76748

Отечественные анатомы XX века

Доклад

Биология и генетика

Открылись новые кафедры анатомии человека лаборатории и институты морфологии. Большую роль в обмене опытом и консолидации морфологов сыграл журнал Архив анатомии гистологии эмбриологии основанный в 1916 г. Целая плеяда выдающихся российских ученыханатомов заняла лидерские позиции и сделала огромный вклад в развитие анатомии советского периода.

Русский

2015-02-01

185.74 KB

3 чел.


 Отечественные анатомы XX века

После Великой Октябрьской социалистической революции наступил новый этап в развитии анатомии, связанный с открытием новых учебных и научно-исследовательских институтов, с оказанием государственной помощи в развертывании научных работ по морфологии. В 1922 г. состоялся в Петрограде I съезд анатомов, гистологов, эмбриологов, заложивший в традицию научное общение морфологов через каждые 3-5 лет. Открылись новые кафедры анатомии человека, лаборатории и институты морфологии. Большую роль в обмене опытом и консолидации морфологов сыграл журнал «Архив анатомии, гистологии, эмбриологии», основанный в 1916 г. профессором А.С. Догелем. Целая плеяда выдающихся российских ученых-анатомов заняла лидерские позиции и сделала огромный вклад в развитие анатомии советского периода.

Воробьев Владимир Петрович (1876–1937) окончил медицинский факультет Харьковского университета (еще будучи студентом, выполнил научные работы по сосудам сухожилий стопы и вывихам костей запястья). После революции возглавил кафедру анатомии в Харькове, где под его руководством сформировалась научная школа, изучавшая строение периферических нервов на уровне макро- микроскопического поля видения. При освоении нового метода макро–микроскопии он изобрел способ препарирования под водой и падающей каплей, метод прижизненного окрашивания нервов метиленовым синим, метод контрастирования тканей хлорным золотом с последующим восстановлением его муравьиной кислотой и метиленовой синькой.

Благодаря указанным методикам и техническим усовершенствованиям мало разрешающих микроскопов со стереоэффектом стало возможным объемное представление о взаимоотношениях между нервами при переходе их с макроуровня на микроскопическое поле зрения. На основе данных по морфологии нервов сердца он разработал специальные электроды для стимуляции сердечной нервной системы в хронических экспериментах, которые проводились при консультации великого физиолога и Нобелевского лауреата И. П. Павлова.

Под руководством В. П. Воробьева было подготовлено много кандидатов и докторов наук для новых медицинских вузов. Для учебных целей он написал и выпустил два тома «Анатомии человека» и оригинальный трехтомный атлас, в котором были представлены не только рисунки и схемы, но и — впервые – документальные фотографии с препаратов, особенно по нервной системе. Его монография по строению периферических нервов издавалась в Германии и получила мировое признание.

Несомненный вклад в развитие бальзамирования внес В.П. Bоробьев, когда по поручению советского правительства бальзамировал тело В.И. Ленина, сохраняющееся более 70 лет открыто и доступно для обозрения.

Владимир Николаевич Tонков (1872–1954) — выпускник Военно-медицинской академии Санкт-Петеpбуpгa, оставленный в ней для подготовки к профессорскому званию. Для чего проходит усовершенствование не только на кафедре анатомии академии, но и в анатомических институтах Германии, Австрии, Швейцарии. Вернувшись в Россию становится профессором анатомии женского медицинского института (Бестужевские курсы), потом руководит кафедрой анатомии в Казанском университете и возвращается заведовать кафедрой в Военно-медицинскую академию, где работает до конца своей жизни, достигнув высокого поста президента Академии.

