76631

СССР в 1939-1941 гг. Начало второй мировой войны

Доклад

История и СИД

Новые секретные договоренности давали СССР возможность свободы действий в создании сферы безопасности у его западных границ закрепляли присоединение западных областей Белоруссии и Украины позволили Советскому Союзу заключить договоры о взаимной помощи 28 сентября 1939 г. По данным договорам СССР получил право размещения в республиках Прибалтики своих войск и создания на их территориях морских и воздушных баз. Сталин пошел на передачу в руки гестапо многих сотен немецких антифашистов скрывавшихся в СССР от нацистов а также произвел...

Русский

2015-01-30

38.5 KB

6 чел.

СССР в 1939-1941 гг. Начало второй мировой войны.

На рассвете 1 сентября 1939 г. войска германского вермахта внезапно развернули боевые действия против Польши. Используя подавляющее превосходство в силах и средствах, нацистское командование смогло быстро добиться масштабных оперативных результатов. Несмотря на то что Франция, Великобритания и страны Британского содружества сразу же объявили войну Германии, они так и не оказали Польше эффективной и реальной помощи. Мужественное сопротивление польских воинов под Млавой, у Модлина и героическая двадцатидневная оборона Варшавы не смогли спасти Польшу от катастрофы.

В это же войска РККА, почти не встречая сопротивления, с 17 по 29 сентября заняли районы Западной Белоруссии и Западной Украины. 28 сентября 1939 г. первая кампания Второй мировой войны была завершена. Польша перестала существовать.

В тот же день в Москве был заключен новый советско-германский договор "О дружбе и границе", закрепивший раздел Польши. Новые секретные договоренности давали СССР возможность "свободы действий" в создании "сферы безопасности" у его западных границ, закрепляли присоединение западных областей Белоруссии и Украины, позволили Советскому Союзу заключить договоры "о взаимной помощи" 28 сентября 1939 г. с Эстонией, 5 октября - с Латвией, 10 октября - с Литвой. По данным договорам СССР получил право размещения в республиках Прибалтики своих войск и создания на их территориях морских и воздушных баз. Сталин пошел на передачу в руки гестапо многих сотен немецких антифашистов, скрывавшихся в СССР от нацистов, а также произвел депортацию сотен тысяч поляков, как бывших военнослужащих, так и гражданского населения.

В это же время сталинское руководство усилило нажим на Финляндию. 12 октября 1939 г. ей было предложено заключить с СССР договор "о взаимной помощи". Однако финское руководство отказалось от соглашений с СССР, и переговоры не увенчались успехом.

Разгром Польши и временный союз со Сталиным обеспечили Гитлеру надежный тыл для осуществления блицкрига на западноевропейском театре военных действий. Уже 9 октября 1939 г. фюрер подписал директиву о подготовке нападения на Францию, а через 10 дней был утвержден план стратегического сосредоточения войск Германии для проведения наступательных операций на Западе.

Советское руководство предприняло активные действия по расширению "сферы безопасности" на северо-западе. 28 ноября 1939 г. СССР в одностороннем порядке денонсировал договор о ненападении с Финляндией от 1932 г., и утром 30 ноября начал боевые действия против финнов, продолжавшиеся почти четыре месяца. На следующий день (1 декабря) в с. Териоки было срочно провозглашено "правительство Демократической Финляндской Республики".

12 марта 1940 г. в Москве был подписан советско-финляндский мирный договор, учитывавший предъявленные СССР территориальные претензии. Советский Союз в ходе войны понес огромные людские потери: действующая армия потеряла до 127 тыс. человек убитыми и пропавшими без вести, а также до 248 тыс. ранеными и обмороженными. Финляндия же потеряла чуть более 48 тыс. убитыми и 43 тыс. ранеными.

В политическом плане эта война нанесла Советскому Союзу серьезный ущерб. 14 декабря 1939 г. Совет Лиги Наций принял резолюцию об исключении его из этой организации, осудив действия СССР, направленные против финляндского государства и призвал государства - членов Лиги Наций оказать поддержку Финляндии. СССР оказался в международной изоляции.

Итоги "зимней войны" со всей очевидностью показали слабость "несокрушимых" советских Вооруженных Сил. Вскоре К.Е. Ворошилов был смещен с поста наркома обороны, а его место занял С.К. Тимошенко.

Весной 1940 г. войска вермахта начали широкомасштабную военную кампанию в Западной Европе. 9 апреля 1940 г. ударная группировка гитлеровских войск (около 140 тыс. личного состава, до 1000 самолетов и все силы флота) совершила нападение на Данию и Норвегию. Дания (имевшая всего лишь 13-тысячную армию) была оккупирована за несколько часов, а ее правительство сразу же объявило о капитуляции.

Иначе складывалась обстановка в Норвегии, где вооруженные силы сумели избежать разгрома и отойти в глубь страны, а в помощь им были высажены англо-французские войска. Вооруженная борьба в Норвегии грозила стать затяжной, поэтому уже 10 мая 1940 г. Гитлер начал наступление по плану "Гельб", предусматривавшему молниеносный удар по Франции через Люксембург, Бельгию и Нидерланды, в обход французской оборонительной линии "Мажино". 22 июня 1940 г. был подписан акт о капитуляции Франции, по которому северная ее территория была оккупирована Германией, а южные области оставались под контролем "правительства" коллаборациониста маршала А. Петэна ("режима Виши").

Поражение Франции привело к резкому изменению стратегической обстановки в Европе. Над Великобританией нависла угроза германского вторжения. Разворачивалась война на морских коммуникациях, где немецкие подводные лодки ежемесячно топили по 100-140 английских торговых судов.

Уже с лета 1940 г. фронт на западе перестал существовать, и грядущее столкновение Германии и СССР стало обретать все более реальные очертания.

