76756

Первая и вторая висцеральные дуги

Доклад

Биология и генетика

Развитие лицевого (висцерального) черепа определяется мозгом и краниальным (глоточным) отделом первичной кишки, в котором на боковых стенках между висцеральными (жаберными) карманами появляются хрящевые висцеральные (жаберные) дуги, но особое значение для черепа имеют первые две.

Русский

2015-02-01

187.99 KB

10 чел.


 Первая и вторая висцеральные дуги

Развитие лицевого (висцерального) черепа определяется мозгом и краниальным (глоточным) отделом первичной кишки, в котором на боковых стенках между висцеральными (жаберными) карманами появляются хрящевые висцеральные (жаберные) дуги, но особое значение для черепа имеют первые две. Каждая висцеральная дуга содержит черепной нерв, кровеносный сосуд, скелетную закладку, происходящую из нервного гребня и мезенхиму, из которой образуются мышцы.

1-я висцеральная дуга и ее производные

1-й висцеральный

(глоточный карман)

верхняя, нижняя челюсти, частично скуловая и небные кости, медиальная пластинка крыловидного отростка клиновидной кости; молоточек, наковальня – слуховые косточки; костное небо и его швы, нижняя часть глазницы;

все жевательные мышцы, переднее брюшко m. Digastriсcus, челюстно-подъязычная мышца;

верхняя и нижняя губы, нос щеки, часть слизистой языка;

клиновидно-нижнечелюстная связка;

верхнечелюстная артерия, вена;

тройничный нерв;

слуховая труба;

барабанная полость;

щитовидная железа между 1 и 2 карманами.

2-я висцеральная дуга и ее производные

2-й глоточный карман

кости: стремечко, шиловидный отросток височной кости, малые рога подъязычной;

часть слизистой оболочки языка;

шиловидно-нижнечелюстная связка;

мимические мышцы, стременная мышца, шилоподъязычная мышца, заднее брюшко двубрюшной;

лицевая артерия и вена, их ветви;

лицевой нерв.

надминдаликовая ямка;

небные миндалины.

3-я висцеральная дуга и ее производные

3-й глоточный карман

тело и большие рога подъязычной кости, сошник;

носоглотка (свод), часть слизистой спинки языка, шилоглоточная мышца;

языкоглоточный нерв;

внутренняя сонная артерия, внутренняя яремная вена.

тимус – вилочковая железа;

нижние паращитовидные железы.

4-я висцеральная дуга и ее производные

4-й глоточный карман

хрящи гортани;

мышцы глотки и гортани;

блуждающий нерв;

аорта.

верхние паращитовидные железы;

часть тимуса.

5-я висцеральная дуга – мышцы и фасции передней области шеи.

Вторая и все последующие дуги, вплоть до пятой, срастаясь по срединной линии, формируют всю переднюю область шеи.

Верхняя челюсть развивается из парных верхнечелюстных отростков, непарного лобного отростков, образующихся из мезенхимы нервного гребня, мозговой капсулы и первой висцеральной дуги:

  1.  в течение 6-й недели происходит быстрое развитие соединительной ткани верхней челюсти, что закладывает основу её формирования;
  2.  первичные ядра окостенения в соединительной ткани верхней челюсти появляются на 7-8 неделе в указанных выше отростках;
  3.  в проекции резцов в альвеолярных и небных отростках закладывается отдельное ядро (точка) окостенения, благодаря которому может возникнуть резцовая (межчелюстная кость);
  4.  разрастание ядер окостенения в отростках происходит в течение всего плодного периода, в новорожденном, грудном возрасте и раннем детстве;
  5.  первичное ядро резцовой кости сливается с остальными после рождения в течение первого года жизни за счет вторичного ядра окостенения, появляющегося у новорожденного;
  6.  верхнечелюстная пазуха начинает создаваться на 5-6 месяце плодного периода, заканчивает к 20 годам;
  7.  окончательно челюсть формируется с прорезыванием последних постоянных коренных зубов.

Основными зонами роста является дистальные участки верхней челюсти: верхнечелюстной бугор и альвеолярный отросток.

В процессе роста челюсть смещается кпереди и книзу по отношению к основанию черепа, что способствует образованию места до 35 мм для трех постоянных моляров, места до 30 мм для верхнечелюстной пазухи, альвеолярный отросток увеличивается до 20 мм. Благодаря развитию верхней челюсти нарастает высота носовой полости, шире становится носоглотка. Рост кости осуществляется наслоением костного вещества снаружи, при этом постоянно сочетаются два процесса: аппозиции и резорбции кости, но с преобладанием первого. Рост и развитие правой и левой челюсти происходят синхронно. Изменения синхронности нарушают соотношение зубных дуг и челюстей.

При развитии верхней челюсти наблюдается наиболее часто следующие аномалии и варианты, не нарушающие функцию:

  1.  чрезмерное развитие — прогнатия, недоразвитие — микрогнатия;
  2.  различное число и форма зубных альвеол;
  3.  непарная резцовая (межчелюстная) кость;
  4.  разная величина и форма резцового канала;
  5.  образование продольного небного валика в одноименных отростках;
  6.  различное количество, форма и объем бухт верхнечелюстного синуса.

Тяжелый порок развития — расщепление костного неба возникает из-за несрастания и недоразвития небных отростков верхних челюстей и горизонтальных пластинок небных костей, от чего сильно страдает функция дыхания и приема пищи. Расщеплению могут подвергаться и альвеолярные отростки, что формирует косую расщелину лица (колобому).

На рост и изменения верхней челюсти после рождения значительное влияние оказывает прорезывание молочных зубов, смена их на постоянные и, наконец, потеря зубов. При отсутствии зубов верхняя челюсть уменьшается в размерах, становится менее прочной.

