76756

Первая и вторая висцеральные дуги

Доклад

Биология и генетика

Развитие лицевого (висцерального) черепа определяется мозгом и краниальным (глоточным) отделом первичной кишки, в котором на боковых стенках между висцеральными (жаберными) карманами появляются хрящевые висцеральные (жаберные) дуги, но особое значение для черепа имеют первые две.

Русский

2015-02-01

187.99 KB

1 чел.


 Первая и вторая висцеральные дуги

Развитие лицевого (висцерального) черепа определяется мозгом и краниальным (глоточным) отделом первичной кишки, в котором на боковых стенках между висцеральными (жаберными) карманами появляются хрящевые висцеральные (жаберные) дуги, но особое значение для черепа имеют первые две. Каждая висцеральная дуга содержит черепной нерв, кровеносный сосуд, скелетную закладку, происходящую из нервного гребня и мезенхиму, из которой образуются мышцы.

1-я висцеральная дуга и ее производные

1-й висцеральный

(глоточный карман)

верхняя, нижняя челюсти, частично скуловая и небные кости, медиальная пластинка крыловидного отростка клиновидной кости; молоточек, наковальня – слуховые косточки; костное небо и его швы, нижняя часть глазницы;

все жевательные мышцы, переднее брюшко m. Digastriсcus, челюстно-подъязычная мышца;

верхняя и нижняя губы, нос щеки, часть слизистой языка;

клиновидно-нижнечелюстная связка;

верхнечелюстная артерия, вена;

тройничный нерв;

слуховая труба;

барабанная полость;

щитовидная железа между 1 и 2 карманами.

2-я висцеральная дуга и ее производные

2-й глоточный карман

кости: стремечко, шиловидный отросток височной кости, малые рога подъязычной;

часть слизистой оболочки языка;

шиловидно-нижнечелюстная связка;

мимические мышцы, стременная мышца, шилоподъязычная мышца, заднее брюшко двубрюшной;

лицевая артерия и вена, их ветви;

лицевой нерв.

надминдаликовая ямка;

небные миндалины.

3-я висцеральная дуга и ее производные

3-й глоточный карман

тело и большие рога подъязычной кости, сошник;

носоглотка (свод), часть слизистой спинки языка, шилоглоточная мышца;

языкоглоточный нерв;

внутренняя сонная артерия, внутренняя яремная вена.

тимус – вилочковая железа;

нижние паращитовидные железы.

4-я висцеральная дуга и ее производные

4-й глоточный карман

хрящи гортани;

мышцы глотки и гортани;

блуждающий нерв;

аорта.

верхние паращитовидные железы;

часть тимуса.

5-я висцеральная дуга – мышцы и фасции передней области шеи.

Вторая и все последующие дуги, вплоть до пятой, срастаясь по срединной линии, формируют всю переднюю область шеи.

Верхняя челюсть развивается из парных верхнечелюстных отростков, непарного лобного отростков, образующихся из мезенхимы нервного гребня, мозговой капсулы и первой висцеральной дуги:

  1.  в течение 6-й недели происходит быстрое развитие соединительной ткани верхней челюсти, что закладывает основу её формирования;
  2.  первичные ядра окостенения в соединительной ткани верхней челюсти появляются на 7-8 неделе в указанных выше отростках;
  3.  в проекции резцов в альвеолярных и небных отростках закладывается отдельное ядро (точка) окостенения, благодаря которому может возникнуть резцовая (межчелюстная кость);
  4.  разрастание ядер окостенения в отростках происходит в течение всего плодного периода, в новорожденном, грудном возрасте и раннем детстве;
  5.  первичное ядро резцовой кости сливается с остальными после рождения в течение первого года жизни за счет вторичного ядра окостенения, появляющегося у новорожденного;
  6.  верхнечелюстная пазуха начинает создаваться на 5-6 месяце плодного периода, заканчивает к 20 годам;
  7.  окончательно челюсть формируется с прорезыванием последних постоянных коренных зубов.

Основными зонами роста является дистальные участки верхней челюсти: верхнечелюстной бугор и альвеолярный отросток.

В процессе роста челюсть смещается кпереди и книзу по отношению к основанию черепа, что способствует образованию места до 35 мм для трех постоянных моляров, места до 30 мм для верхнечелюстной пазухи, альвеолярный отросток увеличивается до 20 мм. Благодаря развитию верхней челюсти нарастает высота носовой полости, шире становится носоглотка. Рост кости осуществляется наслоением костного вещества снаружи, при этом постоянно сочетаются два процесса: аппозиции и резорбции кости, но с преобладанием первого. Рост и развитие правой и левой челюсти происходят синхронно. Изменения синхронности нарушают соотношение зубных дуг и челюстей.

При развитии верхней челюсти наблюдается наиболее часто следующие аномалии и варианты, не нарушающие функцию:

  1.  чрезмерное развитие — прогнатия, недоразвитие — микрогнатия;
  2.  различное число и форма зубных альвеол;
  3.  непарная резцовая (межчелюстная) кость;
  4.  разная величина и форма резцового канала;
  5.  образование продольного небного валика в одноименных отростках;
  6.  различное количество, форма и объем бухт верхнечелюстного синуса.

Тяжелый порок развития — расщепление костного неба возникает из-за несрастания и недоразвития небных отростков верхних челюстей и горизонтальных пластинок небных костей, от чего сильно страдает функция дыхания и приема пищи. Расщеплению могут подвергаться и альвеолярные отростки, что формирует косую расщелину лица (колобому).

На рост и изменения верхней челюсти после рождения значительное влияние оказывает прорезывание молочных зубов, смена их на постоянные и, наконец, потеря зубов. При отсутствии зубов верхняя челюсть уменьшается в размерах, становится менее прочной.

