Он сравнивает культуры с живыми организмами. Культура зарождается, когда пробуждается ее душа, и умирает, когда эта душа культуры исчерпывает себя. Цивилизация – это нисходящий этап. Культуры рождаются, достигают зрелости и умирают. Срок жизни каждой культуры Шпенглер определяет одним тысячелетием.

Он называет восемь культурно-исторических типов,  великих культур:

- египетская,

- вавилонская,

- индийская,

- китайская,

- греко-римская,

- византийско-арабская,

- западноевропейская,

- народов май.

И еще он одну называет как формирующуюся – русскую  культуру.

Каждая культура имеет свой прасимвол, основу всех символов культуры. Прасимволом египетской культуры становится дорога, китайской - понятие Дао, русской культуры - бесконечная равнина.

Душу античной культуры  он определяет как аполлоновскую, ей противостоит фаустовская душа  западноевропейской культуры.

Ни одна из культур не занимает преимущественного положения, все   они – отдельные миры.     

А.Вебер  использует схему исторического процесса, предложенную Шпенглером, но в отличие от него проводит различие между движения общества, цивилизации и  культуры. Цивилизации – большие исторические тела: Китай, Индия, античность, западный мир – характеризуются неуклонным развитием сознания. Оно проходит ряд ступеней: первобытное восприятие -  тотемное – мифическое – рациональная система постижения мира.  Цивилизация целесообразна. Цивилизация носит скорее общечеловеческий характер, можно говорить о цивилизации человечества. Иное дело – культура. Она образует отдельные культурные миры.. Культура надцелесообразна. Все культуры несут характер исключительности, однократности.

Основная проблема работ А.Тойнби – динамика цивилизаций. Он отвергает  непрерывность истории в ее классической европоцентристской схеме.

Тойнби выделяет цивилизации первичные, возникшие из примитивных обществ, вторичные, сформировавшиеся на их основе, и третичные, родившиеся из вторичных. Таким образом, в истории могут возникать последовательности, например: минойская – эллинская – западная; минойская – эллинская – православная. В настоящее время, говорит Тойнби, мы можем  видеть существование четырех обществ, помимо Западного мира:

- православно-христианское,

- исламское общество,

- индуистское общество,                                       

- дальневосточное общество.

А. Тойнби рассматривает цивилизации как динамические образовании эволюционного типа в рамках концепции Вызова-и-Ответа.

Цивилизации сталкиваются с двумя видами вызова – с вызовом природной и человеческой среды. Те общества, которые не смогли ответить на этот вызов, поплатились полным вымиранием: «Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в  более высокое и в более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию».  

Стимулы природной среды  Тойнби разделяет на стимулы «бесплодной земли» и стимулы «новой земли».

Стимулы человеческой среды включают в себя «стимулы  удара» и «стимулы постоянного давления».

Вызовы  природной и человеческой среды   могут как  стимулировать генезис цивилизации, так и затормозить   его – если Вызов превышает некоторый предел, оказывается чрезмерным. Таким образом, Вызов-и-Ответ Тойнби считает всеобщим законом генезиса цивилизаций.

Рост цивилизации он рассматривает как «дело рук творческих личностей или творческих меньшинств»,

Нахождение творческим меньшинством адекватного ответа на вызов обеспечивает поступательное движение цивилизации, но оно не бесконечно. Цивилизации ослабевают, их ресурсы истощаются, и они вступают в фазу надлома. Надлом цивилизации вызван не воздействием внешних сил, но лежит внутри самой цивилизации. Творческое меньшинство вырождается в господствующее меньшинство, озабоченное лишь сохранением своего авторитета и своей власти.

За надломом цивилизации следует ее распад. Его сценарии могут различаться: «Существуют "вертикальные" трещины между территориально разделенными общинами и "горизонтальные" – внутри смешанных общин, подразделенных на классы». Главную ответственность за распад цивилизации несет правящее меньшинство, которое превращается в   замкнутую группу, не только не участвующую в творческой работе, но и препятствующую новым творческим меньшинствам находить ответы на новые вызовы, совершая, таким образом, «великий отказ».

Тойнби  не считал гибель цивилизаций неизбежной. Он называет три варианта выхода из кризиса: архаизм, футуризм и преображение.

В полемике с О.Шпенглером и А.Тойнби разрабатывал свою концепцию типологии и динамики культуры известный русский и американский мыслитель П.А. Сорокин. 

