76691

Судоходные сооружения канала имени Москвы

Реферат

Логистика и транспорт

Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А. М. Рухлядева...

Русский

2015-01-31

74.5 KB

0 чел.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

                        Бюджетное образовательное учреждение

                        Высшего профессионального образования

                Волжская Государственная Академия Водного Транспорта

Факультет кораблестроения, гидросооружений и защиты окружающей среды

Кафедра водных путей и гидротехнических сооружений

                                           Реферат

             

         По дисциплине: “ Гидросооружения общего назначения”

             Судоходные сооружения канала имени Москвы”

 

Выполнил: студент группы  С(б)-11-1027                                         Коряжкин А.А.            

                                                                      

Проверил:                                                                                              Мильцын Д.А.

Нижний Новгород

2015

Введение

Кана́л и́мени Москвы́ (КИМ, до 1947 года — Канал Москва — Волга им. И. В. Сталина) — соединяет реку Москву с Волгой.

1. География

Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м[1]. Обеспечивает Москву примерно половиной всей потребляемой питьевой воды.

2. История

Заключенные на строительстве канала

Был открыт 15 июля 1937 как Канал Москва—Волга. Строительство продолжалось 4 года и 8 месяцев.

При строительстве канала использовался труд заключённых ГУЛАГа (14 сентября 1932 для строительства канала был создан Дмитровлаг, просуществовавший более пяти лет).

О том, в каких условиях находились узники ДМИТЛАГа (как впрочем, и других лагерей), можно судить по воспоминаниям современников:

«Тысячи грязных измученных людей барахтались на дне котлована по пояс в грязи. А был уже октябрь, ноябрь, холода стояли страшные! И главное, что запомнилось: заключённые были истощены предельно и всегда голодны». «Смотрим: то один, то другой зэк в грязь падают. Это они умирали от слабости: предел сил наступал. Мёртвых складывали на тележки — „грабарки“ и увозили…». «Ближе к ночи, чтоб не было случайных свидетелей, … тянулись с канала целые караваны „грабарок“ с трупами, облачёнными в нижнее рваное бельё. Лошадей погоняла специальная похоронная команда. Ямы, длинные и глубокие, выкапывались в роще заранее днём. Людей сбрасывали в могильники как попало, один на другого, будто скот. Только уедет один караван — за ним приезжает другой. И снова сбрасывают людей в ямы»[2].

С 1947 канал носит современное название.

Ягода на строительстве канала Москва—Волга

Общая длина канала — 128 км. Начинается он от Иваньковского водохранилища (близ города Дубна), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Тушино. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка — 5 шлюзов (№ 2−6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел; длина этого участка — 50 км. Здесь трасса Канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного вокзала и Северного речного порта Москвы. На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза — № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе).

Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы (ежегодно в реку из Волги поступает 1,8 км³ воды), обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области (всего на канале 8 ГЭС), создаёт кратчайшую транспортную связь Москвы с Верхней Волгой; благодаря системе каналов (Беломорканал, Волго-Дон) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. Крупнейшие грузовые пристани — Северный речной порт столицы, Яхрома, Дмитров, Большая Волга. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т. Пристани местного пассажирского сообщения (в зоне водохранилищ) — Водники (осуществляется ремонт судов), Хлебниково, Тишково, Пирогово, Солнечная Поляна и др.

Канал имени Москвы несёт и рекреационную функцию — на его берегах находятся многочисленные дома и базы отдыха, санатории, рыболовецкие базы и другие объекты.

По каналу проходят туристические круизы на теплоходах, например, "Константин Симонов", Сергей Абрамов, Феликс Дзержинский и других, популярные как у россиян, так и у иностранных туристов.

4. Технические сооружения

Паромная переправа № 3 зимой

В составе канала имени Москвы — более 240 различных гидротехнических сооружений.

Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского и др. Другие работы указанных архитекторов, сделанные для канала, также заслуживают внимания — это шлюзы № 7 и № 8 (архитектор В. Ф. Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (архитектор А. М. Рухлядев).

