76754

Развитие черепа в онтогенезе

Доклад

Биология и генетика

Кости лицевого черепа развиваются на основе висцеральных дуг которых закладывается 5 пар а между ними – 5 пар висцеральных карманов старое название жаберные дуги и жаберные карманы. Висцеральные дуги для лицевого черепа. Ядра точки окостенения подразделяются на: первичные 4150 появляющиеся во внутриутробном периоде в костях мозгового черепа их больше всего начало появления 78 недели к рождению они образуют 20 крупных очагов оссификации; вторичные появляющиеся после рождения; в больших костях черепа их мало но между костями в...

Русский

2015-02-01

191.91 KB

21 чел.


 Развитие черепа в онтогенезе

Кости черепа возникают из мезенхимы, окружающей развивающийся головной мозг, который и определяет формообразование мозгового и части лицевого черепа. Мезенхимный покров сначала превращается в фиброзную оболочку, по форме соответствующую мозговым пузырям.

В ней различают крупный зачаток – мозговую капсулу, дающую начало развитию плоских костей свода и основания как из соединительной ткани, так и из хряща и в частности:

  1.  теменным костям, лобной, верхней части чешуи затылочной, барабанной части и чешуе височной кости – на основе соединительной ткани, которая превращается сразу же в костную (двух стадийный путь развития: соединительно-тканная и костная фазы – первичные, покровные кости);
  2.  клиновидной кости, кроме медиальной пластинки крыловидных отростков; затылочной кости (базилярной части), каменистой части височной — на основе парахордальных хрящей, лежащих в области основания (трех стадийный путь развития: соединительно-тканная, хрящевая и костная фазы – вторичные кости).

Второй зачаток — слуховая хрящевая капсула, из которой развиваются органы слуха и равновесия, барабанная полость, размещающиеся внутри пирамиды (барабанной части) височной кости.

Третий зачаток — носовая капсула, в которой:

  1.  на основе соединительной ткани формируются скуловые, небные, слезные и носовые кости, сошник;
  2.  на основе прехордального хряща – решетчатая кость и нижняя носовая раковина.

Кости лицевого черепа развиваются на основе висцеральных дуг, которых закладывается 5 пар, а между ними – 5 пар висцеральных карманов (старое название жаберные дуги и жаберные карманы). Лицевой (висцеральный) череп развивается под определяющим влиянием мозга, органов дыхательной и пищеварительной системы, связанных с лицевым отделом и наружным основанием.

Висцеральные дуги для лицевого черепа.

  1.  Первая висцеральная дуга с верхне- и нижнечелюстными отростками и лобный отросток мозговой капсулы формируют кости глазничной впадины, полостей носа и рта – верхние и нижнюю челюсти и слуховые косточки — молоточек и наковальня.
  2.  Из второй висцеральной дуги (подъязычной) возникают: стремя (слуховая косточка), шиловидный отросток височной кости, малые рога и часть тела подъязычной кости, шилоподъязычная связка.
  3.  Из третьей висцеральной дуги развиваются большие рога и часть тела подъязычной кости.

Остальные висцеральные дуги (4-я и 5-я) формируют хрящи и мышцы гортани, часть передних мышц шеи.

Соединительно-тканный череп принадлежит двухнедельному зародышу, хрящи в нем появляются в конце эмбрионального периода на 7-й неделе и в начале плодного. Окостенение происходит в более длительные сроки, которые разнятся у отдельных костей.

Ядра (точки) окостенения подразделяются на:

  1.  первичные (41-50), появляющиеся во внутриутробном периоде, в костях мозгового черепа их больше всего, начало появления 7-8 недели, к рождению они образуют 20 крупных очагов оссификации;
  2.  вторичные, появляющиеся после рождения; в больших костях черепа их мало, но между костями, в швах, они появляются в течение всей жизни.

Всего в черепе появляется около 120 ядер окостенения.

Формообразование черепа, развитие его костей определяется опережающим развитием головного мозга, а также развитием верхних дыхательных путей и органов пищеварения.

