76739

Современные подходы к анатомическому исследованию

Доклад

Биология и генетика

Они дополняются инъекцией сосудов полостей органов бальзамирующими растворами цветными контрастными наполнителями; просветлением и мумификацией коррозией изготовлением распилов замороженного тела по Н. Для ритуального бальзамирования древнеегипетских фараонов после вскрытия тела и извлечения внутренностей использовалось промывание пальмовым вином просаливание наполнение благовониями с последующим обматыванием трупа материей пропитанной воском благовониями и смолами и погружением в серию гробов саркофаги и пирамиды. Но существует и...

Русский

2015-02-01

183.79 KB

8 чел.


 Современные подходы к анатомическому исследованию

Современные принципы анатомического исследования базируются на многоуровневом подходе к изучению строения человеческого тела. Для этого требуется сочетание аналитического, системного, функционального, индивидуального, каузального, синтетического подходов с учетом диалектического развития организма в любом возрастном периоде, а также с учетом влияния экологической и социальной среды. При этом широко используются возможности смежных морфологических наук: эмбриологии, тератологии, сравнительной анатомии, гистологии, электронной микроскопии, а также экспериментальной и клинической медицины.

Методы изучения анатомии на мертвом материале — препарирование (вскрытие, рассечение) с последующим измерением, описанием объекта исследования — являются классическими.

Они дополняются инъекцией сосудов, полостей органов бальзамирующими растворами, цветными, контрастными наполнителями; просветлением и мумификацией, коррозией, изготовлением распилов замороженного тела по Н. И. Пирогову, макро — и микроскопией, моделированием.

Бальзамирование и консервация — второй классический способ, применяемый анатомами и врачами с древнейших времен. О нем свидетельствует Библия — «и повелел Иосиф слугам своим врачам бальзамировать отца его – и врачи набальзамировали Иакова и исполнилось ему 40 дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование». Для ритуального бальзамирования древнеегипетских фараонов после вскрытия тела и извлечения внутренностей использовалось промывание пальмовым вином, просаливание, наполнение благовониями с последующим обматыванием трупа материей пропитанной воском, благовониями и смолами и погружением в серию гробов (саркофаги и пирамиды).

В современных условиях для бальзамирования и хранения анатомических препаратов используют спирт-формалин-водные растворы с добавлением в них уксуснокислых солей, хлористого натрия, фенола, сулемы и других химических консервантов. Но существует и много других способов, направленных на сохранение мертвого тела, органов не только в ритуальных, учебно-исследова-тельских целях, а и для использования их при пересадках (трансплантациях) живым людям.

В этих способах преследуются цели, прежде всего, сохранения на работоспособном уровне клеток, тканей органа, части или всего тела. При современных способах консервации для пересадок органов и тканей используют антисептические растворы и антибиотики. В качестве среды хранения применяют газы (окись этилена, бета-пропилактон), охлаждение в специальных растворах или заливку в твердые среды: парафин, воск, пластические массы. Глубокое замораживание с криопротекторами, лиофилизация или сублимация (высушивание тканей в особых условиях, когда вода покидает их без паро- или кристаллообразования) сохраняют ткани и органы работоспособными десятки лет. Перфузионные методы (промывание через сосуды) способны консервировать не только отдельные органы, но и все тело.

Анатомию на живом человеке изучают при помощи антропометрии (описание, измерение, взвешивание, вычисление индексов), компьютерной томографии, эндоскопии, рентгенологических, ультразвуковых, ядерно-магнитных методов исследования, лазерной голографии, радиоактивного и инфракрасного излучения. Рентгеноанатомия показывая изображение органов, сосудов, частей тела на экране или пленке, помогает заполнить разрыв между мертвым и живым, а также перекинуть мост от анатомии к клинике.

8 ноября 1895 г. немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген установил, что электричество высокого напряжения в специальной трубке вызывает ускорение электронов и трансформацию их энергии в энергию тормозного излучения, способную проникать через тела и предметы. На этом открытии в последующем и был основан рентгенологический метод исследования.

Способность органов и тканей из-за разных размеров, объема, плотности и химического состава неодинаково поглощать рентгеновское излучение называется естественной контрастностью, благодаря которой различают четыре типа анатомических структур:

  1.  кости, костную ткань с компактным и губчатым веществом, костномозговыми каналами;
  2.  жировую ткань, подкожную жировую клетчатку, глубокие жировые скопления;
  3.  мягкие ткани: кожу, мышцы, фасции, апоневрозы, серозные оболочки, кровь;
  4.  естественные скопления воздуха, газа в полых дыхательных, пищеварительных, мочеполовых органах.

В рентгенологическом исследовании нередко используют искусственное контрастирование, благодаря применению высокоатомных химических соединений в виде жидкостей или газа, которые вводят в полые органы через естественные отверстия или в сосуды путем инъекции и катетеризации, а в замкнутые полости — через прокол стенки.

Основными методами рентгенологического исследования являются рентгеноскопия и рентгенография в наиболее распространенных проекциях; прямых и боковых.

Современными способами представляются электрорентгенография, флюорография (профилактическое обследование), томография, компьютерная и ядерно-резонансно-магнитная томография, рентгенокимография и др.

