76755

Варианты и аномалии костей черепа

Доклад

Биология и генетика

Теменные кости выраженность теменных бугров особенно у женщин; появление межтеменной кости. Затылочная кость наличие поперечного шва отделяющего верхнюю часть чешуи и образование вставочной дополнительной кости; присутствие более мелких добавочных костей часто расположенных в швах кости швов; значительная выраженность затылочных выступов; уплощение чешуи слабая выраженность борозд или наоборот увеличение изогнутости чешуи и углубление борозд; разнообразные формы большого отверстия костных валиков вокруг внутреннего его края;...

Русский

2015-02-01

181.64 KB

8 чел.


 Варианты и аномалии костей черепа

Анатомическая изменчивость костей черепа (варианты и аномалии)

Лобная кость

  1.  наличие правой и левой половины, соединенных лобным (метопическим) швом – 10 %;
  2.  вариации в объеме, размерах, наличии перегородок во фронтальном синусе, редкое его отсутствие;
  3.  выраженность надбровных дуг, сильнее выступают в мужских черепах;
  4.  различная степень развития лобных бугров, особенно у новорождённых;
  5.  различная выраженность изгиба лобной чешуи и угла примыкания ее к глазничным и носовой частям.

Теменные кости

  1.  выраженность теменных бугров, особенно у женщин;
  2.  появление межтеменной кости.

Затылочная кость

  1.  наличие поперечного шва, отделяющего верхнюю часть чешуи и образование вставочной (дополнительной) кости;
  2.  присутствие более мелких добавочных костей, часто расположенных в швах (кости швов);
  3.  значительная выраженность затылочных выступов;
  4.  уплощение чешуи, слабая выраженность борозд или наоборот увеличение изогнутости чешуи и углубление борозд;
  5.  разнообразные формы большого отверстия, костных валиков вокруг внутреннего его края;
  6.  появление третьего мыщелка у переднего края большого отверстия; ассимиляция костью атланта;
  7.  вариации формы яремной вырезки и эмиссарных отверстий, появление кондилярных каналов вместо ямочек;
  8.  вариации угла ската – 46-81 о.

Клиновидная кость

  1.  образование в центре турецкого седла узкого черепно-глоточного канала, как порока развития кости и гипофиза, сопровождаемого черепно-мозговой грыжей;
  2.  ассиметрия в положении, размерах верхней глазничной щели, овального и круглого отверстий;
  3.  появление непостоянных отверстий в больших крыльях.

Височная кость

  1.  различная степень выраженности дугообразного возвышения (сильнее у брахи — и мезокранов);
  2.  разделение бороздой или выступом тройничного вдавления, различные его размеры и протяженность;
  3.  показатель ориентации пирамид — угол, образуемый при пересечении продольных осей правой и левой пирамид в черепе, индивидуальные вариации которого колеблются в пределах 77-130 о;
  4.  разделение яремной вырезки отростком;
  5.  разные размеры шиловидного отростка, чаще длинный.

Верхняя челюсть

  1.  чрезмерное развитие – прогнатия, недоразвитие – микрогнатия;
  2.  различное число и форма зубных альвеол;
  3.  непарная резцовая (межчелюстная) кость;
  4.  разная величина и форма резцовой борозды и канала;
  5.  образование продольного небного валика по краю небного отростка, – различный объем и разнообразная форма воздухоносной пазухи и ее бухт.

Нижняя челюсть

  1.  чрезмерное развитие – прогения, недоразвитие — микрогения, — и подбородочные косточки, возникающие при окостенении межнижнечелюстного симфиза.

Решетчатая кость

  1.  размеры ее воздухоносных ячеек очень вариабельны;
  2.  появление наивысшей носовой раковины.

Скуловая кость

  1.  появление горизонтального шва, который делит кость пополам;
  2.  различное число каналов и отверстий;
  3.  варианты формы и размеров.

Носовые кости

  1.  отсутствие в связи с замещением их лобным отростком верхней челюсти;
  2.  ассиметричное положение, форма и размеры каждой кости вариабельны;
  3.  срастание правой и левой кости между собой.

Слезные кости

  1.  непостоянство формы и величины;
  2.  редкое отсутствие в связи с развитием лобного отростка верхней челюсти или глазничной части решетчатой кости.

