76628

Формирование тоталитарного режима в СССР в 1930-е годы

Доклад

История и СИД

Во главе небольшой группы политической элиты находится харизматичный лидер любое его слово воспринимается элитой и нацией почти как божественное откровение. не было единства внутри политической элиты существовали оппозиции авторитет нового вождя И. Однако Конституция стала лишь идеологическим прикрытием тоталитарной политической системы.

Русский

2015-01-30

27 KB

5 чел.

Формирование тоталитарного режима в СССР в 1930-е годы

Особенностью тоталитарного режима является формирование жестко централизованной политической системы, в которой управление всеми сторонами жизни общества ведется из одного центра. Такая система не допускает критики и даже обсуждения приказов и распоряжений центра. Для их выполнения создается развитая бюрократическая структура, задача которой — автоматическое исполнение любого задания центра. Сам центр, как правило, так же жестко централизован. Во главе небольшой группы политической элиты находится харизматичный лидер, любое его слово воспринимается элитой и нацией почти как «божественное откровение». Любое его указание обязательно для исполнения.

В СССР тоталитарная система стала складываться при жизни В. И. Ленина. Ликвидация оппозиционных политических партий, формирование однопартийной системы, полностью контролирующей госаппарат, гиперавторитет вождя — все это в начале 1920-х гг. свидетельствовало о том, что главные особенности тоталитарного режима уже реализованы. Однако до начала 1930-х гг. не было единства внутри политической элиты, существовали оппозиции, авторитет нового вождя (И. В. Сталина) подвергался сомнению. Все это «мешало» развитию тоталитарного режима.

Перелом обозначил XVII съезд партии (1934 г.). Это был первый съезд, показавший полное единение высшей партийной бюрократии с вождем — И. В. Сталиным. Впервые никакой оппозиции на съезде не было, бывшие оппозиционеры выступили с покаянными речами. С этого момента перед Сталиным встала задача укрепить режим личной власти и тоталитарную систему в целом.

Кадры стали назначаться по номенклатурной системе, т. е. существовал список должностей, занять которые можно было лишь после утверждения высшими партийными органами. Это позволило Сталину поставить под личный контроль управление огромным государством.

В 1936 г. в СССР на VIII Чрезвычайном съезде Советов принимается новая Конституция. Успехи индустриализации и коллективизации трактовались как победа социализма. Одним из важнейших признаков этой победы было торжество общественной, а фактически государственной собственности на орудия и средства производства. Огромное значение имела ликвидация «эксплуататорских» классов. Формально провозглашаются демократические свободы, равенство всех перед законом, всеобщее равное прямое и тайное голосование. Однако Конституция стала лишь идеологическим прикрытием тоталитарной политической системы.

Именно с середины 1930-х гг. в стране начались массовые репрессии. Они были и раньше, но теперь они затронули номенклатуру — Сталин стремился освободиться от «старых» кадров, связанных с революционными традициями, хорошо помнящих внутрипартийную борьбу и самого Сталина в тот период, когда он еще не был безоговорочным лидером партии. В 1936—1939 гг. прошла волна репрессий, названная впоследствии «большим террором». В 1936—1938 гг. были проведены закончившиеся расстрелами процессы над Каменевым, Зиновьевым, Пятаковым, Бухариным и другими старыми большевиками. Рыков покончил жизнь самоубийством. В 1940 г. НКВД организовал убийство Троцкого в Мексике. «Ленинская гвардия» перестала существовать.

Огромный ущерб стране нанесли репрессии в армии. В 1937—1939 гг. были репрессированы высшие военные руководители страны, в том числе и М. Н. Тухачевский, И. Н. Якир, И. П. Уборевич, И. Э. Блюхер и др. Затем репрессии покатились «вниз» — в итоге опытный командный состав армии, включая командиров полков и батальонов, был в значительной мере либо ликвидирован, либо отправлен в лагеря.

Репрессии затронули все слои советского общества — научную, культурную интеллигенцию, хозяйственные кадры, рядовых служащих, рабочих и крестьян. В обществе насаждалась атмосфера страха, которая позволяла эффективнее проводить управление тоталитарными методами. Система главного управления лагерей (ГУЛАГ) активно использовала труд заключенных на стройках пятилеток. Нередко условия содержания заключенных были крайне тяжелыми, в особенности в лагерях Сибири, Дальнего Востока, Казахстана.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57702. Подорож до Країни чудес 4.92 MB
  Children, today we are going to travel to the Wonderland with a little girl Alice. I will tell you a story about her adventures and we’ll help her to come back home. You have Story books in front of you. There are some exercises in them for our lesson.
57703. Усиление Московского государства в XVв. Иван ІІІ 2.09 MB
  ЦЕЛЬ: рассмотреть процесс усиления Московского царства, основные направления политики Ивана ІІІ, которые привели к укреплению власти Московского государства и объединению под его властью остальных земель Северо-восточной Руси...
57704. Китай. Економіко – географічна характеристика 70 KB
  Мета уроку: формувати в учнів систему знань про особливості населення, економічної політики, галузей міжнародної спеціалізації Китаю; Розвивати та вдосконалювати навички учнів оцінювати географічне положення і природно–ресурсний потенціал країни;
57705. Складання тексту-міркування 91 KB
  Мета: удосконалювати навички та вміння правильно будувати текст-міркування; вчити розкривати абстрактно загальні поняття; розвивати звязне мовлення увагу память мислення уміння логічно й послідовно викладати думки на папері...
57706. Від минулого до сьогодення. Історія створення книги 180 KB
  Мета: ознайомити п’ятикласників з історією виникнення книги та розвитком книгодрукування в Україні; популяризувати книгу носія інформації; виховувати повагу до історії народу його внеску в розвиток української культури.
57707. Книга: подорож у часі 122 KB
  Мета: дидактична: ознайомити учнів з історією створення книги з найдавніших часів; розвивальна: показати учням значення книги в розвитку світового суспільства; розвивати інтелектуальну активність учнів; розвивати культуру мислення уяву...
57708. Культура Галицько – Волинської держави 77.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з досягненнями культури Галицько – Волинської держави; визначити її особливості; з ясувати які держави мали вплив на розвиток Галицько – Волинської держави; працювати над вмінням виділяти головне працювати в групі...
57709. Клас Комахи. Особливості будови та процесів життєдіяльності 157.5 KB
  Розширити та поглибити знання учнів про членистоногих познайомити з різноманітністю комах особливостями їх зовнішньої та внутрішньої будови пристосуванням їх до умов навколишнього середовища.
57710. Урок-турнір з інформатики «Комп’ютерні відмінники» 2.89 MB
  Мета уроку: Перевірити спільний рівень ерудиції; знання учнів з вивчених розділів та тем навчальної програми; вміння та навички учнів отриманих на уроках інформатики...