76612
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм
Доклад
История и СИД
Екатерина II стремилась построить законную самодержавную монархию обновить ее с учетом новых исторических реалий а не вводить конституционный демократический строй как этого хотели просветители. Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию законодательства. Екатерина написала для комиссии Наказ в котором обосновала основные принципы политики просвещенного абсолютизма. Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира Эрмитажу.
Русский
2015-01-30
33.5 KB
1 чел.
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм.
Политику Екатерины II историки характеризуют как "просвещенный абсолютизм". Такая политика была характерна для многих европейских государств XVIII в. XVIII в. - время господства просветительской идеологии. Французские просветители Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.
Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени.
Идеалом Ш.Л. Монтескье, чье сочинение "О духе законов" было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. Екатерина II стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.
Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию законодательства. В 1763 г. она разделила Сенат на 6 департаментов со строго определенными функциями. Сенат стал органом контроля и высшей судебной инстанцией, при этом он лишился законодательной инициативы, которая перешла к императрице. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных имуществ. Монастырские крестьяне были переданы в управление Коллегии экономии и стали называться экономическими. Был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. для упорядочивания землевладения началось генеральное межевание земель.
Самым крупным мероприятием первых лет царствования Екатерины II стал созыв в 1767 г. Уложенной комиссии в Москве. Комиссия должна была выработать новый свод законов Российской империи взамен "соборного уложения" 1649 г. В работе комиссии принимали участие 572 депутата от различных территорий и сословий (дворянства, купечества, государственного крестьянства, казачества). Преимущество было дано дворянам. Екатерина написала для комиссии "Наказ", в котором обосновала основные принципы политики просвещенного абсолютизма. В "Наказе" излагались многие идеи просветителей: о свободе собственности, свободе слова, гарантиях гражданских прав, главенстве законов в обществе и др. Работа комиссии не привела к значительным результатам. Депутаты не смогли найти общего языка по рассматриваемым вопросам. Обсуждение крестьянского вопроса привело к серьезным разногласиям между депутатами. Представители дворянства не могли допустить ограничения своих прав на крестьян. Императрица разочаровалась в работе Комиссии и в 1768 г. под предлогом войны с Турцией Комиссия была распущена.
Более удачными были просветительские начинания Екатерины в области образования, просвещения, культуры. Большое значение для просвещения и культуры имел Указ 1783 г. о "вольном книгопечатании". Впервые частные лица могли иметь типографии. В 1786 г. был утвержден "Устав народным училищам", по которому в каждом губернском городе создавались всесословные четырехклассные учебные заведения. В царствование Екатерины II были открыты первые женские учебные заведения страны: Смольный институт (1764 г.), Александровский институт (1765 г.). В 1783 г. была учреждена Российская Академия наук. Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира - Эрмитажу. Всесторонне образованная императрица издавала сатирический журнал "Всякая всячина", писала пьесы и другие литературные произведения.
При Екатерине II в России получает развитие государственная сфера социального обеспечения. По губернской реформе (1775 г.) в губерниях учреждаются Приказы общественного призрения, ведавшие школами, больницами, богадельнями и др. Была открыта городская больница России - Обуховская больница в Петербурге (1779 г.).
Манифестом 1775 г. "О свободе предпринимательства" разрешалось всем желающим заниматься промышленной деятельностью, отменялись многочисленные казенные сборы с промыслов и торговли. Купцам разрешалось платить с капитала "по совести" - 1% ежегодно.
Политика "просвещенного абсолютизма" проявлялась в покровительстве свободной торговле, поощрения науки, просвещения, искусств.
Основное содержание просвещенного абсолютизма Екатерины II заключалось в следующем:
1) правительство стремилось оказать помощь дворянству в приспособлении их хозяйства к развивающимся торгово-денежным отношениям;
2) политика Екатерины II осуществлялась при сохранении основ крепостничества, самодержавия и господствующего положения дворянства.