Индивидуальные особенности черепа оцениваются при помощи краниометрических измерений и краниоскопического описания составляющих его структур. Для установления формы черепа измеряют его длину, ширину и высоту и по соотношению размеров между собой вычисляют поперечно–продольный (черепной), высотно–продольный и высотно-широтный указатели (индексы).

Длина черепа или продольный диаметр (размер) есть прямое расстояние между глабеллой и наружным затылочным выступом, ширина или поперечный диаметр – наибольшее расстояние между правой и левой точками эурион на теменно-височной чешуе и оно перпендикулярно длине, высота или высотный диаметр – расстояние, между точками брегма и базион. Точка Брегма находится на стыке стреловидного шва с венечным, точка базион – на переднем крае большого затылочного отверстия.

Все измерения проводятся толстотным циркулем или в специальном аппарате (краниостате) с обязательной установкой черепа в плоскости ушно-глазничной (франкфуртской) горизонтали, которая проходит через верхний край левого наружного слухового отверстия и левый подглазничный край.

Указатели вычисляются по размерам и представляют процентное соотношение между ними.

Черепной указатель (индекс) – ширина умноженная на 100 и разделенная на длину.

По этому указателю различают овоидную или долихокранную форму (индекс мене 75%), среднюю или мезокранную форму (индекс в пределах 75–80%) и круглую или брахикранную (индекс более 80 %).

В человеческой популяции встречается до 55-60 % брахикранных, до 20-25% мезокранных и до 10-15 % долихокранных форм. Однако, это распределение подвержено эпохальным колебаниям, связанным с нарастанием или убылью брахикранной формы.

Высотно-продольный указатель есть отношение высоты к длине умноженное на 100. Благодаря чему выделяют низкую или хамекранную форму с индексом менее 70%, среднюю или ортокранную форму – 70-75% и высокую, гипсикранную форму – более 75%.

По высотно-широтному индексу (отношение высоты к ширине*100) различают узкую (тапейнокранную) форму – индекс менее 92%, среднюю (метриокранную) форму с индексом 92-98% и широкую (акрокранную) с индексом более 98%.

По главным размерам можно узнать и объем черепа, для чего чаще употребляют формулу Пирсона: мужской череп = 542,6 + 0,000266*Д*Ш*В, женский череп = 812,0 + 0,000156*Д*Ш*В, где Д – длина, Ш – ширина, и В – высота черепа.

Средний объем черепа у мужчин составляет 1350–1400 см 3, а у женщин на 10 % меньше (1150–1260 см 3). Индивидуальные вариации объема колеблются от 1000 до 2000 см 3 и зависят от изменения массы и объема головного мозга, но это никак не сказывается на умственных способностях человека.

При краниоскопии описывают разные структуры – бугры, отростки, линии, отверстия, борозды и т.д., образующие рельеф наружной и внутренней оболочки черепа, используя для оценки балльную систему. Для этого избирают определенную по направлению позицию или норму: сверху – вертикальную, снизу – базилярную, сбоку – латеральные правую и левую, спереди – лицевую, сзади — затылочную. В каждой из них рассматривают, описывают, зарисовывают и оценивают по баллам форму и рельеф, последовательность расположения и особенности строения.

Индивидуальная форма лицевого черепа определяется измерением высоты между точками назион-гнатион, (первая находится на пересечении носолобного шва с носовым, вторая – в месте наиболее выступающей книзу части подбородка), а также скулового диаметра (ширины лица). Указанный диаметр есть прямое расстояние между точками зигион скуловой дуги – наиболее выступающими в латеральном направлении.

Лицевой индекс составляет отношение высоты к ширине, умноженное на 100. По лицевому указателю выделяют широкое лицо – эурипрозопная форма (индекс мене 85%), среднее – мезопрозопная форма (индексы 85-90%) и узкое – лептопрозопная форма (индекс более 90%).

Для характеристики лицевого черепа важен угол выступания кпереди челюстей (лицевой угол, формирующий профиль лица), сторонами которого являются ушно-глазничная горизонталь и передняя сагиттальная линия, проведенная через точки – глабеллу, назион, гнатион. По этому углу различается прогнатный тип (прогнатия) при 70-79,9 градусах, мезогнатный (мезогнатия) с углами в 80-84,9 градусов и ортогнатный тип (ортогнатия) при 90 и более градусах. По лицевому углу можно различать расово-этническую принадлежность черепа.

