76744

Первые русские анатомы XVIII века

Доклад

Биология и генетика

В становление анатомии и физиологии в Петровской Академии наук внесли вклад Д. Протасов ставший тоже академиком читавшим университетский курс анатомии. В лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии.

Русский

2015-02-01

183.81 KB

0 чел.


 Первые русские анатомы XVIII века

Первые этапы развития анатомии и медицины Российского государства XVIII века озарены гением Петра I, проявившего интерес к подготовке врачей в Голландии, где он посещал лекции и анатомические театры профессоров Ф. Рюйша, Г. Бургава и А. Ван-Левенгука. Для просвещения россиян Петром Великим приобретается анатомическая коллекция для Кунсткамеры, которая по его указу с 1718 года постоянно пополняется эмбриологическими и тератологическими препаратами, сохранившимися в Санкт-Петербурге до наших дней. По возвращению из-за границы в Москву царь организует для бояр цикл лекций и вскрытий, учится сам в Московском анатомическом театре препарировать трупы и производить хирургические операции. В дальнейшем подобные мероприятия стали регулярными и производились в госпиталях, лекарской школе, организованной Петром в Академии наук.

В Москве, Петербурге, Барнауле, Кронштадте и др. городах (более 30) открылись при госпиталях медицинские школы, в которых лекарей по началу обучали иностранные анатомы и хирурги: H.Л. Бидлоо, А. Де-Тильс, Л.Л. Блюментрост и др. В становление анатомии и физиологии в Петровской Академии наук внесли вклад Д. Бернулли, И. Вейтбрехт, И. Дювернуа, в последующем великий М.В. Ломоносов - кандидат медицины Магдебургского университета.

Учеником и последователем академика М.В. Ломоносова был А.П. Протасов, ставший тоже академиком, читавшим университетский курс анатомии. Он известен работами по анатомо-физио-логическому строению желудка, составлению анатомического словаря на русском языке, по судебно-медицинским вскрытиям трупов.

К.И. Щепин — один из первых русских профессоров-анатомов, преподавал на русском языке анатомию, физиологию и хирургию. В Петербургской и Московской госпитальных школах создал программы этих дисциплин, ввел в них клиническую направленность. В лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии. Погиб в Киеве при ликвидации эпидемии чумы.

М.И. Шеин – перевел с немецкого языка учебник анатомии Людвига Гейстера, который и был издан впервые в 1757 году в Петербурге. При этом считал, что правильное познание строения человека полезно для здоровья, исцеления, лечения. Ввел новые анатомические термины на русском языке, сохранившиеся до настоящего времени, создал первый русский анатомический атлас.

Н.М. Максимович-Амбодик – профессор повивальных (акушерских) наук, подготовил первую русскую анатомическую номенклатуру и написал «Анатомо-физиологический словарь». Современные названия органов появились не сразу, например, поджелудочную железу называли «всемясной», «языкообразной», артерию — жилой биючей, вену – жилой кровевозвратной. Поэтому так важна была работа по подбору научных анатомических названий, проводившаяся в течение целого столетия.

В результате из первой анатомической терминологии исчезли многие старославянские обозначения, как лядовия – поясница, рамо – плечевая кость, стечно – бедренная кость, лючкотная вена – легочная вена, хребет – позвоночник, хребетно-костный мозг – спинной мозг. Но многие новые названия закрепились в русской номенклатуре сразу: ключица, лодыжка и др., а некоторые узнаваемо видоизменились: большое берцо – большеберцовая кость, подложечная область от старого названия мечевидного отростка грудины – ложки. Таким образом, истоками русских анатомических названий стала русская лексика и греко-латинская терминология.

П.А. Загорский – академик, при составлении русского учебника анатомии тщательно отобрал основные русские термины. Он основал анатомическую школу в Петербурге, занимался изучением тератологии и сравнительной анатомии. Подготовил достойного ученика – профессора И.В. Буяльского, который опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», написал учебник с анатомическим обоснованием хирургических операций, изобрел много инструментов, предложил новые способы бальзамирования. И.B. Буяльский занимался консервированием анатомических препаратов, используя растворы сулемы для инъецирования кровеносных сосудов, а ее порошок засыпал в полости тела. В развитие анатомии в Петербургской школе сделал вклад А.М. Шумлянский, обнаруживший капсулы вокруг сосудистых клубочков почки (капсула нефрона), установивший прямые связи между артериальными капиллярами в сосудистом клубочке. Академик K.Ф. Bольф длительное время возглавлял анатомический отдел Петербургской Кунсткамеры. Его тератологические коллекции легли в основу работ по порокам и уродствам, что дало начало развитию новой анатомической науки – тератологии.

Профессор Е.О. Мухин преподавал анатомию в Московском университете. После нашествия Наполеона и пожара в Москве восстановил анатомический музей, содержавший до 5000 препаратов. В 1812 году вышел его учебник «Курс анатомии», в котором автор пропагандировал русскую анатомическую терминологию.

Профессор Д.Н. 3ернов долгие годы руководил Московской кафедрой анатомии; успешно изучал органы чувств, изменчивость борозд, извилин головного мозга и критиковал теорию Чезаро Ломброзо о наследственных факторах преступной личности, о соответствии некоторых типов лица, мозга агрессивно-злобному поведению.

