76726

Газопровод Саратов – Москва

Реферат

Архитектура, проектирование и строительство

История развития газовой отрасли в Саратовской области начинает свой отсчет с далекого 1906го года. В то время открытия месторождений газа как правило происходило совершенно случайно. Сын купца студент Рижского политехнического института понял что из скважины произошло выделение газа.

Русский

2015-01-31

81.7 KB

47 чел.

Факультет проектирования, сооружения

и эксплуатации систем трубопроводного

транспорта

Кафедра сооружения и ремонта

газонефтепроводов и хранилищ

«Газопровод

Саратов – Москва»

Подготовил Ханкерханов М.М.

Группа ТС-14-06

Преподаватель – Бутырская К.Г.

Мосвка 2014

Содержание

  1.  История газа

  1.  Газопровод «Саратов – Москва»

  1.  Подготовка к строительству
    1.  Строительство
      1.  Итоги строительства

  1.  ВНИИГАЗ

  1.  Создание
  2.  ВНИИГАЗ сегодня

  1.  Заключение

  1.  Список литературы

            

                   

История газа

История развития газовой отрасли в Саратовской области начинает свой отсчет с далекого 1906-го года. В то время открытия месторождений газа, как правило, происходило совершенно случайно. Не стала исключением и Саратовская область. Саратовский купец Мельников решил пробурить артезианский колодец на своем хуторе в 40 километрах от села Дергачи. Когда глубина колодца достигла примерно ста метров, по словам очевидцев из-под земли подул «сильный ветер». Не понимая в чем дело, рабочие прекратили работу и стали обсуждать непонятное явление. Один из рабочих вздумал прикурить, чиркнул спичкой — раздался взрыв и вспыхнуло пламя. Огонь потушили с большим трудом. Сын купца, студент Рижского политехнического института, понял, что из скважины произошло выделение газа. Пробы газа, проведенные в Риге, подтвердили наличие метана. Чтобы столь выгодное топливо не пропадало зря, купец Мельников, проявив смекалку, на этом месте построил стекольный и кирпичный заводы. Стекольный завод функционировал и после революции, однако уже под новым названием — «Стеклогаз». Сегодня это первое обнаруженное месторождение, известно, как Мельниковское (Дергачевское), однако запасы газа здесь уже иссякли. Позднее в 30-х годах, великий русский ученый-академик И.М. Губкин, рассмотрев расположение найденных в Поволжье нефтеносных и газоносных площадей, высказал мнение о возможности нахождения этих полезных ископаемых вблизи Саратова и Сталинграда. При этом он указывал, что в случае обнаружения нефти в районе Сызрани и Куйбышева шансы на находку нефти или газа у Саратова и Сталинграда значительно повышаются. Как известно, вскоре у Сызрани и возле Куйбышева действительно была найдена нефть. В 1939 году под Саратовом начались изыскательские работы. Активное участие в них принимали профессор Саратовского университета Борис Александрович Можаровский и заместитель начальника Главнефтегеологии доктор геолого-минералогических наук Василий Михайлович Сенюков. Благодаря их стараниям в конце 1940-го года в селе Тепловка, которая находится в 75 км от Саратова, пробурили первый газовый фонтан. Решающий успех ждал поисковую партию у деревни Елшанки, километрах в пятнадцати от города. Бесспорные признаки газа были обнаружены здесь в октябре 1941 года, но работы шли не так быстро, как хотелось. Надо построить буровую вышку — и не из чего. Собирая материал, инженеры и рабочие вылавливали плывшие по Волге в ту военную осень бревна от разбитых плотов, а когда река замерзла — вырубали их изо льда. Наконец вышка построена, началось роторное бурение. В июле 1942 года из скважины забил фонтан редкой силы. Он выбросил тяжелые бурильные трубы и инструменты и шумел два месяца, пока его не усмирили. Скважина за сутки давала семьсот тысяч кубометров метана. Елшанка стояла в центре богатейших газовых залежей. Бурением этой скважины руководил геолог партии Измаил Ибрагимович Енгузаров. Немедленно известили Москву, и через несколько недель незаметный дотоле приволжский поселок стал штабом по-военному организованного строительства. Отсюда прокладывался газопровод в Саратов. Саратов был ближайшим тылом Сталинградской битвы, одним из важных арсеналов боепитания советских войск. Гитлеровцы почти каждый день бомбили саратовские заводы, и сварщики трубопровода работали под фанерными колпаками, чтобы враг не увидел света. Через полтора месяца газ был подведен к городской электростанции и восполнил недостачу привозного топлива. Разведочные работы в районе Елшанки продолжались. Сюда съехалось много специалистов, опытные буровые мастера с Украины и из Крыма. Исследовав первые сотни метров земной коры, геологи забрались глубже и нашли второй, третий газоносные пласты. То из одной, то из другой скважины взлетали газовые фонтаны. Самые мощные запасы чистого, почти свободного от примесей метана оказались в третьем ярусе, на глубине без малого в километр. Сжатый земным давлением до девяноста атмосфер, газ пробивался оттуда с огромным напором. Скважины, пробуренные до этого горизонта, выбрасывали по полтора миллиона кубометров горючего газа. Сила фонтанов, обилие газа превзошли всякие ожидания. Ученые установили, что саратовское месторождение может обеспечить на десятки лет потребителей, куда больших, чем местные.
В конце 1944 года было вынесено правительственное постановление о постройке первого в нашей стране дальнего газопровода Саратов — Москва.

