76738

Предмет и содержание анатомии

Доклад

Биология и генетика

Анатомия изучает внешние формы и внутреннее строение вплоть до микроскопического как всего человеческого организма так и отдельных его органов и тканей. Основными методами анатомического исследования являются вскрытие рассечение препарирование мертвого тела с осмотром измерениями описанием взвешиванием органов микроскопическим изучением отдельных органов группы органов или системы всего организма. Общая задача при изучении современной анатомии состоит в том чтобы системно рассмотреть внешние формы и внутренние структуры положение...

Русский

2015-02-01

183.43 KB

5 чел.


  Предмет и содержание анатомии

Современная анатомия - наука о строении человека в связи с его эволюционным происхождением, развитием, изменчивостью под влиянием прямохождения, интеллектуальной и трудовой деятельности, природной среды.

Анатомия изучает внешние формы и внутреннее строение вплоть до микроскопического — как всего человеческого организма, так и отдельных его органов и тканей.

Анатомию интересует происхождение человека, основные этапы его развития в процессе эволюции, изменения формы и внутренних структур в зависимости от условий природной и социальной среды, пола, возраста, труда, отдыха и других факторов.

Основными методами анатомического исследования являются вскрытие (рассечение, препарирование) мертвого тела с осмотром, измерениями, описанием, взвешиванием органов, микроскопическим изучением отдельных органов, группы органов или системы, всего организма.

В анатомии с древнейших времен широко распространено бальзамирование (консервация) вначале ритуальное, в последующем и для учебных, научных целей и лечения.

Например, древних алтайских вождей, как и египетских фараонов, бальзамировали поэтапно: вначале вскрывали череп, грудь, живот и удаляли мозг и внутренние органы, отмывая кровь водой и погружая органы в бальзамирующие солевые и алкоголь содержащие растворы. После консервации они возвращались в полости трупа.

На Алтае крупные скелетные мышцы на туловище и конечностях удаляли, заполняя пустоты рубленой травой и зашивая разрезы. Затем после длительного просаливания и копчения тело облачали в национальную одежду и помещали в лиственничный сруб, над которым насыпался вначале земляной, а поверх его каменный курган.

Подобные способы сохраняли мертвое тело тысячелетиями. В Пазарыкских курганах Горного Алтая найдены бальзамированные тела знатных скифов, сохранившиеся в холодном климате благодаря искусственной мумификации. Для консервации трупа использовались стебли и корни различных растений (пока не установленных), которые укладывались в полости тела, между мышцами конечностей.

Современные способы консервации такие, как лиофилизация (тканевая сублимация) или перфузия (сосудистое промывание) и др. дают возможность использовать трупные органы и части тела для пересадок живым людям.

Общая задача при изучении современной анатомии состоит в том, чтобы системно рассмотреть внешние формы и внутренние структуры, положение и взаимное соотношение (топографию) частей и органов тела с учетом их возрастных, половых, индивидуальных особенностей строения, с выяснением влияния генетической программы, окружающей среды и социальных факторов на развитие и становление человека.

Задачами анатомии в исследовании строения человека являются:

  1.  изучение строения тела с помощью описательного метода по системам — системный подход;
  2.  изучение формы и внутренней структуры с учетом функций органов — функциональный подход;
  3.  изучение особенностей строения каждого конкретного человека — индивидуальный подход;
  4.  выяснение причин и факторов, влияющих на развитие и строение человеческого организма — причинный (каузальный) подход;
  5.  исследования каждого органа и его составляющих, системы органов и взаимоотношения их друг с другом — аналитический подход;
  6.  изучение закономерностей строения целостного организма на основе выше перечисленного – синтетический подход.

Анатомия относится к одному из важнейших разделов биологической науки – морфологии, а вместе с физиологией человека составляет фундамент теоретической и практической медицины. Точные знания формы и строения человеческого тела являются непременным условием понимания функциональных отправлений здорового и больного организма и создания правильного представления о здоровье и болезни, о профилактике и лечении.

Изучение строения человека в анатомии осуществляется на макроскопическом уровне, то есть рассечение, измерение, описание всего тела, отдельных органов и систем происходит под контролем глаза или при помощи приборов с малым увеличением. Тонкое строение тканей, органов изучается микроскопической анатомией, располагающей такими морфологическими науками, как гистология, цитология, электронная микроскопия и др.