4.1. Плотины

Основными сооружениями канала имени Москвы, как и всякого крупного гидротехнического комплекса, являются плотины. Всего на канале построено 10 плотин, из них семь земляных и три бетонных.[3]

4.1.1. Земляные

  1.  Акуловская земляная плотина
  2.  Иваньковская земляная плотина
  3.  Икшинская земляная плотина
  4.  Пестовская земляная плотина
  5.  Пироговская земляная плотина
  6.  Пяловская земляная плотина
  7.  Химкинская земляная плотина


4.1.2. Бетонные

  1.  Иваньковская бетонная плотина
  2.  Карамышевская бетонная плотина
  3.  Перервинская бетонная плотина

4.1.3. Другие

  •  Верхне-Волжская плотина

4.2. Шлюзы

Вид из камеры шлюза № 3

На канале построено 11 шлюзов: один на реке Волга, пять — на северном склоне канала, два — на южном склоне и три на реке Москва. Все шлюзы канала автоматизированы. Габаритные рабочие размеры камеры — 290×29 метров.

  1.  Шлюз 1 (Дубна)
  2.  Шлюз 2 (Темпы)
  3.  Шлюз 3 (Яхрома)
  4.  Шлюз 4 (Турист)
  5.  Шлюз 5 (Икша)
  6.  Шлюз 6 (Икша)
  7.  Шлюз 7 (Тушино) двухкамерный
  8.  Шлюз 8 (Тушино) двухкамерный
  9.  Шлюз 9 (Мнёвники) по размеру камеры, но имеющий среднюю голову и возможность работать в усеченном варианте для пропуска маломерных судов.
  10.  Шлюз 10 (Нагатино)
  11.  Шлюз 11 (Нагатино) для пропуска маломерных судов. В настоящее время работает в качестве дока.

4.3. ГЭС

При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций. Две ГЭС (Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская) были добавлены в ведение канала позднее.

  1.  Акуловская ГЭС                                       
  2.  Иваньковская ГЭС
  3.  Пироговская ГЭС
  4.  Сходненская ГЭС                                                                                                                                                    

  1.  Карамышевская ГЭС
  2.  Листвянская ГЭС
  3.  Ново-Тверецкая ГЭС
  4.  Ново-Цнинская ГЭС
  5.  Перервинская ГЭС
  6.  Пироговская ГЭС
  7.  Сходненская ГЭС                                                                                                                                                    

4.4. Насосные станции

  1.  182 «Темпы»
  2.  183 «Яхрома»
  3.  184 «Комсомольская»
  4.  185 «Икша-II»
  5.  186 «Икша-I»

4.5. Водосборы

Наиболее крупные реки впадающие в канал: верхняя Яхрома впадающая на отметке 138 метров, а также впадающие на отметке 162 метра Вязь и верховья Учи с Клязьмой.

4.6. Дамбы

4.7. Дюкеры

Непосредственного отношения к судоходству не имеют. Представляют собой бетонную трубу в месте пересечения водоводного канала с автодорогами и реками (речками).

  •  Пересечение с рекой Сестрой в Карманово. Использовался в 1941 году для остановки наступающих с севера фашистских войск.

4.8. Порты, вокзалы

Здание Северного речного вокзала на Химкинском водохранилище

  •  Северный речной вокзал
  •  Северный речной порт
  •  Южный речной вокзал
  •  Южный речной порт
  •  Западный речной порт


4.9. Причалы

В ведении канала имени Москвы находятся следующие причалы:

  •  Аксаково (II)
  •  Бухта радости (I)
  •  Витенёво (III)
  •  Водники (III)
  •  Горки (I)
  •  Дмитров (III)
  •  Зелёный мыс (II)
  •  Икша (I)
  •  Лесное (II)
  •  Михалёво (II)
  •  Новосельцево (I)
  •  Пирогово (I)
  •  Рождественно (III)
  •  Серебряный бор (III)
  •  Солнечная поляна (II)
  •  Соревнование (III)
  •  Степаньково (III)
  •  Тишково (II)
  •  Троицкое (II)
  •  Ударная (III)
  •  Хвойный бор (I)
  •  Химки (III)
  •  Хлебниково (II)
  •  Чёрная речка (II)
  •  Чиверево (II)
  •  Яхрома (III)

