76630

Коллективизация в СССР в 1930-е годы

Доклад

История и СИД

Официально коллективизация началась 7 ноября 1929 г. Одновременно осуществлялись две группы мероприятий сплошная коллективизация массовое насильственное создание колхозов и раскулачивание. Сталину становится ясно что сплошная коллективизация может привести к серьезному экономическому и политическому кризису в хлебных районах возникали стихийные восстания крестьян шел массовый забой скота начались волнения в армии. сплошная коллективизация возобновилась.

Русский

2015-01-30

34 KB

3 чел.

Коллективизация в СССР в 1930-е годы

Проведение грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки сельского хозяйства, которое воспринималось как источник ресурсов. Кроме того, растущим городам требовалось все большее количества продовольствия. Решение о начале коллективизации было принято в декабре 1927 г., на XV съезде ВКП(б) – «Съезд коллективизации».

Официально коллективизация началась 7 ноября 1929 г., когда в газете «Правда» появилась статья Сталина «Год великого перелома». В ней перед Советским государством ставилась задача в кратчайший срок перестроить сельское хозяйство.

В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». Начался первый этап коллективизации (до марта 1930 г.).

Одновременно осуществлялись две группы мероприятий – «сплошная» коллективизация (массовое насильственное создание колхозов) и раскулачивание. Теоретически можно было создавать кооперативы и других типов (артели, ТОЗы и т.д.), но, фактически, допускалось создание только колхозов.

Ликвидация кулацких хозяйств проводилась, во-первых, с целью передачи их имущества в колхозы, во-вторых, для уничтожения в деревне политической оппозиции Советской власти и, в-третьих, для подавления крестьянского недовольства. Можно утверждать, что раскулачивание было не экономическим, а, прежде всего, политическим процессом.

К весне 1930 г. Сталину становится ясно, что «сплошная» коллективизация может привести к серьезному экономическому и политическому кризису – в хлебных районах возникали стихийные восстания крестьян, шел массовый забой скота, начались волнения в армии. 2 марта 1930 г. в «Правде» была опубликована его статья «Головокружение от успехов». Всю вину за создавшееся положение Сталин возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что «нельзя насаждать колхозы силой». После этой статьи Сталин стал восприниматься большинством крестьян как народный заступник. Начался второй, более мягкий, чем первый, этап коллективизации. Однако уже к 1932 г. «сплошная» коллективизация возобновилась.

Значение коллективизации:

  •  Ликвидировано сельское перенаселение – от невыносимой жизни крестьяне бегут в города. Чтобы ограничить миграцию в 1932 г. были введены паспорта для городского населения.
  •  Происходит сокращение поголовья скота и посевных площадей. Это привело к невиданному голоду, охватившему примерно 25—30 млн. человек (1932—1933 гг.). Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации.
  •  Падение производства зерна, несмотря на вполне удовлетворительный уровень механизации (эту задачу решали созданные в 1928 г. МТС). Прекрасно работавшие до коллективизации «на себя», крестьяне занимались в колхозах откровенным саботажем. Тем не менее, колхозы смогли накормить строителей многочисленных промышленных предприятий-гигантов.
  •  Коллективизация подорвала авторитет Советской власти в деревне. Неслучайно население наиболее пострадавших от раскулачивания районов во время Великой Отечественной войны встречало немцев хлебом-солью.
  •  Коллективизация создала необходимые условия для осуществления планов индустриализации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13929. Международное гуманитарное право 105.5 KB
  Цели урока: привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов; дать школьникам знания об основополагающих принципах и нормах гуманитарного права способствующих пониманию учащихся необходимости регулирования поведения участнико...
13930. Трудовое право 41.5 KB
  Цель: Закрепить знания полученные по теме Трудовое право понятия нормативные документы и т.п.. Формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях умение пользоваться документами. Формировать коммуникативные навыки общения при
13931. Повторення Я, моя сім’я і друзі 41.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 1 Topic Revision. I my Family and Friends Тема Повторення Я моя сімя і друзі Підтема: Знов у школу. Мета: Ознайомити учнів з завданнями навчання в 11 класі структурою підручника спрямувати на систематичну творчу роботу протягом року. Практикува...
13932. Календарно-обрядові пісні весняного циклу. Веснянка «Весняночка-паняночка» 81 KB
  УРОК № 1 Тема.Календарнообрядові пісні весняного циклу. Веснянка Весняночкапаняночка. Мета:ознайомити учнів з українськими народними піснями та їх видами різновидами й видами календарнообрядових пісень; виховувати повагу до народних звичаїв і традицій естет
13933. Lesson. Ми – одинадцятикласники. План-конспект уроку з англійської мови для учнів 11-х класів 51.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 2 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. Урок 2 Тема Повторення Я моя сімя і друзі Підтема: Ми одинадцятикласники. Мета: Практикувати учнів у звязних монологічних та діалогічних висловлюваннях за темою
13934. Календарно-обрядові пісні літнього циклу. «Пісенька житнього віночка» 96.5 KB
  УРОК № 2 Тема.Календарнообрядові пісні літнього циклу. Пісенька житнього віночка. Мета:ознайомити учнів із календарнообрядовими піснями літнього циклу; розвивати навички виразного читання аналізу купальських жниварських пісень; виховувати повагу до людської п
13935. Державна служба. Поняття Дисциплінарне провадження 258 KB
  Дисциплінарне провадження - процедура розгляду в Дисциплінарній комісії АПУ фактів неналежного виконання аудитором (аудиторською фірмою) професійних обовязків, та вибір заходів впливу на аудитора (аудиторську фірму) у формі стягнення.
13936. Календарно-обрядові пісні зимового циклу. «Ой хто, хто Миколая любить», «Добрий вечір тобі, пане господарю!», «Щедрик, щедрик, щедрівочка» 60.5 KB
  УРОК № 3 Тема.Календарнообрядові пісні зимового циклу. Ой хто хто Миколая любить Добрий вечір тобі пане господарю Щедрик щедрик щедрівочка. Мета:ознайомити учнів із календарнообрядовими піснями зимового циклу; розвивати навички виразного читання й ана
13937. Форматування диску 20.06 KB
  Урок №16 Тема: Форматування диску. Мета: Теоретичні та практичні аспекти форматування диску. Програмне забезпечення для виконання форматування. Хід уроку Перевірка домашнього завдання. Усне опитування. Мотивація навчання. Для того щоб записат...