76740

Анатомия и медицина

Доклад

Биология и генетика

Систематическая анатомия описывает строение нормального здорового человека по системам: костной суставной мышечной и т. она изучает методом системного подхода строение здорового нормального человека; в связи с этим полезно знать определение здоровья и нормы. Здоровье полное физическое психическое и социальное благополучие человека находящееся в равновесии с окружающей средой определение Всемирной организации здравоохранения ВОЗ.

Русский

2015-02-01

183.07 KB

0 чел.


 Анатомия и медицина

Анатомия человека – наука о формах и внутреннем строении, происхождении и развитии человеческого организма под влиянием экологической и социальной среды.

Используя основной метод исследования в виде вскрытия, рассечения, препарирования анатомия предусматривает систематические измерения, описания и зарисовки, фото и рентгеновское изображение формы, внутренних структур, положения и топографических взаимоотношений органов и частей тела с учетом возрастных, половых, индивидуальных, профессиональных особенностей. При этом широко используются данные эмбриологии, гистологии, сравнительной анатомии, антропологии и других биологических медицинских наук.

В зависимости от плана изложения анатомического материала различают несколько видов анатомии.

Систематическая анатомия описывает строение нормального, здорового человека по системам: костной, суставной, мышечной и т. д. Поэтому учение о каждой системе имеет свое название, как остеология, артрология, миология, спланхнология, эндокринология, вазология, иммунология, неврология, эстезиология.

  1.  Систематическую анатомию называют нормальной, т.к. она изучает методом системного подхода строение здорового, нормального человека; в связи с этим полезно знать определение здоровья и нормы.
  2.  Здоровье — полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, находящееся в равновесии с окружающей средой (определение Всемирной организации здравоохранения — ВОЗ). Норма — определённый стандарт, типичный образец строения тела человека, обеспечивающий здоровую функцию организма.
  3.  Топографическая анатомия изучает строение тела по областям с учетом положения органов и их взаимоотношений (синтопия), проекции органов на скелет (скелетотопия) или на кожу отдельных областей (голотопия); кровоснабжение, иннервация области и органов в ней находящихся, проекционные линии сосудисто-нервных пучков.
  4.  Пластическая анатомия изучает внешние формы тела, их пропорции, топографию органов во взаимодействии с внешней средой, что особенно важно при изображении человека в различных видах искусства, при проведении косметических и пластических операций.
  5.  Сравнительная анатомия сопоставляет строение тела человека и животных, учитывая эволюционное развитие всего живого в процессе филогенеза.
  6.  Патологическая анатомия, содержанием которой являются строение больных органов, тканей, клеток и в целом больного организма.
  7.  Клиническая анатомия разрабатывает анатомические проблемы по специальным направлениям, а поэтому подразделяется на хирургическую, стоматологическую, рентгенологическую и многие другие.
  8.  Палеонтологическая анатомия изучает ископаемые костные останки, мумии древнейших и древних людей: питекантропов, синантропов, гейдельберского человека, неандертальцев, кроманьонцев и нового (разумного) человека.
  9.  Динамическая, функциональная анатомия связывает строение с функцией, с биомеханикой опорно-двигательного аппарата, с гидравликой сосудистой системы и широко используется при физкультурной, спортивной и военной подготовке.
  10.  Возрастная анатомия изучает особенности строения человека в различные возрастные периоды до и после рождения; рост и развитие человека в материнской утробе (в пренатальном периоде жизни) изучает эмбриология; а в пожилом и старческом возрасте — геронтология; изучением отклонений от нормы — аномалий, уродств и пороков развития — занимается тератология.

Для понимания индивидуальных особенностей строения тела человека, его вариантных и аномалийных отклонений необходимо знание основных этапов фило — и онтогенетического развития. Поэтому в курсе анатомии рассматриваются начальные стадии эмбриогенеза, учение о зародышевых листках и тканях из них возникающих: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной.

Анатомия изучает строение мертвого тела для того, чтобы познать законы строения живого человека.

Поэтому анатомические знания необходимы врачу любой специальности, без них он способен принести только вред. Каждая клиническая дисциплина начинается с анатомо-физиологического вступления, с восстановления прочных и основополагающих знаний по строению здорового, нормального человеческого организма.

Они помогают разобраться с патогенезом болезни, увидеть структурные и функциональные нарушения. В конечном счете, диагноз устанавливается и подтверждается способами, которые определяют нарушения в структурно-функциональных единицах органов и во всем организме. Профилактика и лечение тоже базируются на анатомических знаниях.

Применяемыми в анатомии плоскостями - срединной, сагиттальной, горизонтальной; и осями — вертикальной, фронтальной, сагиттальной пользуется вся медицина. Связанные с ними термины: медиальный, латеральный, дистальный, проксимальный необходимы при описании строения органов, областей человеческого тела.

Для определения границ органов и проекции их на поверхность тела вводятся линии срединные (передняя и задняя), грудинные, среднеключичные, подмышечные, лопаточные, околопозвоночные, которыми широко пользуются в клинике для определения границ, проекции органов и областей (голотопия, скелетотопия).

