76738

Предмет и содержание анатомии

Доклад

Биология и генетика

Анатомия изучает внешние формы и внутреннее строение вплоть до микроскопического как всего человеческого организма так и отдельных его органов и тканей. Основными методами анатомического исследования являются вскрытие рассечение препарирование мертвого тела с осмотром измерениями описанием взвешиванием органов микроскопическим изучением отдельных органов группы органов или системы всего организма. Общая задача при изучении современной анатомии состоит в том чтобы системно рассмотреть внешние формы и внутренние структуры положение...

Русский

2015-02-01

183.43 KB

6 чел.


  Предмет и содержание анатомии

Современная анатомия - наука о строении человека в связи с его эволюционным происхождением, развитием, изменчивостью под влиянием прямохождения, интеллектуальной и трудовой деятельности, природной среды.

Анатомия изучает внешние формы и внутреннее строение вплоть до микроскопического — как всего человеческого организма, так и отдельных его органов и тканей.

Анатомию интересует происхождение человека, основные этапы его развития в процессе эволюции, изменения формы и внутренних структур в зависимости от условий природной и социальной среды, пола, возраста, труда, отдыха и других факторов.

Основными методами анатомического исследования являются вскрытие (рассечение, препарирование) мертвого тела с осмотром, измерениями, описанием, взвешиванием органов, микроскопическим изучением отдельных органов, группы органов или системы, всего организма.

В анатомии с древнейших времен широко распространено бальзамирование (консервация) вначале ритуальное, в последующем и для учебных, научных целей и лечения.

Например, древних алтайских вождей, как и египетских фараонов, бальзамировали поэтапно: вначале вскрывали череп, грудь, живот и удаляли мозг и внутренние органы, отмывая кровь водой и погружая органы в бальзамирующие солевые и алкоголь содержащие растворы. После консервации они возвращались в полости трупа.

На Алтае крупные скелетные мышцы на туловище и конечностях удаляли, заполняя пустоты рубленой травой и зашивая разрезы. Затем после длительного просаливания и копчения тело облачали в национальную одежду и помещали в лиственничный сруб, над которым насыпался вначале земляной, а поверх его каменный курган.

Подобные способы сохраняли мертвое тело тысячелетиями. В Пазарыкских курганах Горного Алтая найдены бальзамированные тела знатных скифов, сохранившиеся в холодном климате благодаря искусственной мумификации. Для консервации трупа использовались стебли и корни различных растений (пока не установленных), которые укладывались в полости тела, между мышцами конечностей.

Современные способы консервации такие, как лиофилизация (тканевая сублимация) или перфузия (сосудистое промывание) и др. дают возможность использовать трупные органы и части тела для пересадок живым людям.

Общая задача при изучении современной анатомии состоит в том, чтобы системно рассмотреть внешние формы и внутренние структуры, положение и взаимное соотношение (топографию) частей и органов тела с учетом их возрастных, половых, индивидуальных особенностей строения, с выяснением влияния генетической программы, окружающей среды и социальных факторов на развитие и становление человека.

Задачами анатомии в исследовании строения человека являются:

  1.  изучение строения тела с помощью описательного метода по системам — системный подход;
  2.  изучение формы и внутренней структуры с учетом функций органов — функциональный подход;
  3.  изучение особенностей строения каждого конкретного человека — индивидуальный подход;
  4.  выяснение причин и факторов, влияющих на развитие и строение человеческого организма — причинный (каузальный) подход;
  5.  исследования каждого органа и его составляющих, системы органов и взаимоотношения их друг с другом — аналитический подход;
  6.  изучение закономерностей строения целостного организма на основе выше перечисленного – синтетический подход.

Анатомия относится к одному из важнейших разделов биологической науки – морфологии, а вместе с физиологией человека составляет фундамент теоретической и практической медицины. Точные знания формы и строения человеческого тела являются непременным условием понимания функциональных отправлений здорового и больного организма и создания правильного представления о здоровье и болезни, о профилактике и лечении.

