76617

Россия во второй половине 19 в. Реформы и контрреформы

Доклад

История и СИД

Реформы и контрреформы. Сразу же началась подготовка судебной реформы. Основные принципы судебной реформы определенные с учетом опыта европейских стран была одобрена Александром II в сентябре 1862 г. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Русский

2015-01-30

45 KB

0 чел.

Россия во второй половине 19 в. Реформы и контрреформы.

Первое десятилетие царствования Александра II его курс определялся в большей степени либералами. Свидетельством этому служила серия реформ, последовавших вслед за крестьянской. Земская реформа 1864 г. создавала выборные учреждения местного управления в губерниях и уездах. Распорядительные земские собрания и исполнительные земские, управы были лишены каких-либо политических функций, однако получали весьма широкую хозяйственную сферу деятельности. Государство контролировало деятельность земств через губернаторов и министра внутренних дел, имевших право приостанавливать любые постановления земств.

Выборы гласных, т.е. представителей от трех сословных курий - землевладельцы, владельцы недвижимости в городах и сельские общества - давали им возможность на ежегодных собраниях решать назревшие проблемы народного образования, здравоохранения, благотворительности. Земские собрания избирали на 3 года свои исполнительные органы - управы. Занимаясь статистикой, пропагандируя передовые методы хозяйствования, организуя помощь населению в неурожайные годы, ведя строительство школ, приютов, больниц, земские работники и выборные земские деятели постепенно изменяли и условия жизни, и привычные взгляды и нравы.

В это время земства начинают выдвигать перед высшей властью требование, к выполнению которого правительство было совершенно не готово. Земские деятели часто говорят о необходимости созыва в Москве Земской думы, т.е. выборного общероссийского органа, который стал бы совещательным народным представительством. Но Александр II был уверен, что это могло стать первым шагом к созданию парламента, могущего стать трибуной политической оппозиции. Идея общероссийского земства, таким образом, встречала упорное сопротивление в правительстве. Политические права земств были крайне ограничены. Земства могли обращаться к правительству с ходатайствами, но не обладали правом законодательной инициативы. Всякие объединения земств разных губерний не разрешались.

В 1870 г. было введено городское самоуправление. В 509 городах России появились Городские думы, так же, как и земства, получившие в свое введение лишь хозяйственные вопросы, и создававшиеся на основе имущественного ценза. По новому Городовому положению выборы членов городских дум (гласных) стали бессословными, думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года. Исполнительными органами городских дум стали городские управы, в которых председательствовал городской голова.

После отмены крепостного права многие учреждения и правовые нормы устарели. Возникла необходимость в новых преобразованиях. Сразу же началась подготовка судебной реформы. Основные принципы судебной реформы, определенные с учетом опыта европейских стран, была одобрена Александром II в сентябре 1862 г. После указа об обнародовании Судебных уставов (20 ноября 1864 г.) началось переустройство судов. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной, судьи стали несменяемыми и обрели реальную независимость от правительственных чиновников. Были введены гласность и состязательность судебного процесса (государственный обвинитель - прокурор - противостояли независимому от властей адвокату). Важные дела разбирались выборным от населения судом присяжных. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Присяжные определяли вину или невиновность подсудимых, судьи следили за законностью разбирательства и подыскивали соответствующее вине наказание. «Менее важные» дела разбирались без присяжных, «Маловажные» гражданские тяжбы и дела о незначительных правонарушениях рассматривали выборные уездные мировые судьи. Российский суд становился гласным и открытым. Судебные округа не совпадали с границами административными, что давало дополнительные условия независимости судей от местных властей.

В течение 1862-1864 гг. были проведены реформы в области образования: были учреждены семилетние гимназии для девушек, в мужских гимназиях был провозглашен принцип равенства для всех сословий и вероисповеданий (правда, высокая плата за обучение определяла социальный состав гимназистов). Университетский устав 1863 г. предоставлял широкую автономию: совет университета решал теперь все научные, финансовые и учебные вопросы. Ректор, проректоры и деканы выбирались, министр народного просвещения лишь утверждал их в должности. Высшему образованию женщин было положено начало открытием в 1869 г. Лубянских высших женских курсов. Следствием эпохи гласности стали «Временные правила» о цензуре 1865 г, отменявшие предварительную цензуру для изданий, выходивших в Москве и Петербурге, а это значит - для большинства. Полностью от цензуры освобождались правительственные и научные издания.

