76748

Отечественные анатомы XX века

Доклад

Биология и генетика

Открылись новые кафедры анатомии человека лаборатории и институты морфологии. Большую роль в обмене опытом и консолидации морфологов сыграл журнал Архив анатомии гистологии эмбриологии основанный в 1916 г. Целая плеяда выдающихся российских ученыханатомов заняла лидерские позиции и сделала огромный вклад в развитие анатомии советского периода.

Русский

2015-02-01

185.74 KB

3 чел.


 Отечественные анатомы XX века

После Великой Октябрьской социалистической революции наступил новый этап в развитии анатомии, связанный с открытием новых учебных и научно-исследовательских институтов, с оказанием государственной помощи в развертывании научных работ по морфологии. В 1922 г. состоялся в Петрограде I съезд анатомов, гистологов, эмбриологов, заложивший в традицию научное общение морфологов через каждые 3-5 лет. Открылись новые кафедры анатомии человека, лаборатории и институты морфологии. Большую роль в обмене опытом и консолидации морфологов сыграл журнал «Архив анатомии, гистологии, эмбриологии», основанный в 1916 г. профессором А.С. Догелем. Целая плеяда выдающихся российских ученых-анатомов заняла лидерские позиции и сделала огромный вклад в развитие анатомии советского периода.

Воробьев Владимир Петрович (1876–1937) окончил медицинский факультет Харьковского университета (еще будучи студентом, выполнил научные работы по сосудам сухожилий стопы и вывихам костей запястья). После революции возглавил кафедру анатомии в Харькове, где под его руководством сформировалась научная школа, изучавшая строение периферических нервов на уровне макро- микроскопического поля видения. При освоении нового метода макро–микроскопии он изобрел способ препарирования под водой и падающей каплей, метод прижизненного окрашивания нервов метиленовым синим, метод контрастирования тканей хлорным золотом с последующим восстановлением его муравьиной кислотой и метиленовой синькой.

Благодаря указанным методикам и техническим усовершенствованиям мало разрешающих микроскопов со стереоэффектом стало возможным объемное представление о взаимоотношениях между нервами при переходе их с макроуровня на микроскопическое поле зрения. На основе данных по морфологии нервов сердца он разработал специальные электроды для стимуляции сердечной нервной системы в хронических экспериментах, которые проводились при консультации великого физиолога и Нобелевского лауреата И. П. Павлова.

Под руководством В. П. Воробьева было подготовлено много кандидатов и докторов наук для новых медицинских вузов. Для учебных целей он написал и выпустил два тома «Анатомии человека» и оригинальный трехтомный атлас, в котором были представлены не только рисунки и схемы, но и — впервые – документальные фотографии с препаратов, особенно по нервной системе. Его монография по строению периферических нервов издавалась в Германии и получила мировое признание.

Несомненный вклад в развитие бальзамирования внес В.П. Bоробьев, когда по поручению советского правительства бальзамировал тело В.И. Ленина, сохраняющееся более 70 лет открыто и доступно для обозрения.

Владимир Николаевич Tонков (1872–1954) — выпускник Военно-медицинской академии Санкт-Петеpбуpгa, оставленный в ней для подготовки к профессорскому званию. Для чего проходит усовершенствование не только на кафедре анатомии академии, но и в анатомических институтах Германии, Австрии, Швейцарии. Вернувшись в Россию становится профессором анатомии женского медицинского института (Бестужевские курсы), потом руководит кафедрой анатомии в Казанском университете и возвращается заведовать кафедрой в Военно-медицинскую академию, где работает до конца своей жизни, достигнув высокого поста президента Академии.