В русле политики просвещенного абсолютизма были проведены следующие реформы:
1) в 1765 г. было создано Вольное экономическое общество, которое обсуждало вопросы рационализации сельского хозяйства;
2) началось издание в России общественно-политических журналов. В частности, Екатерина II сама начала издание журнала «Всякая всячина» (1769 г.);
3) силу закона теперь приобретали только письменные распоряжения государыни, причем нарушить закон не имела право даже она (хотя, являясь верховным законодателем, Екатерина II всегда могла изменить неугодный закон);
4) в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия из выборных депутатов от разных мест и сословий (кроме крепостных крестьян). Комиссии было дано право выработать проект нового законодательства вместо устаревшего Соборного уложения 1649 г. Работа комиссии оказалась бесплодной, а обширное делопроизводство ее заседаний имеет значение лишь как памятник общественно-исторической мысли. В декабре 1768 г. Уложенная комиссия была распущена;
5) в 1785 г. принята Жалованная грамота дворянству. Она являлась прогрессивным документом только на бумаге. Фактически же она закрепила всевластие использовавшего крепостной труд дворянства, передав ему всю полноту местного управления;
6) в 1785 г. принята Жалованная грамота городам. Она благоприятно сказалась на положении купечества, так как освободила его от подушной подати и тяжелой рекрутской повинности.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
68534. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТАКОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ | 66 KB | |
В статье на основе теоретического анализа современных зарубежных исследований в данной области рассматриваются представления о метакогнитивных стратегиях в западной психологии. Рассмотрены взгляды ученых на учебный процесс в ВУЗах с учетом метакогнитивных стратегий и навыков. | |||
68535. | АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА В ПРАВООТНОШЕНИЯХ ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА | 57 KB | |
Судебные дела связанные с защитой чести и достоинства представляют собой отдельную категорию гражданско-правовых споров. Специфика данной категории дел обусловлена прежде всего особым характером субъективных прав которые должны быть защищены судом неотчуждаемых личных... | |||
68536. | СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИСТОЧНИК АГРЕССИИ | 61.5 KB | |
Возможно росту насилия способствует усиление индивидуализма и материализма в обществе Или причиной является все более расширяющаяся пропасть между могуществом богатства и бессилием бедности А может назойливое смакование сцен насилия в поделках массовой культуры ведет к такому результату... | |||
68537. | БАШКИРО-КАЗАХСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ДО XIX В. В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ И УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ БАШКИР | 85 KB | |
Материалы башкирского народного творчества по данной тематике можно разделить на две категории. Прежде всего это сюжеты не повествующие напрямую о башкиро-казахских отношениях но при сопоставлении с их аналогами в фольклоре казахов и других тюркских народов позволяющие выяснить наиболее древние... | |||
68538. | Евразийство и империализм | 73.5 KB | |
Именно в период его жизни в России и в эмиграции оформлялись столь разные течения как российский либеральный консерватизм и евразийство большевизм и националбольшевизм парадигмы до сих пор во многом определяющие идейное развитие нашего общества. Гумилева определявшего наше время для России как период золотой осени... | |||
68539. | ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ И ЕВРАЗИЙСТВО | 61.5 KB | |
Бердяева историю в России делали в основном западники. Именно Пушкин при патриотической попытке как-то объяснить отсталость России сформулировал ложное положение по которому долгое время двигалась отечественная историография. России было предопределено более высокое предназначение. | |||
68540. | Некоторые особенности интерпретации истории Башкортостана в рамках традиций либерального консерватизма | 62.5 KB | |
Современная нам социокультурная ситуация в России характеризуется с одной стороны крушением советского социализма и тоталитаризма с другой разочарованием в идеологии либерализма мыслившейся некоторыми их неизбежной альтернативой Ф.Новгородцев; в современной России А.Соловьев один из ведущих идеологов западничества... | |||
68541. | Некоторые особенности радикально-либеральной интерпретации идеологии глобализации в России | 68 KB | |
Это именно то направление либерализма которое определяется как жестко противостоящее консерватизму. Для радикального либерализма такими критерием является безусловный приоритет рыночных отношений невмешательство в них государства и главенство гражданского общества западного типа. | |||
68542. | О методологических различиях в современных концепциях «культурно-исторических типов» и «евразийства» | 61 KB | |
Поскольку по нашему мнению современный духовный и политический кризис в России не просто аналогичен кризису 1917 года но и является в культурологическом смысле его прямым продолжением1 возникла потребность вновь обратиться к не исчерпавшим себя идеям способным дать ответ на этот вызов истории... | |||