76645

Русские земли в 15 в. и европейское средневековье. Складывание централизованного государства. Возвышение Москвы

Доклад

История и СИД

Возвышение Москвы Как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности на Руси в XIVXV вв. На Руси хотя экономические связи между отдельными княжествами без сомнения развивались но общий всероссийский рынок возник позже только в XVII в. Таким образом политические процессы на Руси опережали экономические. Усилиями нескольких поколений выдающихся деятелей на Руси складывается такое государство.

Русский

2015-01-30

39 KB

2 чел.

Русские земли в 15 в. и европейское средневековье. Складывание централизованного государства. Возвышение Москвы

Как и в Западной Европе, после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV-XV вв. наступает время формирования единого российского государства. На Руси, хотя экономические связи между отдельными княжествами, без сомнения, развивались, но общий всероссийский рынок возник позже - только в XVII в., а экономические остатки былой раздробленности - внутренние таможни - будут ликвидированы лишь в середине XVIII в., во время правления императрицы Елизаветы. Таким образом, политические процессы на Руси опережали экономические. Решающий стимул к объединению русских земель лежит в другой плоскости. В этот период наиболее остро встал вопрос о выживании русского государства сохранении самобытности русского народа с его культурой и верованиями. В XIV-XVII вв. Русь испытывала сильнейшее давление одновременно с двух сторон - с Востока и Запада. На Востоке на ее жизнедеятельность покушалась Золотая Орда, на Западе - молодое и агрессивное Литовское княжество. В противостоянии и победе над этими двумя силами и закладывались основы единого российского государства. Успешное же противостояние могло осуществлять только единое крупное государство. Усилиями нескольких поколений выдающихся деятелей на Руси складывается такое государство. Рассмотрим конкретно, как происходил этот процесс.

Историки свидетельствуют, что к XIV в. наиболее сильные позиции в русских землях занимают княжества Тверское, Московское и Новгородское. Борьба за захват русских земель долгое время шла, прежде всего, между Тверским и Московским княжествами. Сложность этой борьбы состояла в том, что оба княжества находились в политической зависимости от Золотой Орды. Поэтому успех их политики зависел от того, как они построят свои отношения с Ордой и смогут использовать ордынских ханов в роли покровителей.

Организатором объединения русских земель явилось Московское княжество. Факторами возвышения Москвы были следующие обстоятельства:

1. зрелость экономических предпосылок как результат роста торговых связей;

2. выгодное географическое положение;

3. авангардная роль московских князей в борьбе против Золотой Орды.

Усиление Московского княжества происходит при Данииле Александровиче (1276-1303 гг.), сыне Александра Невского, который в 1301 г. захватил Коломну, в 1302 г. - Переславль, в 1303 г. - Можайск и тем самым увеличил свои владения почти в два раза и стал хозяином побережья всей Москва-реки. Сын Даниила Александровича Иван Даниилович Калита (1325-1340 гг.) резко интенсифицировал процесс консолидации русских земель вокруг Московского княжества. Политическим лавированием, интригами Иван Калита перехватил у тверских князей «ярлык» на великое княжение. С 1327 г. он получает право сбора дани с русских земель в пользу Золотой Орды. Эту дань он собирает «железной рукой», беспощадно подавляя всякое сопротивление. Немалая часть денег остается в его казне (отсюда прозвище «Калита» - денежный мешок). Часть земель он прикупает к своим владениям у соседних мелких князьков. Эту политику продолжили его наследники: Семен Иванович Гордый (1340-1353), Иван Иванович Красный (1353-1359 гг.) и Дмитрий Иванович Донской (1359-1389 гг.).

