76630

Коллективизация в СССР в 1930-е годы

Доклад

История и СИД

Официально коллективизация началась 7 ноября 1929 г. Одновременно осуществлялись две группы мероприятий – сплошная коллективизация массовое насильственное создание колхозов и раскулачивание. Сталину становится ясно что сплошная коллективизация может привести к серьезному экономическому и политическому кризису – в хлебных районах возникали стихийные восстания крестьян шел массовый забой скота начались волнения в армии. сплошная коллективизация возобновилась.

Русский

2015-01-30

34 KB

1 чел.

Коллективизация в СССР в 1930-е годы

Проведение грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки сельского хозяйства, которое воспринималось как источник ресурсов. Кроме того, растущим городам требовалось все большее количества продовольствия. Решение о начале коллективизации было принято в декабре 1927 г., на XV съезде ВКП(б) – «Съезд коллективизации».

Официально коллективизация началась 7 ноября 1929 г., когда в газете «Правда» появилась статья Сталина «Год великого перелома». В ней перед Советским государством ставилась задача в кратчайший срок перестроить сельское хозяйство.

В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». Начался первый этап коллективизации (до марта 1930 г.).

Одновременно осуществлялись две группы мероприятий – «сплошная» коллективизация (массовое насильственное создание колхозов) и раскулачивание. Теоретически можно было создавать кооперативы и других типов (артели, ТОЗы и т.д.), но, фактически, допускалось создание только колхозов.

Ликвидация кулацких хозяйств проводилась, во-первых, с целью передачи их имущества в колхозы, во-вторых, для уничтожения в деревне политической оппозиции Советской власти и, в-третьих, для подавления крестьянского недовольства. Можно утверждать, что раскулачивание было не экономическим, а, прежде всего, политическим процессом.

К весне 1930 г. Сталину становится ясно, что «сплошная» коллективизация может привести к серьезному экономическому и политическому кризису – в хлебных районах возникали стихийные восстания крестьян, шел массовый забой скота, начались волнения в армии. 2 марта 1930 г. в «Правде» была опубликована его статья «Головокружение от успехов». Всю вину за создавшееся положение Сталин возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что «нельзя насаждать колхозы силой». После этой статьи Сталин стал восприниматься большинством крестьян как народный заступник. Начался второй, более мягкий, чем первый, этап коллективизации. Однако уже к 1932 г. «сплошная» коллективизация возобновилась.

Значение коллективизации:

  •  Ликвидировано сельское перенаселение – от невыносимой жизни крестьяне бегут в города. Чтобы ограничить миграцию в 1932 г. были введены паспорта для городского населения.
  •  Происходит сокращение поголовья скота и посевных площадей. Это привело к невиданному голоду, охватившему примерно 25—30 млн. человек (1932—1933 гг.). Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации.
  •  Падение производства зерна, несмотря на вполне удовлетворительный уровень механизации (эту задачу решали созданные в 1928 г. МТС). Прекрасно работавшие до коллективизации «на себя», крестьяне занимались в колхозах откровенным саботажем. Тем не менее, колхозы смогли накормить строителей многочисленных промышленных предприятий-гигантов.
  •  Коллективизация подорвала авторитет Советской власти в деревне. Неслучайно население наиболее пострадавших от раскулачивания районов во время Великой Отечественной войны встречало немцев хлебом-солью.
  •  Коллективизация создала необходимые условия для осуществления планов индустриализации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8627. Философия Средних веков (богословие) и эпохи Возрождения 130 KB
  Философия Средних веков (богословие) и эпохи Возрождения Вопросы: 1. В чём отличие богословия от философского мышления? 2. Какие ступени познания выделяет Плотин? В чём отличие учения Плотина от богословия? 3. Какие два монотеизма противостоят друг ...
8628. Философия Р.Декарта и Ф.Бэкона 249 KB
  Философия Р.Декарта и Ф.Бэкона Р.Декарт РАЗЫСКАНИЕ ИСТИНЫ ПОСРЕДСТВОМ ЕСТЕСТВЕННОГО СВЕТА, который сам по себе, не прибегая к содействию религии или философии, определяет мнения, кои должен иметь добропорядочный человек относительно всех предметов, ...
8629. Философия И.Канта 102.5 KB
  Философия И.Канта Вопросы: 1. В чём отличие эмпирических знаний от априорных? 2. Какие признаки априорного знания выделяет И.Кант? Какова задача философии, по Канту? Чем обусловлена постановка задачи? 3. Какую классификацию суждений предлагает Кант?...
8630. Русская религиозная философия 19-20 веков 68 KB
  Русская религиозная философия 19-20 вв. Вопросы: 1. Какой должна стать русская философия? С каким предметом она должна иметь дело? 2. Как И.Ильин аргументирует необходимость отказа от намеренного выдумывания философских систем? 3. Каков закон иссл...
8631. Сознание как философская категория 56.5 KB
  Сознание как философская категория Вопросы: 1. Какие правила мышления выделяет И.Кант? Как понимается мышление в европейской традиции? 2. Что такое сознание? Как формулирует своё предназначение человек сознающий? 3. Каковы свойства гармонии, носител...
8632. Проблема познания в философии 105 KB
  В каком смысле акты научного познания - свободные явления. Можно ли рассматривать знание законов как актуализацию готовых смыслов и сущностей. Можно ли рассматривать знание как превращение...
8633. Личность как философская категория 158.5 KB
  Человек бесчувственный. За что критикует К.Льюис авторов одного из английских учебников для старших классов. Какие следствия имеют взгляды данных авторов. Какая мыслительная традиция...
8634. Философия общества. Соотношение понятий культура и цивилизация 180.5 KB
  Философия общества. Соотношение понятий культура и цивилизация. Изложите критику социального материализма. Изложите критику социального психологизма. Каковы сущностные признаки общественного явления...
8635. Глобальные проблемы современности 435.5 KB
  Глобальные проблемы современности Вопросы: 1. В чём специфика технической эпохи 19-20 веков? 2. Как связаны техника и культура? 3. Какие три стадии в истории человечества выделяет Н.Бердяев? Чем отличается организм от организации?. В чём...