76617

Россия во второй половине 19 в. Реформы и контрреформы

Доклад

История и СИД

Реформы и контрреформы. Сразу же началась подготовка судебной реформы. Основные принципы судебной реформы определенные с учетом опыта европейских стран была одобрена Александром II в сентябре 1862 г. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Русский

2015-01-30

45 KB

0 чел.

Россия во второй половине 19 в. Реформы и контрреформы.

Первое десятилетие царствования Александра II его курс определялся в большей степени либералами. Свидетельством этому служила серия реформ, последовавших вслед за крестьянской. Земская реформа 1864 г. создавала выборные учреждения местного управления в губерниях и уездах. Распорядительные земские собрания и исполнительные земские, управы были лишены каких-либо политических функций, однако получали весьма широкую хозяйственную сферу деятельности. Государство контролировало деятельность земств через губернаторов и министра внутренних дел, имевших право приостанавливать любые постановления земств.

Выборы гласных, т.е. представителей от трех сословных курий - землевладельцы, владельцы недвижимости в городах и сельские общества - давали им возможность на ежегодных собраниях решать назревшие проблемы народного образования, здравоохранения, благотворительности. Земские собрания избирали на 3 года свои исполнительные органы - управы. Занимаясь статистикой, пропагандируя передовые методы хозяйствования, организуя помощь населению в неурожайные годы, ведя строительство школ, приютов, больниц, земские работники и выборные земские деятели постепенно изменяли и условия жизни, и привычные взгляды и нравы.

В это время земства начинают выдвигать перед высшей властью требование, к выполнению которого правительство было совершенно не готово. Земские деятели часто говорят о необходимости созыва в Москве Земской думы, т.е. выборного общероссийского органа, который стал бы совещательным народным представительством. Но Александр II был уверен, что это могло стать первым шагом к созданию парламента, могущего стать трибуной политической оппозиции. Идея общероссийского земства, таким образом, встречала упорное сопротивление в правительстве. Политические права земств были крайне ограничены. Земства могли обращаться к правительству с ходатайствами, но не обладали правом законодательной инициативы. Всякие объединения земств разных губерний не разрешались.

В 1870 г. было введено городское самоуправление. В 509 городах России появились Городские думы, так же, как и земства, получившие в свое введение лишь хозяйственные вопросы, и создававшиеся на основе имущественного ценза. По новому Городовому положению выборы членов городских дум (гласных) стали бессословными, думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года. Исполнительными органами городских дум стали городские управы, в которых председательствовал городской голова.

После отмены крепостного права многие учреждения и правовые нормы устарели. Возникла необходимость в новых преобразованиях. Сразу же началась подготовка судебной реформы. Основные принципы судебной реформы, определенные с учетом опыта европейских стран, была одобрена Александром II в сентябре 1862 г. После указа об обнародовании Судебных уставов (20 ноября 1864 г.) началось переустройство судов. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной, судьи стали несменяемыми и обрели реальную независимость от правительственных чиновников. Были введены гласность и состязательность судебного процесса (государственный обвинитель - прокурор - противостояли независимому от властей адвокату). Важные дела разбирались выборным от населения судом присяжных. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Присяжные определяли вину или невиновность подсудимых, судьи следили за законностью разбирательства и подыскивали соответствующее вине наказание. «Менее важные» дела разбирались без присяжных, «Маловажные» гражданские тяжбы и дела о незначительных правонарушениях рассматривали выборные уездные мировые судьи. Российский суд становился гласным и открытым. Судебные округа не совпадали с границами административными, что давало дополнительные условия независимости судей от местных властей.

В течение 1862-1864 гг. были проведены реформы в области образования: были учреждены семилетние гимназии для девушек, в мужских гимназиях был провозглашен принцип равенства для всех сословий и вероисповеданий (правда, высокая плата за обучение определяла социальный состав гимназистов). Университетский устав 1863 г. предоставлял широкую автономию: совет университета решал теперь все научные, финансовые и учебные вопросы. Ректор, проректоры и деканы выбирались, министр народного просвещения лишь утверждал их в должности. Высшему образованию женщин было положено начало открытием в 1869 г. Лубянских высших женских курсов. Следствием эпохи гласности стали «Временные правила» о цензуре 1865 г, отменявшие предварительную цензуру для изданий, выходивших в Москве и Петербурге, а это значит - для большинства. Полностью от цензуры освобождались правительственные и научные издания.