Краниометрические измерения проводятся и на рентгенограммах, но при этом учитываются проекционные изменения размеров. Объем черепа можно вычислить по упрощенной формуле Р = 1/3(Д + Ш + В).

Возрастная изменчивость черепа

Анатомические особенности в строении черепа новорожденного

Роднички – неокостеневшие, перепончатые участки костей находятся в своде мозгового черепа в виде фиброзных широких полос. Они имеют ромбовидную и треугольную формы и подразделяются на передний (лобный) и задний (затылочный) – непарные, клиновидный – правый и левый, сосцевидный — правый и левый.

Неокостеневшие швы, представлены узкими полосками соединительной ткани.

Неокостеневшие синхондрозы располагаются в основании черепа и соединяют хрящами между собой кости основания. Некоторые кости – височные, лобная, решетчатая, клиновидная, затылочная, нижняя челюсть еще разделены на части хрящами или фиброзной тканью.

Мозговой череп в 8 раз больше лицевого.

Свод мозгового черепа преобладает над плоским и малообъемным основанием. В своде хорошо выражены лобные, теменные бугры, основание — короткое и плоское, емкость черепных ям минимальная.

Плоские кости черепа тонкие из-за слабой выраженности диплоического вещества и едва сформированных компактных пластинок — истонченных и эластичных, а зато надкостница толстая, эластичная с большим поднадкостничным пространством. Все непрерывные соединения и сами кости обладают большой подвижностью, легко смещаются.

Лобная пазуха отсутствует, а остальные воздухоносные кости имеют минимальный объем в своих синусах, то есть пневматизация костей находится на зачаточном уровне.

Лицевой череп более развит в ширину, чем в высоту; глазницы относительно большие и низкие; костное небо широкое, короткое и плоское. Верхние челюсти слабо выступает кпереди, лицевой профиль не выражен и плоский.

По наружной и внутренней поверхности костей мозгового и лицевого черепа не развит рельеф надбровных дуг, сосцевидных и крыловидных отростков, височных и выйных линий, пальцевых вдавлений мозговых извилин, сосудистых борозд и ямочек.

Тело клиновидной кости только начинает срастаться и окостеневать.

Объем черепа у новорожденных мальчиков – 375 см 3, у девочек – 350 см 3, разница между объемом черепа и головного мозга составляет 5,7 %.

Череп в грудном возрасте (первый год жизни) и раннем детстве 1-3 года

Отмечается особенно интенсивное увеличение размеров, мозговой череп растет преимущественно в ширину, свод опережает рост основания.

Костной тканью зарастают роднички: боковые (клиновидный и сосцевидный) в 2-3 месяца, затылочный — на 3-5 месяце, лобный — в конце первого, начале второго года жизни. В зубчатых швах начинается формирование крупных костных зубцов, в плоских швах появляются очаги костеобразования.

Неравномерно растет основание, особенно в черепных ямах, если до 3 лет оно нарастает в длину, то с 4 до 7 лет – в ширину.

Изменяется конфигурация турецкого седла: гипофизарная ямка углубляется, увеличивается спинка и ее отростки.

Продолжают срастаться части отдельных костей: лобной, решетчатой, клиновидной, височной.

Увеличиваются размеры верхнечелюстной воздухоносной пазухи и появляются сосцевидные, решетчатые ячейки и клиновидная пазуха.

Объем черепа достигает 1000-1200 см 3.

Медленно прирастает лицевой череп.

Начинается прорезывание молочных зубов: резцов в 5–8 месяцев клыков – в 16-18 месяцев, первых коренных — в 12-14 месяцев, вторых коренных в 20-24 месяца.

Объем черепа в 2 года у мальчиков составляет 1125 см 3, у девочек – 1050 см 3.

Череп в первом детском возрасте (4-7 лет)

Отмечается с 5-6 лет снижение прироста свода в длину и ширину.