В анатомической науке применял он подход на основе анализа и синтеза, считая, что анатом-исследователь должен вначале разложить организм, систему, орган на части, изучить всесторонне связи между ними, а потом воссоздать в целом, объяснив строение, назначение органа и его взаимосвязь с другими. Используя классические анатомические методы – препарирование, инъекции сосудов, а также эксперименты на животных – раскрыл морфологические пути и функциональные возможности коллатерального кровообращения, его перестройку при перевязках артерий, вен; образовании в них тромбов. Эти исследования обогатили практическую медицину знанием артериальных и венозных анастомозов, основных и дополнительных коллатералей, возникающих при нарушении кровообращения. Все это помогло сформулировать лечебную доктрину при сосудистых поражениях.

Как выдающийся педагог и организатор подготовил 16 профессоров. Он был одним из руководителей Всесоюзного научно-медицинского общества анатомов, гистологов, эмбриологов. Дослужился до высокого звания генерал-полковника Советской Армии, награжден многими орденами и медалями. С 1944 года – действительный член академии наук СССР. Под его редакцией вышел учебник анатомии человека, по которому учились студенты до 60-х годов XX столетия. Его преемник по кафедре Б.А. Долго-Сабуров продолжил исследование сосудистой системы, обобщив результаты в известных монографиях «Иннервация вен» и «Анастомозы и пути окольного кровообращения у человека».

Иосифов Гордей Максимович (1870–1933) — выдающийся ученый анатом-лимфолог, начавший свои исследования в Томском университете еще до революции и продолживший их в советский период в Воронежском медицинском институте. Он разработал тушь — желатиновую массу для наливки лимфатических сосудов и установил закономерности движения лимфы, сформулировав концепцию о функциональной роли лимфатических коллекторов. Под его руководством сложилось новое направление в лимфологии, в разработке которого участвовала большая группа молодых исследователей. Из них выросли знаменитые анатомы, профессора А. П. Азбукин, Д. А. Жданов, В. Н. Надеждин и другие, возглавившие кафедры в различных медицинских институтах.

Дмитрий Аркадьевич Жданов (1903–1971) выпускник Воронежского медицинского института и ученик профессора Г. М. Иосифова начал изучение лимфосистемы с капилляров костей, суставов, мышц, фасций, оболочек и периферических нервов. Он первым в мире получил рентгеновские изображения грудного лимфатического протока и его притоков у живого человека, раненого в шею.

В дальнейших исследованиях он установил много новых закономерностей:

  1.  архитектоника лимфокапилляров и сплетений внутриорганных лимфососудов определяются условиями и особенностями строения и функции органа (органоспецифичность лимфососудов);
  2.  сети лимфокапилляров и сплетений лимфососудов интимно связаны с кровеносными сосудами, прилегая к венозной части сосудистых сплетений;
  3.  лимфососуды подвержены возрастной, индивидуальной изменчивости, а при образовании опухолей становятся транспортом для опухолевых клеток (метастазы);
  4.  ультраструктурные различия лимфатических и кровеносных сосудов определяются функциональными особенностями, а эндотелий лимфокапилляров обладает фагоцитарной активностью;
  5.  отсутствие базальной мембраны в лимфокапиллярах дает возможность резорбции коллоидных растворов крупнодисперсных белков, других веществ, чем поддерживается необходимое равновесие обменных процессов.

В монографиях Д. А. Жданова «Функциональная анатомия грудного протока и главных лимфатических коллекторов и узлов туловища», «Общая анатомия и физиология лимфатической системы» отражены новые сведения, за что автор награждается государственными премиями.

Д. А. Жданов и его ученики М. Р. Сапин, И. Г. Акмаев, исследуя сосуды эндокринных желез, установили нервно-сосудистые связи гипоталамуса и гипофиза, разрешили спорную проблему по оттоку крови в портальной системе гипофиза, проиллюстрировав, сложные сосудистые связи оригинальной цветной схемой.

