76738

Предмет и содержание анатомии

Доклад

Биология и генетика

Анатомия изучает внешние формы и внутреннее строение вплоть до микроскопического как всего человеческого организма так и отдельных его органов и тканей. Основными методами анатомического исследования являются вскрытие рассечение препарирование мертвого тела с осмотром измерениями описанием взвешиванием органов микроскопическим изучением отдельных органов группы органов или системы всего организма. Общая задача при изучении современной анатомии состоит в том чтобы системно рассмотреть внешние формы и внутренние структуры положение...

Русский

2015-02-01

183.43 KB

5 чел.


  Предмет и содержание анатомии

Современная анатомия - наука о строении человека в связи с его эволюционным происхождением, развитием, изменчивостью под влиянием прямохождения, интеллектуальной и трудовой деятельности, природной среды.

Анатомия изучает внешние формы и внутреннее строение вплоть до микроскопического — как всего человеческого организма, так и отдельных его органов и тканей.

Анатомию интересует происхождение человека, основные этапы его развития в процессе эволюции, изменения формы и внутренних структур в зависимости от условий природной и социальной среды, пола, возраста, труда, отдыха и других факторов.

Основными методами анатомического исследования являются вскрытие (рассечение, препарирование) мертвого тела с осмотром, измерениями, описанием, взвешиванием органов, микроскопическим изучением отдельных органов, группы органов или системы, всего организма.

В анатомии с древнейших времен широко распространено бальзамирование (консервация) вначале ритуальное, в последующем и для учебных, научных целей и лечения.

Например, древних алтайских вождей, как и египетских фараонов, бальзамировали поэтапно: вначале вскрывали череп, грудь, живот и удаляли мозг и внутренние органы, отмывая кровь водой и погружая органы в бальзамирующие солевые и алкоголь содержащие растворы. После консервации они возвращались в полости трупа.

На Алтае крупные скелетные мышцы на туловище и конечностях удаляли, заполняя пустоты рубленой травой и зашивая разрезы. Затем после длительного просаливания и копчения тело облачали в национальную одежду и помещали в лиственничный сруб, над которым насыпался вначале земляной, а поверх его каменный курган.

Подобные способы сохраняли мертвое тело тысячелетиями. В Пазарыкских курганах Горного Алтая найдены бальзамированные тела знатных скифов, сохранившиеся в холодном климате благодаря искусственной мумификации. Для консервации трупа использовались стебли и корни различных растений (пока не установленных), которые укладывались в полости тела, между мышцами конечностей.

Современные способы консервации такие, как лиофилизация (тканевая сублимация) или перфузия (сосудистое промывание) и др. дают возможность использовать трупные органы и части тела для пересадок живым людям.

Общая задача при изучении современной анатомии состоит в том, чтобы системно рассмотреть внешние формы и внутренние структуры, положение и взаимное соотношение (топографию) частей и органов тела с учетом их возрастных, половых, индивидуальных особенностей строения, с выяснением влияния генетической программы, окружающей среды и социальных факторов на развитие и становление человека.

Задачами анатомии в исследовании строения человека являются:

  1.  изучение строения тела с помощью описательного метода по системам — системный подход;
  2.  изучение формы и внутренней структуры с учетом функций органов — функциональный подход;
  3.  изучение особенностей строения каждого конкретного человека — индивидуальный подход;
  4.  выяснение причин и факторов, влияющих на развитие и строение человеческого организма — причинный (каузальный) подход;
  5.  исследования каждого органа и его составляющих, системы органов и взаимоотношения их друг с другом — аналитический подход;
  6.  изучение закономерностей строения целостного организма на основе выше перечисленного – синтетический подход.

Анатомия относится к одному из важнейших разделов биологической науки – морфологии, а вместе с физиологией человека составляет фундамент теоретической и практической медицины. Точные знания формы и строения человеческого тела являются непременным условием понимания функциональных отправлений здорового и больного организма и создания правильного представления о здоровье и болезни, о профилактике и лечении.

Изучение строения человека в анатомии осуществляется на макроскопическом уровне, то есть рассечение, измерение, описание всего тела, отдельных органов и систем происходит под контролем глаза или при помощи приборов с малым увеличением. Тонкое строение тканей, органов изучается микроскопической анатомией, располагающей такими морфологическими науками, как гистология, цитология, электронная микроскопия и др.

