76740

Анатомия и медицина

Доклад

Биология и генетика

Систематическая анатомия описывает строение нормального здорового человека по системам: костной суставной мышечной и т. она изучает методом системного подхода строение здорового нормального человека; в связи с этим полезно знать определение здоровья и нормы. Здоровье полное физическое психическое и социальное благополучие человека находящееся в равновесии с окружающей средой определение Всемирной организации здравоохранения ВОЗ.

Русский

2015-02-01

183.07 KB

0 чел.


 Анатомия и медицина

Анатомия человека – наука о формах и внутреннем строении, происхождении и развитии человеческого организма под влиянием экологической и социальной среды.

Используя основной метод исследования в виде вскрытия, рассечения, препарирования анатомия предусматривает систематические измерения, описания и зарисовки, фото и рентгеновское изображение формы, внутренних структур, положения и топографических взаимоотношений органов и частей тела с учетом возрастных, половых, индивидуальных, профессиональных особенностей. При этом широко используются данные эмбриологии, гистологии, сравнительной анатомии, антропологии и других биологических медицинских наук.

В зависимости от плана изложения анатомического материала различают несколько видов анатомии.

Систематическая анатомия описывает строение нормального, здорового человека по системам: костной, суставной, мышечной и т. д. Поэтому учение о каждой системе имеет свое название, как остеология, артрология, миология, спланхнология, эндокринология, вазология, иммунология, неврология, эстезиология.

  1.  Систематическую анатомию называют нормальной, т.к. она изучает методом системного подхода строение здорового, нормального человека; в связи с этим полезно знать определение здоровья и нормы.
  2.  Здоровье — полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, находящееся в равновесии с окружающей средой (определение Всемирной организации здравоохранения — ВОЗ). Норма — определённый стандарт, типичный образец строения тела человека, обеспечивающий здоровую функцию организма.
  3.  Топографическая анатомия изучает строение тела по областям с учетом положения органов и их взаимоотношений (синтопия), проекции органов на скелет (скелетотопия) или на кожу отдельных областей (голотопия); кровоснабжение, иннервация области и органов в ней находящихся, проекционные линии сосудисто-нервных пучков.
  4.  Пластическая анатомия изучает внешние формы тела, их пропорции, топографию органов во взаимодействии с внешней средой, что особенно важно при изображении человека в различных видах искусства, при проведении косметических и пластических операций.
  5.  Сравнительная анатомия сопоставляет строение тела человека и животных, учитывая эволюционное развитие всего живого в процессе филогенеза.
  6.  Патологическая анатомия, содержанием которой являются строение больных органов, тканей, клеток и в целом больного организма.
  7.  Клиническая анатомия разрабатывает анатомические проблемы по специальным направлениям, а поэтому подразделяется на хирургическую, стоматологическую, рентгенологическую и многие другие.
  8.  Палеонтологическая анатомия изучает ископаемые костные останки, мумии древнейших и древних людей: питекантропов, синантропов, гейдельберского человека, неандертальцев, кроманьонцев и нового (разумного) человека.
  9.  Динамическая, функциональная анатомия связывает строение с функцией, с биомеханикой опорно-двигательного аппарата, с гидравликой сосудистой системы и широко используется при физкультурной, спортивной и военной подготовке.
  10.  Возрастная анатомия изучает особенности строения человека в различные возрастные периоды до и после рождения; рост и развитие человека в материнской утробе (в пренатальном периоде жизни) изучает эмбриология; а в пожилом и старческом возрасте — геронтология; изучением отклонений от нормы — аномалий, уродств и пороков развития — занимается тератология.

Для понимания индивидуальных особенностей строения тела человека, его вариантных и аномалийных отклонений необходимо знание основных этапов фило — и онтогенетического развития. Поэтому в курсе анатомии рассматриваются начальные стадии эмбриогенеза, учение о зародышевых листках и тканях из них возникающих: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной.

Анатомия изучает строение мертвого тела для того, чтобы познать законы строения живого человека.

Поэтому анатомические знания необходимы врачу любой специальности, без них он способен принести только вред. Каждая клиническая дисциплина начинается с анатомо-физиологического вступления, с восстановления прочных и основополагающих знаний по строению здорового, нормального человеческого организма.

Они помогают разобраться с патогенезом болезни, увидеть структурные и функциональные нарушения. В конечном счете, диагноз устанавливается и подтверждается способами, которые определяют нарушения в структурно-функциональных единицах органов и во всем организме. Профилактика и лечение тоже базируются на анатомических знаниях.