В  1861 г. во главе военного министерства встал Д.А. Милютин, с  именем которого связаны серьезные преобразования в русской армии. Были отменены телесные наказания, срок службы рекрутов сокращен до 16 лет, военно-судебный устав 1867 г. строился на началах судебной реформы. Образование в 1864 г. 15 военных округов и переподчинение артиллерии, гвардии, инженерных войск и военно-учебных заведений военному министерству упорядочили систему управления войсками. Итогом деятельности Д.А. Милютина стал закон 1874 г., вводивший всеобщую воинскую  повинность вместо феодальной системы рекрутских наборов. Реформированная и перевооруженная армия доказала скептикам свою боеспособность во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Все эти реформы способствовали формированию начал гражданского общества. Но царь не решался увенчать их соответствующей политической  надстройкой (парламентом и Конституцией).

Очевидные потребности модернизации России заставили, наконец, правительство решиться на второй (после отмены крепостного права) принципиальный шаг и обратиться к конституционным идеям эпохи  Александра I (М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева). Но в день, когда был подписан документ, означавший практически согласие царя на конституцию, Александр II был убит бомбой студента И.И.  Гриневицкого. Реформаторские планы М.Т. Лорис-Меликова, автора конституционного проекта, рухнули за несколько дней до их вероятной реализации. Начался длительный период контрреформ, охвативший все царствование Александра III (1881-1894 гг.).

Растянутое во времени реформирование в абсолютистском государстве всегда несет значительную долю риска. За консерваторами остаются прочные позиции, основывающиеся на традициях, неизбежно компромиссном характере реформ. Российским «контрреформаторам» удалось обратить на свою пользу саму специфику самодержавия - непредсказуемость политической ориентации следующего монарха. Александр II готовил себе на смену Николая Александровича, который воспитывался  как реформатор. Неожиданная смерть последнего привела на престол ограниченного и консервативного Александра III.      

Реакционная концепция «контрреформ» в основном сложилась к середине 1880-х гг. и составилась из традиционных догм: божественное происхождение самодержавия и божественный промысел как основа его политики; полная централизация власти; осуждение земского и городского самоуправления; воинствующий шовинизм. Правительственная идеология стала консервативной. Новые «Временные правила» о печати 1882 г. практически восстанавливали предварительную цензуру и усиливали административный контроль за прессой. Были закрыты демократические и либеральные издания - журналы «Отечественные записки» и «Дело», газеты «Голос» и «Земство». Новый университетский устав 1884 г. ликвидировал выборность ректоров, деканов и профессоров, сузил  автономные права университетов. Высшее женское образование было фактически ликвидировано, права на учебу и преподавание ставились в зависимость от «благонадежности», плата за обучение выросла в 5 раз. Указ 1887 г. «О кухаркиных детях» запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Три законодательных акта - «Положение о земских участковых начальниках» 1889 г., «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. и «Городовое положение» 1892 г. значительно ограничили местное самоуправление путем усиления роли дворянства во всех созданных после 1861 г. учреждениях. Это отчасти возвращало помещикам власть над крестьянским обществом. В целом контрреформы объективно представляли собой попытку восстановить власть государства над формирующимся гражданским обществом.

