76691

Судоходные сооружения канала имени Москвы

Реферат

Логистика и транспорт

Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А. М. Рухлядева...

Русский

2015-01-31

74.5 KB

0 чел.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

                        Бюджетное образовательное учреждение

                        Высшего профессионального образования

                Волжская Государственная Академия Водного Транспорта

Факультет кораблестроения, гидросооружений и защиты окружающей среды

Кафедра водных путей и гидротехнических сооружений

                                           Реферат

             

         По дисциплине: “ Гидросооружения общего назначения”

             Судоходные сооружения канала имени Москвы”

 

Выполнил: студент группы  С(б)-11-1027                                         Коряжкин А.А.            

                                                                      

Проверил:                                                                                              Мильцын Д.А.

Нижний Новгород

2015

Введение

Кана́л и́мени Москвы́ (КИМ, до 1947 года — Канал Москва — Волга им. И. В. Сталина) — соединяет реку Москву с Волгой.

1. География

Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м[1]. Обеспечивает Москву примерно половиной всей потребляемой питьевой воды.

2. История

Заключенные на строительстве канала

Был открыт 15 июля 1937 как Канал Москва—Волга. Строительство продолжалось 4 года и 8 месяцев.

При строительстве канала использовался труд заключённых ГУЛАГа (14 сентября 1932 для строительства канала был создан Дмитровлаг, просуществовавший более пяти лет).

О том, в каких условиях находились узники ДМИТЛАГа (как впрочем, и других лагерей), можно судить по воспоминаниям современников:

«Тысячи грязных измученных людей барахтались на дне котлована по пояс в грязи. А был уже октябрь, ноябрь, холода стояли страшные! И главное, что запомнилось: заключённые были истощены предельно и всегда голодны». «Смотрим: то один, то другой зэк в грязь падают. Это они умирали от слабости: предел сил наступал. Мёртвых складывали на тележки — „грабарки“ и увозили…». «Ближе к ночи, чтоб не было случайных свидетелей, … тянулись с канала целые караваны „грабарок“ с трупами, облачёнными в нижнее рваное бельё. Лошадей погоняла специальная похоронная команда. Ямы, длинные и глубокие, выкапывались в роще заранее днём. Людей сбрасывали в могильники как попало, один на другого, будто скот. Только уедет один караван — за ним приезжает другой. И снова сбрасывают людей в ямы»[2].

С 1947 канал носит современное название.

Ягода на строительстве канала Москва—Волга

Общая длина канала — 128 км. Начинается он от Иваньковского водохранилища (близ города Дубна), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Тушино. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка — 5 шлюзов (№ 2−6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел; длина этого участка — 50 км. Здесь трасса Канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного вокзала и Северного речного порта Москвы. На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза — № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе).

Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы (ежегодно в реку из Волги поступает 1,8 км³ воды), обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области (всего на канале 8 ГЭС), создаёт кратчайшую транспортную связь Москвы с Верхней Волгой; благодаря системе каналов (Беломорканал, Волго-Дон) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. Крупнейшие грузовые пристани — Северный речной порт столицы, Яхрома, Дмитров, Большая Волга. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т. Пристани местного пассажирского сообщения (в зоне водохранилищ) — Водники (осуществляется ремонт судов), Хлебниково, Тишково, Пирогово, Солнечная Поляна и др.

Канал имени Москвы несёт и рекреационную функцию — на его берегах находятся многочисленные дома и базы отдыха, санатории, рыболовецкие базы и другие объекты.

По каналу проходят туристические круизы на теплоходах, например, "Константин Симонов", Сергей Абрамов, Феликс Дзержинский и других, популярные как у россиян, так и у иностранных туристов.

4. Технические сооружения

Паромная переправа № 3 зимой

В составе канала имени Москвы — более 240 различных гидротехнических сооружений.

Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского и др. Другие работы указанных архитекторов, сделанные для канала, также заслуживают внимания — это шлюзы № 7 и № 8 (архитектор В. Ф. Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (архитектор А. М. Рухлядев).