При великом князе Дмитрии Донском произошли существенные события в объединительном процессе. Москва становится крупнейшим экономическим и политическим центром Руси. В этот период значительно возросло торгово-ремесленное население Москвы. Большое развитие получает производство оружия. В Москве появляется целое поселение оружейников. Развитие оружейного дела способствовало росту военной мощи Московского княжества. Московский князь имел в своем распоряжении многочисленное и хорошо вооруженное войско. В 50-70-е гг. Москва успешно выдерживает борьбу за великое княжение Владимирское с Суздальско-Новгородским, Тверским и Рязанским князьями. Значительно была расширена территория княжества.

Усиление Московского княжества позволило Дмитрию Донскому поднять знамя открытой борьбы за освобождение страны от татаро-монгольских поработителей. В 1378 г. на р. Воже Дмитрий Донской одержал крупную победу над татарами. Наибольшее значение для формирования единого русского государства имела его знаменитая победа на Поле Куликовом в 1380 г. Победа на Поле Куликовом - это не только военно-политическая, но духовно-нравственная победа. В военно-политическом отношении Куликовская битва показала, что русская армия может сражаться на равных, и даже побеждать такого сильного противника. Был развеян миф о непобедимости золотоордынской армии. Духовно-нравственный смысл этой победы состоит в том, что благодаря ей русским людям удалось преодолеть вековой страх перед поработителями, возродить чувство национальной гордости, национального достоинства.

После победы на Куликовом поле золотоордынское иго продолжалось на Руси еще около ста лет. Однако характер взаимоотношений Руси и Орды существенно изменился. И хотя хан Тохтамыш в 1382 г. сжег Москву и восстановил формальное подчинение Руси Орде, реально в прежней форме подчинения уже не было. В 1389 г. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение без ярлыка своему сыну Василию I (1389-1425 гг.). В 1393 г. Василий I без согласия хана захватил Нижний Новгород, Муром, Мошеру. Существенным вкладом в объединительный процесс явилась победа Василия II Темного (1425-1462 гг.) над галицким князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Дмитрием Шемякой, Василием Косым и Дмитрием Красным в борьбе за великокняжеский престол.

Итак, формирование Русского централизованного государства хронологически совпадает с образованием централизованных монархий в ряде стран Западной Европы. Но в социально-экономическом отношении Русь находилась на более  раннем этапе развития. В Западной Европе XIV-XV вв. - время господства сеньориальных отношений, ослабления личной зависимости крестьян, усиления городов. На Руси же еще преобладали государственно-феодальные формы, отношения личной зависимости крестьян от феодалов находились на этапе формирования, города не играли заметной роли. Поэтому достаточных социально-экономических предпосылок для складывания единого государства не существовало. В его  формировании ведущую роль играл политический фактор - необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому. Такой «опережающий» (по отношению к социально-экономическому развитию) характер процесса объединения обусловил особенности сформировавшегося государства: сильную монархическую власть, жесткую зависимость от нее господствующего  класса, высокую степень эксплуатации  непосредственных производителей. Последнее послужило в свою очередь  одной из причин складывания системы  крепостного права. В конце XV в. утверждается поместная система - раздача земли дворянам при сохранении собственности на нее великого князя.