5. Оборона Москвы в 1941 году

Сооружения канала имени Москвы были использованы в ходе московской оборонительной операции 1941-1942 годов. По плану Вермахта планировалось окружить Москву с севера и юга («взять в клещи»). Во избежание этого была спущена вода из канала и водохранилищ на пути наступающих с севера немецких войск, что остановило их продвижение на этом направлении.[4]

6. Интересные факты

Пётр I предполагал соединить Москву-реку с Волгой, чтобы усилить роль Москвы как торгово-промышленного центра.[5] План сооружения канала Москва—Волга относится к последним годам царствования Петра I (1721—1722).

Было предложено три варианта:

  1.  От Москвы-реки вверх по Яузе до впадения Лихоборки, затем по Лихоборке к Коровьему Врагу, откуда прокоп в 8 вёрст до Клязьмы, затем по Клязьме до села Воскресенского, где предполагался прокоп на протяжении 1,5 версты до речки Каменки. Далее вниз по Каменке до Волгуши, по Волгуше до Яхромы и вниз по Яхроме до Дмитрова. Проект предусматривал 123 шлюза на протяжении 128 вёрст.
  2.  От Москвы-реки до Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры. Дальше прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, а по Сестре до Рогачёвской пристани. Примерно 123 шлюза на протяжении 228 вёрст.
  3.  От Москвы-реки вверх по Яузе до села Мытищи, из Яузы через Работный буерак надлежало прокопать 8 вёрст до реки Клязьмы, затем во Клязьме до реки Учи, где снова прокоп в 8 вёрст, далее по Уче в реку Вязь, по Вязи в реку Дубровку, от Дубровки через Быковское болото прокоп в 3 версты до реки Икши, далее вниз по Икше — в реку Яхрому и по Яхроме до Дмитрова. Итого 41 шлюз на протяжении 103 вёрст.

Первый и третий варианты близки к современной трассе канала. Современный канал им. Москвы короче и имеет всего 7 шлюзов. Уровень техники того времени не позволял производить большие земляные работы, и поэтому авторы проектов выбирали варианты с наименьшими затратами на земляные работы. В дальнейшем к мысли о постройке канала возвращались неоднократно. В 1844 году был даже построен участок канала между Истрой и Сестрой, но далее дело не пошло.


Литература

  •  Кемеровский М. А. Канал Москва-Волга. — М., 1937.
  •  Лопатин П. И. Волга идет в Москву. — М., 1938.
  •  Канал Москва — Волга. Справочник — путеводитель. М., 1938.
  •  Михайлов А. И. Архитектура канала Москва-Волга. — М., 1939.
  •  Волга, Кама, Ока, Дон. Путеводитель. — М., 1955.
  •  Кублицкая Р. Н., Кублицкий Г. И. На Волгу! Путеводитель по Волге, Каме, Оке, Дону, Волго-Балту / Суперобложка, переплёт, форзац и титул заслуженного деятеля искусств РСФСР художника Г. С. Сахарова; Заставки художника В. М. Никольского. — М.: Речной транспорт, 1962. — С. 19 - 38. — 400 с. — 30 000 экз.
  •  Соботович И. Д., Соботович Е. П. По каналу имени Москвы. Путеводитель. — М., 1962.
  •  Мячин И. К. По Москве-реке. Рублёво — Беседы. — М.: Московский рабочий, 1977. — С. 46-56. — 336 с. — 50 000 экз.
  •  Медведев А. М., Хатов П. И., Шабуров Ю. Н. По «Московской кругосветке» [Путеводитель]. — М.: Московский рабочий, 1979. — С. 164-172. — 176 с. — 60 000 экз.
  •  Медведев А. М., Шабуров Ю. Н. Москва — порт пяти морей. — М.: Московский рабочий, 1985. — 272 с. — 50 000 экз.
  •  Канал имени Москвы. 50 лет эксплуатации. — М., 1987.
  •  Рогачёв А. В. Москва: город – человек – природа. — М., 1994.
  •  Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930—1953 / Под общ. ред. акад. А. Н. Яковлева; Сост. А. И. Кокурин, Ю. Н. Моруков. — М.: МФД; Материк, 2005. — 568 с. — (Россия. ХХ век. Документы). — ISBN 5-85646-139-8.
  •  Ермакова Н. Н. Грандиозный гидротехнический комплекс. Страницы истории канала имени Москвы // Речной транспорт (XXI век). 2008, № 5.
  •  Дорман Вероника. От Соловков до Бутово: Русская Православная Церковь и память о советских репрессиях в постсоветской России // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. № 2. — С. 327–347.
  •  Кокурин Андрей. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА (исторические очерки о путях сообщения в России)
  •  Атлас единой глубоководной системы Европейской части РСФСР. Том 2. Водные пути от Москвы до городов Рыбинск, Череповец и Тверь.[1]


