76690

Синдром «менеджера»

Реферат

Медицина и ветеринария

Под синдромом менеджера (он же синдром хронической усталости или синдром выгорания) принято считать наличие следующих симптомов: быстрая утомляемость и изматывающая организм усталость, которая не проходит даже после отпуска, апатия, депрессия, беспричинные приступы гнева и др.

Русский

2015-01-31

815.8 KB

7 чел.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курсовая работа по психиатрии «Синдром «менеджера», закономерности развития, способы терапии»

Андрей Асосков

Группа 145.8

Москва, 2015

Содержание

Описание синдрома 3

Закономерности развития 4

Способы терапии 7

Заключение 9

Список литературы 10

Приложение 1. Статистические данные 11

Описание синдрома

Под синдромом менеджера (он же синдром хронической усталости или синдром выгорания) принято считать наличие следующих симптомов: быстрая утомляемость и изматывающая организм усталость, которая не проходит даже после отпуска, апатия, депрессия, беспричинные приступы гнева и др. Не смотря на то, что истинные причины возникновения данного симптома пока не определены, но в связи с его активным распространением среди жителей больших городов, существует достаточно много теорий о причинах его возникновения. Для того, чтобы не повторять описанные многократно теории, в данной работе будет рассмотрен синдром менеджера с точки зрения экзистенциального подхода в психотерапии.

С точки зрения данного подхода синдром менеджера характеризуется желанием поставить под контроль свою жизнь, создать иллюзию контроля того, чего на самом деле нельзя контролировать. Желание контроля над своей жизнью является следствием желания снизить тревогу от осознания смерти, как неподконтрольной данностью жизни человека. Контроль часто  достигается компульсивными действиями – повторением определенного ритуала или метода, который должен создать иллюзию контроля. При этом страх смерти редко осознается, так как он модифицируется стандартными защитами (такими как вытеснение, смещение, рационализация).

В большей степени данный синдром упоминают при рассмотрении сферы рабочей деятельности, но в целом его можно рассматривать применительно ко всем областям человеческой жизни, таких как воспитание детей, человеческие взаимоотношения/дружба, приобретение и поддержание материального состояния, проведение отпуска/мероприятий и т.д. Сталкиваясь с фактом потери контроля, у человека накапливаются отрицательные эмоции, такие как страх, гнев и стыд, которые не получают своего выхода, что приводит к возникновению описанных выше симптомов.

Основными предпосылками к широкому распространению данного симптома можно считать следующие:

  1.  Повышение ритма жизни, конкуренция за ресурсы;
  2.  Социально навязываемое повышение требований к человеку через средства массовой информации;
  3.  Развитие информационных технологий.

Закономерности развития

Можно выделить следующие этапы при развитии данного синдрома:

  1.  Появление тревоги, нарушение сна, постоянное зацикливание на работе и многократном контроле качества ее выполнения.
  2.  Эмоциональное выгорание, снижения интереса к работе.
  3.  Депрессия.

Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

  1.  чувство постоянной, непреходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;
  2.  ощущение эмоционального и физического истощения;
  3.  снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  4.  снижение активности и энергии;
  5.  частые головные боли; могут быть расстройства желудочно-кишечного тракта;
  6.  потеря или резкое увеличение веса;
  7.  полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и "тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
  8.  постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  9.  нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  10.  заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

  1.  безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  2.  повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  3.  частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя");
  4.  постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
  5.  чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо");
  6.  чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится";
  7.  общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  1.  ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;
  2.  сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
  3.  вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  4.  руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
  5.  чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  6.  невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  7.  дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  8.  злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть "инфекционной" и проявляться не только у отдельных работников. Нередко встречается профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно "стираются" индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими и одинаковыми, как бы "на одно лицо". Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями.

Способы терапии

Способы терапии можно разделить на несколько типов:

  1.  Психогигиена;
  2.  Усиление проявлений личности индивида;
  3.  Психотерапия, в результате которой будет получено ясное осознание того, что полный контроль над своею жизнью это иллюзия и после ослабления этого контроля, жизнь человека не превращается в хаос.

