76741

Основные методологические принципы анатомии

Доклад

Биология и генетика

Из одной клетки создавать ткань орган системы органов и в целом весь организм пересаживать клетки и ткани человеку и животным. У человека различают следующие основные ткани: Эпителиальная покровная ткань т. Соединительная ткань собственная хрящевая костная состоящая из клеток коллагеновых и эластических волокон и основного гелеобразного вещества. Собственная соединительная ткань рыхлая и плотная имеет много разновидностей ретикулярная жировая пигментная волокнистая кровь и лимфа.

Русский

2015-02-01

182.27 KB

0 чел.


 Основные методологические принципы анатомии

Строение человеческого тела в современной анатомии рассматривается с позиции диалектического развития, где одним из основных положений является взаимообусловленное влияние формы и функций. При определенном единстве формы и функций наблюдается в процессе развития и жизни некоторая противоположность, и даже отрицание, что в разных условиях вызывает адаптационную перестройку организма. Человек, будучи одним из представителей животного мира планеты, в процессе эволюции сформировался в соответствии не только с биологическими законами, но и социальными. Появление и совершенствование у человека разумного речи, интеллекта, творчества, чрезвычайно экспансивной трудовой деятельности, постоянно возрастающих социальных потребностей сопровождалось биологическим преобразованием в строении и развитии тела, особенно мозга. Потребовались миллионы лет, чтобы обезьянолюди превратились в людей прямостоящих и, наконец, в людей разумных, процесс развития и совершенствования которых продолжается.

Целостность организма и взаимосвязь его частей — диалектическое единство и противоположность, которое осуществляется благодаря:

  1.  интеграции и соподчинения;
  2.  координации и корреляции.
  3.  способности к самостоятельному существованию и саморегулированию в определенной среде пребывания.

В организации трех выше названных основных типов связей ведущими выступает ряд систем: нервная, сосудистая, эндокринная, иммунная. На руководящем месте находится нервная система, т.к. структурные компоненты ее проникают во все органы и ткани, объединяя организм в единое целое. Она действует вместе с эндокринной и сосудистой системами, обеспечивающими интеграцию гуморальными связями.

Целостность организма проявляется в единстве психических и соматических процессов, состоящих в равновесии с окружающей средой пребывания, чем и определяется здоровье. Схема соподчинения строится от целого к части: организм - системы и аппараты - органы - ткани - клетки и неклеточные структуры.

Координация и корреляция показывают пропорциональную и топографическую связь частей тела, систем и аппаратов органов, тканей и клеток, например: череп и головной мозг, тип телосложения и соответствующее ему расположение органов, сосудов, нервов.

Структурно-функциональной единицей организма считается клетка. Основными свойствами, которой являются обмен веществ и размножение. Клетка – микроскопическая часть целого многоклеточного организма – отличается сложностью устройства. Благодаря цитолемме, полупроницаемой биологической мембране, цитоплазме и ядру она обладает строго определенной формой: круглой, звездчатой, плоской, призматической, кубической, цилиндрической, веретенообразной. В клеточном ядре различают оболочку (кариотеку) из ядерных мембран с перинуклеарным пространством, карио – и нуклеоплазму с одним, двумя ядрышками и хроматином.

В цитоплазму входит гиалоплазма и органеллы - центросома с центриолями, митохондрии, внутренний сетчатый аппарат, цито –, эндоплазматическая сеть, лизосомы.

Современные представления о строении и функции клетки позволяют работать с ее структурными образованиями методами генной инженерии, выращивать и размножать клетки в искусственной среде. Из одной клетки создавать ткань, орган, системы органов и в целом весь организм, пересаживать клетки и ткани человеку и животным.

На основе клетки разработано ряд теорий построения организма, например, теория немецкого патолога Вирхова, который в прошлом веке рассматривал организм как своеобразное «государство клеток».

Из клеток образуются ткани – как эволюционно сложившаяся общность клеток и внеклеточных структур, объединенных единством происхождения, строения и функции.

У человека различают следующие основные ткани:

