76667

Функциональные особенности организма детей раннего и первого детства и их учет при организации двигательной активности

Реферат

Физкультура и спорт

Определение содержания занятий с физического, умственного, нравственного, естетичного и трудового воспитания детей, конкретных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на разных возрастных этапах, а также качества, которые необходимо в них воспитывать;

Русский

2015-01-31

45.53 KB

2 чел.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА УКРАИНЫ

Кафедра: Физической реабилитации

Дисциплина: Спортивная физиология

На тему:

«Функциональные особенности организма детей раннего и первого детства и их учет при организации двигательной активности»

Выполнил студент 3-го курса, 33 группы

Герасименко Т.В.

Киев-2014

Cодержание:

1. Введение………………………………………………………………..1 стр.

2. Функциональные особенности. ………………………………………2 стр.

2.1 Морфофункциональная характеристика детей периода раннего детства…..3 стр.

2.2Морфофункциональная характеристика детей периода первого детства…...4 стр.

3. Список литературы…………………………………………………………..10-11 стр.

 

1.Введение

В течение первых семи лет ребенок преодолевает огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совсем беспомощным существом, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни думать, она должна всему учиться, чтобы к окончанию дошкольного возраста стать личностью, которая имеет большой запас знаний и умений и свой сложный внутренний мир.

Целенаправленное использование физической культуры в течение первых семы г. жизни, осуществляется специальными дошкольными учреждениями, является начальной и очень важным звеном системы физического воспитания. Однако далеко не все дети дошкольного возраста охвачены сетью дошкольных учреждений.

В связи с этим существенно возрастает роль семьи в осуществлении всестороннего гармонийного развития детей и полноценной подготовки их к школе. С целью расширения кругозора родителей по вопросам физического воспитания для них проводяться консультации, читаются лекции, выдается специальная научно-популярна литература. Все большее значение в распространении физкультурних знаний среди родителей приобретают кино и телевидения. Частично целенаправленное использование физической культуры осуществляется детскими спортивными школами.

Наиболее благоприятные условия для целенаправленного использования физичнои культуры созданы в дошкольных учреждениях и регламентируются единственной державною "Программой воспитания в детском саду", которая содержит следующие положення:

• определение содержания занятий с физического, умственного, нравственного, естетичного и трудового воспитания детей, конкретных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на разных возрастных этапах, а также качества, которые необходимо в них воспитывать;

• пребывания детей в течение всего дня, нередко более 10 ч, под наблюдением квалифицированных специалистов (педагогов и медицинских работников), которые заботятся о максимальном расширении двигательного режима,

2.Функциональные особенности. Каждый возрастной период характеризуется присущими ему качественными особенностями функционирования организма, проявляющимися, в частности, в специфике адаптации к мышечной деятельности. При решении стратегических задач выбора и дозирования физических нагрузок в дошкольном возрасте большое значение имеет познание уровней биологической зрелости и скорости течения основных онтогенетических процессов по сравнению с другими возрастными этапами.

На дошкольный возраст выпадает два критических (сенситивных) периода, в которые организм ребенка особенно чувствителен к проявлениям внешней среды и физическим нагрузкам. Эти периоды приходятся на 2-3 и 6-8 лет, то есть тогда, когда возникает большое несоответствие роста и развития, которые обеспечивают становление организма. Характеризуются они высокой чувствительностью и отставанием морфологической и функциональной дифференцировки органов и тканей.

В современных условиях имеет место «феномен эпохального сдвига», проявляющийся в несоответствии паспортного и биологического возраста (увеличение тотальных размеров тела, вариабельность темпов роста и развития, гетерохронность развития отдельных систем, ускорение морфофункционального созревания). Поэтому в каждой из возрастных групп выделяют еще три подгруппы: 1) с соответствием паспортного и биологического возраста; 2) с опережением биологического созревания паспортного возраста; 3) с отставанием биологического созревания от паспортного возраста.

2.1 Морфофункциональная характеристика детей

периода раннего детства

У детей в возрасте 1-3 года отмечается незрелость большинства функциональных систем. Одна из главных особенностей этого периода – интенсивное развитие высших отделов ЦНС. Масса мозга новорожденного ребенка равна 109 г/кг массы тела, в возрасте 2-х лет – 920 г (у взрослых – 20-25 г/кг массы), причем у девочек она несколько меньше, чем у мальчиков. Спинной мозг развивается прямо пропорционально объему двигательной активности ребенка. Первичная дифференциация клеток коры больших полушарий происходит к 3-м годам.