В.А. Бец – представитель Киевской анатомической школы, открывший в извилинах мозга большие пирамидные клетки, названные по его фамилии. В Харькове профессор А.К. Белоусов изучал иннервацию сосудов, предложил новый метод инъекции анатомических препаратов.

Становление анатомии как науки и учебного предмета в XVIII и XIX веках происходило вначале благодаря приглашенным Петром I иностранным специалистам, которые подготовили очень скоро учеников и последователей в Петербурге и Москве. Обе школы стали ведущими, в провинциальные университеты они направляли своих выпускников, которые основывали кафедры, ставили анатомическую науку, обучали врачей.

Развитие врачевания на востоке России испытывало влияние тибетской и китайской медицины, народной медицины народностей Севера и Дальнего Востока. В Бурятии с середины ХYIII столетия появляются медицинские школы (мамба-дацаны) при Буддийских монастырях. Они используют для обучения медицинскую литературу, способы диагностики и лечения, инструменты из Монголии, Тибета, Индии и Китая. Так Ацагатскую школу основал эмги-лама Ирелтуев – искусный лекарь и педагог. Полный курс обучения занимал в ней 6 лет, и строение человека всегда рассматривалось под ведущим влиянием функции. В середине ХIХ века в Агинском дацане (монастыре) учились тибетской медицине братья Бадмаевы Цультим и Жамсадин, позже принявшие православие под именами Александра и Петра (крестники императора Александра III). Они получили университетское медицинское образование в Санкт-Петербурге. Оба имели большую практику в столице в аристократических и дворянских кругах, участвовали в политических и дворцовых интригах.

Определенный вклад в развитие восточной медицины в России внесли и другие ученые и практики. Так известный Алтайский географ и этнолог Г.Н. Потанин опубликовал статью о Бурятских названиях лекарственных растений, применяемых в тибетской и народной медицине. Калмык Дамбо Ульянов – главный лекарь и лама Донского казачьего войска - перевел с тибетского на русский медицинские трактаты «Чжуд-ши», «Лхантаб» и др.

В Сибири первый университет был открыт в городе Томске в 1870 году. Медицинский факультет в нем заработал с 1876 года под руководством известных профессоров Казанской школы А.С. Догеля и А.Е. Смирнова. Все последующие Сибирские и Дальневосточные медицинские институты и факультеты открылись в годы Советской власти. Алтайский медицинский институт появился в Барнауле в 1954 году в связи с массовым освоением целинных и залежных земель. Его профессиональное становление проходило под влиянием и непосредственном участии ученых и преподавателей столичных и Томского медицинских вузов, но в определенном смысле он стал правопреемником Барнаульской лекарской школы ХYIII столетия, открытой по велению Петра I.

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6445. Древние строительные технологии Сибири 27.33 KB
  Древние строительные технологии Сибири Первые стоянки древнего человека в Сибири относятся еще к эпохе палеолита(а это около 2 млн. лет назад). Довольно тяжело себе это представить, но это именно так. Но, отнюдь, древний человек жил не в пещерах, а...
6446. Познание мира человеком сквозь призму философии техники и технического прогресса 27.15 KB
  Познание мира человеком сквозь призму философии техники и технического прогресса Познание мира представляет собой все усложняющийся процесс не только преодоления неведомого и накопления истинных знаний, это процесс, сопровождающийся включением в себ...
6447. Адаптация таджикских мигрантов в г. Шелехове иркутской области 27.78 KB
  Адаптация таджикских мигрантов в г. Шелехове иркутской области В конце XX столетия миграционные процессы во всем мире, в том числе и в России, достигли небывалого размаха. Человечество пережило массовое переселение, которого никогда прежде не видела...
6448. Анализ жизненной стратегии студенческой молодёжи г. Иркутска (по результатам социологического исследования) 30.93 KB
  Анализ жизненной стратегии студенческой молодёжи г. Иркутска (по результатам социологического исследования) Формирование жизненной стратегии можно определить как сознательный и творческий процесс выстраивания человеком своего будущего, основанный на...
6449. Анализ семейных ценностей современной российской молодежи 25.94 KB
  Анализ семейных ценностей современной российской молодежи Для большинства людей семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом. Словом, все то, без чего семью и назвать-то семьей сложно. Бо...
6450. Изменение визуального образа семьи: Анализ фотографий 26.55 KB
  Изменение визуального образа семьи: Анализ фотографий В современное время, благодаря развитию информационных технологий, существует огромное множество семейных фотографий. При этом мало кто задумывается, как раньше запечатляли свою жизнь на фо...
6451. Конфликты в повседневной студенческой жизни 32.81 KB
  Конфликты в повседневной студенческой жизни Человек - коллективное существо и нуждается в общении с другим. Тем не менее, в повседневной жизни возникают конфликты различной сложности и направленности. А.Г. Здравомыслов в своей книге Соц...
6452. Мифы в семье: социологический анализ 33.21 KB
  Мифы в семье: социологический анализ Под мифом часто понимают рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит. Социальная функция мифа при этом не всегда одинакова и зависит от степени культуры народа. В соврем...
6453. Многодетная семья и особенности ее функционирования в современном обществе 41.55 KB
  Многодетная семья и особенности ее функционирования в современном обществе Сегодня в российском обществе многодетность воспринимается как подвергаемая сомнениям ценность. Хотя в ней усматривают символ семейственности и семейного счастья, и о многоде...