76738

Предмет и содержание анатомии

Доклад

Биология и генетика

Анатомия изучает внешние формы и внутреннее строение вплоть до микроскопического как всего человеческого организма так и отдельных его органов и тканей. Основными методами анатомического исследования являются вскрытие рассечение препарирование мертвого тела с осмотром измерениями описанием взвешиванием органов микроскопическим изучением отдельных органов группы органов или системы всего организма. Общая задача при изучении современной анатомии состоит в том чтобы системно рассмотреть внешние формы и внутренние структуры положение...

Русский

2015-02-01

183.43 KB

6 чел.


  Предмет и содержание анатомии

Современная анатомия - наука о строении человека в связи с его эволюционным происхождением, развитием, изменчивостью под влиянием прямохождения, интеллектуальной и трудовой деятельности, природной среды.

Анатомия изучает внешние формы и внутреннее строение вплоть до микроскопического — как всего человеческого организма, так и отдельных его органов и тканей.

Анатомию интересует происхождение человека, основные этапы его развития в процессе эволюции, изменения формы и внутренних структур в зависимости от условий природной и социальной среды, пола, возраста, труда, отдыха и других факторов.

Основными методами анатомического исследования являются вскрытие (рассечение, препарирование) мертвого тела с осмотром, измерениями, описанием, взвешиванием органов, микроскопическим изучением отдельных органов, группы органов или системы, всего организма.

В анатомии с древнейших времен широко распространено бальзамирование (консервация) вначале ритуальное, в последующем и для учебных, научных целей и лечения.

Например, древних алтайских вождей, как и египетских фараонов, бальзамировали поэтапно: вначале вскрывали череп, грудь, живот и удаляли мозг и внутренние органы, отмывая кровь водой и погружая органы в бальзамирующие солевые и алкоголь содержащие растворы. После консервации они возвращались в полости трупа.

На Алтае крупные скелетные мышцы на туловище и конечностях удаляли, заполняя пустоты рубленой травой и зашивая разрезы. Затем после длительного просаливания и копчения тело облачали в национальную одежду и помещали в лиственничный сруб, над которым насыпался вначале земляной, а поверх его каменный курган.

Подобные способы сохраняли мертвое тело тысячелетиями. В Пазарыкских курганах Горного Алтая найдены бальзамированные тела знатных скифов, сохранившиеся в холодном климате благодаря искусственной мумификации. Для консервации трупа использовались стебли и корни различных растений (пока не установленных), которые укладывались в полости тела, между мышцами конечностей.

Современные способы консервации такие, как лиофилизация (тканевая сублимация) или перфузия (сосудистое промывание) и др. дают возможность использовать трупные органы и части тела для пересадок живым людям.

Общая задача при изучении современной анатомии состоит в том, чтобы системно рассмотреть внешние формы и внутренние структуры, положение и взаимное соотношение (топографию) частей и органов тела с учетом их возрастных, половых, индивидуальных особенностей строения, с выяснением влияния генетической программы, окружающей среды и социальных факторов на развитие и становление человека.

Задачами анатомии в исследовании строения человека являются:

  1.  изучение строения тела с помощью описательного метода по системам — системный подход;
  2.  изучение формы и внутренней структуры с учетом функций органов — функциональный подход;
  3.  изучение особенностей строения каждого конкретного человека — индивидуальный подход;
  4.  выяснение причин и факторов, влияющих на развитие и строение человеческого организма — причинный (каузальный) подход;
  5.  исследования каждого органа и его составляющих, системы органов и взаимоотношения их друг с другом — аналитический подход;
  6.  изучение закономерностей строения целостного организма на основе выше перечисленного – синтетический подход.

Анатомия относится к одному из важнейших разделов биологической науки – морфологии, а вместе с физиологией человека составляет фундамент теоретической и практической медицины. Точные знания формы и строения человеческого тела являются непременным условием понимания функциональных отправлений здорового и больного организма и создания правильного представления о здоровье и болезни, о профилактике и лечении.

