76687

Увольнение за утрату доверия к работнику

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Для этого существует статья 81 Расторжение трудового договора по инициативе работодателя в частности пункт 7 данной статьи Увольнение сотрудника в связи с утратой к нему доверия. Так какие же лица подлежат увольнению по данной статье Можем ли мы уволить сотрудника по субъективному мнению о его нечестности...

Русский

2015-01-31

21.19 KB

2 чел.

    Кафедра права и истории

Реферат по дисциплине «Правоведение»

Тема:

«Увольнение за утрату доверия к работнику»

выполнила студентка 3-го курса

заочного отделения по

специальности  2600800.62 «Технология

продукции и

организация общественного питания»

Чуткова Лада Игоревна

группа 4432

Санкт-Петербург

                                                     2014г                                                             

Содержание

  1. Введение

Трудовой кодекс Российской Федерации рассматривает трудовые отношения работника и работодателя и направлен на соблюдение прав обоих сторон.

Любой гражданин , устраивающийся работать в компанию официально ( с составлением трудового договора) , имеет права, которые  работодатель не должен ущемлять и обязанности, которые должны исправно выполняться сотрудником.

Но выполняется ли это в действительности?

Каждый когда-либо слышал от своих знакомых о том, что работодатель нечестно, неправомерно поступает по отношению к сотрудникам — загружает работой значительно больше положенных сорока часов в неделю, не даёт положенный отпуск в срок, задерживает выплаты заработной платы, обременяет незаконными штрафами и.т.п.

Но ведь и работодатель сталкивается иногда с непростыми ситуациями в своей деятельности. Далеко не каждый начальник может быть уверен в стопроцентной честности и исполнительности со стороны своего персонала и чем больше организация, тем сложнее. Каждый сотрудник компании , как звено  -  если звено сломано, то цепочка рвётся. Чтобы предприятие поднималось и не несло убытков работодатель должен «избавиться» от «звена», несущего вред компании своими действиями.

Действующее законодательство предусматривает возможность расторжения трудового договора в связи с утратой доверия к работнику. Для этого существует статья 81 - «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя», в частности пункт 7 данной статьи - «Увольнение сотрудника в связи с утратой к нему доверия».

Так какие же лица подлежат увольнению по данной статье? Можем ли мы уволить сотрудника по субъективному мнению о его нечестности? Можем ли мы уволить дизайнера или программиста за это? Ниже рассмотрим случаи и категории лиц, на которых распространяется увольнение по данной статье.

2.  Лица, подлежащие увольнению по ст.81 п.7. Порядок увольнения.

Согласно ст.81 п.7 Увольнение по мотиву утраты доверия - это специальное основание для увольнения материально ответственных работников. Такие работники должны прямым образом взаимодействовать с денежными или товарными ценностями ( в операции взаимодействия  входят: приём, хранение, транспортировка, распределение) , а также с работниками должен быть заключён договор об индивидуальной или коллективной материальной ответственности, в котором будет подтверждено, что в их профессиональные обязанности входит взаимодействие с материальными ценностями и они несут за эти ценности надлежащую ответственность.

Чтобы выяснить, какие именно работники могут быть уволены ,следует  рассмотреть Постановление Минтруда России от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 12). 

В частности, относятся кассиры ( работники,выполняющие обязанности кассиров), контролёры, заведующие, другие руководители складов, кладовых (пунктов, отделений), ломбардов, камер хранения; директора, заведующие, администраторы торговли, гостиниц, общественного питания; водители-инкассаторы, лаборанты, методисты кафедр, деканатов, заведующие секторами библиотек и т. п.

Соответственно указанные работники могут быть уволены в случае совершения ими виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия  работодателя, и вина работника в совершении конкретных действий установлена и подтверждена документально — актом ревизии, инвентаризации, докладной запиской работника, обнаружившего данное действие. В данном случае увольнение является  дисциплинарным взысканием и работодателю необходимо осуществить его в соответствующие со  ст. 193 ТК РФ сроки (не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников, но не дольше полугода.). Если же вина не установлена и не зафиксирована, то работник не может быть уволен по данной статье, не смотря на подозрения со стороны работодателя.