Тем не менее, стремительное развитие капитализма в России в 1880-х гг., как следствие эпохи великих реформ, не могло быть остановлено, а перерастание сословно-феодального общества в гражданское было лишь замедлено, но не повернуто вспять. Однако замедление социально-политических изменений в стране приводило к диспропорции политического и экономического развития. В 1890-е гг. завершился промышленный переворот: сформировался пролетариат как самостоятельная социальная группа. Сеть железных дорог (около 30 тыс. км к 1894 г.) ускорила распространение цивилизации и товарный обмен; начавшееся социальное расслоение в деревне поставило вопрос о замене общинного хозяйства индивидуальным. Наконец, Россия все активнее включалась в мировую экономическую систему (не только внешней торговлей, но и привлечением иностранных капиталов, созданием колониальных и полуколониальных рынков сбыта). Самодержавие все более диссонировало с этими процессами, усугубляя социально-политическую напряженность в обществе. Оспаривая известное ленинское утверждение, можно сказать, что, не столько 1861 г.,  сколько  период контрреформ породил 1905 год.

Таким образом, в результате реформ 60-70-х гг. XIX в. был начат масштабный переход к индустриальному обществу  того же в целом типа, который существовал в передовых странах Западной Европы и был основан на рыночной экономике и частной собственности, парламентской демократии. Не случайно, по-видимому, эпоха реформ в России органически вписывалась в международный контекст, являясь составной частью Великих социальных катаклизмов 60-70-х гг. (отмена рабства и гражданская война в США 1861-1865 гг., революция Мэйдзи 1867-1868 гг. в Японии, завершение объединения Италии и Германии - соответственно в 1870 и 1871 гг. и т.д., которые знаменовали важный этап становления индустриального общества в тех  странах, которые запаздывали в своем развитии или сохраняли к тому времени значительные пережитки традиционных обществ. Но прерывание процесса общественных преобразований в России в 1880 - начале 1890-х гг. сохранило значительный груз «самодержавно-государственно-крепостнического» феодализма, который не только затруднял дальнейшую модернизацию страны, но и резко усиливал социальную напряженность в обществе


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60287. Корисні і шкідливі звички 54 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про корисні та шкідливі звички; виховувати негативне ставлення до шкідливих звичок бажання вести здоровий спосіб життя. Є звички квітки звички як дуби є гарні звички звички є погані.
60288. ДО СВИДАНИЯ, ОСЕНЬ! 65 KB
  Отгадать загадку просит: Кто художник этот 1 Кто сегодня в парке нашем Листья красками раскрасил И кружит их с веток сносит Это наступила осень 2 От дождя деревья мокнут Лужи всё никак не сохнут.
60289. Сценарій математичного свята “Веселі змагання” 172.5 KB
  Діти ви захочете допомогти принцесі і визволити її з полону Для цього треба розвязати математичні завдання. А на дверях 10 замків щоб зняти замки треба їх розкодувати а для цього розвязати певні завдання.
60290. Класифікація та причини виникнення надзвичайних ситуацій мирного часу 99 KB
  Надзвичайні ситуації природного характеру розрізняють на: ситуації 1 Геологічного походження землетруси обвали природного 2 Мете реологічного смерчі бурі урагани зливи ожеледь морози характеру...
60291. ПОЭЗИЯ И РУССКИЙ РОМАНС (А. ФЕТ и Ф. ТЮТЧЕВ) 6.03 MB
  Стоит учесть, что лирика не терпит аналитического препарирования. Многие старшеклассники иронично относятся к открытому проявлению эмоций, стесняются проявить их. А уж русский романс они вообще не знают.
60293. Мы и закон (Первое и последнее знакомство с УК) 93.5 KB
  Сформировать у учащихся представление о видах преступлений за которые несовершеннолетние несут ответственность. Воспитывать понимание совершение поступков ответственность за свои действия.
60294. Наш закон – наша сила 60.5 KB
  Звучить Гімн України Любі діти маленькі українці сьогодні відбудеться святкова інтелектуальна гра на якій присутні шановні гості та батьки. Діти а що б було якби люди стали поводитись без правил Діти. Діти які ви знаєте правила Діти. Діти ви кажете правила закон право.
60295. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ. МАСТЕРСТВО КОММУНИКАЦИИ 70 KB
  Главная роскошь на земле - роскошь человеческого общения мудро заметил А. Наши учащиеся к сожалению теряют навыки общения навыки владения языком как средством коммуникации. Сегодня учитель на мой взгляд должен не только давать минимум знаний...