Изучение строения человека в анатомии осуществляется на макроскопическом уровне, то есть рассечение, измерение, описание всего тела, отдельных органов и систем происходит под контролем глаза или при помощи приборов с малым увеличением. Тонкое строение тканей, органов изучается микроскопической анатомией, располагающей такими морфологическими науками, как гистология, цитология, электронная микроскопия и др.

Важное место в изучении анатомии отводится терминологии, которая складывается из списка латинских и русских названий частей и областей тела, органов и их составляющих, сосудов и нервов, различных понятий — все вместе они представляют международную анатомическую номенклатуру, которая принимается на международных конгрессах анатомов. Современная номенклатура принята в Париже в 1955 году и обозначается аббревиатурой PNA — Парижская анатомическая номенклатура (Pariesen Nomina Anatomica).

На основе международной номенклатуры разрабатывается национальная, она принимается на национальных съездах анатомов. В нашей стране она утверждена в 1974 году на Всесоюзном съезде анатомов, гистологов, эмбриологов. В ряде современных учебников, монографий, научных работ еще встречается анатомическая номенклатура ХIХ века – Базельская (BNA).

Для клинических дисциплин и медицинской практики анатомия закладывает фундамент системных знаний о строении, топографии, структурных взаимосвязях как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Анатомическая терминология положила начало названиям болезней, способам и методикам диагностики и лечения, наименованиям инструментов и аппаратов. Анатомическими осями и плоскостями пользуется вся медицина. Симптомы, синдромы и диагноз болезни всегда связаны с определенными анатомическими образованиями и структурно-функциональными изменениями в них. Наконец, лечение и профилактика всегда начинается с воздействия на организм в целом и избирательно на отдельные системы, органы, ткани и клетки.

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60114. Виховний захід до річниці визволення Києва та України від німецько-фашистських загарбників 55 KB
  Мета: 1. Показати героїзм визволителів Києва та України. на території України; окупацію України; голокост; битву за Дніпро та визволення Києва від окупантів. Обладнання: проектор на сцені надпис Київ 1941-1943 фотографії Києва часів війни та подій повязаних із визволенням столиці.
60115. НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ 58.5 KB
  Время вроде замкнутого круга: Год мелькнул как месяц день как час. Я рада что все вы откликнулись и решили принять участие в конкурсе Мама папа я - дружная семья. Рада приветствовать вас на нашем семейном развлечении Наша дружная семья.
60116. Виховний захід: «Моя Батьківщина – Україна» 59 KB
  Мова кожного народу неповторна і своя це рядки з вірша. Українська мова Давня й молода. Рідна мова як її не знати Як же не любити нам її. Рідна мова в рідній школі Що бринить нам чарівніш Що нам ближче і миліш І дорожче в час недолі Рідна мова...
60117. Позакласний захід з народознавства «Обжинки» 33 KB
  Учні: Ой обжинки господарю обжинки Позбирали колосочки із нивки Ой весело господарю весело Що ми тобі віночок несемо А ще буде веселіш Коли буде цей вінок на голові Коли буде коровай на столі Діти виконують пісню з рухами...
60118. Здоров’я – це скарб. Усний журнал 85 KB
  Мета: вчити здорового способу життя свідома ставитися до свого здоровя; розвивати бажання вести активний спосіб життя берегти зміцнювати здоровя; виховувати хороші звички бажання перетворити набуті знання у внутрішню потребу.
60119. Виховний захід: З усмішкою про наше шкільне життя 47 KB
  Я книжки закинув та й не вчився Телевізор цілий день дивився Ось стою зітхаю нічого не знаю Двійку заробив 1 учень Оце лихо Іване А що ж у тебе вчителька таке спитала 2 учень Таблицю множення скільки буде...
60120. Внеклассная работа. «Выпускной бал в 4 классе» 68 KB
  Цель: подвести итоги обучения за 4 года в начальной школе мотивировать учащихся на дальнейшее успешное обучение. Рады мама с бабушкой папа мой доволен И самой мне нравится в нашей милой школе.