Газопровод «Саратов – Москва»

     Газопровод «Саратов — Москва» — газопровод от месторождений природного газа в непосредственной близости от Саратова, в долине реки Елшанка, до Москвы (посёлок Развилка(мой поселок)). Первый магистральный газопровод России. В 1944 году — принято постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве газопровода «Саратов—Москва», создании Управления строительства и Дирекции строящегося газопровода. Строительство газопровода было начато в годы ВОВ, в строй вступил в 1946 году.

Протяжённость газопровода 843 км, диаметр трубы — 325 мм. Газопровод проложен по территориям Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Московской областей.

Подготовка к строительству

    Задача строителей состояла в том, чтобы проложить от волжского берега до столицы стальную трубу длиной более восьмисот километров. Дорога елшанского газа шла по территории пяти областей — Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Московской. На пути газопровода — двадцать железнодорожных линий, четыреста шоссейных и грунтовых дорог, восемьдесят больших и малых рек, поймы, болота, овраги, сто двадцать километров лесных массивов.
После наметки проекта по картографическим материалам пришлось исследовать метр за метром всю будущую трассу в натуре, перенести проект с чертежей на местность, выверить его в условиях живой природы.
В изыскательскую экспедицию вошли сто пятьдесят инженеров, техников, геодезистов, топографов и около трехсот рабочих.
Чтобы ускорить дело, их разбили на восемь партий и одновременно развезли по трассе, каждую на свой участок. Вооруженные картами, нивелирами, стальными рулетками, буровым оборудованием и легким походным инструментом для рытья шурфов, изыскатели приступили к работе.
Разведчиков трассы упорно преследовали холодные дожди. Машины вязли в грязи, и люди на руках переносили громоздкое снаряжение партии. Потом ударили морозы, начались метели. Пурга, случалось, за одну ночь хоронила под сугробами все следы уже размеченного участка, и приходилось начинать сначала. Бывало, что, выбившись из сил, изыскатели оставались ночевать прямо в лесу или на поле, зарывшись в снег и прикрывшись тулупами.