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80900. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ФУНКЦИИ И ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 44.44 KB
  В основе социального управления лежит приоритет человеческого фактора над всеми иными. Функции управления не являются универсальными так как зависят от вида рассматриваемой организации. Законы управления.
80901. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 44.37 KB
  Под моделью управления следует понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том как выглядит и как должна выглядеть система управления как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления как она адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Модель управления включает в себя базовые принципы управления стратегическое видение целевые установки и...
80902. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ УПРАВЛЕНИЯ. БЛАГОПРИЯТНАЯ, НЕЙТРАЛЬНАЯ, АГРЕССИВНАЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ 43.99 KB
  Среда управления это совокупность внутренних и внешних субъектов сил активно влияющих на положение и перспективы организации на эффективность деятельности менеджеров. Типы среды: микросреда мезосреда макросреда. Микросреда внутр среда организации ее собственный персонал и взаимодействие человека с условиями жизни в личном окружении; Мезосреда среда непосредственного окружения партнеры поставщики потребители или социокультурная среда и сфера труда; Макросреда среда...
80903. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ 44.22 KB
  Об информации информационных технологиях и о защите информации ИТ процессы методы поиска сбора хранения обработки предоставления распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Информационная технология ИТ процесс использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора регистрации передачи накопления и обработки информации на базе программноаппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта. Особенности ИТ: цель процесса получение информации; предмет...
80904. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 85.5 KB
  ИТ включают в себя методы преобразования информации по заданному свойству в заданном направлении, что реализуется соответствующими средствами, называемыми инструментальными. Они включают в себя необходимый технических комплекс и соответствующее программное обеспечение, образуя сложные программно - аппаратные компьютерные системы с разнообразными функциями и возможностями поддержки управленческой деятельности.
80905. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА (ГИП), ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСВТЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 46.21 KB
  ГИП комплекс политических правовых экономических социальнокультурных и организационных мероприятий государства направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. ГИП это особая сфера жизнедеятельности людей связанная с воспроизводством и распространением информации удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества и направленная на обеспечение творческого конструктивного диалога между ними и их представителями. Различают аспекты ГИП: технологический регулирование процесса развития...
80906. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 46.33 KB
  Он основан на функциональном профессиональном квалификационном и операционнотехнологическом разделении труда. Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления выполняющих одинаковые общие функции менеджмента. Наряду с этим функциональное разделение труда предполагает выделение из общего состава менеджеров специалистов которые отвечают за процесс управления в целом а не за какуюто одну функцию.
80907. Психологический аспект в работе с инвалидами 25.75 KB
  Это связано прежде всего с дефектами их физического состояния вызванного заболеваниями приведшими к инвалидности а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и с пониженной двигательной активностью характерными для большинства инвалидов. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира как вследствие имеющихся недугов так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов на креслоколясках при разрыве привычного общения в связи с выходом на пенсию при наступлении...
80908. Основное содержание и виды реабилитации инвалидов 30.05 KB
  Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных медицинских психологических социальноэкономических педагогических производственных бытовых и других мероприятий. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом приспособление прежнего рабочего места больного или инвалида к его функциональным возможностям организацию для инвалидов...