Важное место в изучении анатомии отводится терминологии, которая складывается из списка латинских и русских названий частей и областей тела, органов и их составляющих, сосудов и нервов, различных понятий — все вместе они представляют международную анатомическую номенклатуру, которая принимается на международных конгрессах анатомов. Современная номенклатура принята в Париже в 1955 году и обозначается аббревиатурой PNA — Парижская анатомическая номенклатура (Pariesen Nomina Anatomica).

На основе международной номенклатуры разрабатывается национальная, она принимается на национальных съездах анатомов. В нашей стране она утверждена в 1974 году на Всесоюзном съезде анатомов, гистологов, эмбриологов. В ряде современных учебников, монографий, научных работ еще встречается анатомическая номенклатура ХIХ века – Базельская (BNA).

Для клинических дисциплин и медицинской практики анатомия закладывает фундамент системных знаний о строении, топографии, структурных взаимосвязях как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Анатомическая терминология положила начало названиям болезней, способам и методикам диагностики и лечения, наименованиям инструментов и аппаратов. Анатомическими осями и плоскостями пользуется вся медицина. Симптомы, синдромы и диагноз болезни всегда связаны с определенными анатомическими образованиями и структурно-функциональными изменениями в них. Наконец, лечение и профилактика всегда начинается с воздействия на организм в целом и избирательно на отдельные системы, органы, ткани и клетки.

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75098. История про Стобеда 70.5 KB
  Цель: повторить правила дорожного движения, предупредить наиболее распространенные ошибки поведения детей на дороге, выяснить, как учащиеся запомнили названия дорожных знаков, развить внимание, творческие способности детей.
75099. Исследовательская деятельность учащихся – условие развития компетентной личности 44 KB
  Работа над проектом включает в себя: подбор темы исследования которая должна быть интересна выполнима решение должно быть полезно; ситуацию поиска информации что создаёт прекрасную почву для привлечения ребёнка на основе его собственных исследовательских познавательных потребностей...
75100. Морковь – культурное растение 96 KB
  Морковь как овощ мы взяли для исследовательской работы, так как она востребована любой хозяйкой на кухне, любима очень детьми и является популярным овощем в нашей местности. Кроме этого, она источник витаминов. Цель: Рассмотреть морковь с точки зрения истории, медицины, растениеводства и кулинарии.
75101. Исторические задачи 67.5 KB
  Решение исторических задач на составление уравнения. При решении уравнения Если в части одной Безразлично какой Встретится член отрицательный Мы к обеим частям С этим членом сличив Равный член придадим Только с знаком другим И найдем результат нам желательный.
75102. Реально ли стать футбольной знаменитостью, на примере голкипера С.В. Рыжикова 644 KB
  Объект исследования: футболисты действующих российских команд на примере представителя команды Рубин Казань Рыжикова С. Цель: выяснить возможность роста начинающего футболиста ДЮСШ в условиях малого города.
75103. Экологические проблемы автомобильного транспорта 61 KB
  Проблемы экологии: загрязнение атмосферы выхлопными газами автомобилей производств; истощение природных ресурсов; парниковый эффект; истончение озонового слоя; кислотные дожди; проблема частой пресной воды; почва; проблема мусора; проблема мирового океана; и др.
75105. История военной авиации в марках 637.5 KB
  Несколько лет назад я увидел у дедушки в шкафу несколько альбомов. Я подумал, что там хранятся фотографии и хотел их посмотреть. Но, дедушка засмеялся и открыл альбом. Там лежали маленькие кусочки бумаги. И я спросил, что это? И дедушка Слава начал рассказ.
75106. Мое родословие. История пяти поколений моей семьи в фотографиях, воспоминаниях и семейных преданиях 551 KB
  У них одна дочь - Светлана - моя мама. Шевчук Ананина Светлана Борисовна - моя мама. Моя мама - Шевчук Светлана Борисовна родилась 12 января 1971 года в г. И это правда бабушка работала до позднего вечера в дежурном магазине поэтому мама выросла в школе.