Строительство

      Строительство началось с доставки и развозки по трассе необходимых материалов, оборудования, инструмента. Всего этого требовалось по тем меркам очень много, да и ассортимент материалов для строительства отличался большим разнообразием. Ведь сооружение газопровода не ограничивалось одной только прокладкой труб. Необходимо, кроме того построить 6 компрессорных станций, создать жильё для строителей, обеспечить жилыми помещениями будущих работников эксплуатации газопровода. На всем протяжении газопровода трудились представители самых разнообразных профессий - строители, водолазы, землекопы, шофёры, механики, слесари, сварщики, монтажники, геологи, лесорубы, плотники, электрохимики, дорожные мастера. Использовалось так же множество машин - экскаваторы, канавокопатели, бульдозеры, грузовики. Газовая магистраль должна была пересекать на своем пути около 100 больших и малых рек, в числе их три больших, судоходных. На пути ее встречались болота, леса, заросли кустарников, много десятков больших и добрая сотня малых оврагов. Газопровод был переброшен через 2 десятка железнодорожных линий, через множество дорог - шоссейных, грунтовых, просёлочных. С точки зрения строителя всё это - препятствия. Их надо было преодолеть. Протяженность участков трассы, где необходимо было прибегать к различным, более или менее сложным техническим приемам, превысило 100км. В лесах и кустарниках, прежде чем рыть траншеи, строителям приходилось вырубать много деревьев, делать просеки, выкорчёвывать пни и корни. На тех участках, где трасса газопровода пересекала овраги линия труб должна была повторять очертания профиля оврага. Трубы в таких случаях приходилось изгибать. Делалось это холодным или горячим гнутьем. На пересечении болот строителям, прежде чем укладывать трубы, приходилось делать осушку тех участков, где должна была пройти траншея. На пересечениях с железнодорожными линиями или оживленными шоссейными путями, чтобы не прерывать движения во время работ, применялся особый прием. Траншея проводилась к полотну дороги. Затем в нее укладывался специальный инструмент, представляющий широкую трубу с заостренными краями. Края эти были обращены в сторону дороги. С другого конца трубы устанавливались мощные домкраты. Они давили на трубу, острые края её врезались в грунт, и таким образом под ложем дороги просверливалось сквозное отверстие, через которое пропускался специальный патрон, а в него укладывались трубы газопровода.  Проходя через реки магистраль укладывали под водой и под землей дна одновременно. На мелководных речушках это не составляло большого труда, но на крупных реках это было сделать не так просто. На очень больших и широких реках, для рытья траншей применялась так называемая “земмашина”. Это - самоходная баржа, приводимая в движение паром. Паровая машина, силой которой движется баржа, приводила в действие вращающиеся по конвейеру особые ковши, выбирающие грунт со дна реки. Смонтированный под дном трубопровод в случае поломки было бы трудно починить, поэтому его прокладывали в 2 рукава. Все подводные работы на строительстве газопровода выполнялись водолазами Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Самые прочные стальные трубы, находясь, долгое время под землёй, подвергаются воздействию почвы, влаги и воздуха, а это вызывает коррозию, то есть ржавление металла. В результате труба может прохудиться и начнёт пропускать газ. Поэтому трубы покрывались специальной изоляцией. На строительстве газопровода «Саратов-Москва» трубы испытывались дважды: сначала на прочность, затем на плотность. Для ускорения работы сооружение газовой магистрали велось одновременно по всей её трассе - от Саратова до Москвы. Это 800километровое расстояние было разделено на 7 строительных районов примерно одинаковой протяженности, каждый район делился на 3 строительных участка, 2 из которых – линейные - занимались сооружением газопровода, а третий ведал строительством компрессорной станции. В ведении строительства каждого из участков работали десятки бригад, всего же общее количество людей, участвующих в строительстве исчислялось тысячами. Поздним вечером 10 июля 1946 года генерал В.А. Пачкин скомандовал открыть задвижку. Саратовский газ пришел в столицу. Через месяц самая большая электростанция Москвы уже перешла на новый вид горючего. В топках ее котельных бушевало пламя, но трубы не дымились, воздух над станцией был чист. Еще несколько дней — и жаркие саратовские огни стали загораться в квартирах москвичей. На подходе к столице магистраль газопровода развернута на два «луча» — они огромными полукольцами обвивают Москву и ее пригороды с востока и запада. В местах соединения «лучей» с городским газовым кольцом построены запасные хранилища метана — газгольдеры. Батареи окрашенных в серебристый цвет металлических газгольдеров напоминают дирижабли, поставленные стоймя в несколько плотных рядов. Ночью потребление газа меньше нормы, и часть его остается в этих емких резервуарах. Утром и вечером, когда газовые приборы горят в большинстве квартир, к обычному притоку добавляется горючее, накопленное за ночь в газгольдерах. Первое время газ двигался по трубопроводу лишь силой естественного давления, с каким он выходил из елшанских скважин. Но вот одна за другой вступали в действие компрессорные станции, и решено было устроить всему сооружению еще один экзамен: повышенным давлением испытать плотность стальной оболочки. Два миллиона кубических метров метана, сжатого до сорока атмосфер, превратили герметически закупоренную трубу в колоссальный газовый баллон. Сутки продолжались замеры давления и температуры газа. Тонкостенные, но несокрушимо крепкие цельнотянутые трубы выдержали. К 1 мая 1947 года, за месяц до установленного срока, газопровод достиг заданной мощности.

