76622

Политическое и экономическое развитие после первой революции

Доклад

История и СИД

Столыпина ставшего в день роспуска Первой Государственной Думы Председателем Совета Министров. Председателем Думы являлся кадет Ф. Председателями III Государственной Думы являлись Н. Были отклонены законопроекты о расширении бюджетных прав Думы введении земских учреждений в западных губерниях местного самоуправления о старообрядческих общинах об усовершенствовании судопроизводства и др.

Русский

2015-01-30

36 KB

0 чел.

Политическое и экономическое развитие после первой революции

Попытка стабилизации политического положения на путях поиска баланса интересов между скудеющим дворянством и растущей буржуазией  характеризует деятельность П.А. Столыпина, ставшего в день роспуска Первой Государственной Думы Председателем Совета Министров. Правореформистский (по существу консервативно-либеральный) столыпинский курс сочетал (в силу экстремальной обстановки и  существовавшего расклада политических сил) жесткие меры борьбы с  революцией, с постепенными шагами по обновлению старого строя.

Столыпинский курс предполагал осуществление ряда реформ: аграрно-крестьянской, местного самоуправления, судебной, просвещения, введение страхования рабочих. Их цель состояла во всемерном укреплении государственности, в модернизации общества, в создании условий для формирования новой социальной опоры режима - класса мелких земельных собственников, т.н. «чумазых лендлордов» и усиления их политического влияния.

Главным  актом столыпинской аграрно-крестьянской реформы стал Указ от 9  ноября 1906 г., дававший каждому домохозяину, входившему в общину, право употребить причитавшуюся ему часть земли в личную собственность. Реформа также включала: содействие формированию отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, активизацию деятельности Крестьянского банка, переселение крестьян за Урал. Реформа пыталась решить аграрно-крестьянский вопрос, не затрагивая помещичьего  землевладения. Результаты реформ: выход из общины к 1915 г. около 27%  всех общинных дворов;  создание 1265 тыс.  хуторов и отрубов (10,3% от всего числа крестьянских хозяйств); уход из деревни в город 4 млн. общинников, продавших свои земли; переселение за Урал более 3 млн. чел. К 1911 г. осуществление реформы застопорилось.

П.А. Столыпин в 1906-1907 гг. стремился опереться на Совет Объединенного дворянства, партию октябристов, на оформившихся в 1908-1910 гг. в самостоятельную партию националистов (П.Н. Балашов, В.А. Бобринский, В.В. Шульгин).

Открывшуюся 20 февраля 1907 г. II Государственную Думу Столыпин  пытался направить в обозначенное царским правительством русло. Крупнейшими фракциями во II Государственной Думе были: кадеты - 98,  трудовики -104, автономисты - 76, социал-демократы - 65, черносотенцы и октябристы - 54. Председателем Думы являлся кадет Ф.А. Головин. 3 июня 1907 г. под предлогом обвинения 55 членов социал-демократической фракции в подготовке военного переворота несговорчивая Дума была распущена. Положение о выборах в нее - в нарушение Манифеста от 17 октября - было изменено. Государственный переворот знаменовал окончание первой русской революции.

Новый избирательный закон от 3 июня 1907 г. предусматривал сокращение числа выборщиков от крестьян в Думу на 56%; избрание депутатов от рабочих только в 6 губерниях; уменьшение представительства от национальных окраин; увеличение выборщиков от помещиков на 33%. Третьеиюньская монархия опиралась на дворян, помещиков, крупную и среднюю торгово-промышленную буржуазию, на великодержавные  настроения русского населения.

Избранная по новому закону о выборах III Государственная Дума (1 ноября 1907 г. - 9 июня 1912 г.) в отличие от двух первых стала проводником проектов, рождавшихся в столыпинском правительстве. Принятие решений предопределялось двумя большинствами - правооктябристским (283 члена) и октябристско-кадетским (225 членов). Председателями III Государственной Думы являлись Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко. Но значительная часть столыпинского реформаторского багажа, прошедшего через Государственную Думу, была отклонена Государственным Советом (находившимся под контролем дворянско-монархического лагеря). Были отклонены законопроекты о расширении бюджетных прав Думы, введении земских учреждений в западных губерниях, местного самоуправления, о старообрядческих общинах, об усовершенствовании судопроизводства и др.

К 1911 г. столыпинская политика «бонопартистского лавирования» окончательно перестала удовлетворять дворянско-традиционалистский лагерь «излишним» реформаторством и выявившейся - вследствие  наметившегося оживления революционного движения - неэффективностью его попытки «усмирения». В то же время либералы проявляли все большее недовольство замедлением преобразований (кадеты с самого начала не могли простить П.А. Столыпину его «недемократизма», насильственных методов проведения его программы). 1 сентября 1911 г. в  Киевском городском театре Столыпин был убит Д. Богровым, связанным одновременно (что было весьма символично) и с революционерами, и с охранкой.