Важное место в изучении анатомии отводится терминологии, которая складывается из списка латинских и русских названий частей и областей тела, органов и их составляющих, сосудов и нервов, различных понятий — все вместе они представляют международную анатомическую номенклатуру, которая принимается на международных конгрессах анатомов. Современная номенклатура принята в Париже в 1955 году и обозначается аббревиатурой PNA — Парижская анатомическая номенклатура (Pariesen Nomina Anatomica).

На основе международной номенклатуры разрабатывается национальная, она принимается на национальных съездах анатомов. В нашей стране она утверждена в 1974 году на Всесоюзном съезде анатомов, гистологов, эмбриологов. В ряде современных учебников, монографий, научных работ еще встречается анатомическая номенклатура ХIХ века – Базельская (BNA).

Для клинических дисциплин и медицинской практики анатомия закладывает фундамент системных знаний о строении, топографии, структурных взаимосвязях как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Анатомическая терминология положила начало названиям болезней, способам и методикам диагностики и лечения, наименованиям инструментов и аппаратов. Анатомическими осями и плоскостями пользуется вся медицина. Симптомы, синдромы и диагноз болезни всегда связаны с определенными анатомическими образованиями и структурно-функциональными изменениями в них. Наконец, лечение и профилактика всегда начинается с воздействия на организм в целом и избирательно на отдельные системы, органы, ткани и клетки.

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75656. Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования 50 KB
  Технологии формирования социальных эмоций у детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзии – включения детей с ограниченными возможностями психического и или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками в нашей стране осуществляется в соответствии с учетом предъявляемых требований и условий обеспечивающих возможность освоения обучающимися воспитанниками основной образовательной программы а также с учетом особенностей их психофизического развития и...
75657. К вопросу о развитии зрительного восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 49.5 KB
  К вопросу о развитии зрительного восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе. Запорожец подчеркивает что успешность обучения младших школьников в значительной мере зависит от уровня развития их зрительного восприятия...
75658. Графи. Обхід графу. Пошук 224.07 KB
  Користувач довільним чином розміщує точки графа – майбутні вузли. Потім за допомогою діалогового вікна заповнює матрицю суміжності. Ця матриця формує ребра графа, які можна окремо вивести на екран у вигляді списку. Матриця заповнюється не нижче головної діагоналі, так як вона симетрична відносно неї для неорієнтованого графа. Зв’язки між вузлами можна видалити і побудувати знову.
75659. Плгоритми пошуку та сортування для одновимірних масивів 338.16 KB
  Розробити процедури та функції для пошуку в одновимірних масивах посортованих та непосортованих та для їх сортування. В контрольному прикладі забезпечити пошук потрібних елементів в непосортованих масивах. Здійснити їх сортування. Здійснити пошук в посортованих масивах. Оцінити час виконання операцій.
75660. Робота зі структурами і файлами 874.46 KB
  Опис деякого об’єкту здійснюється за допомогою типу даних структура. Необхідно забезпечити опрацювання 3-5 атрибутів об’єкту з використанням різних простих типів даних (стрічки, символи, числа, логічний тип)ю Забезпечити виконання таких операцій...
75661. Моделювання представлення в пам’яті векторів і таблиць 204.8 KB
  Розробити спосіб економного зберігання в пам’яті розріджених матриць (таблиць). Розробити процедури і функції для забезпечення доступу (читання-запис) до елементів матриці. В контрольному прикладі забезпечити читання і запис всіх елементів матриці. Оцінити час виконання операцій.
75662. Операції над стрічками 170.05 KB
  Визначення позиції початку в стрічці s слова з номером n. Потім вводиться ціле число – номер слова у рядку що буде перевірятись. Далі у циклі шукається позиція слова під введеним номером. За умовами необхідно врахувати усі символироздільники що розташовані між словами наприклад кома і пробіл крапка і пробіл два пробіли тощо.
75663. Інтегровані структури даних запису 562.11 KB
  Використовуючи процедури і описи модуля типу даних, розробити програму, що забезпечує введення початкових даних з першого файлу даних в память і зберігання їх в масиві, сортування масиву по алфавітному і по числовому параметру.
75664. Стек і черга. Хеш таблиця 209.96 KB
  Розробити підпрограми, які забезпечують запити на запис або читання даних з черги, стека або дека. Для організації вказаних структур використовувати масиви або списки. Перевірити працездатність розроблених підпрограм. Послідовність виконання операцій запису або читання вибираються випадково. Порівняти результати роботи, зробити висновки.