Итоги строительства

Газопровод «Саратов — Москва» разом изменил положение. С весны 1947 года до 1955 года, то есть за восемь неполных лет, в Москве газифицировано четыреста пятьдесят тысяч квартир. Первыми зажгли саратовские огни Дубровский и Даниловский поселки, Красная Пресня, Усачевка, Дангауэровка, Калужская застава. Затем газ пошел во все двадцать пять районов Москвы. Большую работу пришлось проделать, чтобы подвести газ от магистрали к домам — дать его «франко-кухня», как сказал один из инженеров-строителей. И в подземном хозяйстве города прибавилось еще чуть не три тысячи километров труб — разводящих газовых труб.
Когда газ подключили в жилые дома, во дворах образовались целые кладбища закопченных кухонных плит, старых примусов и керосинок. Газификация квартир ныне заканчивается. Началась промышленная газификация. К концу 1954 года в Москве было газифицировано шесть тысяч двести коммунально-бытовых и производственных предприятий. На газе выпекается хлеб, газом пользуются типографии, лаборатории научных институтов, столовые, бани. На газ переведено центральное отопление многих зданий столицы, и их котельные стали машинными отделениями, а истопники — машинистами. Снабжение Москвы топливом обходится в сотни миллионов рублей. Теперь эта статья расходов идет на убыль. Один кубометр легкого горючего газа заменяет килограмм антрацита или охапку дров и обходится в несколько раз дешевле того и другого. Саратовский газ за семь лет заменил столице восемь с половиной миллионов тонн подмосковного угля, или девятнадцать миллионов кубометров дров, высвободив тем самым пятьсот тридцать тысяч железнодорожных вагонов. Москвичи ежегодно экономят на газе примерно двести миллионов рублей. Но дело не только в цифрах и масштабах. Газификация, как и все, что делается в нашей стране, — забота о нуждах, о быте народа. С экономической точки зрения было бы выгоднее отдать газ крупным промышленным предприятиям, но правительство указало: направить его главным образом в жилые дома, в квартиры. Все расходы по газификации, включая довольно дорогие нагревательные приборы, берет на себя государство. А это обходится примерно в четыре тысячи рублей на каждую квартиру. Массовая газификация была радостным событием для москвичей. И везде, где добывается или вырабатывается газ, где прокладываются трубопроводы, инженеры пользуются техническим опытом, накопленным строителями магистрали Саратов — Москва. Да и самих его строителей можно встретить, наверное, на всех новых газовых и нефтяных трассах страны. Увеличение производства газа привело к значительно более широкому его распространению в быту, промышленности и на транспорте. Уже появились новые способы его хранения и доставки потребителям: сжимая при глубоком охлаждении до минус сто шестьдесят градусов, газ можно превратить в жидкость, уменьшив его объем в шестьсот раз. Удобный в перевозке шестидесятилитровый баллон сжиженного газа обеспечивает топливом небольшой дом или дачу на целый месяц.