В коре больших полушарий наблюдается опережение формирования первичных проекционных зон и отставание программирующих третичных (лобных, теменных), что проявляется в несовершенстве поведенческих реакций, низком чувстве опасности и недостаточности координации движений. Последняя приобретается в процессе развития мозжечка. Поэтому в этот возрастной период детям необходимо выполнять как можно больше упражнений на тренировку вестибулярного аппарата.

В нервных клетках детей содержится много белка, РНК, воды, что обеспечивает хорошую память, способствующую прочному закреплению изученного (в том числе и двигательных навыков). Именно поэтому важно, как можно раньше приступать к постановке техники основных движений, естественно, с учетом возрастных особенностей детского организма и при условии соблюдения основных принципов обучения – доступности и постепенности.

Следует помнить, что у детей 1-3 годов жизни наблюдается слабость и недостаточная подвижность нервных процессов с преобладанием возбуждения и иррадиацией его по горе головного мозга, следствием чего является неспособность к длительной концентрации внимания на одном предмете и быстрая утомляемость. Именно поэтому не рекомендуется проводить физкультурные занятия дольше 5-20 минут.

В период раннего детства (в 2-3 года) у детей формируется функциональная асимметрия мозга, причем у девочек левое полушарие созревает быстрее, чем у мальчиков и, как следствие, раньше развивается речь.

С началом прямохождения у ребенка происходит активная перестройка опорно-двигательного аппарата, формируются изгибы позвоночника (шейный – в 1,5-2 месяца, грудной – в 6-7 месяцев, поясничный – к году), причем происходит это в тот момент, когда ребенок начинает осваивать одно из двигательных действий – удерживает голову, реализует позу сидения, начинает ходить. С целью фиксации изгибов позвоночника именно в этот момент следует выполнять с ребенком упражнения, направленные на формирование правильной осанки.

Кости детей содержат много органических веществ, эластичны, что является одной из причин развития плоскостопия. Поэтому при проведении физкультурных занятий необходимо полностью исключить статические нагрузки.

К трем годам у ребенка существенно меняется внешний вид: на втором году жизни длина тела увеличивается на 10 см, на третьем – на 8 см; от 2-х до трех лет масса тела возрастает в среднем на 2 кг в год. Уменьшаются размеры головы.

При занятиях дыхательными упражнениями следует помнить, что у детей этой возрастной группы преобладает диафрагмальное дыхание по причине широкой и короткой грудной клетки и горизонтального расположения ребер.

В период раннего детства рекомендуется начинать развитие пассивной гибкости, так как это физическое качество активно прогрессирует лишь до 5 лет. Сила и быстрота в этом возрасте невелики, лабильность мышц очень низкая (у новорожденных – 3-4 сокращения в с, у взрослых – 60-80), так как в структуре преобладают мышечные волокна медленного типа. Преобладающий тонус мышц-сгибателей затрудняет формирование осанки и обучение письму, поэтому следует предлагать ребенку для выполнения как можно больше упражнений для развития мелкой моторики кисти.

При работе с детьми следует помнить, что для обеспечения генетической потребности в движениях трехлетний ребенок должен выполнять не менее 9-12 тысяч шагов в день, а в настоящее время дошкольные учреждения способны удовлетворить эту потребность лишь на 27-37%.

2.2Морфофункциональная характеристика детей периода первого детства

Период первого детства принято ограничивать 4-7 годами жизни. К 6-ти годам у девочек и к 7-ми — у мальчиков проявляются половые различия в темпах онтогенеза, в отличие от раннего детства, когда происходит дифференцировка в тканях с высоким уровнем обмена в покое (мозг, внутренние органы) и стабильно поддерживается наивысшая интенсивность обменных процессов в организме. В сферу быстрого развития вовлекаются ткани с низким уровнем обмена в покое (скелетные мышцы, соединительная ткань). Вследствие этого общая интенсивность обмена снижается от 2,2 кал/кг/час в три года до 1,6 кал/кг/час в восемь лет.