В результате германской "политики умиротворения" на северо-востоке и востоке Европы в состав СССР были включены территории с населением 14 млн. человек, а западная граница была отодвинута на 200-600 км. На VIII сессии Верховного Совета СССР 2-6 августа 1940 г. данные территориальные "приобретения" были юридически оформлены законами об образовании Молдавской ССР и принятии в состав Союза трех Прибалтийских республик.

После победы над Францией Германия ускорила подготовку к войне против СССР: вопрос о "восточном походе" уже был обсужден 21 июля 1940 г. на совещании Гитлера с командующими видами вооруженных сил, а 31 июля он поставил задачу начать операцию в мае 1941 г. и закончить ее в течение 5 месяцев.

9 августа 1940 г. состоялось решение о переброске сил вермахта к границам СССР, а с сентября они стали сосредотачиваться в Румынии. Одновременно началась широкая кампания по дезинформации советского руководства, сыгравшая свою роковую роль при проведении мероприятий по отражению агрессии. 27 сентября в Берлине Германия, Италия и Япония подписали тройственный пакт, к которому впоследствии присоединились Венгрия, Румыния, Словакия, Болгария и Хорватия. Наконец, 18 декабря 1940 г. был утвержден Гитлером знаменитый "вариант Барбаросса" - план войны против Советского Союза.

С целью скрыть военные приготовления И. Риббентроп 13 октября 1940 г. предложил И. В. Сталину принять участие в разделе сфер интересов в мировом масштабе. Совещание по этому вопросу состоялось 12-13 ноября в Берлине с участием В.М. Молотова, но из-за выдвижения обеими сторонами взаимонеприемлемых условий оно успеха не имело.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32352. Понятие системы (структуры) права. Особенности структуры права различных государств. Современные представления о системе российского права и тенденции ее развития 45.5 KB
  Понятие системы структуры права. Особенности структуры права различных государств. Современные представления о системе российского права и тенденции ее развития. Под системой права понимается определенная внутренняя его структура строение организация которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
32353. Методы правового регулирования (авторитарный и автономный) способы правового воздействия. Современные тенденции развития способов и методов правового регулирования в российском праве 37 KB
  Методы правового регулирования авторитарный и автономный способы правового воздействия. Современные тенденции развития способов и методов правового регулирования в российском праве. Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. Тем не менее следует отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения специально предназначенные для их непосредственного регулирования.
32354. Понятие правосознания. Структура правосознания 30 KB
  Правосознание это совокупность представлений и чувств выражающих отношение людей социальных общностей классов наций народа к действующему и желаемому праву. Будучи субъективной реакцией человека на правовую действительность правосознание с одной стороны представляет форму вид общественного сознания наряду с нравственным политическим религиозным эстетическим и др. Право и правосознание связаны неразрывно. Алексеев правосознание неизбежный спутник права.
32355. Педагогическая деятельность, ее структура и специфика. Требования к личности учителя 16.92 KB
  Требования к личности учителя. Содержание определяется соцфакторами место и функция учителя в обществе требования общества к учителю и соцпсихологическими факторами ожиданиями окружающих общественными ожиданиями и установками. Коммуникативный установление и поддержание отношений с учащимися родителями администрацией учителями. Учитель должен знать и учитывать особенности ученика которые мешают или помогают ему и соответственно реагировать на них медлительность ученика связанная с его темпераментом требует терпения и такта...
32356. Психологические основы обучения. Учение как процесс и ка деятельность. Основные модели обучения 17.22 KB
  Основные модели обучения. Учение как организованный процесс является стороной обучения и является продуктом учебной деятельности. Компоненты обучения: Целевой цели и задачи Содержание учебная программа Деятельностный деятельность педагога и учащихся Результативный оценка самооценка Функции обучения: Образовательная усвоение ЗУНов Воспитательная ценностное отношение к миру Развивающая установление взаимосвязи между явлениями и факторами Обучение целенаправленная познавательная деятельность учащихся направленная на усвоение ими...
32357. Общее понятие о темпераменте. Свойства и типы темперамента, их проявление в деятельности и поведении 16.91 KB
  Темперамент врожденные индивидуальные особенности человека обусловливающие динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности особенности приспособления к окружающей среде. Они определяют динамику различной деятельности человека игровой учебной трудовой рекреационной: Реактивность степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. Пластичность легкость гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним...
32358. Самосознание личности. Структура самосознания. Развитие самосознания в онтогенезе 18.56 KB
  Таким образом самосознание включает в себя: Самопознание интеллектуальные аспекты познания себя Самоотношение эмоциональное отношение к самому себе В целом можно выделить три пласта сознания человека: Отношение к себе Ожидание отношения других людей к себе атрибутная проекция Отношение к другим людям: эгоцентрический уровень отношений если мне помогают то это хорошие люди группоцентрический уровень если принадлежит к моей группе то он хороший просоциальный уровень поступай с другими так как хотел чтобы поступали стобой ...
32359. Общие понятия о характере. Структура характера. Типология характера 13.96 KB
  Структура характера. Типология характера. В структуре личности характера занимает центральное место объединяя все другие свойства и особенности поведения: Влияет на познавательные процессы На эмоциональную жизнь На мотивацию и волю Определяет индивидуальность и своеобразие личности Характер человека сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течении жизни индивидуальными чертами. Структура характера: Черты выражающие направленность личности устойчивые потребности установки интересы склонности идеалы цели...
32360. Групповая и совместная деятельность. Факторы эффективности групповой и совместной деятельности 15.38 KB
  Факторы эффективности групповой и совместной деятельности. Совместимость способность членов группы к совместной деятельности. Виды совместимости: Психофизиологическая определенное сходство характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций синхронизация темпа совместной деятельности. Критерии оценки: Результаты деятельности.