В  1861 г. во главе военного министерства встал Д.А. Милютин, с  именем которого связаны серьезные преобразования в русской армии. Были отменены телесные наказания, срок службы рекрутов сокращен до 16 лет, военно-судебный устав 1867 г. строился на началах судебной реформы. Образование в 1864 г. 15 военных округов и переподчинение артиллерии, гвардии, инженерных войск и военно-учебных заведений военному министерству упорядочили систему управления войсками. Итогом деятельности Д.А. Милютина стал закон 1874 г., вводивший всеобщую воинскую  повинность вместо феодальной системы рекрутских наборов. Реформированная и перевооруженная армия доказала скептикам свою боеспособность во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Все эти реформы способствовали формированию начал гражданского общества. Но царь не решался увенчать их соответствующей политической  надстройкой (парламентом и Конституцией).

Очевидные потребности модернизации России заставили, наконец, правительство решиться на второй (после отмены крепостного права) принципиальный шаг и обратиться к конституционным идеям эпохи  Александра I (М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева). Но в день, когда был подписан документ, означавший практически согласие царя на конституцию, Александр II был убит бомбой студента И.И.  Гриневицкого. Реформаторские планы М.Т. Лорис-Меликова, автора конституционного проекта, рухнули за несколько дней до их вероятной реализации. Начался длительный период контрреформ, охвативший все царствование Александра III (1881-1894 гг.).

Растянутое во времени реформирование в абсолютистском государстве всегда несет значительную долю риска. За консерваторами остаются прочные позиции, основывающиеся на традициях, неизбежно компромиссном характере реформ. Российским «контрреформаторам» удалось обратить на свою пользу саму специфику самодержавия - непредсказуемость политической ориентации следующего монарха. Александр II готовил себе на смену Николая Александровича, который воспитывался  как реформатор. Неожиданная смерть последнего привела на престол ограниченного и консервативного Александра III.      

Реакционная концепция «контрреформ» в основном сложилась к середине 1880-х гг. и составилась из традиционных догм: божественное происхождение самодержавия и божественный промысел как основа его политики; полная централизация власти; осуждение земского и городского самоуправления; воинствующий шовинизм. Правительственная идеология стала консервативной. Новые «Временные правила» о печати 1882 г. практически восстанавливали предварительную цензуру и усиливали административный контроль за прессой. Были закрыты демократические и либеральные издания - журналы «Отечественные записки» и «Дело», газеты «Голос» и «Земство». Новый университетский устав 1884 г. ликвидировал выборность ректоров, деканов и профессоров, сузил  автономные права университетов. Высшее женское образование было фактически ликвидировано, права на учебу и преподавание ставились в зависимость от «благонадежности», плата за обучение выросла в 5 раз. Указ 1887 г. «О кухаркиных детях» запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Три законодательных акта - «Положение о земских участковых начальниках» 1889 г., «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. и «Городовое положение» 1892 г. значительно ограничили местное самоуправление путем усиления роли дворянства во всех созданных после 1861 г. учреждениях. Это отчасти возвращало помещикам власть над крестьянским обществом. В целом контрреформы объективно представляли собой попытку восстановить власть государства над формирующимся гражданским обществом.

Тем не менее, стремительное развитие капитализма в России в 1880-х гг., как следствие эпохи великих реформ, не могло быть остановлено, а перерастание сословно-феодального общества в гражданское было лишь замедлено, но не повернуто вспять. Однако замедление социально-политических изменений в стране приводило к диспропорции политического и экономического развития. В 1890-е гг. завершился промышленный переворот: сформировался пролетариат как самостоятельная социальная группа. Сеть железных дорог (около 30 тыс. км к 1894 г.) ускорила распространение цивилизации и товарный обмен; начавшееся социальное расслоение в деревне поставило вопрос о замене общинного хозяйства индивидуальным. Наконец, Россия все активнее включалась в мировую экономическую систему (не только внешней торговлей, но и привлечением иностранных капиталов, созданием колониальных и полуколониальных рынков сбыта). Самодержавие все более диссонировало с этими процессами, усугубляя социально-политическую напряженность в обществе. Оспаривая известное ленинское утверждение, можно сказать, что, не столько 1861 г.,  сколько  период контрреформ породил 1905 год.

Таким образом, в результате реформ 60-70-х гг. XIX в. был начат масштабный переход к индустриальному обществу  того же в целом типа, который существовал в передовых странах Западной Европы и был основан на рыночной экономике и частной собственности, парламентской демократии. Не случайно, по-видимому, эпоха реформ в России органически вписывалась в международный контекст, являясь составной частью Великих социальных катаклизмов 60-70-х гг. (отмена рабства и гражданская война в США 1861-1865 гг., революция Мэйдзи 1867-1868 гг. в Японии, завершение объединения Италии и Германии - соответственно в 1870 и 1871 гг. и т.д., которые знаменовали важный этап становления индустриального общества в тех  странах, которые запаздывали в своем развитии или сохраняли к тому времени значительные пережитки традиционных обществ. Но прерывание процесса общественных преобразований в России в 1880 - начале 1890-х гг. сохранило значительный груз «самодержавно-государственно-крепостнического» феодализма, который не только затруднял дальнейшую модернизацию страны, но и резко усиливал социальную напряженность в обществе


