76635

СССР в 1953-1964 гг. Н.С. Хрущев

Доклад

История и СИД

Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР ВСНХ СССР. СССР выступал с предложениями о сокращении вооружения и прекращении ядерных испытаний. Для осуществления противовеса этому союзу а также для военного сотрудничества социалистических стран и СССР в мае 1955 г . была создана Организация Варшавского Договора СССР Польша Чехословакия ГДР Венгрия Румыния Болгария Албания и смотря на консолидацию внутри социалистического лагеря наблюдались противоречия вылившиеся в антисоветские выступления...

Русский

2015-01-30

40.5 KB

10 чел.

СССР в 1953-1964 гг. Н.С.Хрущев

Смерть Сталина (5 марта 1953 г .) произошла в то время, когда возможности политической и экономической системы уже исчерпали себя, породив серьезные социально-экономические и политические трудности в обществе. Поэтому сталинские преемники должны были осуществить несколько взаимосвязанных задач, среди которых выделялись главные: обеспечение преемственности социально-политического курса, распределение важнейших партийно-государственных постов, осуществление некоторых реформ.

Внутриполитическая жизнь страны характеризовалась продолжением борьбы за власть. Был сокращен состав Президиума ЦК. Г. Маленков получил пост Председателя Совета Министров и возглавил Секретариат ЦК. Его заместителями стали: Л. Берия, возглавлявший МВД, В. Молотов, занимавший пост министра иностранных дел. Н. Хрущев не имел никаких государственных должностей, занимая второе, а затем первое место в Секретариате ЦК. Наиболее реальным претендентом на власть был Берия, однако высшее руководство не могло допустить его усиления. Берия был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма и расстрелян. Позиции Маленкова ослабились с падением Берии, с которым он был связан как организатор послевоенных репрессий. Хрущев, напротив, сумел укрепить своей авторитет: контролируя партийный аппарат, он начал расставлять на ведущие позиции своих сторонников. В начале 1955 г . Г.Маленков был снят с поста Председателя Совета Министров из-за обвинения в причастности к фабрикации «ленинградского дела», в слабом руководстве сельским хозяйством, др.

Политические реформы Н. Хрущева

После, отстранения Маленкова фактически главой государства становится Хрущев. XX съезд КПСС в феврале 1956 г . и выступление на нем Н. Хрущева с докладом о культе личности Сталина стали поворотным пунктом в истории, началом частичной десталинизации и демократизации жизни страны. В докладе приводились примеры беззаконий сталинского режима, которые связывались в основном лишь с деятельностью отдельных конкретных личностей, но о существовании тоталитарной системы вопрос не ставился. Это выступление укрепило авторитет Хрущева, что вызвало недовольство других партийных лидеров. В июне 1957 г . на Пленуме ЦК Ворошилов и Каганович попытались отстранить Хрущева от руководства. Но благодаря поддержке партийных лидеров представители оппозиции были осуждены коммунистами как «антипартийная группа». На том же Пленуме Хрущев добился введения в состав Президиума ЦК новых лиц, поддержавших его в трудный час, - Брежнева, Жукова, Игнатова и др.

Продолжая свою реформаторскую линию, Хрущев успел сделать радикальные шаги в перестройке правящей партии. На XXII съезде в октябре 1961 г . были внесены изменения в Устав КПСС, которые касались демократизации самой партии, условий приема в нее, расширения прав местных партийных организаций, расширения прав союзных республик. В 1957 г . восстанавливались права депортированных при Сталине народов, в конце 50-х гг. стали возникать различные формы общественного самоуправления и т.д.

Экономические реформы Н. Хрущева (50-е - середина 60-х гг.)

Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства. Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтом}' вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г . началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс. предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 г . правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 г . проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские.

В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности.

Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые «рязанский мясной эксперимент», «кукурузная эпопея», выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, др. Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г ., разгон демонстрации студентов в 1958 г .). С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации. Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением! функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).

Таким образом, экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г . на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.