Увеличение темпов роста основания и лицевого отдела.

Окостеневает наружный слуховой проход.

Окончательно срастаются части лобной и решетчатых костей и окостеневают клиновидно-решетчатый, интраклиновидный синхондрозы.

В швах появляются зубцы второго порядка.

В конце периода 8 крупных костей черепа полностью оссифицируются – это лобная, теменные, затылочная, верхние челюсти, нижняя челюсти, височная кость.

Череп в подростковом (пубертатном) периоде: 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки

Все более нарастают половые отличия: почти все размеры у мальчиков преобладают, за исключением длины переднего отдела основания.

Основание черепа более интенсивно растет в ширину, большинство отверстий к концу периода достигает окончательных размеров.

В зубчатых швах заканчивается формирование зубцов 2 порядка. Временные синхондрозы превращаются в костные соединения.

Интенсивно растут кости лица в переднезаднем и вертикальном направлении, увеличивается высота и медленнее ширина лицевого черепа.

Размеры и объем воздухоносных пазух нарастают, особенно верхнечелюстных, лобной, клиновидной.

Череп в юношеском периоде (17-21 г. – юноши, 16-20 – девушки)

Рост черепа в продольном направлении заканчивается в конце периода, в поперечном — в начале периода.

Поперечные размеры черепных ямок увеличиваются после 16 лет.

Нарастают поперечные размеры большого затылочного и овального отверстий.

Продолжается формирование зубчатых швов, вырастают самые мелкие зубцы 3-го порядка.

Интенсивно растут кости лицевого черепа за счет трех групп швов:

  1.  в окружности верхних челюстей;
  2.  между костями лица и основания черепа;
  3.  швов сагиттального направления.

В конце периода интенсифицируется облитерация швов и синхондрозов.

Увеличивается клиновидная пазуха.

Череп в первом зрелом периоде: 21-35 лет — мужчины, 20-35 лет — женщины

В начале периода — 20-23 года — череп окончательно сформирован, имеет максимальную емкость и размеры, в течение всего периода форма и внутренние структуры сохраняют стабильность.

Половые отличия проявляются преобладанием в мужских черепах размеров, объема, толщины костей, выраженностью выступов (надбровных дуг, лобных и теменных бугров, затылочных протуберанцев, шероховатых линий и др.).

Процессы аппозиции и резорбции костной ткани уравновешиваются.

Продолжается пневматизация клиновидной пазухи.

Синхондрозы становятся костными, продолжается облитерация швов.

Объем черепа достигает к началу периода максимума: у мужчин — до 1400 см 3, женщин – до 1250 см 3, разница между объемом черепа и головного мозга – 20 %.

Череп во втором зрелом периоде: 35-60 лет — мужчины, 35-55 лет — женщины

Начинаются инволютивные изменения: длина черепа у мужчин уменьшается после 60 лет, у женщин — после 40 лет.

Происходит повышение черепного указателя – сдвиг к брахикрании, у женщин после 50 лет, у них же увеличивается высотно-продольный указатель, а высотно-поперечный уменьшается, у мужчин эти указатели изменяются незначительно.

В диплоическом веществе отмечается начало остеопороза – в конце периода.

Потеря отдельных зубов, начало атрофии альвеолярных отростков и остеопороза челюстей.

Нарастание в швах костной ткани.

Череп в пожилом возрасте:61-74 — мужчины, 56-74 – женщины и в старческом (75-90 лет)

Уменьшаются размеры черепных ямок: у мужчин больше изменяется передняя ямка, у женщин – задняя.

Передние отделы свода мозгового черепа уменьшаются, глазницы как бы оседают, задние отделы стабильно удерживают форму и положение.

Продолжающаяся потеря зубов сильно влияет на размеры и форму челюстей в направлении уменьшения размеров и массы, особенно нижней челюсти. Это обусловлено атрофией альвеолярных отростков и остеопорозом и утончением стенок верхнечелюстных пазух, увеличением угла нижней челюсти и выступанием подбородка.

Продолжается остеопороз диплоического вещества и истончение компактных пластинок.