В анатомической науке применял он подход на основе анализа и синтеза, считая, что анатом-исследователь должен вначале разложить организм, систему, орган на части, изучить всесторонне связи между ними, а потом воссоздать в целом, объяснив строение, назначение органа и его взаимосвязь с другими. Используя классические анатомические методы – препарирование, инъекции сосудов, а также эксперименты на животных – раскрыл морфологические пути и функциональные возможности коллатерального кровообращения, его перестройку при перевязках артерий, вен; образовании в них тромбов. Эти исследования обогатили практическую медицину знанием артериальных и венозных анастомозов, основных и дополнительных коллатералей, возникающих при нарушении кровообращения. Все это помогло сформулировать лечебную доктрину при сосудистых поражениях.

Как выдающийся педагог и организатор подготовил 16 профессоров. Он был одним из руководителей Всесоюзного научно-медицинского общества анатомов, гистологов, эмбриологов. Дослужился до высокого звания генерал-полковника Советской Армии, награжден многими орденами и медалями. С 1944 года – действительный член академии наук СССР. Под его редакцией вышел учебник анатомии человека, по которому учились студенты до 60-х годов XX столетия. Его преемник по кафедре Б.А. Долго-Сабуров продолжил исследование сосудистой системы, обобщив результаты в известных монографиях «Иннервация вен» и «Анастомозы и пути окольного кровообращения у человека».

Иосифов Гордей Максимович (1870–1933) — выдающийся ученый анатом-лимфолог, начавший свои исследования в Томском университете еще до революции и продолживший их в советский период в Воронежском медицинском институте. Он разработал тушь — желатиновую массу для наливки лимфатических сосудов и установил закономерности движения лимфы, сформулировав концепцию о функциональной роли лимфатических коллекторов. Под его руководством сложилось новое направление в лимфологии, в разработке которого участвовала большая группа молодых исследователей. Из них выросли знаменитые анатомы, профессора А. П. Азбукин, Д. А. Жданов, В. Н. Надеждин и другие, возглавившие кафедры в различных медицинских институтах.

Дмитрий Аркадьевич Жданов (1903–1971) выпускник Воронежского медицинского института и ученик профессора Г. М. Иосифова начал изучение лимфосистемы с капилляров костей, суставов, мышц, фасций, оболочек и периферических нервов. Он первым в мире получил рентгеновские изображения грудного лимфатического протока и его притоков у живого человека, раненого в шею.

В дальнейших исследованиях он установил много новых закономерностей:

  1.  архитектоника лимфокапилляров и сплетений внутриорганных лимфососудов определяются условиями и особенностями строения и функции органа (органоспецифичность лимфососудов);
  2.  сети лимфокапилляров и сплетений лимфососудов интимно связаны с кровеносными сосудами, прилегая к венозной части сосудистых сплетений;
  3.  лимфососуды подвержены возрастной, индивидуальной изменчивости, а при образовании опухолей становятся транспортом для опухолевых клеток (метастазы);
  4.  ультраструктурные различия лимфатических и кровеносных сосудов определяются функциональными особенностями, а эндотелий лимфокапилляров обладает фагоцитарной активностью;
  5.  отсутствие базальной мембраны в лимфокапиллярах дает возможность резорбции коллоидных растворов крупнодисперсных белков, других веществ, чем поддерживается необходимое равновесие обменных процессов.

В монографиях Д. А. Жданова «Функциональная анатомия грудного протока и главных лимфатических коллекторов и узлов туловища», «Общая анатомия и физиология лимфатической системы» отражены новые сведения, за что автор награждается государственными премиями.

Д. А. Жданов и его ученики М. Р. Сапин, И. Г. Акмаев, исследуя сосуды эндокринных желез, установили нервно-сосудистые связи гипоталамуса и гипофиза, разрешили спорную проблему по оттоку крови в портальной системе гипофиза, проиллюстрировав, сложные сосудистые связи оригинальной цветной схемой.