Нижние носовые раковины

  1.  вариации по форме и величине, особенно отростков.

Сошник

  1.  искривление: право, левостороннее.

Подъязычная кость

  1.  непостоянство величины и формы тела, рогов.

Некоторые расовые отличия черепа

Монголоидная раса обладает мезогнатным (плоским) типом лица. Лицевой череп плоский, высокий и широкий, глазницы расположены высоко, нос выступает слабо.

Негроидная раса имеет прогнатный (выступающий кпереди) тип лица, прямой лоб, развитые и выступающие челюсти, умеренно развитые скуловые кости, широкие ноздри и широкое грушевидное отверстие носа, крупные и выпяченные губы.

Европеоидная раса – ортогнатный (прямой) тип лица с сильно выступающим носом и менее выступающими челюстями и скуловыми костями.

Расизм – антинаучное и реакционное учение о неравноценности человеческих рас и вкладе их в развитие мировой цивилизации.

Независимо от расовой принадлежности черепа подразделяются по черепному указателю в индивидуальной изменчивости на брахи-, мезо- и долихокранные, по лицевому индексу – на эури –, мезо –, лептопрозопную форму (узкую, среднюю и широкую).

Изменчивость формы черепа не влияет на умственные способности человека. Поэтому попытки выделить «высшие» и «низшие» расы не состоятельны, что подтверждается следующим:

  1.  представители различных рас имеют одинаковые размеры, объем и форму черепа, соотношения их с размерами и массой мозга одинаковы во всех расовых и этнических группах;
  2.  форма, объем черепа с одинаковой закономерностью колеблется в любой расовой или этнической группе;
  3.  некоторые расовые отличия черепа не изменяют его размеров и объема;
  4.  швы черепа облитерируются во всех расах, подчиняясь нарастанию возраста;
  5.  высокий уровень интеллектуального и культурного развития характерен для любой расы, нации или народа и обусловлен историческим развитием цивилизации.

Первая (челюстная) и вторая (подъязычная) висцеральные дуги, их производные. Аномалии развития висцеральных дуг и жаберных карманов.

7  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82526. Развитие мышления на уроках русского языка 96.5 KB
  Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными упражнениями. Ход проведения: на уроке идёт беседа об известных модельерах анализируются модели одежды созданные ими. Ход проведения: детям говорится что им сейчас будут зачитываться слова и они должны в уме переставить буквы наоборот и тут же записать в тетрадь получившийся результат. Ход проведения: на доске зарисовывается схема.
82527. Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Я все умею делать сам, что не умею, научусь!» 38 KB
  Ведущий: Дети сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского Путаница. Ведущий перед игрой проводит короткую беседу уточняя понимание детьми слов профессия действия. Ведущий. Ведущий.
82531. Память. Виды памяти 72.5 KB
  Виды памяти Память – психический познавательный процесс направленный на запечатление сохранение воспроизведение и забывание той или иной информации. В структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание воспроизведение сохранение и забывание усвоенной ранее информации. Запоминание процесс памяти обеспечивающий удержание материала путём связывания новой информации с прошлым опытом. Запоминание Механическое зубрёжка Осмысленное логическое...
82532. Особенности памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР) 25.5 KB
  У детей с психофизическим инфантилизмом наблюдаются: уменьшение объема и скорости запоминания; неумение рационально организовать и контролировать свою работу; преобладание зрительной памяти над слуховой; У детей с ЗПР соматогенного генеза отмечается недоразвитие кратковременной памяти проявляющееся в снижении скорости запоминания в медленном нарастании продуктивности запоминания снижении объема памяти. У детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдаются разнообразные нарушения памяти: повышенная тормозимость следов под...
82534. Особенности памяти у детей с нарушениями слуха 36 KB
  Образный материал глухие школьники непосредственно запоминают более успешнее чем слышащие так как у них зрительный опыт богаче. Но в то же время можно встретить в литературе данные что в дошкольном возрасте глухие хуже запоминают места расположения предметов в младшем школьном возрасте – путают места расположения предметов сходных по изображению или реальному функциональному назначению. Глухие школьники младших классов применяют вспомогательные средства для запоминания. При запоминании ряда сходных предметов глухие плохо умеют...