Уровень обмена веществ и энергии у дошкольников довольно высок. Вследствие этого у них наблюдается потребность в питательных веществах. В суточном рационе должно содержаться не менее 3,5-4 г/кг белков, 3,5-3,8 г/кг — жиров и 10 г/кг — углеводов. В организме ребенка наблюдается преобладание ассимиляции над диссимиляцией. И чем младше ребенок, тем выше у него величина положительного азотистого баланса и значительнее способность задерживать белковый азот пищи. Оптимальная белковая суточная норма у детей 6-ти лет составляет 2,5 г/кГ, в 7 лет – 2,0 г/кГ. Содержание жиров в пище должно быть в возрасте 4-х лет до 3,5 г/кГ, уменьшаясь по мере взросления ребенка. Углеводы в растущем организме выполняют не только энергетическую, но и пластическую функцию, участвуя в образовании соединительной ткани (гликопротеиды, мукополисахаридные).

Относительная потребность в воде у детей выше, чем у взрослых (в 6 лет – 900-100 г/кГ), так они способны быстрее ее терять. Содержание минеральных веществ составляет 4,5% массы тела. Особое значение имеет обмен кальция и фосфора в связи с усиленным образованием костной ткани. Показатели энергетического обмена у детей дошкольного возраста в 1,5-2,0 раза превышают обмен взрослых. При этом отмечается половой диморфизм: по темпу ростовых процессов и интенсивности обмена девочки опережают мальчиков на 1-2 года.

О физическом развитии ребенка судят, прежде всего, по величине тотальных размеров тела: длины, массы и окружности грудной клетки.

Длина тела — самый стабильный в онтогенезе и наиболее жестко обуславливаемый наследственностью признак, характеризующий одну из важнейших сторон индивидуальных особенностей ребенка.

Увеличение массы тела в прогрессивной стадии онтогенеза отражает увеличение массы отдельных органов, создающее предпосылки для развития их функций, производительности, работоспособности. Отсюда следует значимость для количественной характеристики последних, наряду с абсолютными показателями, показателей относительных, характеризующих количество функций, которое приходится на 1 кг массы организма.

Вследствие отзывчивости массы тела на воздействие средовых факторов, изменение ее величины может быть проявлением не только обще ростовых процессов, но и адаптации организма к меняющимся условиям существования.

К возрасту 5-6- лет у девочек и 6-7 — у мальчиков наступает так называемый полу ростовой скачок. Заметное изменение пропорций тела дошкольников происходит за счет более быстрого увеличения длины конечностей по сравнению с туловищем. Если к 7-ми годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а ног — более чем в 3 раза. Скелет ребенка дошкольного возраста находится в состоянии активного формирования. В костном компоненте еще много хрящевого материала; явно недостаточно, хотя и быстро нарастает, содержание фосфора и кальция. Эти особенности обуславливают проявление гибкости ребенка. Масса тела за период с 3 до 7 лет увеличивается на 8-10 кг, причем также неравномерно. Среднегодовые прибавки составляют 1,2-1.3 кг в 3 года и доходят до 2,5 кг в 6-7 лет. Начиная с 5-ти лет, более активно растет грудная клетка (особенно у мальчиков). Окружность грудной клетки за 4-й год увеличивается на 0,5- 1 см, а на 5-7-м годах — на 2-2,5 см (В.С. Фарфель, 1975).

Дошкольный возраст характеризуется интенсивной дифференцировкой мозговой ткани. Одновременно наблюдаются сенситивные периоды развития многих свойств высшей нервной деятельности (ВНД). На протяжении всего возрастного периода усиливается динамичность, способность к выработке условных рефлексов. Значительно (в 2 раза за период от 3-х до 7-ми лет) расширяется способность к системной деятельности. Повышается возбудимость высших отделов центральной нервной системы (ЦНС), наблюдается сенситивность в развитии некоторых видов чувствительности: от 3-х до 8-ми лет — цветовой чувствительности, от 4-х до 6-ти лет — глазомер, от 4-5 до 7-8 — оценка пространственных параметров движения. Благодаря ускоренному развитию названных свойств высшей нервной деятельности быстро растет способность к формированию функциональных систем — нейродинамических основ, новых двигательных действий. Как правило, более успешным в качественном отношении становится процесс обучения физическим упражнениям.

