76660

КОНФЕССИИ: СУННИЗМ И ПУРИТАНИЗМ

Реферат

Религиоведение и мифология

Надо отметить, что эти толкования не имеют принципиальных отличий друг от друга и разделяются только в частных моментах. Популярность того или иного толкования (мазхаб) зависит главным образом от традиций, существующих в той или иной исламской стране.

Русский

2015-01-31

38.76 KB

1 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ

РЕФЕРАТ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ

«КОНФЕССИИ: СУННИЗМ И ПУРИТАНИЗМ»

Студентки 5 курса,

3группы, з/о, а/в СМИ

Жогальской М.В.

Минск, 2015


Суннизм — одно из основных направлений ислама. Второе направление носит название — шиизм. Отличительной чертой суннизма является признание не только Корана, но и Сунны. Сунна (в переводе с арабского — "поведение", "образ действий") — свод правил, который регулирует все стороны жизни правоверного мусульманина, на основе преданий о действиях и изречениях пророка Мухаммеда.

Другое принципиальное отличие от шиизма — отвержение постулата о духовных истоках халифата, и не признание чудесных свойств за потомками пророка.

Большинство мусульман являются суннитами (более 1 млрд.человек во всем мире, т.е. 90% от всех исповедующих ислам).

Не смотря на внешнюю ортодоксальность и косность суннизма, данное религиозное направление ислама получило творческое развитие в рамках мистического суфизма и различных философских школ.

Виды суннизма

В настоящее время суннизм признает четыре равноправных варианта толкования шариантской юриспруденции (фикх):

  1.  Ханифитский толк (основатель Абу Ханифа, ум. 767);
  2.  Маликитский толк (основатель Малик ибн Анас, ум. 795);
  3.  Шафиитский толк (основатель аш-Шафии, ум. 820);
  4.  Ханбалитский толк (основатель Ахмед ибн Ханбаль, ум. 855).

Данное разделение оформилось в конце восьмого — начале девятого веков, когда был разработан шариат — кодекс мусульманского права.

Надо отметить, что эти толкования не имеют принципиальных отличий друг от друга и разделяются только в частных моментах. Популярность того или иного толкования (мазхаб) зависит главным образом от традиций, существующих в той или иной исламской стране. При этом в суннизме, в отличие от шиизма, не допускается свободное рассуждение (иджтихад) о постулатах толкований.

Один из ключевых постулатов, которого должен придерживаться каждый правоверный последователь суннизма, — это признание первых четырех халифов Абу Бакра, Омара, Османа и Али. Также к числу обязательных требований к сунниту относится принятие шести канонических общепризнанных сборников хадисов, которые представляют из себя предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Изначально хадисы существовали только в устном варианте, но с 8 века появились первые письменные записи.

Наибольшим авторитетом среди сборников хадисов считается Аль-джами ас-сахих (составитель — Мухаммад аль-Бухари). Данный сборник включает более 7000 хадисов и описывает полный комплекс правил поведения правоверного мусульманина. Подробно указывается, что является дозволенным (мандуб), а что запрещенным (макрух), как нужно соблюдать ритуалы, правильно питаться, одеваться, взаимодействовать с людьми, вести торговлю и т.д. Эта система является составной частью пяти понятий, которые регулируют все стороны жизни мусульманина:

  1.  ваджиб или фард — "обязательные",
  2.  мандуб — "рекомендуемые",
  3.  мубах или джа"из — "дозволенные" (но не предполагающие одобрения или награды),
  4.  макрух — "не одобряемые" (но не запрещаемые),
  5.  махзур — "запрещённые".

Исторически суннизм возник уже в первом столетии с момента зарождения ислама. Считается, что деление на суннизм и шиизм произошло на политической основе, в процессе борьбы за власть в халифате между родственниками и сподвижниками пророка Мухаммеда и сторонниками четвертого халифа Али, который был двоюродным братом и зятем Мухаммеда. Сунниты считали, что власть в халифате должна передаваться халифам, которые избираются всей общиной. Шииты же признают только передачу власти потомкам Али.