Но при этом всегда соблюдается важное и святое правило: никаких рентгенологических исследований без строгих показаний к ним и без надежной радиационной защиты пациентов и медицинского персонала.

Прочтение рентгеновского изображения осуществляется на основе анатомических знаний и учения о тенях (скиалогии). Например, изучение рентгенограмм скелета проходит по следующему плану:

  1.  оценивается положение, форма и величина кости или сустава; определяется ее название и принадлежность к скелету, право – или левосторонняя позиция;
  2.  рассматриваются и описываются контуры: наружный и внутренний компактного вещества на всем протяжении;
  3.  изучается состояние губчатого вещества: соотношение костных балок и промежутков между ними, костномозговых каналов;
  4.  выясняется состояние ростковых зон: надкостницы, метаэпифизарных хрящей, ядер окостенения особенно у детей и подростков;
  5.  изучаются соотношение суставных концов костей, величина и форма рентгеновской суставной щели, очертания замыкающей пластинки эпифизов;
  6.  устанавливается объем и структура мягких тканей вокруг кости или сустава.

На рентгеновском снимке кости, сустава просматриваются интенсивные тени в виде светлых полос разных размеров по длине и толщине, которые возникают за счет компактной (пластинчатой) костной ткани. Неинтенсивные тени просматриваются в виде темных участков. Наконец можно наблюдать сочетания светлых и темных полос.

В принципе, при изучении любой рентгенограммы наблюдаются интенсивные (светлые) тени, возникающие из-за значительного поглощения лучей; неинтенсивные (темные) тени, когда лучи слабо поглощаются тканями, и, наконец, сочетание в разных соотношениях тех и других. Тени определяют анатомическую структуру, без предварительного знания которой, в рентгенограмме невозможно разобраться.

Рентгеноанатомия помогает изучить строение человека и его половые, возрастные, индивидуальные особенности в нормальном, здоровом состоянии и при болезнях. На сравнении анатомических образований — здоровых, нормальных и пораженных болезнью, травмой – построена рентгенологическая диагностика в любой клинической дисциплине. Кроме того, лучевые методы используются в клинической практике для лечения многих болезней, и, прежде всего злокачественных опухолей.


Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания механизмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68070. І гукає в віки вічна слава твоя, Краснодоне 149.5 KB
  Це свято духа Вияв сил таких Які плекати може серце чисте Це сталь і ніжність почуттів людських І величі ознака урочиста Учень 2 Це втілення краси людської. Це усе чим людство на землі пишалось Це вміння смерті глянути в лице Та так щоби цього і смерть сама злякалась Учень 3 Це спалах світлий...
68071. ВІКТОРИНА «ЧИ ЗНАЕШ ТИ СВІЙ РІДНИЙ КРАЙ?!» 26 KB
  Приймає участь 2 команди по 5 чоловік. 1/. Конкурс "Адреса" рідного краю". Звучить запитання, яка команда першою відповідає вірно, отримує -1- бал. /за кожне запитання/. 1. В якій частині України знаходиться Вінницька область? /в Правобережній/. Хмельницькою, Житомирською/.
68072. Природні багатства. Корисні копалини. Охтирка – нафтова столиця 34.5 KB
  Корисні копалини. Передбачувані результати: Учні повинні знати: природні багатства рідного краю; Вміти: розрізняти корисні копалини розповідати про них. Що вони означають Так це корисні копалини. На сьогоднішньому уроці ми знову погоримо про корисні копалини саме про ті які є в нашій місцевості.
68073. Крымские горы 59.5 KB
  Продолжать формировать представление о природных зонах Украины о горах. Сформировать понятие Крымские горы. Необходимо назвать горные системы название которых начинается с этой буквы и рассказать какие интересные факты об этой горной системе они знают.
68074. Кримські гори 185.5 KB
  Обладнання: Фізична карта України слайди з виглядом гір тварин і рослин кримських гір картки для опитування тестові завдання картки із словами спостережливі ерудовані старанні дружні уважні матеріали проекту Тваринний світ Кримських гір оформлені у вигляді папки і газети. Як називається карпатська...
68075. «Крок до зірок» Позакласний захід для учнів 5 – 6 класів 73 KB
  Ведучий. Доброго дня, дорогі гості, шановні вболівальники та учасники змагань. Сьогодні ми будемо свідками цікавої боротьби юних математиків. У змаганнях беруть участь дві команди — «Пропорція» та «Діаметр», які матимуть можливість показати свої знання, ерудицію, кмітливість і вміння мислити.
68076. Бій під Крутами (вшанування пам’яті юнаків, які героїчно загинули у бою під Крутами 29 січня 1918 року) 124.5 KB
  Мета заходу: формування в учнів почуття патріотизму, любові до свого народу, його історії та героїчного минулого; формування й розвиток мотивації, спрямованої на підготовку до захисту Вітчизни, на прикладі подвигу однолітків; формування інтересу до літератури про бій під Крутами.
68078. Schulleben. Der erste Schultag 29.5 KB
  Обговорення прислів’я «Wie der Anfang so das Ende» та прислів’я «Guter Anfang ist halbe Arbeit». Was bedeutet dieses Sprichwort? Könnt ihr ein ukrainisches Äquivalent geben? Seid ihr mit dieses Sprichwort einverstanden?