Сила нервных процессов у детей 3-7-ми лет, несмотря на быстрый рост, как правило, еще очень низка. Причем процессы активного, внутреннего торможения отстают от процессов возбуждения. Этим обусловливается быстрая утомляемость детей во время физкультурных занятий, низкий уровень концентрации внимания, чувствительность к эндогенным и экзогенным факторам.

Выделяет два типа вегетативной регуляции: автономный (высокая активность парасимпатического и относительно низкая – симпатического отдела ЦНС) и центральный (наоборот). Более высокие адаптационные возможности характерны для автономного типа вегетативной регуляции. Дети с центральным типом вегетативной регуляции, как правило, на 2-3 года отстают от первых и предрасположены к донозологическим состояниям.

Основным фактором, определяющим развитие сердца, является длина тела. В двухлетнем возрасте рост сердечной мышцы детей становится менее интенсивным. С 2-х до 6-ти леи активно развивается проводящая система и нервный аппарат, формируются магистральные коронарные артерии.

Масса крови у детей 6-7-ми лет составляет около 10% массы тела. В дошкольном возраста наблюдается медленное увеличение числа эритроцитов и концентрации гемоглобина: в 4 года количество эритроцитов составляет 5,5 х 1012/л, гемоглобина – 125 г/л, в 7 лет – соответственно 4,5 х 1012/л и 130 г/л. Количество лейкоцитов в этом возрасте постепенно уменьшается; их абсолютные величины превышают показатели, характерные для взрослых; количество нейтрофилов постепенно увеличивается.

В процессе развития ребенка в его сердечно-сосудистой системе происходят существенные морфологические и функциональные изменения. Следует отметить, что рост сердца находится в тесной связи с общим ростом тела. Наиболее интенсивный рост сердца наблюдается в первые годы развития и в конце подросткового периода.

Форма и положение сердца в грудной клетке в процессе постнатального развития также изменяется. У новорожденного сердце шаровидной формы и расположено значительно выше, чем у взрослого. Структуры сердца активно формируются в основном до 6-8 лет. Важнейший показатель производительности сердца — ЧСС. Первые три месяца жизни ребенка отмечается нарастание ЧСС (от 120-150 у новорожденных до 130-170 уд/мин у 2-месячных). К 3-4 месяцам этот показатель снижается до 100-105 уд/мин. Тенденция к брадикардии продолжается и в дошкольном возрасте и чаще всего она наиболее интенсивно реализуется в возрасте от 3 до 6 лет.

Высокая, по сравнению с взрослыми, частота сердечного ритма связана с преобладанием у детей тонуса симпатических центров. В процессе постнатального развития тоническое влияние на сердце блуждающего нерва постепенно усиливается. Задержка в формировании тонического влияния блуждающего нерва на сердечно-сосудистую деятельность свидетельствует, как правило, о ретардации физического развития ребенка.

На дошкольный возраст приходится пора наиболее выраженного возрастного урежения частоты сердечных сокращений. Ритм сердечной деятельности постепенно становится более «экономным» и к семи годам урежается от 102 до 72-78 в минуту, что рассматривается как следствие усиления парасимпатического тонуса. Ритмографические исследования выявляют и другое проявление парасимпатических влияний на сердце — увеличение вариативности сердечных циклов.

Интегральным показателем деятельности сердечно-сосудистой системы является давление крови в сосудах. Величины АДсист. и АДдтаст. в большей степени связаны с площадью поверхности тела и ростом, чем с возрастом. За период от 3-х до 7 лет АДсист. повышается с 84 до 110, а АДдиаст. – с 47 до 66 мм. рт. ст.

Наиболее интенсивные темпы роста длины сосудов, их разветвлений, площади просвета, изменений количественного состава структурных компонентов сосудистой стенки происходят до шести лет, а затем структура сосудов меняется лишь в период полового созревания.

К 7-ми годам сердце приобретает основные морфологические черты взрослого человека, хотя значительно меньше по размерам. Производительность сердца остается низкой до конца дошкольного возраста (величина МОК — до 2-3 л). Это связано с малой величиной систолического объема сердца (до 23-35 мл). Увеличение показателя МОК при физических нагрузках происходит за счет учащения сердечных сокращений, а систолический объем не изменяется, что объясняется несовершенством механизмов регуляции сердца.

От 4-х до 7-ми лет происходит существенная экономизация функции кровообращения при мышечной деятельности: при двукратном росте физической нагрузки относительная величина МОК остается на одном уровне (около 250 мл/кг). От 5-ти до 7 лет значительно ускоряются процессы врабатывания и восстановления организма.