Создание ВНИИГАЗа

Однако первый же год эксплоатации газопровода показал, что фактическая его пропускная способность выше, чем рассчитанная по формуле Веймаута. Дело в том, что известные к тому времени формулы, в том числе и эта, были установлены на основании исследований газопроводов сравнительно небольшого диаметра и для невысоких давлений - для сравнительно небольших чисел Рейнольдса. Это означало, что опыт, накопленный за многие годы развития газовой промышленности США, не в полной мере приемлем для условий России. Во-первых, отсутствовала единая научно-методическая база проектирования и строительства отечественных газопроводов. Формулы для прочностного, гидравлического и теплового расчета газопроводов носили эмпирический характер и были адаптированы к условиям США. Во-вторых, в силу отличий политической и экономической систем двух стран оптимальное технико-технологические решения американских газотранспортных компаний не всегда были столь же эффективны для нерыночной действительности нашей страны. Надо было искать свой путь развития, создавать свою научную базу проектирования, строительства и эксплуатации объектов магистрального транспорта газа. Эти задачи были возложены на ВНИИГАЗ, созданный, специальным постановлением Правительства СССР по Приказу ГЛАВГАЗТОППРОМа при Совете Министров СССР № 260 от 2 июня 1948 г. в соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР от 21 мая 1948 г. № 6206-Р. Первым директором Газпром ВНИИГАЗа (1948–1950 гг.) был Е.Я. Старобинец – один из первооткрывателей Туймазинского нефтяного месторождения, возглавлявший институт на самом трудном этапе его становления. Штат сотрудников тогда насчитывал всего 60 человек. Институту предстояло объединить существующие в стране научные коллективы и в тесном сотрудничестве с академической и вузовской наукой создать научные основы интенсивного развития отечественной газовой промышленности. Первым научным руководителем и непосредственным исполнителем исследовательской программы работ ВНИИГАЗа в области магистрального транспорта газа был заместитель директора по науке и главный инженер нового института Иван Ефимович Ходанович. Вклад И.Е. Ходановича в становление отечественной школы магистрального транспорта огромен. По его инициативе первые магистральные газопроводы страны такие как Саратов - Москва, Дашава – Киев – Брянск - Москва, Кохтла – Ярве - Ленинград, Ставрополь - Москва, Бухара - Урал, Средняя Азия- Центр, и другие стали объектами опытно-промышленных исследований и широкомасштабных экспериментальных работ. В относительно короткие сроки в содружестве с институтами АН СССР, Московским нефтяным институтом им. Губкина, ныне Российским Государственным институтом нефти и газа, и рядом отраслевых институтов страны были решены многие проблемы проектирования и эксплуатации газопроводов, создана отечественная школа магистрального транспорта газа, оказавшая в последующие годы большое влияние на формирование технической политики газовой промышленности страны. Следует отметить, что к чести отечественных специалистов и научных работников, копирование американского опыта в области магистрального транспорта началось и закончилось на газопроводе Саратов- Москва. Благодаря созданию ВНИИГАЗа в стране серьезно начала развиваться своя газовая промышленность, со своими отличными от ведущих стран технологиями.

