76743

Анатомия эпохи Возрождения

Доклад

Биология и генетика

В методику исследования органов вводятся новые способы: инъекции сосудов и полостей распилы костей консервация органов и тканей новые химические методы бальзамирования измерения и зарисовки органов с подробным описанием. Великий итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи вскрывая трупы производил подробное и тщательное описание анатомических структур сразу же все зарисовывал дополнял измерениями; производил инъекции сосудов желудочков мозга; создавал модели органов чтобы понять их функцию. Позиции европейских университетов в...

Русский

2015-02-01

183.2 KB

2 чел.


 Анатомия эпохи Возрождения

Университеты Европы в XIV-XV веках получили право на проведение анатомических занятий в специальных аудиториях – анатомических театрах – с разрешением вскрытия мертвого тела, изучения его строения, демонстрацией техники препарирования. В методику исследования органов вводятся новые способы: инъекции сосудов и полостей, распилы костей, консервация органов и тканей, новые химические методы бальзамирования, измерения и зарисовки органов с подробным описанием.

В анатомических театрах стали создавать коллекции сухих и влажных препаратов, которые нужно было сохранять длительное время. Для чего использовали, как правило, спиртовые растворы и мумификацию, размещая препараты в специальных помещениях. Постепенно возникали анатомические музеи, и совершенствовалось бальзамирование, которое применялось для сохранения тел знатных и богатых персон, государственных и церковных деятелей. По консервации и хранению анатомических препаратов, бальзамированию появляется специальная литература. При королевских домах устанавливаются должности придворных анатомов, производящих публичные вскрытия, изготовляющих препараты для музеев, кунсткамер. На операциях, выполняемых в те времена нередко цирюльниками, всегда присутствовал анатом, который направлял руку хирурга. Многие открытия держатся в секрете, среди анатомов и врачей нарастает конкуренция.

Великий итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи, вскрывая трупы, производил подробное и тщательное описание анатомических структур, сразу же все зарисовывал, дополнял измерениями; производил инъекции сосудов, желудочков мозга; создавал модели органов, чтобы понять их функцию. К описанию и рисункам мышц и костей применил законы механики, проанализировал мышечную работу в системе рычагов; открыл и описал изгибы позвоночника. Установление Леонардо да Винчи общих закономерностей строения человека, топографических соотношений между органами и выявление функционально-структурных зависимостей превратила эмпирическую анатомию в научную, а его сделала основоположником системной, пластической, топографической и функциональной анатомии. Великолепное знание анатомии помогло создать художнику мировые шедевры, в том числе и портрет Моны Лизы с загадочной улыбкой.

К сожалению, труды Леонардо да Винчи по анатомии стали известны студентам, врачам и анатомам только во второй половине XVIII столетия.

Позиции европейских университетов в изучении анатомии человека в XVI веке окрепли, накопилось много точных фактов, достоверно установленных при вскрытии трупов, препарировании и бальзамировании органов. Положения древнегреческих и древнеримских анатомов и врачей (Гиппократа, Галена и других) все чаще опровергались новыми открытиями.

В европейской анатомии и медицине появляется новый лидер – Андрей Везалий (1514-1564 гг.), профессор Падуанского университета в Италии, который на основе вскрытий, препарирования и зарисовок издает «Анатомические таблицы» — небольшой атлас с достоверным описанием, изображением внутреннего строения человека. В 1543 г. в Базеле выходит многотомный труд А. Везалия «О строении тела человека», а потом краткое учебное пособие для студентов «Эпитоме».

Книги произвели переворот в анатомических представлениях врачей, т.к. разбивали древние каноны схоластической анатомии. Вместе с работами Леонардо да Винчи, Галилея, Коперника они открывали новую эру в истории естествознания.

Высоко оценил труд А. Везалия великий русский физиолог и нобелевский лауреат И.П. Павлов – «Это первая анатомия человека в новейшей истории человечества, не повторяющая только указания и мнения древних авторитетов, а опирающаяся на работу свободного ума».

Учениками и последователями А. Везалия было сделано много новых анатомических открытий, исправлены его ошибки. Вновь открытым органам часто присваиваются имена первооткрывателей: Г. Фаллопий – фаллопиевы (маточные) трубы, Л. Боталло – боталлов проток (артериальный сосуд между аортой и легочным стволом), Н. Гаймор – гайморовы (верхнечелюстная) пазуха, К. Варолий – варолиев мост (часть заднего мозга), Г. Морганьи — морганиевы (гортанные) желудочки и т.д.

Прошло 400 лет, когда на Парижском анатомическом конгрессе в 1954 году, названия органов по авторам были отменены и стали достоянием истории анатомии и медицины.

Анатомические исследования A. Везалия послужили основой для многих открытий в физиологии человека и животных. Благодаря работам М. Сервет, Р. Коломбо, Ч. Гарвея было установлено кровообращение по большому и малому сосудистым кругам. К. Азели описал брыжеечные «млечные» сосуды и движение в них лимфы.