Д. А. Жданов – действительный член АМН СССР, под его руководством выполнены 21 докторская диссертация, 75 кандидатских. Его учениками и последователями стали известные ученые Ю. И. Бородин (Новосибирск), Н. В. Крылова, М. Р. Сапин, Г. С. Сатюкова (Москва). Высшим признанием достижений советской морфологии было избрание Д. А. Жданoвa Президентом Всемирной ассоциации анатомов, которая состоялась в 1970 г. на IX Международном конгрессе в Ленинграде. Д. А. Жданов проявлял живой интерес к истории анатомии, будучи знатоком живописи, распознал в «Портрете неизвестного» (коллекция Эрмитажа) Андрея Везалия — выдающегося анатома Эпохи Возрождения.

Во втором Московском медицинском институте, а теперь университете, в советский период работали тоже выдающиеся анатомы – профессора А. А. Дешин, П. П. Дьяконов, В. Н. Терновский, академик В. В. Куприянов. Особенно известными стали исследования по строению микрососудов, за которые академику В. В. Куприянову и его сотрудникам присуждена Государственная премия. В Московском стоматологическом институте кафедру долго возглавлял профессор С. С. Михайлов, по учебнику которого до сих пор обучаются студенты.

Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.

12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44735. Present Participle. Continuous Tenses (Active, Passive). Quantifiers: some, any, no, much, many, little, a little, few, a few 82 KB
  Prctice reding the following wordcombintions: Tken into ccount for exmple in order to in fct in the lnguge of science in everydy life connected with the ide of time stte of rest stte of motion from motion to rest in scientific sense of the word the force is pplied to result in no work the mount of performed work the product of the force by the distnce the bility to work different kinds of energy ll moving bodies to drive the wterwheels of turbines. TEXT 3 FORCE WORK ENERGY ND POWER In the lnguge of science few words...
44736. Perfect Tenses (Active, Passive). Numerals. Cleft sentences: it is (was)…that (who) 66.5 KB
  In our scientific ge there is generl belief tht ll science s it grows to perfection becomes mthemticl in its ides. It is generlly true tht in the development of lgebr three stges hve been pssed successively: verbl bbrevited nd symbolic. Verbl lgebr is chrcterized by the complete bsence of ny symbols except of course tht the words themselves re used in their symbolic sense.
44737. Роль мультимедиа в повышении эффективности процесса обучения экономике 136.5 KB
  Практические аспекты использования мультимедиа в процессе обучения экономике. Особенности проведения медиа-урока: доходы и расходы семьи. Сравнительный анализ традиционного и нетрадиционного (с использованием мультимедиа) урока...
44738. РАЗВИТИЕ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ 459 KB
  Изучить основные направления в части оценки состояния номенклатуры и ассортимента продуктов и услуг российских банков, предоставляемых клиентам. Оценить эффективность приоритетов развития и перспектив внедрения новых продуктов и услуг, путей и способов реализации. Разработать рекомендации по внедрению новых продуктов и услуг в банковской среде, предоставляемых клиентам.
44739. Основы психологии и педагогики 615 KB
  Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» является формирование у будущих специалистов универсальных психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга социально-личностных и профессиональных задач в сфере любой профессии.
44740. Горная выработка. Проведение горных выработок 446.5 KB
  Горнодобывающая промышленность является одной из отраслей экономики России, на основе которой развиваются металлургия, химическая промышленность, машиностроение, электродобывающая и другие отрасли.
44741. Минимизация и факторизация булевой функции 896.5 KB
  При переходе от кубической записи булевой функции к функциональной схеме переменные одного куба объединяются знаком конъюнкции, т.е. являются входами одной схемы И, все кубы объединяются друг с другом знаком дизъюнкции
44742. Экранирование магнитного поля 119 KB
  Конструкторно-технологические мероприятия по локализации возможности образования условий возникновения каналов утечки информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок в технических средствах обработки и передачи информации сводятся к рациональным конструкторно-технологическим решениям
44743. Cинус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника 1.24 MB
  Цели урока: Образовательные: Проверить знания умения и навыки учащихся по темам Применение теории подобия треугольников при решении задач и Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.