4.1. Плотины

Основными сооружениями канала имени Москвы, как и всякого крупного гидротехнического комплекса, являются плотины. Всего на канале построено 10 плотин, из них семь земляных и три бетонных.[3]

4.1.1. Земляные

  1.  Акуловская земляная плотина
  2.  Иваньковская земляная плотина
  3.  Икшинская земляная плотина
  4.  Пестовская земляная плотина
  5.  Пироговская земляная плотина
  6.  Пяловская земляная плотина
  7.  Химкинская земляная плотина


4.1.2. Бетонные

  1.  Иваньковская бетонная плотина
  2.  Карамышевская бетонная плотина
  3.  Перервинская бетонная плотина

4.1.3. Другие

  •  Верхне-Волжская плотина

4.2. Шлюзы

Вид из камеры шлюза № 3

На канале построено 11 шлюзов: один на реке Волга, пять — на северном склоне канала, два — на южном склоне и три на реке Москва. Все шлюзы канала автоматизированы. Габаритные рабочие размеры камеры — 290×29 метров.

  1.  Шлюз 1 (Дубна)
  2.  Шлюз 2 (Темпы)
  3.  Шлюз 3 (Яхрома)
  4.  Шлюз 4 (Турист)
  5.  Шлюз 5 (Икша)
  6.  Шлюз 6 (Икша)
  7.  Шлюз 7 (Тушино) двухкамерный
  8.  Шлюз 8 (Тушино) двухкамерный
  9.  Шлюз 9 (Мнёвники) по размеру камеры, но имеющий среднюю голову и возможность работать в усеченном варианте для пропуска маломерных судов.
  10.  Шлюз 10 (Нагатино)
  11.  Шлюз 11 (Нагатино) для пропуска маломерных судов. В настоящее время работает в качестве дока.

4.3. ГЭС

При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций. Две ГЭС (Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская) были добавлены в ведение канала позднее.

  1.  Акуловская ГЭС                                       
  2.  Иваньковская ГЭС
  3.  Пироговская ГЭС
  4.  Сходненская ГЭС                                                                                                                                                    

  1.  Карамышевская ГЭС
  2.  Листвянская ГЭС
  3.  Ново-Тверецкая ГЭС
  4.  Ново-Цнинская ГЭС
  5.  Перервинская ГЭС
  6.  Пироговская ГЭС
  7.  Сходненская ГЭС                                                                                                                                                    

4.4. Насосные станции

  1.  182 «Темпы»
  2.  183 «Яхрома»
  3.  184 «Комсомольская»
  4.  185 «Икша-II»
  5.  186 «Икша-I»

4.5. Водосборы

Наиболее крупные реки впадающие в канал: верхняя Яхрома впадающая на отметке 138 метров, а также впадающие на отметке 162 метра Вязь и верховья Учи с Клязьмой.

4.6. Дамбы

4.7. Дюкеры

Непосредственного отношения к судоходству не имеют. Представляют собой бетонную трубу в месте пересечения водоводного канала с автодорогами и реками (речками).

  •  Пересечение с рекой Сестрой в Карманово. Использовался в 1941 году для остановки наступающих с севера фашистских войск.

4.8. Порты, вокзалы

Здание Северного речного вокзала на Химкинском водохранилище

  •  Северный речной вокзал
  •  Северный речной порт
  •  Южный речной вокзал
  •  Южный речной порт
  •  Западный речной порт


4.9. Причалы

В ведении канала имени Москвы находятся следующие причалы:

  •  Аксаково (II)
  •  Бухта радости (I)
  •  Витенёво (III)
  •  Водники (III)
  •  Горки (I)
  •  Дмитров (III)
  •  Зелёный мыс (II)
  •  Икша (I)
  •  Лесное (II)
  •  Михалёво (II)
  •  Новосельцево (I)
  •  Пирогово (I)
  •  Рождественно (III)
  •  Серебряный бор (III)
  •  Солнечная поляна (II)
  •  Соревнование (III)
  •  Степаньково (III)
  •  Тишково (II)
  •  Троицкое (II)
  •  Ударная (III)
  •  Хвойный бор (I)
  •  Химки (III)
  •  Хлебниково (II)
  •  Чёрная речка (II)
  •  Чиверево (II)
  •  Яхрома (III)

5. Оборона Москвы в 1941 году

Сооружения канала имени Москвы были использованы в ходе московской оборонительной операции 1941-1942 годов. По плану Вермахта планировалось окружить Москву с севера и юга («взять в клещи»). Во избежание этого была спущена вода из канала и водохранилищ на пути наступающих с севера немецких войск, что остановило их продвижение на этом направлении.[4]

6. Интересные факты

Пётр I предполагал соединить Москву-реку с Волгой, чтобы усилить роль Москвы как торгово-промышленного центра.[5] План сооружения канала Москва—Волга относится к последним годам царствования Петра I (1721—1722).