ВНИИГАЗ сегодня

ООО «Газпром ВНИИГАЗ» - российский научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий. 100 % дочернее предприятие ОАО «Газпром», ведущий научно-исследовательский, проектно-технологический и инжиниринговый центр ОАО «Газпром». В числе крупных проектов последних лет «Генеральная схема развития отрасли до 2030 года», «Стратегия информатизации отрасли». Научно-технические разработки и достижения ученых ООО «Газпром ВНИИГАЗ» защищены патентами и авторскими свидетельствами России и зарубежных стран, отмечены высокими государственными и отраслевыми премиями и наградами, в их числе Первая премия ОАО «Газпром» за «Разработку и внедрение методологии создания стратегических программ, высокий научно-технический уровень работ и практическую значимость для ОАО „Газпром“. Организационная структура ООО «Газпром ВНИИГАЗ» включает научные центры, отделы и лаборатории, а также опытно-экспериментальную базу и научно-исследовательский и проектный филиал в г. Ухте («Севернипигаз»).В ООО «Газпром ВНИИГАЗ» работают более 1300 научных сотрудников, специалистов и служащих (в том числе более 50 докторов и 200 кандидатов наук); в ООО «Севернипигаз» – более 600 научных сотрудников, специалистов и служащих (в том числе 1 доктор и около 30 кандидатов наук). ООО «Газпром ВНИИГАЗ» обеспечивает координацию научных исследований в рамках крупных целевых и инжиниринговых проектов и программ; проводит научно-исследовательские, экспериментальные и опытно-конструкторские работы. В числе наиболее важных проектов, выполненных за последние годы: Программа расширенного воспроизводства ОАО «Газпром» товарной продукции: газа, газового конденсата и нефти с 2005 по 2020 год и на период до 2030 года; Генеральная схема развития газовой отрасли (на период до 2030 года); Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. На научно-технические разработки Общества получено и поддерживается в силе 99 патентов на изобретения и полезные модели (в том числе 6 патентов зарубежных стран). ООО «Газпром ВНИИГАЗ» располагает современной научной и опытно-экспериментальной базой; вычислительным центром, обеспечивающим программно-техническое сопровождение НИР; научно-технической библиотекой, обширным фондом нормативно-технической документации, патентов и авторских свидетельств на изобретения. ООО «Газпром ВНИИГАЗ» принимает участие в работе Международного газового Союза, Комитета по устойчивой энергетике ЕЭК ООН, Комитета «Природный газ» Международной организации по стандартизации. Со дня основания институт участвует в реализации крупных международных проектов. Из наиболее значимых за последние годы – «Голубой поток»; освоение Штокмановского и Приразломного месторождений арктического шельфа. В ООО «Газпром ВНИИГАЗ» функционируют аспирантура и диссертационные советы, принимающие к защите кандидатские и докторские диссертации по 7-ми научным специальностям.

Заключение

Открытие новых месторождений газа в Саратовской области дало мощный импульс для ускоренного развития отрасли. Сооружение газопровода «Саратов – Москва» является большим вкладом в улучшения быта трудящихся нашей страны и развития новой отрасли промышленности в Советском Союзе – газовой индустрии. Поставка газа в Москву сыграло немаловажную роль не только в экономике страны, жизни граждан, но и внесла свой вклад в победу над фашистскими войсками в ходе  ВОВ.

Список литературы

  1.  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4_%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2_%E2%80%94_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0

  1.  http://www.kredit-moskva.ru/istoria/mosstr12.html

  1.  http://www.gaz-com.ru/history/read/

  1.  «Саратовский газ в Москве» Автор - Пачкин В.А.

  1.  Нариманов А.А. Первые магистральные  газопроводы в СССР//Строительство трубопроводов. - 1981. - №11.

  1.  «ВНИИГАЗ: Этапы большого пути» Издательский дом «Трибуна».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71235. Статистическая сводка и группировка 20.94 KB
  Цель работы: овладеть методикой проведения группировок для определения взаимосвязи изучаемых признаков и изучения состава однородной совокупности. Порядок выполнения работы Осуществить аналитическую группировку статистических данных для определения взаимосвязи...
71236. Статистическое наблюдение 21.22 KB
  Цель исследования: для изучения загруженности школьников. Объект наблюдения: ученики средней школы №2 г. Владимира(9 класс) Единица наблюдения: ученик. Программа наблюдения: Перечень признаков: внимательность ребенка, самостоятельность, активность, усидчивость, утомляемость, общительность со сверстниками (друзьями).
71242. Все работы выполняются с базой данных «Библиотека» 89.78 KB
  Так как нам необходимо вывести только читателя с кодом 1 то в строку условие отбора необходимо ввести: =1 Результат Чтобы запустить запрос на исполнение удостоверьтесь что вы находитесь на ленте инструментов вы находитесь в разделе Конструктор в группе инструментов...