П.Сорокин – автор концепции суперсистем культуры, в рамках которой он рассматривает общество и культуру как феномены единой суперсистемы. В культуре он выделяет два аспекта – внутренний, ментальный, включающий в себя смыслы, ценности, значения, иными словами духовное содержание культурных феноменов. Второй – это внешний, выражающий эти смыслы и ценности в осязаемых формах, в предметном мире. Культурные феномены обладают символическим значением, поскольку внешнее, предметное материальное служит способом выражения духовного.

В истории существовали и сменяли друг друга три основные суперсистемы, однако это не конкретные культурно-исторические типы или цивилизации, а скорее идеальные модели. Эти три суперсистемы -  идеациональный (идеационный) тип, сенситивный (чувственный) и идеалистический.

Идеациональный тип основан на религиозных ценностях. В истории культуры этот тип наиболее полно выразил себя в культуре европейского средневековья, брахманизма в Индии, даосской и буддийской культуре, греческой культуре 8 – 6 веков до н.э.

Основными средствами постижения мира в этом типе культуры являются откровение, мистический опыт, интуитивное прозрение  истины.

         Второй тип – сенситивный, или чувственный – ориентирован на материальный мир, его ценности связаны с практической пользой, жизненными удовольствиями. Этот тип культуры существовал в эпоху палеолита, во времена Среднего и Нового царства в Древнем Египте, в поздней крито-микенской культуре, в греческой культуре во времена Римской империи  и в античной Греции, в искусстве Скифии, в Западной Европе начиная с 15 века. Характерен он и для 20 века.

Третий тип – идеалистический – представляет собой смешение первых двух, промежуточный тип. Он может быть гармоническим, таким как  «золотой век» античной культуры – 5 - 4 века до н.э., или раннее Возрождение 12- 14 веков.

Сорокин собрал огромный историко-культурный материал, опираясь на который он сформулировал циклическую  модель культуры. Он полагал, что в истории происходит смена суперсистем в следующем порядке: → идеациональная → идеалистическая → сенситивная→.

    В Европе динамика суперсистем культуры может быть представлена в виде таблицы:

Эпоха

Время

Тип культуры

Крито-микенская

Конец II века до н.э.

Сенситивная

Ранняя античность

IX-VI века до н.э.

Идеациональная

Классическая античность

V-IV века до н.э.

Идеалистическая

Эпоха эллинизма и Римской империи

III век до н.э. – IV век н.э.

Сенситивная

Средневековье

V-XII века

Идеациональная

ПредВозрождение, раннее Возрождение

XII-XIV века

Идеалистическая

Возрождение, Новое время, современность

XV-XX века

Сенситивная

 

Таким образом, концепция суперсистем П.А.Сорокина может быть отнесена к ряду циклических моделей, но с некоторыми оговорками. В отличие от О.Шпенглера он не считал завершение какой-либо культурной эпохи ее  смертью.

У сторонников линейной концепции, или концепцией единства  мировой культуры тоже есть своя логика, ведь культура – родовое свойство человека, она выделяет его из животного царства. Прежде всего, следует отметить, что линейная схема представлена в разных вариантах, начиная от схемы истории у Августина  Блаженного. Он делает попытку охватить всемирно-исторический процесс как осуществление Божественного замысла. Линейный исторический процесс есть одновременно моральный прогресс – движение от грехопадения первого человека к обретению людьми благодати и нравственного совершенства. Всю человеческую историю он делит на 7 период – по аналогии с 7 днями творения.. В этом историческом процессе создаются два града – Град земной – светское государство, царство зла и Град Божий – христианская Церковь.

В немецкой классической философии ярким представителем линейной концепции истории был  Гегель. Исторический процесс он представлял как самораскрытие мирового духа, как прогрессивное движение человечества к осознанию свободы. Выделил несколько стадий этого движения: восточные деспотии, где свободен один – монарх, греко-римский мир, где свободны некоторые – граждане, германский мир, пришедший с христианством, где свободны все.

Иные мотивы движения истории в рамках линейной схемы обнаружили К.Маркс и Ф.Энгельс, разрабатывавшие  метод исторического материализма. В основе истории они видели поступательное развитие производительных сил общества. Первобытнообщинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формация – ступени развития человечества как прогрессивного, революционного процесса.

