7659

Современная культура как культура масс-медиа

Лекция

Культурология и искусствоведение

Современная культура как культура масс-медиа I. Сложность исследования особенностей современной культуры, определяется несколькими моментами. Во-первых, современный мир мультикультурен, так как, если ранее степень изоляции различный культур была зна...

Русский

2013-01-27

48 KB

36 чел.

Современная культура как культура масс-медиа

I. Сложность исследования особенностей современной культуры, определяется несколькими моментами. Во-первых, современный мир мультикультурен, так как, если ранее степень изоляции различный культур была значительна, то современный мир характеризует бесконечное взаимодействие многообразных культур здесь и сейчас. Во-вторых, принципиально изменились способы трансляции и хранения информации, что приводит к серьезным изменениям в повседневной жизни людей. В-третьих, современное общество характеризуется двумя доминантами – массовость и потребительский характер. Все это не может не сказаться на важнейшей стороне бытия культуры – на ее информационно-коммуникативной составляющей.

В тридцатые годы XX века в свет выходит книга испанского философа Х. Ортеги-и-Гассет «Восстание масс», где впервые возникает проблема массового человека, как порождения прогресса общества. По мнению философа, массовый человек – продукт трех основных факторов современной жизни – технического прогресса, экспансии науки и либеральной демократии. «Три начала сделали возможным этот мир: либеральная демократия, экспериментальная наука и промышленность». Человек, которому не нужно бороться за выживание в этом мире, человек защищенный правами и свободами либерального общества, человек, живущий в налаженном и комфортном мире, – это и есть человек массы.

Концепция массового человека оказала большое влияние на изменение взгляда на современную культуру, так как указала на важные отличия современной жизни от жизни в традиционном обществе. Во-первых,  возрастает спрос на стандартизированные формы социальных благ и атрибутов престижности, изменяется масштаб существования отдельно взятого человека. Если в традиционном обществе место человека в обществе, как правило, было задано от рождения, то сейчас общество обладает подвижной структурой и каждый «имеет право». Кроме того, пространство жизни человека безгранично расширилось и требуется все больше и больше информации для успешной социализации. Во-вторых, традиционная культура транслировала социально-значимый опыт «из рук в руки», что абсолютно невозможно в современных условиях. Это приводит к важному выводу – массовая культура становится особым каналом «трансляции  социально значимой информации максимально широким слоям населения, смысловой адаптации и “перевода” этой информации с языка специализированных областей познания и социокультурной практики на языки обыденного понимания неподготовленных к тому людей, а также манипулирования сознанием массового потребителя в интересах “производителя” этой информации».

Важнейшими предпосылками возникновения массовой культуры стали следующие: 

1. Расширение и концентрация производства, урбанизация, научно-технический прогресс, совершенствование техники облегчило нагрузку физического труда, затрачиваемых сил и времени, но человека превратился в исполнителя одной функции, одной операции в огромном производственном механизме конвейерного типа, в человека-автомата;

2. Создание и совершенствование новых технических средств и технологий, способствующих фиксации, сохранению, копированию, тиражированию, широкому распространению информации различных видов и типов – печать, радио, телевидение, аудио и видеоаппаратура, компьютерные технологии, Интернет и другие электронные технические средства, становящие все более доступными и проникающие в самые отдаленные уголки планеты;

3. Расширение производства, роста городов, усиления миграции, способствующая "перемешиванию" населения, а, значит, разрушению традиций, ослаблению социальных связей (общинных, родственных, соседских и пр.).

Основные черты массовой культуры таковы:

Стандартизация культурных текстов (представлений, образов, эталонов, технологий). Любой продукт массовой культуры (будь то произведение искусства или рекламный ролик) рассчитан на усредненного человека, готового принимать готовые решения, а не вырабатывать свои собственные.

Тривиализация (от слова trivialis – обычный), что означает  упрощение культурной информации. Масскульт всеяден и паразитирует на разных культурных реалиях: политических идеях и событиях, криминальных историях, искусстве академического типа, народной, элитарной культурах, его модернистских направлениях. Массовая культура дает человеку простые ответы на сложные вопросы. Стандарты масскульта – многократно копируемые, тиражируемые шаблоны, клише.  

Деиндивидуализация, дегуманизация, в результате которой человек становится  не целью, а средством в общей массе потребителей культурных текстов, для нее создаваемых, ему предлагаемых. Формируется стандарт, согласно которому оценивается человеческая индивидуальность.

 Мифологизация сознания, порождаемая в первую очередь СМИ. Мифом является и постулат об абсолютно равных для каждого человека возможностей достижения личного успеха, богатства, процветания, удачной карьеры. Миф проникает и в политику и в повседневную жизнь рядового человека.