Как сказано выше, регулирование всех вопросов жизни суннитов происходит на основе системы правоведения (фикх), которая базируется на Коране и Сунне. Также существует Иджма, т.е. согласованное мнение авторитетных богословов по вопросам, толкование которых отсутствует в Коране и Сунне. Еще один вариант решения правоведческих споров, признанный суннизмом — кыяс (суждение о положениях не отражённых в Коране или Сунне по аналогии с установленными положениями).

Необходимо отметить, что суннизм достаточно терпимо относится к местным обычаям и традициям народов, принимающих ислам. По возможности существующие устои согласовывались с положениями шариата и приравнивались к нему.

Большую роль в суннизме играет отправление религиозных праздников и обрядов. Среди самых отмечаемых праздников — "ид аль-адха" — праздник жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), "ид аль-фитр" — праздник разговения (1–2 числа месяца шавваль), "маулид ан-наби" — день рождения пророка (12 числа месяца раби аль-авваль), "мирадж" — ночь чудесного вознесения пророка на небеса (27 числа месяца раджаб), "лайлат аль-кадр" — ночь предопределения (27 числа месяца рамадан).

В суннизме, как и во многих других религиях, присутствует реформаторская составляющая, в частности в настоящее время активно рассматривается вопрос о возможности слияния четырех мазхабов и допустимости практики иджтихада (свободного рассуждения). Закономерно, что подобные реформистские веяния сильнее всего в мусульманских странах, являющихся богатыми и включенными в процесс глобализации — Турция, Объединенные арабские эмираты.

2. Пуританизм

(от английского purity — в переводе "чистота") — религиозное движение, относящееся к христианскому протестантизму, возникшее в Англии в 16 веке.

Основой пуританизма были идеи, почерпнутые из европейского протестантизма (в основном кальвинизма и анабаптизма). Чтобы понять роль пуританизма, нужно иметь ввиду религиозно-политическую обстановку, сложившуюся в Англии. Ранее английский монарх своим решением ввёл новую протестантскую религию — англиканство, которая при поддержке официальных властей активно вытесняла католичество. Но в первые годы правления королевы Елизаветы было заключено с англиканской церковью так называемое "Елизаветинское соглашение" (другое название — "Елизаветинский компромисс"). Это соглашение соединяло вместе протестантскую доктрину и возобновление литургической части по образцу католической формы богослужения, и епископального управления церковью. С точки зрения пуритан это было недопустимой остановкой развития реформации — они стремились к тому, чтобы окончательно очистить церковь Англии от всякого католического влияния — церемоний, обрядов и иерархической структуры епископата. На почве подобных расхождений в религиозных взглядах пуританизма и англиканства, начались гонения и притеснения пуритан, которые в Англии находились в меньшинстве.

Несмотря на то, что пуритане принимали участие в религиозной жизни протестантской Европы, в основном это течение являлось чисто английским явлением. Ситуация изменилась тогда, когда под гнётом притеснений, пуритане стали массово переселяться в Новый Свет. Именно в Америке пуританизм расцвёл и приобрёл статус ведущей религии, во многом заложив основы американской морали, этики, культурных традиций.

Вообще, пуританизм никогда не был однородным явлением, и в нём можно выделить два основных направления:

  1.  Пресвитерианство, которое, опираясь на идеи Священного Писания, заменило епископат на консистории и синоды, составленные из священников и мирян-старейшин (пресвитеров);
  2.  Конгрегационализм (индепендентство) — характеризовалось более радикальным реформаторским подходом, при котором каждая местная религиозная община объявлялась независимой от церкви и государства, при этом исключались иерархические отношения между мирянами и священниками.