Внешняя политика

Либерализация внутренней политики сопровождалась либерализацией внешнеполитического курса. Советским руководством была выдвинута концепция о необходимости мирного сосуществования государств. СССР выступал с предложениями о сокращении вооружения и прекращении ядерных испытаний. Однако эти инициативы не были поддержаны западными державами, продолжавшими наращивание военного и потенциала НАТО. Для осуществления противовеса этому союзу, а также для военного сотрудничества социалистических стран и СССР в мае 1955 г . была создана Организация Варшавского Договора (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания), и, смотря на консолидацию, внутри «социалистического лагеря» наблюдались противоречия, вылившиеся в антисоветские выступления (восстановление в Венгрии, 1956 г ., и берлинский кризис, 1961 г .).

Вслед за «берлинским кризисом» последовал «карибский» ракетный кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы. После победы на Кубе революционных сил во главе с Ф. Кастро США развернули подрывную войну против нового кубинского режима. В 1962 г . СССР решил помочь Кубе и разместил на острове ракеты с ядерными боеголовками. Узнав об этом, американские военные начали готовить немедленное нанесение ядерных ударов по кубинским и советским территориям с территорий США и Турции. Ситуацию в последний момент удалось разрешить только после прямых переговоров американского президента Дж. Кеннеди и Н. Хрущева (22-27 октября 1962 г .). Карибский ракетный кризис стал кульминацией «холодной войны», после которого начался процесс улучшения отношений СССР и капиталистических стран и переход от противостояния к «мирном сосуществованию».

На рубеже 50-60-х гг. СССР проявлял активность в отношениях со странами «третьего мира» (Юго-Восточная Азия, Ближний Восток), поддерживая коммунистические движения в Южном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Малайзии, Бирме. Активно развивались отношения с Индией и Индонезией, Камбоджей, Непалом, Египтом, Алжиром, которые Советское правительство классифицировало как «развивающиеся страны социалистической ориентации». СССР стремился экономически и политически поддержать правительства этих государств с целью изоляции их от капиталистических стран.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56561. Турнір «Лицарі ввічливості» 243.5 KB
  Привітання І команди: Посміхнися стане день ясніш І веселка тобі також посміхнеться А від цього буде веселіш Ще не раз до тебе посмішка вернеться. Привітання II команди: Як без сонця жодна не росте рослина Так без слова доброго не живе людина. Конкурс Розминка Запитання для І команди.
56562. Педагогічний турнір «Гра — господиня освітнього процесу» 102 KB
  Гра виконує в суспільстві певні функції: передачі накопиченого суспільно-історичного досвіду; відтворення суспільних відносин людей; здійснення всебічного гармонійного розвитку; відображення оточуючого світу; ріднить з мистецтвом; виявляє самодіяльність людей...
56564. Велика літера у кличках тварин. Складання опису тварин 40 KB
  Мета. Поглибити й розширити знання учнів про вживання великої літери на письмі; вчити писати клички тварин з великої літери; розрізняти назви тварин та їх клички; розвивати мовні вміння...
56565. Творчість на кожному уроці 98.5 KB
  Педагогічна практика свідчить про те що тільки знання набуті самостійною працею роблять випускника фахівцем здатним творчо вирішувати професійні задачі та моральноетичні проблеми.
56566. Творчість на уроках музики 29 KB
  Відомо що сприймання музики активний психічний процес а методи та прийоми які спрямовані на надання діяльності учнів творчого характеру підвищують психічну активність дітей що сприяє кращому засвоєнню матеріалу та пришвидшує розвиток музичних здібностей.
56567. ВІД НАВЧАЛЬНИХ ЗАНЯТЬ З ТРУДОВОГО НАВЧАННЯ ДО ТВОРЧОСТІ 239.5 KB
  Мотивуючи свою діяльність на реалізацію цілей і завдань роботи з обдарованими дітьми я переконалася що вона повинна скластися в безперервний педагогічний процес поетапного розвитку особистості...
56568. Сценарій літературно-музичного свята «Твори, співай – свій рід не забувай» 39 KB
  Ведучий: Українська пісня Райдужна душа нашого народу. Ведучий: Та чи ми українці ледачі Та чи ми не козацької вдачі Тож даваймо минуле згадаймо Пісні славної козацької заспіваймо Звучить пісня Ой у лузі червона калина.
56569. TWELVE MONTHS 71.5 KB
  I live in the North but on the New Years Eve I come to your places. I like to make all children happy, that is why I help Father Frost to bring presents, joy and happiness to every house. Music. (a girl with a basket appears. She is dancing)