76572

Виды договоров

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Предварительный договор это соглашение сторон о заключении основного договора в будущем на условиях предусмотренных предварительным договором п. Его нужно отличать от срочного договора заключенного под отлагательным сроком когда права и обязанности сторон возникают не сразу при заключении договора а по истечении определенного срока. Предварительный договор представляет собой добровольно принятое сторонами обязательство заключить дополнительно основной договор в нем должны быть согласованы все существенные условия основного договора....

Русский

2015-01-30

18.7 KB

0 чел.

Виды договоров

Поскольку договоры являются одним из видов сделок, они классифицируются по тем же основаниям, что и сделки1.

В зависимости от юридической направленности договоров выделяют основные и предварительные договоры.

Большинство заключаемых договоров — это основные договоры, направленные непосредственно на возникновение обязательственного правоотношения.

Предварительный договор — это соглашение сторон о заключении основного договора в будущем на условиях, предусмотренных предварительным договором (п. 1 ст. 429 ГК РФ). Его нужно отличать от срочного договора, заключенного под отлагательным сроком, когда права и обязанности сторон возникают не сразу при заключении договора, а по истечении определенного срока. Предварительный договор также предполагает возникновение прав и обязанностей в будущем, однако он не может непосредственно породить эти права и обязанности.

Предварительный договор представляет собой добровольно принятое сторонами обязательство заключить дополнительно основной договор, в нем должны быть согласованы все существенные условия основного договора. Обязанность сторон заключить основной договор существует в течение срока, указанного в предварительном договоре, а если такой срок не определен — в течение года с момента заключения предварительного договора. Если до окончания этого срока одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить основной договор, то обязательства сторон прекращаются. Если одна из сторон в установленный срок предложила заключить основной договор, однако другая сторона уклоняется от его заключения, допускается понуждение последней к заключению договора в судебном порядке. Если предварительный договор не содержит всех условий, которые относятся к разряду объективно существенных для основного договора, то он не может быть заключен в принудительном порядке. Сторона не вправе требовать включения в основной договор условий, не предусмотренных в предварительном договоре, если другая сторона возражает против этого.

Форма предварительного договора должна соответствовать форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме.

Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность. Если основной договор подлежит государственной регистрации, то предварительный договор заключается в письменной форме и не требует государственной регистрации, поскольку регистрация договора не является элементом его формы1.

В зависимости от степени свободы волеизъявления сторон при  заключении договора все договоры делятся на свободные и обязательные.

Свободными являются договоры, заключение которых зависит от усмотрения сторон. Большинство договоров носят свободный характер.

Обязательные договоры представляют собой исключения из принципа свободы договора. Это договоры, заключение которых обязательно для одной или обеих сторон в силу

указаний закона или добровольно принятого сторонами обязательства.

Среди обязательных договоров специально выделяются публичные договоры (ст. 426 ГК РФ), которые характеризуются  следующими признаками.

1. Особый субъектный состав — одной стороной является коммерческая организация или индивидуальный предприниматель  (п. 3 ст. 23 ГК РФ), осуществляющие предпринимательскую деятельность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию

услуг; на другой стороне выступает потребитель этих товаров, работ или услуг. В одних публичных договорах потребителем может быть только гражданин (например, в договоре бытового подряда), в других — как граждане, так и юридические лица (например, в до- говоре перевозки транспортом общего пользования).

2. Коммерческая организация или индивидуальный предприниматель по характеру своей деятельности должны осуществлять продажу товаров, производство работ и оказание услуг в отношении каждого, кто к ним обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).

Статья 426 ГК РФ устанавливает правила, направленные на защиту более слабой стороны договора — потребителя. Во- первых, предприниматели обязаны устанавливать равные условия для всех потребителей при заключении договора, определении

его условий, а также при исполнении обязательства. Запрещается оказывать предпочтение одному лицу перед другим в заключении публичного договора, кроме случаев, когда преимущественное право отдельных категорий потребителей на приобретение то-

варов, работ, услуг предусмотрено законом и иными правовыми актами. Условия публичного договора, не соответствующие императивным нормам, а также дискриминирующие потребителя по сравнению с другими, ничтожны.

Во-вторых, предприниматель может отказаться от заключения публичного договора только при отсутствии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, вы-

полнить для него соответствующие работы. При необоснованном уклонении от заключения публичного договора возможно его понуждение к заключению в судебном порядке. При этом бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию (см. п. 55 постановления № 6/8 от 1 июля 1996 г.). Для потребителя заключение

публичного договора необязательно, поэтому понуждение его к заключению договора со стороны предпринимателя не допускается.

В зависимости от порядка согласования условий договоров они делятся на взаимосогласованные и договоры присоединения.

Во взаимосогласованных договорах условия определяются обеими или всеми сторонами договора. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ). Таким образом, другая сторона по общему правилу не может требовать согласования условий и внесения изменений в стандартную форму. Она может либо заключить договор на условиях, определенных другой стороной, либо отказаться от заключения договора.

Закон устанавливает ряд гарантий для присоединившейся стороны. Она вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившей-

ся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора1. Исключение составляют случаи, когда сторона присоединилась к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности и знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.