Можно выделить следующий набор черт, которые отличают пуритан от адептов других христианских течений:

  1.  Большое внимание к нравственному сознанию — наиболее важный вопрос — что хорошо и что плохо, таким образом, жизнь воспринималась как постоянная борьба добра (Бога) и зла (дьявола), чёрное и белое — никаких контрастов и возможностей нейтралитета;
  2.  Направленность на реформирование, т.е. поиск во всех сторонах жизни возможностей для обновления и улучшения;
  3.  Центральная роль Библии — как наивысшего и непререкаемого авторитета (подобная позиция характерна для большинства протестантских течений);
  4.  Вера в то, что спасение человека может произойти только по Божьей милости, а поступки человека на это никак не могут повлиять;
  5.  Простота и строгость церковного убранства и богослужений (отсутствие живописи, не использование органной музыки).

В быту жизнь пуритан включала следующие ценности:

  1.  Семья, в которой культивировалось иерархическое подчинение;
  2.  Большая религиозность — семейное чтение Библии, обязательные молитвы;
  3.  Большое внимание к образованию детей;
  4.  Концентрация религиозной жизни в церковной общине — собрания среди недели, обязательное посещение церкви в воскресенье (в этот день запрещались всякие увеселения);
  5.  Вера в то, что тяжёлый труд — это добродетель.

Как сказано выше, пуританизм сыграл большую роль в становлении американской цивилизации — благодаря таким чертам как строгость нравов, бережливость, трудолюбие, целеустремлённость, аскетическое ограничение потребностей — стали возможными огромные темпы освоения переселенцами Северной Америки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31686. Процес створення образів уяви 26 KB
  поєднання якостей властивостей Найелементарнішою формою синтезування нових образів є аглютинація від лат. Прийомом створення нових образів є аналогія. Найскладнішим способом утворення образів уяви є створення типових образів.
31687. Поняття про пам’ять 22.5 KB
  Закріплення зберігання та наступне відтворення людиною її попереднього досвіду називається памяттю. Память є підґрунтям психічного життя людини. Завдяки памяті людина може здобувати необхідні для діяльності знання вміння та навички.
31688. Функції і причини уваги 36 KB
  Загальна характеристика уваги. Функції і причини уваги. Види уваги. Успішне ж виконання цього завдання потребує правильного розуміння природи уваги її видів характерних особливостей і шляхів розвитку у дітей.
31690. Форми переживання емоцій і почуттів 29.5 KB
  Настрій це загальний емоційний стан який своєрідно забарвлює на певний час діяльність людини характеризує її життєвий тонус. Афект як і настрій залежить певною мірою від індивідуальних особливостей людини: її темпераменту характеру вихованості. Афекти викликають глибокі зміни у психічному житті людини виснажують її.
31691. Мотиваційна сфера особистості. Потяги і бажання. Прагнення особистості. Ризик як вияв активності особистості 81.5 KB
  Здійснюючи цілеспрямовані дії людина зустрічається з різноманітними перешкодами. Тут і оцінка ситуації і вибір шляху для майбутньої дії відбір засобів потрібних для досягнення мети прийняття рішень і т.Якщо в людини відсутня актуальна потреба виконувати дію але при цьому необхідність виконання її вона усвідомлює то воля створює допоміжне спонукання змінюючи смисл дії робить його більш значущим. Довільні та вольові дії включаються в зміст вольової поведінки людини.
31692. Самоосвіта та самовиховання як умова успішної діяльності вчителя 31 KB
  Кількість часу й сил які вчитель витрачає на самоосвіту залежить від його мотивації. Ніхто не сперечатиметься з тезою що якщо вчитель хороший то й рівень знань учнів високий. Працювати над собою вчитель починає ще зі студентської лави. Якщо вчитель не вдосконалює себе не експериментує то перетворюється на ремісника який стоїть за верстатом і робить кожного дня одну й ту ж роботу.
31693. Розвиток і виховання дитини в сім'ї потребує безлічі діяльнісних ситуацій, в яких відбувається формування особистості заданої орієнтації 47 KB
  Головне навантаження щодо забезпечення реального звязку з сімєю лягає на плечі класного керівника. Свою діяльність він організовує через класний батьківський комітет, батьківські збори, а також через вчителів, які працюють в даному класі. Важливою частиною практичної діяльності класного керівника з підтримання контактів