Появление эволюционных идей в науке 2-ой половины 18 -19 веков -  в космологии, геологии, биологии – оказало большое влияние на развитие наук о человеке, обществе, культуре. Идеи эволюционизма в гуманитарные науки привнесли А. Бастиан, Дж. Мак-Леннан, О. Конт. Безусловно, огромно значение работ Л. Г. Моргана, который выводил три ступени развития человеческой  культуры: дикость, варварство, цивилизацию.

Большую известность получила работа Э.Б.Тайлора «Первобытная культура». Он также придерживался  идеи  прогрессивного поступательного развития культуры. Различия в образе жизни и культурных традициях разных народов он объяснял тем, что они находятся на разных ступенях эволюционного ряда.

В начале XX века наивный эволюционизм утратил свои позиции в науке и  уступил место сравнительно-историческим исследованиям культур, функционализму,  структурно-функциональному анализу и структурной антропологии.

Несколько особняком в этом ряду типологий культуры стоит концепция осевого времени К. Ясперса. Он полагал, что человечество имеет единые истоки и общую цель.

Ясперс выделяет 4 эпохи в культурной истории человечества:

- доисторическую, или прометеевскую,

- эпоху древних культур,

- осевую,

- научно-техническую или вторую прометеевскую эпоху.

Особая роль принадлежит осевой эпохе, это духовный процесс, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. 

В Китае возникли все направления китайской философии: Конфуций,  Лао-цзы, Мо-цзы, Чжуан-цзы. В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В Иране возник зороастризм. В Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя.  В Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда..

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий.

В человеческой истории Ясперс выделяет  как бы два дыхания. Первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени, второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи и, быть может, приведет к новому, еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека.

Осевое время определило судьбу народов. Ясперс различал осевые народы, народы, не знавшие прорыва и последующие народы.

Это – основной принцип типологии культур К.Ясперса. Но в этой же работе он говорит о различии культур Запада и Востока, а также об огромном значении произошедшего разделения культуры на массовую и элитарную. Современная культура хоть и едина в своих истоках, но далеко не однородна.

Проблема типологии культуры не утратила своей актуальности и в конце XX – начале XXI века. Во-первых, накоплен огромный массив фактического материала по истории культуры, которым не могли располагать исследователи XIX– середины XX  веков. Во-вторых, развивается и методологический инструментарий гуманитарных наук, идет интенсивный поиск новых теоретических подходов к истории культуры.

Одной из новейших и перспективных моделей культуры является векторная модель, или концепция культуры как саморазвивающейся системы. Она  разработана М.С.Каганом в работе «Философия культуры» (1996). Он исходит из идеи нелинейного развития культуры.

Структура  практической деятельности первобытного коллектива включала три основных компоненты: собирательство, охоту, ремесло. Поэтому «пути выхода из первобытного состояния  могли быть троякими, в зависимости от того, какой из трех видов деятельности становился, в силу специфических условий бытия каждого народа, главным, определяющим, точнее – системообразующим. Реальный ход истории свидетельствует, что все эти три типа были испытаны человечеством».   

На основе охоты и собирательства возникли новые типы хозяйства: скотоводческое и земледельческое. В них ремесло играло  подчиненный, служебный характер. Но в определенных обстоятельствах оно могло стать основным занятием и системообразующим фактором.

Таким образом, из первобытности выросли три параллельно развивавшихся типа хозяйства и типа культуры:

    - культура скотоводческих племен,

    - культура земледельческих народов,

    - культура древних греков и римлян, опиравшаяся на развитое ремесленное производство и обеспеченную мореплаванием международную торговлю. Это культура городов нового типа, нежели города восточных империй.

Культура города получит развитие в рамках средневекового европейского феодализма. В ней М.С.Каган выделяет  четыре субкультуры:

    - религиозную  -  «культуру храма и монастыря»;

    - светско-аристократическую – «культуру замка  и дворца»;

    - простонародную – «культуру села и хутора»;

    - бюргерскую – «культуру средневекового города».

Это движение культуры от первобытной культуры к культуре феодальной образует первую фазу культурно-исторического процесса. Вторая его фаза -

движение от традиционной культуры к креативной – начинается в эпоху Возрождения. Вторая фаза включает в себя следующие течения: Просвещение, Романтизм, Позитивизм, Модернизм, Постмодернизм.