Резцовая кость – часть верхней челюсти, развивающаяся самостоятельно из альвеолярного и небного отростков (передних отделов соответствующих расположению резцов), соединяется с верхней челюстью резцовым швом – правым и левым, окостенение которого происходит к концу плодного периода или на первом году жизни.

Нижняя челюсть развивается:

  1.  из парных нижнечелюстных отростков (правого и левого) первой висцеральной дуги, происходящих из мезенхимы, на основе которой формируется соединительная ткань, окружающая первичный хрящ;
  2.  оба зачатка в виде заметных утолщений лежат по бокам от средней линии лица;
  3.  в правой и левой половине соединительно-тканной челюсти на 6-7 неделе появляются первичные ядра (точки) окостенения, которые сливаются в плодном периоде только в каждой половине, а первичный хрящ частично рассасывается;
  4.  после рождения обе половины челюсти остаются связанными соединительной тканью в области подбородка (межчелюстной синдесмоз), в котором появляются вторичные ядра окостенения;
  5.  в течение 1-го года жизни обе половины срастаются в одну кость за счет образования костной ткани в синдесмозе, вариантные отклонения процесса оссификации выражаются в появлении подбородочных косточек или различной формы и выраженности подбородка;
  6.  окончательное формирование челюсти связано с прорезыванием постоянных коренных зубов.

На рост, развитие нижней челюсти после рождения значительно влияют зубы.

  1.  У детей при не прорезавшихся молочных зубах челюсть имеет короткие, отогнутые назад ветви, тупой угол.
  2.  С появлением и сохранением постоянных зубов челюсть увеличивается в размерах, становится массивной, ее угол приближается к прямому.
  3.  При утрате зубов челюсть уменьшается в размерах, истончается, её угол становится снова тупым.

Аномалии и варианты развития — подбородочные косточки, формирующиеся при срастании правой и левой половин челюсти и влияющие на форму, размеры и выраженность подбородка, чрезмерное развитие — прогения, недоразвитие – микрогения.

При нарушении процессов формирования висцеральных дуг и глоточных карманов возникают следующие пороки развития, значительно нарушающие функцию:

  1.  расщепление верхней губы: одно –, двухстороннее, полное или частичное;
  2.  расщепленное небо: мягкое, твердое или то и другое;
  3.  макростомия, микростомия – большая или маленькая ротовая щель;
  4.  увеличенный язык, расщепленный язык, добавочный язык;
  5.  боковая расщелина лица (колобома) – расщепление от угла рта к глазнице;
  6.  врожденные (бранхиогенные) свищи и кисты шеи: срединные и боковые – из-за нарушений в образовании щитовидной железы, щитоязычного протока.

Кости лицевого черепа. Глазница, строение ее стенок, отверстия, их назначение.

8  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55291. Values of life in the tale «The happy prince» 51.5 KB
  As you know, books are wisdom and collection of experience of many generations. That’s why tell me, please, Are you fond of reading? P1: Yes, I am. Reading is my hobby T: Can you imagine your life without books? P2: Of course not. I can’t imagine my life without books.
55292. Реализация принципа систематичности и последовательности при формировании умения решать простые задачи 822.5 KB
  Принципы обучения возникли из потребностей педагогической практики как результат её обобщения например принципы наглядности прочности последовательности обучения. Современные принципы обучения учитывают особенности массового школьного обучения.
55293. Веселий поїзд 48 KB
  Мета: продовжувати вчити дітей визначати місце розташування предметів у просторі, користуючись поняттями «ліворуч», «праворуч», «біля», «перед», «за», «угорі», співвідносити величини предметів, кількість предметів з цифрами, розуміти слова та вирази: більше на один...
55294. Ми з природою дружимо 55 KB
  Мета. Сприяти формуванню рухів, що забезпечують вільне просування дитини у просторі; формувати вміння зберігати правильну поставу. Продовжувати вчити узгоджувати свої дії з діями інших дітей, змінювати напрямок і характер руху відповідно до сигналу під час ходьби та бігу.
55295. Природокористування 89 KB
  Мета: надати уяву стосовно того, що таке природокористування та які його види; звернути особливу увагу учнів на питання раціонального природокористування на прикладі використання альтернативних джерел енергії у різних країнах світу в тому числі і в Україні...
55296. Дивовижний світ природи 114.5 KB
  Розширювати дитячий кругозір і знання учнів про реальний світ у його зв’язках і залежностях; збагачувати інтелектуальний розвиток учнів; розвивати читацькі інтереси учнів; виховувати бережне ставлення до природи.
55297. НА ХМАРИНЦІ ПРОЛІТА ОСІНЬ ЛЮБА, ЗОЛОТА 101 KB
  Сонце вже не припікає Коли дітки це буває Восени Поетична хвилинка Осінь наша осінь – Золота година Неба ясна просінь Пісня журавлина Бабиного літа Довгі білі коси І дорослі й діти Люблять тебе Осінь...
55298. З природою живи у дружбі 119.5 KB
  Гра-брейнстормінг Які лікарські рослини ви знаєте 3. З історії використання лікарських рослин Лікарські рослини були відомі людині ще в глибокій старовині. Можливо ще задовго до появи на Землі людини тварини використовували цілющі властивості деяких рослин.
55299. Угадай-ка, природу! 77.5 KB
  Цель данной игры: развивать творческий подход учащихся к формулировке основных понятий и терминов, умения и навыки переносить знания в биологии на практику, научить анализировать увиденное и формулировать четкие ответы, воспитать любовь учащихся к природе.