В первую очередь необходимо соблюдать так называемую психогигиену:

  1.  Сон не менее 8 часов. Ложиться спать при этом желательно до полуночи;
  2.  Физические нагрузки по крайней мере 2 раза в неделю. Это может быть любой спорт, фитнесс, йога и т.п. Если нет возможности заниматься спортом, то также подойдет ежедневная прогулка по крайней мере 30 минут. Например, если позволяет расположение станций метро, то можно не доезжать одну остановку до дома и проходить ее пешком;
  3.  Раз в неделю ездить загород, на природу. Созерцание природы отлично расслабляет;
  4.  Общаться с детьми. Дети обычно очень эмоциональны и эти эмоции передаются и всем остальным;
  5.  Регулярный секс;
  6.  Общение с приятными для человека людьми (друзья, близкие);
  7.  Ограничение просмотра программ новостей по телевидению и чтения новостей в Интернете. Если проанализировать, то большая часть информации из выпусков новостей не оказывает влияние на жизнь обычного человека, но при этом носит негативных окрас. О чем-то действительно важном, человек узнает от своих друзей, знакомых и коллег и это будет сухая выжимка полезной информации из всего объема передаваемой по новостям информации;
  8.  То же самое касается социальных сетей. В качестве рекомендации для поддержания контакта со значимыми и интересными для человека людьми можно ограничить общение в социальных сетях 1-2 раза в день. По срочным вопросам человека всегда проинформируют с помощью приложений для телефона, SMS, почтой и другими способами. Живое общение с людьми в большей степени, чем виртуальное позволяет обмениваться эмоциями, что оказывает положительный эффект на состояние человека.

В части усиления личности можно порекомендовать следующие действия:

  1.  Необходимо научиться говорить «нет», как коллегам, так и начальникам. Стоит прислушаться к своим желаниям и потребностям;
  2.  Не зацикливаться на работе и не решать с помощью нее личные проблемы. Ограничить рабочее время. По возможности не брать работу на дом и не заниматься чтением рабочей почты (e-mail) во вне рабочее время;
  3.  Завести хобби. Отбросить все стереотипы при выборе хобби и найти что-то, что будет приносить удовольствие именно данному человеку и при этом оно не обязательно должно быть модным и находить поддержку у окружающих. Конечно наличие единомышленников повышает удовольствие, но в первую очередь удовольствие должно быть у индивида, а не у последователей или наблюдателей.

Синдром менеджера, обычно, следствие не самих проблем, а неадекватной реакции на них. Поэтому, если нельзя изменить обстоятельства, то следует изменить свое отношение к ним.

Заключение

В данной работе был кратко описан синдром менеджера, а также дана оценка данного синдрома с точки зрения экзистенциального подхода в психотерапии.

Список литературы

  1.  Лысенко Наталья Борисовна, «Синдром Менеджера, http://www.mc21.ru/articles/therapy/90/ 
  2.  Википедия, Синдром Хронической Усталости,  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
  3.  Incidence of fatigue symptoms and diagnoses presenting in UK primary care from 1990 to 2001 (Описание симптомов и диагнозов усталости зафиксированные при оказании первой помощи в Великобритании с 1990 по 2001 года)  – Journal of the Royal Society of Medicine (Журнал королевского медицинского общества),  http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1079668/
  4.  Ирвин Ялом. Экзистенциальная психотерапия. http://www.e-reading.link/book.php?book=68150

 

Приложение 1. Статистические данные

Ниже приведены статистические данные по распространению синдрома менеджера на примере Великобритании. По оси абсцисс представлены годы, в которые проводились измерения, а по оси ординат количество зафиксированных случаев утомляемости на 100 000 обращений с разделением на типы утомляемости, принятых в Великобритании. В связи с сложностями определения точного диагноза, а также в связи с большей предрасположенностью как врачей, так и пациентов к конкретным названиям, синдром хронической усталости в отчета фигурирует под несколькими названиями: CFS, ME, Debility & Asthenia.

  1.  CFS (Chronic fatigue syndrome) синдром хронической усталости;
  2.  ME (Myalgic encephalomyelitis) - миалгический энцефаломиелит; 
  3.  Debility & Asthenia – Слабость и Астения;
  4.  Fibromyalgia – Фибромиалгия – хроническая усталость вызванная диффузной симметричной мышечно-скелетной болью;
  5.  PVFS (PostViral Fatigue Syndromes) – пост вирусный синдром усталости.

Рисунок 1. Распределение количества случаев заболевания всеми типами утомляемостью по годам

Ниже приведены статистические данные по возрастному распределению синдрома менеджера на примере Великобритании. По оси абсцисс представлен возраст пациентов, а по оси ординат количество зафиксированных случаев утомляемости. Применяются следующие обозначения:

  1.  ---      пост вирусный синдром усталости;
  2.  ...  Слабость и Астения;
  3.  -.- Фибромиалгия;
  4.  (сплошная линия) синдром хронической усталости и миалгический энцефаломиелит.