Завершающая фаза в объединительном процессе связана с деятельностью двух выдающихся политических деятелей Руси: Ивана III и Ивана IV. В период правления Ивана III Васильевича (1462-1505 гг.) к Московскому княжеству были присоединены Ростов (1474 г.), Великий Новгород (1478 г.), Двинская земля (1478 г.), Тверь (1485 г.), Казань (1487 г.), Вятская земля (1489 г.). В зависимость от Москвы попали Псков и Рязань. Таким образом в конце XV в. границы территории единого Русского государства на севере доходили до Белого моря, на юге - до Оки, на западе - до Верхнего Днепра, на востоке - до отрогов Северного Урала.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27427. Становление и развитие методики обучения рисованию в российских школах XIX в.Школа А.Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова 40.5 KB
  Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова; курс рисования А.Чистякова; школа Ашбе: геометральный и натуральный методы рисования. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек в том числе и бедные дети горожан и крепостные.
27428. Понятие образования и образовательных моделей. Историческая реконструкция образовательных моделей как форм организации содержания образования и технологии воспроизводства культуры 15.02 KB
  Историческая реконструкция образовательных моделей как форм организации содержания образования и технологии воспроизводства культуры Образование это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире ценностям опыту накопленному предшествующими поколениями.Модели образования История зафиксировала различные модели образования каждая из которых имеет свои положительные тенденции и сыграла определенную роль. Модель образования как государственноведомственной организации.
27429. Методика обучения как педагогическая наука. Предмет методики. Современное понимание содержания и структуры образования. Специфика художественного образования и обучения искусству 30 KB
  Современное понимание содержания и структуры образования. Специфика художественного образования и обучения искусству. Содержание образования это социальный опыт деятельности. В содержание образования входит 4 компонента: знания; умения навыки; опыт эмоциональноценностных отношений; опыт творческой деятельности.
27430. Методы обучения искусству в эпоху Возрождения. Школа-мастерская.Ченнино Ченнини, Альберта, Леонардо да Винчи, А.Дюрер.Методы обрубовки.Метод завесы 38 KB
  Методы обучения искусству в эпоху Возрождения. Постановка обучения в эпоху Возрождения представляла собой следующие этапы. После 6 8 лет обучения ученик мог остаться в мастерской в качестве помощника но мог и перейти к другому мастеру. Основа обучения рисунок.
27431. Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19-начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. Истоки многообразия концепций и подходов 39 KB
  Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. определяется приоритетным значением в среде художественнопедагогической общественности как в нашей стране так и за рубежом идея всеобщего эстетического и художественного воспитания. Ведущим в данный период развития художественного образования становится лозунг от ребёнка к методу.
27432. Основные дидактические принципы, методы, средства и ресурсы обучения искусству, их взаимосвязь и взаимозависимость в педагогической практике 36 KB
  Основные дидактические принципы методы средства и ресурсы обучения искусству их взаимосвязь и взаимозависимость в педагогической практике. Основные дидактические положения методики преподния изоискусства. С методологической и методической точки зрения неверна теория утверждающая что раз все люди поразному видят и поразному воспринимают мир то и натуру они могут передавать поразному как видят. Принципы и методы обучения изоискусству концепции Приобщение к мировой художественной культуре как части духовной культуры Б.
27433. Особенности проблемного обучения изобразительному искусству в школе. Понятие проблемы и проблемной ситуации в обучении искусству. Специфика организации, проектирования/ моделирования проблемной ситуации на уроках ИЗО 33.5 KB
  В программе она формулируется как задача формирования художественнотворческой активности школьника. Познавательная усвоение способов постижения и организации художественного образа. Основные типы проблем: познание способов методов художественного творчества усвоение способов создания художественного образа специфики языка искусства усвоение приемов изобразительной деятельности. Первый тип проблем объединяет проблемы художественного образного обобщения фактов явлений объектов предметов действительности через художественный замысел.
27434. Урок изобразительного искусства как форма организации и управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся. Особенности структуры и оргформ в контексте целей и содержания различных концепций и программ обучения искусству 31.5 KB
  Урок изобразительного искусства как форма организации и управления художественнопознавательной и творческой деятельностью учащихся. Эта разница особенности различных подходов к художественному образованию проявляется и на уроке т. Эти особенности проявляются и в построении структуре урока его проектировании моделировании оценке результатов. Понимание этапов процесса обучения структуры урока зависит от типа обучения: традиционное развивающее проблемное программированное и т.
27435. Традиционная и инновационная структуры урока искусства. Урок-трансляция и урок содержательной коммуникации 33 KB
  Традиционная и инновационная структуры урока искусства. Программа обучения задаётся через предметность содержания класснопоурочную систему тематическое планирование планирование каждого урока. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов этапов звеньев урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Элементами урока являются: организационный момент; проверка знаний предыдущего учебного материала логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала;...