76739

Современные подходы к анатомическому исследованию

Доклад

Биология и генетика

Они дополняются инъекцией сосудов полостей органов бальзамирующими растворами цветными контрастными наполнителями; просветлением и мумификацией коррозией изготовлением распилов замороженного тела по Н. Для ритуального бальзамирования древнеегипетских фараонов после вскрытия тела и извлечения внутренностей использовалось промывание пальмовым вином просаливание наполнение благовониями с последующим обматыванием трупа материей пропитанной воском благовониями и смолами и погружением в серию гробов саркофаги и пирамиды. Но существует и...

Русский

2015-02-01

183.79 KB

7 чел.


 Современные подходы к анатомическому исследованию

Современные принципы анатомического исследования базируются на многоуровневом подходе к изучению строения человеческого тела. Для этого требуется сочетание аналитического, системного, функционального, индивидуального, каузального, синтетического подходов с учетом диалектического развития организма в любом возрастном периоде, а также с учетом влияния экологической и социальной среды. При этом широко используются возможности смежных морфологических наук: эмбриологии, тератологии, сравнительной анатомии, гистологии, электронной микроскопии, а также экспериментальной и клинической медицины.

Методы изучения анатомии на мертвом материале — препарирование (вскрытие, рассечение) с последующим измерением, описанием объекта исследования — являются классическими.

Они дополняются инъекцией сосудов, полостей органов бальзамирующими растворами, цветными, контрастными наполнителями; просветлением и мумификацией, коррозией, изготовлением распилов замороженного тела по Н. И. Пирогову, макро — и микроскопией, моделированием.

Бальзамирование и консервация — второй классический способ, применяемый анатомами и врачами с древнейших времен. О нем свидетельствует Библия — «и повелел Иосиф слугам своим врачам бальзамировать отца его – и врачи набальзамировали Иакова и исполнилось ему 40 дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование». Для ритуального бальзамирования древнеегипетских фараонов после вскрытия тела и извлечения внутренностей использовалось промывание пальмовым вином, просаливание, наполнение благовониями с последующим обматыванием трупа материей пропитанной воском, благовониями и смолами и погружением в серию гробов (саркофаги и пирамиды).

В современных условиях для бальзамирования и хранения анатомических препаратов используют спирт-формалин-водные растворы с добавлением в них уксуснокислых солей, хлористого натрия, фенола, сулемы и других химических консервантов. Но существует и много других способов, направленных на сохранение мертвого тела, органов не только в ритуальных, учебно-исследова-тельских целях, а и для использования их при пересадках (трансплантациях) живым людям.

В этих способах преследуются цели, прежде всего, сохранения на работоспособном уровне клеток, тканей органа, части или всего тела. При современных способах консервации для пересадок органов и тканей используют антисептические растворы и антибиотики. В качестве среды хранения применяют газы (окись этилена, бета-пропилактон), охлаждение в специальных растворах или заливку в твердые среды: парафин, воск, пластические массы. Глубокое замораживание с криопротекторами, лиофилизация или сублимация (высушивание тканей в особых условиях, когда вода покидает их без паро- или кристаллообразования) сохраняют ткани и органы работоспособными десятки лет. Перфузионные методы (промывание через сосуды) способны консервировать не только отдельные органы, но и все тело.

Анатомию на живом человеке изучают при помощи антропометрии (описание, измерение, взвешивание, вычисление индексов), компьютерной томографии, эндоскопии, рентгенологических, ультразвуковых, ядерно-магнитных методов исследования, лазерной голографии, радиоактивного и инфракрасного излучения. Рентгеноанатомия показывая изображение органов, сосудов, частей тела на экране или пленке, помогает заполнить разрыв между мертвым и живым, а также перекинуть мост от анатомии к клинике.

8 ноября 1895 г. немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген установил, что электричество высокого напряжения в специальной трубке вызывает ускорение электронов и трансформацию их энергии в энергию тормозного излучения, способную проникать через тела и предметы. На этом открытии в последующем и был основан рентгенологический метод исследования.

Способность органов и тканей из-за разных размеров, объема, плотности и химического состава неодинаково поглощать рентгеновское излучение называется естественной контрастностью, благодаря которой различают четыре типа анатомических структур:

  1.  кости, костную ткань с компактным и губчатым веществом, костномозговыми каналами;
  2.  жировую ткань, подкожную жировую клетчатку, глубокие жировые скопления;
  3.  мягкие ткани: кожу, мышцы, фасции, апоневрозы, серозные оболочки, кровь;
  4.  естественные скопления воздуха, газа в полых дыхательных, пищеварительных, мочеполовых органах.

В рентгенологическом исследовании нередко используют искусственное контрастирование, благодаря применению высокоатомных химических соединений в виде жидкостей или газа, которые вводят в полые органы через естественные отверстия или в сосуды путем инъекции и катетеризации, а в замкнутые полости — через прокол стенки.

Основными методами рентгенологического исследования являются рентгеноскопия и рентгенография в наиболее распространенных проекциях; прямых и боковых.

Современными способами представляются электрорентгенография, флюорография (профилактическое обследование), томография, компьютерная и ядерно-резонансно-магнитная томография, рентгенокимография и др.

Но при этом всегда соблюдается важное и святое правило: никаких рентгенологических исследований без строгих показаний к ним и без надежной радиационной защиты пациентов и медицинского персонала.