Основанием для утраты доверия являются умышленные виновные действия, факты небрежности, халатности.  В частности : получение оплаты за услуги без соответствующих документов (например, фискального чека), обмеривание, обвешивание, обсчёт, не соответствующая правилам продажа спиртных напитков, выдача лекарственных наркотических средств, использование вверенного имущества в личных целях.

Кроме действий совершённых на рабочем месте, также, поводом недоверия могут являться и действия, совершённые вне рабочего времени и (или) не в связи с исполнением трудовых обязанностей. В таком случае увольнение не будет являться дисциплинарным взысканием ( и не должно быть исполнено в соответствующие сроки, но  не допускается позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем. )Оформляется приказом по форме Т-8.

Далее процедура одинакова : работнику объявляется приказ, который он должен подписать в течении трёх дней с момента издания, не считая времени, когда работник отсутствовал на рабочем месте . Если же работник отказался ознакомиться и расписаться, то в таком случае составляется акт об отказе сотрудника в подписи и заверяется свидетелями с соответствующим количеством подписей.  
На основании приказа делается запись в трудовой книжке  в следующей форме: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с совершением работником, непосредственно обслуживающим материальные ценности, виновных действий, дающих основание для утраты доверия со стороны работодателя, пункт 7 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации" , производится расчет с работником в соответствии с действующим законом.

Особо сложным в увольнении по ст.81 п.7 является увольнение отдельного сотрудника, на которого возложена не индивидуальная материальная ответственность, а коллективная. Для увольнения в таком случае работодатель должен выявить и документально подтвердить степень вины конкретного сотрудника, чтобы возложить на него такое дисциплинарное взыскание, как увольнение.

В увольнении по ст.81 п.7  существует исключение :

беременные женщины ( на любом сроке беременности) не могут быть уволены за утрату доверия, ( ч. 1 ст. 261 ТК РФ запрещает их увольнение по инициативе работодателя, за исключением ликвидации предприятия или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.) Увольнение беременной женщины за утрату доверия является незаконным. И даже если работодатель уволит беременную женщину по данной статье, на может обратиться в суд с соответствующим иском и представить недействительным выдвинутое к ней решение об увольнении, получив ещё при этом денежную компенсацию.

Также по данной статье не может быть уволен и несовершеннолетний сотрудник, потому что полную материальную ответственность на лицо моложе 18 лет возложить по закону нельзя.

3.

Заключение.

Потеря доверия достаточно размытое понятие и  поэтому, весьма сложно соблюдая  все правила осуществить процедуру увольнения.

Бывшие работники обращаются в суд, подают иски и многие достаточно успешно оспаривают своё увольнение по статье и возвращаются на работу, либо избавляются от столь негативной записи в трудовой книжке и получают компенсацию за принесённый ущерб.

Если работодатель решается уволить по данной статье сотрудника, то он должен соблюсти всю документацию, сроки, действительно иметь вескую и подтверждённую для увольнения причину, иначе он может понести даже материальную ответственность (например, за моральный ущерб) по решению суда. Оформлять данное увольнение обязательно нужно грамотным образом.

Лично я считаю этот вид увольнения для работодателя не самым выгодным, так как доказать вину сотрудника достаточно сложно, особенно если на сотрудника возложена не просто индивидуальная материальная ответственность, а коллективная. При коллективной ответственности нужно ещё и доказать степень вины отдельного сотрудника, и доказать это в реальности представляется маловероятным.

Ещё раз рассмотрим необходимые составляющие для увольнения по статье 81 пункту 7.

  •  должен быть установлен факт того, что работник в действительности работал и был непосредственно связан с материальными ценностями
  •  должны быть установлены и подтверждены действия ( или действие ) , которое приводит работодателя к недоверию по отношению к сотруднику
  •  основание для утраты доверия должно быть достаточно веским; таким, чтобы его сложно было оспорить в суде, в случае подаче иска от сотрудника за несправедливое увольнение
  •  должна быть установлена вина именно увольняемого сотрудника
  •  должны быть представлены документы подтверждающие факт действий, повлекших за собой утрату доверия работодателя
  •  от сотрудника должны быть получены объяснительные, либо зафиксирован факт отказа объяснений по ситуации , подтверждаемый свидетелями
  •  должностные инструкции , договор о материальной ответственности, с которым был ознакомлен сотрудник при приёме или при переводе на соответствующую должность сотрудник.