Итак, массовая культура – способ бытия культуры в условиях современного индустриального общества, вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, подчиненное ему как своей цели, распространяемую по каналам, включим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации.

II. Термин «информационное общество» впервые возникает в трудах японского исследователя Ю. Хаяши.  Многие ученые, стремившиеся понять природу современного общества и культуры, поддержали эту идею, указывая на прогресс и  особую роль информационных технологий, а, кроме того, указавшими на глобальность тех изменений, которые приходят в жизнь человека вместе с ними. Информационное общество определяется как  ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационно-коммуникативных технологий, информационных продуктов и услуг, созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

Революционную роль в открытии нового поворота в исследованиях природы культуры сыграло появление в 1962 г. фундаментальной работы М. Маклюэна «Галактика Гуттенберга». М. Маклюэн выделяет четыре основные эпохи в истории человечества: 1) эпоха дописьменного варварства; 2) тысячелетие фонетического письма; 3) «Гутенбергова галактика» – эпоха печатного слова; 4) «Галактика Маркони» – современная электронная цивилизация.

Каковы же признаки информационного общества? Безусловно, это, в первую очередь, увеличение роли информации, знаний и информационных технологий, растущая информатизация общества – используется телефония, радио, телевидение, Интернет, традиционные и электронные СМИ. Однако, гораздо важнее другое – границы жизни отдельного человека расширяются, возникает  глобальное информационное пространство, с помощью которого люди получают возможность немедленного получения самой разнообразной информации (от котировок на фондовой бирже до кулинарных рецептов), а, кроме того, мир «сжимается» до размеров телевизионного экрана, или экрана компьютера. Эта особенность информационного бытия современного человека приводит к возврату тех форм коммуникации, которые были характерны для дописьменной эпохи.

В упомянутой уже работе «Галактика Гутенберга» М. Маклюен использует понятие «глобальная деревня». Вступая в коммуникацию друг с другом посредством электронных средств связи, люди рассуждают и поступают таким образом, как если бы они находились совсем рядом, жили бы в «одной деревне». Они вольно или невольно все основательнее вторгаются в жизнь друг друга, рассуждая обо всем увиденном и услышанном. Это форма коммуникации формирует новую социологическую структуру в пределах существующего контекста культуры.

III. Говоря о современных масс-медиа, нельзя не упомянуть концепцию другого исследователя – Мануэля Кастельса. Концепция информационного общества разработанная М. Кастельсом вводит новое понятие – сетевое общество. В самом общем виде, Сетевое общество представляет собой такое общество, в котором значительная часть информационных взаимодействий производится с помощью электронных сетей. Он рассматривает информационную эру как эпоху глобализации. При этом сетевые структуры являются одновременно и средством и результатом глобализации общества.

Основным противоречием (и соответственно движущей силой развития) формирующегося нового общества, основанного на сетевых структурах, является противоречие между глобализацией мира и самобытностью (идентичностью) конкретного сообщества. Выделяя информацию как ресурс, наиболее легкий для проникновения через границы времени и пространства человек оказывается в глобальной сети, где постепенно растворяется как индивидуальность, подчиняясь законам интернет-коммуникации.

Важно, что сети обладают неограниченными возможностями для вовлечения как новых информационных ресурсов, так и людей.  Сети – открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путем включения  новых узлов теми же коммуникационными кодам. Современный человек включен во множество сетей в глобальной паутине, он обладает гигантскими коммуникативными возможностями, которые позволяют ему расширить свое существование в пространстве и во времени.

Существует несколько особенностей Интернета, влияющие на личностные отношения и открывающие перед людьми новые возможности. К ним относятся: 1) независимость от места. Интернет поддерживает взаимодействие людей независимо от их местоположения и расстояния между ними; 2) независимость от времени. Интернет поддерживает связи между людьми, живущими в разных часовых поясах; 3) скоростью Интернет поддерживает очень высокую скорость межличностного обмена; 4) ограниченное представление участников. То, что в сети люди как правило, не видят, не слышат, не чувствуют друг друга, накладывает на общение определенные эмоциональные рамки.

Для человека, погруженного в такой мир, более реальным будет общение посредством компьютера, чем общение с живым человеком. Реальность нивелируется и низводится до грубого подражания реальности виртуальной.