Рукописный перевод «Эпитоме» в 1658 г. на русский язык осуществил монах Чудова монастыря Епифаний Славенецкий, в последующем преподаватель Киево-Могилевской академии и Московской лекарской школы. Церковно-славянский перевод делался для патриарха Никона по экземпляру, купленному у голландцев. Впервые издано «Эпитоме» на современном русском языке в 1974 году.

В «Эпитоме» А. Везалия шесть глав:

  1.  Первая глава – «О костях и хрящах, или о тех частях, которые дают телу опору». Кость называется «простой частью» тела, в черепе точно описаны и нарисованы клиновидная кость и нижняя челюсть, но мелкие кости: сошник, нижняя носовая раковина не выделяются в самостоятельные, а присоединяются к решетчатой кости. По суставам приводятся отдельные и неполные сведения.
  2.  Вторая глава — «О связках костей и хрящей, а также и мышцах, как орудиях произвольного движения». Все мускулы описаны подробно, но обозначены неудобно номерами, у многих мышц указаны функции, места фиксации на костях.
  3.  Третья глава – «Об органах служащих для питания, которое совершается благодаря пище и питью». Подробно и правильно описывается желудок, кишечник, но не упоминаются полость рта, глотка, пищевод. В этой же главе приводятся сведения о почках и мочевыводящих органах и венах, но понять законы кровообращения невозможно из-за допущенных ошибок.
  4.  Четвертая глава — «О сердце и органах, помогающих ему в его функции». Анатомия сердца и легких изложена кратко, предсердия не упоминаются. По А. Везалию, воздух из легких вытягивается сосудами в левый желудочек, где смешивается с «горячей кровью», благодаря чему возникает «жизненный дух», разносимый артериями к органам. В такой трактовке прослеживается влияние Гиппократа, Аристотеля и других древних ученых.
  5.  Глава пятая – «О мозге и органах, созданных для обслуживания мозга». Подробно описаны желудочки с открытыми в них сосудистыми сплетениями; выделены 7 пар черепно-мозговых нервов, но наряду с правильными сведениями в строении нервов много ошибок. Сохраняется верность древнегреческим и древнеримским указаниям о духовном треножнике Платона, о божественных актах царствующей души.
  6.  Глава шестая — «Об органах служащих для продолжения вида». Достоверно излагает строение наружных и внутренних половых органов.

Первые русские анатомы XVIII века (А.П. Протасов, М.И. Шеин, К.И. Шепин, Е.О. Мухин, И.М. Максимович-Амбодик) и XIX века (П.А. Загорский, И.В. Буяльский, Д.Н. Зернов и др.).

7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60063. Загадки про птахів 40.5 KB
  Сизокрилий добрий птах Знається він на листах Голуб Вдень вона лягає спатиБо всю ніч їй знов літати Ловить мишок гризунів З нею їм вже не до снів Сова Як зима вона на гілці І співа мов на сопілці.
60064. Свято Купала. Загальнотабірний захід 78 KB
  Дія відбувається на природі. Дівчата та хлопці вбрані в національні українські костюми; на «відьмі» - чорний плащ з каптуром, мітла. На сцену виходить ведучий-вихователь.
60065. Сценарий посвящен Дню Победы 28.5 KB
  Вот и наступил долгожданный День Победы! 9 Мая—светлый и радостный праздник. 68 лет назад в этот день закончилась война с немецким фашизмом. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве.
60066. Їжачок-хитрячок і лісова школа 50 KB
  Мета. Учити дітей співвідносити кількість предметів із цифрами, розуміти і правильно використовувати слова та вирази: порівну, більше на один, менше на один; виділяти загальні ознаки предметів...
60068. Вечорниці-фантазії “На Андрія робиться дівицям надія” 32 KB
  Заходять дівчата1 ДІВЧИНА: Дівчата не роздягайтеся.2 ДІВЧИНА: Чого причепились Не смішіть не заважайте ідіть геть2 ХЛОПЕЦЬ: Макітру вареників на стіл підемо 1 ДІВЧИНА: Та вже будуть вам вареники їжте хоч лусніть тільки воду дайте донести...
60069. Ранок: «Зимонька – зима» 41 KB
  Вгадайте хто це зима Прийшла до нас бабуся У білому кожусі Поля причепурила Сріблястим снігом вкрила. Зима Прийшла зима біловолоса Неначе білим полотном Блискучим снігом одяглося Село і поле за селом.
60070. Мово рідна, слово рідне… Сценарій свята 36.5 KB
  Епіграф: Мова це думки звук Мова це серця стук. Мова це знань джерело. Мова це птаха крило Мова це наші знання Мова це ти і я Хід свята: 1й ведучий: Добридень всім присутнім в залі: І вчителям і школярам І тим гостям що завітали.
60071. Сценарій тематичного вечора «Память серця» 57 KB
  Диктор 22 червня 1941 року, неділя. Той чорний день пам’ятають всі. Сільський ранок. Невгамовна дітвора вже на вулиці. Яскраве сонце у волошковому небі, лагідний літній вітерець, дітвора, яка раділа погожому дню, ще не знали, що вже дзвонить...