Описание любой болезни человека связано со строением его тела, органов, тканей, систем. Поэтому и обследование пациента руками врача или инструментами требует знания анатомии человека. При этом врач обязан помнить, что структура и функция взаимосвязаны, и в здоровом и в больном организме. Известно, например, что строение костей, суставов и мышц

настолько увязано с функцией, что приобретает особенности в зависимости от вида трудовой деятельности, занятий спортом и физкультурой, питания, образа жизни, болезней, иногда даже не связанных с опорно-двигательным аппаратом.

Анатомическая термины и номенклатура составляют основу клинической терминологии. Названия многих болезней, синдромов происходят от латинских названий органов, тканей, клеток, частей тела. В названиях многих методов лечения, особенно оперативных, в названиях медицинских приборов, инструментов, методик обследования звучат анатомические термины, отражающее строение человеческого тела. Поэтому вполне справедливо утверждение многих видных ученых, что анатомия – мать медицины, а «Врач не анатом, не только бесполезен, но и вреден» (Е.О. Мухин – видный профессор анатомии Московского университета XIX столетия).

При изучении анатомии каждый должен добиваться от себя умения хорошо ориентироваться в сложном строении человеческого тела: находить, определять положение и проекцию органов, их частей (долей, секторов, сегментов), топографию сосудов и нервов, свободно владеть теоретическим материалом. Знать внутреннее и внешнее строение органов, их размер и массу.


Основные методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.)

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36198. Цвет и свет в формировании пространства 19.84 KB
  Понятие свет и цвет неразделимы. Цвет. Цветкак один из важнейших компонентов среды обитания человекав проектной практике организуется в соответствии с конкретными условиями с учетом психофизиологиипсихологии и эстетики.
36199. Эргономика 19.15 KB
  Задача: создание таких условий работы для человека которые бы способствовали сохранению здоровья повышению эффективности труда снижению утомляемости. Эргономические требования это требования которые предъявляются к системе человекмашинасреда в целях оптимизации деятельности человекаоператора с учетом его объективных характеристик и возможностей Факторы определяющие эргономические требования Социальнопсихологические факторы предполагают соответствие конструкции машины и организации раб. Психологические факторы предопределяют...
36200. НОРМАТИВЫ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24.62 KB
  Строительные нормативные документы и стандарты должны содержать в первую очередь эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений основанные на требованиях потребителя. Нормативные документы должны не предписывать как проектировать и строить а устанавливать требования к строительной продукции которые должны быть удовлетворены или цели которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства....
36201. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЗДАНИЯМ. ВНЕШНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗДАНИЕ 28.01 KB
  ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЗДАНИЯМ. 81 Здания любого типа должны в максимальной степени удовлетворять: функциональным требованиям техническим требованиям экономическим требованиям архитектурнохудожественным требованиям Требования к функциональной целесообразности Полное соответствие своему назначению. Этому требованию должно подчиняться как объемнопланировочное решение состав и размеры помещений их взаимосвязь так и конструктивное решение конструктивная схема здания...
36202. Стропильные материалы для малоэтажных зданий (свойства, область применения, достоинства и недостатки) 18.58 KB
  Стропильные материалы для малоэтажных зданий 91 свойства область применения достоинства и недостатки. недостатки: требует антисептирования защиты от гниения; внимания к влажности древисины и воздушносухая и влажная могут привести к деформации системы и или частичному и или полному разрушению. недостатки: металл является отличным...
36203. Стропильные материалы для малоэтажных зданий 20.54 KB
  Стропила несущие конструкции скатной кровли. Наслонные стропила: концами опираются на стены здания а средней частью при пролете между опорами более 4. Наличие дополнительной опоры позволяет увеличить ширину перекрываемую наслонными стропилами до 12м а двух опор до 15м. Висячие стропила: опираются только концами на стены здания; шаг таких стропил от 3 до 6.
36204. Конструктивные схемы зданий (схемы зданий каркасных и зданий с несущими стенами) 24.76 KB
  Несмотря на значительные различия существующие между зданиями разног назначения как во внешнем виде так и во внутренней структуре все они состоят из основных взаимосвязных архитектурноконструктивных элементов выполняющих определенные функции. Основные элементы здания разделяются на: Несущие воспринимают основные нагрузки возникающие в здании. К основным элементам здания относятся: фундаменты стены перекрытия отдельные опоры крыша перегородки лестницы окна двери. ФУНДАМЕНТ подземная конструкция основным назначением...
36205. Естественные и искусственные основания зданий (классификация грунтов) 32.5 KB
  Классификация грунтов: Скальные грунты залегают в виде сплошного массива. Эти грунты несжимаемы водоустойчивы и при отсутствии трещин и пустот являются наиболее прочными и надежными основаниями. Менее прочны скальные грунты залегающие в виде трещиноватых слоев образующих подобие сухой кладки. Крупнообломочные грунты это несвязные обломки скальных пород с преобладанием по массе свыше 50 частиц размером более 2мм.
36206. Фундаменты малоэтажных зданий (конструкции, материалы) 188.22 KB
  Фундаменты малоэтажных зданий конструкции материалы Фундамент конструктивный элемент здания воспринимающий нагрузку от наземной части здания и передающий ее на основание. с подушкой3трапецеидальной формы4ступенчатый высота ступени больше или равно 30 см Фундаменты малоэтажных жилых зданий...