Рисунок 2. Распределение количества случаев заболевания всеми типами утомляемостью по возрастам пациентов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29584. Стратегия и тактика планирования рекламной кампании 16.33 KB
  Стратегия и тактика планирования рекламной кампании. Планирование рекламной кампании это процесс в котором принимают участие все структурные подразделения рекламного агентства и маркетинговый отдел рекламодателя. Результат этого процесса составление плана рекламной кампании на определенный период. Главная задача планирования рекламной кампании определить как будет доноситься рекламное послание до потребителя: в какой форме с помощью каких средств массовой информации и в рамках какого бюджета.
29585. Основные понятия в медиапланировании (рейтинг, доля, HUT, PUT, PUR). Их расчет и соотношение в планировании рекламных кампаний 33.55 KB
  Home Using TV одним из базовых показателей в медиапланировании является число людей или домохозяйств в которых смотрят телевизор. Этот показатель описывает количество людей или домохозяйств использующих ТВ на определенный момент времени Иными словами это процент индивидуумов или домохозяйств использующих телевизор в данное время дня. Показатель HUT не включает людей смотрящих телевизор вне дома например в магазинах аэропортах отелях и т. То есть рекламное сообщение смогут увидеть те люди которые по крайней мере в данный момент...
29586. Медиавес рекламной кампании и его измерение (охват, частота, количество предъявлений) 46.5 KB
  Охват — это количество разных индивидуумов, которые были затронуты графиком прохождения рекламной кампании за данный период времени, или, другими словами, увидели нашу рекламную кампанию, наше рекламное объявление хотя бы один раз, обычно представляется в процентном формате.
29587. Принципы отбора медианосителей и оценка их эффективности 13.6 KB
  Рейтинг телевизионного времени доля в тех телезрителей которые смотрели конкретный канал в определенное время от потенциального числа телезрителей. Максимально высокий рейтинг имеет пиковое телевизионное время праймтайм. Сумма всех рейтингов целевой рейтинг показатель чистого полезного охвата умноженный на частоту контакта. Стоимость одного общерейтингового пункта мера определяющая эффективность конкретной программы.
29588. Эффективность рекламных кампаний и лояльность потребителей. Экономические и коммуникативные показатели эффективности 16.05 KB
  Наиболее популярный способ выявления эффективности рекламы методика облегчения вспоминания используемая для того чтобы определить в какой мере человек способен вспомнить ее содержание. Но даже если человек и хорошо запомнил содержание рекламы это вовсе не означает что он готов купить то что рекламируют. Второй способ выявления эффективности рекламы методика узнавания. Людям которые прочитали журнал или видели телевизионную программу предъявляют копии рекламы и задают вопросы о ней.
29589. Новые технологии и виды услуг рекламного рынка 15.87 KB
  Относительно низкая стоимость проекта. Небольшие временные затраты в разработке проекта. Краткосрочность эффекта от реализации проекта Маркетинг слухов Преимущества: 1. Невысокая стоимость в организации проекта.
29590. Соотношение охвата и частоты в медиапланировании. Использование ПО в медиапланировании 20.38 KB
  Соотношение охвата и частоты в медиапланировании. Охват это численность представителей ЦА в рамках компании имевших контакт с рекламой хотя бы 1 раз. При вычислении охвата получатели сообщения учитываются лишь один раз независимо от числа прочитанных ими газет просмотренных или прослушанных телерадиопрограмм. Охват аудитории может быть представлен и как характеристика аудитории которая видела слышала рекламу определенное число раз и как характеристика аудитории которая видела слышала рекламу не менее определенного числа раз.
29591. Рекламные агентства: виды, функции, тенденции развития 12.03 KB
  Агентство также приобретает или привлекает субподрядчиков для покупки рекламного места и времени в различных средствах массовой информации. Фирмы по приобретению рекламного времени. В услуги входит подробный анализ закупаемого времени. После реализации сформированного пакета рекламного времени такая фирма выдает график рекламной трансляции контроль его исполнения и даже проводит расчеты со СМИ.
29592. Место медиапланирования в структуре маркетинговой стратегии. Бюджет рекламной кампании 28.56 KB
  Медиапланирование: Медиапланирование это выбор оптимальных каналов размещения рекламы рекламных контактов проводимый с целью достижения максимальной эффективности рекламной кампании. Медиапланирование важный маркетинговый инструмент управления эффективностью рекламы. Он анализирует представленный товар или услугу его целевую аудиторию бюджет срок размещения рекламы а также цели которые необходимо достигнуть. Таким образом исходя из информации содержащейся в брифе и будет вестись вся последующая работа выбор рекламоносителей...