76626

Гражданская война в России. «Военный Коммунизм»

Доклад

История и СИД

Официально началом войны считаются бои в Петрограде ставшие началом Октябрьской революции то есть октябрь 1917 г. Есть также версии относящие начало войны к началу Февральской революции 1917 г. По поводу окончания войны также нет единодушного мнения: одни ученые и их большинство считают концом войны взятие Владивостока то есть октябрь 1922 г. Причины войны.

Русский

2015-01-30

38.5 KB

1 чел.

Гражданская война в России. «Военный Коммунизм»

Хронологические рамки этого исторического события до сих пор вызывают споры. Официально началом войны считаются бои в Петрограде, ставшие началом Октябрьской революции, то есть октябрь 1917 г.   Есть также версии, относящие начало войны к началу Февральской революции 1917 г. или к маю 1918 г.  По поводу окончания войны также нет единодушного мнения: одни ученые (и их большинство) считают концом войны взятие Владивостока, то есть октябрь 1922 г., но есть и те, кто утверждает, что война окончилась в ноябре 1920 или в 1923 г.

     Причины войны. Самые очевидные причины начала боевых действий – острейшие политические, социальные и национально-этнические противоречия, которые не только сохранились, но и обострились после Февральской революции. Самыми насущными из них принято считать затянувшееся участие России в Первой мировой войне и нерешенный аграрный вопрос. Многие исследователи усматривают прямую связь между приходом к власти большевиков и началом Гражданской войны, и считают, что это было одной из их главных задач. Национализация производственных средств, разорительный для России Брестский мир, обострение отношений с крестьянством из-за деятельности комбедов и продотрядов, а также разгон Учредительного собрания – все эти действия Советского правительства вкупе с его стремлением удержать власть и установить собственную диктатуру любой ценой не могли не вызвать недовольства населения. Ход войны. Гражданская война проходила в 3 этапа, отличавшихся составом участников боевых действий и интенсивностью боев. Октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг. – становление вооруженных сил противников и образование главных фронтов.

     Белое движение активно начало борьбу с большевистским режимом, однако вмешательство третьих сил, прежде всего Антанты и Четверного союза, не дало ни одной из сторон приобрести преимущества, которое бы решило исход войны. Ноябрь 1918 – март 1920 гг. – этап, в который наступил коренной перелом войны. Боевые действия интервентов сократились, и их войска были выведены с территории России. В самом начале этапа успех был на стороне Белого движения, однако затем контроль над большей частью территории государства получила Красная армия. Март 1920 – октябрь 1922 гг. – заключительный этап, в ходе которого боевые действия переместились в пограничные районы государства и, по сути, не представляли угрозы для большевистского правительства. После октября 1922 г. борьбу продолжила лишь Сибирская Добровольческая Дружина в Якутии, которой командовал А.Н. Петляев, а также казачий отряд под командованием Бологова под Никольск-Уссурийском.

       Итоги войны. На всей территории России была установлена власть большевиков, а также в большей части национальных регионов. Более 15 миллионов человек были убиты или умерли из-за болезней и голода. Более 2.5 миллионов человек эмигрировали из страны. Государство и общество находились в состоянии экономического упадка, целые социальные группы были фактически уничтожены (в первую очередь это касалось офицерства, интеллигенции, казачества, духовенства и дворянства).

        Причины поражения Белой армии. Сегодня многие историки открыто признают, что за годы войны из Красной армии дезертировало в несколько раз больше солдат, чем служило в армии Белой. При этом лидеры Белого движения (например, П.Н. Врангель) в своих воспоминаниях подчеркивали, что население занятых ими территорий не только поддерживало войска, снабжая их продовольствием, но и пополняло ряды Белой армии. Тем не менее, пропагандистская работа у большевиков носила массовый и более агрессивный характер, что позволяло привлечь на их сторону более широкие слои населения. Кроме того, под их контролем оказались почти все производственные мощности, огромные людские ресурсы (ведь они контролировали большую часть территории), а также материальные средства, в то время как регионы, оказавшие поддержку Белому движению, были истощены, а их население (прежде всего, рабочие и крестьяне) выжидали, не выказывая явной поддержки ни одной из сторон.

Военный коммунизм (политика военного коммунизма) – название внутренней политики Советской России, проводимой во время Гражданской войны 1918-1921 годов.

Суть военного коммунизма заключалась в том, чтобы подготовить страну к новому, коммунистическому обществу, на которое были ориентированы новые власти. Для военного коммунизма были характерны такие черты, как:

- крайняя степень централизации управления всей экономикой;

- национализация промышленности (от мелкой до крупной);

- запрет на ведение частной торговли и свертывание товарно-денежных отношений;

- государственная монополизация многих отраслей сельского хозяйства;

- милитаризация труда (ориентация на военную промышленность);

- тотальное уравнительство, когда все получали равное количество благ и товаров.

Именно на основе этих принципов планировалось построить новое государство, где нет богатых и бедных, где все равны и все получают ровно столько, сколько необходимо для нормальной жизни. Ученые полагают, что введение новой политики было необходимо для того, чтобы не только выжить в условиях Гражданской войны, но также быстро перестроить страну на новый тип общества.

Предпосылки и причины введения военного коммунизма

После октябрьской революции, когда большевикам удалось захватить власть в России и свергнуть Временное правительство, в стране началась Гражданская война между теми, кто поддерживал новую советскую власть и теми, кто был против нее. Ослабленная войной с Германией и бесконечными революциями Россия нуждалась в совершенно новой системе управления, которая могла бы удержать страну вместе. Большевики понимали, что им не удастся выиграть гражданскую войну, если они не смогут добиться быстрого и четкого следования их указам во всех подвластных регионах. Власть нужно было централизовать, в новой системе все должно было встать на учет и быть подконтрольно власти Советов.