Относительно увеличиваются минеральные компоненты костей черепа, что повышает их микротвердость и модуль упругости.

Быстро прогрессирует синостозирование швов.

У женщин отмечаются более ранние и более выраженные возрастные изменения.

В целом при старении изменяются не только размеры, но и конфигурация черепа.

Разница между объемом черепа и мозга становится максимальной.

Половые особенности строения черепа

Мужские и женские черепа незначительно отличаются по размерам, общей форме, объему и выраженности рельефа. В среднем мужские черепа больше женских, что зависит от половой разницы размеров тела, но не всегда прослеживается по скелету головы. Например, длина черепа прямо пропорциональна длине тела и чем выше ростом человек, тем длиннее его голова.

Среди мужчин чаще встречается долихокранная форма, среди женщин – брахикранная.

Поверхность женского черепа более гладкая в виду слабой выраженности рельефа, надбровные дуги не развиты, лоб имеет вертикальное положение. В мужском черепе бугристости, выступы надбровные дуги, линии и другие структуры рельефа заметнее, кости толще, полости больше.

Объем женского черепа на 10 % меньше мужского, но это не влияет на развитие и умственные способности мозга. Однако нередко разница в половых признаках выражена так слабо, что не позволяет установить половую принадлежность черепа.

Варианты и аномалии костей черепа. Критика «теории расизма» в учении об изменчивости черепа.

6  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10818. Державні службовці та корупція 69.11 KB
  Державний чиновник частіше за інших громадян в змозі опинитися в ситуації, де конфлікт інтересів є реальним і значимим, в результаті чого може постраждати неупередженість думок і з’являється спокуса або мотив забезпечити власні, а не державні інтереси.
10819. План-конспект уроку. Повторення Я, моя сімя і друзі 44.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 3 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. Урок 3 Тема Повторення Я моя сім’я і друзі Підтема: Освіта в Україні. Мета: Практикувати учнів у читанні тексту за темою уроку з добуванням основної інформації. Фор
10820. Загальна характеристика відповідальності державних службовців 200 KB
  Вона полягає в застосуванні до державних службовців тих чи інших покарань, стягнень, передбачених законодавством, за винне вчинення ними правопорушень, тобто за провини та дії, що юридично визнані протиправними. Як відомо, правопорушення поділяються на злочини та провини (делікти).
10821. Туристский потенциал Челябинской области 135 KB
  Основная цель данной работы заключается в том, чтобы показать и доказать необходимость развития туризма в Челябинской области. Ведь это не только промышленный регион, но еще и место, где сосредоточены огромные туристские ресурсы, такие как Аркаим, Ильменский государственный заповедник и другие.
10822. Людина серед людей 101 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 6 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. Урок 6 Підтема: Людина серед людей. Мета: Обговорити в групах та в процесі аудіювання тексту положення та якості особистості в суспіл Систематизувати та повторити тему
10823. Видатні люди. Люди, які самі себе зробили. (Self-Made People.) 50 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 7 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. УРОК 7 Тема. Повторення. Я моя сімя і друзі Підтема: Видатні люди. Люди які самі себе зробили. SelfMade People. Мета: Систематизувати матеріал Plural of Nouns та тренувати учнів у ...
10824. Люди, робота і професія. Діагностичне тестування 52.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 8 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. УРОК 8 Тема: Люди робота і професія. Підтема: Діагностичне тестування. Мета: Проконтролювати розуміння та обговорити текст для домашнього читання. Провести контроль на
10825. Люди, робота і професія. Друзі. для учнів 11-х класів 53.5 KB
  УРОК 9 Тема: Люди робота і професія. Підтема: Друзі Мета: Проаналізувати та обговорити результати діагностичного тесту. Формувати в учнів уміння висловлювати свою думку за темою уроку адекватно реагувати в ситуації спілкування. Практикувати учнів у вживанні видоча
10826. Дорога в житті. Люди, робота і професія 43 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 10 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. УРОК 10 Тема: Люди робота і професія. Підтема: Дорога в житті. Мета: Провести вводну бесіду про важливість вибору життєвого шляху. Практикувати учнів у читанні тексту за