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37388. Расчет колонны одноэтажного промышленного здания 2.36 MB
  4 Определение геометрических характеристик приведенного сечения.6 Расчет прочности по наклонным сечениям.7 Проверка прочности по нормальным сечениям.2 Расчет сечения 10 на уровне верха консоли.
37389. Проектирование 5-комнатной торцевой блок-квартиры в двух уровнях 89 KB
  ОБЪЕМНОПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ЗДАНИЯ. Размеры в осях 342111 м высота этажа – 25 м общая высота здания – 9 м жилая секция состоит из 7 комнат. Конструктивная схема здания – бескаркасная стеновая с продольным расположением несущих стен. Пространственная жесткость здания обеспечивается совместной работой стен и перекрытия.
37390. РАСЧЕТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ 7.85 MB
  Принимая в качестве базисных величин на основном уровне Sб = 60 МВА UбI = 112 кВ определяем базисные величины на других уровнях: кВ; кВ; Составим схему замещения прямой последовательности Рисунок Схема прямой последоательности. Выражаем параметры схемы замещения прямой последовательности рис. з генератор Г12: ; и асинхронный двигатель АД: ; ; Найдем и для этого свернем схему прямой последовательности рис.2 Рисунок Сворачивание схемы прямой последовательности.
37391. РАСЧЕТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ ПО ЗАДАННЫМ ПАРАМЕТРАМ 6.07 MB
  Принимая в качестве базисных величин на основном уровне Sб = 60 МВА UбI = 112 кВ определяем базисные величины на других уровнях: кВ; Составим схему замещения прямой последовательности Рисунок Схема прямой последовательности. Выражаем параметры схемы замещения прямой последовательности рис. 2 в системе относительных единиц: а система бесконечной мощности: б линия: в двухобмоточный трансформатор Т12: ; г нагрузка Н: д реактор: ; з генератор Г12: ; ; и асинхронный двигатель АД: ; ; Найдем и для этого свернем схему прямой...
37392. РАСЧЕТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ КОРОТКОМ ЗАМЫКАНИИ 5.75 MB
  Принимая в качестве базисных величин на основном уровне Sб = 40 МВА UбI = 220 кВ определяем базисные величины на других уровнях: кВ; кВ; кВ; Составим схему замещения прямой последовательности Рисунок Схема прямой последовательности. Выражаем параметры схемы замещения прямой последовательности рис. 2 в системе относительных единиц: а система бесконечной мощности: б линия: в двухобмоточный трансформатор Т1: ; г трехобмоточный трансформатор Т2: д нагрузка Н1: Н2: е генератор Г: ; ; ж асинхронный двигатель АД: ; ; Найдем...
37393. Расчет вала с зубчатыми колесами 1.27 MB
  Необходимо: подобрать диаметр вала d из условия статической прочности. В опасном сечении вала построить эпюры нормальных и касательных напряжений и показать напряжённое состояние тела в опасной точке; произвести расчёт вала на жёсткость по линейным перемещениям в местах установки колёс и по угловым перемещениям в опорах. Уточнить диаметр вала; выполнить проверочный расчёт вала на усталостную прочность в опасном сечении. Проектировочный расчёт вала на статическую прочность [2] 2.
37394. Восстановление документов компании ОАО «ИКАР» 40.64 KB
  Посчитать убытки от не заключения или несвоевременного заключения договора. Работа должна содержать: Актуальность проблемы практическую значимость решения проблемы объект предмет исследования цели и задачи работы и состоять из 4 глав Оглавление Введение6 Договоры Письма Предложениямероприятия 8 Расчеты10...
37395. Технологический проект овощного цеха общедоступной столовой на 78 мест 1.35 MB
  Расчёт количества блюд. Расчет количества блюд в ассортимент12 3. Расчет реализации блюд по часам работы зала19 3. Столовая предназначена для обслуживания горячими и холодными напитками кисломолочными продуктами мучными кондитерскими изделиями холодными и горячими блюдами несложного приготовления сладкими блюдами.
37396. Экономическая эффективность совершенствование организации перевозок контейнеров на маршруте Симферополь-Джанкой 9.22 MB
  Сдельная заработная плата водителя Где коэффициент учитывающий класс перевозимого груза грн. Учитывающий размер премии грн. грн. Доплата за руководство бригадой Где размер доплаты за руководство бригадой грн.