2 сентября 1918 года Центральный исполнительный комитет объявил военное положение, а вся власть перешла к Совету Народной и Крестьянской обороны, которым командовал В.И. Ленин. Тяжелое экономическое и военное положение страны привели к тому, что власть ввела новую политику – военный коммунизм, который должен был поддержать экономику страны в этот сложный период и перенастроить ее.

Основную силу сопротивления составляли крестьяне и рабочие, которые были недовольны действиями большевиков, поэтому новая экономическая система была направлена на то, чтобы дать этим классам населения право на труд, но при этом поставить их в четкую зависимость от государства.

Основные положения военного коммунизма

Основная цель проведения политики военного коммунизма – полное уничтожение товарно-денежных отношений и предпринимательства. Все реформы, которые были проведены в это время, руководствовались именно этим принципом.

Основные преобразования военного коммунизма:

Ликвидация частных банков и вкладов;

Национализация промышленности;

Монополия на внешнюю торговлю;

Принудительная трудовая повинность;

Продовольственная диктатура, появление продразверстки.

Прежде всего, в собственность большевиком перешли все царское имущество, включая деньги и драгоценности. Частные банки были ликвидированы – владеть и заведовать деньгами должно только государство – частные крупные вклады, а также золото, драгоценности и другие пережитки старой жизни были отобраны у населения. Была установлена норма выдачи денег вкладчикам, которая составляло всего 500 рублей в месяц.

Изначально, государство стало национализировать промышленные предприятия, чтобы спасти их от разорения – многие владельцы заводов и производств просто-напросто бежали из России во время революций. Однако, с течением времени, государство начало национализировать всю промышленность, даже мелкую, чтобы сделать ее подконтрольной себе и избежать бунтов рабочих и крестьян.

Для того, чтобы заставить страну работать и поднимать экономику, была введена всеобщая трудовая повинность – все население обязано было обязано отработать 8-часовой рабочий день, безделье каралось законодательно. После выведения российской армии из первой мировой войны, некоторые отряды солдат были преобразованы в трудовые отряды.

Была введена так называемая продовольственная диктатура, основная суть которой заключалась в том, что процессом раздачи хлеба и необходимых товаров населению занималось государство. Были установлены нормы душевого потребления.

Итоги и значение политики военного коммунизма

Главным органом в этот период был Совет народного хозяйства, который занимался планированием экономики и проведением всех реформ. В целом, политика военного коммунизма оказалась провальной, так как она не достигла своих экономических целей – страна была повергнута в еще больший хаос, экономика не только не перестроилась, но начала разваливаться еще быстрее. Кроме того, военный коммунизм в своем стремлении заставить народ подчиняться власти советов просто-напросто пришел в итоге к обычной политике террора, которая уничтожала всех, кто был против большевиков.

Кризис политики военного коммунизма привел к тому, что она была заменена Новой Экономической Политикой


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55333. Градусна сітка Землі. Географічні координати точок 282.5 KB
  Практикум Мініпрактикум Географічна розминка Світлофор Текст параграфа; позначити на контурній карті рівнини України Відносна і абсолютна висота точок місцевості Географічна мозаїка Географічний крос Проблемне питання Дивуй Кути Проблемне...
55334. Таємниці підводного царства 251 KB
  Мета проекту: освітня: розширити знання дітей про море як складну екосистему зі своїми законами і умовами для існування всіх його мешканців; сформувати елементарні уявлення про рослинний та тваринний світ морів та океанів...
55335. Десяткові дроби. Додавання та віднімання десяткових дробів 5.39 MB
  Мета роботи: використання комп’ютерних технологій при створенні математичних проектів для узагальнення і систематизації знань учнів з вивченої теми. Розвиток навичок самостійного одержання інформації, формування вміння відбирати й структурировати матеріал.
55336. Культура та мистецтво спілкування 201 KB
  Виховні завдання проекту: розширити знання учнів про етичні норми безконфліктного спілкування та мистецтва володіти собою; формувати в учнів розуміння значення спілкування в житті людини; розвивати почуття відповідальності самодисципліни...
55337. Проектна технологія 83.5 KB
  Основними характеристиками проекту є те, що він передбачає конкретні результати має інноваційний характер. Виконання проекту передбачає звязок із реальним життям незвичайність форми і самостійність виготовлення створення матеріалів що по суті є різними видами документування.
55338. Підготовка педагогів до взаємодії з обдарованими дітьми 74.5 KB
  Мета і завдання проекту Основна мета проекту: створити умови для виявлення підтримки і підготовки вчителів до взаємодії з обдарованими дітьми для ефективного розвитку інтелектуального і творчого потенціалу цих учнів.
55339. Інструмент для видалення бур'янів в саду, на городі 260.5 KB
  Мета проекту: вдосконалити навички роботи з різним інструментом для обробки деревини та металів, розвивати естетичний смак, економічно використовувати матеріали.
55340. ПРОЕКТНА СИСТЕМА ЯК ОДИН ІЗ ЗАСОБІВ ТВОРЧОГО РОЗВИТКУ ОСОБИСТОСТІ 328.5 KB
  Суть проектної технології полягає у функціонуванні цілісної системи дидактичних засобів змісту методів прийомів що адаптує навчальновиховний процес до структурних та організаційних вимог навчального проектування.
55341. Біосферно-ноосферні ідеї В.І. Вернадського – основа сучасної екології 3.33 MB
  Вчення В. Вернадського тим рельєфніше виступає роль і значення для нас всього того що зробив цей геніальний учений мислитель справжній син України який розробив науковий фундамент силу і глибину глобального геологічного процесу втілюючого сучасний перехід біосфери в ноосферу.