76741

Основные методологические принципы анатомии

Доклад

Биология и генетика

Из одной клетки создавать ткань орган системы органов и в целом весь организм пересаживать клетки и ткани человеку и животным. У человека различают следующие основные ткани: Эпителиальная покровная ткань т. Соединительная ткань собственная хрящевая костная состоящая из клеток коллагеновых и эластических волокон и основного гелеобразного вещества. Собственная соединительная ткань рыхлая и плотная имеет много разновидностей ретикулярная жировая пигментная волокнистая кровь и лимфа.

Русский

2015-02-01

182.27 KB

0 чел.


 Основные методологические принципы анатомии

Строение человеческого тела в современной анатомии рассматривается с позиции диалектического развития, где одним из основных положений является взаимообусловленное влияние формы и функций. При определенном единстве формы и функций наблюдается в процессе развития и жизни некоторая противоположность, и даже отрицание, что в разных условиях вызывает адаптационную перестройку организма. Человек, будучи одним из представителей животного мира планеты, в процессе эволюции сформировался в соответствии не только с биологическими законами, но и социальными. Появление и совершенствование у человека разумного речи, интеллекта, творчества, чрезвычайно экспансивной трудовой деятельности, постоянно возрастающих социальных потребностей сопровождалось биологическим преобразованием в строении и развитии тела, особенно мозга. Потребовались миллионы лет, чтобы обезьянолюди превратились в людей прямостоящих и, наконец, в людей разумных, процесс развития и совершенствования которых продолжается.

Целостность организма и взаимосвязь его частей — диалектическое единство и противоположность, которое осуществляется благодаря:

  1.  интеграции и соподчинения;
  2.  координации и корреляции.
  3.  способности к самостоятельному существованию и саморегулированию в определенной среде пребывания.

В организации трех выше названных основных типов связей ведущими выступает ряд систем: нервная, сосудистая, эндокринная, иммунная. На руководящем месте находится нервная система, т.к. структурные компоненты ее проникают во все органы и ткани, объединяя организм в единое целое. Она действует вместе с эндокринной и сосудистой системами, обеспечивающими интеграцию гуморальными связями.

Целостность организма проявляется в единстве психических и соматических процессов, состоящих в равновесии с окружающей средой пребывания, чем и определяется здоровье. Схема соподчинения строится от целого к части: организм - системы и аппараты - органы - ткани - клетки и неклеточные структуры.

Координация и корреляция показывают пропорциональную и топографическую связь частей тела, систем и аппаратов органов, тканей и клеток, например: череп и головной мозг, тип телосложения и соответствующее ему расположение органов, сосудов, нервов.

Структурно-функциональной единицей организма считается клетка. Основными свойствами, которой являются обмен веществ и размножение. Клетка – микроскопическая часть целого многоклеточного организма – отличается сложностью устройства. Благодаря цитолемме, полупроницаемой биологической мембране, цитоплазме и ядру она обладает строго определенной формой: круглой, звездчатой, плоской, призматической, кубической, цилиндрической, веретенообразной. В клеточном ядре различают оболочку (кариотеку) из ядерных мембран с перинуклеарным пространством, карио – и нуклеоплазму с одним, двумя ядрышками и хроматином.

В цитоплазму входит гиалоплазма и органеллы - центросома с центриолями, митохондрии, внутренний сетчатый аппарат, цито –, эндоплазматическая сеть, лизосомы.

Современные представления о строении и функции клетки позволяют работать с ее структурными образованиями методами генной инженерии, выращивать и размножать клетки в искусственной среде. Из одной клетки создавать ткань, орган, системы органов и в целом весь организм, пересаживать клетки и ткани человеку и животным.

На основе клетки разработано ряд теорий построения организма, например, теория немецкого патолога Вирхова, который в прошлом веке рассматривал организм как своеобразное «государство клеток».

Из клеток образуются ткани – как эволюционно сложившаяся общность клеток и внеклеточных структур, объединенных единством происхождения, строения и функции.

У человека различают следующие основные ткани:

  1.  Эпителиальная — покровная ткань, т.к. располагается в коже и слизистых оболочках, отделяя организм от внешней среды. В ней разные по форме клетки лежат слоями на базальной мембране и образуют многослойный (ороговевающий и неороговевающий), однослойный, цилиндрический, кубический, плоский, переходный эпителии.
  2.  Соединительная ткань — собственная, хрящевая, костная, состоящая из клеток, коллагеновых и эластических волокон и основного гелеобразного вещества. Собственная соединительная ткань (рыхлая и плотная) имеет много разновидностей (ретикулярная, жировая, пигментная, волокнистая, кровь и лимфа). Она присутствует во всех органах и частях организма, объединяя их в единое целое. Эта ткань обладает многочисленным набором клеток: фибробласты, макрофаги, плазматические и тучные клетки, форменные элементы крови и лимфы и др., благодаря которым осуществляется трофическая, защитная и др. функции.
  3.  Мышечная ткань, состоящая из миоцитов и миофибрилл, она подразделяется на три вида: исчерченную поперечно-полосатую ткань в мышцах скелета, неисчерченную гладкую ткань в мышцах сосудов и внутренних органов и сердечную — проводящую и сократительную.
  4.  Нервная ткань состоит из многочисленных и разнообразных нервных клеток и нейроглии. Данная ткань определяет взаимосвязь организма и среды, координацию внутренних функций, обеспечивая целостность, единство и управление. Нервная клетка для связи с другими нейронами и тканями органов имеет короткие отростки – дендриты, и длинные – аксоны (нейриты), по которым нервный импульс направляется к рабочим органам и другим нейронам. Нервные окончания воспринимают раздражение в тканях и проводят к телу нейрона. Клетки нейроглии: эпендимоциты, астроциты, олигодендроциты, микроглиоциты, глиальные макрофаги и др. – образуют опорный, защитный и трофический аппараты нервной системы.