Прочтение рентгеновского изображения осуществляется на основе анатомических знаний и учения о тенях (скиалогии). Например, изучение рентгенограмм скелета проходит по следующему плану:

  1.  оценивается положение, форма и величина кости или сустава; определяется ее название и принадлежность к скелету, право – или левосторонняя позиция;
  2.  рассматриваются и описываются контуры: наружный и внутренний компактного вещества на всем протяжении;
  3.  изучается состояние губчатого вещества: соотношение костных балок и промежутков между ними, костномозговых каналов;
  4.  выясняется состояние ростковых зон: надкостницы, метаэпифизарных хрящей, ядер окостенения особенно у детей и подростков;
  5.  изучаются соотношение суставных концов костей, величина и форма рентгеновской суставной щели, очертания замыкающей пластинки эпифизов;
  6.  устанавливается объем и структура мягких тканей вокруг кости или сустава.

На рентгеновском снимке кости, сустава просматриваются интенсивные тени в виде светлых полос разных размеров по длине и толщине, которые возникают за счет компактной (пластинчатой) костной ткани. Неинтенсивные тени просматриваются в виде темных участков. Наконец можно наблюдать сочетания светлых и темных полос.

В принципе, при изучении любой рентгенограммы наблюдаются интенсивные (светлые) тени, возникающие из-за значительного поглощения лучей; неинтенсивные (темные) тени, когда лучи слабо поглощаются тканями, и, наконец, сочетание в разных соотношениях тех и других. Тени определяют анатомическую структуру, без предварительного знания которой, в рентгенограмме невозможно разобраться.

Рентгеноанатомия помогает изучить строение человека и его половые, возрастные, индивидуальные особенности в нормальном, здоровом состоянии и при болезнях. На сравнении анатомических образований — здоровых, нормальных и пораженных болезнью, травмой – построена рентгенологическая диагностика в любой клинической дисциплине. Кроме того, лучевые методы используются в клинической практике для лечения многих болезней, и, прежде всего злокачественных опухолей.


Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания механизмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54558. Сон – залог здоровья 90 KB
  Задачи: расширить представление о сне; проделать опыты и упражнения, показывающие влияние сна на здоровье человека; сделать выводы, предложить здоровые нормы поведения перед сном; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
54559. Сущность, место и роль государственной собственности 18.58 KB
  Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики, и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности.
54560. Основные черты рыночной экономики. Функции рынка 19.07 KB
  Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.
54561. Основні методи доведення нерівностей 255.5 KB
  Мета: освітня: систематизувати та відкоригувати вміння та навички доводити нерівності різними методами: використання означення нерівності доведення від супротивного використання відомої нерівності виділення квадрата двочлена застосування ключових нерівностей; перевірити та встановити рівень оволодіння учнями способів доведення нерівностей вміння та навички у нестандартних ситуаціях творчість учнів у завданнях найвищого рівня завданнях олімпіадного характеру; повторити глибоко осмислити навчальний матеріал з метою формування...
54562. Розробка уроків (пар) алгебри для 9-го класу з теми «Нерівності» 865 KB
  Разом з розвязаними вправами вправами для розвязування біля дошки приклади для самостійного розвязку учнями роботою з картками домашніми завданнями завданнями для повторення матеріалу за попередні класи та теми все це є єдиним цілим для вчителя який візьме дану розробку і буде спиратися на неї як на свій власний конспект. Включення ж до теми методу інтервалів є логічним кроком при розгляді теорії нерівностей адже він просто губиться при подальшому викладанні і при нагоді може слугувати методом розвязування квадратичних...
54563. Розвязування квадратичних нерівностей 231 KB
  Мета уроку: Формувати вміння та навички з розвязування Квадратичних нерівностей; розвивати логічне мислення, мову учнів; виховувати цікавість до математики, культуру математичних записів. Тип уроку: урок формування вмінь і навичок. Обладнання: компютера, таблиці.
54564. Лінійні нерівності з однією змінною 51.5 KB
  Мета уроку: систематизувати і узагальнити знання учнів по темі продовжити формувати практичні навики по розвязуванню нерівностей; на прикладах показати учням застосування нерівностей до практичних задач; стежити за дотриманням учнями графічної культури; розвивати математичну мову логічне мислення; вчити учнів працювати з підручником. Що називається розв`язком нерівності Що означає розвязати нерівність 4. Сформулювати властивості які використовуються при розвязуванні нерівностей. Ті учні які під час попередньої...
54565. Первые экономические школы. Меркантилисты и физиократы 18.69 KB
  В эту эпоху экономической идеологией молодой торговой буржуазии был меркантилизм (от mercantile — торговый). Меркантилисты не были профессиональными учеными, как правило, это были выходцы из купцов, мелких и средних буржуа. Они точно определили способы получения крупных состояний: торговля, кредит, война.
54566. Біологічне значення, загальний план будови, властивості та розвиток нервової системи 380 KB
  Обладнання: муляж Головний мозок таблиці Нервова система Головний мозок Спинний мозок Нервова клітина Схема рефлекторної дуги презентація Будова спинного і головного мозку роздавальний матеріал: будова нейрона опорний конспект Будова нервової системи Тип заняття: лекція 1год. Велика частина мислителів того часу не представляла значення мозку для психічної діяльності людини і навіть великий Аристотель вважав не мозок а серце вмістилищем душі. Гіппократ вперше відзначив що поранення голови часто ведуть до...