76629

Форсированная индустриализация в СССР в 1930-е годы

Доклад

История и СИД

Однако Советское государство продолжало отставать от ведущих мировых держав по основным промышленным показателям поэтому основными стали проблемы модернизации промышленности эта экономическая политика получила название социалистическая индустриализация. Главными особенностями первой пятилетки 1928-1932 были высокие темпы сжатые сроки акцент на строительство предприятий тяжелой промышленности использование внутренних источников накопления перекачка средств из деревни займы у населения и др. В годы второй пятилетки 1933-1937...

Русский

2015-01-30

33.5 KB

7 чел.

Форсированная индустриализация в СССР в 1930-е годы

Под угрозой голода середине 1920-х гг. было завершено восстановление народного хозяйства, что означало достижение довоенного (т. е. 1913 г.) уровня экономического развития. Однако Советское государство продолжало отставать от ведущих мировых держав по основным промышленным показателям, поэтому основными стали проблемы модернизации промышленности – эта экономическая политика получила название «социалистическая индустриализация».

Курс на индустриализацию был определен на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г., где была поставлена задача превращения СССР из страны ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их.

Главными особенностями первой пятилетки (1928–1932) были высокие темпы, сжатые сроки, акцент на строительство предприятий тяжелой промышленности, использование внутренних источников накопления (перекачка средств из деревни, займы у населения и др.).

За время пятилетки было построено 1500 промышленных объектов (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде и др.). Этому способствовал небывалый искренний энтузиазм людей, несмотря на утверждение командно-административной системы управления экономикой и становления тоталитарно-репрессивного режима в стране.

В январе 1933 г. И.В. Сталин торжественно объявил о досрочном выполнении 1-го пятилетнего плана за четыре года и три месяца. Однако на самом деле большинство заданий не были выполнены в связи с их нереальностью и завышенными темпами роста.

В годы второй пятилетки (1933–1937) по-прежнему сохранялась тенденция приоритетного развития тяжелой промышленности. Было введено в действие 4500 крупных народно-хозяйственных предприятий. Вступили в строй Урало-Кузнецкий металлургический комбинат, Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения. В Москве в 1935 г. открылась первая линия метрополитена.

Началось стахановское движение, направленное на повышение производительности труда. Шахтер из Донбасса Алексей Стаханов в августе 1935 г. во время одной из смен добыл 102 т угля, превысив норму в 14,5 раза. Рекорд А.Стаханова получил всесоюзную известность, и его последователи вскоре появились по всей стране. Было объявлено, что плановые задания второй пятилетки также выполнены за четыре года и три месяца, хотя это и не соответствовало действительности, так как по ряду показателей (производству металла и товаров народного потребления, добыче угля и др.) достичь запланированных рубежей не удалось.

Третья пятилетка (1938–1942) осталась незавершенной из-за нападения Германии на СССР.

Вместе с тем удалось стимулировать развитие промышленности, и прежде всего оборонной, в преддверии надвигавшейся угрозы. В восточных регионах страны создавались заводы-дублеры, формировались стратегические запасы.

В целом за 13 неполных лет индустриализации наша страна сумела осуществить форсированную модернизацию, создав прочную промышленную базу, обеспечив обороноспособность и экономическую независимость страны.

Значение индустриализации:

  •  По объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США. Особенно заметным был рост производства в тяжелой промышленности.
  •  Значительно возросла численность рабочего класса.
  •  Из промышленности и торговли полностью вытеснен частный капитал.
  •  Значительно изменился общий характер экономики – страна из аграрной превратилась в аграрно-индустриальную.
  •  Были искоренены социальные проблемы, характерные для капитализма, - исчезла безработица (последняя биржа труда закрыта в 1930 г.).
  •  По ряду направлений было преодолено качественное отставание советской промышленности. СССР стал одной из стран, способных производить любой вид промышленной продукции и обходиться без импорта существенно необходимых товаров.
  •  Созданный в 30-е гг. экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой ВПК, продукция которого по многим параметрам превосходила лучшие мировые образцы. Именно экономическое превосходство СССР над противником стало одной из причин нашей победы в Великой Отечественной войне.
  •  Форсированная индустриализация была проведена ценой деградации ряда отраслей экономики, прежде всего легкой промышленности и аграрного сектора.
  •  В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, являющаяся экономической основой тоталитарного режима.

В то же время достигнуто все это было слишком высокой ценой, которую заплатил наш народ: и колоссальные лишения, и низкий уровень жизни, и репрессии (система ГУЛАГа имела крупные плановые задания по строительству объектов индустриализации), и складывание административно-командной системы управления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2136. Старославянский язык. Конспекты 349.08 KB
  Руководство по старославянскому языку. Древнерусская грамматика. История древнерусского языка. Введение в историческую фонологию.
2137. Пользовательский интерфейс для прикладных задач 351.24 KB
  Параллельные вычисления и удаленный доступ. Язык Норма, вопросы безопасности. Структура интерфейса, локальные и удаленные ресурсы. Средства реализации интерфейса.
2138. Гігієнічна оцінка впливу кредитно-модульної системи навчання на функціональний стан студентів вищих медичних навчальних закладів 155 KB
  Європейська кредитно-трансферна (ECTS) та традиційна (семестрово-залікова) освітні системи мають як схожість, так й принципову розбіжність за умовами та характером навчання, що безпосередньо впливає на життєдіяльність студентів Вищих медичних навчальних закладів. Особливості освітньої системи відбиваються на загальному та психологічному стані студентів.
2139. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки 375.54 KB
  Цель исследования заключается в разработке модели формирования МКК специалиста гуманитарного профиля и ее практической реализации в иноязычных профессиональных контекстах в единстве аксиологических, национально-специфических и коммуникативных компонентов.
2140. Нелинейные элементы и нелинейные характеристики 380.1 KB
  Для понимания поведения сложных объектов, как и для создания сложных систем с заданными свойствами, очень часто имеет смысл представлять объект как совокупность составных частей, элементов, каждый из которых может быть охарактеризован совокупностью тех и только тех его свойств, которые существенны для функционирования системы в целом.
2141. Асимметрия в переводе художественного текста: этнолингвокультурный аспект 384.47 KB
  Цель работы состоит в сопоставительном исследовании асимметрии как переводческого феномена на материале художественных текстов на немецком и русском языках.
2142. Категория оценки в публичных политических речах П.А. Столыпина и Отто фон Бисмарка 380.89 KB
  Цель исследования заключается в том, чтобы выявить, описать и сопоставить компоненты оценочной ситуации и особенности выражения оценочного значения в публичном политическом выступлении П.А. Столыпина и Отто фон Бисмарка.
2143. Понятие и сущность мирового хозяйства и международных экономических отношений 388.27 KB
  Понятие мировая экономика равнозначно терминам мировое хозяйство и всемирное хозяйство. Экономисты выделяют их в одно и дают несколько определений. Можно рассмотреть как в обобщенном, так и в частном смысле.
2144. Антикризисное управление. Конспект лекций 388.44 KB
  Кризисы в тенденциях макро и микроразвития. Причины и последствия возникновения кризисов. Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления. Признаки и порядок установления банкротства предприятия.