  1.  Эпителиальная — покровная ткань, т.к. располагается в коже и слизистых оболочках, отделяя организм от внешней среды. В ней разные по форме клетки лежат слоями на базальной мембране и образуют многослойный (ороговевающий и неороговевающий), однослойный, цилиндрический, кубический, плоский, переходный эпителии.
  2.  Соединительная ткань — собственная, хрящевая, костная, состоящая из клеток, коллагеновых и эластических волокон и основного гелеобразного вещества. Собственная соединительная ткань (рыхлая и плотная) имеет много разновидностей (ретикулярная, жировая, пигментная, волокнистая, кровь и лимфа). Она присутствует во всех органах и частях организма, объединяя их в единое целое. Эта ткань обладает многочисленным набором клеток: фибробласты, макрофаги, плазматические и тучные клетки, форменные элементы крови и лимфы и др., благодаря которым осуществляется трофическая, защитная и др. функции.
  3.  Мышечная ткань, состоящая из миоцитов и миофибрилл, она подразделяется на три вида: исчерченную поперечно-полосатую ткань в мышцах скелета, неисчерченную гладкую ткань в мышцах сосудов и внутренних органов и сердечную — проводящую и сократительную.
  4.  Нервная ткань состоит из многочисленных и разнообразных нервных клеток и нейроглии. Данная ткань определяет взаимосвязь организма и среды, координацию внутренних функций, обеспечивая целостность, единство и управление. Нервная клетка для связи с другими нейронами и тканями органов имеет короткие отростки – дендриты, и длинные – аксоны (нейриты), по которым нервный импульс направляется к рабочим органам и другим нейронам. Нервные окончания воспринимают раздражение в тканях и проводят к телу нейрона. Клетки нейроглии: эпендимоциты, астроциты, олигодендроциты, микроглиоциты, глиальные макрофаги и др. – образуют опорный, защитный и трофический аппараты нервной системы.

Анатомия и медицина древней Греции и Рима, их представители (Гиппократ, Аристотель, Гален).

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53654. Прямоугольник и квадрат 53 KB
  Цель: Формировать первоначальное представление о геометрических фигурах: прямоугольник и квадрат. Задачи: 1 уточнить понятия прямоугольника и квадрата выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата 2 формировать способность к распознанию фигур на основе существенных свойств изображению и вычислению их периметра 3 развивать устные вычислительные навыки логическое мышление обогащать...
53655. Деление чисел с разными знаками 2.66 MB
  Организационный момент Учитель: Здравствуйте садитесь. Проверка домашнего задания учитель включает проектор со слайдом домашней работы на котором также отражены критерии оценки работы Учитель: Поменяйтесь тетрадями. ученики сверяют ответы Учитель: Критерий оценки: все решено верно ставьте ПЯТЬ один минус ЧЕТЫРЕ дватри минуса ТРИ во всех остальных случаях ДВА. Устная работа Таблица с правилом знаков на магнитной доске Учитель: повторим правило знаков для умножения внимание на магнитную доску.
53656. Сложение 36 KB
  Что обозначают точки Сравните эти ряды что вы заметили в 1ом ряду числа расположены в порядке возрастания в 2ом ряду в порядке убывания 2. слайд № 5 счет до 10 в прямом и обратном порядке Назову я вам число Всем известное оно.
53657. Смысл сложения. Выражение. Равенство 31.5 KB
  Оборудование: таблички со словами: выражение сумма слагаемые значение суммы равенства; кодоскоп с заданиями на пленке таблица Грибы счетный материал белки и грибы 30 шт. наборное полотно калькуляторы корзинки кондитерские грибы на ватмане рисунок Старичка моховичка схема объединения множеств. Приглашаю вас друзья По грибы сегодня я.Коля с мамой в лес ходил Там грибы он находил А когда домой пришел Все грибы сложил на стол.
53658. Прием вычитания с переходом через десяток 58.5 KB
  Записать на доске пример 124 Как можно вычесть 4 Можно вычесть 4 по частям. Убрать два круга из нижнего ряда Сколько мы вычли из 12 Сколько осталось кругов Записать 122=10 А нам надо вычесть 4. Дополнить первую запись 12 4 2 Затем убрать с наборного полотна еще два круга и записать: 12 2 2 Сколько кругов осталось Как мы из...
53659. Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд 41 KB
  Работа одного ученика у доски остальные в тетрадях. Что нам нужно сделать Работают возле доски. Работа одного ученика возле доски остальные в тетрадях. Теперь что нам нужно сделать Какое действие будем выполнять Работа одного ученика возле доски остальные в тетрадях.
53660. Страна музыкальных инструментов 73 KB
  Цель урока: показать многообразие музыкальных инструментов; познакомить детей с различными видами музыкальных инструментов; освоить игру на детских музыкальных инструментах. Русский наигрыш полянка Слушание Исполнение песни детьми Слушание Слушание Слушание Игра детей на детских музыкальных инструментах закрепление материала...
53661. Что такое экология? 79.5 KB
  Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки делать выводы отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе при...
53662. ДИСПЛЕИ, МОНИТОР 288 KB
  В большинстве систем это взаимодействие осуществляется при помощи клавиатуры и или манипуляторов и экрана дисплея. Возникла необходимость оптимизировать характеристики экрана добиться более чёткого и устойчивого изображения чтобы избежать излишней утомляемости. Отличие алфавитноцифровых иногда говорят знакоместных и графических дисплеев состоит в том что: первые способны воспроизводить только ограниченный набор символов причём символы могут выводиться только в определенные позиции экрана чаще всего на экран можно вывести 24 или...