Культура – сложный, многогранный феномен, ее типологизация может строиться на различных основаниях. Помимо выделения культурно-исторических типов как конкретных исторических образований, в той или иной мере явленных в истории, можно создавать идеальные модели, выделяя в качестве основания для типологизации ту или иную черту, свойство, характеристику (или черты, свойства, характеристики) культуры.

Наиболее существенные характеристики культуры: отношение к традиции, тип религии и характер слова.

Принято делить культуры на традиционные и инновационные. Культура имеет одновременно консервативный и креативный характер, она

Близка к этой типологии культур концепция типологии культуры М.Мид. Она различает три типа культуры: постфигуративную, где дети прежде всего учатся у своих предшественников, кофигуративную, где и дети и взрослые учатся у сверстников, и префигуративную. где взрослые учатся также у своих детей. Они различаются, таким образом,  способом передачи опыта и научения.

Очень интерес подход, берущий за основу топологии форму существования слова. «Поскольку слово существует как устное и как письменное, при этом письменное слово появилось значительно позже, то можно выделить культуры устного и культуры письменного слова. Рождение письменности – исторический рубикон, который разделил культуру на два принципиально различных периода».

С выделением этапов культуры письменного слова  связан еще один, чрезвычайно существенный критерий типологии культур - исторический тип религии. Существовали культуры, фундаментом которых была так называемая языческая религия и тип культуры, в основе которой лежит мировая религия.

Три мировые религии способствовали формированию трех культурных целостностей: буддийской культуры, христианской и культуры ислама.

Эти целостности можно определить как большие культурные миры: христианский мир, мир ислама, индуистско-буддийский мир.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19836. Уголовное право по Русской правде 17.84 KB
  Уголовное право по Русской правде Уголовное право это основная часть судебника. Преступление Субъектами преступления были все физические лица включая холопов без возрастного ценза при наличии у них ясного сознания. Субъективная сторона преступления включала
19837. Суд и судопроизводство по Русской правде 21.69 KB
  Суд и судопроизводство по Русской правде Самостоятельных судебных органов нет суд производился представителями администрации. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Князь поручал правосудие тиунам и своим отрокам. Чиновники которым надлежало решить у...
19838. Причины и предпосылки политической раздробленности 18.34 KB
  Причины и предпосылки политической раздробленности XII – XIII вв. После смерти князя Ярослава 1054 вся территория Киевской Руси была разделена между его сыновьями. Постоянный рост членов княжеских династий и дробление земельных наделов между ними сопровождались пост...
19839. Правовое положение населения по Русской правде 20.98 KB
  Правовое положение населения по Русской правде В Киевской Руси можно выделить 3 основных социальных класса. 1. Представители привилегированного слоя: Бояре советники старшие дружинники князя; Княжьи мужи лица исполняющие важнейшие поручения князя близкие к н...
19840. Гражданское право по Русской Правде 19.3 KB
  Гражданское право по Русской Правде Гражданское право – это вещное и семейное право. Разделов нет. Упоминается о праве собственности по отношению движимых вещей. Понятие недвижимости ещё нет земля принадлежит общине или всему роду боярскому родовая традиция.
19841. Регулирование вещного права по Псковской судной грамоте 24.49 KB
  Регулирование вещного права по Псковской судной грамоте Вещное право разделяло имущество на недвижимые отчина и движимые живот; различало наследственное вотчина и условное кормля землевладение. Большое внимание уделялось земле как объекту права собствен...
19842. Понятие компьютинга и дискретной математики 214.5 KB
  Лекция 1 Понятие компьютинга и дискретной математики Компьютинг computing – это широкая область знаний которая не может быть сведена к рамкам какойлибо из составляющих ее дисциплин. Основы компьютинга включают в себя основы информатики и математики необходимые для п
19843. Исследование статической характеристики измерительной системы 169 KB
  Лабораторная работа №1 Исследование статической характеристики измерительной системы 1. Цель работы Цель работы – закрепить теоретический материал по статическим характеристикам измерительных систем и научиться производить анализ статических характерис...
19844. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ЭЛЕМЕНТОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 189 KB
  МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ЭЛЕМЕНТОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 1 Цель работы Цель работы – приобрести умение производить выбор набора измерительных преобразователей для измерительной системы на основе оценки предельной допускаемой погрешности измерения это...