Д. А. Жданов – действительный член АМН СССР, под его руководством выполнены 21 докторская диссертация, 75 кандидатских. Его учениками и последователями стали известные ученые Ю. И. Бородин (Новосибирск), Н. В. Крылова, М. Р. Сапин, Г. С. Сатюкова (Москва). Высшим признанием достижений советской морфологии было избрание Д. А. Жданoвa Президентом Всемирной ассоциации анатомов, которая состоялась в 1970 г. на IX Международном конгрессе в Ленинграде. Д. А. Жданов проявлял живой интерес к истории анатомии, будучи знатоком живописи, распознал в «Портрете неизвестного» (коллекция Эрмитажа) Андрея Везалия — выдающегося анатома Эпохи Возрождения.

Во втором Московском медицинском институте, а теперь университете, в советский период работали тоже выдающиеся анатомы – профессора А. А. Дешин, П. П. Дьяконов, В. Н. Терновский, академик В. В. Куприянов. Особенно известными стали исследования по строению микрососудов, за которые академику В. В. Куприянову и его сотрудникам присуждена Государственная премия. В Московском стоматологическом институте кафедру долго возглавлял профессор С. С. Михайлов, по учебнику которого до сих пор обучаются студенты.

Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.

12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32669. Методы управления 57.5 KB
  Огут быть сгруппированы по: Объекту управления Федер. Субъекту управления организационнораспорядительные хозяйственные Целям стратегического управления тактического оперативного Механизму влияния социальнополитические организационнораспорядительные организационнопедагогические Стилю авторитарные демократические либеральные Времени управленческих действий перспективные долгосрочные текущие Методы управления это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного...
32670. Классификация подходов к управлению образовательным процессом 53 KB
  В качестве основы управления педагогическими системами а образовательный процесс представляет собой педагогическую систему Н. Коммуникативная функция нацелена на построение необходимых взаимоотношений и связей между субъектами управления. Конаржевский в процессе управления школой выделяет следующие функции: педагогический анализ планирование организацию внутришкольный контроль регулирование. Якунин рассматривая обучение как процесс управления в качестве относительно самостоятельных но взаимосвязанных функций управления выделяет:...
32671. Общее понятие систем 152 KB
  Системный подход – это подход к исследованию объекта проблемы процесса явления организации как системы в которой выделены элементы внутренние и внешние связи наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта На сегодняшний день существует большое разнообразие конкретных моделей системного подхода к управлению. Сущность системного подхода заключается в исследовании наиболее общих форм организации которое предполагает...
32672. Общая характеристика образовательных систем 133 KB
  Поэтому происходит обновление деятельности всех звеньев системы образования. В новых социокультурных условиях остро стоит проблема формирования целостной системы непрерывного образования в России. Принцип непрерывности предполагает что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни.
32673. Образовательный процесс как система 59.5 KB
  Уровни образовательного процесса. Компоненты и структура образовательного процесса. В образовательном учреждении можно выделить большое разнообразие образовательных систем: целостный педагогический образовательный процесс процесс обучения; процесс воспитания учебное занятие Понятие процесса образовательного процесса.
32675. Понятие управления и педагогического менеджмента 127.5 KB
  Усложняются задачи управления. Отметим что в российской практике управления образовательными учреждениями а капитана корабля естественно сравнивать с руководителем школы или образовательного учреждения иного типа управленческие цели продолжают ставить чаще всего исходя из анализа состояния образовательного процесса то есть заказ является внутренним а не исходя из изменяющихся общественных потребностей внешний по отношению к учреждению заказ. На следующем этапе управления капитану необходимо построить уже конкретную программу...
32676. Эволюция управленческой мысли 55.5 KB
  Фредерик Уинслоу Тейлор опубликовал книгу Принципы научного управления. Выделяются 4 важнейших подхода: Подход с позиций выделения различных школ управления иначе его называют классическим или традиционным подходом Первая половина ХХ века 18851950 Школа научного управления 18851920 Административная школа 19201950 Школа психологии и человеческих отношений 19301950 Школа науки управления количественная школа 1950 1.Ситуационный подход 1960 Характеризуется тем что пригодность различных методов управления...