 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76535. Закономерности усвоения родного языка и вытекающие из них принципы 34.5 KB
  Способность ребенка понимать отвлеченное лексическое значение слова в дальнейшем приводит его к пониманию слова как части речи. В какие сроки ребенокдошкольник овладевает указанными выше фактами языка и овладевает ли зависит от того как его обучают речи каков развивающий потенциал языковой среды в которой он растет а самое главное имеет ли он возможность усваивать грамматические и лексические значения родного языка синхронно в нужных пропорциях. Письменная речь усваивается если ее опережает развитие устной речи если она является как...
76536. Упражнения по русскому языку и их виды 27.5 KB
  Приступа по критериям: Упражнение зависит от характера мыслительной деятельности учащихся аналитической и тдОт времени выполненияОт последовательности связано с этом усвоения языкового материала: 1. Пропедовтическиеподготовка к восприятию нового материала ок цент на изучаемую единицу;Иллюстративные наиболее ярко показать примеры тех языковых фактов которые разбираются на уроке;Закрепительные закрепление теоретических сведения: постоянно воспроизведение существенных признаков изучаемого материала.
76537. Методы и приемы обучения русскому языку 40 KB
  Метод - способы взаимодействия учителя и ученика, направленные на достижение положительных результатов обучения. Положительные результаты - достижение цели. Действия: учение и обучение. Классификация Дубникова (основа: характеристика способов мышления - индукция(от частного к общему) и дедукция)
76538. Диктант как метод обучения и форма контроля 32 KB
  Диктант как метод обучения и форма контроля. Среди упражнений с помощью которых происходит формирование умений и навыков используется списывание простое и осложненное обучающие диктанты а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора. В методике разработаны различные виды обучающих диктантов. Диктант с карточками удобен на первых этапах закрепления: дети записывают слова поднимая карточку с изучаемой орфограммой что позволяет...
76539. Теоретические методы усвоения русского языка 26.5 KB
  Теоретические методы усвоения русского языка. Федоренко выделяет методы практического изучения языка объяснение непонятных слов подготовка устных сообщений письменных сочинений составление планов конспектов тезисов исправление ошибок грамматических и стилистических обучение работе со справочной литературой методы теоретического изучения языка беседа сообщение чтение правил в учебнике методы теоретикопрактического изучения языка различные упражнения: при изучении грамматики грамматический разбор анализ готового материала...
76540. Языковой разбор и его роль в формировании знаний, навыков и умений обучающихся 30 KB
  Языковой разбор и его роль в формировании знаний навыков и умений обучающихся. Языковый разбор представляет собою лингвистический анализ и толкование предложенного учителем дидактического материала: это могут быть отдельные слова предложения небольшие тексты. Языковый разбор основывается на рецептивной деятельности учащихся так как проводится на готовом языковом материале восприятие которого сквозь призму изученных понятий и правил и составляет суть метода. В зависимости от того какое умение отрабатывается различаются следующие виды...
76542. Методы практического изучения языка и обучения речи. Анализ текста на уроке русского языка 26.5 KB
  Анализ текста на уроке русского языка. Сочинение вид письменной школьной работы изложение своих мыслей знаний на заданную тему Анализ текста. анализ текста создаёт условия для формирования у школьников представления о языковой системе реализации внутрипредметных межуровневых а также метапредметных связей включает уроки русского языка в единую систему филологического образования. Определить тему и проблему текста 3.
76543. Урок как основная форма обучения. Основные свойства и структура урока 32.5 KB
  Урок как основная форма обучения. Основные свойства и структура урока. Классификация: урок объяснение новых знаний введение новых теоретических понятий уроки закрепления формирования умений и навыков урок повторения и обобщения урок контролирования или контрольный урок. комбинированный урок классический Классификация в соответствии с ведущим методом обучения: урок лекция урок семинар урок практикум урок зачетТак же выделяются уроки развития речи2 направления: развитие речи на уроке с любой темой то есть изучение грамматики и...