Анатомия и медицина древней Греции и Рима, их представители (Гиппократ, Аристотель, Гален).

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38997. Вход Господень в Иерусалим. Тайная вечеря и распятие 36.5 KB
  Эта традиция уходит корнями в те времена когда по земле ходил Господь Иисус Христос. Однажды заболел Его друг – Лазарь а Господь находился в другом селении. Господь прослезился и сказал открыть гроб. Пальмовая ветвь – символ победы в сражениях а Господь победил смерть.
38998. Традиции празднования Пасхи 42.5 KB
  Входит Шуня с пасхальным лукошком Шуня: Христос воскресе Здравствуйте ребята смотрите что у меня есть Матильда Леонардовна: Воистину воскресе Здравствуй Шунечка какое у тебя красивое лукошко а в нем все символы Пасхи собраны Шуня: И никакие не символы а самая вкусная пасхальная еда. Вот и яичко и пасочка и какаято горка творога вкусная наверное Матильда Леонардовна: Как ты не знаешь что это не простая еда а со значением символизирующая все самое важное в Пасхе И что это никакая не горка а творожная пасха а это не...
38999. Светлая седмица. Лукошко сказок: «Глухой колокол» 54 KB
  А Светлая потому что дарит людям радость на душе светло и легко Господь победил смерть – Воскрес Смерти больше нет Зубок: А что вы говорили о загадке Матильда Леонардовна: Слушайте и отгадывайте: язык есть речей нет вести подает и поёт. Что это Шуня: Я не знаю а ты Зубок Зубок: Я тоже. А вы ребята Шуня: А давайте у Енотыча спросим Зубок: Побежали скорее Изучение нового материала. Енот Енотович: Что же это за загадка такая Зубок: Язык есть речей нет вести подает и поёт.
39000. Урок-повторение «Дорогой добра» 46.5 KB
  Вставь пропущенные буквы: ОЕНЬ ЛИА ОРА Осень липа Лиза лиса гора нора пора Кто такой Денница Падший ангел В какой день Бог отдыхал В седьмой Дополни пословицу: Маленькое лучше большого безделья. Спой песенку о днях творения День один день один – Бог свет сотворил. День два день два – сотворил Он небеса. День три день три – реки травы и цветы.
39001. Откуда мы узнаем о Боге. Библия – Откровение Божие. Каков Он, Бог 36 KB
  08 Тема: Откуда мы узнаем о Боге Библия – Откровение Божие. Каков Он Бог Цель: Познакомить детей с Книгой книг – Библией; рассказать о том какой Он Бог свойства Божие; рассмотреть новозаветную и ветхозаветную иконы Святой Троицы объяснить понятие Бог – Святая Троица на примере явления Ангелов Аврааму; изучить молитву Слава Тебе Боже наш слава Тебе. Скажи нам пожалуйста что такое святой угол Это то место в доме где находятся святые иконы и где мы можем общаться с Богом. Смотрите зажигаешь лампадку согревается сердце...
39002. Как Бог мир сотворил (1-3 дни творения) 40.5 KB
  И был вечер и было утро: день один. Матильда Леонардовна: Я даже знаю песенку ребята подпевайте первый куплет: День один день один – Свет во тьме Бог сотворил. Шуня: А про этот день есть песенка Матильда Леонардовна: Да конечно подпевайте второй куплет: День два день два Небеса и облака. Подпевайте: День три день три – Деревья травы и цветы.
39003. Как Бог человека сотворил. Человек – венец творения. Правила жизни, данные Богом в Раю 32.5 KB
  Цель: Изучить с детьми библейскую историю о сотворении человека; закрепить знания воспитанников о сотворении видимого мира; познакомить детей с жизнью первых людей в Раю; формировать у детей мировоззрение основанное на православных традициях; воспитывать ответственность за свое поведение. А как он создал человека Из чего Матильда Леонардовна: Внимание внимание открываем заседание клуба Совинформ Сегодня узнаем о создании человека. Изучение нового материала Рассказ жителей Шишкиного леса о сотворении человека.
39004. Дети Адама и Евы - Каин и Авель. Не завидуй 32 KB
  У Адама и Евы родились дети которых они назвали Каин и Авель. Каин был земледельцем выращивал овощи фрукты а Авель – пастухом. Авель с любовью относился к Богу выбирал самое лучшее в дар Господу.
39005. Спасение Ноя. Обетование Бога 33 KB
  Оборудование: иллюстрации ковчега водной стихии радуги голубя кукла Шуни мышки. Преподаватель: А напоминает она о том как спасся Ной и об обещании Бога данном людям. Шуня: Ухты а как это было Преподаватель: Вспомните ребята почему был всемирный потоп Потому что люди стали забывать Бога думали только о еде и развлечениях стали недобрыми Сколько лет дал Бог людям для того чтобы они исправились 120 лет пока Ной с сыновьями строил ковчег Кто находился в ковчеге Все животные по паре которые не могут жить в воде;...