Резцовая кость – часть верхней челюсти, развивающаяся самостоятельно из альвеолярного и небного отростков (передних отделов соответствующих расположению резцов), соединяется с верхней челюстью резцовым швом – правым и левым, окостенение которого происходит к концу плодного периода или на первом году жизни.

Нижняя челюсть развивается:

  1.  из парных нижнечелюстных отростков (правого и левого) первой висцеральной дуги, происходящих из мезенхимы, на основе которой формируется соединительная ткань, окружающая первичный хрящ;
  2.  оба зачатка в виде заметных утолщений лежат по бокам от средней линии лица;
  3.  в правой и левой половине соединительно-тканной челюсти на 6-7 неделе появляются первичные ядра (точки) окостенения, которые сливаются в плодном периоде только в каждой половине, а первичный хрящ частично рассасывается;
  4.  после рождения обе половины челюсти остаются связанными соединительной тканью в области подбородка (межчелюстной синдесмоз), в котором появляются вторичные ядра окостенения;
  5.  в течение 1-го года жизни обе половины срастаются в одну кость за счет образования костной ткани в синдесмозе, вариантные отклонения процесса оссификации выражаются в появлении подбородочных косточек или различной формы и выраженности подбородка;
  6.  окончательное формирование челюсти связано с прорезыванием постоянных коренных зубов.

На рост, развитие нижней челюсти после рождения значительно влияют зубы.

  1.  У детей при не прорезавшихся молочных зубах челюсть имеет короткие, отогнутые назад ветви, тупой угол.
  2.  С появлением и сохранением постоянных зубов челюсть увеличивается в размерах, становится массивной, ее угол приближается к прямому.
  3.  При утрате зубов челюсть уменьшается в размерах, истончается, её угол становится снова тупым.

Аномалии и варианты развития — подбородочные косточки, формирующиеся при срастании правой и левой половин челюсти и влияющие на форму, размеры и выраженность подбородка, чрезмерное развитие — прогения, недоразвитие – микрогения.

При нарушении процессов формирования висцеральных дуг и глоточных карманов возникают следующие пороки развития, значительно нарушающие функцию:

  1.  расщепление верхней губы: одно –, двухстороннее, полное или частичное;
  2.  расщепленное небо: мягкое, твердое или то и другое;
  3.  макростомия, микростомия – большая или маленькая ротовая щель;
  4.  увеличенный язык, расщепленный язык, добавочный язык;
  5.  боковая расщелина лица (колобома) – расщепление от угла рта к глазнице;
  6.  врожденные (бранхиогенные) свищи и кисты шеи: срединные и боковые – из-за нарушений в образовании щитовидной железы, щитоязычного протока.

Кости лицевого черепа. Глазница, строение ее стенок, отверстия, их назначение.

8  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24234. Упражнение, как элементарная единица обучения 33.5 KB
  Письменные упражнения не рекомендуется делать в классе. Связанно это с полной невозможностью устного общения вне уроков и следовательно тратить время на письменные упражнения не рекомендуется. Отдельно на аудирование проводить упражнения не целесообразно. 5 по коммуникативной направленности: языковые упражнения на отработку языковых навыков: фонетические лексические грамматические.
24235. Цель обучения иностранным языкам в отечественной методике 51 KB
  Развивающая развитие мышления воображения памяти внимания. нач школа формирование умения общаться на ия с учётом реч способностей и потребностей нач клговорение чтение аудирование письмо развитие ребёнка его реч способтей вниманияпамяти мотивации к дальнейшему изуч ия обеспечение коммуникативнопсих адаптации мл шк к нов языку для преодоления дальнейшего языкового барьера используя ия как срво общния освоение элемент лингвист освоений доступных мл шк и необход для освоения устн и пись речи на ия преобщение детей...
24236. Коммуникативная направленность обучения иностранным языкам 38.5 KB
  Грамматика Грамм. памяти грамм. Грамм. умение способность исполть грамм.
24237. Фонетика. Отличия письменной речи от устной 28.5 KB
  совокупность навыков форм умение. аудир чтение умение реализ навыков в дейтти говор письмо чтениеАудиров. Умение совокупность навыков. Фонетика Фонетические навыки компонент речевых навыков т.
24238. Содержание обучения иностранных Языков, его основные компоненты 30 KB
  его основные компоненты. Определяя сод обуч ия последоватли школы Роговой выделяют 3 основных компонента сод обуч: 1 лингвистический компонент предполагает обучение языку и речи в последовательности от речи к языку. 2 психологический компонент нацелен на формирование умений и навыков. 3 методологический компонент это формирование у учащихся приемов рационального учения и самостоятельной работы прием работы со словарем прием аудирования приемы запоминания лексики.
24239. Реализация принципа сознательности 41 KB
  Не следует забывать и о звуках. очень тщательно объяснение звука со всеми необходимыми терминами и использованием наглядного рисунка речев аппарат в разрезе. имитация звука 3. тщательная отработка звука тщательная отработка; объяснение звука этот подход для языковых звуков большое колво времени занимает; очень теоретизирован; очень скучный.
24241. Маркетинговые и социально-психологические исследования в PR-деятельности 22.5 KB
  Исследования в области связей с общественностью; использование статистики; вторичные исследования; тематические и проблемные обзоры материалов СМИ медиадосье. Интернет; социологические исследования аудитории общественного мнения контентанализ. С помощью социологических исследований можно изучать широкий круг социальных проблем начиная с исследования ценностных ориентации населения истолкования мнения общественности о кандидате на выборную политическую должность и заканчивая опросами работников организации о какомлибо организационном...