Применяемыми в анатомии плоскостями - срединной, сагиттальной, горизонтальной; и осями — вертикальной, фронтальной, сагиттальной пользуется вся медицина. Связанные с ними термины: медиальный, латеральный, дистальный, проксимальный необходимы при описании строения органов, областей человеческого тела.

Для определения границ органов и проекции их на поверхность тела вводятся линии срединные (передняя и задняя), грудинные, среднеключичные, подмышечные, лопаточные, околопозвоночные, которыми широко пользуются в клинике для определения границ, проекции органов и областей (голотопия, скелетотопия).

Описание любой болезни человека связано со строением его тела, органов, тканей, систем. Поэтому и обследование пациента руками врача или инструментами требует знания анатомии человека. При этом врач обязан помнить, что структура и функция взаимосвязаны, и в здоровом и в больном организме. Известно, например, что строение костей, суставов и мышц

настолько увязано с функцией, что приобретает особенности в зависимости от вида трудовой деятельности, занятий спортом и физкультурой, питания, образа жизни, болезней, иногда даже не связанных с опорно-двигательным аппаратом.

Анатомическая термины и номенклатура составляют основу клинической терминологии. Названия многих болезней, синдромов происходят от латинских названий органов, тканей, клеток, частей тела. В названиях многих методов лечения, особенно оперативных, в названиях медицинских приборов, инструментов, методик обследования звучат анатомические термины, отражающее строение человеческого тела. Поэтому вполне справедливо утверждение многих видных ученых, что анатомия – мать медицины, а «Врач не анатом, не только бесполезен, но и вреден» (Е.О. Мухин – видный профессор анатомии Московского университета XIX столетия).

При изучении анатомии каждый должен добиваться от себя умения хорошо ориентироваться в сложном строении человеческого тела: находить, определять положение и проекцию органов, их частей (долей, секторов, сегментов), топографию сосудов и нервов, свободно владеть теоретическим материалом. Знать внутреннее и внешнее строение органов, их размер и массу.


Основные методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.)

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49532. Капитальный ремонт пути на новых материалах 669.5 KB
  Капитальный ремонт пути на новых материалах Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине: Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути КП. ЗАДАНИЕ на курсовой проект студента 3 курса специальности 270204 Строительство железных дорог путь и путевое хозяйство по дисциплине Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути Самойлова Виктора Сергеевича...
49534. Проектирование электрического освещения 1.18 MB
  Сухого Кафедра: Электроснабжение Курсовая работа на тему: Проектирование электрического освещения по дисциплине: Электрическое освещение Выполнила студентка гр. Выбор источников света для системы общего равномерного освещения цеха и вспомогательных помещений Светотехнический расчёт системы общего равномерного освещения и определение установленной мощности источников света в помещениях Выбор...
49536. Электропривод двигателя постоянного тока 796.63 KB
  Составление математического описания системы приведена принципиальная схема замкнутой системы электропривода состоящего из: двигателя постоянного тока независимого возбуждения М; тиристорного преобразователя ТП с системой импульснофазового управления СИФУ управляемыми вентилями В и дросселем Др; операционного усилителя У1 реализующего устройство коррекции УК обеспечивая необходимый из условий статики коэффициент усиления замкнутого контура системы и заданные динамические свойства замкнутой системы; сумматора на операционном...
49537. Регулирование частоты вращения двигателя постоянного тока 1 MB
  Область применения системы. Добротность системы по скорости. Статическая ошибка системы находится из следующей зависимости: Отсюда видно что с ростом коэффициента усиления системы K уменьшается ст.
49539. ОРГАНІЗАЦІЯ ЗДІЙСНЕННЯ ВАЛЮТНО-РОЗРАХУНКОВИХ ОПЕРАЦІЙ НА ПРИКЛАДІ ПАТ «УКРІНБАНК» 112.98 KB
  Розкрити сутність валютних операцій комерційних банків; вивчити механізм здійснення операцій у сфері валютних розрахунків; провести аналіз нормативної бази з питань регулювання валютних відносин; оцінити фінансово-економічну характеристику банку; проаналізувати види та особливості валютних операцій...
49540. Интегрирующий привод для электромеханических вычислительных устройств 476 KB
  Принцип работы системы. При поступлении на вход системы задающего воздействия двигатель приходит во вращение. В результате разбиения САР на звенья направленного действия и получения математического описания звеньев составляется структурная схема системы...