Легкие у дошкольников, как правило, развиты слабо. Морфофункциональные показатели внешнего дыхания существенно трансформируются в 3-4 и в 7 лет, а формирование легочной ткани в основном заканчивается только к 10-ти годам – увеличивается количество эластических волокон и растет объем альвеол. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) к 7-ми годам не превышает 1,4-1,2 л (у мальчиков и девочек соответственно). Из-за низкой проницаемости альвеол О2 и СО2 дыхание у детей неэкономично: оно поверхностно, недостаточная глубина компенсируется более высокой частотой (в 3 года – 25-30, к семи годам – до 22 в минуту). Характерны волнообразность колебаний тонуса дыхательной мускулатуры, быстрое развертывание начальных частей фаз и замедление конечных. Постепенно за счет роста силы дыхательных мышц и растяжимости легких на фоне снижения частоты дыхания происходит увеличение дыхательных объемов: глубина дыхания возрастает до 140-150 см3, в итоге относительная величина минутного объема дыхания (по отношению к поверхности тела) уменьшается от 4,5 л/минхм2 в 4 года до 3,69 – к 7-ми годам, несмотря на то, что абсолютная увеличивается до 3,2 л/мин и более. При физических нагрузках минутный объем дыхания (МОД) увеличивается за счет учащения дыхания.

Развивающийся организм ребенка предъявляет все большие требования к системе дыхания и системе регулирования кислородных режимов организма в целом.

По мере роста и развития ребенка удовлетворение кислородного запроса организма происходит в более широких рамках действующих возмущений: вовремя более напряженной мышечной деятельности и при более выраженном снижении содержания кислорода во вдыхаемом воздухе.

У дошкольников наблюдается низкий уровень биологической зрелости физиологических систем, обеспечивающих доставку кислорода, и малая величина валовой аэробной производительности (от 30 до 50% возрастного максимума в 4 года, до 38-56% — в 7 лет).

И все же дошкольный возраст является благоприятным для развития выносливости на основе достаточно высокой аэробной производительности. Для этого имеются соответствующие биологические предпосылки. Первостепенное значение имеет то обстоятельство, что относительная величина МПК в возрасте 6 лет составляет 40-50 мл/кг массы тела в минуту, то есть, уже соответствует норме человека, которая стабилизируется к 17-18 годам как в абсолютных, так и в относительных значениях.

К 5-6 годам у девочек и к 6-7 — у мальчиков значительно возрастает мощность митохондриального аппарата в мышечных волокнах. Одновременно улучшается согласование вегетативных функций с двигательной деятельностью.

Имеющиеся представления о регуляции дыхания и регулировании кислородных режимов организма, более детальное изучение внешнего дыхания и регуляции легочной вентиляции позволяют высказать предположение о том, что непосредственной движущей силой в самообучении системы дыхания служат гипоксические и гиперкапнические «приводы», действие которых на организм ребенка проявляется при мышечной активности.


Список литературы:

  1.   «Дошкольник» - всё для дошкольников и их родителей [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://doshkolnuk.com/1-osobennosti
  2.   Круцевич Т.Ю. Теорія і методика фізичного виховання / Т.Круцевич . – К.: Олімпійська література, 2012. – 366 с.
  3.  Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2012. - 620 с. : ил.
  4.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74773. Колебания, виды колебаний, характеристики, энергия колебания. Гармонические колебания. Примеры (маятники) 97.5 KB
  Колебательные процессы широко распространены в природе и технике например качание маятника часов переменный электрический ток и т. При колебательном движении маятника изменяется координата его центра масс в случае переменного тока колеблются напряжение и ток в цепи.
74774. Затухающие колебания и их характеристики. Декремент затухания 35 KB
  Простейшим механизмом уменьшения энергии колебаний является ее превращение в теплоту вследствие трения в механических колебательных системах а также омических потерь и излучения электромагнитной энергии в электрических колебательных системах.
74775. Вынужденные колебания. Уравнение, характеристики. Резонанс. Примеры 58.96 KB
  Колебания, совершающиеся под воздействием внешней периодической силы, Внешняя сила совершает положительную работу и обеспечивает приток энергии к колебательной системе. Она не дает колебаниям затухать, несмотря на действие сил трения.