В зависимости от того, кто может требовать исполнения договора, выделяют договоры в пользу их участников и договоры в пользу третьих лиц. В договорах в пользу их участников требовать исполнения обязательства могут только сами участники. Договор в пользу третьего лица — это договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (ст. 430 ГК РФ). Конструкция договора в пользу третьего лица часто используется в договорах страхования, перевозки. В пользу третьего лица возможно также заключение договора банковского вклада.

Особенность договора в пользу третьего лица заключается в том, что он предоставляет право требования его исполнения лицу, не принимавшему участия в заключении договора. Причем

это лицо может быть прямо указано в договоре (например, конкретный грузополучатель по договору перевозки) либо не указано (например, по договору страхования риска ответственности за причинение вреда). Более того, закон в ряде случаев указывает,

что договор считается заключенным в пользу третьего лица, даже если в самом договоре указано, что он заключен в пользу стороны договора, или не сказано, в чью пользу он заключен (например, ст. 931, 932 ГК РФ). Стороны могут вносить изменения в такой

договор или расторгнуть его только до момента, когда третье лицо выразит намерение воспользоваться своим правом по договору.

После этого момента такое изменение или расторжение договора возможно лишь с согласия третьего лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.

Договоры в пользу третьего лица необходимо отличать от договоров об исполнении обязательства третьему лицу (переадресации исполнения), которые не предоставляют третьему лицу права требовать исполнения. Например, в договоре поставки может быть предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке товаров получателям (ст. 509 ГК РФ).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82519. Источники романо-германского права 26.8 KB
  Среди нормативно-правовых актов главное место занимает закон. Среди законов наибольшей юридической силой обладают конституции. Затем следуют органические (конституционные) законы, которые, однако, существуют не во всех странах этой семьи.
82520. Задания, направленные на развитие логического мышления младших школьников с ЗПР 61.5 KB
  Примеры такого анализа: Данное упражнение можно использовать на уроках математики. Данное упражнение рекомендуется использовать на уроках математики ознакомления с окружающим миром а также труда 2. Упражнение можно использовать на уроках математики. Это задание рекомендуется использовать на уроках математики ознакомления с окружающим миром и труда.
82521. Развитие мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста 35.5 KB
  Особый интерес представляет метод обучения детей модельному конструированию разработанный А. Важным при таком способе обучения конструированию является то что мыслительные процессы детей приобретают опосредованный характер нежели при конструировании по образцу. Для этого необходим достаточно высокий уровень абстрагирования что дает возможность формированию у детей специфических способов соотнесения определенных свойств условий с соответствующими свойствами постройки.
82522. Развитие мышления у младших школьников с ОНР 4.26 MB
  Отгадывание ребусов: отгадать слово из двух предлогов: найти в слове квас три предлога: Цель: развитие словеснологического мышления Установление простых аналогий навыков словообразования. Цель: развитие словеснологического мышления устойчивости и концентрации слухового внимания. Задание: определить что пропущено в рассказе: названия предметов предлоги или названия признаков Цель: развитие нагляднообразного мышления.
82523. Методы и приемы развития словесно-логического мышления учащихся с речевой патологией на уроках 83.5 KB
  Инструкция: Я буду говорить слово по звукам слогам а ты запиши его в тетради. а сани солома зэркало дворэц б первый слогпу третий слог вик второй слог хо; первый слог пу третий слог ка второй слогшин второй слог шок первый слог пу третий слог ка второй слог пуш первый слого Дополнительное задание: подчеркнуть лишнее слово. первый слог са второй слог мо третий слог кат третий слог ле второй слог то первый слог вер первый слог са третий слог ник...
82524. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления у детей с умственной отсталостью дошкольного возраста 100.5 KB
  Педагог просит ребенка отнести на один стул такие указательный жест а на другой такие. Педагог дает одному из детей коробку с круглой прорезью а другому с квадратной и ставит условие: отобрать сразу все что можно протолкнуть в данную коробку. Если он выбирает правильно например шары но берет не все а только один или два шара педагог напоминает ему что нужно взять все такие указывает на шары. После того как дети отберут и бросят в прорези коробок нужные формы педагог подводит итог: Правильно Таня собрала все шары и...
82525. Игры для развития мышления и воображения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха 88.5 KB
  Педагог просит: Достань тележку. Если ребенок вытянул тесьму то педагог вставляет ее снова обязательно за экраном. Если все же ребенок не сумел сделать сам педагог медленно показывает. Педагог предлагает детям выложить из своих фишек узоры по картинке.
82526. Развитие мышления на уроках русского языка 96.5 KB
  Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными упражнениями. Ход проведения: на уроке идёт беседа об известных модельерах анализируются модели одежды созданные ими. Ход проведения: детям говорится что им сейчас будут зачитываться слова и они должны в уме переставить буквы наоборот и тут же записать в тетрадь получившийся результат. Ход проведения: на доске зарисовывается схема.
82527. Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Я все умею делать сам, что не умею, научусь!» 38 KB
  Ведущий: Дети сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского Путаница. Ведущий перед игрой проводит короткую беседу уточняя понимание детьми слов профессия действия. Ведущий. Ведущий.