Итак, современная культура обладает особыми характеристиками, определяемыми  ее информационно-коммуникативной природой. Бытие человека в культуре принципиально меняется с развитием средств массовой информации, в первую очередь телевидения и интернета. В информационном обществе формируется особый тип культуры, не имеющей пространственно-временных границ и размывающей привычные рамки национальной и групповой культуры. Глобальный мир порождает глобального человека. Кроме того, возникают новые формы социальности – сетевое сообщество. Все социальные процессы современного общества (экономические, политические, художественные и др.) происходят в особом информационном пространстве.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26415. Молочая железа (mamma, lactifera). Вымя, множественное вымя 21.5 KB
  Вымя множественное вымя. Все вместе молочные железы вымя uber у КРС и лошади или множественное вымя ubera свинья собака. У крупных животных вымя подвешено на поддерживающей связке которая прикрепляется к белой линии живота. Лошадь: саггитальной бороздой вымя разделено на 2 половины.
26416. Строение конечностей 20 KB
  Конечности становятся длиннее. Животное опирается не на весь автоподий а только на акроподий что уменьшает площадь опоры конечности о почву. Одновременно благодаря этому уменьшается площадь опоры конечности о почву животное опирается лишь на 3ю фалангу пальцев.
26417. ТАЗОВАЯ ПОЛОСТЬ самца и самки 22 KB
  все органы тазовой полости покрыты снаружи адвентицией. Органы тазовой полости расположены послойно. Кровоснабжение тазовой полости осуществляют внутренние подвздошные артерии и вены которые имеют париетальные и висцеральные ветви. Парасимпатическая иннервация гладкой мускулатуры внутренних органов и желёз тазовой полости происходит из крестцового отдела спинного мозга по тазовым нервам через экстра и интрамуральные ганглии.
26418. Твёрдое и мягкое нёбо 24.5 KB
  У лошадей в сплетении 4 5 слоев сосудов что обусловливает предрасположенность лошадей к отекам твердого нёба. У лошадей резцовый сосочек редуцирован. Различают: парные нёбные миндалины tonsilla palatina расположены позади нёбноязычных дужек у КРС лошадей и собак у свиней отсутствуют; непарную миндалину tonsilla veli palatini у лошадей и свиней.У лошадей мягкое нёбо длинное.
26419. Толстая кишка —intestinura crassum 24.5 KB
  Отверстие подвздошной кишки окружено сфинктером. У КРС стенка слепой кишки гладкая нет тений без карманов. У лошади в стенке кишки 4 тении. Между тениями на поверхности кишки расположены полулунные складки со стороны слизистой оболочки карманы.
26420. Тонкая кишка - intestinum tenue 22 KB
  На слизистой оболочке двенадцатиперстной кишки множество циркулярных невысоких складок. В просвет двенадцатиперстной кишки выделяют пишеварительные соки поджелудочная железа печень. Тощая кишка jejunum продолжение двенадцатиперстной кишки. Можно указать на 3 отличительные особенности тощей кишки; подвешена в виде множества петель на обширной брыжейке; при вскрытии трупа животного в ней находят небольшое количество химуса просвет спавшийся.
26421. ЦНС. Серое и белое вещество 20.5 KB
  Отличается высокой концентрацией нервной ткани особенно в головном мозге в котором сформировались БП содержащие кору серое вещество substania grisae скопление тел нейронов обеспечивающее ВНД и ствол мозга с подкоркой. Подкорка выполняет ННД и осуществляет через образованные ею проводящие пути связь головного мозга со спинным. Среди белого вещества substancia alba скопление отростков нейронов расположены нервные клетки в виде ретикулярной формации которая помимо проводниковой роли участвует в генерации энергии которая...
26422. Череп 25.5 KB
  Мозговой отдел: затылочная кость os occipitale клиновидная кость os sphenoidale теменная кость os parietale межтеменная кость os interparietale височная кость os temporale лобная кость os frontale. Особенности: КРС: массивен уплощён роговые отростки нет верхних резцов хоаны узкие и глубокие полная орбита лошадь: менее массивен затылочный гребень полная орбита значительное надглазничное отверстие свинья: хоботковая кость длинные ярёмные отростки неполная орбита собака: лёгкий ярёмные отростки короткие хоаны широкие синусы...
26423. Шея 25 KB
  В шейной области выделяют несколько групп мышц; вентральные: грудиннососцевидный грудинночелюстной грудинноподъязычный плечеподъязычный грудиннощитовидный; боковые лестничные мышцы и дорсальные: трапециевидный и плечеголовной ромбовидный и зубчатый вентральный пластыревидный и длиннейший шеи полуостистый и длиннейший головы и атланта остистый и многораздельный. Иннервацию области шеи обеспечивают дорсальные и вентральные ветви смешанных шейных спинномозговых нервов многие имеют специальные названия: большой затылочный большой...