Изучение строения человека в анатомии осуществляется на макроскопическом уровне, то есть рассечение, измерение, описание всего тела, отдельных органов и систем происходит под контролем глаза или при помощи приборов с малым увеличением. Тонкое строение тканей, органов изучается микроскопической анатомией, располагающей такими морфологическими науками, как гистология, цитология, электронная микроскопия и др.

Важное место в изучении анатомии отводится терминологии, которая складывается из списка латинских и русских названий частей и областей тела, органов и их составляющих, сосудов и нервов, различных понятий — все вместе они представляют международную анатомическую номенклатуру, которая принимается на международных конгрессах анатомов. Современная номенклатура принята в Париже в 1955 году и обозначается аббревиатурой PNA — Парижская анатомическая номенклатура (Pariesen Nomina Anatomica).

На основе международной номенклатуры разрабатывается национальная, она принимается на национальных съездах анатомов. В нашей стране она утверждена в 1974 году на Всесоюзном съезде анатомов, гистологов, эмбриологов. В ряде современных учебников, монографий, научных работ еще встречается анатомическая номенклатура ХIХ века – Базельская (BNA).

Для клинических дисциплин и медицинской практики анатомия закладывает фундамент системных знаний о строении, топографии, структурных взаимосвязях как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Анатомическая терминология положила начало названиям болезней, способам и методикам диагностики и лечения, наименованиям инструментов и аппаратов. Анатомическими осями и плоскостями пользуется вся медицина. Симптомы, синдромы и диагноз болезни всегда связаны с определенными анатомическими образованиями и структурно-функциональными изменениями в них. Наконец, лечение и профилактика всегда начинается с воздействия на организм в целом и избирательно на отдельные системы, органы, ткани и клетки.

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58866. То був страшний навмисний голод 41 KB
  Розкрити перед учнями одну з найстрашніших сторінок українського народу великий голодомор 1933 року; вчити учнів самостійно висловлювати свої думки з приводу прочитаного; виховувати непримиренність до чужої волі над рідним народом.
58867. Їжа. Продукти харчування 154 KB
  How do you do, my dears? Are you in a good mood? Are you ready for the lesson? We have got an interesting and unusual lesson today. It will be a competition to see who is the wisest, the most attentive and the most active.
58868. Плоске і сферичне дзеркало. Лінзи. Побудова зображень за допомогою лінзи 53.5 KB
  Повторення побудови зображення в плоскому дзеркалі малюнок на дошці на партах знаходяться дзеркала подивившись на своє зображення діти відповідають на запитання: 1 Яке зображення у плоскому дзеркалі дійсне чи уявне...
58869. Лінзи. Оптична сила лінзи. Побудова зображень, що дає тонка лінза 680.5 KB
  Розширення та поглиблення знань учнів про явище заломлення світла та використання цього явища в оптичних системах. Формування понять про різні типи лінз, їх оптичні властивості.
58870. Літературна дискусія 1925-1928 років 225.41 KB
  Назвіть найвідоміші літературні угруповання тих років. На попередньому уроці ми ознайомились із літературним розмаїттям тих років що зараз називаємо відродженням дивувалися кількості літературно-художніх організацій яким до 1925 року вдавалося мирно співіснували.
58871. Жіночі образи в романі Л.М.Толстого «Війна і мир». Кохання – одне з найбільш загадкових проявів людської душі 111 KB
  Толстой розуміє істинну любов і красу зовнішню і внутрішню; яке місце за Толстим повинна займати жінка в суспільстві в сімї; розвиваюча: розвивати логічне мислення творчу уяву вміння порівнювати і робити висновки; також розвивати критичне мислення учнів у просторі ...
58872. Антуан де Сент-Екзюпері. «Маленький принц» 34.5 KB
  Мета: познайомити учнів із життям і творчістю А. де Сент-Екзюпері; допомогти засвоїти поняття філософська казкапритча зрозуміти ідейнохудожній та філософський зміст твору Маленький принц його гуманістичну спрямованість...
58873. Множення величини довжини на одноцифрове число. Розв’язування задач 59.5 KB
  Назвати розрядні доданки кожного числа; Назвати найбільше число; Назвати найменше число; Назвати числа в порядку зростання; Назвати числа в порядку спадання. Із завданням ми справилися білети придбали вирушаємо в мандрівку.