В 1911-1914 гг. происходило постеленное разложение третьеиюньской  системы. Окончательно связав себя с дворянско-традиционалистским, лагерем царский режим постепенно деградировал, отказываясь не только от политики реформ, но и вообще от четкой политической программы.

Политическая реакция, наступившая после подавления революции  1905-1907 гг., затем постепенное исчерпание столыпинского  реформаторского курса негативно отразилось на либеральных партиях. К  1912 г. численность кадетов сократилась  до 10 тыс. чел. Кризис «Союза 17 октября» привел к расколу думской фракции октябристов (на земцев-октябристов - М.В. Родзянко, Н.В. Савич; правых, ставших беспартийными, Н.П. Шубинский, Г.В. Скоропадский; левых - А.И. Гучков) и к организационному развалу самой партии.

Перспективной политической силой обещало быть нарождающееся  буржуазно-прогрессистское движение. Идейно-политическая платформа  прогрессизма: национализм, «понятый» в либеральном духе, в основе которого идея Великой России, «здоровый милитаризм», активная внешняя политика, экономическое возрождение России через деятельность торгово-промышленного класса, установление правового порядка, отказ от кадетских «беспочвенно-идеалистических» взглядов на демократию. Издания: «Великая Россия» (1910 г.); журналы «Русская мысль», «Московский  еженедельник»,  газеты  «Слово», «Утро России», «Русские ведомости». Партия деловых кругов, промышленной буржуазии - партия прогрессистов - учреждена молодыми московскими капиталистами А.С. Вишняковым, А.И. Коноваловым, В.П. и П.П. Рябушинскими, С.Н. Третьяковым, С.И. Четвериковым в ноябре 1912 г. Основные требования съезда прогрессистов: отмена положения об усиленной и чрезвычайной охране, расширение прав Думы, реформа Государственного Совета, свобода слова, печати, собраний, союзов, конституционно-монархический строй с ответственным перед Думой правительством. Прогрессистское движение заключало в себе потенциальную альтернативу стихийно-революционному исходу  общественного развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12881. ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОЛШЕБНИКУ 96.5 KB
  ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОЛШЕБНИКУ Предлагаемую ниже игру можно использовать и как самостоятельную процедуру и в рамках психологического тренинга для подростков. В последнем случае игра встраивается в программу тренинга в форме отдельного занятия в котором представлены все...
12882. Психологическая игра Война племен 37.5 KB
  Психологическая игра Война племен Цель: развитие внутригрупповых отношений; навыков коллективного взаимодействия снятие агрессии. Участники игры: учащиеся 68 классов. Время проведения занятия: 1час 30 мин. Предполагаемый психологический результат: улучшение взаи...
12883. Дороги, которые мы выбираем. Сценарий мероприятия по актуальным проблемам подросткового возраста 41 KB
  Сценарий мероприятия по актуальным проблемам подросткового возраста Дороги которые мы выбираем... В конкурсе принимают участие ученики 9 11го класса. Соревнуются 2 команды по 12 человек. Члены команды: капитан; прессцентр 2 чел.; выездная бригада 3чел.; члены команд
12884. Здоровье и моя будущая профессия 41 KB
  Здоровьесберегающие технологии в воспитании и развитии детей. Круглый стол Здоровье и моя будущая профессия Программное содержание. Учить детей снимать эмоциональное и физическое напряжение преодолевать чувство тревоги связанное с межличностным общением. Форм...
12885. Сценарий психологической игры: «Кораблекрушение» 69.5 KB
  Сценарий психологической игры: Кораблекрушение для учеников 11го класса В период ранней юности 1517 лет человек переживает кризис идентичности. Этот возраст сопровождается активным поиском самого себя в социуме сверстников и взрослых. Конфликты как эмоционально...
12886. Игра в работе педагогапсихолога. МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ 105.5 KB
  Игра в работе педагогапсихолога: Мы едем едем едем Человек есть человек играющий homo ludens. Хейзенга. Игра: МЫ ЕДЕМ ЕДЕМ ЕДЕМ Время игры: 1 час 1 час 20 минут Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 10 14 лет. Цель: мотивация учащихся на и
12887. ПРОБУЖДЕНИЕ АКТИВНОСТИ 46.5 KB
  ПРОБУЖДЕНИЕ АКТИВНОСТИ Сценарий классного часа Вам приходилось слышать от взрослых в школе высказывания о том что современные дети ничего не хотят что растет поколение потребителей И действительно мы можем найти этому массу подтверждений. Чем лучше школа тем боль
12888. Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста 51.5 KB
  Классный час Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста Цель: познание и раскрытие учениками своих потенциальных способностей к творчеству. Задачи: развитие познавательных психологических процессов: памяти внимания мышления; разви
12889. Психологическое здоровье. Мое настроение 42 KB
  Психологическое здоровье. Мое настроение. Классный час для 7го класса Цель: формирование убеждения о значении настроения в психическом здоровье человека необходимости уметь произвольно контролировать и регулировать свое настроение. Задачи: пробудить стремле