Было предложено три варианта:

  1.  От Москвы-реки вверх по Яузе до впадения Лихоборки, затем по Лихоборке к Коровьему Врагу, откуда прокоп в 8 вёрст до Клязьмы, затем по Клязьме до села Воскресенского, где предполагался прокоп на протяжении 1,5 версты до речки Каменки. Далее вниз по Каменке до Волгуши, по Волгуше до Яхромы и вниз по Яхроме до Дмитрова. Проект предусматривал 123 шлюза на протяжении 128 вёрст.
  2.  От Москвы-реки до Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры. Дальше прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, а по Сестре до Рогачёвской пристани. Примерно 123 шлюза на протяжении 228 вёрст.
  3.  От Москвы-реки вверх по Яузе до села Мытищи, из Яузы через Работный буерак надлежало прокопать 8 вёрст до реки Клязьмы, затем во Клязьме до реки Учи, где снова прокоп в 8 вёрст, далее по Уче в реку Вязь, по Вязи в реку Дубровку, от Дубровки через Быковское болото прокоп в 3 версты до реки Икши, далее вниз по Икше — в реку Яхрому и по Яхроме до Дмитрова. Итого 41 шлюз на протяжении 103 вёрст.

Первый и третий варианты близки к современной трассе канала. Современный канал им. Москвы короче и имеет всего 7 шлюзов. Уровень техники того времени не позволял производить большие земляные работы, и поэтому авторы проектов выбирали варианты с наименьшими затратами на земляные работы. В дальнейшем к мысли о постройке канала возвращались неоднократно. В 1844 году был даже построен участок канала между Истрой и Сестрой, но далее дело не пошло.


Литература

  •  Кемеровский М. А. Канал Москва-Волга. — М., 1937.
  •  Лопатин П. И. Волга идет в Москву. — М., 1938.
  •  Канал Москва — Волга. Справочник — путеводитель. М., 1938.
  •  Михайлов А. И. Архитектура канала Москва-Волга. — М., 1939.
  •  Волга, Кама, Ока, Дон. Путеводитель. — М., 1955.
  •  Кублицкая Р. Н., Кублицкий Г. И. На Волгу! Путеводитель по Волге, Каме, Оке, Дону, Волго-Балту / Суперобложка, переплёт, форзац и титул заслуженного деятеля искусств РСФСР художника Г. С. Сахарова; Заставки художника В. М. Никольского. — М.: Речной транспорт, 1962. — С. 19 - 38. — 400 с. — 30 000 экз.
  •  Соботович И. Д., Соботович Е. П. По каналу имени Москвы. Путеводитель. — М., 1962.
  •  Мячин И. К. По Москве-реке. Рублёво — Беседы. — М.: Московский рабочий, 1977. — С. 46-56. — 336 с. — 50 000 экз.
  •  Медведев А. М., Хатов П. И., Шабуров Ю. Н. По «Московской кругосветке» [Путеводитель]. — М.: Московский рабочий, 1979. — С. 164-172. — 176 с. — 60 000 экз.
  •  Медведев А. М., Шабуров Ю. Н. Москва — порт пяти морей. — М.: Московский рабочий, 1985. — 272 с. — 50 000 экз.
  •  Канал имени Москвы. 50 лет эксплуатации. — М., 1987.
  •  Рогачёв А. В. Москва: город – человек – природа. — М., 1994.
  •  Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930—1953 / Под общ. ред. акад. А. Н. Яковлева; Сост. А. И. Кокурин, Ю. Н. Моруков. — М.: МФД; Материк, 2005. — 568 с. — (Россия. ХХ век. Документы). — ISBN 5-85646-139-8.
  •  Ермакова Н. Н. Грандиозный гидротехнический комплекс. Страницы истории канала имени Москвы // Речной транспорт (XXI век). 2008, № 5.
  •  Дорман Вероника. От Соловков до Бутово: Русская Православная Церковь и память о советских репрессиях в постсоветской России // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. № 2. — С. 327–347.
  •  Кокурин Андрей. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА (исторические очерки о путях сообщения в России)
  •  Атлас единой глубоководной системы Европейской части РСФСР. Том 2. Водные пути от Москвы до городов Рыбинск, Череповец и Тверь.[1]